Менеджмент и маркетинг
У 1888
82. Балашов, А. П. Использование компьютерных технологий
как фактор повышения эффективности и качества высшего образования / А. П.
Балашов // Сиб. финансовая шк. – 2012. – № 5. – С. 114–117. – Библиогр.:
6 назв.
Рассматриваются отдельные аспекты модернизации образования с
использованием компьютерных технологий. Обосновываются предложения по
повышению качества подготовки выпускников на основе усиления значения
учебно-методических объединений вузов и расширения роли компьютерных
технологий в учебном процессе.
У 1888
83. Баранова, И. В. Методический подход к оценке уровня
развития компетенций профессорско-преподавательского состава и результаты его
практической реализации / И. В. Баранова, И. Б. Адова, М. М. Заика // Сиб.
финансовая шк. – 2012. – № 5. – С. 104–113. – Библиогр.: 12 назв.
На основе комплекса ролевых компетенций профессорско-преподавательского
состава вуза разработана методика оценки уровня развития компетенций как
элемент корпоративной системы управления компетенциями, базирующаяся на
профиле должности, словаре компетенций и других инструментах. Представлены
результаты апробации данной методики в практике Сибирской академии финансов и
банковского дела.
У 2804
84. Бардина, Н. Ю. Значение дополнительного образования
на современном рынке труда / Н. Ю. Бардина, А. А. Семенова // Экономика и
финансы. – 2012. – № 3/4 (195/196). – С. 51–54.
Сложившаяся система образования не всегда готова отвечать
требованиям, предъявляемым современным обществом. В связи с этим возникает
необходимость в гибкой трансформационно-коммуникативной образовательной среде,
которая ориентирована на обновление инфраструктуры производства товаров и
услуг. Образование, и в особенности дополнительное профессиональное
образование (ДПО), должно стать более гибким, более ориентированным на
потребителя. Определены задачи первостепенной важности для системы ДПО и
тенденции её дальнейшего развития.
У 4266
85. Валиев, Ш. З. Общественно-профессиональная
аккредитация образовательных программ вузов России: институциональные
противоречия и пути их преодоления / Ш. З. Валиев, С. В. Шендерова // Вестн.
Уфим. гос. акад. экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. Сер.
Экономика. – 2012. – № 1 (1). – С. 86–90. – Библиогр.: 26 назв.
Раскрываются основные институциональные противоречия
общественно-профессиональной аккредитации (ОПА) основных образовательных
программ (ООП) российских вузов. Во-первых, признание ООП
образовательно-профессиональным сообществом не сопровождается определением её
принадлежности к тому или иному циклу Европейской рамки квалификаций.
Во-вторых, отсутствует единое понимание ОПА как института среди представителей
различных профессиональных групп. В-третьих, ОПА в России не
институционализирует взаимодействие рынка образования и рынка труда. Предложен
перечень мероприятий по преодолению указанных противоречий.
Р 16
86. Васильев, Л. И. Особенности управления нелинейным
образовательным процессом в вузе / Л. И.
Васильев // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2012. – № 12. – С. 54–58.
– Библиогр.: 11 назв.
Рассмотрены тенденции изменения подходов к управлению
образовательным процессом в вузе, ведущие характеристики которого –
открытость, неравновесность, нелинейность. Показано, что преподавателям
следует переносить управляющие воздействия с субъектов образовательного
пространства на развитие отношений между ними, их взаимодействие, используя
синергетические закономерности.
Р 3565
87. Взаимодействие процессов системы менеджмента качества
образовательной организации / Г. А. Соседов [и др.] // Вопр. соврем. науки и
практики. Ун-т им. В. И. Вернадского. – 2011. – № 1 (37). – С. 238–246. –
Библиогр.: 5 назв.
