Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №1 2013 год
Содержание:

Предисловие

Рубрикатор библиографического указателя «Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде»

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

Р 16

71. Алексич-Маслач, К. Корреляция между качеством разработанных электронных учебных курсов и активностью студентов / К. Алексич-Маслач, М. Коричан, Д. Нявро // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2012. –
№ 11. – С. 39–43. – Библиогр.: 11 назв.

Представлен опыт ведущего вуза Хорватии (Загребская школа экономики и менеджмента) по систематичному внедрению электронного обучения в образовательный процесс. Дан анализ качества разработанных электронных курсов, а также корреляции между качеством электронных учебных курсов и активностью студентов.

М/67637 № 2

72. Баймулдина, Н. С. Внедрение системы электронного обучения в вузах республики Казахстан / Н. С. Баймулдина, Н. О. Джаманкулова // Бюл. лаб. мат., естественнонауч. образования и информатизации : рец. сб. науч. тр. / Моск. гор. пед. ун-т, Науч.-исслед. ун-т столич. образования. – М., 2012. – Т. 2. – С. 364–368. – Библиогр.: 6 назв.

Речь идёт о планах внедрения автоматизации учебного процесса в Республике Казахстан. По проекту развития электронного обучения образовательные учреждения планируется обеспечить широкополосным Интернетом с пропускной способностью 4 – 10 мегабит в секунду. По мере технической подготовленности вузов будет осуществлено подключение их к Республиканской межвузовской электронной библиотеке.

Ж 2-12/53602

73. Велиев, В. М. Информационная система «Единое информационное пространство» как решение для автоматизации работы вуза / В. М. Велиев, В. А. Иванов, Т. Т. Поделинская // Компьютер. науки и информ. технологии : материалы Междунар. науч. конф., 1 – 4 июля 2012 г., Саратов / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Ин-т проблем точ. механики и упр. РАН и др. – Саратов, 2012. – С. 76–77. – Библиогр.: 1 назв.

Представлен опыт программной реализации в 2008 – 2011 годах в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского. Приведена общая структура системы.

Д 9-12/91165

74. Видишенко, Ю. М. Актуальность внедрения социально-образова-тельной сети «Дневник.ру» / Ю. М. Видишенко, М. И. Коваленко // Инновац. проблемы развития соврем. технол. образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / Юж. федер. ун-т, Пед. ин-т, фак. технологии и предпринимательства. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 98–102.

«Дневник.ру» – это социальный школьный Интернет-проект, представляющий собой Всероссийскую школьную информационно-образова-тельную сеть, позволяющую организовать сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Проект стартовал весной 2008 г. в рамках ПНП «Образование», национальной образовательной инициативы «Школа-2020» в России. Целью проекта является создание единой информационно-образовательной среды для учителей, родителей и учеников. «Дневник.ру» полностью бесплатный и для школ, и для пользователей. Подробно рассматриваются направления деятельности в Интернет-проекте «Дневник.ру».

Д9-12/92149

75. Григорьев, С. Г. Методология использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вуза : учеб. пособие / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, А. П. Колошеин. – Воронеж: Науч. кн., 2012. – 47 с.: ил. – Библиогр.: 6 назв. – ISBN 978-5-98222-799-7.

В надзаг.: Моск. гор. пед. ун-т, Ин-т математики и информатики.

Теоретические и методические аспекты обучения студентов вузов на базе использования электронных образовательных ресурсов, публикуемых в телекоммуникационных сетях. Типология информационных ресурсов и зависимость методики обучения от типов ресурсов.

Д 9-12/92134

76. Данилова, Ю. С. Компьютерное адаптивное тестирование как одна из инновационных форм оценки качества образования студентов / Ю. С. Да-нилова // Инновац. подходы к формированию основных образоват. прогр. в соответствии с требованиями ФГОС : Межвуз. науч.-метод. семинар проф.-преподават. состава, 16 февр. 2012 г. : сб. ст. / Поволж. гос. ун-т сервиса. – Тольятти, 2012. – С. 126–131. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются формы компьютерного тестирования, возможности инновационных заданий в компьютерном тестировании, основные направления инноваций при разработке заданий тестов, компьютерное адаптивное тестирование.

