Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

У 1888

82. Балашов, А. П. Использование компьютерных технологий как фактор повышения эффективности и качества высшего образования / А. П. Балашов // Сиб. финансовая шк. – 2012. – № 5. –  С. 114–117. – Библиогр.:
6 назв.

Рассматриваются отдельные аспекты модернизации образования с использованием компьютерных технологий. Обосновываются предложения по повышению качества подготовки выпускников на основе усиления значения учебно-методических объединений вузов и расширения роли компьютерных технологий в учебном процессе.

У 1888

83. Баранова, И. В. Методический подход к оценке уровня развития компетенций профессорско-преподавательского состава и результаты его практической реализации / И. В. Баранова, И. Б. Адова, М. М. Заика // Сиб. финансовая шк. – 2012. – № 5. –  С. 104–113. – Библиогр.: 12 назв.

На основе комплекса ролевых компетенций профессорско-препода­вательского состава вуза разработана методика оценки уровня развития компетенций как элемент корпоративной системы управления компетенциями, базирующаяся на профиле должности, словаре компетенций и других инструментах. Представлены результаты апробации данной методики в практике Сибирской академии финансов и банковского дела.

У 2804

84. Бардина, Н. Ю. Значение дополнительного образования на современном рынке труда / Н. Ю. Бардина, А. А. Семенова // Экономика и финансы. – 2012. – № 3/4 (195/196). –  С. 51–54.

Сложившаяся система образования не всегда готова отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом. В связи с этим возникает необходимость в гибкой трансформационно-коммуникативной образовательной среде, которая ориентирована на обновление инфраструктуры производства товаров и услуг. Образование, и в особенности дополнительное профессиональное образование (ДПО), должно стать более гибким, более ориентированным на потребителя. Определены задачи первостепенной важности для системы ДПО  и тенденции её дальнейшего развития.

У 4266

85. Валиев, Ш. З. Общественно-профессиональная аккредитация образовательных программ вузов России: институциональные противоречия и пути их преодоления / Ш. З. Валиев, С. В. Шендерова // Вестн. Уфим. гос. акад. экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. Сер. Экономика. – 2012. – № 1 (1). –  С. 86–90. – Библиогр.: 26 назв.

Раскрываются основные институциональные противоречия общественно-профессиональной аккредитации (ОПА) основных образовательных программ (ООП) российских вузов. Во-первых, признание ООП образовательно-профессиональным сообществом не сопровождается определением её принадлежности к тому или иному циклу Европейской рамки квалификаций. Во-вторых, отсутствует единое понимание ОПА как института среди представителей различных профессиональных групп. В-третьих, ОПА в России не институционализирует взаимодействие рынка образования и рынка труда. Предложен перечень мероприятий по преодолению указанных противоречий.

Р 16

86. Васильев, Л. И. Особенности управления нелинейным образовательным процессом в вузе / Л. И. Васильев // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2012. – № 12. –  С. 54–58. – Библиогр.: 11 назв.

Рассмотрены тенденции изменения подходов к управлению образовательным процессом в вузе, ведущие характеристики которого – открытость, неравновесность, нелинейность. Показано, что преподавателям следует переносить управляющие воздействия с субъектов образовательного пространства на развитие отношений между ними, их взаимодействие, используя синергетические закономерности.

Р 3565

87. Взаимодействие процессов системы менеджмента качества образовательной организации / Г. А. Соседов [и др.] // Вопр. соврем. науки и практики. Ун-т им. В. И. Вернадского. – 2011. – № 1 (37). –  С. 238–246. – Библиогр.: 5 назв.

Обсуждается аналогия между функционированием элементов технических систем автоматического управления и выполнением макропроцессов системы менеджмента качества. Рассматривается взаимодействие процессов "8.2 Мониторинг и измерение", "8.4 Анализ данных", "8.3 Управление несоответствующей продукцией", "5.6 Анализ со стороны руководства" и "8.5 Улучшение" с другими процессами и подпроцессами СМК как в рамках оперативной (тактической) работы, так и при осуществлении стратегической деятельности образовательной организации.

У 2804

88. Давлатов, С. С. Модификация методики измерения качества услуг SERVQUAL применительно к оценке деятельности высших учебных заведений / С. С. Давлатов // Экономика и финансы. – 2012. – № 3/4 (195/196). –  С. 57–59. – Библиогр.: 6 назв.

Цель данной работы: модифицировать и эмпирически проверить методику измерения качества услуг SERVQUAL применительно к оценке деятельности высших учебных заведений. Также представлены результаты исследований с использованием методологии SERVQUAL, проведенных в феврале-марте 2012 года. 

