Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №10 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Д10-13/73

66. Абруков, В. С. Создание модели системы поддержки принятия решений и управления вузом / В. С. Абруков, Л. Г. Ефремов, Д. А. Троешестова // Математика. Образование : материалы XXI Междунар. конф., 27 мая – 2 июня, Чебоксары / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Чебоксары, 2013. – С. 6–15. – Библиогр.: 6 назв.

Система поддержки принятия решений (СППР) – это компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь руководителям, принимающим решения в сложных условиях. СППР ориентирована на аналитическую обработку и моделирование с целью получения данных, необходимых для выработки управленческих решений. Она должна выполнять анализ связей между входными и выходными факторами, строить качественные и количественные модели этих связей, прогнозировать развитие системы вуза. Перспективным средством создания СППР являются методы интеллектуального анализа данных. Рассматриваются методология, методы и технологии экспериментальных и теоретических исследований закономерностей развития системы высшего профессионального образования с помощью средств интеллектуального анализа данных. При выполнении работы по созданию СППР в качестве основного метода исследования рекомендуется использовать искусственные нейронные сети.

У 3300

67. Авраева, Ю. Б. Проблемы повышения профессиональной компетентности руководителей библиотек / Ю. Б. Авраева // Библиосфера. – 2013. – № 2. – С. 30–33. – Библиогр.: 4 назв.

Раскрываются проблемы обновления структуры управленческих кадров, их знаний, умений, навыков, формирования профессиональной элиты в провинциальных библиотеках разного уровня. Акцентируется внимание руководителей и специалистов на необходимости знания современных требований в области права, психологии и др. Особое внимание уделено ключевым образовательным компетенциям, играющим важную роль в развитии личности.

М/68236 № 2

68. Герасимова, И. Б. Триадный подход к управлению качеством обучения с ориентацией на мировой уровень / И. Б. Герасимова, Л. Р. Уразбахтина // Управление большими системами : материалы Х Всерос. шк.-конф. молодых ученых, 5 – 7 июня 2013 г., Уфа / РАН, Уфим. гос. авиац. техн.
ун-т. – Уфа, 2013. – Т. 2. – С. 63–66. – Библиогр.: 1 назв.

Рассматривается триадный подход к управлению качеством обучения. Весь процесс обучения представлен в виде последовательного соединения триад знаний. По данной модели осуществляется анализ качества обучения на основе выявления отклонений от триад, a no анализу множества отклонений строится алгоритм управления, направленный на ликвидацию этих отклонений.

М/68236 № 2

69. Герасимова, И. Б. Функциональная модель внутреннего аудита деятельности университета / И. Б. Герасимова, К. Э. Писаренко, Д. И. Сотникова // Управление большими системами : материалы Х Всерос. шк.-конф. молодых ученых, 5 – 7 июня 2013 г., Уфа / РАН, Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2013. – Т. 2. – С. 59–62. – Библиогр.: 1 назв.

Представлена интегрированная система менеджмента качества образовательных услуг (ИСМ), являющаяся подсистемой системы менеджмента Уфимского государственного нефтяного технического университета. Сбор данных, анализ, контроль за работой подразделений вуза обеспечивает внутренний аудит. Функциональная модель внутреннего аудита построена на методологии SADT. Рассматривается описание процесса "Внутренний аудит" в виде функциональной модели, которая содержит входные данные, управляющие элементы, механизмы, выходные элементы.

Д9-13/99624

70. Гречко, М. В. Разработка методики инновационного анализа ситуации в образовательном учреждении / М. В. Гречко // Экономические и социальные науки : прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 10 апр. 2013 г. / Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО "ИТКОР"). – М., 2013. – С. 185–188.

Предложена новая методика оценки инновационности вуза, основанная на экспертных оценках инноваций в трёх основных сферах деятельности вуза (обучение, наука, прикладные работы). Показаны практические примеры её применения и анализа полученных результатов. Предложенная методика позволяет построить диагностический профиль инновационности вуза.

Н/19460

71. Дрезинский, К. С. О современных моделях управления высшим учебным заведением / К. С. Дрезинский, Р. С. Кударов // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та . – 2013. – № 2 (168) : Экон. науки. – С. 141–145. – Библиогр.: 7 назв.

