Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №11 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

Р 2923

47. Агаханова, Р. А. Роль электронных средств обучения в формировании информационной компетентности студентов вуза / Р. А. Агаханова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 43–44. – Библиогр.: 2 назв.

Освещён процесс формирования информационной компетентности студентов вуза с использованием электронных средств обучения, в частности электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК) "Веб-технологии", разработанного в Дагестанском государственном институте народного хозяйства, и мультимедийных проектов.

Д9-13/99527

48. Аленова, А. Н. Дистанционное обучение в вузе : преимущества и недостатки / А. Н. Аленова, Е. В. Беляева // Информационные технологии
в образовании : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 13 апр.
2013 г. / Ульян. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск, 2013. –
С. 16–19. – Библиогр.: 2 назв.

Раскрываются основные возможности системы дистанционного обучения LMS Moodle. Moodle – свободное программное обеспечение с открытым исходным кодом с лицензией GPL, что даёт возможность бесплатного использования системы, а также её безболезненного изменения в соответствии с нуждами образовательного учреждения.

Д10-13/1356

49. Арипова, О. В. Обучающие информационные системы / О. В. Арипова, А. Н. Гущин, Н. Н. Смирнова. – СПб.: БГТУ, 2013. – 85 с. : ил. – Библиогр.: 64 назв. – ISBN 978-5-85546-758-1.

Рассмотрены теоретические, методологические и методические вопросы создания и эффективного применения обучающих информационных систем в учебном процессе. Приведены результаты реализации и использования разработанных систем в Балтийском государственном техническом университете.

Д10-12/1093

50. Белинова, Н. В. Интернет-ресурсы в организации самостоятельной работы студентов / Н. В. Белинова // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства : сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей, специалистов, дек. 2012 / Нижегор. гос. пед. ун-т им. К. Минина. – Н. Новгород, 2012. – С. 119–125.

Эффективным средством работы с группой студентов и организации образовательного процесса является индивидуальный веб-сайт или блог преподавателя. Рассматриваются три группы сервисов, которые могут быть хорошим подспорьем в организации самостоятельной или удалённой групповой работы студентов: голосовые, средства для размещения медиаматериалов, средства коллективного хранения ссылок на Интернет-ресурсы.

Р 2923

51. Васина, О. С. Структурно-содержательная сущность формирования готовности методистов к профессиональной деятельности на основе использования информационно-образовательного пространства / О. С. Васина // Информатика и образование. – 2013. – № 1. – С. 74–78. – Библиогр.: 8 назв.

Речь идёт о готовности методистов информационно-диагностического (методического) центра к профессиональной деятельности на основе информационно-образовательного пространства, компонентах и структурах этой готовности, а также о самом понятии электронной методической службы. Показан способ построения электронной методической службы на основе веб-ресурса (сайта).

Д9-13/99527

52. Винокуров, А. Ю. Интеграция электронного образовательного контента в социальные сети / А. Ю. Винокуров, Ж. В. Болтачева, А. Н. Кольцова // Информационные технологии в образовании : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 13 апр. 2013 г. / Ульян. гос. пед. ун-т
им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск, 2013. – С. 51–52. – Библиогр.: 1 назв.

Предлагается универсальная программная архитектура "социальной" электронной обучающей системы, обеспечивающая интеграцию электронного образовательного контента в широкий круг существующих социальных сетей. Предлагаемая архитектура включает в себя три уровня: уровень репозитария, уровень взаимодействия, уровень представления. Предлагаемая архитектура обеспечивает гибкость и независимость системы управления учебным контентом от конкретных социальных сетей.

Д9-13/99527

53. Винокуров, А. Ю. Разработка электронной обучающей системы для мобильных устройств / А. Ю. Винокуров, Г. А. Мазин // Информационные технологии в образовании : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф., 13 апр. 2013 г. / Ульян. гос. пед. ун-т им. И. Н. Ульянова. – Ульяновск, 2013. – С. 56–59. – Библиогр.: 8 назв.

Сообщается о разработке программной оболочки для построения мобильных электронных обучающих систем, пригодных для использования на большинстве современных мобильных устройств. Разработанная оболочка мобильной электронной обучающей системы оптимизирована под разрешение экрана 240х320, также поддерживается отображение на устройствах с большим разрешением экрана. В качестве средства разработки прототипов всех основных модулей системы использовался PHP 5.3.1 и СУБД MySQL 5.1. В качестве интегрированной среды разработки PHP-проекта использовалась IDE NetBeans 7.0.1. Использовать разработанный прототип оболочки мобильной электронной обучающей системы можно на любых мобильных устройствах с поддержкой Opera Mini, а также других мобильных браузеров, поддерживающих протокол передачи данных HTTP и отображение HTML-документов.