Р 2923

89. Демкин, С. С. Об использовании облачного сервиса управления проектами в системе образования Псковской области / С. С. Демкин,
А. С. Назаров // Информатика и образование. – 2012. – № 9. –  С. 36–39.

Рассматриваются вопросы использования облачного сервиса управления проектами в информатизации управления региональной системой образования, а также перспективы развития этого сервиса и его применения в образовательных учреждениях Псковской области.

У 3180

90. Калашникова, Е. А. Инструменты оценки инновационного потенциала вуза / Е. А. Калашникова, О. Е. Зинина // Вестн. КрасГАУ. – 2012. – Вып. 11. –  С. 260–263. – Библиогр.: 5 назв.

Исследована сущность инновационного потенциала вуза, выявлены основные составляющие, формирующие его сущность: кадровая, интеллектуальная, образовательная и материально-техническая. Проанализированы методики оценки инновационного потенциала, дающие возможность учесть специфику деятельности вуза на рынке образовательных услуг.

У 4107

91. Киселёва, А. А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России / А. А. Киселёва, Л. Ф. Фархутдинова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2012. – № 9/10. –  С. 8–14. – Библиогр.: 7 назв.

Выявлены тенденции развития спроса и предложения на рынке образовательных услуг России. Произведена оценка маркетинговой деятельности вузов.

Д9-12/93276

92. Кригер, А. Б. Управление информационными системами : учеб. пособие / А. Б. Кригер ; Дальневост. федер. ун-т, Шк. экономики и менеджмента. – Владивосток: Изд. дом Дальневост. федер. ун-та, 2012. – 257 с.: ил. – Библиогр.: 33 назв. –  ISBN 978-5-7444-2731-3.

Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения курсов "Информационный менеджмент", "Управление жизненным циклом информационных систем". Информационный менеджмент является новой прикладной отраслью знания, возникшей на стыке различных направлений менеджмента и информатики из задач практического применения информа­ционных технологий в разных отраслях деятельности.

Р 2923

93. Кузнецов, Л. А. Концепция информационной системы поддержки процессов проектирования и реализации основных образовательных программ ФГОС ВПО третьего поколения / Л. А. Кузнецов, А. С. Фарафонов // Информатика и образование. – 2012. – № 9. –  С. 94–100. – Библиогр.:
4 назв.

Представлена концепция системы управления процессами проектирования и реализации образовательных программ, позволяющая естественным образом учесть и увязать в единый комплекс требования ФГОС ВПО, рынка труда и профессиональных стандартов. Предложена структура процесса проектирования основных образовательных программ. Обеспечение подготовки формализуется в виде объекта управления качеством образования, которое обеспечивается всеми компонентами разработанной структуры.

У 3779

94. Куликова, Ю. П. Развитие инновационных структур : расширение участия университетов в инновационных системах стран и регионов /
Ю. П. Куликова // Прикасп. журн.: упр. и высокие технологии. – 2012. –
№ 3 (19). –  С. 162–166. – Библиогр.: 5 назв.

Вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонская  декларация) требует унификации процессов обеспечения и гарантии качества предоставляемых услуг в системе высшего образования. Результатом данной унификации должна стать модернизированная система российского высшего профессионального образования, имеющая международно-признанный уровень качества. Рассмотрен процесс интеграции образования, исследовательской деятельности и бизнеса в высшей школе.

Р 3390

95. Лопатухина, Т. А. Концептуальные идеи выбора парадигмы образования в негосударственном экономическом вузе / Т. А. Лопатухина,
В. Н. Харченко // Вестн. Донского гос. техн. ун-та. – 2012. – № 4 (65). – 
С. 116–120. – Библиогр.: 9 назв.

Обоснован выбор парадигмы организации образовательного процесса в негосударственном экономическом вузе, который придает концептуальным идеям гармонизации вузовского образования, лежащим в основе теоретического построения, равновесный характер. Представлена авторская точка зрения о возможности органичного вписывания требований базово-традиционной и личностно-ориентированной (развивающей) парадигм в рамки компетентностной парадигмы в соответствии с парадигмальной образовательной моделью.

Р 2923

96. Матвеев, Д. С. Переход к предоставлению государственных (муниципальных) услуг в электронном виде в сфере образования Псковской области / Д. С. Матвеев, А. В. Тупицын // Информатика и образование. – 2012. – № 9. –  С. 40–43.

Описываются подходы к созданию системы предоставления в электронном виде услуг в системе образования Псковской области с использованием созданных на базе свободного программного обеспечения специальных peшений облачного сервиса управления проектами.

