Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №9 2012 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

У 3874

41. Abramovich A. M. Scemata Based e-Learning = Электронное обучение на основе семантических схем / A. M. Abramovich // Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочеркас. политехн. ин-та). Сер. Соц.-экон. науки. – 2011. – № 4. – С. 14–29. – Библиогр.: 36 назв. – Текст на англ. яз.

Новые технологии Всемирной паутины позволяют автоматизировать процесс обучения и предоставлять семантику учебного материала в концентрированной и сжатой форме с помощью схем. В статье описан метод машиночитаемого электронного обучения на основе теории потребностей, общеупотребительной модели рассуждения и на основе нового метода представления предметной области.

У 3874

42. Abramovich A. M. Top-down e-Learning = Электронное обучение «сверху вниз» / A. M. Abramovich // Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочеркас. политехн. ин-та). Сер. Соц.-экон. науки. – 2012. – № 2. – С. 39–54. – Библиогр.: 16 назв. – Текст на англ. яз.

Предложен новый метод обучения – электронное обучение «сверху вниз», предоставляющее учащимся знания, подчинённые иерархии потребностей. Такое обучение облегчает познавательную активность, поставляя знания в форме схем и освобождая таким образом учащегося от трудоёмкой самостоятельной переработки входящей информации во внутреннее представление (в схемы).

У 2361

43. Александрова И. В. Применение тестовой системы компьютерного контроля MyTest при обучении студентов социально-экономического профиля / И. В. Александрова, Е. Ю. Гирфанова // Вестн. Казан. технол. ун-та. –
2012. – Т.15, № 2. – С. 199–202. – Библиогр.: 4 назв.

На конкретном опыте преподавательской деятельности авторы показывают возможности применения тестовой системы компьютерного контроля MyTest при обучении студентов на факультете экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института.

Ж2-12/52947

44. Алексейчук А. С. Системы дистанционного обучения на базе веб-конференций / А. С. Алексейчук // Информатизация инженер. Образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 343–344. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается практика применения веб-конференций в дистанционном обучении. Приводится описание самостоятельно разработанной информационной системы, позволяющей осуществлять дистанционное обучение в форме веб-конференций и имеющей некоторые дополнительные функции, расширяющие ее функциональность. Перечислены планируемые направления работы при разработке подобной системы, адаптированной для технических дисциплин.

Н/16400 № 18 (90)

45. Альшакова Е. Л. Компьютерные технологии при преподавании графических дисциплин / Е. Л. Альшакова // Науч. тр. / МАТИ. – М., 2011. – Вып. 18 (90). – С. 324–328. – Библиогр.: 4 назв.

Представлена методика организации учебного процесса на кафедре начертательной геометрии и инженерной графики с использованием компьютерных технологий, направленная на получение знаний и навыков выполнения конструкторской документации, в том числе с использованием CAD систем, для эффективной профессиональной деятельности.

Ж2-12/52947

46. Аникеев А. В. Опыт внедрения средств видеоконференцсвязи при дистанционном обучении в ИТЭП и МЭИ / А. В. Аникеев, Ю. В. Старичкова // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. –
С. 345–346. – Библиогр.: 4 назв.

Приведены основные результаты внедрения системы видеоконферецсвязи (ВКС) в учебный процесс дистанционного образования. Описаны перспективы развития систем ВКС и системы поддержки учебного процесса «Прометей» (СДО «Прометей»).

У 1465

47. Антоников А. А. Разработка модуля системы дистанционного обучения для проверки знаний в области программирования / А. А. Антоников, С. В. Чискидов, Е. Н. Павличева // Информ. ресурсы России. – 2012. –
№ 3. – С. 32–34. – Библиогр.: 3 назв.

Модуль, разработанный для системы дистанционного обучения (СДО) «Прометей», может быть интегрирован в любую СДО. Для реализации серверной части использована СУБД MS SQL 2008. С помощью рассмотренной системы можно также вести курсовые проекты студентов.