Обсуждается аналогия между функционированием элементов
технических систем автоматического управления и выполнением макропроцессов
системы менеджмента качества. Рассматривается взаимодействие процессов "8.2
Мониторинг и измерение", "8.4 Анализ данных", "8.3 Управление
несоответствующей продукцией", "5.6 Анализ со стороны руководства" и "8.5
Улучшение" с другими процессами и подпроцессами СМК как в рамках оперативной
(тактической) работы, так и при осуществлении стратегической деятельности
образовательной организации.
У 2804
88. Давлатов, С. С. Модификация методики измерения
качества услуг SERVQUAL применительно к оценке деятельности высших учебных
заведений / С. С. Давлатов // Экономика и финансы. – 2012. – № 3/4 (195/196).
– С. 57–59. – Библиогр.: 6 назв.
Цель данной работы: модифицировать и эмпирически проверить
методику измерения качества услуг SERVQUAL применительно к оценке деятельности
высших учебных заведений. Также представлены результаты исследований с
использованием методологии SERVQUAL, проведенных в феврале-марте 2012 года.
Р 2923
89. Демкин, С. С. Об использовании облачного сервиса
управления проектами в системе образования Псковской области / С. С. Демкин,
А. С. Назаров // Информатика и образование. – 2012. – № 9. – С. 36–39.
Рассматриваются вопросы использования облачного сервиса
управления проектами в информатизации управления региональной системой
образования, а также перспективы развития этого сервиса и его применения в
образовательных учреждениях Псковской области.
У 3180
90. Калашникова, Е. А. Инструменты оценки инновационного
потенциала вуза / Е. А. Калашникова, О. Е. Зинина // Вестн. КрасГАУ. – 2012. –
Вып. 11. – С. 260–263. – Библиогр.: 5 назв.
Исследована сущность инновационного потенциала вуза, выявлены
основные составляющие, формирующие его сущность: кадровая, интеллектуальная,
образовательная и материально-техническая. Проанализированы методики оценки
инновационного потенциала, дающие возможность учесть специфику деятельности
вуза на рынке образовательных услуг.
У 4107
91. Киселёва, А. А. Маркетинговые исследования рынка
образовательных услуг в России / А. А. Киселёва, Л. Ф. Фархутдинова //
Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2012. – № 9/10. – С. 8–14. – Библиогр.:
7 назв.
Выявлены тенденции развития спроса и предложения на рынке
образовательных услуг России. Произведена оценка маркетинговой деятельности
вузов.
Д9-12/93276
92. Кригер, А. Б. Управление информационными системами :
учеб. пособие / А. Б. Кригер ; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента.
– Владивосток: Изд. дом Дальневост. федер. ун-та, 2012. – 257 с.: ил. –
Библиогр.: 33 назв. – ISBN 978-5-7444-2731-3.
Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения
курсов "Информационный менеджмент", "Управление жизненным циклом
информационных систем". Информационный менеджмент является новой прикладной
отраслью знания, возникшей на стыке различных направлений менеджмента и
информатики из задач практического применения информационных
технологий в разных отраслях деятельности.
Р 2923
93. Кузнецов, Л. А. Концепция информационной системы
поддержки процессов проектирования и реализации основных образовательных
программ ФГОС ВПО третьего поколения / Л. А. Кузнецов, А. С. Фарафонов //
Информатика и образование. – 2012. – № 9. – С. 94–100. – Библиогр.:
4 назв.
Представлена концепция системы управления процессами
проектирования и реализации образовательных программ, позволяющая естественным
образом учесть и увязать в единый комплекс требования ФГОС ВПО, рынка труда и
профессиональных стандартов. Предложена структура процесса проектирования
основных образовательных программ. Обеспечение подготовки формализуется в виде
объекта управления качеством образования,
которое обеспечивается всеми компонентами разработанной структуры.
У 3779
94. Куликова, Ю. П. Развитие инновационных структур :
расширение участия университетов в инновационных системах стран и регионов /
Ю. П. Куликова // Прикасп. журн.: упр. и высокие технологии. – 2012. –
№ 3 (19). – С. 162–166. – Библиогр.: 5 назв.
