Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2012 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозирование и планирование экономики. Экономические циклы и кризисы
06.52.13 Экономическое развитие. Экономический рост
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.33 Региональная экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.02 Организация и структура отраслей экономики. Внутриотраслевые и межотраслевые связи
06.77 Экономика труда. Трудовые ресурсы
06.77.02 Социально-экономические проблемы труда
06.77.05 Население и трудовые ресурсы в целом
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.25 Научно-технический прогресс на предприятии

10 Государство и право. Юридические науки
10.19 Информационное право
10.19.01 Общие вопросы информационного права
10.19.25 Правовой режим информации, информационных систем и сетей
10.19.43 Правовой режим информационных ресурсов
10.19.51 Правовое регулирование международного обмена информацией и использования глобальных информационных сетей
10.19.61 Правовое регулирование информационной безопасности
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.01 Общие вопросы патентного права
10.35.23 Объекты промышленной собственности. Условия патентоспособности
10.35.35 Имущественные и неимущественные права авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений и их охрана
10.35.61 Патенты и их правовая защита
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

11 Политика и политические науки
11.25 Теория международных отношений. Внешняя политика и дипломатия
11.25.19 Внешнеполитические аспекты глобальных проблем

12 Науковедение
12.21 Наука и общество. Социология науки
12.21.31 Наука, политика и идеология
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.25 Организация, управление, планирование и прогнозирование в отраслях науки и экономики
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.41 Кооперация в науке
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.41.55 Информационное обеспечение научной деятельности
12.51 Методика и техника исследовательской работы
12.51.01 Общие вопросы
12.51.85 Автоматизация научных исследований
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
12.91 Наука и научно-исследовательская работа в отдельных странах

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.01 Общие вопросы
13.31.07 Теория и методология библиотечного дела
13.31.09 История библиотечного дела
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела
13.31.15 Организация и управление в области библиотечного дела
13.31.17 Международное сотрудничество в области библиотечного дела
13.41 Библиография. Библиографоведение
13.41.01 Общие вопросы
13.41.52 Библиографическое обслуживание

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.13 Научные общества, съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары в области образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование
14.37.01 Общие вопросы
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.51 Печать
19.51.65 Книжная торговля. Пропаганда и распространение печати

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.01.79 Кадры
20.01.80 Правовые вопросы
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.13 Информационные службы на предприятиях и в учреждениях
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.23 Информационный поиск
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.15 Распознавание образов. Обработка изображений
28.23.35 Экспертные системы
28.23.39 Интеллектуальные базы знаний

49 Связь
49.33 Сети и узлы связи
49.33.35 Надежность сетей связи и защита информации
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.29 Системы и аппаратура передачи текстовой и графической информации
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.11 Современное состояние и перспективы развития
50.01.25 Патентное дело. Изобретательство и рационализаторство
50.01.29 Информационная деятельность
50.01.80 Правовые вопросы
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.25 Прикладное программное обеспечение
50.49 Автоматизированные системы организационного управления
50.49.37 Автоматизированные системы управления предприятиями и организациями

82 Организация и управление
82.33 Стратегический менеджмент. Стратегическое планирование
82.33.13 Планирование. Бизнес-планы

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.29 Патентно-информационная деятельность
85.29.05 Патентные информационно-поисковые системы
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.07 Патентование и патентная политика

Указатель использованных источников

Авторский указатель


12 Науковедение

12.21 Наука и общество. Социология науки

12.21.31 Наука, политика и идеология

См. № 28.

12.41 Организация науки. Политика в области науки

12.41.25 Организация, управление, планирование
и прогнозирование в отраслях науки и экономики

М/67206 № 3

29. Куприна И. В. Новые типы организаций научной и научно-тех­нической деятельности в современной России / И. В. Куприна // Образование, экономика, право в соврем. информ. о-ве : материалы VIII Междунар. науч. конф. / Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. – М., 2012. – Ч. 3. – С. 35–40. – Библиогр.: 8 назв.

Обозначены типы организаций научной и научно-технической деятельности в России: Российская академия наук и независимые академии наук (РАЕН и др.) – центры фундаментальных исследований; фонды поддержки науки; технопарки, строящиеся в семи регионах России; сеть инновационно-технологических центров, которые по решаемым задачам во многом сходны с технопарками. Подробно рассмотрен государственный проект создания в России научно-технического Центра исследований и разработок – "Сколково".

