Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №12 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Автоматизированные библиотечно-и

Менеджмент и маркетинг

Д10-13/909

57. Абдикеев, Н. М. Моделирование бизнес-процессов инновационной деятельности вуза в системе менеджмента качества / Н. М. Абдикеев, Н. В. Кузнецов // Инжиниринг предприятий и управление знаниями : XVI науч.-практ. конф., 25 – 26 апр. 2013 г. : сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М., 2013. – С. 9–16. – Библиогр.: 4 назв.

Представлена модель бизнес-процессов системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности ВУЗа, разработанная авторами в рамках построения инновационной системы в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Она представляет собой процессную модель верхнего уровня и входит в систему стандартов СМК ВУЗа. Каждый из входящих в модель подпроцессов алгоритмизирован, формализован и подкреплён необходимым набором типовых документов. Представленная модель апробирована на практике и доказала свою эффективность.

Д10-12/910

58. Бончукова, Д. А. Факторы среды и конкурентоспособность вуза : проблемы влияния / Д. А. Бончукова, Н. М. Старобинская // Информационная среда инновационного вуза как фактор устойчивого развития : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2012. – С. 24–28. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается структура факторов внутренней и внешней среды, влияющих на конкурентоспособность вуза.

У 1880

59. Викторов, А. Д. Сфера научно-технических услуг и ее представление на рынке интеллекта / А. Д. Викторов, Е. А. Лурье // Инновации. – 2013. – № 6 (176). – С. 3–8. – Библиогр.: 14 назв.

В числе характерных признаков мировой экономики – высокая динамика рынка услуг, которая составляет значительную часть ВВП ведущих стран мира. Приоритеты экономики знаний определили новый уровень сферы услуг – услуг интеллектуальных, сектор которых не получил пока должного развития. Поставлена проблема принижения роли высокотехнологичных услуг и необходимости введения их в жизнь университета.

У 4063

60. Дедик, П. Е. Трансформации в современной науке и развитие библиотечных сервисов для поддержки научных исследований / П. Е. Дедик // Науч. периодика : проблемы и решения. – 2013. – № 4 (16). – С. 28–35. – Библиогр.: 13 назв.

С развитием компьютерных технологий и информационных сетей происходят существенные изменения в науке, процессе производства нового научного знания. Появляется множество организаций, предоставляющих доступ к научной информации и предлагающих услуги и сервисы, ориентированные на поддержку научных исследований. Научные и университетские библиотеки могут оказаться в стороне от основного направления развития науки. Для того, чтобы этого не случилось, следует подойти к задаче развития библиотечных сервисов целостно, имея в виду удовлетворение потребностей научных работников в течение всего цикла исследования: от зарождения и формулирования идеи и поисков источников финансирования до получения результатов и их распространения в научном сообществе. Такой целостный подход позволит наиболее полно использовать преимущества библиотек для их "выживания" в новых условиях. Описывается опыт зарубежных библиотек, в которых применяется такой подход.

Д10-13/1989

61. Делигирова, О. А. Информационные технологии в управлении персоналом вуза / О. А. Делигирова // Перспективы развития информационных технологий : сб. материалов XIV Междунар. науч.-практ. конф., 12 сент. 2013 г., Новосибирск / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск, 2013. – С. 67–73. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается использование информационных технологий в управлении персоналом вуза на примере информационно-аналитической системы Оренбургского государственного университета, которая относится к классу интегрированных автоматизированных информационных систем управления высшим учебным заведением.

Р 3545

62. Денисов, Д. Ю. Наука в вузе : управление научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении / Д. Ю. Денисов // Креатив. экономика. – 2013. – № 8 (80). – С. 40–43. – Библиогр.: 3 назв.

Предлагается обобщенная функциональная модель управления научно-технической деятельностью в высшем учебном заведении. В основе указанной модели лежит рассмотрение научно-технической деятельности кафедр и исследовательских подразделений вуза.

Д10-13/1686

63. Егоршин, А. П. Менеджмент образования : учеб. пособие / А. П. Егоршин, И. В. Гуськова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Н. Новгород: НИМБ, 2013. – 463 с.: ил. – Библиогр.: 88 назв. – ISBN 978-5-901335-50-5.

