Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №4 2012 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.19 Управление производством
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.25 Научно-технический прогресс на предприятии

10 Государство и право. Юридические науки
10.19 Информационное право
10.19.25 Правовой режим информации, информационных систем и сетей
10.33 Арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс)
10.33.01 Общие вопросы арбитражного процесса
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.35 Имущественные и неимущественные права авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений и их охрана
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.01.79 Кадры науковедов
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.21 Организация, управление, планирование и прогнозирование науки
12.41.25 Организация, управление, планирование и прогнозирование в отраслях науки и экономики
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.75 Экономика науки
12.75.21 Финансирование науки
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
12.91 Наука и научно-исследовательская работа в отдельных странах

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела
13.31.91 Библиотечное дело в отдельных странах
13.41 Библиография. Библиографоведение
13.41.01 Общие вопросы

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.51 Периодическая печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.13 Научные и технические общества, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
20.01.45 Преподавание информатики
20.01.79 Кадры
20.01.80 Правовые вопросы
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.15 Виды источников информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.17 Предметизация и индексирование
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.25 Информационные системы с базами знаний
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.01 Общие вопросы
20.51.17 Информационные потребности и запросы
20.51.19 Виды информационного обслуживания
20.51.21 Научно-техническая пропаганда
20.51.23 Эффективность информационного обслуживания

47 Электроника. Радиотехника
47.01 Общие вопросы электроники и радиотехники
47.01.80 Правовые вопросы

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.79 Кадры
50.01.80 Правовые вопросы
50.05 Теоретические основы программирования
50.05.13 Технология программирования. Автоматизация программирования.
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.23 Программное обеспечение вычислительных сетей

83 Статистика
83.33 Социальная статистика
83.33.49 Статистика науки

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.05 Лицензия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


06 Экономика и экономические науки

14 Народное образование. Педагогика

14.01 Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.11 Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики

Р 3100

40. Джавадян Г. Г. О корпоративной культуре инновационного вуза / Г. Г. Джавадян // Высш. образование в России. – 2012. – № 3. – С. 155–158. – Библиогр.: 2 назв.

В связи с преобразованием высших учебных заведений в организации инновационного типа рассматриваются проблемы построения учебного и научного процессов на основе инновационной корпоративной культуры. Предложен ряд мероприятий, осуществление которых будет способствовать усилению инновационной деятельности вузов.

Р 3545

41. Жуков С. В. Обучение стоит свеч... / С. В. Жуков // Креатив. экономика. – 2012. – № 1. – С. 80–83. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрено состояние, основные характеристики и тенденции развития российских вузов. Анализ выявил основные тенденции: позитивные (рост спроса на образование, появление платных услуг) и негативные (снижение качества образования, уровень расходов на финансирование вузов, несоответствие уровня подготовки выпускника требованиям работодателя).

Н/19641 № 9 (97), ч. 1

42. Жукова Г. С. Современные технологии организации непрерывного дополнительного образования / Г. С. Жукова, М. А. Зироян // Учен. зап. Рос. гос. социал. ун-та. – М., 2011. – № 9 (97), ч. 1. – С. 131–135. – Библиогр.: 5 назв.

Освещены вопросы организации непрерывного образования в социальной сфере. Основное внимание уделено возможностям применения технологического подхода. Приведена краткая характеристика некоторых образовательных технологий, используемых в учебном процессе университет­ского комплекса социального профиля.

Д9-11/84959

43. Щербак Е. Н. Государственное управление в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование / Е. Н. Щербак. – М.: Изд-во МГОУ, 2011. – 409 с. – Библиогр.: 208 назв. – ISBN 978-5-7045-1147-2.

Отмечается, что в настоящее время мировой образовательный рынок, в том числе рынок высшего образования, стали отдельной отраслью мировой экономики с миллиардными объемами продаж и миллионами потребителей. Вопросы получения доходов на мировом рынке высшего образования в последние десятилетия прошлого века рассматриваются целым рядом стран (США, Великобритания, Франция, Германия и др.) как часть их внешнеэкономической политики. Успешное развитие высшего образования России невозможно без эффективного административно-правового регулирования. Необходимо: совершенствование законодательства в области управления высшим образованием; диверсификация источников финансирования; замена стипендий студенческими образовательными кредитами, гарантированными государством; адресное финансирование студентов; установление налоговых льгот на часть доходов, полученных от деятельности учреждений высшего образования, до полного освобождения их деятельности от налогов; принимать меры, препятствующие утечке национальных кадров; привлекать потенциал высококвалифицированных кадров извне; важно учитывать международные тенденции в административно-правовом регулировании отношений в области высшего образования.

14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования

Р 3367

44. Видякина О. Инструменты поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности университетов / О. Видякина // ИС. Пром. собственность. – 2012. – № 3. – С. 30–37. – Библиогр.: 8 назв.