Р 2923

54. Вознесенская, Н. В. Построение информационно-образовательной среды вуза на базе SharePoint LMS / Н. В. Вознесенская, В. И. Сафонов // Информатика и образование. – 2013. – № 2. – С. 93–96. – Библиогр.: 2 назв.

Проанализированы задачи, которые должна решать информационно-образовательная среда (ИОС) учебного заведения, a также проблемы формирования этой среды. Предложен вариант создания ИОС с использованием системы управления обучением (Learning Management System – LMS) и описан практический опыт создания такой ИОС в педвузе на базе SharePoint LMS.

Р 2923

55. Гусакова, Т. М. Методические рекомендации по организации контентной фильтрации в образовательной организации / Т. М. Гусакова,
А. А. Сушенцов, Л. А. Сахурия // Информатика и образование. – 2013. –
№ 4. – С. 35–38.

Настоящие методические рекомендации содержат материалы по обеспечению ограничения доступа обучающихся к информации, несовместимой с целями обучения и воспитания. Рекомендации разработаны с учётом требований федеральных законов, нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся вопросов контентной фильтрации в образовании. Предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, технических специалистов.

Р 2923

56. Гусакова, Т. М. О подходах к построению модели современной образовательной среды в условиях информатизации образования / Т. М. Гусакова // Информатика и образование. – 2013. – № 4. – С. 4–8. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматриваются подходы к построению модели современной образовательной среды в условиях информатизации образования. Анализируются тенденции информатизации системы образования Республики Марий Эл. Описываются подходы к управлению процессами информатизации.

Р 2923

57. Гущина, О. М. Выбор и оценка эффективности средств разработки электронных образовательных ресурсов / О. М. Гущина, О. А. Крайнова // Информатика и образование. – 2013. – № 1. – С. 7–12. – Библиогр.: 6 назв.

Подробно рассмотрены требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), и критерии оценки эффективности ЭОР для образовательных целей. Описаны наиболее популярные средства разработки ЭОР, выделены критерии оценки их эффективности. Представлен сравнительный анализ этих средств и выводы, сделанные по результатам анализа.

Д10-11/1737

58. Доенин, В. В. Информационные технологии систем дистанционного обучения : учеб. пособие / В.В. Доенин ; Моск. гос. ун-т путей сообщ., Каф. мат. обеспеч. автоматизир. систем упр. – М. : МИИТ, 2011. – 139 с. : ил. – Библиогр.: 17 назв.

Рассматриваются информационные технологии, используемые в дистанционном обучении, проблемы и перспективы дистанционного обучения. Описываются средства дистанционного обучения и системы дистанционного образования.

Р 2923

59. Желтова, И. А. Организация контроля знаний при использовании электронных обучающих курсов, созданных в среде LCDS / И. А. Желтова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 58–60. – Библиогр.: 4 назв.

Обозначены основные отличия электронных книг от печатных изданий. Показана необходимость включения в состав электронных курсов системы контроля и самоконтроля знаний учащихся. Проанализированы возможности системы разработки электронных учебников LCDS (Learning Content Development System) фирмы Microsoft для организации текущего контроля знаний обучаемых.

Д10-10/2061

60. Информационное образовательное пространство : модели и технологии / Е. П. Емельченков [и др.] ; Смол. гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. – 215 с. : ил. – Библиогр.: 115 назв. – ISBN 978-5-88018-505-4.

Одной из форм информатизации системы образования выступает создание различных информационных образовательных пространств. Создание и внедрение информационного образовательного пространства "средняя школа – вуз" позволит обеспечить совершенствование содержания и технологий образования. Ключевые технологии реализации информационного образовательного пространства "средняя школа – вуз" основаны на формальном моделировании. Моделирование средствами теории графов, фреймов и продукционных систем позволяет, в частности, осуществлять отбор оптимальных систем учебных заведений и индивидуальных тестовых заданий, построение оптимальных индивидуальных траекторий обучения, мониторинг учебного процесса с позиций обученности и обучаемости учащихся.