У 3210

97. Милова, Ю. Ю. Система высшего образования : основные проблемы и перспективы инновационного пути развития / Ю. Ю. Милова // Вестн. Иркут. гос. техн. унт-та. – 2012. – № 10 (69). –  С. 366–369. – Библиогр.:
2 назв.

Представлена количественная динамика российских вузов, в том числе частных и государственных. Приведена сравнительная характеристика численности студентов в зарубежных странах, а также соотношение вузов России по количеству студентов. Затронута проблема оплаты труда профессорско-преподавательского состава в разных странах. Даны общие рекомендации по решению рассматриваемых проблем.

Р 3656

98. Михейкина, Л. А. Стратегическое управление вузом, направленное на обеспечение устойчивой международной конкурентоспособности /
Л. А. Михейкина // Теорет. и приклад. вопр. экономики и сферы услуг. – 2012. – № 9. –  С. 89–95. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматривается концепция стратегического управления вузом на основе теории заинтересованных сторон или стейкхолдерской теории фирмы.

У 3642

99. Нгян Лек Чо.        Библиотеки будущего. Чего хотят наши пользователи : взгляд Национального библиотечного совета (NLB) Сингапура на библиотеку будущего / Нгян Лек Чо, Чан Пин Вах // Новости Междунар. федерации библ. ассоц. и учреждений. – 2012. – № 5 (98). –  С. 36–42.

Предпринята попытка нарисовать картину того, что было бы идеальной библиотекой глазами сингапурского пользователя в 2020 году. Дан прогноз возможных изменений в предоставлении информации пользователям с учётом новых каналов и новых обстоятельств, где библиотеки смогут играть полезную роль в жизни пользователей.

У 1888

100. Никифорова, Л. Е. Концептуальный подход к разработке инновационной стратегии вуза в системе стратегического партнерства / Л. Е. Никифорова, С. Б. Канапинов // Сиб. финансовая шк. – 2012. – № 5. – 
С. 97–104. – Библиогр.: 7 назв.

На основе модели сетевых эффектов знаний с учетом роли высшей школы в обеспечении конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и формировании национальной инновационной системы представлена трактовка понятия "инновационная стратегия вуза", определены ее цели, принципы, подсистемы, описан процесс ее разработки и реализации, базирующийся на развитии системы стратегического партнерства как сущест­венного условия создания ключевых компетенций и устойчивых конкурентных преимуществ вуза.

Р 16

101. Резник, С. Д. Эффективность деятельности руководителей образовательных учреждений / С. Д. Резник, Е. Р. Емельянова // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2012. – № 12. –  С. 58–61.

Рассмотрены условия, способствующие развитию управленческого потенциала руководителя образовательного учреждения. Проведен анализ элементов этого потенциала, выявлено, какие из условий сформированы на недостаточном уровне, что снижает эффективность управленческой деятельности, а какие присутствуют, способствуя профессиональному самосовершенствованию и самореализации личности.

У 1967

102. Рямов, Р. Ф. Оценка качества образования – инструмент воздействия на развитие системы образования / Р. Ф. Рямов // Вестн. Башк. ун-та. – 2012. – Т. 17, № 3. –  С. 1423–1425. – Библиогр.: 7 назв.

Качество образования – многофакторное понятие, включающее в себя: качество образовательного процесса; качество достижений обучающихся и педагогов; качество потенциала, а именно: материально-технической базы, программ, учебно-методических комплексов, информационно-методи­ческой базы, кадрового состава. Важным методологическим вопросом оценки качества образования является вопрос о целях, показателях и критериях оценки, от решения которого во многом зависит вопрос о системе сравнения и системе оценки. Указывается, что объективная оценка результатов образовательных процессов – непременное условие эффективности функционирования и развития системы управления на всех уровнях.

Р 3283

103. Соболева, Э. Ю. Проекты в сфере образовательного аудита : требования к экспертам / Э. Ю. Соболева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – № 6. –  С. 59–67. – Библиогр.: 8 назв.

Речь идёт о процедуре отбора экспертов образовательной сферы. Сфор­мулированы требования к их квалификации. На примере Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) показана программа обучения экспертов и организация их работы.

У 1888

104. Стрельцова, Н. Т. Формирование корпоративной системы управления знаниями и компетенциями на основе взаимодействия организации со стейкхолдерами / Н. Т. Стрельцова, М. М. Заика // Сиб. финансовая шк. – 2012. – № 5. –  С. 65–73. – Библиогр.: 18 назв.

На основе интеграции концепций когнитивной школы, школ обучения и культуры, представленных в теории стратегического управления, описан методологический подход к формированию корпоративной системы управления знаниями и компетенциями. Рассмотрены свойства и основные характеристики, выделены функции управления знаниями в организации с учетом интересов стейкхолдеров, конкретизирована модель корпоративной системы управления компетенциями.