Ж2-12/52947

48. Баранов И. В. CMS Jоomla в учебном процессе / И. В. Баранов, В. В. Краюшкин // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 349–350. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается инструментальная система подготовки учебных курсов и сопровождения учебного процесса, разработанная на базе CMS Joоmbla. В системе используется авторизованный вход пользователей, которые регистрируются администратором системы. Это позволяет отслеживать все действия пользователя в системе, что важно для преподавателей с точки зрения количественной и качественной оценки работы студентов. Авторизованный вход позволяет организовать внутренний обмен электронными сообщениями между преподавателями и студентами без использования внешней электронной почты.

Д9-12/88170

49. Богатенков С. А. Методология разработки мультимедийных учебных материалов как инновационный подход в обеспечении качества образования / С. А. Богатенков, Н. М. Богатенкова // Ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. «Информатизация образования: проблемы и перспективы», 20–21 марта 2012 г. : сб. науч. ст. / Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск, 2012. – С. 87–92. – Библиогр.: 10 назв.

Рассмотренная методология позволяет подготовить электронные учебные курсы, отличающиеся минимальной трудоёмкостью и эффективностью представления учебного материала и контроля знаний, умений и навыков.

Д9-12/87445

50. Валитов Р. А. Технологии, проблемы и решения организации системы дистанционного обучения Казанского (Приволжского) федерального университета / Р. А. Валитов, О. А. Кашина, В. Н. Устюгова // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С. 248–254. – Библиогр.: 3 назв.

В качестве системы дистанционного обучения в Казанском (Приволжском) федеральном университете применяется система управления электронным обучением MOODLE. Это бесплатная система, специализированная для управления учебным процессом и предназначена для использования в сети Интернет. Система MOODLE может использоваться в различных формах обучения в рамках программ высшего профессионального образования и повышения квалификации. Она используется в более чем 200 странах мира университетами, школами, компаниями и независимыми преподавателями.

М/67543 № 1

51. Гасанова З. А. Программные средства реализации системы дистанционного образования / З. А. Гасанова // Информ. технологии. Автоматизация. Актуализация и решение проблем подгот. высококвалифицирован. кадров (ИТАП-2011) : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (дистанц. форма) / Кам. гос. инж.-экон. акад. – Набережные Челны, 2011. –
Ч. 1. – С. 41–49. – Библиогр.: 9 назв.

Классификация программных продуктов, используемых для организации систем дистанционного обучения (СДО). СДО Прометей, ДОЦЕНТ, ОРОКС, learn eXact и MOODLE, основные характеристики и оценка их функциональных возможностей.

Ж2-12/52947

52. Губина Н. А. Особенности и перспективы развития дистанционного обучения в МГСУ / Н. А. Губина, Б. Е. Монахов, В. И. Тельной // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 357–360. – Библиогр.: 5 назв.

Анализируется становление, современное состояние и особенности дистанционного обучения в МГСУ. Компьютерные технологии рассматриваются как эффективное средство информационной поддержки студентов, обучающихся дистанционно. Сформулированы основные направления развития дистанционного обучения по мере развития средств компьютерной поддержки.

Д9-12/87664

53. Доценко И. Б. Электронная лекция как новый тип образовательных ресурсов / И. Б. Доценко // Информатизация как целевая ориентация и стратег. ресурс образования : сб. тр. участников Междунар. науч. конф.,
29 февр.–4 марта 2012 г. / НМС по математике М-ва образования и науки РФ [и др.]. – Архангельск, 2012. – С. 195–201. – Библиогр.: 3 назв.

Лекции в электронном обучении (электронные лекции) можно идентифицировать по способу предоставления учебной информации, возможности ее оперативной модернизации и степени вовлечения учащихся во взаимодействие с этой информацией. Кратко изложены основные подходы, которые используются в Центре довузовской подготовки Таганрогского технологического института Южного федерального университета при разработке электронных лекций.

Д9-12/87445

54. Зеленко Л. С. Технологические основы построения виртуальной системы дистанционного обучения / Л. С. Зеленко, Д. А. Загуменнов // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С. 216–217.

Разрабатываемая в Самарском государственном аэрокосмическом университете (кафедра программных систем) система дистанционного обучения основана на трёх принципах: обучение внутри трёхмерного пространства (виртуального мира), вовлечение пользователей в процесс с помощью игрового подхода, интеграция виртуального мира в HTML-страницы сайта. Система является клиент-серверным приложением и требует установки на стороне клиента небольшого плагина, поддерживаемого всеми основными браузерами. Серверная часть написана на языке C# с применением технологии ASP.NET MVC Framework. В качестве СУБД выступает Microsoft SQL Server 2008. Для разработки интерфейса сайта используется JavaScript и графическая библиотека ExtJS. Виртуальный мир создан в игровом движке Unity3D. Модели персонажей и их анимация импортируется из трёхмерного редактора Blender. Для программирования скриптовой логики внутри мира применяются языки JavaScript и C#.