Дан анализ российского образования за период с 1990 по 2010 годы, выявлены проблемы и ведущие тенденции его развития. Представлена методика разработки сценария развития образования в зависимости от состояния экономики и рынка труда России на период до 2025 года. Изложены основные направления и концепции реформирования системы образования в России. Разработаны теоретические основы менеджмента и стратегического управления образовательным учреждением. Рассмотрены теория и практика управления персоналом образовательного учреждения. Предложена методика оценки социально-экономической эффективности работы персонала и организации в целом.

У 2495

64. Жураховская, И. М. Проблемы взаимодействия рынков труда и образовательных услуг на современном этапе развития / И. М. Жураховская // Вестн. ун-та. – 2013. – № 12. – С. 225–229. – Библиогр.: 6 назв.

В настоящее время процесс взаимодействия рынков труда и образовательных услуг серьёзно нарушен. Во-первых, в силу слабо выраженного производного характера спроса на изучаемых рынках (предлагаемые вузами специальности в большинстве своём сегодня на российском рынке труда не востребованы). Во-вторых, потому что качество профессиональной подготовки во многих вузах не соответствует запросам современной экономики. В-третьих, из-за несовпадения стратегий долгосрочного развития, какими они видятся государству, бизнесу, образованию. Автор рассматривает возможные пути решения проблемы.

У 3070

65. Зарукина, Е. В. Организационно-экономические аспекты формирования региональных образовательных комплексов / Е. В. Зарукина // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. – 2012. – № 3 (62). – С. 90–96. – Библиогр.: 9 назв.

Рассмотрены существующие подходы к трактовке понятия регионального образовательного комплекса. Дано определение рассматриваемого понятия с учётом его значимости в инновационной модели территориального развития. Сформулированы организационно-экономические принципы формирования регионального образовательного комплекса как объекта управления.

У 2495

66. Звонников, В. И. Инновации при создании СМК образования в ГУУ / В. И. Звонников, В. А. Нефедов // Вестн. ун-та. – 2013. – № 12. – С. 46–50. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены вопросы внедрения инновационных разработок в систему управления качеством образования в ГУУ. Отмечена недостаточность получения сертификата на СМК (систему менеджмента качества) как гарантии создания качественного образования. Приведены рекомендации no шагам руководства университета на пути к созданию СМК подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

У 1880

67. Зубова, Л. Г. Малое инновационное предпринимательство в ведущих российских университетах : состояние и факторы развития / Л. Г. Зубова, О. Н. Андреева, О. А. Антропова // Инновации. – 2013. – № 6 (176). – С. 54–63. – Библиогр.: 12 назв.

Статья базируется на результатах социологического опроса представителей ведущих российских университетов, ответственных за развитие исследовательской и инновационной деятельности на основе университетских объектов инновационной инфраструктуры. Особое внимание уделено возможностям развития малого инновационного предпринимательства в университетах с использованием собственных ресурсов, прежде всего, производственно-технологической базы и кадрового потенциала.

У 3070

68. Карлик, А. Е. Научный потенциал экономического университета и пути его реализации / А. Е. Карлик, С. Н. Максимов // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. – 2012. – № 3 (62). – С. 4–8. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается стратегия развития научного потенциала Санкт-Петербургского экономического университета. Перечислен ряд направлений, по которым необходима системная работа.

Д10-12/910

69. Лешукова, Н. А. Место и роль информационных технологий в механизме управления современным вузом / Н. А. Лешукова, А. С. Миронов // Информационная среда инновационного вуза как фактор устойчивого развития : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2012. – С. 56–59. – Библиогр.: 4 назв.

Управление вузом на основе информационных технологий является сложной комплексной задачей, требующей решения организационных и технологических проблем с учётом экономической целесообразности. Использование информационных технологий в управлении вузом позволяет обеспечить конкурентные преимущества. Рассматривается процесс создания комплексной информационной системы вуза.

Д10-13/4024

70. Логиновский, О. В. Управление современным вузом на базе развитой информационной системы / О. В. Логиновский, В. Н. Любицын, М. И. Нестеров ; под ред. А. Л. Шестакова ; Юж.-Урал. гос. ун-т. – Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2013. – 539 с.: ил. – Библиогр. в конце частей. – ISBN 978-5-696-04465-1.