Вступление России в общее Европейское образовательное
пространство (Болонская декларация) требует унификации процессов обеспечения
и гарантии качества предоставляемых услуг в системе высшего образования.
Результатом данной унификации должна стать модернизированная система
российского высшего профессионального образования, имеющая
международно-признанный уровень качества. Рассмотрен процесс интеграции
образования, исследовательской деятельности и бизнеса в высшей школе.
Р 3390
95. Лопатухина, Т. А. Концептуальные идеи выбора
парадигмы образования в негосударственном экономическом вузе / Т. А.
Лопатухина, В. Н. Харченко // Вестн. Донского гос. техн. ун-та. – 2012. – № 4 (65).
– С. 116–120. – Библиогр.: 9 назв.
Обоснован выбор парадигмы организации образовательного процесса
в негосударственном экономическом вузе, который придает концептуальным идеям
гармонизации вузовского образования, лежащим в основе теоретического
построения, равновесный характер. Представлена авторская точка зрения о
возможности органичного вписывания требований базово-традиционной и
личностно-ориентированной (развивающей) парадигм в рамки компетентностной
парадигмы в соответствии с парадигмальной образовательной моделью.
Р 2923
96. Матвеев, Д. С. Переход к предоставлению
государственных (муниципальных) услуг в электронном виде в сфере образования
Псковской области / Д. С. Матвеев, А. В. Тупицын // Информатика и образование.
– 2012. – № 9. – С. 40–43.
Описываются подходы к созданию системы предоставления в
электронном виде услуг в системе образования Псковской области с
использованием созданных на базе свободного программного обеспечения
специальных peшений облачного сервиса управления проектами.
У 3210
97. Милова, Ю. Ю. Система высшего образования : основные
проблемы и перспективы инновационного пути развития / Ю. Ю. Милова // Вестн.
Иркут. гос. техн. унт-та. – 2012. – № 10 (69). – С. 366–369. – Библиогр.:
2 назв.
Представлена количественная динамика российских вузов, в том
числе частных и государственных. Приведена сравнительная характеристика
численности студентов в зарубежных странах, а также соотношение вузов России
по количеству студентов. Затронута проблема оплаты труда
профессорско-преподавательского состава в разных странах. Даны общие
рекомендации по решению рассматриваемых проблем.
Р 3656
98. Михейкина, Л. А. Стратегическое управление вузом,
направленное на обеспечение устойчивой международной конкурентоспособности /
Л. А. Михейкина // Теорет. и приклад. вопр. экономики и сферы услуг. –
2012. – № 9. – С. 89–95. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматривается концепция стратегического управления вузом на
основе теории заинтересованных сторон или стейкхолдерской теории фирмы.
У 3642
99. Нгян Лек Чо. Библиотеки будущего. Чего хотят
наши пользователи : взгляд Национального библиотечного совета (NLB) Сингапура
на библиотеку будущего / Нгян Лек Чо, Чан Пин Вах // Новости Междунар.
федерации библ. ассоц. и учреждений. – 2012. – № 5 (98). – С. 36–42.
Предпринята попытка нарисовать картину того, что было бы
идеальной библиотекой глазами сингапурского пользователя в 2020 году. Дан
прогноз возможных изменений в предоставлении информации пользователям с учётом
новых каналов и новых обстоятельств, где библиотеки смогут играть полезную
роль в жизни пользователей.
У 1888
100. Никифорова, Л. Е. Концептуальный подход к разработке
инновационной стратегии вуза в системе стратегического партнерства / Л. Е.
Никифорова, С. Б. Канапинов // Сиб. финансовая шк. – 2012. – № 5. –
С. 97–104. – Библиогр.: 7 назв.
