14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования
и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и
педагогики
У 4091
61. Овчинников В. Н. Образовательные услуги как объект
потребления и общественное благо / В. Н. Овчинников, Н. П. Королева // Вестн.
Ин-та дружбы народов Кавказа. – 2011. – № 4 (20), ч. 2. – С. 194–202. –
Библиогр.: 12 назв.
Рассмотрена двойственная социально-экономическая природа
образовательных услуг, выступающих в смешанной экономике в качестве
общественного блага и объекта потребления, регулируемого рыночными механизмами
спроса и предложения. Особое внимание уделено проблематике государственного
регулирования рынка образовательных услуг в условиях формирования единого
образовательного пространства на основе принципов Болонской декларации.
14.01.13 Научные общества, съезды, конгрессы, конференции,
симпозиумы, семинары в области образования
и педагогики
Ар11-24544
62. Харитонов И. М. Модели и алгоритмы планирования
учебного процесса вуза на основе модульно-компетентностного подхода: автореф.
дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / И. М. Харитонов. – Астрахань, 2011. –
20 с.: ил. – Библиогр.: 10 назв.
Повышение эффективности процесса подготовки выпускников в
условиях действия реформы высшего образования; повышение качества планирования
учебного процесса в вузе.
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования
Р 3602
63. Кушель Е. С. Об основных принципах стратегического
планирования конкурентоспособности образовательных организаций (высшей школы)
/ Е. С. Кушель // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2012. – № 1. – С.
41–55. – Библиогр.: 4 назв.
Основные концептуальные положения по стратегическому
планированию конкурентоспособности вуза. Логическая взаимосвязь стратегических
планов по обеспечению конкурентоспособности вуза. Взаимосвязь основных этапов
стратегического планирования конкурентоспособности вуза.
Н/18770 № 8
64. Фаттахов В. В. Мониторинг и анализ удовлетворённости
потребителей образовательных услуг / В. В. Фаттахов, М. В. Фаттахова // Актуал.
проблемы экономики соврем. России : сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. ун-т
аэрокосм. приборостроения. – СПб., 2012. – Вып. 8. – С. 23–29.
Ориентация на потребителя предполагает проведение в вузе
систематических измерений качества оказываемых образовательных услуг, оценку
удовлетворённости обучающихся деятельностью образовательного учреждения через
организацию "обратной" связи с ним. В статье рассмотрены слабые стороны
используемых подходов к проведению мониторинга удовлетворённости потребителей
образовательных услуг и способов анализа полученных результатов, предложена
методика, устраняющая отмеченные недостатки. Данная методика мониторинга и
оценки удовлетворённости потребителей образовательных услуг вуза успешно
реализуется в Международном банковском институте – лауреате премии
Правительства РФ в области качества за 2010 год.
Н/18770 № 8
65. Федоров Д. В. Информационное обеспечение
управленческой сферы в системе образования / Д. В. Федоров // Актуал. проблемы
экономики соврем. России : сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм.
приборостроения. – СПб., 2012. – Вып. 8. – С. 66–68.
Основные направления модернизации управления системой
образования. Основная цель дальнейшего инновационного реформирования
управления образованием. Специфические требования к информатизации сферы
управления образованием. Необходимость развития и поддержки стратегической
функции управления.
14.01.79 Кадры образования
См. № 46.
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
М/67206 № 3
66. Анохина С. Ю. Дистанционное обучение в системе
непрерывного профессионального образования / С. Ю. Анохина // Образование,
экономика, право в соврем. информ. о-ве : материалы VIII Междунар. науч. конф.
/ Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. – М., 2012. – Ч. 3. – С. 458–463. – Библиогр.:
5 назв.
Об использовании в ГБОУ СПО Педагогический колледж №15 (г.
Москва) дистанционных образовательных технологий, что даёт ряд преимуществ:
перераспределение бюджета времени преподавателя, высвобождение аудиторного
фонда, экономию затрат на эксплуатационные расходы и коммунальные платежи и
другие. Внедрение дистанционных образовательных технологий открывает большие
перспективы в повышении квалификации и профессиональной переподготовке
специалистов.
М/67206 № 3
67. Егоров В. И. Использование телекоммуникационных
технологий
в образовании / В. И. Егоров // Образование, экономика, право в соврем.
информ. о-ве : материалы VIII Междунар. науч. конф. / Моск. ун-т
им. С. Ю. Витте. – М., 2012. – Ч. 3. – С. 485–491. – Библиогр.: 4 назв.
Основные средства организации дистанционного обучения.
Собственные педагогические приемы организации дистанционного обучения.
Результаты внедрения дистанционного обучения.