Д 9-12/91165

77. Данчук, И. И. Средства мультимедиа в подготовке студентов ФТИП ПИ ЮФУ / И. И. Данчук, М. П. Данчук // Инновац. проблемы развития соврем. технол. образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / Юж. федер. ун-т, Пед. ин-т, фак. технологии и предпринимательства. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 130–138. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается один из типов мультимедийных продуктов – компьютерные презентации. Выделены критерии компьютерных презентаций, которые должны быть учтены при создании электронного материала для поддержки учебного процесса. Электронная презентация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов и помогает пояснению учебного материала.

М/67637 № 2

78. Дудышева, Е. В. Дистанционное совместное обучение студентов на основе Интернет сервисов / Е. В. Дудышева // Бюл. лаб. мат., естественнонауч. образования и информатизации : рец. сб. науч. тр. / Моск. гор. пед. ун-т, Науч.-исслед. ун-т столич. образования. – М., 2012. – Т. 2. – С. 218–222. – Библиогр.: 7 назв.

Дистанционное обучение реализуется в настоящее время почти исключительно с помощью телекоммуникационных технологий. Большое значение приобретают Интернет сервисы, такие как образовательные порталы и форумы, видеоконференции, образовательные социальные сети. Особенность глобальной сети Интернет проявляется в сочетании противоречивых характеристик – унифицированности и интернационализации vs. полилингвальности и поликультурности. Обсуждаются перспективные способы работы студентов в сети Интернет с иноязычным контентом.

Д 9-12/92134

79. Жуков, Г. П. Технические и программные средства, используемые при электронном дистанционном образовании / Г. П. Жуков // Инновац. подходы к формированию основных образоват. прогр. в соответствии с требованиями ФГОС : Межвуз. науч.-метод. семинар проф.-преподават. состава, 16 февр. 2012 г. : сб. ст. / Поволж. гос. ун-т сервиса. – Тольятти, 2012. – С. 132–141. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены учебный процесс в дистанционном обучении, применение современных инновационных, информационных, технических и программных средств, используемых при дистанционном обучении. Программно-технические средства для проведения дистанционного обучения. Организация дистанционного обучения в форме видеоконференции, на базе IP-телефонии (интернет-телефонии) с использованием программы Skype.

У 3692

80. Иванов, С. Н. Модель информационной образовательной системы, основанной на мультиагентной технологии / С. Н. Иванов // Изв. Алт. гос. ун-та. Сер. Математика и механика. Упр., вычисл. техника и информатика. Физика. – 2012. – № 1/1 (73). – С. 156–159. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрены технологии адаптации, применяемые в интеллектуальных обучающих системах. Предложена модель системы, основанная на мультиагентном подходе, описываются агенты, их роли и алгоритм взаимодействия.

М/66245 № 44

81. Касторнова, В. А. Основные формы представления информационных образовательных ресурсов / В. А. Касторнова // Учен. зап. ИИО РАО : сборник / Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования. – М., 2012. – Вып. 44. – С. 5–20. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматриваются основные формы представления информационных образовательных ресурсов и средств информационных и коммуникационных технологий, рекомендуемых для использования в учебном процессе среднего и высшего образования: экспертные обучающие системы, учебные базы данных, учебные базы знаний, гипертекст и гипермедиа, технология мультимедиа, технология «Виртуальная реальность», геоинформационные технологии, телекоммуникации, картографический сервис.

Ж 2-12/53682

82. Квасников, К. Г. Проблемы реализации концепции электронного вуза / К. Г. Квасников, Д. Ю. Кузнецов, И. Л. Чудинов // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (1 – 12 окт. 2012 г., Россия, г. Сочи) . – М., 2012. – С. 585–588.