У 3713

30. Соколов А. В. Долгосрочный прогноз научно-технологического развития России на период до 2030 года: ключевые особенности и первые результаты / А. В. Соколов, А. А. Чулок // Форсайт. – 2012. – Т. 6, № 1. –
С. 12–23. – Библиогр.: с. 23.

Рассматриваются особенности эволюции научно-технологических Фор­сайт-исследований за последнее десятилетие. Форсайт, изначально ограничивавшийся публикацией аналитических докладов и концептуальных записок, постепенно «обрастает» инструментами и интегрируется в процесс формирования политики в сфере науки, технологий и инноваций. Наряду с традиционными вопросами науки и технологий Форсайт затрагивает и более широкие социальные и экономические факторы. В его фокусе часто оказываются междисциплинарные области и межсекторальные проблемы. Российская практика научно-технологического Форсайта развивается в соответствии с глобальными трендами. В частности, проводится периодическая корректировка национальных научно-технологических приоритетов и критических технологий. Основное внимание уделяется ключевым характеристикам реализуемого в настоящее время третьего цикла Долгосрочного прогноза, стартовавшего в 2011 г., и их сопоставлению с содержанием первых двух циклов и международными тенденциями. В рамках данного цикла формируется расширенная сеть экспертов на базе новых Форсайт-центров, создаваемых при различных исследовательских университетах России. Обсуждаются барьеры на пути развития Форсайт-исследований, которые предстоит преодолеть: интеграция отраслевых прогнозов, углубленный анализ отдельных научных дисциплин, усиление интеграции в политический процесс, и более эффективное распространение результатов исследований в деловых и научных кругах.

12.41.31 Организация, управление, планирование
и прогнозирование исследований
в научных учреждениях и коллективах

Р 3283

31. Калошина М. Н. Оценка эффективности использования результатов НИОКР / М. Н. Калошина, Л. М. Коржуева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 95–104. – Библиогр.: 3 назв.

Под оценкой эффективности использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в данном исследовании предлагается понимать расчёт совокупности качественных и количественных показателей. Особенностью предлагаемого перечня количественных показателей является то, что они не содержат внутригрупповых противоречий и направлены на выбор дальнейшей стратегии управления с использованием какой-либо одной или нескольких предлагаемых политик.

12.41.33 Научно-исследовательская деятельность
в высшей школе

Н/18770 № 8

32. Бравая Ю. Ю. Инновационные структуры на примере технопарков при вузах / Ю. Ю. Бравая // Актуал. проблемы экономики соврем. России : сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. – СПб., 2012. – Вып. 8. – С. 198–201. – Библиогр.: 4 назв.

Технопарки – один из лучших способов развития индустрии высоких технологий. Многоплановая роль университетов в развитии научных парков. Зарубежная практика создания и финансирования технопарков. Основные проблемы технопарков при российских вузах.

Н/18770 № 8

33. Головцова И. Г. Интеграция вузов в учебно-научно-производ­стенные комплексы / И. Г. Головцова, Л. И. Николаева // Актуал. проблемы экономики соврем. России : сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. – СПб., 2012. – Вып. 8. – С. 34–37.

В отечественных условиях наиболее радикальной формой интеграции науки, высшего образования и производства является учебно-научно-производственный (инновационный) комплекс УНПК, в рамках которого осуществляется подготовка кадров и проведение научных исследований, как фундаментальных, так и прикладных НИР. Создание УНПК заключается в реализации концепции перехода на новую ступень интеграции образовательного процесса, научной и производственной деятельности, определяемую отношением к собственности, путём организации единой орга­низационно-правовой и финансово-экономической структуры вуза, НИИ, КБ, финансовых, промышленных фирм и предприятий. Реализация идеи учебно-научно-производственного проекта должна осуществляться по принципу движущегося модуля.

У3070

34. Юдин Д. С. Тенденции развития малого инновационного предпринимательства в системе высшего образования / Д. С. Юдин // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. – 2012. – № 1 (52). – С. 398–399. – Библиогр.: 8 назв.

Осуществлён анализ законодательства, регулирующего деятельность малых инновационных предприятий при вузах. Обозначены основные тенденции развития малых инновационных предприятий. Обоснована необходимость реформирования нормативно-правовой базы, регулирующей данную отрасль.