В монографии подробно рассмотрена специфика высшего образования, обусловленная отечественными и мировыми факторами социально-экономического развития, концептуальные положения создания системы управления современным вузом и другие аспекты управления развитием образовательных учреждений высшей школы. Исследован опыт создания информационных систем в крупнейших университетах России и мира, а также направлений их дальнейшего развития. В монографии на основе процессной модели управления, анализа возможностей использования методов ситуационного и прогнозно-адаптивного управления, а также архитектурного подхода, проектно-ориентированной организационной структуры и современных ИТ-решений сформирована целостная концепция создания информационно-аналитической системы вуза.

У 3784

71. Малышенко, Н. Г. Бизнес-мониторинг как эффективный инструмент экономического исследования тенденций развития до и после присоединения вузов / Н. Г. Малышенко // Образование. Наука. Науч. кадры. – 2013. – № 5. – С. 135–143. – Библиогр.: 9 назв.

Обосновывается необходимость создания федеральных университетов автономного типа в РФ, которая состоит главным образом в формировании мировых лидеров в области образования и научной деятельности, создания конкурентоспособного бизнеса. Создание и функционирование федеральных университетов сопровождаются синергетическим эффектом, проявляющимся в социально-экономическом развитии университета, в частности в экономическом и социальном эффектах. В настоящее время в данных университетах не разработан механизм оценки синергетического эффекта, поэтому для его исследования автор использует общераспространённый инструмент – мониторинг. Целью мониторинга является повышение качества менеджмента федерального университета, выявление слабых мест и формирование потенциальных резервов роста методом анализа и контроля ключевых показателей синергетического эффекта (социально-экономи­ческого развития). Практические результаты анализа и контроля синергетического эффекта федерального университета свидетельствуют об эффективной государственной социально-экономической политике в области науки и образования.

Д10-12/4157

72. Организационно-экономический механизм развития современной системы высшего профессионального образования и научной инфраструктуры с малым инновационным (наукоемким) бизнесом в России и за рубежом / В. В. Авилова [и др.]. – Казань : Новое знание, 2012. – 263 с.: ил. – Библиогр.: 119 назв. – ISBN 978-5-89347-725-2.

Рассматриваются особенности инновационного развития системы образования в России. Раскрываются современные зарубежные подходы инновационного развития системы высшего профессионального образования. Исследуется развитие научной инновационной инфраструктуры как институционального фактора экономического роста. Прослеживается влияние научной инфраструктуры на развитие малых инновационных предприятий на базе высших учебных заведений. Затрагивается вопрос повышения конкурентных преимуществ высших учебных заведений на рынке образовательных услуг.

У 3800

73. Пастухов А. Л. Классификация факторов и факторная модель управления образованием / А. Л. Пастухов // Журн. правовых и экон. исслед. – 2013. – № 3. – С. 175–179. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматриваются вопросы управления образованием в условиях глобализации и влияния социально-экономических отношений на сферу образовательных услуг. Предлагается авторская классификация факторов и факторная модель управления образованием.

Д10-12/910

74. Пашкус, Н. А. Подходы к продвижению инновационных разработок вуза / Н. А. Пашкус // Информационная среда инновационного вуза как фактор устойчивого развития : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2012. – С. 82–87. – Библиогр.: 3 назв.

Подход к продвижению инновационных разработок вузов зависит от конкретного типа инновации, наличия в ней потребности рынка, потенциального уровня затрат на её продвижение и уровня перспективности. Рассматривается алгоритм продвижения инновации вуза на рынок.

У 1880

75. Поляков, Н. А. Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства современного вуза / Н. А. Поляков, Н. О. Яныкина // Инновации. – 2013. – № 7 (177). – С. 38–44. – Библиогр.: 23 назв.

