Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №10 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

М/68225 № 1

38. Бабиков, А. Ю. Расширение практики применения электронной подписи на примере дистанционного образования / А. Ю. Бабиков // Актуальные проблемы науки и техники : Восьмая Всерос. зимняя шк.-семинар аспирантов и молодых ученых, 19 – 20 февр. 2013 г. : сб. науч. тр. / Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2013. – Т. 1 : Информационные и инфокоммуникационные технологии. – С. 35–38. – Библиогр.: 2 назв.

Слабым местом существующих ресурсов дистанционного образования (ДО) является процесс аутентификации студента во время обучения. Наиболее полное решение проблемы аутентификации в ДО автор видит в использовании технологии электронной подписи (ЭП) на всех этапах взаимодействия студента и учреждения дистанционного образования. Внедрение технологии электронной подписи в систему ДО является перспективным и позволит сделать ДО действительно дистанционным (начиная с момента подачи документов и до получения диплома), вести документальное обеспечение получения образования (электронные зачётные книжки), учреждение ДО может документально подтвердить факт оказания образовательных услуг и их качество.

 

39. Бехтерев, А. Н. Использование системы дистанционного обучения "Moodle" при обучении профессиональному иностранному языку /
А. Н. Бехтерев, А. В. Логинова // Открытое образование. – 2013. – № 4 (99). – С. 91–97. – Библиогр.: 10 назв.

Представлен опыт разработки сетевого электронного учебно-методи­ческого комплекса на платформе модульной объектно-ориентированной обучающей среды (MOODLE), предназначенного для обучения профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе. Разработанный комплекс позволяет интенсифицировать процесс обучения, создавая оптимальные условия для реализации принципов дифференциации и индивидуа­лизации обучения, а также усиливая мотивацию студентов к изучению языка за счёт разнообразных форм и видов учебных заданий.

Р 2227

40. Булатов, А. А. Анализ и выбор методов миграции электронных образовательных ресурсов на портативные аппаратные платформы / А. А. Булатов, А. А. Соболевский, С. Т. Мартиросян // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 9. – С. 29–35. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрены действия по переносу электронных образовательных ресурсов с платформ настольных компьютеров на мобильные платформы. Представленные методы могут применяться для переноса приложений, не требующих от пользователя активного ввода данных. Даны классификация и характеристика различных портативных устройств для задач мультимедиа – образовательного программного обеспечения на новой аппаратной платформе.

У 3208

41. Бунаков, П. Ю. Электронные учебные издания в изучении технологий автоматизированного проектирования / П. Ю. Бунаков // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2013. – № 6 (108). – С. 41–45. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрены возможности и проблемы включения в учебный процесс вузов электронных учебных изданий при изучении предметов, связанных с автоматизацией проектирования. Приведены практические примеры опыта изучения профессиональной САПР для машиностроения и создания вузовских электронных учебных изданий.

М/68105 № 2

42. Гудов, А. М. СТеК – система тестирования Кемеровского государственного университета / А. М. Гудов, С. Ю. Завозкин, Е. В. Сидорова // Информационные технологии и математическое моделирование (ИТММ – 2012) : материалы XI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием,
23 – 24 нояб. 2012 г. / Нац. исслед. Том. гос. ун-т, Кемер. гос. ун-т, Кемер. науч. центр СО РАН, Ин-т вычисл. технол. СО РАН, Фил. Кемер. гос. ун-та в г. Анжеро-Судженске. – Кемерово, 2012. – Ч. 2. – С. 30–35. – Библиогр.:
5 назв.

В Кемеровском государственном университете для контроля знаний студентов создана система тестирования СТеК на базе RealTests. Тестирование в системе СТеК проводится двумя способами: традиционным и адаптивным. Адаптивное тестирование осуществляется в соответствии с алгоритмом, разработанным в университете. По окончании реализации и внедрения возможно коммерческое использование системы путём предоставления сторонним организациям системы тестирования СТеК в аренду.