Описаны модели управления высшими учебными заведениями. Предложена методика определения модели управления и мониторинга.

У 3409

72. Дульзон, А. А. Пути повышения результативности труда персонала вуза / А. А. Дульзон // Унив. упр.: практика и анализ. – 2013. – № 2 (84). – С. 27–33. – Библиогр.: 16 назв.

Рассмотрены ключевые факторы, влияющие на результативность труда персонала вуза. Рекомендовано для формулирования требований к работникам использовать модели компетенций, для обеспечения результативности работы – устранять демотивирующие факторы, определяемые с помощью модели Джонса – Чанга. Также предложено организовать систему обратной связи и изучать баланс времени сотрудников для выявления резервов повышения эффективности труда.

Д9-13/99624

73. Жиров, В. Ф. Методика кайзен при внедрении открытого дистанционного обучения / В. Ф. Жиров // Экономические и социальные науки : прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 10 апр. 2013 г. / Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО "ИТКОР"). – М., 2013. – С. 191–199. – Библиогр.: 9 назв.

Показана последовательность шагов при создании и внедрении открытого дистанционного обучения.

У 2837

74. Зернов, В. А. Как завоевать лидерство в международной конкуренции вузов? / В. А. Зернов, В. А. Минаев // Высш. образование сегодня. – 2013. – № 8. – С. 3–9. – Библиогр.: 5 назв.

Исследуются проблемы конкурентоспособности негосударственной высшей школы России в аспекте мировых рейтингов. Анализируются специфика этих вузов и их конкурентные особенности.

Д10-13/345

75. Изотов, В. Н. Обоснование рациональных управленческих решений в различных сферах деятельности по экономическому критерию / В. Н. Изо­тов, Е. А. Дьяченко // Проблемы экономики и информатизации образования : материалы X Междунар. науч.-практ. конф., 25 – 26 апр. 2013 г., Тула / Тул. ин-т экономики и информатики. – Тула, 2013. – С. 201–204. – Библиогр.: 3 назв.

Прослеживаются актуальные проблемы управленцев в любой сфере деятельности в условиях рыночной экономики. Многоуровневая задача – декомпозиция её на ряд одноуровневых задач соответственно для каждого уровня. Эффективность приближенных методов, применяемых для вычисления граничных оценок и решения двойственной задачи, определит эффективность указанных алгоритмов.

Р 3367

76. Каплунов, И. Коммерциализация вузовских разработок / И. Каплунов, О. Колесникова // ИС. Пром. собственность. – 2013. – № 9. – С. 50–56. – Библиогр.: 5 назв.

Определены пути коммерциализации научных разработок вуза и необходимые условия по организации внутренней инфраструктуры вуза. Коммерциализация интеллектуальной собственности рассматривается как один из перспективных источников получения дохода вузом.

Н/19095

77. Каракозов, С. Д. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования как некоммерческое инновационное предприятие / С. Д. Каракозов, Л. Г. Куликова // Вестн. Алт. науки. – 2012. – № 3/2. – С. 62–66. – Библиогр.: 17 назв.

Рассматриваются нормативные возможности вуза по функционированию в качестве инновационного предприятия на примере федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайская государственная педагогическая академия".

М/68236 № 2

78. Карамзина, А. Г. Влияние оптимизации организационной структуры на развитие научно-исследовательского университета / А. Г. Карамзина, Ю. Р. Фазлетдинова // Управление большими системами : материалы
Х Всерос. шк.-конф. молодых ученых, 5 – 7 июня 2013 г., Уфа / РАН, Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2013. – Т. 2. – С. 114–117. – Библиогр.: 1 назв.

Обосновывается целесообразность оптимизации оргструктуры научно-исследовательского университета. Рекомендуется процессный подход к оптимизации организационной структуры управления. Предлагается реализовать многоуровневую систему управления научно-исследовательским университетом, верхний уровень которой будет осуществлять координационную, а не только административную функцию.

У 3300

79. Кирьянова, А. П. Возможности применения технологий интернет-маркетинга в научной библиотеке / А. П. Кирьянова, Н. С. Редькина // Библиосфера. – 2013. – № 2. – С. 22–29. – Библиогр.: 23 назв.

