Электронное обучение
У 3386
84. Абрамова Е. Н. Компьютерное тестирование как элемент
обучения и контроля в системе дистанционного обучения / Абрамова Е.Н. // Вестн.
РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 1. – С. 73–77. – Библиогр.:
7 назв.
Компьютерное тестирование – это способ, позволяющий с
минимальными затратами времени преподавателя объективно проверить знания
большого количества студентов, исключающий влияние человеческого фактора.
Рассматривается процесс осуществления тестирования и оценки качества знаний
студентов, правила составления, апробации и анализа тестовых заданий с помощью
статистических параметров. Это иллюстрируется на примере компьютерного
тестирования в системе управления обучением MOODLE, которая предоставляет
широкий спектр возможностей для построения различных обучающих тестов.
Р 2923
85. Белых Н. П. Создание модели сельской электронной
школы /
Н. П. Белых // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 40–41.
Статья посвящена актуальной проблеме создания современной
информационно-образовательной среды в сельской школе. Раскрыто основное
содержание деятельности администрации и педагогического коллектива по созданию
сельской электронной школы.
Р 2923
86. Васина О. С. Организация и проведение олимпиад
школьного и муниципального уровней с помощью веб-технологий / О. С. Васина,
Т. К. Харькова // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 61–63. –
Библиогр.: 5 назв.
Изложен опыт создания, внедрения и функционирования
интернет-ресурса для проведения олимпиад школьного и муниципального уровней и
работы с одарёнными детьми.
У 3775
87. Гендина Н. И. Информационная подготовка и
медиаобразование в России: результаты анализа потока научных публикаций (1990
– 2010 гг.) / Н. И. Гендина // Медиатека и мир. – 2012. – № 2. – С. 26–30. –
Библиогр.:
1 назв.
Продолжение статьи. Начало см. в №1, 2012. Понятие компьютерной
грамотности. Отражение проблем информационной подготовки в России в
диссертациях.
88. Гончаров М. В. Участие Государственной
публичной научно-технической библиотеки России в проектах Министерства
образования и науки в области интернет-технологий и доступа к электронному
контенту [Электронный ресурс] / М. В. Гончаров // Б-ки и информ. ресурсы в
соврем. мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы Девятнадцатой
Междунар. конф. "Крым 2012" / Ассоц. ЭБНИТ. – М., 2012. – С. 1–5 . –
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/036.pdf.
Приведено описание участия ГПНТБ России в проектах Министерства
образования и науки Российской Федерации в области интернет-технологий и
доступа к электронному контенту: «Разработка информационной системы доступа к
электронным каталогам библиотек сферы образования и науки в рамках единого
интернет-ресурса», «Поддержка и расширение системы обеспечения новыми
информационными технологиями участников Федеральной целевой программы
“Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России на 2007–2013 гг.”».
У 3386
89. Гусева А. И. Модели и методы определения
результативности использования интерактивных электронных учебных элементов в
учебном процессе / А. И. Гусева, В. С. Киреев // Вестн. РУДН. Сер.
Информатизация образования. – 2012. – № 1. – С. 94–104. – Библиогр.: 2 назв.
Данное исследование направлено на решение важной научной задачи,
заключающейся в разработке интерактивных электронных учебных элементов в
формате SCORM 2004, используемых в системах электронного обучения. Разработаны
модели электронных учебных элементов, основанных на использовании
практико-ориентированных методов формирования необходимых профессиональных
компетенций при подготовке специалистов для наукоёмких секторов экономики,
особенно ядерной отрасли. Разработанные модели легли в основу методов
определения результативности использования интерактивных электронных учебных
элементов как компонентов научно-исследовательской среды ядерного
университета.
У 3386
90. Гусева А. И. Система управления образовательными
ресурсами в формате SCORM / А. И. Гусева, А. С. Цыплаков // Вестн. РУДН. Сер.
Информатизация образования. – 2012. – № 1. – С. 109–114. – Библиогр.:
5 назв.