Н/20212 № 2

43. Егорова, А. А. Проблемы и перспективы развития электронной образовательной среды / А. А. Егорова // Наука, образование, инновации : пути развития : материалы Четвертой всерос. науч.-практ. конф.,
23–25 апр. 2013 г. / Камчат. гос. техн. ун-т. – Петропавловск-Камчатский, 2013. – Ч. 2. – С. 11–17. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются: процесс проектирования и создания образовательных электронных ресурсов и проблемы, возникающие при этом; реализация системного подхода к использованию ИТ в образовании; основные аспекты анализа электронного учебника как обучающей компьютерной программы.

 

44. Ерофеев, А. А. Использование параллельных и фасетных заданий в системе дистанционного обучения Moodle / А. А. Ерофеев, О. А. Сычев // Открытое образование. – 2013. – № 3 (98). – С. 42–46. – Библиогр.: 10 назв.

Рассматриваются особенности и достоинства параллельных и фасетных тестов и заданий, их реализация в популярных системах дистанционного обучения (СДО). Описываются принципы работы и достоинства разработанного модуля для СДО Moodle, реализующего фасетный подход к заданиям и позволяющим дальнейшее расширение.

Ж2-13/55021

45. 13-я Международная научно-практическая конференция "Информационные технологии в науке и образовании". VI-й Всероссийский семинар "Применение Moodle в сетевом обучении", 28 – 30 мая 2013 г.,
г. Железноводск : материалы / Дон. гос. техн. ун-т, Юж.-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса, Ин-т коммуникатив. технологий [и др.]. – Железноводск : НОУ ИКТ, 2013. – 175 с. : ил. – Библиогр. в конце отд. докл. – ISBN 978-5-904190-14-9.

 В сборник включены материалы, представленные на Международную научно-практическую конференцию "Информационные технологии в науке и образовании", проводимую в соответствии с планом мероприятий Минобрнауки РФ. Особое внимание уделено применению системы Moodle в сетевом обучении.

Д9-13/97603

46. "Информационные технологии в образовании и науке" : учеб.-метод. комплекс по дисциплине : конспект лекций / Хакас. гос. ун-т
им. Н. Ф. Катанова ; сост. О. В. Артюшкин. – Абакан, 2013. – 88 с. : ил. – Библиогр.: 12 назв. – ISBN 978-5-7810-1063-7.

В учебном пособии изложен теоретический материал по разделам: основы информатизации общества, информационные технологии как основа процесса информатизации образования, компьютерные средства обучения, разновидности и свойства компьютерных средств обучения, создание компьютерных средств обучения, аппаратное и программное обеспечение автоматизированных обучающих систем, основы дистанционного обучения, компьютерные технологии тестирования обучающихся, Интернет-технологии в образовании, компьютерные технологии в научных исследованиях.

У 2378

47. Киселев, А. М. Автоматизация процессов вуза : обзор решений и анализ подходов / А. М. Киселев // Вестн. Костром. гос. технол. ун-та. – 2013. – № 1 (30). – С. 76–86. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрены два похода к комплексной автоматизации вуза, которая может быть реализована силами своих штатных программистов-разработчиков или посредством приобретения готовой системы у сторонних организаций. Представлен обзор существующих и работающих автоматизированных подсистем Костромского государственного технологического университета, в том числе "Приёмной компании вуза", являющихся аналогами тех модулей, которые предлагаются готовым программным продуктом. Приведены аргументы в поддержку оригинальных разработок автоматизированных систем университета, созданных с учётом всех особенностей вуза.

 

48. Кондратенко, А. Б. Технология обучения в виртуальной образовательной среде персонализации обучения / А. Б. Кондратенко, Б. А. Кондратенко // Открытое образование. – 2013. – № 3 (98). – С. 47–51. – Библиогр.: 5 назв.

Затронута проблема построения образовательного процесса в информационном обществе. Выявлены факторы, влияющие на образовательный процесс. Построена модель образовательного процесса персонализации обучения студентов. Реализована технология обучения "Виртуальная образовательная среда персонализации обучения студентов" и оценена её эффективность.