Раскрыта сущность, структура и преимущества использования технологий интернет-маркетинга. Предложена структура комплекса маркетинговых интернет-коммуникаций для библиотечной маркетинговой деятельности с учётом её специфики как некоммерческой.

М/68225 № 1

80. Климова, А. В. Информационные технологии поддержки принятия решений при управлении образовательным маршрутом / А. В. Климова,
Н. И. Галеева // Актуальные проблемы науки и техники : Восьмая Всерос. зимняя шк.-семинар аспирантов и молодых ученых, 19 – 20 февр. 2013 г. : сб. науч. тр. / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2013. – Т. 1 : Информационные и инфокоммуникационные технологии. – С. 182–185. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается информационная технология поддержки принятия решений, особенностью которой является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера. Описывается структура системы поддержки принятия решений, состоящая из трёх компонентов: базы данных, базы моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой моделей и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

М/68236 № 2

81. Кузнецова, Т. А. Информационная поддержка процесса отбора студентов в магистратуру вуза на основе мультиагентных технологий /
Т. А. Кузнецова, Э. И. Закирова // Управление большими системами : материалы Х Всерос. шк.-конф. молодых ученых, 5 – 7 июня 2013 г., Уфа / РАН, Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2013. – Т. 2. – С. 138–142. – Библиогр.: 4 назв.

Статья посвящена вопросам управления многоуровневыми образовательными системами на примере разработки мультиагентной системы (MAC) поддержки принятия решений при отборе студентов в магистратуру вуза. Представлена структура MAC, определены ролевые функции и типы обслуживающих каждую подзадачу агентов.

Н/20212 № 2

82. Мансурова, Ю. Н. Тайный покупатель образовательных услуг /
Ю. Н. Мансурова // Наука, образование, инновации : пути развития : материалы Четвертой всерос. науч.-практ. конф., 23 – 25 апр. 2013 г. / Камчат. гос. техн. ун-т. – Петропавловск-Камчатский, 2013. – Ч. 2. – С. 86–93. – Библиогр.: 7 назв.

Изложена идея изучения потребителей, методы измерения удовлетворённости потребителей, технология тайного покупателя. Кроме того, было проведено исследование эффективности работы приёмных комиссий вузов методом тайного покупателя.

У 2403

83. Маренко, В. А. Описание когнитивной модели управления образовательным процессом в вузе / В. А. Маренко, О. Н. Лучко // Приборы и системы. Упр., контроль, диагностика. – 2013. – № 8. – С. 59–63. – Библиогр.: 6 назв.

Показано построение когнитивной карты "Процесс обучения", характеристики объектов на которой могут использоваться для корректировки образовательного процесса. Предложена структуризация информации о факторах, влияющих на управление процессом обучения на обобщающем и детализирующем уровнях. Освещены результаты экспериментов, проведённых с целью получения данных, необходимых для построения нечёткой модели "Когнитивная готовность" субъекта образовательного процесса в виде интеллектуальной, информационной и рефлексивной компонентов. Формализация экспериментальных данных осуществляется с применением семантического дифференциала и нечётких множеств. Даны сведения об автоматизации процесса преобразования информации, необходимой для построения когнитивной модели управления образовательным процессом с использованием среды разработки CodeGear RAD Studio. Оценивается сегодняшнее состояние и перспективы проводимых исследований no управлению образовательным процессом в вузе с помощью разрабатываемого прототипа информационной системы, модульное построение которой обуславливает возможность эволюции программного продукта.

У 3409

84. Масилова, М. Г. Организационная культура и результативность деятельности вуза / М. Г. Масилова, Н. Н. Богдан // Унив. упр.: практика и анализ. – 2013. – № 2 (84). – С. 34–41. – Библиогр.: 14 назв.

Статья посвящена анализу влияния организационной культуры на результаты деятельности вуза. Рассматриваются особенности организационной культуры высших учебных заведений в условиях модернизации системы профессионального образования. Обосновывается значимость формирования культуры предпринимательского типа. Показано, что именно данный тип культуры обеспечивает вузу конкурентные преимущества.