Предлагается модель системы управления образовательными
ресурсами в формате SCORM, использование которой даёт возможность перейти к
облачным образовательным сервисам, т.е. к технологии распределённой обработки
данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю
как интернет-сервис.
Ж2-12/53024
91. Донцов Д. Е. Программно-аппаратный комплекс "База
Знаний" /
Д. Е. Донцов, М. С. Лихолёт // "Новые информ. технологии" : XX Междунар.
студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и
математики (техн. ун-т). – М., 2012. – С. 246.
Комплекс "База Знаний" обеспечивает возможность доступа учащихся
и преподавателей к конкретному информационному пространству, в котором в
режиме реального времени можно получить информацию о текущих и перспективных
научных проектах, о решаемых задачах и их сроках, а также о многих других
аспектах научной деятельности. Данный комплекс позволит современному
образованию шагнуть на новый уровень технологического развития.
Ж2-12/53024
92. Заботнев М. С. Методы и средства создания электронных
образовательных ресурсов на основе учебных курсов различных форматов /
М. С. Заботнев, Ю. М. Кузнецов, Б. Л. Липецкий // "Новые информ. технологии" :
XX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т
электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2012. – С. 110–112.
Предложенная методика обработки учебных материалов и
преобразования их в электронные образовательные ресурсы (ЭОР) использована при
HTML-вёрстке, обработке и конвертации в SCORM-формат учебных курсов
университетского уровня (более 250 учебных курсов объёмом около 150 страниц
текста MS Word каждый). Более 80% созданных таким образом ЭОР не потребовали
повторной обработки и исправления ошибок. Применение данной методики возможно
для обработки учебных материалов любой сложности для всех уровней образования
в России.
Р 2923
93. Заславская О. Ю. Использование электронного пособия
для визуализации контроля знаний младших школьников на уроках информатики / О.
Ю. Заславская, Е. С. Пучкова // Информатика и образование. – 2012. –
№ 4. – С. 77–79. – Библиогр.: 3 назв.
Предложен один из вариантов использования электронного пособия,
наглядно отображающий результат контроля и позволяющий снять негативное
психологическое воздействие на ребёнка.
Р 2923
94. Иванова Е. М. Электронный учебник как средство
информатизации процесса обучения в современном вузе / Е. М. Иванова, Л. П.
Шурпик // Информатика и образование. – 2012. – № 5. – С. 18–20. – Библиогр.:
4 назв.
Дана обобщённая характеристика электронного учебника как одного
из основных средств обучения студентов в современном информационном обществе.
Рассмотрены особенности применения граф-плана электронного учебника как копии
его информационной структуры.
М/67517 № 6
95. Инновационные технологии в образовании: теория и
практика. Кн. 6 / С. Г. Ажгихин [и др.].– Красноярск: Науч.-инновац.
центр, 2011 – 227 с.: ил. – Библиогр. в конце разд. – ISBN 978-5-904771-53-9.
Результаты внедрения мультимедийных технологий в образовательный
процесс школы. Исследование возможности применения метода искусственных
нейронных сетей для описания образовательного процесса.
Р 2923
96. Исайкин О. А. Инновационные подходы к построению
информационного пространства региона в сфере образования / О. А. Исайкин,
А. И. Фрадков, С. Ю. Заводская // Информатика и образование. – 2012. –
№ 4. – С. 23–28. – Библиогр.: 1 назв.
Рассмотрены комплексные автоматизированные информационные
системы для учреждений сферы образования и органов управления образованием.
Описан функционал систем и их модулей, а также практика внедрения в регионах
Российской Федерации.
Р 2923
97. Козлов О. А. Использование средств ИКТ для построения
автоматизированной подсистемы обучения и контроля знаний операторов АСУ / О.
А. Козлов, А. С. Куракин, В. И. Сердюков // Информатика и образование. – 2012.
– № 3. – С. 55–60. – Библиогр.: 9 назв.
Рассматриваются информационные технологии, применяемые для
построения систем обучения и контроля знаний операторов автоматизированных
систем управления, обозревается развитие информационных технологий в
дистанционном обучении, описывается типовая функциональная схема системы
обучения и контроля знаний. Приводится описание разных парадигм дистанционного
обучения. Освещаются вопросы оценки систем обучения и контроля знаний.
