Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №1 2013 год
Содержание:

Предисловие

Рубрикатор библиографического указателя «Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде»

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

У 2495

95. Брагина, З. В. Компетентностный подход в оценивании качества образования : опыт института экономики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова / З. В. Брагина, Т. А. Булатова // Вестн. ун-та. – 2012. – № 12. – С. 64–71.

Проведена оценка компетентности выпускников, обучение которых происходило в парадигме «ЗУН». Существующая долгие годы «ЗУН – парадигма результата» образования включает теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии умений и навыков, методик формирования, контроля и оценки. Представлены итоги экспериментального исследования оценки качества обучения студентов в компетентностном
формате.

У 2495

96. Булат, Р. Е. Управление в вузе с ориентацией на цель системы качества профессиональной подготовки / Р. Е. Булат // Вестн. ун-та. – 2012. – № 12. – С. 220–226. – Библиогр.: 26 назв.

Представлены основы управления в вузах, ориентирующего компоненты системы качества профессиональной подготовки на общесистемную цель – готовность выпускников к профессиональной деятельности.

Д9-12/91657

97. Видякина, О. В. Формирование патентной политики университета / О. В. Видякина. – М.: Патент, 2012. – 124 с.: ил. – Библиогр.: 99 назв. – ISBN 978-5-91808-093-1.

Рассмотрены системные вопросы управления интеллектуальной собственностью университета на основе формирования патентной политики для обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Автором разработана модель выявления «узких мест» при реализации системы управления интеллектуальной собственностью, осуществлён эффекторный анализ и сформулированы принципы состоятельности патентной политики университета, разработан проект Положения о политике в сфере интеллектуальной собственности университета.

У 2495

98. Волох, О. В. Стратегия развития высшей школы России как единого образовательного комплекса / О. В. Волох // Вестн. ун-та. – 2012. – № 12. – С. 21–24. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются вопросы модернизации российского высшего образования в русле европейской стратегии. Отмечены моменты, которые не позволяют говорить о нём как о едином образовательном комплексе.

Ар12-14151

99. Гижгиева, З. И. Формирование инновационной стратегии развития как механизма повышения деловой активности образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / З. И. Гижгиева. – М., 2012. – 26 с.: ил. – Библиогр.: 10 назв.

Разработаны механизмы формирования инновационной стратегии развития образовательного учреждения в системе его деловой активности. Сформулированы и систематизированы базовые функции инновационной стратегии, отличающиеся от существующих классификаций возможностью определения прямых и косвенных эффектов инновационной деятельности образовательного учреждения. Выявлены специфические особенности планирования и реализации изменений инновационного характера в российских образовательных учреждениях. Сформулирован алгоритм разработки инновационной стратегии образовательного учреждения, представляющий собой комплекс взаимосвязанных процедур по планированию и организации работ по осуществлению инновационных преобразований. Предложены типы альтернативных инновационных стратегий.

100. Гусева, Е. Н. Методология оценки библиотечных инноваций : предложение подхода [Электронный ресурс] / Е. Н. Гусева // Информ. технологии, компьютер. системы и изд. продукция для б-к (LIBCOM – 2012) : тр. 16-й междунар. конф., 12 – 16 нояб. 2012 г., Химки (Моск. обл.) / ГПНТБ России, Ассоц. ЭБНИТ. – М., 2012. – С. 1–3. – http://www.gpntb.ru/
libcom12/doc/006.pdf

Представлена одна из возможных методологий, определяющая принципы и критерии оценки эффективности внедрения инноваций в библиотечную деятельность.

У 2495

101. Гуськова, М. В. Сертификация квалификаций и оценка качества профессионального образования / М. В. Гуськова // Вестн. ун-та. – 2012. – № 12. – С. 72–76. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются проблемы совершенствования качества профессионального образования в контексте его модернизации. Вводится понятие эвалюации как механизма для обеспечения эффективности модернизации. Эвалюация связывается с аттестацией выпускников учебных заведений в соответствии с компетентностным подходом, заложенным в новых стандартах. Приводятся особенности компетентностного подхода, затрудняющие процесс аттестации. Анализируются возможности системы сертификации квалификаций, результаты которой рассматриваются как внешний критерий качества образования.