Ж2-12/52947

55. Зимина О. В. Использование мобильного доступа к информационным ресурсам в инженерном образовании / О. В. Зимина, А. И. Кириллов // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 367–370. – Библиогр.: 5 назв.

Создан математический сервер, обеспечивающий мобильный доступ к компьютеру при проведении занятий в обычной аудитории и самостоятельной работе студентов. Изложены методические основы и педагогические перспективы применения математического сервера на разных этапах модернизации обучения. Представлен математический сервер МЭИ.

Д9-12/88227

56. Ивина Н. Л. Реализация концепции «Электронный вуз» в НИУ РАНХиГС / Н. Л. Ивина, И. Н. Цветкова // XV Науч.-практ. конф. «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе соврем. информ. технологий. Системы упр. знаниями» : материалы конф., 26–27 апр. 2012 г., Москва / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2012. – С. 89–93.

Представлены основные направления Программы развития информационных технологий, реализуемой в Нижегородском институте управления (филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы). Приведены информационные технологии, с помощью которых осуществляется информатизация образовательной и управленческой деятельности. Важнейшее направление развития информационно-коммуникационной системы академии – электронная библиотека. В структуру электронной библиотеки включается весь спектр учебных и научных электронных ресурсов традиционной библиотеки. В технологии электронной библиотеки используется автоматизированная информационно-библиотечная система Марк-SQL.

Ж2-12/52947

57. Использование дистанционных технологий в учебном процессе на факультете дополнительного образования МГУ / С. Т. Главацкий [и др.] // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 355–356. – Библиогр.: 5 назв.

Система дистанционного обучения факультета дополнительного образования (ФДО) МГУ – это комплексная организационная, информационная и коммуникационная система, созданная в рамках инновационной образовательной программы «Формирование системы инновационного образования в МГУ имени М. В. Ломоносова» и предназначенная для поддержки, обеспечения и управления образовательными процессами ФДО МГУ
на базе современных компьютерных и коммуникационных технологий.

Д9-11/88196

58. Использование информационно-коммуникационных технологий в процедуре проведения Единого государственного экзамена / Г. Б. Прончев [и др.] // Информ. менеджмент соц.-экон. и техн. систем – 2011 : cб. материалов II Междунар. молодеж. науч.-практ. шк., 7–8 окт. 2011 г., Москва / Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова [и др.]. – Владимир, 2011. – С. 213–216. – Библиогр.: 7 назв.

Проанализирована процедура проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Предложена новая процедура проведения ЕГЭ, способная уменьшить временные и финансовые затраты, обеспечить более качественную обработку результатов ЕГЭ.

Д9-12/87445

59. Использование облачных LMS в узлах «Университетский кластер» / А. В. Бойченко [и др.] // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С. 47–52. – Библиогр.: 7 назв.

Для решения задач организации электронного обучения доступно большое число разнородных приложений, в том числе через сеть Интернет, однако не существует целостной системы, охватывающей все аспекты их реальности. Поэтому актуальными становятся задачи проектирования, разработки и поддержки функционирования облачной системы управления обучением (LMS) и образовательным контентом (LCMS), способной обеспечить потребности в системах класса LMS и LCMS большинство вузов страны. Рассматриваются принципы проектирования облачной LMS, архитектура облачной LMS и использование инфраструктуры программы «Университетский кластер» для создания региональных облачных LMS.

Ж2-12/52947

60. Калдарова М. Ж. Использование сети ISDN в системе дистанционного образования / М. Ж. Калдарова, Ф. С. Телгожаева, Б. К. Алимбаева // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 371–374. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются типы видеоконференций, технические средства и программное обеспечение, особенности и требования к каналам связи, типы передаваемой информации по этим каналам, а также практические аспекты использования каналов ISDN для построения интегрированных информационных сетей.