Р 2923
98. Кузнецов А. А. EduNetwork.ru – информационное
пространство взаимодействия вузов с абитуриентами / А. А. Кузнецов, Д. С.
Рыбаков,
В. А. Губкин // Информатика и образование. – 2012. – № 5. – С. 7–13. –
Библиогр.: 1 назв.
Рассмотрены новые аспекты организационного взаимодействия вузов
с абитуриентами на интернет-ресурсах. Проанализированы преимущества
предлагаемых форм взаимодействия для привлечения вузами потенциальных
студентов, выявлены существующие недостатки.
У 2837
99. Куканова Е. В. Интернет-технологии в обучении
студентов по направлению "Туризм" / Е. В.
Куканова // Высш. образование сегодня. – 2012. – № 5. – С. 55–57. –
Библиогр.: 4 назв.
Рассмотрены современные интернет-технологии, используемые при
обучении студентов по направлению "Туризм". Представлены такие методы,
средства и формы обучения как авторская видеозапись, интерактивная дискуссия с
применением технологии проведения чатов, кейс-стади, деловые игры с
использованием дистанционных образовательных технологий, вебинары, которые
способствуют улучшению качества обучения в вузе.
У 2837
100. Мартынов В. Г. Развитие инновационной
образовательной технологии обучения студентов в виртуальной среде
профессиональной деятельности / В. Г. Мартынов, П. В. Пятибратов, В. С.
Шейнбаум // Высш. образование сегодня. – 2012. – № 5. – С. 4–8. – Библиогр.: 3
назв.
Рассматривается образовательная технология, которая позволяет в
стенах университета имитировать реальную практическую деятельность выпускников
в инжиниринговых организациях и на производственных предприятиях нефтегазового
комплекса. Анализируется развитие междисциплинарного деятельного подхода к
обучению студентов профессиональной деятельности в виртуальной среде.
Р 2923
101. Мельников А. А. Инновационный образовательный
комплекс "Мастерская интерактивного развития личности" ("Мир личности") /
А. А. Мельников // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 42–48.
Рассмотрен практический опыт реализации основанного на
использовании информационно-коммуникационных технологий проекта организации
обучения в образовательном учреждении среднего специального образования,
внеклассной работы и информационной поддержки учебно-воспитательного процесса
образовательного учреждения.
Ж2-12/53024
102. Мешков А. В. Проектирование информационной системы
для автоматизации деятельности службы технической поддержки вуза /
А. В. Мешков // "Новые информ. технологии" : XX Междунар. студен.
конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн.
ун-т). – М., 2012. – С. 297–298.
Объект исследования – Отдел технической поддержки Департамента
информационных технологий МИЭМ. Служба технической поддержки – сервисная
структура, разрешающая проблемы пользователей с компьютерами (как с
аппаратным, так и программным обеспечением) и оргтехникой. Автоматизированные
информационные системы для служб технической поддержки Service Desk "Итилиум"
и Naumen Service Desk, их достоинства и недостатки.
Р 2923
103. Митрошин П. А. Методы оценки компетенций студентов в
рамках систем дистанционного обучения / П. А. Митрошин // Информатика и
образование. – 2012. – № 2. – С. 24–28. – Библиогр.: 7 назв.
Проанализировано современное
состояние рынка информационных систем, позволяющих реализовать функции
электронного обучения. Приведены способы применения функционала систем
дистанционного обучения (СДО). Исследована возможность реализации модуля
поддержки принятия решений (ППР) в рамках СДО. Предложен оригинальный способ
оценки компетенций студентов и обучающихся в рамках модуля ППР. Описаны
основные инструменты оценки развития компетенций у студентов.
У 3386
104. Михайлишина Г. Ф. Мультимедийное представление
учебного материала по физике в вузе / Г. Ф. Михайлишина, Е. Ю. Бахтина //
Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 1. – С. 115–121. –
Библиогр.: 6 назв.