Ж 2-12/53682

102. Егоркина, Е. Б. Организация управления учебным процессом в сетевом вузе / Е. Б. Егоркина, Н. Н. Иванова // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (1 – 12 окт. 2012 г., Россия, г. Сочи) . – М., 2012. – С. 54–56. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены некоторые особенности организации управления учебным процессом в сетевом вузе, использующем дистанционные образовательные технологии в полном объёме. Внимание уделено вопросам планирования нагрузки преподавательского состава и учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

У 4264

103. Зельцер, И. М. Концептуальная модель системы управления филиалом некоммерческого учреждения дополнительного образования /
И. М. Зельцер, Т. В. Цыганкова // Инновации в жизнь. – 2012. – № 1 (1). – С. 112–122. – Библиогр.: 2 назв.

В данной работе образовательная деятельность учреждения дополнительного образования рассматривается как связанный комплекс учебной и хозяйственной деятельности, осуществляемой предприятием с уникальной технологией. Обращается внимание на комплексное решение задач финансового, кадрового, организационного обеспечения учебной деятельности, а также задач, которые относятся к технологической подготовке обучения, контролю и управлению качеством получения знаний обучаемым.

У 4264

104. Зельцер, И. М. Критерии управления образовательным учреждением как предприятием, ориентированным на персонифицированные услуги / И. М. Зельцер, Т. А. Фральцова // Инновации в жизнь. – 2012. – № 1 (1). – С. 103–111. – Библиогр.: 6 назв.

Отражены особенности оценки качества функционирования образовательного учреждения. Выделены несколько основных критериев, позволяющих оценить степень социального заказа со стороны заказчика. Сделан вывод, что управление современным образовательным учреждением нуждается в изменении концепции или модели и во главу современного подхода должна быть поставлена идея максимального достижения качества знаний каждым обучаемым при выполнении ограничительных условий, привлекаемых для осуществления образовательного процесса.

У 2913

105. Коломейцева, И. В. Мониторинг как ключевой фактор непрерывного совершенствования качества дополнительных образовательных услуг / И. В. Коломейцева // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 9 (88). – С. 7–12. – Библиогр.: 16 назв.

Предлагается рассмотреть мониторинг как важнейший инструмент менеджмента качества. На конкретном примере мониторинга требований различных категорий потребителей дополнительных образовательных услуг предложен алгоритм сбора и обработки полученной информации, определены применимые методы, среди которых выделены статистические как наиболее эффективные, изложена логика принятия решений, основанных на фактах.

106. Маркетинговое исследование использования информационно-библиотечных ресурсов и услуг [Электронный ресурс] // Информ. технологии, компьютер. системы и изд. продукция для б-к (LIBCOM – 2012) : тр. 16-й междунар. конф., 12 – 16 нояб. 2012 г., Химки (Моск. обл.) / ГПНТБ России, Ассоц. ЭБНИТ. – М., 2012. – С. 1. – Библиогр.: 4 назв. – http://www.gpntb.ru/libcom12/doc/004.pdf

Представлен анализ результатов маркетингового исследования, проведенного в Научной библиотеке СФУ (НБ СФУ) г. Красноярска. НБ СФУ является крупным информационным и культурным центром, предоставляющим информационно-библиографические услуги и ресурсы широким слоям населения Красноярского края и Восточной Сибири. В связи с этим весьма актуальным становится выбор направления исследования, посвященного анализу востребованности у пользователей имеющихся услуг и ресурсов, качеству библиотечного обслуживания и комфортности рабочей среды в НБ СФУ.

