Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Информационно-коммуникационные технологии
и техника

Р 609

27. Ануфриева, Н. Ю. Оценивание результативности работы центра информационного обслуживания / Н. Ю. Ануфриева, Р. В. Мещеряков,
Г. А. Шевцова // Приборостроение. – 2012. – Т. 55, № 11. –  С. 63–66. – Библиогр.: 4 назв.

Представлена современная постановка задачи оценивания качества работы центра информационного обслуживания, использующего систему электронного документооборота, которая предназначена для поддержки лиц, принимающих решения.

У 1155

28. Белоногов, Г. Г. Проблемы автоматической смысловой обработки текстовой информации / Г. Г. Белоногов, Р. С. Гиляревский, А. А. Хорошилов // НТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. – 2012. – № 11. –
С. 31–38. – Библиогр.: 16 назв.

Рассматриваются основные проблемы автоматической смысловой обработки текстовой информации. Утверждается, что главным условием успеха при решении этих проблем являются правильные представления о семантико-синтаксической структуре текстов и опора на исторически сло­жившееся фразеологическое богатство естественных языков.

Р 2764

29. Болл, Р. Научная коммуникация будущего : от книжной информации до решения проблем / Р. Болл // Междунар. форум по информ. – 2012. – Т. 37, № 4. –  С. 6–9. – Библиогр.: 13 назв.

Пока ученые обсуждают научные проблемы и общаются друг с другом, научная коммуникация составляет существенную часть научной деятельности. Пятнадцать лет прошло с момента революции цифровой информации, которая теперь доступна для научной коммуникации. Произошел переход парадигмы от печатной и устной традиции к новой цифровой, электронной научной коммуникации. В будущем традиционную печатную книжную информацию в научной коммуникации заменят порталы решения проблем с помощью всех электронных и цифровых средств.

У 3779

30. Брумштейн, Ю. М. ИКТ-компетентность регионального вуза : системный анализ влияющих факторов и подходов к оценкам / Ю. М. Брумштейн, А. Б. Кузьмина // Прикасп. журн.: упр. и высокие технологии. – 2012. – № 3 (19). –  С. 153–162. – Библиогр.: 7 назв.

Подчеркнута роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности региональных вузов (РВ). Предложено определение для ИКТ компетентности (ИКТК) РВ, отражающее специфику их деятельности. Исследованы некоторые особенности информационного обеспечения и методов оценивания ИКТК РВ с позиции различных групп лиц: абитуриентов, студентов, аспирантов, докторантов, сотрудников вузов, работодателей, рекрутинговых фирм, центров занятости, органов регионального управления. Проанализированы направления влияния ИКТК на конкурентоспособность РВ. Рассмотрены методы перехода от абсолютных показателей ИКТК к относительным, а также совместное применение показателей этих двух типов. Предложено разделение факторов, влияющих на ИКТК и соответствующих показателей на такие группы: основные объекты интеллектуальной собственности в сфере ИКТ и их коммерциализация; фактические научные достижения РВ в сфере ИКТ; научно-инновационные достижения; научная и научно-инновационная активность РВ; учебная и учебно-методическая деятельность РВ в сфере ИКТ; административно-управленческая деятельность, обеспечение физической и информационной безопасности РВ; количества студентов, участвующих в спортивных соревнованиях ИКТ-нап­равления, в конкурсах студенческих работ, a также получаемые при этом результаты; информационная и информационно-рекламная деятельность РВ; аппаратно-технические средства ИКТ; телекоммуникационные средства; программные средства; ИКТК сотрудников, аспирантов, студентов; оценки ИКТК РВ с позиций конечных работодателей, некоторых других типов внешних организаций. Для каждой из групп подробно рассмотрен состав факторов и источники получения соответствующей информации. Показано, что для интегральных показателей ИКТК РВ пока нет унифицированных методов оценки.

Р 2923

31. Васина, О. С. Создание и использование профессиональной педагогической медиатеки средствами пакета свободного программного обеспечения Greenstone / О. С. Васина // Информатика и образование. – 2012. – № 8. –  С. 37–39.

Наличие общей профессиональной медиатеки позволяет: создавать коллекции электронных документов; сохранять материалы различных форматов в одной медиаколлекции; осуществлять полнотекстовый поиск среди медиаматериалов, a также поиск и просмотр документов по заданным полям; публиковать информацию в Интернете или в локальной сети учреждения; создавать коллекции медиаресурсов и записывать их на компакт-диски. Рассмотрен опыт создания такой медиатеки. Основной целью работы явилось упорядочение медиаматериалов различных форматов, имеющихся в Информационно-диагностическом (методическом) центре, и предоставление доступа к этим материалам педагогам города.

