Менеджмент и маркетинг
Ж2-12/52947
89. Cтратегия информатизации университета как важнейший
инструмент повышения качества инженерного образования / А. П. Еремеев
[и др.] // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар.
науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. –
С. 39–42. – Библиогр.: 3 назв.
Анализируются цели и задачи университета в области комплексной
информатизации всех сторон жизнедеятельности. Описаны основные стратегические
направления информатизации МЭИ как национального исследовательского
университета, способствующие существенному обновлению технической базы и
содержания инженерного образования. Раскрыты отдельные направления
информатизации университета в привязке к решаемым в той или иной области
деятельности задачам. Приведены мероприятия, планируемые университетом по
реализации основных направлений информатизации.
Д9-11/88201
90. Ажмухамедов И. М. Принципы обеспечения качества
образовательных услуг / И. М. Ажмухамедов // 7-я Междунар. науч.-метод. конф.
«Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Приклад.
информатика» для инновац. экономики», 6 дек. 2011 г. : сб. науч. тр. / Моск.
гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). – М., 2011. –
С. 32–36. – Библиогр.: 2 назв.
Разработка и обоснование принципов создания и развития концепции
повышения уровня образовательного процесса на всех его уровнях.
Д9-12/87664
91. Акимов А. А.
Информатизация управления кафедрой вуза / А. А. Аки-мов
// Информатизация как целевая ориентация и стратег. ресурс образования : сб.
тр. участников Междунар. науч. конф., 29 февр.–4 марта 2012 г. / НМС по
математике М-ва образования и науки РФ [и др.]. – Архангельск, 2012. – С.
122–124. – Библиогр.: 2 назв.
Предлагается информационная система, позволяющая получать
актуальные данные о процессе функционирования кафедры, проводить анализ и
прогнозировать варианты развития событий, что обеспечивает информационную
поддержку процесса принятия решений по вопросам управления кафедрой. В основу
системы положены три концепции хранения и анализа данных: хранилища данных,
аналитической обработки в реальном времени и интеллектуальный анализ данных.
Р 3596
92. Анненкова Ю. Г. Современные инструменты реализации
маркетинга отношений в вузе / Ю. Г. Анненкова // Экон. и гуманитар. науки. –
2012. – № 5 (244). – С. 3–9. – Библиогр.: 14 назв.
Для реализации маркетинга отношений в вузе предлагается
использовать краудсорсинг. Краудсорсинг – это форма сотрудничества с
потребителями, при которой индивидуальный и коллективный потребительский
потенциал используется компанией для достижения стратегических маркетинговых
целей. Рассмотрены принципы краудсорсинга и результаты исследования источников
информации, которыми пользовались абитуриенты при поступлении в вуз.
Н/16400 № 18 (90)
93. Бобрышев Е. Б. Непрерывный мониторинг и его роль в
управлении качеством образовательного процесса в техническом вузе / Е. Б.
Бобрышев, Е. В. Борисова, В. А. Васильев // Науч. тр. / МАТИ. – М., 2011. –
Вып. 18 (90). – С. 296–299.
Образовательный мониторинг рассматривается современными учеными
как непременный атрибут управления качеством образования, в том числе и
образовательного процесса в техническом вузе. Цель непрерывного мониторинга –
обеспечить эффективное управление качеством образовательного процесса.
Определение структуры непрерывного мониторинга целесообразно осуществлять
через анализ его функций и с учетом того, что непрерывный мониторинг,
интегрируя свои функции, выполняет важную функциональную роль в другой более
сложной и широкой системе – системе управления качеством образовательного
процесса в вузе, средством которой он является. Проведенное исследование
позволило выделить ряд функций, которые реализует непрерывный мониторинг в
управлении качеством образовательного процесса: информационную,
диагностическую, сравнительную, рефлексивную, интегративную. Благодаря этим
функциям непрерывный мониторинг приобретает целостный характер и обеспечивает
универсальные возможности для управления качеством образовательного процесса.