У 4266

105. Тарабрин, О. А. Применение патентно-информационного метода к определению приоритетных направлений инновационного развития вуза / О. А. Тарабрин, Е. Б. Михайлова // Вестн. Уфим. гос. акад. экономики
и сервиса. Наука. Образование. Экономика. Сер. Экономика. – 2012. –
№ 1 (1). –  С. 96–100. – Библиогр.: 3 назв.

В связи с многофункциональностью вуза предлагается структура, позволяющая сократить нагрузку на профессорско-преподавательский состав в результате снижения его участия в рыночных отношениях, сконцентрировать интеллектуальный потенциал вуза в научной и образовательной среде и использовать патентно-информационный метод, который позволяет обосновать выбор приоритетных направлений инновационной деятельности в вузе.

У 3581

106. Трайнев, И. В. Теоретические аспекты перестройки управления образованием в ускоренном развитии информационного общества XXI века / И. В. Трайнев // Информ. и телекоммуникац. технологии. – 2012. – № 16. –  С. 129–133. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются теоретические аспекты преобразования системы управления образованием в условиях развития информационного общества. Даны критерии и обоснованы закономерности, принципы, характеризующие процесс преобразования управления образованием в условиях информатизации и отвечающие требованиям ускоренного развития и построения информационного общества в XXI веке.

Р 2923

107. Хлебунова, С. Ф. Модернизация системы повышения квалификации как инновационный ресурс повышения качества регионального образования / С. Ф. Хлебунова // Информатика и образование. – 2012. – № 7. –  С. 6–13. – Библиогр.: 3 назв.

Содержание современного этапа развития российского образования представляет собой системный, интегративный процесс модернизации, направленный на обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-ориентированного развития нашего государства. В этом ключе Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы (ФЦПРО) определяет приоритетные задачи и направления дальнейшей модернизации образования как института социального развития. Одним из эффективных механизмов развития образования, осуществляемых в рамках ФЦПРО, является выделение федеральной субсидии на поддержку региональных программ развития образования. В рамках субсидии основные средства направляются на организацию на базе Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования стажировочной площадки, главная задача которой состоит в анализе и систематизации региональной инновационной практики, распространении инновационных моделей средствами проведения курсов, научно-методической и организационно-методической работы в условиях региональной системы повышения квалификации. Осуществляемая в рамках этого проекта модернизация региональной системы повышения квалификации, основанная на использовании информационных технологий, приобретает значение эффективного инновационного ресурса повышения качества регионального образования.

Д9-12/91823

108. Швецова, Г. Н. Региональная образовательная система : управление, финансы, право, инновации:  монография / Г. Н. Швецова, Н. М. Швецов. – Йошкар-Ола, 2012. – 388 с. – Библиогр.: 358 назв. –  ISBN 978-5-91716-187-7.

Рассмотрены вопросы совершенствования управления региональной образовательной системой, методология программно-целевого подхода, обеспечивающего формирование и развитие открытого, саморазвивающегося образовательного пространства, его моделирование по обоснованным с точки зрения развития социальных процессов параметрам на примере системы общего образования Республики Марий Эл.

У 2914

109. Шевченко, Т. А. Инновационный маркетинг в условиях местного самоуправления / Т. А. Шевченко // Справ. рук. учреждения культуры. – 2012. – № 12. –  С. 40–53.

Освещается опыт работы Нерюнгинской городской библиотеки (республика Саха, Якутия). Стратегия развития библиотеки направлена на то, чтобы эффективно вписаться в городскую социальную среду, оставаясь необходимым институтом трансляции культурных ценностей. За основу маркетинговой стратегии развития библиотеки взята активная стратегия проникновения на рынок социокультурных услуг с модифицированными продуктами и услугами. Основой ассортиментной стратегии развития стала диверсификация – развитие новых направлений профильной и сопредельных видов деятельности. Выделены сегменты рынка, на которые может быть направлена библиотечная деятельность. Описаны этапы и ход реализации проекта.

Р 3485

110. Якушев, А. Н. Открытые мероприятия как инструмент маркетинговых исследований рынка учебной литературы для вузов / А. Н. Якушев // Вестн. МГУП. – 2012. – № 6. –  С. 161–165. – Библиогр.: 4 назв.

Открытые мероприятия, такие как книжные ярмарки, выставки, форумы для профессионалов книжного дела, российские образовательные форумы и другие, являются исключительно важным маркетинговым инструментом изучения современного рынка учебной книги, особенно его качественных характеристик, как для издателя, так и для книготорговца.

См. также № 38, 61, 117, 131.

  
На главную