Д9-12/87445

61. Канатников Д. В. Правовое регулирование дистанционного обучения в РФ / Д. В. Канатников // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц.
и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С. 59–63.

Противоречия национальных стандартов в области электронного обучения с новыми поправками в ФЗ «Об образовании» в плане формулировок определений электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Сравнение модельного закона стран-участниц СНГ «О дистанционном обучении» с законодательством Российской Федерации. Многие существенные для организации дистанционного обучения понятия пока ещё отсутствуют в российском законодательстве и системе национальных стандартов в области электронного обучения, что затрудняет или мешает правовому регулированию в данной сфере.

Ж2-12/52947

62. Краюшкин В. В. Мобильные устройства в учебном процессе /
В. В. Краюшкин, К. В. Краюшкин // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 381–382.

В докладе рассматриваются вопросы использования мобильных устройств в учебном процессе. Приводится описание разработанного авторами приложения для мобильной платформы Android 2.1 компании Google, предназначенного для использования в системах удаленного доступа к учебному материалу.

Ж2-12/52947

63. Лавенделс Ю. Средства обеспечения интерактивного удаленного занятия / Ю. Лавенделс, В. Шитиков, З. Булиньш // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр., 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 383–386. – Библиогр.: 9 назв.

Рассматривается организация дистанционных лекций и практикума для освоения работы с программными приложениями. Предлагается решение, основанное на перехвате преподавателем удаленной сессии обучаемого на сервере. При этом образуется некоторый виртуальный компьютер с двумя наборами управления (для преподавателя и обучаемого), каждый из которых включает клавиатуру, мышь и монитор.

Н/19932 № 1

64. Лисьев Г. А. Роль и место интеллектуальных обучающих систем в системе профессиональной подготовки / Г. А. Лисьев, А. Л. Трейбач // Систем. анализ и информ. технологии : тр. Четвёртой Междунар. конф., 17–23 авг. 2011 г., Абзаково (Россия) / Ин-т систем. анализа РАН и др. – Челябинск, 2011. – Т. 1. – С. 98–102. – Библиогр.: 5 назв.

Представлена интеллектуальная обучающая система (ИОС) на основе агентов, включающая следующие технологии: построение последовательности курса обучения, интеллектуальный анализ ответов обучаемого, интерактивную поддержку в решении задач, помощь в решении задач, основанную на примерах. Приведена схема работы ИОС и алгоритмы взаимодействия агентов.

У 3236

65. Мартюшев Н. В. Опыт внедрения информационных технологий при обучении студентов на кафедре материаловедения и технологии металлов ТПУ / Н. В. Мартюшев // Фундам. исслед. – 2012. – № 6, ч. 1. – С. 39–43. – Библиогр.: 6 назв.

Основное внимание уделено использованию таких информационных средств как электронные учебные пособия и корпоративный портал ТПУ на базе технологии Oracle Portal. Показаны способы организации сетевого информационного взаимодействия между обучаемым и преподавателем с помощью технологии Oracle Portal. Представлены данные о двух электронных учебниках и о способах их использования в процессе обучения студентов при чтении лекций. Показано, что использование современных мультимедийных средств позволяет повысить уровень усвоения преподаваемого материала обучаемыми.

Р 3642

66. Медведев И. И. Интернет – помощник преподавателя в борьбе
с плагиатом / И. И. Медведев // Вестн. Моск. фин.-юрид. ун-та МФЮА. – 2012. – № 1. – С. 212–215.

Практический опыт использования современных информационных технологий в борьбе с плагиатом в письменных работах учащихся.

Н/19932 № 1

67. Мельников А. В. Электронный университет – парадигма образования будущего / А. В. Мельников, Н. А. Бленда // Систем. анализ и информ. технологии : тр. Четвёртой Междунар. конф., 17–23 авг. 2011г., Абзаково (Россия) / Ин-т систем. анализа РАН и др. – Челябинск, 2011. – Т. 1. –
С. 23–26. – Библиогр.: 2 назв.

Описана среда «Электронный университет» Челябинского государственного университета, позволяющая студентам во время работы в компаниях проходить обучение в виртуальных классных комнатах (через Интернет). Рассмотрены следующие вопросы: чем уникален проект «Электронный университет», для решения каких задач он используется, какие возможности даёт электронное образование, каковы основные черты образования будущего.

