Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №9 2012 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Ж2-12/52947

89. Cтратегия информатизации университета как важнейший инструмент повышения качества инженерного образования / А. П. Еремеев
[и др.] // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. –
С. 39–42. – Библиогр.: 3 назв.

Анализируются цели и задачи университета в области комплексной информатизации всех сторон жизнедеятельности. Описаны основные стратегические направления информатизации МЭИ как национального исследовательского университета, способствующие существенному обновлению технической базы и содержания инженерного образования. Раскрыты отдельные направления информатизации университета в привязке к решаемым в той или иной области деятельности задачам. Приведены мероприятия, планируемые университетом по реализации основных направлений информатизации.

Д9-11/88201

90. Ажмухамедов И. М. Принципы обеспечения качества образовательных услуг / И. М. Ажмухамедов // 7-я Междунар. науч.-метод. конф. «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Приклад. информатика» для инновац. экономики», 6 дек. 2011 г. : сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). – М., 2011. – С. 32–36. – Библиогр.: 2 назв.

Разработка и обоснование принципов создания и развития концепции повышения уровня образовательного процесса на всех его уровнях.

Д9-12/87664

91. Акимов А. А. Информатизация управления кафедрой вуза / А. А. Аки-мов // Информатизация как целевая ориентация и стратег. ресурс образования : сб. тр. участников Междунар. науч. конф., 29 февр.–4 марта 2012 г. / НМС по математике М-ва образования и науки РФ [и др.]. – Архангельск, 2012. – С. 122–124. – Библиогр.: 2 назв.

Предлагается информационная система, позволяющая получать актуальные данные о процессе функционирования кафедры, проводить анализ и прогнозировать варианты развития событий, что обеспечивает информационную поддержку процесса принятия решений по вопросам управления кафедрой. В основу системы положены три концепции хранения и анализа данных: хранилища данных, аналитической обработки в реальном времени и интеллектуальный анализ данных.

Р 3596

92. Анненкова Ю. Г. Современные инструменты реализации маркетинга отношений в вузе / Ю. Г. Анненкова // Экон. и гуманитар. науки. – 2012. – № 5 (244). – С. 3–9. – Библиогр.: 14 назв.

Для реализации маркетинга отношений в вузе предлагается использовать краудсорсинг. Краудсорсинг – это форма сотрудничества с потребителями, при которой индивидуальный и коллективный потребительский потенциал используется компанией для достижения стратегических маркетинговых целей. Рассмотрены принципы краудсорсинга и результаты исследования источников информации, которыми пользовались абитуриенты при поступлении в вуз.

Н/16400 № 18 (90)

93. Бобрышев Е. Б. Непрерывный мониторинг и его роль в управлении качеством образовательного процесса в техническом вузе / Е. Б. Бобрышев, Е. В. Борисова, В. А. Васильев // Науч. тр. / МАТИ. – М., 2011. – Вып. 18 (90). – С. 296–299.

Образовательный мониторинг рассматривается современными учеными как непременный атрибут управления качеством образования, в том числе и образовательного процесса в техническом вузе. Цель непрерывного мониторинга – обеспечить эффективное управление качеством образовательного процесса. Определение структуры непрерывного мониторинга целесообразно осуществлять через анализ его функций и с учетом того, что непрерывный мониторинг, интегрируя свои функции, выполняет важную функциональную роль в другой более сложной и широкой системе – системе управления качеством образовательного процесса в вузе, средством которой он является. Проведенное исследование позволило выделить ряд функций, которые реализует непрерывный мониторинг в управлении качеством образовательного процесса: информационную, диагностическую, сравнительную, рефлексивную, интегративную. Благодаря этим функциям непрерывный мониторинг приобретает целостный характер и обеспечивает универсальные возможности для управления качеством образовательного процесса.

Д9-12/87664

94. Будрин Д. А. Использование Интернет-технологий в управлении образовательным учреждением / Д. А. Будрин // Информатизация как целевая ориентация и стратег. ресурс образования : сб. тр. участников Междунар. науч. конф., 29 февр.–4 марта 2012 г. / НМС по математике М-ва образования и науки РФ [и др.]. – Архангельск, 2012. – С. 170–172. – Библиогр.: 7 назв.