Д10-13/418

85. Мушкетова, Н. С. Поведение потребителя услуг высшего образования в современной маркетинговой среде : адаптация и стратегическое позиционирование вуза / Н. С. Мушкетова, Е. М. Викторова, Т. И. Мельник. – М. : Дашков и К°, 2013. – 250 с. – Библиогр.: 174 назв. – ISBN 978-5-394-02329-3.

Отсутствие достаточного внимания к разработке маркетинговой стратегии вуза и коррекции инструментов маркетингового комплекса в соответствии с меняющейся средой ведёт к снижению конкурентоспособности предлагаемых услуг и самого вуза. В этих условиях большое значение в управлении деятельностью вуза приобретает маркетинг как решающий фактор успешного осуществления любого вида бизнеса. В монографии обосновываются теоретико-методологические аспекты потребительского поведения на рынке образовательных услуг вузов, анализируется концепция и структура маркетинговой среды вузов, определены основные направления стратегического позиционирования вузов в меняющейся маркетинговой среде.

Р 3485

86. Панова, Н. А. Инновационные методы маркетинга в системе управления организациями издательско-полиграфического комплекса /
Н. А. Панова, Н. Ягунова // Вестн. МГУП. – 2013. – № 4. – С. 42–49. – Библиогр.: 8 назв.

Инновационный маркетинг – это маркетинговая деятельность на рынке нововведений, направленная на формирование или выявление спроса с целью максимального удовлетворения потребностей. Он базируется на использовании новых идей относительно товаров, услуг и технологий, которые наилучшим образом содействуют достижению целей организации и отдельных исполнителей. Рассмотрены основные принципы инновационного маркетинга и его отдельные элементы.

Д10-13/345

87. Пантюшина, О. И. Проблема управления имиджем организации в сфере образования / О. И. Пантюшина // Проблемы экономики и информатизации образования : материалы X Междунар. науч.-практ. конф.,
25–26 апр. 2013 г., Тула / Тул. ин-т экономики и информатики. – Тула, 2013. – С. 116–121. – Библиогр.: 7 назв.

Представлен анализ проблемы управления имиджем организации в диссертационных исследованиях. Обоснована актуальность данной тематики для дальнейшей разработки проблемы.

У 3409

88. Резник, Г. А. Создание малых инновационных предприятий в вузе : проблемы и перспективы / Г. А. Резник, М. А. Курдова // Унив. упр.: практика и анализ. – 2013. – № 2 (84). – С. 19–26. – Библиогр.: 8 назв.

Определены проблемы создания малых инновационных предприятий (МИП) при вузах на современном этапе. Представлены результаты исследования заинтересованности студентов и профессорско-преподава­тельского состава в создании МИП на базе вуза (на примере вузов Пензенского региона), в том числе причины, не позволяющие заниматься собственным бизнесом. Определены перспективы развития инновационного предпринимательства. Предложены рекомендации по активизации данного процесса.

У 3409

89. Романов, Е. В. Проблемы и перспективы реорганизации вузов /
Е. В. Романов // Унив. упр.: практика и анализ. – 2013. – № 2 (84). –
С. 72–78. – Библиогр.: 12 назв.

Доказывается, что предлагаемый Минобрнауки РФ план мероприятий, направленных на повышение эффективности образования и науки, разработан без учёта позитивных демографических тенденций после 2018 г. и реализация плана будет способствовать снижению инновационного потенциала региональных вузов вследствие потерь, связанных с утратой аккумулированного опыта педагогических кадров. Выявлено отсутствие явной связи между укрупнением вузов и повышением их конкурентоспособности. Рассмотрены варианты реорганизации, реализуемые в системе высшего профессионального образования.

Д9-13/98569

90. Сергач, А. Ю. Использование современных программных средств для определения потребностей региона в профессиональных кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективы / А. Ю. Сергач // Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов как основа инновационных процессов в системе профессионального образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 5 – 6 июня 2013 г. / Хабар. краевой ин-т переподгот. и повышения квалификации в сфере проф. образования. – Хабаровск, 2013. – С. 95–100.