Р 3576
68. Капилевич В. Л. Архитектурное проектирование системы
инновационной организации и поддержки учебного процесса в высшем учебном
заведении / В. Л. Капилевич // Вестн. Том. гос. ун-та. упр.,
вычисл. техника и информатика. – 2012. – № 1 (18). – С. 126–132. – Библиогр.:
14 назв.
Рассмотрена архитектура программного комплекса, обеспечивающего
автоматизацию планирования и организации учебного процесса крупного вуза с
учётом современных тенденций интеграции российских вузов в общеевропейское и
мировое образовательное пространство. Приведено обоснование реализации данной
системы как облачного сервиса, то есть предоставления программного обеспечения
как услуги. Особенностью проектирования системы является индивидуализация
образовательных траекторий студентов и поддержка современных образовательных
концепций, таких как CDIO и PBL.
М/67206 № 3
69. Пучкин В. В. Информационно-коммуникационные
технологии в образовании / В. В. Пучкин // Образование, экономика, право в
соврем. информ. о-ве : материалы VIII Междунар. науч. конф. / Моск. ун-т
им. С. Ю. Витте. – М., 2012. – Ч. 3. – С. 514–519.
О причинах, лежащих в основе проблем, возникающих при реализации
проектов по информатизации и организации дистанционного обучения в
образовательных учреждениях. Названы основные причины торможения внедрения
технологий e-learning. Дана информация о поправках в законодательстве об
образовании, принятых Госдумой 21 ноября 2011 г., расширяющих практику
использования учебными заведениями электронного (дистанционного) обучения
через Интернет.
См. также № 101.
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
См. № 42, 109.
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей
профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
Д9-12/86308
70. Елисеев Б. П. Системотехническое управление
образовательными комплексами / Б. П. Елисеев, Л. Н. Елисов; Моск. гос. техн.
ун-т гражд. авиации. – М.: МГТУ ГА, 2012. – 205 с.: ил. – Библиогр.: 136 назв.
–
ISBN 978-5-86311-822-2.
Содержатся результаты научных исследований авторов в области
управления профессиональным образованием. Рассматриваются проблемы управления
образованием с позиций системотехники. Системотехническое управление
образованием в контексте данной работы по своей сути является ситуационным,
что предполагает мониторинг и оценку ситуаций, возникающих в элементах
образовательной системы в динамике. Исследуются методы, алгоритмы, процедуры.
У 4091
71. Жанказиев А. Х. Императивы трансформации
организационно-экономических форм высшего образования в современных условиях /
А. Х. Жанказиев, А. А. Татуев // Вестн. Ин-та дружбы народов Кавказа. – 2011.
– № 4 (20), ч. 2. – С. 216–220. – Библиогр.: 5 назв.
Рассмотрены проблемы углубления реформы высшего образования с
позиций требований перехода к обществу знаний. Обоснована необходимость учёта
императивов, связанных с приоритетами потребительского спроса населения.
Д9-12/85944
72. Основы научной работы и методология диссертационного
исследования / Г. И. Андреев [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 295
с.: ил. – (В помощь написания диссертаций
и рефератов). – Библиогр.: 94 назв. – ISBN 978-5-279-03527-4.
Изложены методологические, логические и философские основания
организации научных исследований. Показана последовательность проведения
оценки достоверности получаемых результатов, рассмотрены концептуальные
вопросы по проблеме подтверждения и опровержения частных научных положений и
теорий, концепция моделирования, как процесс эволюции методов научного
познания. Приведены методические основы наиболее важных требований,
предъявляемых к научному уровню диссертационных работ, и методические советы
по оформлению полученных научных результатов, отчётных документов и
публикаций.
Д9-11/86314
73. Прохоренко А. А. Инновационная деятельность вузов /
А. А. Прохоренко, Т. А. Ильина; Самар. гос. техн. ун-т. – Самара, 2011. – 151
с.: ил. – Библиогр.: 184 назв. – ISBN 978-5-7964-1441-5.
Исследуется проблематика инновационной деятельности в
университетах, при этом акцентируется внимание на современном развитии
инновационной деятельности вузов в РФ. Подробно излагается методология оценки
интеллектуальной собственности и предлагается организационно-экономический
механизм, способствующий внедрению научных разработок высших учебных заведений
в производство, в том числе с использованием мер государственного
стимулирования.
У 3992
74. Соломатина Т. Б. Негосударственный вуз как точка
роста социальной инфраструктуры региона / Т. Б. Соломатина // Инициативы XXI
в. – 2012. – № 1. – С. 54–60. – Библиогр.: 10 назв.