Приведены основные виды интернет-технологий для управления образовательным учреждением. Проведенный анализ использования Интернет-технологий в управлении образовательными учреждениями показал, что эти нововведения принимаются далеко не всеми административными работниками, кроме того их использование часто приводит к неожиданному снижению эффективности системы управления. Эти явления можно объяснить такими основными причинами: недостаточный уровень развития IT-компетенций административных работников; недоверие к надежности систем хранения, обработки данных, что приводит к дублированию традиционными средствами управления.

Р 3418

95. Бутко Г. П. Оценка факторов  конкурентоспособности вуза в контексте инновационных образовательных систем / Г. П. Бутко, А. Д. Ляпунова, П. А. Поротников // Белгор. экон. вестн. – 2011. – № 4. – С. 70–82. – Библиогр.: 4 назв.

Управление конкурентоспособностью – неотъемлемый элемент маркетинговой деятельности вуза. Ранжирование как комплексный показатель конкурентоспособности. Основные показатели, характеризующие деятельность образовательного учреждения. Показатели конкурентоспособности основных вузов Уральского федерального округа и рейтинговая оценка уровня конкурентоспособности.

У 2990

96. Волженина С. Ю. Экономическая ценность общедоступных библиотек / С. Ю. Волженина // Библ. дело. – 2012. – № 9 (171). – С. 34–39. – Библиогр.: 11 назв.

Методики оценки экономической ценности. Методика расчёта стоимости библиотечных услуг. Результаты исследований ряда зарубежных библиотек, проведённых с использованием показателя «рентабельность/окупаемость инвестиций».

Д9-12/87445

97. Воронцова Л. В. Инновационное управление образовательным учреждением на основе информационной системы / Л. В. Воронцова // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С. 64–70. – Библиогр.: 5 назв.

Представлен опыт проектирования, разработки и внедрения информационной системы управления быстроразвивающегося вуза, имеющего сеть крупных устойчивых филиалов, с высокой степенью централизации управленческих функций. Предложены пути решения возникающих при этом проблем.

Д9-11/88201

98. Глинков Р. Р. Автоматизация приёмной комиссии вуза / Р. Р. Глин-ков // 7-я Междунар. науч.-метод. конф. «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Приклад. информатика» для инновац. экономики», 6 дек. 2011 г. : сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). – М., 2011. – С. 80–85. – Библиогр.: 6 назв.

Комплексная автоматизация проведения приёмной кампании позволяет существенно повысить качество и контроль работы приёмной комиссии. Рассмотрены критерии приобретения или самостоятельной разработки программного обеспечения.

У 2046

99. Гусева Е. Инноватика: серьёзно о серьёзном / Е. Гусева // Унив. кн. – 2012. – Июль-август. – С. 48–49.

Обзор выступлений участников секции «Библиотечная инноватика и управление качеством. Защита авторского права и интеллектуальной собственности библиотек».

Д9-12/87445

100. Зимнякова Н. В. Информационное обеспечение инновационного процесса в высшей школе / Н. В. Зимнякова // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С. 70–74. – Библиогр.: 3 назв.

Важное значение в рамках системы инновационного менеджмента имеет структурирование инновационных процессов и моделирование комплекса взаимосвязей между отдельными их составляющими. Показана структура информационных ресурсов, обеспечивающих инновационную деятель-ность учебного заведения. Рассмотрены положения, лежащие в основе создания информационно-образовательного пространства.

Д9-12/87445

101. Зуев В. И. Таксономия рисков и угроз системе электронного обучения / В. И. Зуев, Е. П. Куркина // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц.
и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С. 90–96. – Библиогр.: 3 назв.

Управление рисками образовательной деятельности является ключевым фактором в процессе достижения успеха учебным заведением. В работе сделана попытка систематизации источников риска (угроз) системе электронного обучения.

У 3779

102. Интеграция информационных систем управления университетом / О. В. Щербинина [и др.] // Прикасп. журн.: упр. и высокие технологии. – 2012. – № 2 (18). – С. 32–38. – Библиогр.: 3 назв.

Представлено краткое описание информационных систем, эксплуатирующихся в Астраханском государственном университете, автоматизирующих деятельность различных подразделений и взаимодействующих между собой. Описаны существующие механизмы взаимодействия с внешними разнородными информационными системами. Рассмотрены процедуры, связанные с процессами передачи информации в электронном виде по каналам связи между информационными системами университета. Приведён пример технической спецификации на разработку интеграционного сценария.

М/67634 № 2

103. Костына Ю. Г. Мотивация преподавателей вузов как элемент управления вузом / Ю. Г. Костына // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики : сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф., 27 февр.–2 марта 2012 г., Новосибирск / Сиб. гос. геодез. акад. – Новосибирск, 2012. – Ч. 2. – С. 268–272. – Библиогр.: 2 назв.