На основе модели сетевых эффектов знаний с учетом роли высшей
школы в обеспечении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и
формировании национальной инновационной системы представлена трактовка понятия
"инновационная стратегия вуза", определены ее цели, принципы, подсистемы,
описан процесс ее разработки и реализации, базирующийся на развитии системы
стратегического партнерства как существенного
условия создания ключевых компетенций и устойчивых конкурентных преимуществ
вуза.
Р 16
101. Резник, С. Д. Эффективность деятельности
руководителей образовательных учреждений / С. Д. Резник, Е. Р. Емельянова //
Alma mater : вестн. высш. шк. – 2012. – № 12. – С. 58–61.
Рассмотрены условия, способствующие развитию управленческого
потенциала руководителя образовательного учреждения. Проведен анализ элементов
этого потенциала, выявлено, какие из условий сформированы на недостаточном
уровне, что снижает эффективность управленческой деятельности, а какие
присутствуют, способствуя профессиональному самосовершенствованию и
самореализации личности.
У 1967
102. Рямов, Р. Ф. Оценка качества образования –
инструмент воздействия на развитие системы
образования / Р. Ф. Рямов // Вестн. Башк. ун-та. – 2012. – Т. 17, № 3.
– С. 1423–1425. – Библиогр.: 7 назв.
Качество образования – многофакторное понятие, включающее в
себя: качество образовательного процесса; качество достижений обучающихся и
педагогов; качество потенциала, а именно: материально-технической базы,
программ, учебно-методических комплексов, информационно-методической
базы, кадрового состава. Важным методологическим вопросом оценки качества
образования является вопрос о целях, показателях и критериях оценки, от
решения которого во многом зависит вопрос о системе сравнения и системе
оценки. Указывается, что объективная оценка результатов образовательных
процессов – непременное условие эффективности функционирования и развития
системы управления на всех уровнях.
Р 3283
103. Соболева, Э. Ю. Проекты в сфере образовательного
аудита : требования к экспертам / Э. Ю. Соболева // Менеджмент в России и за
рубежом. – 2012. – № 6. – С. 59–67. – Библиогр.: 8 назв.
Речь идёт о процедуре отбора
экспертов образовательной сферы. Сформулированы
требования к их квалификации. На примере Агентства по общественному контролю
качества образования и развитию карьеры (АККОРК) показана программа обучения
экспертов и организация их работы.
У 1888
104. Стрельцова, Н. Т. Формирование корпоративной системы
управления знаниями и компетенциями на основе взаимодействия организации
со стейкхолдерами / Н. Т. Стрельцова, М.
М. Заика // Сиб. финансовая шк. – 2012. – № 5. – С. 65–73. –
Библиогр.: 18 назв.
На основе интеграции концепций когнитивной школы, школ обучения
и культуры, представленных в теории стратегического управления, описан
методологический подход к формированию корпоративной системы управления
знаниями и компетенциями. Рассмотрены свойства и основные характеристики,
выделены функции управления знаниями в организации с учетом интересов
стейкхолдеров, конкретизирована модель корпоративной системы управления
компетенциями.
У 4266
105. Тарабрин, О. А. Применение патентно-информационного
метода к определению приоритетных направлений инновационного развития вуза /
О. А. Тарабрин, Е. Б. Михайлова // Вестн. Уфим. гос. акад. экономики
и сервиса. Наука. Образование. Экономика. Сер. Экономика. – 2012. –
№ 1 (1). – С. 96–100. – Библиогр.: 3 назв.
В связи с
многофункциональностью вуза предлагается структура, позволяющая сократить
нагрузку на профессорско-преподавательский состав в результате снижения его
участия в рыночных отношениях, сконцентрировать интеллектуальный потенциал
вуза в научной и образовательной среде и использовать патентно-информационный
метод, который позволяет обосновать выбор приоритетных направлений
инновационной деятельности в вузе.
У 3581
106. Трайнев, И. В. Теоретические аспекты перестройки
управления образованием в ускоренном развитии информационного общества XXI
века / И. В. Трайнев // Информ. и телекоммуникац. технологии. – 2012. – № 16.