Д9-12/87664
94. Будрин Д. А. Использование Интернет-технологий в
управлении образовательным учреждением / Д. А. Будрин // Информатизация как
целевая ориентация и стратег. ресурс образования : сб. тр. участников Междунар.
науч. конф., 29 февр.–4 марта 2012 г. / НМС по математике М-ва образования и
науки РФ [и др.]. – Архангельск, 2012. – С. 170–172. – Библиогр.: 7 назв.
Приведены основные виды интернет-технологий для управления
образовательным учреждением. Проведенный анализ использования
Интернет-технологий в управлении образовательными учреждениями показал, что
эти нововведения принимаются далеко не всеми административными работниками,
кроме того их использование часто приводит к неожиданному снижению
эффективности системы управления. Эти явления можно объяснить такими основными
причинами: недостаточный уровень развития IT-компетенций административных
работников; недоверие к надежности систем хранения, обработки данных, что
приводит к дублированию традиционными средствами управления.
Р 3418
95. Бутко Г. П. Оценка факторов конкурентоспособности
вуза в контексте инновационных образовательных систем / Г. П. Бутко, А. Д.
Ляпунова, П. А. Поротников // Белгор. экон. вестн. – 2011. – № 4. – С. 70–82.
– Библиогр.: 4 назв.
Управление конкурентоспособностью – неотъемлемый элемент
маркетинговой деятельности вуза. Ранжирование как комплексный показатель
конкурентоспособности. Основные показатели, характеризующие деятельность
образовательного учреждения. Показатели конкурентоспособности основных вузов
Уральского федерального округа и рейтинговая оценка уровня
конкурентоспособности.
У 2990
96. Волженина С. Ю. Экономическая ценность общедоступных
библиотек / С. Ю. Волженина // Библ. дело. – 2012. – № 9 (171). – С. 34–39. –
Библиогр.: 11 назв.
Методики оценки экономической ценности. Методика расчёта
стоимости библиотечных услуг. Результаты исследований ряда зарубежных
библиотек, проведённых с использованием показателя «рентабельность/окупаемость
инвестиций».
Д9-12/87445
97. Воронцова Л. В. Инновационное управление
образовательным учреждением на основе информационной системы / Л. В. Воронцова
// Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф.,
24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань,
2012. – С. 64–70. – Библиогр.: 5 назв.
Представлен опыт проектирования, разработки и внедрения
информационной системы управления быстроразвивающегося вуза, имеющего сеть
крупных устойчивых филиалов, с высокой степенью централизации управленческих
функций. Предложены пути решения возникающих при этом проблем.
Д9-11/88201
98. Глинков Р. Р. Автоматизация приёмной комиссии вуза /
Р. Р. Глин-ков // 7-я Междунар. науч.-метод. конф.
«Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Приклад.
информатика» для инновац. экономики», 6 дек. 2011 г. : сб. науч. тр. / Моск.
гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). – М., 2011. – С. 80–85.
– Библиогр.: 6 назв.
Комплексная автоматизация проведения приёмной кампании позволяет
существенно повысить качество и контроль работы приёмной комиссии. Рассмотрены
критерии приобретения или самостоятельной разработки программного обеспечения.
У 2046
99. Гусева Е.
Инноватика: серьёзно о серьёзном / Е. Гусева // Унив. кн. –
2012. – Июль-август. – С. 48–49.
Обзор выступлений участников секции «Библиотечная инноватика и
управление качеством. Защита авторского права и интеллектуальной собственности
библиотек».
Д9-12/87445
100. Зимнякова Н. В. Информационное обеспечение
инновационного процесса в высшей школе / Н. В. Зимнякова // Электрон.
Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр.
2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С.
70–74. – Библиогр.: 3 назв.
Важное значение в рамках системы инновационного менеджмента
имеет структурирование инновационных процессов и моделирование комплекса
взаимосвязей между отдельными их составляющими. Показана структура
информационных ресурсов, обеспечивающих инновационную деятель-ность
учебного заведения. Рассмотрены положения, лежащие в основе создания
информационно-образовательного пространства.