Одна из функций управления вузом – функция мотивации персонала – становится основополагающей и обеспечивающей его развитие. Эта задача стоит перед руководством всех уровней вуза. Рассматриваются методы стимулирования заинтересованности работников.

У 3874

104. Кузина О. В. IT-технологии в реинжиниринге бизнес-процессов вуза / О. В. Кузина // Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочеркас. политехн. ин-та). Сер. Соц.-экон. науки. – 2011. – № 4. – С. 236–240. – Библиогр.: 4 назв.

Целью проведения реинжиниринга бизнес-процессов вуза является целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и информационных потоков, направленных на управление организационной структурой и оптимизацию использования различных видов ресурсов. Рассмотрена структура бизнес-процесссов вуза, а также этапы перехода от бизнес-архитектуры к IT-архитектуре.

У 3131

105. Лагерев А. В. Новые информационные технологии в решении задач управления научно-образовательной деятельностью вуза / А. В. Лагерев, В. И. Аверченков, В. А. Шкаберин // Вестн. Брян. гос. техн. ун-та. – 2012. – № 2 (34). – С. 104–112. – Библиогр.: 4 назв.

Новые информационные технологии – важнейший инструмент повышения эффективности управления вузом. Опыт и перспективные направления использования информационно-коммуникационных технологий в научной, образовательной и международной деятельности Брянского государственного технического университета.

У 2782

106. Лу Т. В. К анализу инновационного потенциала и конкурентоспособности вуза / Т. В. Лу // Вестн. ВЭГУ. – 2012. – № 1 (57). – С. 165–170. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрена совокупность сбалансированных показателей для оценки конкурентоспособности и инновационной деятельности вуза, которые должны разносторонне отразить внутреннее состояние вуза, развитие инновационной деятельности и внешние связи. Предложен алгоритм оценки конкурентоспособности и инновационности вуза.

М/65959 № 1

107. Малинникова М. Е. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе вуза: проблемы и перспективы / М. Е. Ма-линникова // Техн. ун-ты : интеграция с европ. и мировыми системами образования : материалы V Междунар. конф., 20–22 февр. 2012 г., Ижевск / Ижев. гос. техн. ун-т. – Ижевск, 2012. – Т. 1. – С. 423–428.

Тенденции развития образования в рамках Болонского процесса предусматривают активное использование инновационных образовательных технологий, позволяющих в большей степени реализовать идею компетентного подхода к обучению. Трансформация образовательного пространства России влечет за собой необходимость изменения используемых в учебном процессе технологий образования, которые должны быть ориентированы на развитие требуемых компетенций и, таким образом, обеспечивать формирование компетентного, a не просто квалифицированного специалиста. Даётся сравнительная характеристика традиционных и инновационных технологий.

Р 3282

108. Мансуров Р. Е. Реформирование системы продаж в негосударственном образовательном учреждении / Р. Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3 (89). – С. 61–66. – Библиогр.: 1 назв.

Анализ существующей системы продаж в одном из частных образовательных учреждений высшего образования. Сформулированы основные направления работы по совершенствованию системы продаж. Показана реализация мероприятий по каждому выделенному направлению.

М/67634 № 2

109. Михайлова В. А. Алгоритм оценки деятельности профессорско-преподавательского состава в академии / В. А. Михайлова // Интеграция образоват. пространства с реальным сектором экономики : сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф., 27 февр.–2 марта 2012 г., Новосибирск / Сиб. гос. геодез. акад. – Новосибирск, 2012. – Ч. 2. – С. 274–278.

В Сибирской государственной геодезической академии в рамках построения системы управления качеством образования внедряется система АСТ-ОКО, позволяющая сформировать профиль деятельности для каждого преподавателя. Рассматривается последовательность действий по оценке деятельности профессорско-преподавательского состава.

М/67634 № 2

110. Мороз О. Н. Организационные формы обучения в системе непрерывного образования / О. Н. Мороз // Интеграция образовательного пространства с реальным сектором экономики : сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф., 27 февр.–2 марта 2012 г., Новосибирск / Сиб. гос. геодез. акад. – Новосибирск, 2012. – Ч. 2. – С. 283–291. – Библиогр.: 8 назв.

