Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №8 2012 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

У 3386

84. Абрамова Е. Н. Компьютерное тестирование как элемент обучения и контроля в системе дистанционного обучения / Абрамова Е.Н. // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 1. – С. 73–77. – Библиогр.: 7 назв.

Компьютерное тестирование – это способ, позволяющий с минимальными затратами времени преподавателя объективно проверить знания большого количества студентов, исключающий влияние человеческого фактора. Рассматривается процесс осуществления тестирования и оценки качества знаний студентов, правила составления, апробации и анализа тестовых заданий с помощью статистических параметров. Это иллюстрируется на примере компьютерного тестирования в системе управления обучением MOODLE, которая предоставляет широкий спектр возможностей для построения различных обучающих тестов. 

Р 2923

85. Белых Н. П. Создание модели сельской электронной школы /
Н. П. Белых // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 40–41.

Статья посвящена актуальной проблеме создания современной информационно-образовательной среды в сельской школе. Раскрыто основное содержание деятельности администрации и педагогического коллектива по созданию сельской электронной школы.

Р 2923

86. Васина О. С. Организация и проведение олимпиад школьного и муниципального уровней с помощью веб-технологий / О. С. Васина,
Т. К. Харькова // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 61–63. – Библиогр.: 5 назв.

Изложен опыт создания, внедрения и функционирования интернет-ресурса для проведения олимпиад школьного и муниципального уровней и работы с одарёнными детьми.

У 3775

87. Гендина Н. И. Информационная подготовка и медиаобразование в России: результаты анализа потока научных публикаций (1990 – 2010 гг.) / Н. И. Гендина // Медиатека и мир. – 2012. – № 2. – С. 26–30. – Библиогр.:
1 назв.

 Продолжение статьи. Начало см. в №1, 2012. Понятие компьютерной грамотности. Отражение проблем информационной подготовки в России в диссертациях.

 

88. Гончаров М. В. Участие Государственной публичной научно-технической библиотеки России в проектах Министерства образования и науки в области интернет-технологий и доступа к электронному контенту [Электронный ресурс] / М. В. Гончаров // Б-ки и информ. ресурсы в соврем. мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы Девятнадцатой Междунар. конф. "Крым 2012" / Ассоц. ЭБНИТ. – М., 2012. – С. 1–5 . – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/036.pdf.

Приведено описание участия ГПНТБ России в проектах Министерства образования и науки Российской Федерации в области интернет-технологий и доступа к электронному контенту: «Разработка информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого интернет-ресурса», «Поддержка и расширение системы обеспечения новыми информационными технологиями участников Федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 гг.”».

У 3386

89. Гусева А. И. Модели и методы определения результативности использования интерактивных электронных учебных элементов в учебном процессе / А. И. Гусева, В. С. Киреев // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 1. – С. 94–104. – Библиогр.: 2 назв.

Данное исследование направлено на решение важной научной задачи, заключающейся в разработке интерактивных электронных учебных элементов в формате SCORM 2004, используемых в системах электронного обучения. Разработаны модели электронных учебных элементов, основанных на использовании практико-ориентированных методов формирования необходимых профессиональных компетенций при подготовке специалистов для наукоёмких секторов экономики, особенно ядерной отрасли. Разработанные модели легли в основу методов определения результативности использования интерактивных электронных учебных элементов как компонентов научно-исследовательской среды ядерного университета.

У 3386

90. Гусева А. И. Система управления образовательными ресурсами в формате SCORM / А. И. Гусева, А. С. Цыплаков // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 1. – С. 109–114. – Библиогр.:
5 назв.

Предлагается модель системы управления образовательными ресурсами в формате SCORM, использование которой даёт возможность перейти к облачным образовательным сервисам, т.е. к технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.

Ж2-12/53024

91. Донцов Д. Е. Программно-аппаратный комплекс "База Знаний" /
Д. Е. Донцов, М. С. Лихолёт // "Новые информ. технологии" : XX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2012. – С. 246.

Комплекс "База Знаний" обеспечивает возможность доступа учащихся и преподавателей к конкретному информационному пространству, в котором в режиме реального времени можно получить информацию о текущих и перспективных научных проектах, о решаемых задачах и их сроках, а также о многих других аспектах научной деятельности. Данный комплекс позволит современному образованию шагнуть на новый уровень технологического развития.

Ж2-12/53024

92. Заботнев М. С. Методы и средства создания электронных образовательных ресурсов на основе учебных курсов различных форматов /
М. С. Заботнев, Ю. М. Кузнецов, Б. Л. Липецкий // "Новые информ. технологии" : XX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2012. – С. 110–112.