У 3070

107. Медынская, И. В. Государственно-общественное управление образовательными услугами для иностранных граждан / И. В. Медынская // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. – 2012. – № 5 (56). – С. 111–117. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматриваются некоторые подходы к общественно-государственному управлению образовательными услугами для иностранных граждан в регионах России. В системе управления образовательными услугами для иностранных граждан предлагается перейти к принципиально новой технологии выстраивания отношений между разными уровнями управления.

Р 16

108. Мутанов, Г. М. Управление, ориентированное на результат : стратегический менеджмент Казахского национального университета / Г. М. Му-танов // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2012. – № 11. – С. 14–18.

Об опыте трансформации из классического в исследовательский университет и создании условий деятельности современного научно-образовательного центра путём новых форм менеджмента в высшей школе.

М/67370

109. Нестеров, М. И. Создание корпоративной информационно-анали-тической системы крупного высшего учебного заведения / М. И. Нестеров, А. Л. Шестаков // Упр. в соц. и экон. системах : сб. науч. тр. / Юж.-Ур. гос. ун-т. – Челябинск, 2011. – Вып. 1. – С. 19–28. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются различные подходы к оптимизации эффективного управления высшим учебным заведением.

М/67370

110. Нестеров, М. И. Эффективность управления рабочими процессами в университете посредством персонализированного кабинета корпоративной информационной системы на примере издательской деятельности высшего учебного заведения / М. И. Нестеров // Упр. в соц. и экон. системах : сб. науч. тр. / Юж.-Ур. гос. ун-т. – Челябинск, 2011. – Вып. 1. –
С. 29–41.

На примере подразделений Южно-Уральского государственного университета представлена функциональная модель персонализированных рабочих кабинетов (ПРК) для профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов / докторантов, сотрудников библиотеки, деканов и ректората.

У 2798

111. Никитов, А. В. Институциональная инфраструктура сферы образования современной России / А. В. Никитов // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. – 2012. – № 4 (43). – С. 43–47. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается институциональная инфраструктура сферы образования России. Приводятся основные определения данного понятия, использующиеся в современном научном дискурсе, обозначена авторская позиция по вопросам её сущности и структуры. Отмечается актуализация данных вопросов в связи с необходимостью заявленного формирования инновационной инфраструктуры сферы образования и интеграции её с наукой.

Ар12-13057

112. Никольская, А. А. Инновационная активность высших учебных заведений : оценка и использование при определении конкурентоспособности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. А. Никольская. – Ярославль, 2012. – 24 с.: ил. – Библиогр.: 8 назв.

Разработан прикладной подход к оценке инновационной активности, который позволил сформулировать систему мероприятий по развитию конкурентоспособности вузов, в частности, разработан алгоритм оценки инновационной активности вуза, составлено положение по определению конкурентоспособности вуза, построена стратегическая карта целей вуза, сформирована совокупность индикаторов их достижения в рамках системы сбалансированных показателей. Результаты работы могут быть использованы при обосновании управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности вуза и рост потребителей его услуг.

М/67637 № 3

113. Петропавловский, М. В. Постановка задачи моделирования деятельности вуза на основе показателей, используемых для установления вида образовательного учреждения / М. В. Петропавловский, Н. В. Матросова // Бюл. лаб. мат., естественнонауч. образования и информатизации : рец. сб. науч. тр. / Моск. гор. пед. ун-т, Науч.-исслед. ун-т столич. образования. – М., 2012. – Т. 3. – С. 56–59. – Библиогр.: 3 назв.

Разработана математическая модель вуза, предназначенная для исследования устойчивости его деятельности в течение срока действия свидетельства о государственной аккредитации (6 лет) в части показателей, используемых для установления вида образовательного учреждения. Построенная математическая модель позволяет исследовать работу вуза как динамического объекта управления с учётом различных характеристик его деятельности на промежутке действия свидетельства о государственной аккредитации под воздействием факторов как внешней, так и внутренней среды, а также прогнозировать результаты деятельности в тех или иных условиях.