Д9-12/87445

68. Москалева Э. Ф. Разработка контролирующих программных педагогических средств (на примере HTML-кода и языка программирования JavaScript) / Э. Ф. Москалева // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С. 218–221. – Библиогр.: 1 назв.

Представлен пример контролирующего программного педагогического пособия, которое спроектировано с помощью HTML-кода и языка программирования JavaScript. Цель данного проектирования – совершенствование системы контроля знаний путём включения в образовательный процесс программных педагогических средств.

Ж2-12/52947

69. Нарышкин Д. Г. Электронные образовательные ресурсы по технологии Mathcad Application/Calculation / Д. Г. Нарышкин // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 475–478.

Рассмотрены возможности облачных вычислений при создании электронных образовательных ресурсов по курсам «Химия» и «Физическая химия». Применение образовательных Mathcad-технологий позволяет создавать качественно новую интерактивную информационно-учебную среду, способствует развитию познавательной активности и совершенствованию образования в области фундаментальных естественных наук.

Ж2-12/52947

70. Опыт применения принципов создания автоматизированного лабораторного практикума удаленного доступа в реализации стендов Pilab / Б. Р. Липай [и др.] // Информатизация инженер. Образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 299–302.

Рассмотрены результаты применения отраслевого стандарта ОСТ-92-98 при создании лабораторных комплексов Pilab.

У 3779

71. Панфилов С. А. Мультимедийные технологии в инженерном образовании / С. А. Панфилов, Н. Р. Некрасова // Прикасп. журн.: упр. и высокие технологии. – 2012. – № 2 (18). – С. 12–17. – Библиогр.: 5 назв.

Предложен способ решения проблемы уменьшения числа аудиторных часов на изучение и освоение учебной дисциплины. Рассмотрено создание и применение обучающих видеофильмов в инженерном образовании. Приведены требования к разработке видеоуроков, отмечены их достоинства и роль в образовательном процессе. (На примере преподавания общепрофессиональной дисциплины «Теоретические основы электротехники» студентам инженерных направлений).

Ж2-12/52947

72. Первушина И. И. Средства и возможности электронного представления графической информации в инженерном образовании / И. И. Первушина, Н. В. Кайгородцева // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 479–480.

Анализ средств представления графической информации. Приведённые сведения о программах и их возможностях позволяют разработчикам электронных ресурсов выбирать оптимальные пути для качественного изложения учебного материала и создавать конкурентоспособные эффективно-дидактические электронные разработки графической направленности.

У 3236

73. Помянтовский А. Н. Использование новых информационных технологий для развития информационной культуры личности студентов педагогических вузов / А. Н. Помянтовский // Фундам. исслед. – 2012. – № 6, ч. 1. – С. 53–58. – Библиогр.: 5 назв.

Представлено несколько точек зрения на проблематику информационной культуры личности, в том числе и опыт работы М. Мартинез, исследовавшей особенности интенционального обучения студентов в веб-среде. Приведены данные о педагогическом эксперименте, которые подтверждают правильность выбранной педагогической технологии.

М/67543 № 1

74. Применение современных программных средств в образовательном процессе / Э. Р. Ашрафуллина [и др.] // Информ. технологии. Автоматизация. Актуализация и решение проблем подгот. высококвалифицирован. кадров (ИТАП-2011) : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (дистанц. форма) / Кам. гос. инж.-экон. акад. – Набережные Челны, 2011. –
Ч. 1. – С. 38–41.

Рассмотрен пример использования пакета программ SMART Notebook на уроках совершенствования знаний, умений и навыков. Программное обеспечение SMART Notebook интегрировано во многие популярные программы других разработчиков, включая Microsoft Word, Excel и PowerPoint.

Ж2-12/52947

75. Программы оценивания качества образования / И. А. Козлов
[и др.] // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. –
С. 59–62. – Библиогр.: 7 назв.

Анализируется содержание специализированных выставок в рамках Всероссийского форума «Образовательная среда 2011». Описываются две программы, направленные на оценку качества образования, разработанные в МГТУ им. Н. Э. Баумана в рамках научно-исследовательской работы.