Н/16192 № 191 (5)

49. Котикова, М. В. Создание электронного образовательного контента вуза : проблемы и решения / М. В. Котикова // Науч. вестн. МГТУ ГА / Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации. – М., 2013. – № 191 (5). – С. 79–83. – Библиогр.: 12 назв.

Обсуждаются основные проблемы и пути их решения, связанные с созданием электронного образовательного контента вуза на основе нового класса автоматизированных информационных систем – электронных информотек (ЭИ). Впервые представлена "генетическая" модель классификационного куба информационной обеспеченности образовательного процесса вуза электронным контентом.

У 3692

50. Кравченко, Г. В. Использование дистанционной среды Moodle в образовательном процессе студентов дневной формы обучения / Г. В. Крав­ченко // Изв. Алт. гос. ун-та. Сер. Педагогика и психология. Право. Филология и искусствоведение. Философия, социология и культурология. Экономика. – 2013. – № 2/1 (78). – С. 23–25. – Библиогр.: 6 назв.

Описаны некоторые возможности по использованию сервисов дистанционной среды Moodle в образовательном процессе вуза. Представлен опыт применения Moodle в обучении студентов Алтайского государственного университета по курсу "Компьютерные технологии в науке и образовании".

У 2913

51. Логунова, О. С. Значение информационно-коммуникационных технологий в реализации инновационной стратегии вуза / О. С. Логунова, И. А. Войно // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – № 8 (99). –
С. 17–22. – Библиогр.: 8 назв.

Показана инновационная деятельность образовательного учреждения. Рассмотрены основные виды информационных технологий, которые наиболее активно используются в реализации инновационной составляющей стратегии образовательного учреждения. Проведён всесторонний анализ их использования.

У 4055

52. Маховиков, С. А. Тенденции внедрения информационных систем в дистанционное обучение / С. А. Маховиков, Е. Г. Домнина // Молодой учёный. – 2013. – № 6 (53). – С. 207–209. – Библиогр.: 3 назв.

Главная задача информационных ресурсов в рамках системы дистанционного обучения состоит в приёме информационных потоков от клиентских ПЭВМ (пользователей), их обработка и генерация ответных информационных потоков. На сегодняшний день имеют широкое применение автоматизированные обучающие системы (АОС). Даётся определение АОС. Рассмотрены функции основных модулей, составляющих подсистемы АОС.

У 4282

53. Морохин, Д. В. Использование LMS Moodle для поддержки дисциплин с элементами программирования / Д. В. Морохин // Прогр. системы и вычисл. методы. – 2013. – № 2. – С. 199–204. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается применение систем управления учебным процессом. Тематика связана с дисциплинами, в которых для усвоения материала используется написание обучающимися программ различной степени сложности. Показано использование элементов системы Moodle для проведения лабораторных работ по таким дисциплинам. В качестве примеров взяты "Системное программное обеспечение" и "Компьютерная графика". Предложены несколько подходов к организации приёма, проверки и защиты студенческих программных работ.

М/66245 № 48

54. Мухаметзянов, И. Ш. Интеллектуализация интерактивного взаимодействия обучающего, обучающегося со средствами информатизации в условиях функционирования здоровьесберегающей образовательной среды /
И. Ш. Мухаметзянов // Учен. зап. ИИО РАО : сборник / Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования. – М., 2013. – Вып. 48. – С. 76–89. – Библиогр.: 14 назв.

Современный этап реформирования образования России основан, в том числе, и на его информатизации. Изменение существующих образовательных программ происходит на фоне прогрессивного снижения уровня здоровья учащихся. В данных условиях здоровьесберегающий компонент любой образовательной программы становится приоритетным в её форми­ровании и определяет не только содержание, но и методику его препо­давания. В представленных в статье материалах основное внимание уделено интеллектуализации интерактивного информационного взаимодействия в условиях сохраняющей здоровье образовательной среды.