На примере НОУ ВПО "Институт бизнеса, психологии и управления"
показана стимулирующая роль негосударственных вузов в развитии региональной
социальной инфраструктуры. Предложено рассматривать в качестве критериев
инновационности вуза не только показатели инновационной активности
профессорско-преподавательского коллектива и внедрение современных
образовательных технологий, но и социальные инициативы вуза в местном
сообществе и реализацию социальных проектов.
См. также № 47.
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
У 2913
75. Белов М. А. Контрольно-измерительная система оценки
качества обучения в виртуальной компьютерной лаборатории / М. А. Белов,
О. Е. Антипов // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 3 (82). –
С. 28–32. – Библиогр.: 2 назв.
Статья посвящена контрольно-измерительной системе оценки
качества подготовки профессиональных ИТ-специалистов с применением
инновационной системы поддержки образовательного процесса – виртуальной
компьютерной лаборатории на основе технологии облачных вычислений.
Проанализирован ряд проблем и подходов к оценке качества базовых и
приобретённых в процессе обучения знаний.
М/67206 № 3
76. Бубнов Г. Г. Актуальные направления развития
электронного обучения / Г. Г. Бубнов, Е. В. Плужник, В. И. Солдаткин //
Образование, экономика, право в соврем. информ. о-ве : материалы VIII Междунар.
науч. конф. / Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. – М., 2012. – Ч. 3. – С. 317–323.
Рассмотрен проект "Информационно образовательная среда открытого
образования", разработанный и реализуемый в НОУ ВПО МТИ "ВТУ". Проект нацелен
на практическую обработку доступа к его образовательным ресурсам самых широких
слоёв населения. Перечислены основные задачи проекта. Отмечены уже полученные
результаты. Второй проект МТИ – "Масштабная реализация программы
интернет-обучения по программам бизнес-образования МВА", который связан с
продвижением дистанционного курса обучения по стандартам МВА. Особенность
этого проекта – инновационный подход к реализации программ бизнес-образования
с использованием ДОТ. С 2011 г. реализуется проект "Интерактивная
саморазвивающаяся система онлайн обучения навыкам в области управления и
бизнеса "МВА Лайв". Все ресурсы Системы интегрированы друг в друга. Система
состоит из двух частей – информационной и учебной. Разработан модуль учебного
администрирования вебинаров.
Р 3545
77. Кочетков И. В. Потенциал образования / И. В. Кочетков
// Креатив. экономика. – 2012. – № 10. – С. 107–112. – Библиогр.: 6 назв.
Значение сферы образования как системы, обеспечивающей
эффективную реализацию человеческого капитала для модернизации экономики.
Некоторые противоречия экономической политики государства в области
образования. Задачи развития системы высшего профессионального образования
России в рамках Болонского процесса. Инструменты повышения качества
образования.
У 4100
78. Кравчук П. Ф. Управление процессом подготовки
инновационных кадров в высшей школе / П.
Ф. Кравчук // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. – 2011. – № 6 (39), ч. 2. – С.
96–99.
Рассмотрено управление формированием инновационного потенциала
личности будущего специалиста. Разработана модель личности инновационного
типа, стержнем которой является структура инновационного потенциала и
концепция его формирования. Раскрыта взаимосвязь личностного, творческого и
инновационного потенциала.
Р 3357
79. Крафт Й. Создание интеллектуально-креативных
ресурсов: опыт чешского университета / Й. Крафт, А. В. Зайцев // Рос.
предпринимательство. – 2012. – № 2 (200). – С. 139–146. – Библиогр.: 2 назв.
Проанализированы особенности формирования
интеллектуально-креативных ресурсов в условиях глобализации. На примере
развития образовательной деятельности Технического университета в городе
Либерец (Чешская Республика) продемонстрированы принципы подготовки
современных специалистов для предприятий национальной экономики.
Р 3283
80. Кузина О. В. Анализ организационной структуры
управления как основа перехода классического университета к вузу
инновационного типа / О. В. Кузина, М. Н. Горбачёва // Менеджмент в России и
за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 50–58. – Библиогр.: 4 назв.
Система Сбалансированных Показателей (balanced score-card – BSC/ССП)
– один из инструментов эффективного управления деятельностью инновационного
вуза в условиях динамичной внешней среды. ССП является действенной методикой
разработки и реализации общей концепции развития организации, её инновационной
стратегии и политики. Возможности этой технологии исследованы на примере
Новгородского филиала ФГБОУ ВПО СПбГУСЭ.
У 2913
81. Кузьмина А. А. Публичные сети как система
информационной и консультационной взаимосвязи вузов в интеграционных процессах
в сфере образования / А. А. Кузьмина //
Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 3 (82). – С. 35–39. –
Библиогр.: 4 назв.