М/67350 № 2

114. Пономарев, М. А. Зарубежный опыт управления качеством образования в вузе / М. А. Пономарев // Соврем. экономика : концепции и модели инновац. развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 24 февр. 2012 г. / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М., 2012. – Кн. 2. – С. 163–165.

Приведены основные трактовки термина «качество образования». Рассмотрены две модели управления качеством образования в вузах: модель Превосходства Европейского Фонда управления качеством (EFQM) и мультипликативная (ролевая) модель. Перечислены существующие модели управления качеством образования в вузах.

М/67350 № 2

115. Рыжакова, А. В. К вопросу об оценке эффективности научно-исследовательской деятельности кафедры / А. В. Рыжакова // Соврем. экономика : концепции и модели инновац. развития : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 24 февр. 2012 г. / Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М., 2012. – Кн. 2. – С. 168–170.

Перечислены требования, обеспечивающие объективность оценивания качества деятельности кафедры вуза. Предложена система критериев оценки качества деятельности кафедры, обозначена иерархия перечисленных критериев. Для каждого критерия разработаны уровни их выраженности. Уровни оценивания строятся на принципе взаимопоглощения и их количество может меняться, пока они соответствуют минимальным требованиям.

У 1615

116. Синицына, Е. Я. Традиции и новизна в модернизации российского высшего образования / Е. Я. Синицына, Е. М. Табачный, Е. Ю. Абрамова // Вестн. МЭИ. – 2012. – С. 90–93. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрены такие понятия, как «человеческий капитал» и его роль в создании инновационной экономики, «компетенции» и «компетентность». Выделены необходимые условия создания инновационной экономики, одним из которых является новая парадигма образования, базирующаяся на компетентностном подходе. Проанализированы основные тенденции в высшем образовании, в том числе необходимость приобретения выпускниками вуза как профессиональных (ПК), так и общекультурных компетенций (ОК). Подчеркнута необходимость комплексного анализа единого многосложного процесса – экономического роста на базе создания инно-вационной экономики, непременным условием существования которой является реализация новой парадигмы образования, основанной на компетентностном подходе.

У 2913

117. Спиридонова, А. А. Система показателей процессов СМК как механизм мониторинга реализации стратегии вуза / А. А. Спиридонова,
Е. Г. Хомутова // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 9 (88). –
С. 2–6. – Библиогр.: 8 назв.

Рассмотрены теоретические и практические вопросы формирования системы показателей процессов СМК исходя из стратегии вуза. Представлена методика развёртывания стратегии вуза в показатели функционирования образовательного учреждения и использования данных показателей как механизма мониторинга реализации стратегии вуза.

У 2495

118. Тарасов, Н. А. Образовательный кластер – инновационный подход в подготовке государственных и муниципальных служащих / Н. А. Тарасов, В. В. Яновский // Вестн. ун-та. – 2012. – № 12. – С. 46–49. – Библиогр.: 1 назв.

В стране существует настоятельная необходимость в выборе модели системы высшего профессионального образования для повышения её конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Это связано с утверждением новой парадигмы ВПО, которой присуще образование: доступное из любой точки земного шара, всю жизнь, без отрыва от производства. Предложена модель образовательного кластера на базе РАНХиГС.

У 2495

119. Терешкина, Т. Р. Академическая мобильность как фактор инновационного развития вуза / Т. Р. Терешкина, Р. В. Свекатовски // Вестн. ун-та. – 2012. – № 12. – С. 49–55. – Библиогр.: 9 назв.

Обосновываются особенности стратегического позиционирования вузов в условиях формирования единого европейского образовательного пространства. Аргументируется наличие взаимосвязи между академической мобильностью преподавателей, студентов и национальной образовательной безопасностью. Раскрывается специфика влияния академической мобильности на инновационное развитие вуза.