Сформулированы основные положения концепции электронного вуза, определены проблемы реализации каждого положения и концепции в целом и средства их преодоления. Рассмотрены результаты реализации концепции в Томском политехническом университете.

Ж 2-12/53800

83. Кирилова, Г. И. Факторы риска разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов и возможности их преодоления / Г. И. Кирилова, М. Л. Грунис // Информ. технологии в системе социально-экон. безопасности России и её регионов : тр. IV Всерос. науч. конф., 23 – 26 апр. 2012 г., Казань / Казан. (Приволж.) федер. ун-т. – Казань, 2012. – С. 96–98.

В статье определяются риски, связанные с разработкой и внедрением электронных образовательных Интернет-ресурсов (ЭОР) нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения, возможности их преодоления.

М/67350 № 2

84. Князева, М. Д. Современные технологии разработки электронных учебных материалов / М. Д. Князева // Соврем. экономика: концепции и модели инновац. развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 24 февр. 2012 г. / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М., 2012. – Кн. 2. – С. 419–424.

В решении задач по организации компьютерного сопровождения учебного процесса одной из главных является создание программно-инструментального комплекса, который позволяет автоматизировать решение целого ряда задач по сопровождению учебных занятий как на этапе создания, так и в процессе выполнения заданий. В качестве способов записи учебной информации могут использоваться форматы, разработанные в других инструментальных системах, а также методы представления информации, характерные для организации образовательного процесса в определённой профессиональной сфере. Для интеграции различных стандартов, форматов и спецификаций в единую модель контента образовательных ресурсов разработан регламент SCORM. Применение программно-инструментальных комплексов (ПИК) обеспечивает авторское сопровождение учебных материалов и организацию образовательного процесса в автоматизированном режиме. В статье представлены сравнительные характеристики, показатели функционирования, параметры структур ПИК УРОК и Регламент среды SCORM. Формирование сценария учебного занятия и содержания фрагментов осуществляется с использованием структур данных в виде тэгов, вставляемых в сценарии на языке JavaScript. Приведена схема организации обучения в ПИК УРОК.

Ж 2-12/53602

85. Коблова, М. В. Использование электронной системы обучения в образовательном процессе (на основе системы LMS MOODLE) / М. В. Коб-лова // Компьютер. науки и информ. технологии : материалы Междунар. науч. конф., 1 – 4 июля 2012 г., Саратов / Сарат. гос. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Ин-т проблем точ. механики и упр. РАН и др. – Саратов, 2012. – С. 139–141.

LMS Moodle – программный продукт, разработанный для создания и использования online-курсов, является бесплатным программным обеспечением и свободно распространяется с открытыми исходными кодами под «Стандартной общественной лицензией GNU GPL. Использование среды электронного обучения Moodle позволяет расширить возможности образовательного процесса как в плане увеличения возможностей организации самостоятельной работы студентов, так и использования системы при поддержке различных форм обучения. Рассматриваются дидактические возможности системы Moodle.

Д 9-12/91165

86. Копыл, А. Н. Электронные ресурсы как база учебных материалов открытого образования / А. Н. Копыл, В. А. Морозов, А. Л. Блохин // Инновац. проблемы развития соврем. технол. образования : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / Юж. федер. ун-т, Пед. ин-т, фак. технологии и предпринимательства. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 243–246. – Библиогр.:
2 назв.

Представлен разработанный в Южном федеральном университете социально-образовательный портал «Цифровой кампус».

Д9-12/91441

87. Лагунова, М. В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов с применением технологий электронного обучения / М. В. Лагунова, Т. В. Юрченко. – Н.Новгород, 2012. – 158 с.: ил. – Библиогр.: 217 назв. – ISBN 978-5-85219-261-5.