Формы обучения, как и в образовании, – это упорядочение педагогом как всей системы учебно-педагогического процесса, так и его организационных единиц. Рассматриваются общие, внешние и внутренние формы организации обучения.

Р 325

111. Мурашко О. Ю. «Библиотека 2.0»: библиотека сотрудничества / О. Ю. Мурашко // Библиография. – 2012. – № 3. – С. 19–21.

«Библиотека 2.0» – интерактивный инструментарий поиска своего читателя-пользователя в интернет-сообществе, в пространстве социальных сетей. Концепция «Библиотека 2.0» даёт возможность не только расширенного поиска, но и сотворчества профессионала-библиотекаря и читателя. Рассмотрено использование возможностей «Библиотеки 2.0» в качестве активного компонента маркетинговых коммуникаций библиотеки.

У 2046

112. Ребрендинг библиотек: требуется бизнес-подход // Унив. кн. – 2012. – Июль-август. – С. 41–47.

Дискуссия в рамках международной конференции «Крым–2012» о месте библиотеки в системе цифровых коммуникаций, состоявшаяся на площадке «Библиотека в системе цифровых коммуникаций: стратегия выживания». Инициаторы дискуссии предложили определить комплекс конкретных действий, направленных на адекватное позиционирование библиотек в новой среде.

Р 3282

113. Романова И. М. Сущность, структура и особенности рынка образовательных услуг / И. М. Романова, О. М. Шевченко, В. А. Полупанова // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3 (89). – С. 67–75. – Библиогр.: 13 назв.

Рассмотрены подходы к определению понятия «рынок образовательных услуг». Определена сущность рынка образовательных услуг. Раскрыта структура рынка, дана характеристика его особенностей.

У 2913

114. Сергеев А. Г. Проблемы инновационности СМК в образовании / А. Г. Сергеев, Ю. И. Захаров, В. В. Баландина // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 5 (84). – С. 17–20. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрены вопросы внедрения инновационных разработок в систему управления качеством образования в вузе, невозможности создания качественного образования, ограничившись только получением сертификата на систему менеджмента качества. Приведены рекомендации по дальнейшим шагам руководства вуза на пути к созданию качества после получения сертификата на СМК в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008 и/или ИСО 9001: 2008.

Д9-11/88201

115. Сергеева Е. А. Автоматизация оценки уровня информатизации кафедр университета / Е. А. Сергеева // 7-я Междунар. науч.-метод. конф. «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Приклад. информатика» для инновац. экономики», 6 дек. 2011 г. : сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). – М., 2011. – С. 223–227. – Библиогр.: 4 назв.

Представлена разработанная в Оренбургском государственном университете информационно-аналитическая система (ИАС ОГУ), относящаяся к классу интегрированных автоматизированных информационных систем управления высшим учебным заведением и представляющая собой систему корпоративного типа. Приведена концептуальная модель хранилища данных на основе ИАС ОГУ и схема информационных потоков.

У 3707

116. Синицын А. А. Формирование информационной системы мониторинга, прогнозирования и стимулирования инновационно-ориентированной деятельности научных и научно-педагогических кадров вуза / А. А. Синицын, О. Ю. Никифоров // ИнВестРегион. – 2012. – № 2 (28). – С. 75–80. – Библиогр.: 4 назв.

Разработана модель информационной системы на основе клиент-серверной СУБД, методика применения, программный комплекс и программа внедрения в учебно-производственный процесс (экспериментальное внедрение осуществлялось на базе Вологодского государственного технического университета). Внедрение такой системы в вузе позволит накапливать и обрабатывать данные по всем направлениям его деятельности, о результатах работы коллективов, количественных и качественных характеристиках кадрового состава и на основе этой информации строить различные показатели деятельности как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Д9-12/87664

117. Софронова Н. В. Автоматизация организационного управления в образовании / Н. В. Софронова // Информатизация как целевая ориентация и стратег. ресурс образования : сб. тр. участников Междунар. науч. конф., 29 февр.–4 марта 2012 г. / НМС по математике М-ва образования и науки РФ [и др.]. – Архангельск, 2012. – С. 89–96. – Библиогр.: 5 назв.

Освещаются перспективные направления автоматизации организационного управления учреждений образования: активное внедрение ERP-систем, внедрение новейших технологий обработки информации («облачные вычисления»), мобильные технологии.

У 3795

118. Сурова Н. Ю. Инновационный подход к управлению процессами интеграции системы образования, вузовской науки и бизнеса в современных условиях модернизации / Н. Ю. Сурова // Инновац. деятельность. – 2012. – № 1 (19). – С. 95–102. – Библиогр.: 3 назв.