Раскрывается основной принцип работы системы прогнозирования кадровых потребностей и процесс прогнозирования, принятый Хабаровским краевым институтом переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования.

У 3409

91. Спиридонова, А. А. Применение метода FMECA при управлении рисками процессов системы менеджмента качества вуза / А. А. Спиридонова, Е. Г. Хомутова // Унив. упр.: практика и анализ. – 2013. – № 2 (84). –
С. 59–65. – Библиогр.: 11 назв.

Рассматривается реализация метода FMECA применительно к управлению рисками процессов системы менеджмента качества (СМК) вуза. Детально описывается идентификация опасностей. Приводится анализ рисков в СМК вуза и исследование мнений привлечённых экспертов, даётся оценка рисков и дальнейшая разработка предупреждающих действий по результатам оценки СМК вуза.

Д9-13/99624

92. Туманова, О. М. Инновационная система управления результатами деятельности персонала высших учебных заведений на основе ключевых показателей эффективности / О. М. Туманова // Экономические и социальные науки : прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 10 апр. 2013 г. / Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО "ИТКОР"). – М., 2013. – С. 206–210.

О реформировании системы оплаты труда работников вузов. Автор считает, что решить задачу объективной оценки результатов деятельности возможно, адаптировав к вузу систему KPI (Key Performance Indicators), применимую ко всем сферам бизнеса. Преимущество предложенной системы управления вузом в том, что показатели работы каждого сотрудника в любой должности научно-педагогического, инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного и учебно-вспомога­тельного персонала привязываются к общим финансовым целям и показателям учебного заведения и к результатам деятельности своих подразделений.

Д9-12/98298

93. Хлебович, Д. И. Современный университет в условиях институциональных изменений / Д. И. Хлебович, О. Н. Баева ; Байкал. гос. ун-т экономики и права. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. – 237 с. : ил. – Библиогр.: 239 назв. – ISBN 978-5-7253-2585-0.

Предметом исследования в предлагаемой монографии стал процесс адаптации конкретного университета (ФГБОУ ВПО "Байкальский государственный университет экономики и права") к внешней среде, а также взаимодействия между участниками образовательного процесса в условиях институ­циональных изменений в высшем профессиональном образовании России.

Д9-13/98569

94. Цуприк, В. Г. Проектный подход в организации управления образовательной программой ВПО как фактор обеспечения качества обучения / В. Г. Цуприк, К. В. Сумская // Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов как основа инновационных процессов в системе профессионального образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 5–6 июня 2013 г. / Хабар. краевой ин-т переподгот. и повышения квалификации в сфере проф. образования. – Хабаровск, 2013. – С. 139–143.

Рассматривается попытка разработки и внедрения в организацию учебного процесса в Дальневосточном федеральном университете новой для России парадигмы создания и реализации образовательной программы (ОП) её руководителем, а не кафедрой. Функциональные обязанности руководителей ОП в модели организации учебного процесса "Руководитель ООП – Администратор ООП – Зав. кафедрой" показаны на рисунке.

М/68236 № 2

95. Чугунов, А. П. Управление сетевым взаимодействием вузов на основе мультиагентных технологий / А. П. Чугунов, В. Ю. Столбов // Управление большими системами : материалы Х Всерос. шк.-конф. молодых ученых, 5–7 июня 2013 г., Уфа / РАН, Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2013. – Т. 2. – С. 269–272. – Библиогр.: 4 назв.

Предложена структура мультиагентной системы поддержки принятия решений в управлении сетевым взаимодействием вузов. Построена модель представления учебных модулей, компетенций, учебных дисциплин и их взаимосвязь. Разработанная модель позволяет учитывать интересы студентов и имеющиеся ресурсы вузов, участвующих в реализации сетевых образовательных программ.

У 3300

96. Юкляевская, Л. Т. Компетентностный подход в управлении библиотекой / Л. Т. Юкляевская // Библиосфера. – 2013. – № 2. – С. 105–111. – Библиогр.: 16 назв.

Излагается сущность компетентностного подхода и результаты исследования профессиональных требований к руководителям разных уровней в библиотеке. Приводятся таблицы рейтингов компетенций руководителей.

См. также № 109, 110, 139.

  
На главную