Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №11 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Аналитические материалы, статистика,
библиометрия

У 4063

133. Антопольский, А. Б. Проблемы измерения публикационной активности российских вузов в Интернете / А. Б. Антопольский // Науч. периодика : проблемы и решения. – 2013. – № 3 (15). – С. 13–21. – Библиогр.: 6 назв.

Описывается использование технологии Google Scholar для измерения публикационной активности образовательных учреждений в пространстве Интернет. Предлагаемый показатель иногда называется "научностью" сайтов. Указывается на аналогичный опыт Вебометрического рейтинга университетов мира. Приводится классификация вузов, которая может обеспечить сравнимость peзультатов измерения за счёт выделения однородных групп вузов. Приводятся результаты измерения показателя научности для официальных сайтов российских вузов. Результаты интерпретируются с учётом предлагаемой классификации.

У 1465

134. Антопольский, А. Б. Развитие вебометрического индекса научно-образовательных учреждений России / А. Б. Антопольский, Ю. Е. Поляк,
В. Е. Усанов // Информ. ресурсы России. – 2013. – № 4 (134). – С. 16–24. – Библиогр.: 1 назв.

Описывается новая редакция Российского вебометрического индекса научно-образовательных учреждений, который был создан в 2012 г. Сообщается о новых функциях, а также об изменении методики вебометрических измерений, проведённых в результате общественных обсуждений в прошлом году. Новая методика была приближена к методике Вебометрического рейтинга университетов мира.

У 2046

135. Арефьев, П. Г. Публикационная активность, возможности роста научного продукта и традиционный русский вопрос "Что делать?" /
П. Г. Арефьев // Унив. кн. – 2013. – Окт. – С. 49–55. – Библиогр.: 8 назв.

Даётся определение понятия "публикационная активность". В частности, в центре внимания находятся иноязычные труды российских авторов, которые индексируются в международных аналитико-библиографических системах Web of Science (WoS) и Scopus. Вопреки ожиданиям, в 2012 г. производство журнальных работ, созданных при участии отечественных авторов, в WoS снизилось по сравнению с предыдущим 2011 г. почти на 800 публикаций, динамика стала отрицательной. Оцениваются перспективы роста научных публикаций в России. Рассматриваются возможности роста числа российских научных журналов в данных системах.

У 3376

136. Демина, С. А. Опыт сертификации вуза по международным стандартам : проблемы оценки по критерию удовлетворенности потребителя / С. А. Демина, А. С. Демин // Нац. интересы : приоритеты и безопасность. – 2013. – № 37 (226). – С. 19–24. – Библиогр.: 11 назв.

Изложен опыт оценки качества образовательных услуг вуза по критериям модели делового совершенства Европейского фонда менеджмента качества (European Foundation for Quality Management – EFQM). Проанализированы проблемы международной стандартизации образовательных услуг, которые обусловлены деятельностью вуза как культурообразующего фактора общества. Материал подготовлен по итогам независимой оценки и признания соответствия Московского технологического института первому уровню модели EFQM "стремление к совершенству" (Committed to Excellence).

У 4063

137. Елин, А. Л. Заметки к вопросу об эффективности использования различных наукометрических показателей и критериев эффективности научных исследований / А. Л. Елин, Ю. Ю. Шапошников // Науч. периодика : проблемы и решения. – 2013. – № 3 (15). – С. 4–12. – Библиогр.: 12 назв.

Предпринята попытка проанализировать целесообразность использования наукометрических методов для оценки продуктивности научной деятельности. В частности, приводится краткий экскурс в историю возникновения так называемых "индексов цитирования", произведена оценка достоинств и недостатков их использования для определения влияния той или иной работы на научное сообщество. Аргументировано авторское видение системы рецензирования как альтернативы формализованным наукометрическим методам.

У 2046

138. Квелидзе-Кузнецова, Н. Н. Выбор есть всегда : как оптимизировать подписку вуза на электронные ресурсы / Н. Н. Квелидзе-Кузнецова,
С. А. Морозова // Унив. кн. – 2013. – Окт. – С. 74–77.

Для обеспечения учебного процесса в вузах со значительным числом образовательных направлений необходима организация подписки на коллекции в нескольких ЭБС. Учитывая ситуацию на электронном рынке России, когда издатели стремятся не к интеграции, а к раздробленности, специалистам библиотек вузов необходимо разработать методы анализа содержания подписки вуза на ЭБС и статистики использования ресурсов с целью оптимизации организации доступа в следующий подписной период. Показана попытка подобного исследования, проведенного в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. В ходе исследования производилось сравнение контента ЭБС, доступ к которым организован в РГПУ им. А.И. Герцена. Установлен процент обнаруженного дублирования изданий, выявлены причины. По итогам исследования выработаны критерии и рекомендации по формированию пакета подписки на ЭБС на 2014 г.