Д9-12/87445
101. Зуев В. И.
Таксономия рисков и угроз системе электронного обучения / В. И. Зуев, Е. П.
Куркина // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ.
конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. –
Казань, 2012. – С. 90–96. – Библиогр.: 3 назв.
Управление рисками образовательной деятельности является
ключевым фактором в процессе достижения успеха учебным заведением. В работе
сделана попытка систематизации источников риска (угроз) системе электронного
обучения.
У 3779
102. Интеграция информационных систем управления
университетом / О. В. Щербинина [и др.] // Прикасп. журн.: упр. и высокие
технологии. – 2012. – № 2 (18). – С. 32–38. – Библиогр.: 3 назв.
Представлено краткое описание информационных систем,
эксплуатирующихся в Астраханском государственном университете,
автоматизирующих деятельность различных подразделений и взаимодействующих
между собой. Описаны существующие механизмы взаимодействия с внешними
разнородными информационными системами. Рассмотрены процедуры, связанные с
процессами передачи информации в электронном виде по каналам связи между
информационными системами университета. Приведён пример технической
спецификации на разработку интеграционного сценария.
М/67634 № 2
103. Костына Ю. Г. Мотивация преподавателей вузов как
элемент управления вузом / Ю. Г. Костына // Интеграция образовательного
пространства с реальным сектором экономики : сб. материалов Междунар.
науч.-метод. конф., 27 февр.–2 марта 2012 г., Новосибирск / Сиб. гос. геодез.
акад. – Новосибирск, 2012. – Ч. 2. – С. 268–272. – Библиогр.: 2 назв.
Одна из функций управления вузом – функция мотивации персонала –
становится основополагающей и обеспечивающей его развитие. Эта задача стоит
перед руководством всех уровней вуза. Рассматриваются методы стимулирования
заинтересованности работников.
У 3874
104. Кузина О. В. IT-технологии в реинжиниринге
бизнес-процессов вуза / О. В. Кузина // Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочеркас.
политехн. ин-та). Сер. Соц.-экон. науки. – 2011. – № 4. – С. 236–240. –
Библиогр.: 4 назв.
Целью проведения реинжиниринга бизнес-процессов вуза является
целостное и системное моделирование и реорганизация материальных, финансовых и
информационных потоков, направленных на управление организационной структурой
и оптимизацию использования различных видов ресурсов. Рассмотрена структура
бизнес-процесссов вуза, а также этапы перехода от бизнес-архитектуры к
IT-архитектуре.
У 3131
105. Лагерев А. В. Новые информационные технологии в
решении задач управления научно-образовательной деятельностью вуза / А. В.
Лагерев, В. И. Аверченков, В. А. Шкаберин // Вестн. Брян. гос. техн. ун-та. –
2012. – № 2 (34). – С. 104–112. – Библиогр.: 4 назв.
Новые информационные технологии – важнейший инструмент повышения
эффективности управления вузом. Опыт и перспективные направления использования
информационно-коммуникационных технологий в научной, образовательной и
международной деятельности Брянского государственного технического
университета.
У 2782
106. Лу Т. В. К анализу инновационного потенциала и
конкурентоспособности вуза / Т. В. Лу // Вестн. ВЭГУ. – 2012. – № 1 (57). – С.
165–170. – Библиогр.: 2 назв.
Рассмотрена совокупность сбалансированных показателей для оценки
конкурентоспособности и инновационной деятельности вуза, которые должны
разносторонне отразить внутреннее состояние вуза, развитие инновационной
деятельности и внешние связи. Предложен алгоритм оценки конкурентоспособности
и инновационности вуза.
М/65959 № 1
107. Малинникова М. Е.
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе вуза:
проблемы и перспективы / М. Е. Ма-линникова
// Техн. ун-ты : интеграция с европ. и мировыми системами образования :
материалы V Междунар. конф., 20–22 февр. 2012 г., Ижевск / Ижев. гос. техн.