М/68306 № 1

61. Катанова, Т. Н. К вопросу о системе дистанционного обучения в вузе / Т. Н. Катанова // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе : материалы V Междунар. заоч. науч.-метод. конф., 30 апр. 2013 / Перм. ин-т (фил.) ФГБОУ ВПО "Рос. гос. торгово-экон. ун-т". – Пермь, 2013. – Т. 1. – С. 210–216. – Библиогр.: 4 назв.

Показан опыт организации дистанционного обучения (ДО) в вузах Пермского края. Выделены различные типы ДО.

Р 2923

62. Квашнин, А. Ю. Разработка и апробация моделей образовательного процесса с использованием многомерных электронных образовательных ресурсов / А. Ю. Квашнин, П. Д. Рабинович // Информатика и образование. – 2013. – № 2. – С. 18–27. – Библиогр.: 8 назв.

Описываются результаты разработки и апробации моделей образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов с многомерным представлением предметной области и предметным погружением. Исследуется современное состояние уровня развития технологий виртуальной реальности, её основные функциональные возможности и направления внедрения в области образования. Описываются результаты зарубежных и отечественных исследований в области аппаратного, программного, контентного и методического обеспечения внедрения виртуальной реальности в образовательный процесс и результаты апробации её применения в образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации.

Р 2923

63. Киргинцева, Н. С. Современные тенденции в разработке образовательных сред на основе средств ИКТ / Н. С. Киргинцева, С. А. Нечаев // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 79–82. – Библиогр.:
17 назв.

Рассматриваются современные тенденции в разработке информационных сред на основе перспективных информационно-коммуникационных технологий (облачных, вики). Утверждается, что наиболее многообещающим направлением в теории и практике создания образовательных сред в настоящее время представляется разработка адаптивных дидактических информационных сред, реализующих концепцию личностно-ориенти­рованного образования на протяжении всей жизни.

Р 2923

64. Кольцов, Р. А. Интерактивное оборудование Interwrite / Р. А. Кольцов // Информатика и образование. – 2013. – № 2. – С. 59–60.

Представлен обзор интерактивного оборудования Interwrite, которое может быть использовано в образовательном процессе как в школах, так и в вузах – интерактивных досок, планшетов и комплексов оперативного контроля знаний.

У 4100

65. Коськин, А. В. Место web-сервисов в системе управления образовательным учреждением / А. В. Коськин, А. Ю. Ужаринский, Е. А. Титенко // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. – 2013. – № 1 (46). – С. 70–75. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрена проблема управления образовательным учреждением на основе информационных технологий. Определено место и роль web-сервисов в процессе управления вузом.

Д10-12/1093

66. Круподерова, К. Р. Облачные сервисы Google для создания информационного образовательного пространства / К. Р. Круподерова // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства : сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Препо­давателей, студентов, аспирантов, соискателей, специалистов, дек. 2012 / Нижегор. гос. пед. ун-т им. К. Минина. – Н. Новгород, 2012. – С. 36–40. – Библиогр.: 2 назв.

Крупнейшим разработчиком облачных решений для образовательных учреждений является Google. Построение информационного образовательного пространства учреждения на базе пакета приложений Google Apps является одним из наиболее комплексных и эффективных решений. Google Apps представляет собой набор сетевых сервисов, обеспечивающих совместную работу всех пользователей, входящих в образовательное сообщество учреждения. Основной пакет приложений, входящих в базовый комплект Google Apps для образовательных учреждений, является бесплатным. Рассмотрены возможности использования в учебном процессе различных сервисов Google. Отмечены основные преимущества облачных технологий применительно к образовательным учреждениям.

Р 2923

67. Кузнецова, Н. М. Совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды /
Н. М. Кузнецова, О. Е. Кропотова // Информатика и образование. – 2013. – № 4. – С. 22–26. – Библиогр.: 10 назв.

В процессе информатизации образования появляются инновационные технологии, открывающие новые возможности содержания и организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением технологий, содержания, механизмов реализации процесса обучения в системе дополнительного профессионального образования.

Р 2923

68. Лапчик, М. П. Россия на пути к Smart-образованию / М. П. Лапчик // Информатика и образование. – 2013. – № 2. – С. 3–9. – Библиогр.: 22 назв.