Д9-11/88196

76. Рябикин Н. А. Обзор аналогов и публикаций в области информационных систем дистанционного обучения, в частности, модуля ИС ДО «Личный кабинет студента/абитуриента» / Н. А. Рябикин, И. Е. Жигалов // Информ. менеджмент соц.-экон. и техн. систем – 2011 : cб. материалов
II Междунар. молодеж. науч.-практ. шк., 7–8 окт. 2011 г., Москва / Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова [и др.]. – Владимир, 2011. –
С. 165–168. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются системы дистанционного обучения в университетах России.

Д9-12/87445

77. Сафонова Л. В. Скринкастинг и юзабилити / Л. В. Сафонова // Электрон. Казань–2012 : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 24–26 апр. 2012 г., Казань / Ин-т соц. и гуманитар. знаний [и др.]. – Казань, 2012. – С. 222–227. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматривается использование скринкастинга, разбирается несколько распространённых программ – скринкастов, даются рекомендации о способах их применения. Рассматривается также новый взгляд на внедрение скринкастинга в разработке и проведении учебных курсов на принципах юзабилити (удобства пользователя).

Ж2-12/52947

78. Смирнов М. Ю. Опыт создания международной межуниверситетской лабораторной сети в рамках проекта «СИНЕРГИЯ» / М. Ю. Смирнов, В. Г. Москвин // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 397–398. – Библиогр.: 1 назв.

Освещается опыт создания и планомерного развития в рамках проекта «СИНЕРГИЯ» международной межуниверситетской лабораторной сети с доступом к удаленному оборудованию через Интернет для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Управление в технических системах», а также для выполнения проектно-исследовательских работ в области автоматизации и управления. Обсуждается реальное возрастание эффективности совместной деятельности участников проекта за счет синергетического эффекта.

Ж2-12/52947

79. Сорокин А. В. Использование облачных технологий в образовании / А. В. Сорокин // Информатизация инженер. образования – ИНФОРИНО–2012 : тр. Междунар. науч.-метод. конф., 10–11 апр. 2012 г., Москва. – М., 2012. – С. 240–243. – Библиогр.: 3 назв.

«Облаками» можно считать набор аппаратных средств, программного обеспечения и других ресурсов, которые могут быть доступны через Интернет. Через Интернет «облака» могут представлять наиболее передовое программное обеспечение и учебные материалы, аппаратные ресурсы и услуги для студентов и преподавателей в самых бедных и удалённых районах. Эта технология даёт значительно меньшую, по сравнению с традиционными клиент-серверами решениями, нагрузку на бюджеты образования. В статье приводится некоторое обобщение существующего опыта внедрения облачных технологий в университетах, выполняемых с участием компании IBM.

Д9-12/88227

80. Тельнов Ю. Ф. Смарт-обучение в виртуальном информационно-образовательном пространстве / Ю. Ф. Тельнов // XV Науч.-практ. конф. «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе соврем. информ. технологий. Системы упр. знаниями» : материалы конф., 26–27 апр. 2012 г., Москва / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2012. – С. 201–206. – Библиогр.: 9 назв.

Под смарт-обучением понимается гибкое обучение в интерактивной информационно-образовательной среде с помощью контента, находящегося в Интернете в свободном доступе. Перечислены принципы смарт-обучения. Реализация технологии смарт-обучения возможна только в современном виртуальном информационно-образовательном пространстве, которое включает в себя распределённый контент в виде открытых электронных образовательных ресурсов и набор ИТ-сервисов, обеспечивающих в режиме удалённого доступа выполнение функций по информационному и программному обеспечению образовательной деятельности.

Д9-12/88227

81. Трембач В. М. Оценка знаний в системах электронного обучения / В. М. Трембач // XV Науч.-практ. конф. «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе соврем. информ. технологий. Системы упр. знаниями» : материалы конф., 26–27 апр. 2012 г., Москва / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2012. –
С. 206–211. – Библиогр.: 5 назв.

В докладе, как вариант, рассматривается построение индивидуальной траектории тестирования, формируемой в зависимости от имеющихся компетенций и используемых форм обучения. Для учёта имеющихся компетенций обучаемого предполагается использование электронной карты обучаемого, в которой фиксируются все полученные в ходе обучения и подтверждённые проверкой (тестированием) знания.