У 4055

55. Науменко, Е. Н. Исследование технологий дистанционного обучения при подготовке специалистов в области автоматизации и управления / Е. Н. Науменко // Молодой учёный. – 2013. – № 6 (53). – С. 96–98. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрена необходимость создания системы дистанционного измерения и управления экспериментом (СДУЭ). Преимуществом проекта является возможность обслуживания одним сервисом виртуальной лаборатории большого числа учебных групп факультета, вуза и даже нескольких вузов, находящихся в разных городах, в том числе и студентов, обучающихся удалённо. Проведён анализ платформ ATutor, Claroline, Dokeos, LAMS, Moodle, OLAT, OpenACS, Sakai. Особое внимание уделено преимуществам системы Moodle.

У 3208

56. Наумов, А. В. Алгоритм формирования индивидуальных заданий в системах дистанционного обучения / А. В. Наумов, А. О. Иноземцев // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2013. – № 6 (108). – С. 46–51. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрена постановка задачи формирования индивидуальных заданий в системах дистанционного обучения (СДО) и предложен алгоритм её решения. Решение задачи формирования индивидуальных заданий сведено к решению последовательности задач смешанного линейного программирования. Для постоянной адаптации индивидуальных заданий к реальному уровню знаний студентов в СДО предложено организовать процесс постоянного пересчёта параметров сложности задач, входящих в индивидуальные задания. Данный алгоритм реализован в СДО Class.net и применяется в учебном процессе.

М/66245 № 48

57. Овчинникова, К. Р. Электронные учебные материалы с позиции обучающего и обучающегося / К. Р. Овчинникова // Учен. зап. ИИО РАО : сборник / Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования. – М., 2013. – Вып. 48. – С. 23–33. – Библиогр.: 11 назв.

Рассмотрены электронные учебные материалы с позиции сопровождения и управления учебно-познавательной деятельностью студента как со стороны обучающего, так и со стороны самого обучающегося. В итоге сформулировано психолого-педагогическое требование к отбору контента электронных средств обучения: ориентированность электронных учебных материалов на обеспечение интеллектуального развития студента на основе использования дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий и необходимость инструментальной поддержки такого обеспечения.

У 3040

58. Подход к представлению материалов в информационно-обучающих системах / В. Г. Баранов [и др.] // Информ.-измерит. и упр. системы. – 2013. – Т. 11, № 7. – С. 19–23. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрен подход к проектированию информационно-обучающих систем, а также к представлению учебно-справочных материалов в таких системах. Предложена процедура автоматической индексации фрагментов учебного контента с последующей их кластеризацией и процедура формирования сети знаний на основе построенных индексов. Применение автоматизированных процедур индексации и кластеризации фрагментов учебного контента позволяет выявить, а также представить в наглядном виде взаимосвязи этих фрагментов, их тематическую близость, а также построить индивидуальную траекторию освоения материала, отвечающую потребностям пользователя и его уровню знаний.

М/66245 № 48

59. Применение свободно распространяемого программного обеспечения в образовании / Я. А. Ваграменко [и др.] // Учен. зап. ИИО РАО : сборник / Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования. – М., 2013. – Вып. 48. – С. 39–49. – Библиогр.: 4 назв.

Представлены сведения о постановке методической работы, проведении научно-методических мероприятий и состоянии работы по проблеме внедрения свободного программного обеспечения в учреждениях образования России.

М/66245 № 48

60. Прозорова, Ю. А. Научно-методическая парадигма учебного информационного взаимодействия и информационно-учебной деятельности в информационно-коммуникационной предметной среде / Ю. А. Прозорова // Учен. зап. ИИО РАО : сборник / Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования. – М., 2013. – Вып. 48. – С. 90–105. – Библиогр.: 5 назв.

Основываясь на понятии информационно-коммуникационной предметной среды для разработки авторских сетевых информационных ресурсов и организации научно-исследовательской, управленческой, методической и культурно-просветительской деятельности, обосновано изменение научно-методической парадигмы учебного информационного взаимодействия и информационно-учебной деятельности, осуществляемой в ней, а также описаны её функциональные составляющие и связи между ними.