См. также № 78.

12.41.41 Кооперация в науке

У 3713

35. Гине Ж. Открытые инновации: эффекты для корпоративных стратегий, государственной политики и международного "перетока" исследований и разработок / Ж. Гине, Д. Майсснер // Форсайт. – 2012. – Т. 6, № 1. – С. 26–35. – Библиогр.: с. 34–35.

Управление инновациями в рамках формирующейся модели "открытых инноваций". Открытые инновации и интернационализация исследований и разработок (ИиР). Влияние на государственный сектор науки и государственную политику. Критерии выбора компаниями партнёров в государственном секторе ИиР. Меры стимулирования инновационной активности в бизнесе и государственном секторе науки.

12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений

У 4091

36. Митрофанова И. В. Малые инновационные предприятия в вузах Южного федерального округа: опыт, проблемы, потенциал и перспективы / И. В. Митрофанова, Н. П. Иванов // Вестн. Ин-та дружбы народов Кавказа. – 2011. – № 4 (20), ч. 1. – С. 126–133. – Библиогр.: 11 назв.

Анализ условий и возможностей, проблем и противоречий успешного развития малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях России. Оценка опыта их создания в регионах Южного федерального округа. Предложены универсальные для всех федеральных округов решения, позволяющие ускорить процесс инновационной модернизации российских вузов.

Д9-11/86353

37. Руководство по оценке экономической эффективности инновационных проектов / С. В. Кайманаков [и др.]. – М.: МАКС Пресс, 2011. –
105 с. – ISBN 978-5-317-03865-6.

Книга содержит "Концепцию оценки экономической эффективности исполнения проектов в рамках федеральной целевой программы на выполнение научно-исследовательских работ" и "Методику определения значений начальной (максимальной) цены лота на выполнение научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ", которая вместе с При­ложениями является элементом единственной на настоящий момент комплексной системы оценки экономической эффективности инновационных проектов.

См. также № 28, 81.

12.41.51 Качество и результативность научной деятельности

У 2913

38. Артамонов И. М. Особенности подготовки к сертификации системы менеджмента качества вуза в сжатые сроки на примере МАИ /
И. М. Артамонов, Т. П. Балаева // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 3 (82). – С. 13–17.

Описана методика подготовки к сертификации системы менеджмента качества вуза. Выделены основные внутренние и внешние факторы, влияющие на этот процесс. Определены особенности управления проектом подготовки, его допущения и ограничения.

У 2913

39. Бойко Н. В. Особенности предоставления образовательных услуг и существующие предпосылки снижения качества подготовки специалистов / Н. В. Бойко, В. В. Михайлов // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 3 (82). – С. 17–20. – Библиогр.: 3 назв.

Представлено авторское определение "конкурентоспособности образовательных услуг". Разработана многоуровневая система образовательных услуг по виду, уровням субъектов предоставления и объектов получения. Сгруппированный кластер высших учебных заведений даёт развёрнутое представление о негативных проявлениях, способствующих снижению качества подготовки специалистов.

У 2913

40. Капинус Е. В. Некоторые аспекты эффективного функционирования системы менеджмента качества вуза / Е. В. Капинус, Е. Б. Гаффорова // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 3 (82). – С. 2–7. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается подход к созданию и функционированию системы менеджмента качества (СМК) вуза, основанный на требованиях всех групп заинтересованных сторон, который реализуется через формирование всех видов целей, связанных с удовлетворением их требований, составление перечня индикаторов их достижения и структурирование по срокам, объектам и уровням управления. Достижение поставленных целей трактуется как эффективность СМК в целом.

У 3713

41. Коцемир М. Н. Динамика российской и мировой науки сквозь призму международных публикаций / М. Н. Коцемир // Форсайт. – 2012. – Т. 6, № 1. – С. 38–57. – Библиогр.: c. 57.

Представлен обзор динамики основных показателей публикационной активности и цитируемости научных публикаций России и других стран за последние 16 лет. Оценки свидетельствуют, что позиции России как мирового научного лидера за указанный период значительно ослабли, в то время как остальные страны БРИК, а также некоторые развивающиеся государства Азии значительно улучшили показатели своей публикационной активности.