Представлен обзор российских и зарубежных ресурсов для обеспечения процесса коммерциализации и поддержки экспорта результатов интеллектуальной деятельности университетов. Характеризуются: Проект Gate2RuBIN (Gate to Russian Business Innovation Networks); Европейская сеть поддержки бизнеса и инноваций (Enterprise Europe Network, EEN); Рамочная программа конкурентоспособности и инноваций (Competitiveness and Innovation Framework Programme, CIP); Седьмая рабочая программа (7th Framework Programme); Горизонт 2020 – Рамочная программа исследований и инноваций (Framework Programme for Research and Innovation – HORIZON 2020); Программа Всемирной организации интеллектуальной собственности "Университетская инициатива" ("WIPO University Initiative Programm"). Делается вывод о том, что вузы России являются активными участниками инновационного процесса, способными создавать конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной реализации на мировом уровне.

Д9-11/84736

45. Гречко М. В. Развитие вуза в условиях модернизации экономики / М. В. Гречко. – Ростов н/Д, 2011. – 179 с.: ил. – Библиогр.: 40 назв. –
ISBN 978-5-8480-0873-9.

Освещаются вопросы: трансформации современной образовательной парадигмы в условиях экономики знаний; взаимосвязи экономики и системы высшего образования; развития структуры вуза и технологий обучения; управления качеством образования и подготовки специалистов.

См. также № 58.

14.01.79 Кадры образования

Р 3100

46. Назарова И. Б. Кадровые стратегии российских университетов /
И. Б. Назарова // Высш. образование в России. – 2012. – № 3. – С. 108–115.

Делается акцент на то, что университеты разрабатывают системные программы, направленные на привлечение, закрепление и стимулирование ученых, преподавателей и специалистов. В качестве основных составляющих развития кадрового потенциала университеты рассматривают создание условий и стимулов для эффективной работы, обеспечение возможности повышения квалификации, реализации творческой активности и карьерного роста преподавателей и научных сотрудников. Внедряется эффективный контракт с преподавателями, закрепляющий обязательства преподавателя в части академической активности, и университета – в части поощрений. Приведен опыт МГУ им. М. В. Ломоносова, Национального исследовательского университета "МИЭТ", Финансового университета при Правительстве РФ, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Санкт-Петербургского государственного университета и др.

См. также № 23, 49.

14.01.80 Правовые вопросы в системе образования

Н/19887 № 1, секции 1–8

47. Фатхутдинова А. М. Инновационная деятельность в высшем учебном заведении. Правовой аспект / А. М. Фатхутдинова // Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летнему юбилею ВЗФЭИ / М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т, Рос. акад. естеств. наук, Акад. экон. наук и предпринимат. деятельности России
[и др.]. – М., 2011. – Т. 1, секции 1–8. – С. 350–351.

Перечислены условия, при соблюдении которых образовательные учреждения имеют право открывать хозяйственные общества (малые и средние предприятия) без согласия органов государственной власти и местного самоуправления и быть их соучредителями.

14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы
в образовании

Н/19887 № 1, секции 1–8

48. Ахмерова Р. М. Проблемы и развитие дистанционного образования в современных экономических условиях / Р. М. Ахмерова // Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летнему юбилею ВЗФЭИ / М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т, Рос. акад. естеств. наук, Акад. экон. наук и предпринимат. деятельности России [и др.]. – М., 2011. – Т. 1, секции 1–8. – С. 3–4.

Определяются цель, форма, проблемы, а также плюсы и минусы дистанционного образования. Указывается на необходимость обеспечения свободного и оперативного доступа студентов к образовательным ресурсам Интернета.

Н/19641 № 9 (97), ч. 2

49. Гильманов С. А. Формирование электронной образовательной среды и преподаватель высшей школы / С. А. Гильманов // Учен. зап. Рос. гос. социал. ун-та. – М., 2011. – № 9 (97), ч. 2. – С. 212–219. – Библиогр.:
17 назв.

Рассматриваются проблемы совершенствования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы в направлении, обеспечивающем формирование эффективной электронной образовательной среды, а также роль и место преподавателей в этом процессе.

Н/19641 № 9 (97), ч. 2

50. Гинко В. И. Программное обеспечение и технологии Интернета для информационных технологий обучения / В. И. Гинко, М. С. Гинко // Учен. зап. Рос. гос. социал. ун-та. – М., 2011. – № 9 (97), ч. 2. – С. 220–229. – Библиогр.: 9 назв.

Характеризуется программное обеспечение для информационных технологий обучения (автоматизированные обучающие системы, системы поиска информации, моделирующие программы, микромиры), а также технологии Интернета – веб-форумы, технология вики, блоги, социальные сети.

У 3208

51. Грибова В. В. Обучающие виртуальные системы и средства их создания / В. В. Грибова, Л. А. Федорищев // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2012. – № 3 (93). – С. 48–51. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются новые виды обучающих систем – обучающие виртуальные системы в Интернете на основе трехмерной компьютерной графики и онтологий. Предложена концепция разработки таких систем.

Н/19887 № 1, секции 1–8

52. Григорович Д. Б. Репозиторий образовательных интернет-ресурсов ВЗФЭИ / Д. Б. Григорович // Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летнему юбилею ВЗФЭИ / М-во образования и науки РФ,
ГОУ ВПО Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т, Рос. акад. естеств. наук, Акад. экон. наук и предпринимат. деятельности России [и др.]. – М., 2011. – Т. 1, секции 1–8. – С. 11–12. – Библиогр.: 2 назв.