Проведён анализ сетевого взаимодействия вузов в рамках
реализации Болонского процесса. Сетевое взаимодействие вузов представляет
собой логическое объединение информационных ресурсов вузов-участников,
предполагающее предоставление части ресурсов в общий доступ для совместного
использования по определённым правилам через публичные сети.
Н/18770 № 8
82. Лосев К. В. Инновационные функции исполнительных
органов стратегического аспекта высшего учебного заведения / К. В. Лосев //
Актуал. проблемы экономики соврем. России : сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос.
ун-т аэрокосм. приборостроения. – СПб., 2012. – Вып. 8. – С. 43–48. – Библиогр.:
3 назв.
Полномочия ректора в рамках инновационной среды высшего учебного
заведения. Роль Совета по инновационному развитию учреждения высшего
профессионального образования, формирование его состава, структурная
конфигурация и положение в организационной структуре внутренней инновационной
среды вуза. Состав функций Совета. Основные функции проректора по
инновационному развитию. Департамент комплексного инновационного развития, его
основные функции.
У 3881
83. Носова О. В. Командные тематические олимпиады как
метод реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном
образовании / О. В. Носова // Науч. вестн. Норил. индустр. ин-та. – 2011. – №
9. – С. 132–136. – Библиогр.: 6 назв.
Переход от функциональной подготовки к компетентностному
развитию личности – одно из основных направлений модернизации российского
образования. Командные тематические и предметные олимпиады в наибольшей
степени способствуют актуализации и интеграции знаний и умений, получаемых в
процессе теоретической и практической подготовки, профессионально-личностных
качеств будущих инженеров.
У 2634
84. Федорова О. В. Использование методологии RUP (Rational
Unified Process (IBM)) в проектной деятельности студентов вуза / О. В.
Федорова // Вестн. ТИСБИ. – 2012. – № 1. – С. 223–232. – Библиогр.: 4 назв.
Рассмотрены примеры использования методологии RUP в различных
учебных дисциплинах. Проанализирована классификация современных средств
коллективной работы. Приведена методика применения CASE- средства Rational
Rose в курсовом и дипломном проектировании студентов.
У 2880
85. Цыренов Д. Д. Оценка качества профессионального
образования с учетом критерия занятости: теория и практика / Д. Д. Цыренов //
Проблемы соврем. экономики. – 2011. – № 3 (39). – С. 315–318. – Библиогр.: 7
назв.
Рассмотрены теоретические проблемы, связанные с качеством
профессионального образования, занятостью выпускников учебных заведений. Дан
анализ моделей оценки качества профессионального образования в России и США.
Представлена модель информационного взаимодействия системы образования и рынка
труда региона.
См. также № 7, 38, 39, 40, 43, 114.
14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование
14.37.01 Общие вопросы
У 2837
86. Вишнякова И. В. Основные принципы и механизмы
реализации контекстного подхода при подготовке инженеров к управлению интеллектуальной
собственностью / И. В. Вишнякова // Высш. образование сегодня. – 2012.
– № 4. – С. 41–43. – Библиогр.: 5 назв.
Показано противоречие между возрастанием значимости инженерной
деятельности по управлению интеллектуальной собственностью и недостаточной в
качественном и количественном плане подготовленностью к этой деятельности
специалиста в системе непрерывного профессионального образования. Преодолеть
возникающие при подготовке инженеров противоречия можно с использованием
контекстного подхода.
У 2837
87. Татур Ю. Г. Институциональное образование и
профессиональная деятельность личности с позиций концепции непрерывного
образования / Ю. Г. Татур, В. Е. Медведев // Высш. образование сегодня. –
2012. – № 4. – С. 22–25. – Библиогр.: 2 назв.
Рассматривается значение качества системы непрерывного
образования для обеспечения инновационного социально ориентированного развития
нашей страны. Описываются условия, при которых процесс образования в течение
всей жизни должен быть непрерывным и эффективным. Анализируется необходимость
коррекции образовательной политики вузов, чтобы в полной мере ориентировать её
на реализацию концепции непрерывного образования.
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей
профессиональной школе
См. № 44, 66.
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах
Р 3357
88. Штыхно Д. А. Опыт США по развитию университетских
структур содействия предпринимательству / Д. А. Штыхно // Рос.
предпринимательство. – 2012. – № 6 (204). – С. 183–193. – Библиогр.: 8 назв.
Рассмотрены цели бизнес-инкубаторов и других структур содействия
предпринимательству, которые созданы в США, в частности в Университете
Северной Айовы – вузе-партнёре РЭУ им. Г. В. Плеханова. Проанализированы их
функции и организационные особенности, методы взаимодействия с местным
бизнесом и образовательным процессом.
|