У 4055

61. Рыбанов, А. А. Модификация подсистемы контроля знаний LMS Moodle для оценки результатов тестирования с учетом динамики процесса формирования пользователем ответов на тестовые задания / А. А. Рыбанов, П. М. Виноградов // Молодой учёный. – 2013. – № 6 (53). – С. 209–212. – Библиогр.: 8 назв.

Система дистанционного обучения Moodle, несмотря на свою популярность, имеет следующий недостаток: итоговая оценка пользователя включает только сравнение конечного ответа с эталонным, не учитывая всех действий пользователя при формировании итогового ответа. Основными функциями разрабатываемой подсистемы для LMS Moodle являются: запись траектории процесса формирования пользователем конечного ответа на тестовое задание, учёт динамики процесса формирования пользователем ответа при расчёте оценки за выполненное тестовое задание. Она также предназначена для генерации отчётов следующего вида: отчёт о результатах прохождения тестирования группой пользователей, отчёт по сеансу тестирования отдельно выбранным пользователем, отчёт по динамике выполнения пользователем тестового задания, а также статистика изменения ответов. Рассмотрены модули разрабатываемой подсистемы, представлена схема её архитектуры.

У 4055

62. Свиридова, О. В. Обобщенный анализ методов проектирования и разработки автоматизированного составления расписаний образовательных учреждений / О. В. Свиридова, А. В. Михайлов // Молодой учёный. – 2013. – № 6 (53). – С. 214–216. – Библиогр.: 4 назв.

Поставлена задача разработки программных средств автоматизированного расписания. Для её решения были проанализированы существующие методы составления расписания с возможностью полной автоматизации большого объёма исходной информации и большого числа трудноформализуемых требований с целью выявления наиболее эффективных алгоритмов, удовлетворяющих следующим критериям: многофункциональности, универсальности, возможности оптимизации в процессе разработки, простоте реализации математической модели.

Н/19095

63. Скурыдина, Е. М. Образовательные возможности электронной обучающей системы в подготовке кадров для новой экономики / Е. М. Скурыдина // Вестн. Алт. науки. – 2012. – № 3/2. – С. 152–155. – Библиогр.:
2 назв.

Одним из резервов повышения качества профессионального образования являются электронные обучающие системы. Для выявления эффективности электронной обучающей системы была выполнена опытно-экспериментальная работа. В ходе исследования подготовлен электронный учебно-методический комплекс дисциплины "Инновационные процессы развития общего и профессионального образования", содержащий нормативный, теоретический, практический блоки, блоки оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов, методический блок. Представлена структура полной версии электронного учебно-методического комплекса.

У 3208

64. Смирнов, К. К. Автоматизация ввода неформализованных данных в системе управления вузом / К. К. Смирнов, Ф. М. Мирзоахмедов // Вестн. компьютер. и информ. технологий. – 2013. – № 6 (108). – С. 52–55. – Библиогр.: 4 назв.

Разработан алгоритм ввода неформализованной текстовой информации и интеграции данных в базы данных существующей действующей системы. Базовым объектом для исследования и применения разработанной модели служит автоматизированная система управления учебным процессом душанбинского филиала МГУ им. М. В. Ломоносова.

 

65. Трембач, В. М. Электронные обучающие системы с использованием интеллектуальных технологий / В. М. Трембач // Открытое образование. – 2013. – № 4 (99). – С. 52–62. – Библиогр.: 36 назв.

Рассмотрены основные этапы развития электронных систем обучения. Описаны предпосылки появления интеллектуальных обучающих систем, содержание современных интеллектуальных технологий. Показаны перспективы развития интеллектуальных обучающих систем с применением многократно используемых компонентов (типовых технических решений). Представлена архитектура интеллектуальной обучающей системы с многократно используемыми компонентами. Показаны демо-примеры.

См. также № 8, 9, 27, 31, 33, 34, 73, 83, 134.

  
На главную