ун-т. – Ижевск, 2012. – Т. 1. – С. 423–428.
Тенденции развития образования в рамках Болонского процесса
предусматривают активное использование инновационных образовательных
технологий, позволяющих в большей степени реализовать идею компетентного
подхода к обучению. Трансформация образовательного пространства России влечет
за собой необходимость изменения используемых в учебном процессе технологий
образования, которые должны быть ориентированы на развитие требуемых
компетенций и, таким образом, обеспечивать формирование компетентного, a не
просто квалифицированного специалиста. Даётся сравнительная характеристика
традиционных и инновационных технологий.
Р 3282
108. Мансуров Р. Е. Реформирование системы продаж в
негосударственном образовательном учреждении / Р. Е. Мансуров // Маркетинг в
России и за рубежом. – 2012. – № 3 (89). – С. 61–66. – Библиогр.: 1 назв.
Анализ существующей системы продаж в одном из частных
образовательных учреждений высшего образования. Сформулированы основные
направления работы по совершенствованию системы продаж. Показана реализация
мероприятий по каждому выделенному направлению.
М/67634 № 2
109. Михайлова В. А. Алгоритм оценки деятельности
профессорско-преподавательского состава в академии / В. А. Михайлова //
Интеграция образоват. пространства с реальным сектором экономики : сб.
материалов Междунар. науч.-метод. конф., 27 февр.–2 марта 2012 г., Новосибирск
/ Сиб. гос. геодез. акад. – Новосибирск, 2012. – Ч. 2. – С. 274–278.
В Сибирской государственной геодезической академии в рамках
построения системы управления качеством образования внедряется система АСТ-ОКО,
позволяющая сформировать профиль деятельности для каждого преподавателя.
Рассматривается последовательность действий по оценке деятельности
профессорско-преподавательского состава.
М/67634 № 2
110. Мороз О. Н. Организационные формы обучения в системе
непрерывного образования / О. Н. Мороз // Интеграция образовательного
пространства с реальным сектором экономики : сб. материалов Междунар.
науч.-метод. конф., 27 февр.–2 марта 2012 г., Новосибирск / Сиб. гос. геодез.
акад. – Новосибирск, 2012. – Ч. 2. – С. 283–291. – Библиогр.: 8 назв.
Формы обучения, как и в образовании, – это упорядочение
педагогом как всей системы учебно-педагогического процесса, так и его
организационных единиц. Рассматриваются общие, внешние и внутренние формы
организации обучения.
Р 325
111. Мурашко О. Ю. «Библиотека 2.0»: библиотека
сотрудничества / О. Ю. Мурашко // Библиография. – 2012. – № 3. – С. 19–21.
«Библиотека 2.0» – интерактивный инструментарий поиска своего
читателя-пользователя в интернет-сообществе, в пространстве социальных сетей.
Концепция «Библиотека 2.0» даёт возможность не только расширенного поиска, но
и сотворчества профессионала-библиотекаря и читателя. Рассмотрено
использование возможностей «Библиотеки 2.0» в качестве активного компонента
маркетинговых коммуникаций библиотеки.
У 2046
112. Ребрендинг библиотек: требуется бизнес-подход //
Унив. кн. – 2012. – Июль-август. – С. 41–47.
Дискуссия в рамках международной конференции «Крым–2012» о месте
библиотеки в системе цифровых коммуникаций, состоявшаяся на площадке
«Библиотека в системе цифровых коммуникаций: стратегия выживания». Инициаторы
дискуссии предложили определить комплекс конкретных действий, направленных на
адекватное позиционирование библиотек в новой среде.
Р 3282
113. Романова И. М. Сущность, структура и особенности
рынка образовательных услуг / И. М. Романова, О. М. Шевченко, В. А. Полупанова
// Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3 (89). – С. 67–75. – Библиогр.:
13 назв.
Рассмотрены подходы к определению понятия «рынок образовательных
услуг». Определена сущность рынка образовательных услуг. Раскрыта структура
рынка, дана характеристика его особенностей.