У 4060

139. Кириллова, О. В. Индекс цитирования Scopus : критерии отбора журналов и перспективы включения российской экономической периодики / О. В. Кириллова, А. В. Диментов // Вестн. финансового ун-та. – 2013. –
№ 4 (76). – С. 90–107. – Библиогр.: 9 назв.

Повышение показателей публикационной активности российских учёных и специалистов по данным глобальных индексов цитирования Scopus и Web of Science требует от российских научных журналов повышения их качественного уровня и соблюдения международных издательских стандартов. В статье рассматриваются критерии оценки журналов, принятые в экспертной системе базы данных (БД) Scopus, выполнение которых обязательно для журналов, как уже индексируемых, так и для тех, которые находятся в процессе подготовки к включению в эту БД. На основе данных экспертной системы STEP Scopus анализируются отрицательные заключения экспертов, а также причины отказа в регистрации поступающего на экспертизу журнала. Предлагается провести подробный анализ цитируемости по Scopus российских экономических журналов с целью выявления изданий с более высокими показателями и подготовки перечня наиболее перспективных журналов для включения в эту БД. Приводятся примеры журналов с хорошими показателями цитируемости по Scopus. Сбор данных о журналах, в том числе их цитируемости по глобальным индексам, намерен осуществлять НП НЭИКОН, создавая каталог журналов, в который будут включены также различные качественные характеристики журналов.

У 2511

140. Крымская, А. С. Информационно-библиографические средства управления знаниями : анализ современных биобиблиографических указателей / А. С. Крымская // Вестн. БАЕ. – 2013. – № 3. – С. 48–53. – Библиогр.: 17 назв.

На примере анализа большого массива биобиблиографических указателей показано влияние персональной библиографии на распространение и получение нового знания. Сделан вывод о том, что биобиблиографический указатель в сочетании с картами знаний моделирует авторское творчество, отражает его развитие, демонстрирует развитие научных школ, подытоживает раскрытие отдельных тем и является, таким образом, эффективным информационно-библиографическим средством управления знаниями профильного научного сообщества.

У 3210

141. Лагерев, Р. Ю. Особенности оценки рейтингового потенциала российских государственных вузов / Р. Ю. Лагерев, А. В. Зедгенизов,
Д. Г. Бурков // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. – 2013. – № 7 (78). – С. 179–185. – Библиогр.: 2 назв.

Приведена методика оценки потенциала образовательных учреждений, используемая в Российской Федерации для распределения бюджетных мест между государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. На основе данной методики выработаны рекомендации по разработке стратегии управления университетом, а также подходы к управлению деятельностью научно-педагогических работников (НПР).

Р 625

142. Лисов, В. И. Методические особенности формирования рейтингов конкурентоспособности вузов / В. И. Лисов, Е. С. Кушель // Изв. высш. учеб. заведений. Геология и разведка. – 2013. – № 3. – С. 68–70. – Библиогр.: 3 назв.

Определены цели разработки и принципы рационального построения рейтингов вузов. Интегральная рейтинговая оценка конкурентососпособности вузов является производной от частных рейтингов, отражающих конкурентоспособность: образовательных, научно-технических, предпринимательских.

У 3897

143. Майстрович, Т. В. Национальный стандарт "Библиотечная статистика..." Показатели и единицы исчисления : преемственность и новые подходы / Т. В. Майстрович // Соврем. б-ка. – 2013. – № 6 (36). – С. 76–81.

Проанализированы наиболее существенные отличия Межгосударственного стандарта и проекта Национального стандарта по библиотечной статистике. Отмечено, что Межгосударственный стандарт не даёт возможности учёта по многим параметрам. Выделены преимущества предлагаемого проекта Национального стандарта.

Р 2923

144. Матяш, Н. В. Проектирование автоматизированной базы данных "Оценка научно-педагогической активности преподавателей вуза" /
Н. В. Матяш, Ю. А. Володина // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 3–8. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются проблемы стимулирования научно-педагогической активности преподавателей вуза, критерии оценки их деятельности: результаты учебно-методической, научно-исследовательской и административно-воспитательной работы. Представлена структура базы данных, включающая сведения о деятельности вуза за каждый календарный период, сведения о вузе за отчётный период, сведения о факультетах, кафедрах, штатных преподавателях кафедры, аспирантах, докторантах, совместителях.