Рассмотрены вопросы использования технологий электронного обучения. Обоснована и разработана модель организации учебно-познавательной деятельности студентов на технологической платформе LMS Moodle. Даны конкретные практические рекомендации.

У 4223

88. Лузган, А. А. О структурных особенностях автоматизированной обучающей системе (АОС) в образовательном процессе / А. А. Лузган // Вестн. магистратуры. – 2012. – № 8 (11). – С. 11–14. – Библиогр.: 3 назв.

Описываются преимущества использования Web-технологии для автоматизации процесса обучения. Приводится классификация АОС по структуре и алгоритмическому построению, классификация модели тестирования. Дается описание возможной структуры модели обучения.

Ж 2-12/53682

89. Марцинович, Л. А. Формирование образовательной среды вуза в условиях информатизации : проблемы и перспективы / Л. А. Марцинович, Д. А. Иванченко // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (1 – 12 окт. 2012 г., Россия, г. Сочи) . – М., 2012. – С. 280–284. – Библиогр.: 11 назв.

Рассматриваются социально-информационные факторы, оказывающие существенное влияние на формирование современной образовательной и исследовательской среды в вузах. Сформулированы концептуальные подходы к построению smart-университета (умного университета), базирующегося на принципах Social-Mobile-Access-Regulated-Technology. Рассматриваемые подходы стали основой целевой модели системы управления, реализуемой в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М. В. Ломоносова.

Ар12-11671

90. Охотникова, Е. С. Математическое моделирование, алгоритмизация и программная реализация адаптивных информационных систем : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.18 / Е. С. Охотникова. – Тюмень, 2012. – 22 с.: ил. – Библиогр.: 16 назв.

Предложены методы математического моделирования и алгоритмы, которые могут быть эффективно использованы для расширения адаптивного функционала информационных систем, в частности, для динамического формирования индивидуальных образовательных траекторий в системе электронного обучения.

Д 9-12/92134

91. Рогозин, А. Е. Выбор системы электронного дистанционного обучения с учетом особенностей вуза / А. Е. Рогозин // Инновац. подходы к формированию основных образоват. прогр. в соответствии с требованиями ФГОС : Межвуз. науч.-метод. семинар проф.-преподават. состава, 16 февр. 2012 г. : сб. ст. / Поволж. гос. ун-т сервиса. – Тольятти, 2012. – С. 141–148. – Библиогр.: 5 назв.

Анализируются существующие средства организации электронного обучения, а также различные системы дистанционного обучения. Проведено сравнение коммерческих платформ и Open Source.

Ж 2-12/53682

92. Романенкова, Д. Ф. Вебинар как форма организации учебной деятельности в дистанционном обучении / Д. Ф. Романенкова // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (1 – 12 окт. 2012 г., Россия, г. Сочи) . – М., 2012. – С. 99–100.

Описаны понятие и сущность вебинара, его основные функции и особенности применения. Дана характеристика и возможности системы Adobe Acrobat Connect Pro. Собрание Adobe Acrobat Connect Pro – это конференция в режиме реального времени для одновременного участия нескольких пользователей.

У 4257

93. Савенкова, Т. И. Дистанционные обучение и образование /
Т. И. Савенкова // Инновац. развитие экономики. – 2012. – № 2 (8). –
С. 190–195. – Библиогр.: 18 назв.

Определены понятия дистанционного обучения и образования (ДО). Выявлены три его основные технологии: кейсовая, телекоммуникационная, интернет. Рассмотрены характерные особенности ДО. Обозначены основные ресурсы, необходимые для его внедрения.

У 4257

94. Ушаков, И. П. Опыт разработки электронных учебных пособий для дистанционного обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования / И. П. Ушаков, О. И. Милкова // Инновац. развитие экономики. – 2012. – № 3 (9). – С. 100–101. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены вопросы дистанционного освоения образовательных программ высшего профессионального образования с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

См. также № 28, 35, 42, 43, 44, 50, 51, 58, 61, 62, 64, 65.

  
На главную