Д9-11/88196

82. Фесенко В. В. Использование информационных технологий в общеобразовательной школе / В. В. Фесенко, Г. Б. Прончев // Информ. менеджмент соц.-экон. и техн. систем – 2011 : сб. материалов II Междунар. молодеж. науч.-практ. шк., 7–8 окт. 2011 г., Москва / Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова [и др.]. – Владимир, 2011. – С. 237–242. – Библиогр.: 16 назв.

Приведены примеры информационных технологий, используемых в учебном процессе общеобразовательной школы.

Д9-11/88201

83. Цветков В. Е. Инструментальные средства обеспечения и поддержки электронного обучения / В. Е. Цветков // 7-я Междунар. науч.-метод. конф. «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Приклад. информатика» для инновац. экономики», 6 дек. 2011 г. : сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). – М., 2011. – С. 267–271. – Библиогр.: 6 назв.

Средства разработки веб-курсов: программный продукт для упаковки готовых учебных материалов в формат SCORM – Simple SCORM Packager; бесплатно распространяемое программное средство создания материалов электронных курсов eXe – learning xhtml editor; Articulate – набор программных продуктов для создания учебных материалов на основе технологии Flash. Системы дистанционного обучения (СДО): модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда Moodle – свободная система управления обучением, распространяемая по лицензии GNU GPL; отечественная СДО Прометей, разработанная с учётом особенностей образования в России (распространяется на коммерческой основе); Sakai – свободно распространяемая система с открытым исходным кодом (open source).

У 3874

84. Чистяков А. В. Социально-коммуникативные возможности Интернета в образовательных процессах: проблема социализации учащегося /
А. В. Чистяков // Вестн. Юж.-Рос. гос. техн. ун-та (Новочеркас. политехн.
ин-та). Сер. Соц.-экон. науки. – 2012. – № 2. – С. 246–253. – Библиогр.: 6 назв.

Описаны возможности эффективного использования новых информационно-коммуникационных технологий в формировании виртуального образовательного пространства. Показаны негативные последствия виртуализации образования и границы применения глобальной сети Интернет в образовании.

У 4023

85. Шалыгина И. В. Дефициты современного электронного обучения / И. В. Шалыгина // Совет ректоров. – 2012. – № 5. – С. 58–64. – Библиогр.: 11 назв.

Рассмотрены основные педагогические проблемы электронного обучения, решение которых определит его развитие на ближайшую перспективу: проблема равноправного диалога между разработчиками дидактических теорий процесса обучения, методов, технологий и между разработчиками платформ электронного обучения и контента, проблема уникального образовательного контента и поиска специалистов, способных создавать этот контент, проблема привлечения в электронное обучение специалистов, обладающих мультикомпетенциями.

Р 3619

86. Шарабаева Л. Ю. Совершенствование методов и средств контроля знаний в электронной обучающей системе / Л. Ю. Шарабаева // Упр. консультирование. Актуал. проблемы гос. и муницип. упр. – 2012. – № 1. –
С. 186–195. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрена проблема реализации автоматизированного контроля знаний для развития электронного обучения. Предложен метод математического моделирования для формирования оптимальных вариантов тестовых заданий, приведён алгоритм их программной реализации.

У 4229

87. Электронные средства масс-медиа в учебных ситуациях / М. Худгарзаде [и др.] // Науч. поиск. – 2012. – № 2 (4). – С. 24–29. – Библиогр.:
21 назв.

Роль использования медийных средств в школьном образовательном процессе. Необходимость формирования и развития медийной компетенции учащихся и учителей. Проект MuViT – Мультилингвальная виртуальная аудиокнига. Электронная иллюстрированная книга – раннее обучение иностранным языкам в начальной школе или билингвальное обучение (начиная с 5-го класса).

Н/16400 № 18 (90)

88. Янковская А. Г. Использование информационных технологий при подготовке инженеров машиностроительных специальностей / А. Г. Янковская // Науч. тр. / МАТИ. – М., 2011. – Вып. 18 (90). – С. 338–342. – Библиогр.: 1 назв.

Рассматривается электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Компьютерный инжиниринг». Подробно описаны модули, входящие в этот комплекс, отражены их особенности.

См. также №  1,  15,  23,  24,  26,  29,  30,  31,  32,  33,  34,  36,  39,  101,  129.

  
На главную