Предложенная методика обработки учебных материалов и преобразования их в электронные образовательные ресурсы (ЭОР) использована при HTML-вёрстке, обработке и конвертации в SCORM-формат учебных курсов университетского уровня (более 250 учебных курсов объёмом около 150 страниц текста MS Word каждый). Более 80% созданных таким образом ЭОР не потребовали повторной обработки и исправления ошибок. Применение данной методики возможно для обработки учебных материалов любой сложности для всех уровней образования в России.

Р 2923

93. Заславская О. Ю. Использование электронного пособия для визуализации контроля знаний младших школьников на уроках информатики / О. Ю. Заславская, Е. С. Пучкова // Информатика и образование. – 2012. –
№ 4. – С. 77–79. – Библиогр.: 3 назв.

Предложен один из вариантов использования электронного пособия, наглядно отображающий результат контроля и позволяющий снять негативное психологическое воздействие на ребёнка.

Р 2923

94. Иванова Е. М. Электронный учебник как средство информатизации процесса обучения в современном вузе / Е. М. Иванова, Л. П. Шурпик // Информатика и образование. – 2012. – № 5. – С. 18–20. – Библиогр.:
4 назв.

Дана обобщённая характеристика электронного учебника как одного из основных средств обучения студентов в современном информационном обществе. Рассмотрены особенности применения граф-плана электронного учебника как копии его информационной структуры.

М/67517 № 6

95. Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Кн. 6 / С. Г. Ажгихин [и др.].– Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2011 – 227 с.: ил. – Библиогр. в конце разд. – ISBN 978-5-904771-53-9.

Результаты внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс школы. Исследование возможности применения метода искусственных нейронных сетей для описания образовательного процесса.

Р 2923

96. Исайкин О. А. Инновационные подходы к построению информационного пространства региона в сфере образования / О. А. Исайкин, А. И. Фрадков, С. Ю. Заводская // Информатика и образование. – 2012. –
№ 4. – С. 23–28. – Библиогр.: 1 назв.

Рассмотрены комплексные автоматизированные информационные системы для учреждений сферы образования и органов управления образованием. Описан функционал систем и их модулей, а также практика внедрения в регионах Российской Федерации.

Р 2923

97. Козлов О. А. Использование средств ИКТ для построения автоматизированной подсистемы обучения и контроля знаний операторов АСУ / О. А. Козлов, А. С. Куракин, В. И. Сердюков // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 55–60. – Библиогр.: 9 назв.

Рассматриваются информационные технологии, применяемые для построения систем обучения и контроля знаний операторов автоматизированных систем управления, обозревается развитие информационных технологий в дистанционном обучении, описывается типовая функциональная схема системы обучения и контроля знаний. Приводится описание разных парадигм дистанционного обучения. Освещаются вопросы оценки систем обучения и контроля знаний.

Р 2923

98. Кузнецов А. А. EduNetwork.ru – информационное пространство взаимодействия вузов с абитуриентами / А. А. Кузнецов, Д. С. Рыбаков, В. А. Губкин // Информатика и образование. – 2012. – № 5. – С. 7–13. – Библиогр.: 1 назв.

Рассмотрены новые аспекты организационного взаимодействия вузов с абитуриентами на интернет-ресурсах. Проанализированы преимущества предлагаемых форм взаимодействия для привлечения вузами потенциальных студентов, выявлены существующие недостатки.

У 2837

99. Куканова Е. В. Интернет-технологии в обучении студентов по направлению "Туризм" / Е. В. Куканова // Высш. образование сегодня. – 2012. – № 5. – С. 55–57. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены современные интернет-технологии, используемые при обучении студентов по направлению "Туризм". Представлены такие методы, средства и формы обучения как авторская видеозапись, интерактивная дискуссия с применением технологии проведения чатов, кейс-стади, деловые игры с использованием дистанционных образовательных технологий, вебинары, которые способствуют улучшению качества обучения в вузе.

У 2837

100. Мартынов В. Г. Развитие инновационной образовательной технологии обучения студентов в виртуальной среде профессиональной деятельности / В. Г. Мартынов, П. В. Пятибратов, В. С. Шейнбаум // Высш. образование сегодня. – 2012. – № 5. – С. 4–8. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается образовательная технология, которая позволяет в стенах университета имитировать реальную практическую деятельность выпускников в инжиниринговых организациях и на производственных предприятиях нефтегазового комплекса. Анализируется развитие междисци­плинарного деятельного подхода к обучению студентов профессиональной деятельности в виртуальной среде.

