12 Науковедение
12.21 Наука и общество. Социология науки
12.21.31 Наука, политика и идеология
См. № 28.
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.25 Организация, управление, планирование и прогнозирование в отраслях науки и экономики
М/67206 № 3
29. Куприна И. В. Новые типы организаций научной и
научно-технической деятельности в современной России / И. В. Куприна //
Образование, экономика, право в соврем. информ. о-ве : материалы VIII Междунар.
науч. конф. / Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. – М., 2012. – Ч. 3. – С. 35–40. –
Библиогр.: 8 назв.
Обозначены типы организаций научной и научно-технической
деятельности в России: Российская академия наук и независимые академии наук (РАЕН
и др.) – центры фундаментальных исследований; фонды поддержки науки;
технопарки, строящиеся в семи регионах России; сеть
инновационно-технологических центров, которые по решаемым задачам во многом
сходны с технопарками. Подробно рассмотрен государственный проект
создания в России научно-технического
Центра исследований и разработок – "Сколково".
У 3713
30. Соколов А. В. Долгосрочный прогноз
научно-технологического развития России на период до 2030 года: ключевые
особенности и первые результаты / А. В. Соколов, А. А. Чулок // Форсайт. –
2012. – Т. 6, № 1. –
С. 12–23. – Библиогр.: с. 23.
Рассматриваются особенности эволюции научно-технологических
Форсайт-исследований за последнее десятилетие. Форсайт, изначально
ограничивавшийся публикацией аналитических докладов и концептуальных записок,
постепенно «обрастает» инструментами и интегрируется в процесс формирования
политики в сфере науки, технологий и инноваций. Наряду с традиционными
вопросами науки и технологий Форсайт затрагивает и более широкие социальные и
экономические факторы. В его фокусе часто оказываются междисциплинарные
области и межсекторальные проблемы. Российская практика
научно-технологического Форсайта развивается в соответствии с глобальными
трендами. В частности, проводится периодическая корректировка национальных
научно-технологических приоритетов и критических технологий. Основное внимание
уделяется ключевым характеристикам реализуемого в настоящее время третьего
цикла Долгосрочного прогноза, стартовавшего в 2011 г., и их сопоставлению с
содержанием первых двух циклов и международными тенденциями. В рамках данного
цикла формируется расширенная сеть экспертов на базе новых Форсайт-центров,
создаваемых при различных исследовательских университетах России. Обсуждаются
барьеры на пути развития Форсайт-исследований, которые предстоит преодолеть:
интеграция отраслевых прогнозов, углубленный анализ отдельных научных
дисциплин, усиление интеграции в политический процесс, и более эффективное
распространение результатов исследований в деловых и научных кругах.
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах
Р 3283
31. Калошина М. Н. Оценка эффективности использования
результатов НИОКР / М. Н. Калошина, Л. М. Коржуева // Менеджмент в России и за
рубежом. – 2012. – № 2. – С. 95–104. – Библиогр.: 3 назв.
Под оценкой эффективности использования результатов
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в
данном исследовании предлагается понимать расчёт совокупности качественных и
количественных показателей. Особенностью предлагаемого перечня количественных
показателей является то, что они не содержат внутригрупповых противоречий и
направлены на выбор дальнейшей стратегии управления с использованием
какой-либо одной или нескольких предлагаемых политик.
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
Н/18770 № 8
32. Бравая Ю. Ю. Инновационные структуры на примере
технопарков при вузах / Ю. Ю. Бравая // Актуал. проблемы экономики соврем.
России : сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. – СПб.,
2012. – Вып. 8. – С. 198–201. – Библиогр.: 4 назв.
Технопарки – один из лучших способов развития индустрии высоких
технологий. Многоплановая роль университетов в развитии научных парков.
Зарубежная практика создания и финансирования технопарков. Основные проблемы
технопарков при российских вузах.
Н/18770 № 8
33. Головцова И. Г. Интеграция вузов в
учебно-научно-производстенные комплексы / И. Г. Головцова, Л. И. Николаева //
Актуал. проблемы экономики соврем. России : сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос.
ун-т аэрокосм. приборостроения. – СПб., 2012. – Вып. 8. – С. 34–37.
В отечественных условиях наиболее радикальной формой интеграции
науки, высшего образования и производства является
учебно-научно-производственный (инновационный) комплекс УНПК, в рамках
которого осуществляется подготовка кадров и проведение научных исследований,
как фундаментальных, так и прикладных НИР. Создание УНПК заключается в
реализации концепции перехода на новую ступень интеграции образовательного
процесса, научной и производственной деятельности, определяемую отношением к
собственности, путём организации единой организационно-правовой и
финансово-экономической структуры вуза, НИИ, КБ, финансовых, промышленных фирм
и предприятий. Реализация идеи учебно-научно-производственного проекта должна
осуществляться по принципу движущегося модуля.