Неизбежность перехода к активному использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании обосновывается, с одной стороны, целым рядом противоречий, характерных для традиционных систем образования, с другой – нарастающим опытом интеграции образовательных учреждений разного уровня на основе ИКТ. С учётом мировых тенденций трансформации информационного общества в Smart-общество возникает острая потребность в приведении нормативной базы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствие с последними законодательными актами Российской Федерации.

Р 2923

69. Махутов, Б. Н. Использование портала дистанционного образования в формировании профессиональной компетентности бакалавров /
Б. Н. Махутов, Д. А. Петров // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 40–42. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрена проблема предметной подготовки специалистов сферы информационно-коммуникационных технологий и пути её решения в Нижневартовском государственном гуманитарном университете. Показаны возможности использования портала дистанционного образования для организации самостоятельного изучения веб-программирования бакалаврами направления "Информатика и вычислительная техника".

Р 2923

70. Методические рекомендации по созданию и сопровождению официального сайта образовательной организации / Т. М. Гусакова [и др.] // Информатика и образование. – 2013. – № 4. – С. 33–34.

Настоящие методические рекомендации по созданию и сопровождению официального сайта образовательной организации содержат методические материалы по обеспечению информационной открытости образовательной организации в сети Интернет. Рекомендации разработаны с учётом требований федеральных законов, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Марий Эл, касаю­щихся вопросов размещения и обновления информации об образова­тельной организации на её официальном сайте. Методические рекомен­дации разработаны сотрудниками Министерства образования и науки Республики Марий Эл, Центра информационных технологий и оценки качества образования и предназначены для руководящих и педагогических работников образовательных организаций, технических специалистов.

Р 2923

71. Пакшина, Н. А. Потенциал веб-квестовой технологии при изучении тем обзорного характера / Н. А. Пакшина // Информатика и образование. – 2013. – № 4. – С. 52–55. – Библиогр.: 7 назв.

Представлены веб-квесты, ориентированные на локальные электронные ресурсы. Обсуждается отличие авторских веб-квестов от традиционных. Даются рекомендации по разработке веб-квестов и применению этой технологии для изучения тем обзорного характера в образовательном
процессе.

Д10-12/1093

72. Панова, И. В. Использование вебинаров в системе дистанционного обучения вуза / И. В. Панова // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства : сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей, специалистов, дек. 2012 / Нижегор. гос. пед. ун-т им. К. Минина. – Н. Новгород, 2012. – С. 57–63. – Библиогр.: 7 назв.

Технология вебинара – новый инновационный метод обучения. Главная особенность вебинаров – интерактивность, возможность демонстрировать, передавать, принимать и обсуждать информацию. Отличие вебинара от видеоконференции – это превращение участников в реальных собеседников. В общем виде рассматриваются три этапа проведения вебинара: подготовка к проведению, непосредственно проведение, подведение итогов. Более детально ознакомиться с технологией организации и проведения вебинаров можно на сайте виртуального класса WebSoft.

Н/19460

73. Применение подходов BYOD для построения стратегии информатизации высшего учебного заведения / Д. А. Иванченко [и др.] // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та . – 2013. – № 3 (174): Информатика. Телекоммуникации. Упр. – С. 85–92. – Библиогр.: 11 назв.

Представлены современные подходы к применению мобильных технологий и сервисов в системе высшего профессионального образования. Изучено современное состояние рынка BYOD-решений и MDM-систем с целью определения перспективности данного направления автоматизации бизнес-процессов в контексте деятельности высшего образовательного учреждения. Раскрыто содержание BYOD в качестве компонента IT-стратегии высшего учебного заведения. Выявлены технологические и организационные проблемы внедрения подходов BYOD в образовательный процесс.

Р 2923

74. Рабинович, П. Д. Модель техносферы образовательного учреждения / П. Д. Рабинович // Информатика и образование. – 2013. – № 2. –
С. 10–17. – Библиогр.: 21 назв.

Развивается авторская концепция Техносферы образовательного учреждения. Представляется информационная структурная модель, описывающая архитектуру Техносферы образовательного учреждения, совокупность предъявляемых к ней требований и её ключевые функциональные возможности. Рассматривается алгоритм её проектирования и внедрения.

Р 2923

75. Романова, О. В. Формирование современной информационно-образовательной среды вуза / О. В. Романова // Информатика и образование. – 2013. – № 1. – С. 87–89. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается проблема организации современного образовательного процесса. Анализируется влияние информационной дидактики на формирование информационно-образовательной среды вуза. Раскрываются особенности взаимоотношения субъектов учебного процесса, а также методы и технологии, которые в наибольшей степени отвечают требованиям современной образовательной среды.