У 1154

145. Мониторинг реализации научно-технических программ в Казахстане / М. К. Бапиева [и др.] // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2013. – № 9. – С. 8–16. – Библиогр.: 5 назв.

Представлен опыт информационно-аналитического сопровождения Национальным центром научно-технической информации (НЦ НТИ) научно-технических программ, выполняемых в Казахстане. Описаны методические подходы, механизмы и инструменты его реализации. Приведены статистические сведения о научно-технических программах, зарегистрирован­ных в НЦ НТИ за 1995 – 2012 гг. Приводится подробный анализ программ, реализованных в 2011 г. (финансовое, кадровое обеспечение, результативность). По полученным патентам и внедрению более результативными являются отраслевые программы, по публикационной активности – программы фундаментальных исследований. Ранжирование программ по резуль­тативности коррелирует с ранжированием их по общему объёму финан­сирования, численностью и квалификацией сотрудников, занятых реалии­зацией программ.

У 1843

146. Пашкус, В. Ю. Оценка конкурентоспособности вузов с учетом их ресурсного потенциала / В. Ю. Пашкус // Дайджест-финансы. – 2013. –
№ 10 (226). – С. 61–65. – Библиогр.: 13 назв.

Методика оценки конкурентоспособности вуза с учётом его ресурсного потенциала разработана на основе экспертно-матричного механизма анализа сценариев. Процедура использует алгоритмы модифицированной методики анализа иерархий (МАИ), разработанной Н. А. Пашкус. Предлагаемая автором методика включает построение рейтинговой шкалы, в соответствии с которой ранжируется ресурсный потенциал вузов по его основным типичным компонентам.

У 2900

147. Проничкин, С. В. Разработка математической модели предпочтений лица, принимающего решения по комплексной оценке деятельности вуза / С. В. Проничкин // Экон. анализ : теория и практика. – 2013. –
№ 38 (341). – С. 21–37. – Библиогр.: 20 назв.

Работа посвящена разработке и исследованию математической модели предпочтений лица, принимающего решения (ЛПР) по комплексной оценке деятельности вуза. Разработана модель, которая учитывает индивидуальные и "естественные" предпочтения ЛПР, a также концепцию – сбалансированность подходов и результатов. В рамках исследования определены оценки численных значений параметров математической модели, вычислены показатели качества, которые позволяют сделать вывод о том, что разработанная модель отчётливо описывает результаты эксперимента.

У 3376

148. Проничкин, С. В. Разработка системы критериев и методических подходов к экспертной оценке эффективности деятельности научных организаций / С. В. Проничкин, И. П. Тихонов // Нац. интересы : приоритеты и безопасность. – 2013. – № 37 (226). – С. 13–18. – Библиогр.: 10 назв.

Представлены результаты сравнительного анализа существующих подходов к оценке эффективности деятельности научных организаций в России и за рубежом. Для оценки предложено использовать вербальные экспертные методы, которые не требуют проведения громоздких и трудоёмких вычислений множества числовых показателей и весовых коэффициентов, основываются на предлагаемой оригинальной системе качественных критериев.

У 1154

149. Раевская, Е. Г. Особенности интеграции научных изданий некоторых стран исламского мира в международные базы данных / Е. Г. Раевская // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2013. – № 9. –
С. 28–33. – Библиогр.: 13 назв.

Рассматриваются основные характеристики информационных продуктов находящегося в Иране Исламского научного центра цитирования, отличительные черты базы данных цитирования, распределение научных изданий по языкам и по тематике, требования, предъявляемые к журналам и авторам, рейтинг университетов исламских стран и др. Обсуждаются пути взаимодействия Центра с международными информационными системами и возможность интеграции его продуктов в международные базы данных. Показано, что эта организация движется вперёд довольно высокими темпами параллельно с быстрым развитием науки в самом Иране.

У 3713

150. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов / И. В. Абанкина [и др.] // Форсайт. – 2013. – Т. 7, № 3. – С. 48–63. – Библиогр.: 13 назв.

Предлагается классификация, позволяющая оценить результативность научной и образовательной активности российских вузов. Она может служить основой для содержательного анализа разнородной их совокупности и выработки адресных мер политики, адаптированных к специфике каждой из выделенных групп.

См. также № 13, 95.

  
На главную