У3070
34. Юдин Д. С. Тенденции развития малого инновационного
предпринимательства в системе высшего образования / Д. С. Юдин // Вестн.
ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. – 2012. – № 1 (52). – С. 398–399. – Библиогр.: 8
назв.
Осуществлён анализ законодательства, регулирующего деятельность
малых инновационных предприятий при вузах. Обозначены основные тенденции
развития малых инновационных предприятий. Обоснована необходимость
реформирования нормативно-правовой базы, регулирующей данную отрасль.
См. также № 78.
12.41.41 Кооперация в науке
У 3713
35. Гине Ж. Открытые инновации: эффекты для корпоративных
стратегий, государственной политики и международного "перетока" исследований и
разработок / Ж. Гине, Д. Майсснер // Форсайт. – 2012. – Т. 6, № 1. – С. 26–35.
– Библиогр.: с. 34–35.
Управление инновациями в рамках формирующейся модели "открытых
инноваций". Открытые инновации и интернационализация исследований и разработок
(ИиР). Влияние на государственный сектор науки и государственную политику.
Критерии выбора компаниями партнёров в государственном секторе ИиР. Меры
стимулирования инновационной активности в бизнесе и государственном секторе
науки.
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
У 4091
36. Митрофанова И. В. Малые инновационные предприятия в
вузах Южного федерального округа: опыт, проблемы, потенциал и перспективы /
И. В. Митрофанова, Н. П. Иванов // Вестн.
Ин-та дружбы народов Кавказа. – 2011. – № 4 (20), ч. 1. – С. 126–133. –
Библиогр.: 11 назв.
Анализ условий и возможностей, проблем и противоречий успешного
развития малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях России.
Оценка опыта их создания в регионах Южного федерального округа. Предложены
универсальные для всех федеральных округов решения, позволяющие ускорить
процесс инновационной модернизации российских вузов.
Д9-11/86353
37. Руководство по оценке экономической эффективности
инновационных проектов / С. В. Кайманаков [и др.]. – М.: МАКС Пресс, 2011. –
105 с. – ISBN 978-5-317-03865-6.
Книга содержит "Концепцию оценки экономической эффективности
исполнения проектов в рамках федеральной целевой программы на выполнение
научно-исследовательских работ" и "Методику определения значений начальной
(максимальной) цены лота на выполнение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ", которая вместе с Приложениями
является элементом единственной на настоящий момент комплексной системы оценки
экономической эффективности инновационных проектов.
См. также № 28, 81.
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
У 2913
38. Артамонов И. М. Особенности подготовки к сертификации
системы менеджмента качества вуза в сжатые сроки на примере МАИ /
И. М. Артамонов, Т. П. Балаева // Качество. Инновации. Образование. – 2012. –
№ 3 (82). – С. 13–17.
Описана методика подготовки к сертификации системы менеджмента
качества вуза. Выделены основные внутренние и внешние факторы, влияющие на
этот процесс. Определены особенности управления проектом подготовки, его
допущения и ограничения.
У 2913
39. Бойко Н. В. Особенности предоставления
образовательных услуг и существующие предпосылки снижения качества подготовки
специалистов / Н. В. Бойко, В. В. Михайлов
// Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 3 (82). – С. 17–20. –
Библиогр.: 3 назв.
Представлено авторское определение "конкурентоспособности
образовательных услуг". Разработана многоуровневая система образовательных
услуг по виду, уровням субъектов предоставления и объектов получения.
Сгруппированный кластер высших учебных заведений даёт развёрнутое
представление о негативных проявлениях, способствующих снижению качества
подготовки специалистов.
У 2913
40. Капинус Е. В. Некоторые аспекты эффективного
функционирования системы менеджмента качества вуза / Е. В. Капинус, Е. Б.
Гаффорова // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 3 (82). – С. 2–7. –
Библиогр.: 3 назв.
Рассматривается подход к созданию и функционированию системы
менеджмента качества (СМК) вуза, основанный на требованиях всех групп
заинтересованных сторон, который реализуется через формирование всех видов
целей, связанных с удовлетворением их требований, составление перечня
индикаторов их достижения и структурирование по срокам, объектам и уровням
управления. Достижение поставленных целей трактуется как эффективность СМК в
целом.
У 3713
41. Коцемир М. Н. Динамика российской и мировой науки
сквозь призму международных публикаций / М. Н. Коцемир // Форсайт. – 2012. –
Т. 6, № 1. – С. 38–57. – Библиогр.: c. 57.
Представлен обзор динамики основных показателей публикационной
активности и цитируемости научных публикаций России и других стран за
последние 16 лет. Оценки свидетельствуют, что позиции России как мирового
научного лидера за указанный период значительно ослабли, в то время как
остальные страны БРИК, а также некоторые развивающиеся государства Азии
значительно улучшили показатели своей публикационной активности.