У 2495

120. Усик, Е. В. Перспективы развития системы менеджмента качества высших учебных заведений в условиях реализации ФГОС / Е. В. Усик // Вестн. ун-та. – 2012. – № 13. – С. 336–341. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются проблемы модернизации высшего профессионального образования в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения. Обосновываются принципы, формы и методы совершенствования действующих внутривузовских систем менеджмента качества. Предлагаются механизмы, обеспечивающие эффективную работу систем менеджмента качества образования в условиях реализации ФГОС.

У 2495

121. Усик, Е. В. Совершенствование системы развития вузом : зарубежный опыт в контексте Болонского процесса / Е. В. Усик // Вестн. ун-та. – 2012. – № 11. – С. 233–238. – Библиогр.: 7 назв.

Предложена новая интегрированная модель управления вузом, позволяющая эффективно управлять его конкурентоспособностью и занимать высокое положение на международном рынке.

122. Ушакова, О. Б. Нужна ли библиотеке «лестница лояльности» или Как удержать читателя? [Электронный ресурс] / О. Б. Ушакова // Информ. технологии, компьютер. системы и изд. продукция для б-к (LIBCOM – 2012) : тр. 16-й междунар. конф., 12 – 16 нояб. 2012 г., Химки (Моск. обл.) / ГПНТБ России, Ассоц. ЭБНИТ. – М., 2012. – С. 1–5. – Библиогр.: 7 назв. – http://www.gpntb.ru/libcom12/doc/014.pdf

Обоснована необходимость применения стратегического маркетинга в библиотеке. Рассмотрены его основные принципы.

У 4264

123. Цыганкова, Т. В. Критерии управления в образовательных структурах / Т. В. Цыганкова, М. Н. Лебедева // Инновации в жизнь. – 2012. – № 1 (1). – С. 147–158. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются некоторые понятия, используемые при формировании показателей и критериев оценивания качества и результатов эффективности образования.

У 2495

124. Челышкова, М. Б. Разработка основной образовательной программы в рамках компетентностного подхода / М. Б. Челышкова, А. А. Пор-ческо // Вестн. ун-та. – 2012. – № 12. – С. 139–144. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается проблема разработки основных образовательных программ. Анализируется внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования в России и за рубежом. Предлагается введение междисциплинарных интегративных курсов для выпускающих кафедр. На основе анализа современной отечественной практики по внедрению новых стандартов и опыта зарубежных вузов предлагаются выводы для совершенствования профессионального образования.

У 2913

125. Чучалин, А. И. Система внутренней аккредитации образовательных модулей в университете / А. И. Чучалин, А. В. Замятин, Г. А. Цой // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 10 (89). – С. 15–19. – Библиогр.: 10 назв.

Анализируется проблема современной парадигмы высшего образования. Обоснована необходимость использования не только внешней оценки уровня качества образовательной деятельности, но и механизмов внутренней комплексной оценки образовательной деятельности в университете. Приводится опыт построения системы внутреннего мониторинга образовательной деятельности, который основан на апробации разработанной и внедрённой системы внутренней аккредитации образовательных модулей основных образовательных программ университета.

У 4257

126. Шалаев, В. П. Финансовый механизм в управлении качеством образования в вузах / В. П. Шалаев // Инновац. развитие экономики. – 2012. – № 2 (8). – С. 202–206. – Библиогр.: 2 назв.

Раскрыто содержание элементов финансового механизма, воздействующих на деятельность образовательных учреждений и качество образования.

У 2495

127. Шевырев, А. В. Формирование и развитие практических навыков системно-креативного мышления в вузе / А. В. Шевырев // Вестн. ун-та. – 2012. – № 11. – С. 253–256.

В настоящее время в профессиональном образовании и управлении образованием нет более насущной темы, чем формирование и развитие практических навыков системно-креативного, инновационного мышления (СКМ), как наиболее эффективного инструмента повышения конкурентоспособности вузов. Акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их генерацию и использование в практической деятельности. Предложена концепция СКМ в современном менеджменте.

См. также № 25, 48, 54, 63, 66, 128, 129.

  
На главную