Р 2923

101. Мельников А. А. Инновационный образовательный комплекс "Мастерская интерактивного развития личности" ("Мир личности") /
А. А. Мельников // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 42–48.

Рассмотрен практический опыт реализации основанного на использовании информационно-коммуникационных технологий проекта организации обучения в образовательном учреждении среднего специального образования, внеклассной работы и информационной поддержки учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Ж2-12/53024

102. Мешков А. В. Проектирование информационной системы для автоматизации деятельности службы технической поддержки вуза /
А. В. Мешков // "Новые информ. технологии" : XX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2012. – С. 297–298.

Объект исследования – Отдел технической поддержки Департамента информационных технологий МИЭМ. Служба технической поддержки – сервисная структура, разрешающая проблемы пользователей с компьютерами (как с аппаратным, так и программным обеспечением) и оргтехникой. Автоматизированные информационные системы для служб технической поддержки Service Desk "Итилиум" и Naumen Service Desk, их достоинства и недостатки.

Р 2923

103. Митрошин П. А. Методы оценки компетенций студентов в рамках систем дистанционного обучения / П. А. Митрошин // Информатика и образование. – 2012. – № 2. – С. 24–28. – Библиогр.: 7 назв.

Проанализировано современное состояние рынка информационных систем, позволяющих реализовать функции электронного обучения. Приведены способы применения функционала систем дистанционного обучения (СДО). Исследована возможность реализации модуля поддержки принятия решений (ППР) в рамках СДО. Предложен оригинальный способ оценки компетенций студентов и обучающихся в рамках модуля ППР. Описаны основные инструменты оценки развития компетенций у студентов.

У 3386

104. Михайлишина Г. Ф. Мультимедийное представление учебного материала по физике в вузе / Г. Ф. Михайлишина, Е. Ю. Бахтина // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 1. – С. 115–121. – Библиогр.: 6 назв.

Описан опыт использования современных информационно-коммуни­кационных технологий при создании и проведении лекций по общей физике в техническом вузе. Сформулированы дидактические требования к мультимедийным лекциям. Изложены особенности методики их проведения, что необходимо учитывать при создании таких лекций в вузах различного профиля.

Р 2923

105. Муратов А. Ю. Развитие информационно-образовательной среды Алтайского края средствами АИС "Сетевой Город. Образование" в условиях модернизации образования / А. Ю. Муратов // Информатика и образование. – 2012. – № 4. – С. 33–36. – Библиогр.: 4 назв.

Представлен обзор опыта развития единой информационно-образовательной среды Алтайского края на основе автоматизированной информационной системы "Сетевой Город. Образование". Выделены основные направления использования системы для решения задач модернизации образования: обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС); предоставление услуг в сфере образования в электронном виде; оценка качества образования; внедрение дистанционных образовательных технологий; развитие библиотечно-информационных центров; повышение квалификации работников образования и методическая поддержка.

Р 2923

106. Панкратова О. П. Технологический подход к проектированию дисциплин по выбору в современной информационной образовательной среде вуза / О. П. Панкратова, И. В. Еськова // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 67–70. – Библиогр.: 2 назв.

Изложен технологический подход к проектированию дисциплин по выбору в современной образовательной среде вуза, представлены этапы этого проектирования и их содержание. Определён ресурс, который органично может быть использован в условиях информационной среды: электронный учебно-методический комплекс.

У 2285

107. Первушина И. И. Дидактические и методические требования к разработке электронных образовательных ресурсов / И. И. Первушина, Н. В. Кайгородцева // Омский науч. вестн. – 2012. – № 2 (110). –
С. 292–296. – Библиогр.: 3 назв.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) понимаются дидактические материалы, представленные в электронном виде и используемые для передачи знаний обучаемым. Приведены: возможная модель проектирования и классификация ЭОР с указанием достоинств и недостатков, характеристики типов ЭОР, блок-схема определения вида электронного контента ЭОР.

Р 2923

108. Протченко Н. А. Повышение ИКТ-компетентности участников образовательного процесса в условиях сельской школы / Н. А. Протченко // Информатика и образование. – 2012. – № 2. – С. 45–59.

Рассмотрен практический опыт формирования ИКТ-компетентности участников образовательного процесса (администрации, педагогов, учащихся) в условиях сельской школы. Приложения содержат школьные нормативные акты, регламентирующие процесс создания информационно-образовательной среды учебного заведения.

Р 2923

109. Санникова Н. И. Применение электронных образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего назначения /
Н. И. Санникова // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 20–21. – Библиогр.: 3 назв.