– С. 129–133. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются теоретические аспекты преобразования системы
управления образованием в условиях развития информационного общества. Даны
критерии и обоснованы закономерности, принципы, характеризующие процесс
преобразования управления образованием в условиях информатизации и отвечающие
требованиям ускоренного развития и построения информационного общества в XXI
веке.
Р 2923
107. Хлебунова, С. Ф. Модернизация системы повышения
квалификации как инновационный ресурс повышения качества регионального
образования / С. Ф. Хлебунова // Информатика и образование. – 2012. – № 7. –
С. 6–13. – Библиогр.: 3 назв.
Содержание современного этапа развития российского образования
представляет собой системный, интегративный процесс модернизации, направленный
на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего
требованиям инновационного социально-ориентированного развития нашего
государства. В этом ключе Федеральная целевая программа развития образования
на 2011 – 2015 годы (ФЦПРО) определяет приоритетные задачи и направления
дальнейшей модернизации образования как института социального развития. Одним
из эффективных механизмов развития образования, осуществляемых в рамках ФЦПРО,
является выделение федеральной субсидии на поддержку региональных программ
развития образования. В рамках субсидии основные средства направляются на
организацию на базе Ростовского института повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования стажировочной площадки,
главная задача которой состоит в анализе и систематизации региональной
инновационной практики, распространении инновационных моделей средствами
проведения курсов, научно-методической и организационно-методической работы в
условиях региональной системы повышения квалификации. Осуществляемая в рамках
этого проекта модернизация региональной системы повышения квалификации,
основанная на использовании информационных технологий, приобретает значение
эффективного инновационного ресурса повышения качества регионального
образования.
Д9-12/91823
108. Швецова, Г. Н. Региональная образовательная система
: управление, финансы, право, инновации: монография / Г. Н. Швецова, Н. М.
Швецов. – Йошкар-Ола, 2012. – 388 с. – Библиогр.: 358 назв. – ISBN
978-5-91716-187-7.
Рассмотрены вопросы совершенствования управления региональной
образовательной системой, методология программно-целевого подхода,
обеспечивающего формирование и развитие открытого, саморазвивающегося
образовательного пространства, его моделирование по обоснованным с точки
зрения развития социальных процессов параметрам на примере системы общего
образования Республики Марий Эл.
У 2914
109. Шевченко, Т. А. Инновационный маркетинг в условиях
местного самоуправления / Т. А. Шевченко // Справ. рук. учреждения культуры. –
2012. – № 12. – С. 40–53.
Освещается опыт работы Нерюнгинской городской библиотеки
(республика Саха, Якутия). Стратегия развития библиотеки направлена на то,
чтобы эффективно вписаться в городскую социальную среду, оставаясь необходимым
институтом трансляции культурных ценностей. За основу маркетинговой стратегии
развития библиотеки взята активная стратегия проникновения на рынок
социокультурных услуг с модифицированными продуктами и услугами. Основой
ассортиментной стратегии развития стала диверсификация – развитие новых
направлений профильной и сопредельных видов деятельности. Выделены сегменты
рынка, на которые может быть направлена библиотечная деятельность. Описаны
этапы и ход реализации проекта.
Р 3485
110. Якушев, А. Н. Открытые мероприятия как инструмент
маркетинговых исследований рынка учебной литературы для вузов / А. Н. Якушев
// Вестн. МГУП. – 2012. – № 6. – С. 161–165. – Библиогр.: 4 назв.
Открытые мероприятия, такие как книжные ярмарки, выставки,
форумы для профессионалов книжного дела, российские образовательные форумы и
другие, являются исключительно важным маркетинговым инструментом изучения
современного рынка учебной книги, особенно его качественных характеристик, как
для издателя, так и для книготорговца.
См. также № 38, 61, 117, 131.
|