У 4100

76. Серебровский, В. В. Инновационные технологии в образовании : обучение по индивидуальной траектории / В. В. Серебровский, А. В. Ткаченко, А. И. Ткаченко // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. – 2013. – № 1 (46). –
С. 26–31. – Библиогр.: 11 назв.

Рассматривается модель учебного процесса в системе дистанционного образования с обучением по индивидуальной траектории. Основными составляющими модели являются: модель обучения, модель студента и модель идентификации знаний обучаемого. Показано, что для управления траекторией обучения наиболее важным вопросом является идентификация знаний обучаемого.

Р 2923

77. Скорнякова, А. Ю. Опыт практической реализации подхода к управлению учебным процессом педвуза с использованием информационно-коммуникационной среды / А. Ю. Скорнякова // Информатика и образование. – 2013. – № 1. – С. 20–25. – Библиогр.: 8 назв.

Представлен практический опыт создания информационно-комму­никационной среды для управления учебным процессом образовательного учреждения (на базе системы Moodle). Особое внимание уделено электронному портфолио студентов как элементу данной среды.

Р 2923

78. Сушенцов, А. А. К вопросу об оценке эффективности процессов информатизации в образовательных системах / А. А. Сушенцов // Информатика и образование. – 2013. – № 4. – С. 9–14. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются модели оценки эффективности информатизации образования и качества образовательного процесса. Сделан вывод о необходимости их разработки на основе системы показателей для комплексной оценки эффективности информатизации. С помощью построенных моделей возможно оценить состояние информатизации образования на текущий момент и определить направления её совершенствования с учётом приоритетов стратегического развития региональной образовательной системы.

Ж2-13/55371

79. Тихонов, А. И. Информационная система поддержки непрерывного профессионального инженерного образования / А. И. Тихонов, С. Р. Тумковский, А. Е. Абрамешин // XXI Международная студенческая школа-семинар "Новые информационные технологии" : тез. докл. / Моск. ин-т электроники и математики Нац. исслед. ун-та "Высш. шк. экономики". – М., 2013. – С. 3–6. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается концептуальный подход к построению информационных систем поддержки инженерного образования, который может быть положен в основу применения новых информационных технологий (НИТ) в образовательном процессе. Анализируются достоинства и недостатки существующих примеров использования НИТ в образовании.

Д10-12/1093

80. Умярова, А. О. Информационные системы управления учебным контентом / А. О. Умярова, Н. Г. Бачинина // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства : сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей, специалистов, дек. 2012 / Нижегор. гос. пед. ун-т им. К. Минина. – Н. Новгород, 2012. – С. 96–99. – Библиогр.: 1 назв.

Дан анализ существующих систем дистанционного обучения. Особое внимание уделено системе Moodle. Отмечены её преимущества.

Р 2923

81. Федосов, А. Ю. Формирование компетенций современного педагога в области организации учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернета / А. Ю. Федосов, Д. А. Ростовых // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 61–66. – Библиогр.: 5 назв.

Сфера образования выступает одной из важнейших когнитивных структур, в рамках которых формируется, поддерживается и развивается социальный интеллект общества. Особое значение приобретает подготовка специалистов в области организации информатизации образования, являющихся передовым звеном в области становления современных когнитивных структур. Одними из важнейших компетенций такого специалиста выступают теоретико-методологическая и практическая подготовка в области организации учебного взаимодействия на базе распределённого информационного ресурса Интернет.

Р 2923

82. Хомышак, О. Б. Использование информационно-коммуникацион­ных технологий в обучении иностранному языку / О. Б. Хомышак // Информатика и образование. – 2013. – № 1. – С. 68–70. – Библиогр.: 8 назв.

Проанализированы теоретические основы использования современных информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку. Предложены методические рекомендации по их применению в учебном процессе.

Р 2923

83. Якушева, Н. М. E-Learning / Н. М. Якушева // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 91–93. – Библиогр.: 6 назв.

Дан обзор особенностей E-Learning. Поставлены вопросы необходимости усиления исследований и разработок в области E-Learning в России.

См. также № 3, 16, 27, 35, 36, 40, 41.

  
На главную