Описан опыт использования современных
информационно-коммуникационных технологий при создании и проведении лекций по
общей физике в техническом вузе. Сформулированы дидактические требования к
мультимедийным лекциям. Изложены особенности методики их проведения, что
необходимо учитывать при создании таких лекций в вузах различного профиля.
Р 2923
105. Муратов А. Ю. Развитие информационно-образовательной
среды Алтайского края средствами АИС "Сетевой Город. Образование" в условиях
модернизации образования / А. Ю. Муратов // Информатика и образование. – 2012.
– № 4. – С. 33–36. – Библиогр.: 4 назв.
Представлен обзор опыта развития единой
информационно-образовательной среды Алтайского края на основе
автоматизированной информационной системы "Сетевой Город. Образование".
Выделены основные направления использования системы для решения задач
модернизации образования: обеспечение введения и реализации федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС); предоставление услуг в
сфере образования в электронном виде; оценка качества образования; внедрение
дистанционных образовательных технологий; развитие библиотечно-информационных
центров; повышение квалификации работников образования и методическая
поддержка.
Р 2923
106. Панкратова О. П. Технологический подход к
проектированию дисциплин по выбору в современной информационной
образовательной среде вуза / О. П.
Панкратова, И. В. Еськова // Информатика и образование. – 2012. – № 3.
– С. 67–70. – Библиогр.: 2 назв.
Изложен технологический подход к проектированию дисциплин по
выбору в современной образовательной среде вуза, представлены этапы этого
проектирования и их содержание. Определён ресурс, который органично может быть
использован в условиях информационной среды: электронный учебно-методический
комплекс.
У 2285
107. Первушина И. И. Дидактические и методические
требования к разработке электронных образовательных ресурсов / И. И.
Первушина, Н. В. Кайгородцева // Омский науч. вестн. – 2012. – № 2 (110). –
С. 292–296. – Библиогр.: 3 назв.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) понимаются
дидактические материалы, представленные в электронном виде и используемые для
передачи знаний обучаемым. Приведены: возможная модель проектирования и
классификация ЭОР с указанием достоинств и недостатков, характеристики типов
ЭОР, блок-схема определения вида электронного контента ЭОР.
Р 2923
108. Протченко Н. А. Повышение ИКТ-компетентности
участников образовательного процесса в условиях сельской школы / Н. А.
Протченко // Информатика и образование. – 2012. – № 2. – С. 45–59.
Рассмотрен практический опыт формирования ИКТ-компетентности
участников образовательного процесса (администрации, педагогов, учащихся) в
условиях сельской школы. Приложения содержат школьные нормативные акты,
регламентирующие процесс создания информационно-образовательной среды учебного
заведения.
Р 2923
109. Санникова Н. И. Применение электронных
образовательных ресурсов в условиях перехода на новые ФГОС общего назначения /
Н. И. Санникова // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 20–21. –
Библиогр.: 3 назв.
Раскрываются возможности электронных образовательных ресурсов
как средства достижения предметных, метапредметных и личностных результатов,
представленных в федеральных государственных образовательных стандартах общего
образования, в процессе организации урочной и внеурочной деятельности
обучающихся.
110. Силуянов А. В. Реализация эффективных
инновационных технологий представления контента в учебном процессе
[Электронный ресурс] / А. В. Силуянов // Б-ки и информ. ресурсы в соврем. мире
науки, культуры, образования и бизнеса : материалы Девятнадцатой Междунар.
конф. "Крым 2012" / Ассоц. ЭБНИТ. – М., 2012. – С. 1–6 . –
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/134.pdf.
Изложены основные тенденции развития информационных хранилищ
учебного контента высших учебных заведений, роль электронных форм обучения в
учебном процессе, а также современные задачи, стоящие перед вузовскими
библиотеками. Приведён опыт МАТИ в сфере внедрения инновационных решений в
информатизацию вуза.
У 3070
111. Сулейманкадиева А. Э. Оценка совокупного потенциала
системы непрерывного образования / А. Э. Сулейманкадиева // Вестн. ИНЖЭКОНа.