У 2913
114. Сергеев А. Г. Проблемы инновационности СМК в
образовании / А. Г. Сергеев, Ю. И. Захаров, В. В. Баландина // Качество.
Инновации. Образование. – 2012. – № 5 (84). – С. 17–20. – Библиогр.: 2 назв.
Рассмотрены вопросы внедрения инновационных разработок в систему
управления качеством образования в вузе, невозможности создания качественного
образования, ограничившись только получением сертификата на систему
менеджмента качества. Приведены рекомендации по дальнейшим шагам руководства
вуза на пути к созданию качества после получения сертификата на СМК в
соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008 и/или ИСО 9001: 2008.
Д9-11/88201
115. Сергеева Е. А. Автоматизация оценки уровня
информатизации кафедр университета / Е. А. Сергеева // 7-я Междунар.
науч.-метод. конф. «Совершенствование подготовки IT-специалистов по
направлению «Приклад. информатика» для инновац. экономики», 6 дек. 2011 г. :
сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). –
М., 2011. – С. 223–227. – Библиогр.: 4 назв.
Представлена разработанная в Оренбургском государственном
университете информационно-аналитическая система (ИАС ОГУ), относящаяся к
классу интегрированных автоматизированных информационных систем управления
высшим учебным заведением и представляющая собой систему корпоративного типа.
Приведена концептуальная модель хранилища данных на основе ИАС ОГУ и схема
информационных потоков.
У 3707
116. Синицын А. А.
Формирование информационной системы мониторинга, прогнозирования и
стимулирования инновационно-ориентированной деятельности научных и
научно-педагогических кадров вуза / А. А. Синицын, О. Ю. Никифоров //
ИнВестРегион. – 2012. – № 2 (28).
– С. 75–80. – Библиогр.: 4 назв.
Разработана модель информационной системы на основе
клиент-серверной СУБД, методика применения, программный комплекс и программа
внедрения в учебно-производственный процесс (экспериментальное внедрение
осуществлялось на базе Вологодского государственного технического
университета). Внедрение такой системы в вузе позволит накапливать и
обрабатывать данные по всем направлениям его деятельности, о результатах
работы коллективов, количественных и качественных характеристиках кадрового
состава и на основе этой информации строить различные показатели деятельности
как отдельного сотрудника, так и организации в целом.
Д9-12/87664
117. Софронова Н. В. Автоматизация организационного
управления в образовании / Н. В. Софронова // Информатизация как целевая
ориентация и стратег. ресурс образования : сб. тр. участников Междунар. науч.
конф., 29 февр.–4 марта 2012 г. / НМС по математике М-ва образования и науки
РФ [и др.]. – Архангельск, 2012. – С. 89–96. – Библиогр.: 5 назв.
Освещаются перспективные направления автоматизации
организационного управления учреждений образования: активное внедрение
ERP-систем, внедрение новейших технологий обработки информации («облачные
вычисления»), мобильные технологии.
У 3795
118. Сурова Н. Ю. Инновационный подход к управлению
процессами интеграции системы образования, вузовской науки и бизнеса в
современных условиях модернизации / Н. Ю. Сурова // Инновац. деятельность. –
2012. – № 1 (19). – С. 95–102. – Библиогр.: 3 назв.
Методика создания интегрированного научно-образовательного
центра на базе современного университета. Рекомендации по использованию данной
методики в инструментарии управляющих структур для эффективного развития
социально-экономической системы регионов с использованием партнёрского ресурса
высшей школы.
У 4059
119. Тарасов А. М.
Выставочный маркетинг в сфере научно-иннова-ционной
деятельности университета / А. М. Тарасов // Экономика. Упр. Право. – 2012. –
№ 5 (29), ч. 1. – С. 34–35. – Библиогр.: 2 назв.
Раскрыта роль и основные преимущества выставочного маркетинга в
сфере научно-инновационной деятельности университета. Приведены факторы,
оказывающие влияние на эффективность экспонирования результатов
научно-инновационной деятельности университета. Сформулированы основные
принципы концепции выставочной деятельности.