Проблемам поддержки малого предпринимательства российского вуза уделяется значительное внимание. Особенно в свете последних законодательных инициатив государства, предоставивших право учебным заведениям учреждать малые инновационные предприятия. Российские вузы увеличивают число малых предприятий с целью практического внедрения результатов своей интеллектуальной деятельности, и в качестве инвестиционного ресурса используют права на результаты интеллектуальной деятельности. Однако, учебные заведения не проявляют достаточной активности в судьбе малого инновационного бизнеса в дальнейшем. Данная ситуация, по мнению авторов, определяется фактором недостаточного норма­тивного, кадрового и финансового обеспечения деятельности универ­ситетских предприятий. Инфраструктура поддержки малого инновацион­ного предпринимательства современного вуза характеризуется появлением новых форм поддержки, объединяющих все три ключевых элемента инфраструктуры: институциональный, кадровый и финансовый. При этом в соответствии с Концепцией "предпринимательского университета", вуз может и должен прилагать усилия к развитию каждого из указанных направлений.

Р 3283

76. Попов, Е. В. Управление процессами генерации знаний в университетах / Е. В. Попов, М. В. Власов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 5. – С. 11–18. – Библиогр.: 20 назв.

Оценена зависимость изменений количественно измеряемых результатов научной деятельности подразделений университета от динамики расходования трансакционных средств. В результате проведённого исследования подтверждены гипотезы о том, что: трансакционные издержки определяют результативность научной деятельности университетов в виде опубликования научных статей, оформления патентов, участия в выставках и конференциях; трансакционная скорость генезации знаний в виде экспонатного участия в выставках пропорциональна количеству хозяйственных обществ, созданных при учебных институтах университета для использования научных разработок; трансакционная скорость генерации знаний в виде докладов на научных конференциях пропорциональна объёму хоздоговорной выработки на одного сотрудника учебного института. Эмпирически не подтверждённые гипотезы о влиянии количества исследователей на трансакционную скорость опубликования статей и о влиянии количества хозяйственных обществ на трансакционную скорость регистрации патентов демонстрируют необходимость более глубокого изучения данных направлений интеллектуальной деятельности.

У 1880

77. Селиванов, В. В. Инновации в высшей школе : проблемы, процессы трансформации, механизмы ускорения развития / В. В. Селиванов, Ю. Д. Ильин // Инновации. – 2013. – № 4 (174). – С. 56–65. – Библиогр.: 15 назв.

Анализируются тенденции реформирования системы высшего профессионального образования, их влияние на инновационную среду в высшей школе и подготовку научно-инженерных кадров. Систематизированы проблемные вопросы развития научно-технического сектора высшей школы, разработки и внедрения наукоёмких технологий. Даны предложения и рекомендации по совершенствованию механизмов управления научной и инновационной деятельностью в российских технических вузах.

М/68313 № 3

78. Семёнов, А. В. Компетентностный подход и система обеспечения качества образования в вузе (на примере Московского университета имени С. Ю. Витте) / А. В. Семёнов // Инновационное развитие России : условия, противоречия, приоритеты : материалы IX междунар. науч. конф., 28 марта 2013 г., Москва / Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. – М., 2013. – Ч. 3. – С. 10–20. – Библиогр.: 5 назв.

Обеспечение высокого качества образования предполагает организацию образовательного процесса на основе компетентностного подхода. В основу разработанной и внедряемой в Московском университете им. С. Ю. Витте системы качества положена Типовая модель, соответствующая международным стандартам и требованиям процессной модели качества, предлагаемой к реализации в вузах Рособрнадзором. Проанализирован и учтён опыт внедрения подобных систем в других вузах. Модель системы качества университета направлена на обеспечение гарантий качества результатов образовательной, научно-исследовательской, воспитательной и иных видов деятельности университета.

Д10-12/910

79. Серкова, Е. В. Развитие конкурентных отношений на рынке образовательных услуг Санкт-Петербурга / Е. В. Серкова // Информационная среда инновационного вуза как фактор устойчивого развития : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2012. – С. 92–98. – Библиогр.: 5 назв.

Представлен анализ развития конкурентных отношений на рынке образовательных услуг Санкт-Петербурга. Приведены таблицы распределения долей рынка высшего профессионального образования Санкт-Петербурга по количеству поданных заявлений на бюджетные места и конкурс на одно бюджетное место в вузах города. Перечислены мероприятия, к которым прибегают вузы в конкурентной борьбе.