Сер. Экономика. – 2012. – № 2 (53). – С. 118–124. – Библиогр.: 16 назв.
Предлагается методика комплексной оценки совокупного потенциала
СНО (системы непрерывного образования), представляющая собой оценку
интегрального показателя совокупного потенциала на базе сводных показателей "знаниеёмкости"
и "самодостаточности" СНО. Эти показатели строятся на основе частных
показателей, характеризующих отдельные виды потенциала.
Р 2923
112. Трубицына Е. В. Дистанционные технологии в обучении
детей / Е. В. Трубицына // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С.
32–34.
Обобщён опыт построения информационно-образовательной среды
школы для детей-инвалидов на основе применения дистанционных технологий, в том
числе в проектной деятельности. Предложена к обсуждению модель дистанционного
обучения детей из удалённых населённых пунктов.
Р 2923
113. Фрадков А. И. Комплексные информационные системы для
учреждений сферы образования / А. И. Фрадков, С. Ю. Заводская,
О. А. Исайкин // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С. 49–54.
Рассмотрены комплексные автоматизированные информационные
системы для учреждений сферы образования и органов управления образованием.
Описан функционал систем и их модулей, а также практика внедрения в регионах
Российской Федерации.
Р 2923
114. Целищев Н. Е. Опыт реализации проекта "Электронная
школа" / Н. Е. Целищев // Информатика и образование. – 2012. – № 3. – С.
38–39.
Представлен опыт разработки и реализации инновационного проекта
"Электронная школа" в условиях городской местности. Раскрыто содержание и
формы деятельности на каждом этапе реализации проекта. Дана характеристика
основных инновационных рисков, возникающих при внедрении услуги "Электронный
классный журнал".
Р 3100
115. Шевелев Н. А. Технологии компьютерного тестирования
как инструмент повышения качества образования / Н. А. Шевелев, Т. А.
Кузнецова, Е. А. Кулютникова // Высш. образование в России. – 2012. – № 5. –
С. 108–114. – Библиогр.: 2 назв.
Проблема повышения качества высшего профессионального
образования в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных
стандартов (ФГОС). Применение технологий компьютерного тестирования,
позволяющих повысить эффективность традиционных тестов и обеспечивающих
возможность внедрения адаптивных тестов, в том числе тренинговых, создаваемых
на основе виртуальных моделей систем и устройств.
116. Шихова Х. И. Создание электронных
учебно-воспитательных материалов – аспект самосовершенствования в вузах
[Электронный ресурс] / Х. И. Шихова, А. А. Чупанов // Б-ки и информ. ресурсы в
соврем. мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы Девятнадцатой
Междунар. конф. "Крым 2012" / Ассоц. ЭБНИТ. – М., 2012. – С. 1–4 . – Библиогр.:
7 назв. –
http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2012/disk/013.pdf.
Правительством Узбекистана поставлена задача внедрения
электронного образования в высших учебных заведениях республики, повышения
мотивации использования информационных технологий во время занятий
профессорско-преподавательского состава. Приведены данные исследования
самосовершенствования знаний на примере формирования электронной базы
информационно-ресурсного центра Ургенчского государственного университета.
Рекомендован метод создания электронных учебно-воспитательных материалов,
направленных на удовлетворение потребности молодёжи, быстро реагирующей на
перемены в обществе, с целью ориентации их на самосовершенствование путём
рационального использования ресурсов Интернета.
У 2285
117. Электронные образовательные технологии в КарГТУ:
текущее состояние и перспективы развития / В. А. Эттель [и др.] // Омский науч.
вестн. – 2012. – № 2 (110). – С. 300–303. – Библиогр.: 4 назв.
В Карагандинском государственном техническом университете
(Республика Казахстан) достигнут высокий уровень развития электронных
образовательных технологий. Широко применяются кейсовая и сетевая технологии
дистанционного обучения. Развитие серверного и коммуникационного оборудования
создаёт предпосылки для внедрения в учебный процесс TV-технологий, реализуется
международная образовательная программа "Синергия".
См. также № 14, 23, 71, 75, 79, 81.
|