Раскрываются возможности электронных образовательных ресурсов как средства достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, представленных в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, в процессе организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

 

110. Силуянов А. В. Реализация эффективных инновационных технологий представления контента в учебном процессе [Электронный ресурс] / А. В. Силуянов // Б-ки и информ. ресурсы в соврем. мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы Девятнадцатой Междунар. конф. "Крым 2012" / Ассоц. ЭБНИТ. – М., 2012. – С. 1–6 . – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/134.pdf.

Изложены основные тенденции развития информационных хранилищ учебного контента высших учебных заведений, роль электронных форм обучения в учебном процессе, а также современные задачи, стоящие перед вузовскими библиотеками. Приведён опыт МАТИ в сфере внедрения инновационных решений в информатизацию вуза.

У 3070

111. Сулейманкадиева А. Э. Оценка совокупного потенциала системы непрерывного образования / А. Э. Сулейманкадиева // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. – 2012. – № 2 (53). – С. 118–124. – Библиогр.: 16 назв.

Предлагается методика комплексной оценки совокупного потенциала СНО (системы непрерывного образования), представляющая собой оценку интегрального показателя совокупного потенциала на базе сводных показателей "знаниеёмкости" и "самодостаточности" СНО. Эти показатели строятся на основе частных показателей, характеризующих отдельные виды потенциала.

Р 2923

112. Трубицына Е. В. Дистанционные технологии в обучении детей / Е. В. Трубицына // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 32–34.

Обобщён опыт построения информационно-образовательной среды школы для детей-инвалидов на основе применения дистанционных технологий, в том числе в проектной деятельности. Предложена к обсуждению модель дистанционного обучения детей из удалённых населённых пунктов.

Р 2923

113. Фрадков А. И. Комплексные информационные системы для учреждений сферы образования / А. И. Фрадков, С. Ю. Заводская, О. А. Исайкин // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 49–54.

Рассмотрены комплексные автоматизированные информационные системы для учреждений сферы образования и органов управления образованием. Описан функционал систем и их модулей, а также практика внедрения в регионах Российской Федерации.

Р 2923

114. Целищев Н. Е. Опыт реализации проекта "Электронная школа" / Н. Е. Целищев // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 38–39.

Представлен опыт разработки и реализации инновационного проекта "Электронная школа" в условиях городской местности. Раскрыто содержание и формы деятельности на каждом этапе реализации проекта. Дана характеристика основных инновационных рисков, возникающих при внедрении услуги "Электронный классный журнал".

Р 3100

115. Шевелев Н. А. Технологии компьютерного тестирования как инструмент повышения качества образования / Н. А. Шевелев, Т. А. Кузнецова, Е. А. Кулютникова // Высш. образование в России. – 2012. – № 5. –
С. 108–114. – Библиогр.: 2 назв.

Проблема повышения качества высшего профессионального образования в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Применение технологий компьютерного тестирования, позволяющих повысить эффективность традиционных тестов и обеспечивающих возможность внедрения адаптивных тестов, в том числе тренинговых, создаваемых на основе виртуальных моделей систем и устройств.

 

116. Шихова Х. И. Создание электронных учебно-воспитательных материалов – аспект самосовершенствования в вузах [Электронный ресурс] / Х. И. Шихова, А. А. Чупанов // Б-ки и информ. ресурсы в соврем. мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы Девятнадцатой Междунар. конф. "Крым 2012" / Ассоц. ЭБНИТ. – М., 2012. – С. 1–4 . – Библиогр.: 7 назв. – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/013.pdf.

Правительством Узбекистана поставлена задача внедрения электронного образования в высших учебных заведениях республики, повышения мотивации использования информационных технологий во время занятий профессорско-преподавательского состава. Приведены данные исследования самосовершенствования знаний на примере формирования электронной базы информационно-ресурсного центра Ургенчского государственного университета. Рекомендован метод создания электронных учебно-воспитательных материалов, направленных на удовлетворение потребности молодёжи, быстро реагирующей на перемены в обществе, с целью ориентации их на самосовершенствование путём рационального использования ресурсов Интернета.

У 2285

117. Электронные образовательные технологии в КарГТУ: текущее состояние и перспективы развития / В. А. Эттель [и др.] // Омский науч. вестн. – 2012. – № 2 (110). – С. 300–303. – Библиогр.: 4 назв.

В Карагандинском государственном техническом университете (Республика Казахстан) достигнут высокий уровень развития электронных образовательных технологий. Широко применяются кейсовая и сетевая технологии дистанционного обучения. Развитие серверного и коммуника­ционного оборудования создаёт предпосылки для внедрения в учебный процесс TV-технологий, реализуется международная образовательная программа "Синергия".

См. также №   14,  23,  71,  75,  79,  81.

  
На главную