У 4101
120. Трещев А. М. Проектирование образовательного
процесса вуза в контексте стандартов CDIO / А. М. Трещев, О. А. Сергеева //
Междунар. науч. изд. «Соврем. фундамент. и приклад. исслед.». – 2012. – № 2
(5). – С. 92–97. – Библиогр.: 8 назв.
Крупный международный проект по реформированию инженерного
образования «Всемирная инициатива CDIO». Необходимость использования
стандартов CDIO для выстраивания новой архитектуры образовательного процесса.
Двенадцать стандартов CDIO. Опыт внедрения стандартов Всемирной инициативы
CDIO в Астраханском государственном университете.
Д9-12/88227
121. Уварова Т. Г. Стратегический менеджмент в вузе на
основе управления знаниями / Т. Г. Уварова // XV Науч.-практ. конф. «Реинжиниринг
бизнес-процессов на основе соврем. информ. технологий. Системы упр. знаниями»
: материалы конф., 26–27 апр. 2012 г., Москва / Моск. гос. ун-т экономики,
статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2012. – С.
212–215. – Библиогр.: 4 назв.
В качестве инновационного подхода к осуществлению расширенных
функций системы управления вузом предлагается развитие деятельности по
производству организационных знаний в вузе и управлению ими как стратегическим
ресурсом на основе сетевого взаимодействия.
У 3764
122. Чадаев А. Ю. Маркетинг образовательных услуг на
основе информационной модели высшего учебного заведения / А. Ю. Чадаев // Фин.
аналитика: проблемы и решения. – 2012. – № 22 (112). – С. 47–51. – Библиогр.:
2 назв.
Показано, что для эффективной конкуренции на рынке
образовательных услуг современное высшее учебное заведение должно формировать
свою комплексную, многоуровневую информационную модель. Представлены основные
подмножества, входящие в информационную модель высшего учебного заведения.
Рассмотрены некоторые аспекты создания интернет-сайтов учебных заведений как
наиболее важных подмножеств электронной информационной модели.
У 4023
123. Шептулин А. Н. Интеллектуальная собственность,
знания, информация как бизнес университетов / А. Н. Шептулин // Совет
ректоров. – 2012. – № 5. – С. 65–70. – Библиогр.: 5 назв.
Информация – основа доходности вузов. Возможность
коммерциализации отечественных вузов. Цифровые информационные ресурсы –
сегмент рынка интеллектуальной продукции. Способы организации информационного
бизнеса.
Д9-12/88227
124. Щенникова Е. С. Процесс управления знаниями в
системе бизнес-образования, как основа для осуществления инновационной
деятельности / Е. С. Щенникова // XV Науч.-практ. конф. «Реинжиниринг бизнес-процессов
на основе соврем. информ. технологий. Системы упр. знаниями» :
материалы конф., 26–27 апр. 2012 г., Москва / Моск. гос. ун-т экономики,
статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2012. – С.
264–269.
Показана модель внутрифирменного управления знаниями.
Рассмотрены элементы инновационной системы бизнес-образования.
У 3932
125. Экспресс-анкетирование и экспресс-анализ как
эффективный маркетинговый инструмент рейтингового мониторинга конкурентной
среды в сфере услуг образования / Ю. Азаров [и др.] // Новости маркетинга. –
2012. – № 5. – С. 55–67. – Библиогр.: 22 назв.
Подкомитет по рейтинговому мониторингу конкурентной среды в
сфере услуг образования, созданный в структуре Комитета Московской
торгово-промышленной палаты по вопросам образования, выступил с инициативой
создания комплексной системы мониторинга состояния конкурентной среды в сфере
образования. Аналитическое ядро этой системы составляет рейтинговый
мониторинг, основанный на постоянной корректировке целей, которая базируется
на результатах экспресс-анализа динамики конкурентной среды. Механизмом
анализа является опрос экспертов, а инструментом –
специально разработанная экспресс-анкета.
См. также № 134.
|