Методика создания интегрированного научно-образовательного центра на базе современного университета. Рекомендации по использованию данной методики в инструментарии управляющих структур для эффективного развития социально-экономической системы регионов с использованием партнёрского ресурса высшей школы.

У 4059

119. Тарасов А. М. Выставочный маркетинг в сфере научно-иннова-ционной деятельности университета / А. М. Тарасов // Экономика. Упр. Право. – 2012. – № 5 (29), ч. 1. – С. 34–35. – Библиогр.: 2 назв.

Раскрыта роль и основные преимущества выставочного маркетинга в сфере научно-инновационной деятельности университета. Приведены факторы, оказывающие влияние на эффективность экспонирования результатов научно-инновационной деятельности университета. Сформулированы основные принципы концепции выставочной деятельности.

У 4101

120. Трещев А. М. Проектирование образовательного процесса вуза в контексте стандартов CDIO / А. М. Трещев, О. А. Сергеева // Междунар. науч. изд. «Соврем. фундамент. и приклад. исслед.». – 2012. – № 2 (5). –
С. 92–97. – Библиогр.: 8 назв.

Крупный международный проект по реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDIO». Необходимость использования стандартов CDIO для выстраивания новой архитектуры образовательного процесса. Двенадцать стандартов CDIO. Опыт внедрения стандартов Всемирной инициативы CDIO в Астраханском государственном университете.

Д9-12/88227

121. Уварова Т. Г. Стратегический менеджмент в вузе на основе управления знаниями / Т. Г. Уварова // XV Науч.-практ. конф. «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе соврем. информ. технологий. Системы упр. знаниями» : материалы конф., 26–27 апр. 2012 г., Москва / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2012. – С. 212–215. – Библиогр.: 4 назв.

В качестве инновационного подхода к осуществлению расширенных функций системы управления вузом предлагается развитие деятельности по производству организационных знаний в вузе и управлению ими как стратегическим ресурсом на основе сетевого взаимодействия.

У 3764

122. Чадаев А. Ю. Маркетинг образовательных услуг на основе информационной модели высшего учебного заведения / А. Ю. Чадаев // Фин. аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 22 (112). – С. 47–51. – Библиогр.: 2 назв.

Показано, что для эффективной конкуренции на рынке образовательных услуг современное высшее учебное заведение должно формировать свою комплексную, многоуровневую информационную модель. Представлены основные подмножества, входящие в информационную модель высшего учебного заведения. Рассмотрены некоторые аспекты создания интернет-сайтов учебных заведений как наиболее важных подмножеств электронной информационной модели.

У 4023

123. Шептулин А. Н. Интеллектуальная собственность, знания, информация как бизнес университетов / А. Н. Шептулин // Совет ректоров. – 2012. – № 5. – С. 65–70. – Библиогр.: 5 назв.

Информация – основа доходности вузов. Возможность коммерциализации отечественных вузов. Цифровые информационные ресурсы – сегмент рынка интеллектуальной продукции. Способы организации информационного бизнеса.

Д9-12/88227

124. Щенникова Е. С. Процесс управления знаниями в системе бизнес-образования, как основа для осуществления инновационной деятельности / Е. С. Щенникова // XV Науч.-практ. конф. «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе соврем. информ. технологий. Системы упр. знаниями» : материалы конф., 26–27 апр. 2012 г., Москва / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2012. – С. 264–269.

Показана модель внутрифирменного управления знаниями. Рассмотрены элементы инновационной системы бизнес-образования.

У 3932

125. Экспресс-анкетирование и экспресс-анализ как эффективный маркетинговый инструмент рейтингового мониторинга конкурентной среды в сфере услуг образования / Ю. Азаров [и др.] // Новости маркетинга. – 2012. – № 5. – С. 55–67. – Библиогр.: 22 назв.

Подкомитет по рейтинговому мониторингу конкурентной среды в сфере услуг образования, созданный в структуре Комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам образования, выступил с инициативой создания комплексной системы мониторинга состояния конкурентной среды в сфере образования. Аналитическое ядро этой системы составляет рейтинговый мониторинг, основанный на постоянной корректировке целей, которая базируется на результатах экспресс-анализа динамики конкурентной среды. Механизмом анализа является опрос экспертов, а инструментом – специально разработанная экспресс-анкета.

См. также №  134.

  
На главную