М/67206 № 2

42. Куликова Ю. П. Оценка научно-образовательного инновационного комплекса высшего образовательного учреждения на основе сбалансированной системы показателей / Ю. П. Куликова // Образование, экономика, право в соврем. информ. о-ве : материалы VIII Междунар. науч. конф. / Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. – М., 2012. – Ч. 2. – С. 104–109.

Объектом исследования является Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение высшего профессионального образования "Гуманитарный институт" (г. Москва), в научно-образовательном комплексе (НИОК) которого реализуется система многоуровнего и многоступенчатого непрерывного профессионального образования, включающая общее среднее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, а также высшее и дополнительное образование. Приведены примеры различных форм НИОК. Представлены возможности высшего образовательного учреждения предпринимательского типа. Установлено, что система управления высшего образовательного учреждения предпринимательского типа обеспечивает реализацию всех видов инноваций в образовательной сфере – педагогических, маркетинговых, организационных и других, формируя триаду "наука – образование – бизнес".

У 2913

43. Пашкевич А. В. Основные аспекты создания системы менеджмента качества образования в контексте компетентностного подхода в массовой школе / А. В. Пашкевич // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 3 (82). – С. 8–12. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрена проблема перехода образовательного учреждения на компетентностно-ориентированное образование. Представлен практический опыт внедрения системы менеджмента качества в контексте компетентностного подхода в образовательный процесс школы.

См. также № 74, 77.

12.41.55 Информационное обеспечение научной деятельности

Д9-11/85933

44. Сибирский В. К. ИКТ в образовании и науке / В. К. Сибирский,
В. Г. Степанов. – М., 2011. – 186 с.: ил. – Библиогр.: с. 183–186. – ISBN 978-5-9580-0081-4.

Отмечены важные связи между развитием (информационно-коммуни­кационные технологии, ИКТ) ИКТ-ориентированных образования и науки с одной стороны и решением проблем модернизации российской экономики и общества в целом с другой. Рассмотрены приложения интернет-технологий в указанных сферах деятельности и представлены применения концепции мобильного офиса. Проанализированы последствия постоянно расширяющегося внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование и науку. Рассмотрено применение достижений прикладного искусственного интеллекта и искусственных самообучающихся систем к проблемам образования (создания обучающей среды), научных исследований и социально-экономических процессов.

Р 3300

45. Шабурова Н. Н. Изучение параметров доступных электронных ресурсов как маркетинговая составляющая современного комплектования библиотеки НИИ / Н. Н. Шабурова // Библиосфера. – 2012. – № 1. –
С. 32–39. – Библиогр.: 10 назв.

Изучена структура электронной информационной базы СО РАН. Проведён мониторинг её использования за 2006–2010 гг. как в целом, так и в отдельно взятом НИИ СО РАН (Институте физики полупроводников). Определён оптимальный баланс "спрос – предложение", "предложение – спрос". Приведены фактические данные, демонстрирующие практическую востребованность различных видов электронных изданий в научной среде. Мониторинг их использования, анализ его результатов, библиометрические сведения о доступных ресурсах и другие данные позволяют оценить маркетиногвые особенности информационного рынка.

12.51 Методика и техника исследовательской работы

12.51.01 Общие вопросы

См. № 72.

12.51.85 Автоматизация научных исследований

См. № 44.

12.79 Научные кадры

12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

У3070

46. Ткачева М. И. Сравнение методов оценки качества педагогического персонала образовательных учреждений среднего общего и высшего профессионального образования (на примере Санкт-Петербурга) / М. И. Тка­чева // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. – 2012. – № 1 (52). –
С. 376–379. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрена современная система управления персоналом образовательного учреждения. Особое внимание уделено комплексной оценке персонала. Предложена сравнительная характеристика существующих методов оценки качества педагогического персонала общеобразовательных учреждений (гимназии, лицея, школы) и вузов (на примере Санкт-Петербурга).

12.91 Наука и научно-исследовательская работа
в отдельных странах

Р 3357

47. Максимцев И. А. Тенденции развития докторского образования в европейских университетах / И. А. Максимцев, А. В. Чиркова // Рос. предпринимательство. – 2012. – № 2 (200). – С. 147–154. – Библиогр.: 11 назв.

Рассмотрены проблемы развития докторских программ в европейских университетах. Проанализированы тенденции их реформирования. Выявлены изменения в докторском образовании за последние несколько лет. Представлены модели организации высококачественных, ориентированных на международный уровень, докторских программ в европейском докторском образовании.

  
На главную