Для организации хранения и использования образовательных ресурсов разработан репозиторий – защищенное сетевое хранилище. Представлена архитектура web-узла, позволяющая реализовать индивидуализированный доступ студентов и преподавателей к образовательным ресурсам. Разработка репозитория проводилась с учетом международных технологических стандартов и спецификацией открытого образования.

У 2913

53. Леохин Ю. Л. Перспективная сетевая технология дистанционного обучения / Ю. Л. Леохин, А. В. Конькин // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 2 (81). – С. 17–22. – Библиогр.: 9 назв.

Исследуются достижения в области сетевой дистанционной технологии обучения и ее дальнейшее развитие в интегрированную информационно-образовательную среду дистанционного обучения (ДО). Выделены позитивные и негативные особенности применения ДО, виды технологий ДО, классификация ПО ДО. Освещены перспективы развития ДО в России.

М / 67130

54. Сейфуллина А. О. Автоматизированные обучающие системы в образовательном процессе высших учебных заведений Казахстана /
А. О. Сейфуллина, Л. К. Тажибай // Вопросы науки и техники : материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. / Сиб. ассоц. консультантов. – Новосибирск, 2012. – Ч. 1. – С. 115–123. – Библиогр.: 3 назв.

Приведено описание автоматизированных обучающих систем: Training Ware; eLearning Server 3000 v2.0; eLearning Office 3000; Среда IBM Workplace Collaborative Learning; HyperMethod 3.5. Делается вывод о том, что в настоящее время престиж и рейтинг учебного заведения определяются не только общим уровнем преподавания, наличием в штате сотрудников ученых с мировым именем и материально-технической базой, но и эффективностью и качеством системы контроля знаний обучающихся.

Н/19887 № 1, секции 1–8

55. Торопцов В. С. Использование кластерного анализа при разработке инновационных образовательных ресурсов для системы электронного обучения (e-learning) / В. С. Торопцов // Экономика, наука, образование: проблемы и пути интеграции : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летнему юбилею ВЗФЭИ / М-во образования и науки РФ,
ГОУ ВПО Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т, Рос. акад. естеств. наук, Акад. экон. наук и предпринимат. деятельности России [и др.]. – М., 2011. – Т. 1, секции 1–8. – С. 44–45. – Библиогр.: 5 назв.

Описывается основная база образовательных ресурсов ВЗФЭИ, которую составляют гипертекстовые мультимедийные компьютерные обучающие программы (КОПР) и электронные обзорные лекции. Представлена модель учебного процесса с использованием сетевых учебно-методических комплексов (УМК-С).

Р 16

56. Федотова М. А. Глобальная сеть – среда распространения образовательных услуг / М. А. Федотова, Т. В. Тазихина, С. Ю. Богатырев // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2012. – № 3. – С. 32–37. – Библиогр.: 8 назв.

Раскрываются способы применения интернет-технологий в процессе преподавания курса "Оценка бизнеса". Определены основные задачи повышения качества образования, разработаны способы их решения. Приведены характеристики технологичного образовательного коммуникативного комплекса, описан опыт его практического применения, намечены перспективы его дальнейшего использования.

Д9-11/85458

57. Филимонова О. В. Специфика применения современных e-learning технологий в процессе формирования профессиональной компетентности в техническом вузе / О. В. Филимонова // Компьютерные технологии в науке, практике и образовании : тр. Десятой Всерос. межвуз. науч.-практ. конф., 17 нояб. 2011 г. / ФГБОУ ВПО "Самар. гос. техн. ун-т". – Самара, 2011. –
С. 388–390. – Библиогр.: 1 назв.

Широкое применение e-learning технологий способно резко повысить эффективность активных методов обучения для всех форм организации учебного процесса: на лекциях, лабораторных и практических занятиях, при самостоятельной подготовке студентов. Повышение уровня наглядности в представлении учебной информации дает возможность создавать образовательные мультимедиа системы, а повсеместное распространение сетевых технологий обеспечивает практическое внедрение системы дистанционного образования.

См. также № 27.

14.15 Система образования

14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений

У 2913

58. Исаенко Ю. С. Рейтингование как способ оценки интеллектуального капитала вуза / Ю. С. Исаенко // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 12 (79). – С. 11–16. – Библиогр.: 3 назв.

На основе ранжирования предложена методика оценки интеллектуального капитала вуза. Сделан вывод о том, что в условиях возрастающей конкуренции особенно актуальной является оценка интеллектуального капитала вуза, что позволит привлекать финансовые ресурсы для развития вуза. По итогам методики построен рейтинг вузов, ранжированный по интеллектуальному капиталу.

14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе

У 3670

59. Лопатин В. Н. Об образовательных стандартах по направлению "Интеллектуальная собственность" / В. Н. Лопатин // Право интеллектуал. собственности. – 2012. – № 1 (21). – С. 23–30.

Освещены проблемы подготовки кадров в сфере интеллектуальной собственности с учетом российского и зарубежного опыта. Приводится структура и основное содержание проектов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки "Интеллектуальная собственность".

  
На главную