Д10-12/910

80. Скотникова, И. А. О качестве высшего образования и его оценке / И. А. Скотникова // Информационная среда инновационного вуза как фактор устойчивого развития : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2012. – С. 106–112. – Библиогр.: 10 назв.

Даётся определение термина "качество высшего образования". Анализируются и обобщаются наиболее распространённые подходы к трактовке качества образования, позволяющие выстроить логичную систему критериев и показателей для его оценки.

Д10-12/910

81. Трапицына, Г. Н. "Традиционная" и "инновационная" парадигма управления качеством образовательных услуг в вузе / Г. Н. Трапицына // Информационная среда инновационного вуза как фактор устойчивого развития : сб. ст. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб., 2012. – С. 113–119.

Рассматривается проблема перехода к новым моделям управления в университетах. Современный университет для обеспечения устойчивого развития в новых экономических условиях вынужден внедрять более совершенные организационно-экономические механизмы управления. Выделение в деятельности вузов инновационной составляющей заставляет по-новому взглянуть на принципы и структуры университетского менеджмента. В новых управленческих моделях предметом изучения становятся экономические отношения, формируемые субъектами рынка образовательных услуг. Анализ ситуации с позиций современных достижений экономической науки и мирового опыта управления свидетельствует о необходимости концептуальных изменений самих оснований образовательной системы, смены парадигмы управления ею.

У 1880

82. Управление человеческим капиталом технического вуза : проблемы адаптации научно-педагогических кадров к условиям модернизации высшего профессионального образования / С. Н. Митяков [и др.] // Инновации. – 2013. – № 6 (176). – С. 99–104. – Библиогр.: 25 назв.

Проведён анализ развития человеческого капитала страны и его важной составляющей – научно-педагогических кадров. Приведены стратегии адаптации научно-педагогических кадров к условиям модернизации высшего профессионального образования.

У 1880

83. Управление человеческим капиталом технического вуза : модель профессиональной компетентности преподавателя / С. Н. Митяков [и др.] // Инновации. – 2013. – № 7 (177). – С. 86–91. – Библиогр.: 4 назв.

Поставлена проблема совершенствования управления человеческим капиталом в интересах инновационного развития общества. Предложена модель профессиональной компетентности преподавателя технического вуза, включающая семь основных групп компетенций: образовательные компетенции, профессионально-педагогические компетенции, компетенции в области научной деятельности, информационные компетенции, компетенции мобильности, общие компетенции, личностные компетенции.

У 3800

84. Федорова, А. В. Разработка модели интеграции вузов и малых инновационных предприятий / А. В. Федорова, И. И. Попова // Журн. правовых и экон. исслед. – 2013. – № 3. – С. 189–193. – Библиогр.: 14 назв.

Рассматривается понятие целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС) в качестве оптимальной модели интеграции вузов и предприятий. Прослеживается путь эволюционного становления и развития ЦИПС. Приводятся разработанные признаки инновационности ЦИПС и вводится понятие инновационной целевой подготовки в контексте сотрудничества с малыми инновационными предприятиями.

У 1559

85. Федорова, И. Ю. Механизм финансового обеспечения образовательных услуг в России / И. Ю. Федорова // Обозреватель = Observer. – 2013. – № 10 (285). – С. 71–86. – Библиогр.: 33 назв.

Автор даёт основные концептуальные подходы формирования и совершенствования механизма финансового обеспечения образовательных услуг в России с учётом адаптации трёх моделей финансирования и эффективности их использования в условиях перехода на финансирование, ориентированное на результат.

У 1880

86. Черникова , А. А. Подготовка инноваторов в вузах / А. А. Черникова , Л. В. Кожитов, В. Г. Косушкин, В. С. Верхович // Инновации. – 2013. – № 7 (177). – С. 74–85. – Библиогр.: 29 назв.

Инноваторы в вузах – это студенты старших курсов, выпускники вузов, аспиранты, научные сотрудники и преподаватели, способные генерировать идеи и доводить их до реализации. Рассмотрен положительный опыт вузов в подготовке инноваторов и создании команд для коммерциализации результатов интеллектуальной собственности. Выделено несколько стадий процесса создания новаций и трансформации их в инновации.

См. также № 22, 50, 51, 96, 112, 117, 118.

  
На главную