М/67206 № 2
42. Куликова Ю. П. Оценка научно-образовательного
инновационного комплекса высшего образовательного учреждения на основе
сбалансированной системы показателей / Ю. П. Куликова // Образование,
экономика, право в соврем. информ. о-ве : материалы VIII Междунар. науч. конф.
/ Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. – М., 2012. – Ч. 2. – С. 104–109.
Объектом исследования является Негосударственное некоммерческое
образовательное учреждение высшего профессионального образования "Гуманитарный
институт" (г. Москва), в научно-образовательном комплексе (НИОК) которого
реализуется система многоуровнего и многоступенчатого непрерывного
профессионального образования, включающая общее среднее образование, начальное
профессиональное образование, среднее профессиональное образование, а также
высшее и дополнительное образование. Приведены примеры различных форм НИОК.
Представлены возможности высшего образовательного учреждения
предпринимательского типа. Установлено, что система управления высшего
образовательного учреждения предпринимательского типа обеспечивает реализацию
всех видов инноваций в образовательной сфере – педагогических, маркетинговых,
организационных и других, формируя триаду "наука – образование – бизнес".
У 2913
43. Пашкевич А. В. Основные аспекты создания системы
менеджмента качества образования в контексте компетентностного подхода в
массовой школе / А. В. Пашкевич // Качество. Инновации. Образование. – 2012. –
№ 3 (82). – С. 8–12. – Библиогр.: 3 назв.
Рассмотрена проблема перехода образовательного учреждения на
компетентностно-ориентированное образование. Представлен практический опыт
внедрения системы менеджмента качества в контексте компетентностного подхода в
образовательный процесс школы.
См. также № 74, 77.
12.41.55 Информационное обеспечение научной деятельности
Д9-11/85933
44. Сибирский В. К. ИКТ в образовании и науке / В. К.
Сибирский, В. Г. Степанов. – М., 2011. – 186 с.: ил. – Библиогр.: с. 183–186.
– ISBN 978-5-9580-0081-4.
Отмечены важные связи между развитием
(информационно-коммуникационные технологии, ИКТ) ИКТ-ориентированных
образования и науки с одной стороны и решением проблем модернизации российской
экономики и общества в целом с другой. Рассмотрены приложения
интернет-технологий в указанных сферах деятельности и представлены применения
концепции мобильного офиса. Проанализированы последствия постоянно
расширяющегося внедрения информационно-коммуникационных технологий в
образование и науку. Рассмотрено применение достижений прикладного
искусственного интеллекта и искусственных самообучающихся систем к проблемам
образования (создания обучающей среды), научных исследований и
социально-экономических процессов.
Р 3300
45. Шабурова Н. Н. Изучение параметров доступных
электронных ресурсов как маркетинговая составляющая современного
комплектования библиотеки НИИ / Н. Н. Шабурова // Библиосфера. – 2012. – № 1.
–
С. 32–39. – Библиогр.: 10 назв.
Изучена структура электронной информационной базы СО РАН.
Проведён мониторинг её использования за 2006–2010 гг. как в целом, так и в
отдельно взятом НИИ СО РАН (Институте физики полупроводников). Определён
оптимальный баланс "спрос – предложение", "предложение – спрос". Приведены
фактические данные, демонстрирующие практическую востребованность различных
видов электронных изданий в научной среде. Мониторинг их использования, анализ
его результатов, библиометрические сведения о доступных ресурсах и другие
данные позволяют оценить маркетиногвые особенности информационного рынка.
12.51 Методика и техника исследовательской работы
12.51.01 Общие вопросы
См. № 72.
12.51.85 Автоматизация научных исследований
См. № 44.
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
У3070
46. Ткачева М. И. Сравнение методов оценки качества
педагогического персонала образовательных учреждений среднего общего и высшего
профессионального образования (на примере
Санкт-Петербурга) / М. И. Ткачева // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика.
– 2012. – № 1 (52). –
С. 376–379. – Библиогр.: 7 назв.
Рассмотрена современная система управления персоналом
образовательного учреждения. Особое внимание уделено комплексной оценке
персонала. Предложена сравнительная характеристика существующих методов оценки
качества педагогического персонала общеобразовательных учреждений (гимназии,
лицея, школы) и вузов (на примере Санкт-Петербурга).
12.91 Наука и научно-исследовательская работа
в отдельных странах
Р 3357
47. Максимцев И. А. Тенденции развития докторского
образования в европейских университетах / И. А. Максимцев, А. В. Чиркова //
Рос. предпринимательство. – 2012. – № 2 (200). – С. 147–154. – Библиогр.: 11
назв.
Рассмотрены проблемы развития докторских программ в европейских
университетах. Проанализированы тенденции их реформирования. Выявлены
изменения в докторском образовании за последние несколько лет. Представлены
модели организации высококачественных, ориентированных на международный
уровень, докторских программ в европейском докторском образовании.
|