У 2361

32. Гисматуллина, Э. Ф. Формирование информационно-коммуника­тивной компетентности как условие эффективности профессиональной деятельности специалиста по автоматизации / Э. Ф. Гисматуллина // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2012. – Т.15, № 16. –  С. 294–296. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматривается проблема формирования информационно-компьютер­ной готовности студентов технических специальностей к профессиональной деятельности, её современное состояние и актуальность в условиях становления информационного общества. Предлагается способ решения проблемы путём использования в учебном процессе программного обеспечения и формирования базовой готовности на занятиях.

Р 2923

33. Еремин, С. В. Специфика задачи управления гетерогенными IP-се­тями в образовательных облачных средах / С. В. Еремин, В. В. Куклин // Информатика и образование. – 2012. – № 9. –  С. 69–71. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматривается использование ІР-сетей в облачной инфраструктуре системы образования и, в частности, применение ІР-сетей в рамках региональной образовательной информационной сети Псковской области. Уделяется внимание проблематике управления ІР-сетями. Рассматривается проблематика централизованного управления ІР-сетями как сложными системами и основные направления исследования в рамках задачи оптимизации и автоматизации управления гетерогенными ІР-сетями.

Р 2923

34. Иванов, Р. Н. Подходы к разработке на базе СПО облачного сервиса хранения реляционных данных для учреждений образования / Р. Н. Иванов // Информатика и образование. – 2012. – № 9. –  С. 65–68. – Библиогр.: 2 назв.

Образовательные учреждения являются активными потребителями телекоммуникационных услуг и используют широкий спектр различного программного обеспечения. Большая часть ПО приобретается учреждениями образования по специальным академическим программам, предусматривающим существенные скидки. Тем не менее получаемые в результате лицензии и порядок использования ПО не отличаются от классической схемы использования коммерческого ПО. Рассматривается сравнительно новая модель продаж приложения в качестве сервиса. Описываются подходы к созданию на базе свободного программного обеспечения (СПО), построенного на основе реляционных СУБД облачного сервиса хранения данных образовательных учреждений – пользователей SaaS-приложений. 

Р 2227

35. Корниенко, В. А. Эффективность использования персональных инновационных коммуникативных каналов общения в профессиональной деятельности / В. А. Корниенко // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 12. –
С. 33–38. – Библиогр.: 24 назв.

Рассмотрены современные коммуникативные каналы, с помощью которых осуществляется общение в научной среде. Проанализированы результаты исследований, проведённых в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского.

У 3581

36. Лунева, С. Ю. Семантические модели как средство управления процессом обучения прикладным математическим дисциплинам / С. Ю. Лунева // Информ. и телекоммуникац. технологии. – 2012. – № 16. –  С. 58–71. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматриваются вопросы описания предметных областей с помощью семантических моделей на базе фреймов для создания интеллектуальных обучающих тренажеров по дисциплинам прикладной математики.

Р 2923

37. Рабинович, П. Д. Модель информационно-образовательной среды современного образовательного учреждения / П. Д. Рабинович // Информатика и образование. – 2012. – № 10. –  С. 104–113. – Библиогр.: 21 назв.

Развивается разработанная концепция "Техносфера образовательного учреждения". Техносфера представляется как совокупность образовательного контента, нормативного и методического обеспечения, ресурсов и технологий, кадрового обеспечения, а также коммуникаций и общественных отношений. Выделяется множество основных категорий пользователей Техносферы, приводится система требований для ее последующей разработки и внедрения: педагогические, функциональные, к эргономике и технической эстетике, к надежности и техническому обслуживанию, к защите информации, к сохранности информации, к численности и квалификации персонала, к документированию. Описывается иерархическая архитектура Техносферы. Основное внимание сосредоточено на информационно-образовательной среде как одном из ключевых компонентов Техносферы. Информационно-образовательная среда рассматривается как система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуни­кационных технологий. Приводится и описывается иерархическая архи­тектура информационно-образовательной среды. Формулируются насле­дуемые от Техносферы, но имеющие свои особенности основные категории пользователей, система предъявляемых требований, группы функциональных возможностей. Уделяется внимание образовательному контенту в традиционной и электронной формах, а также системе коммуникаций образовательного учреждения, возможности интеграции в муниципальное (региональное) федеральное информационно-образовательное пространство. Отмечается, что приведенные в настоящей работе универсальные модель и структура требований к информационно-образовательной среде позволяют создавать уникальные (адаптированные) решения для конкретных образовательных учреждений в целях формирования условий и обеспечения возможностей для реализации их образовательных программ.

У 3386

38. Сергеева, Н. А. Стратегия тестирования информационных систем управления вузом на основе документов с теговой разметкой / Н. А. Сергеева // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 3. –  С. 31–37. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается организация процесса автоматизированного тестирования информационных систем управления вузом. В основе технической части процесса лежит работа с документами, имеющими теговую разметку. Предложенная методика рассмотрена на примере тестирования автоматизированной информационной системы "Абитуриент" в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова.

Р 3565

39. Трубин, Г. А. Информационные технологии как средство социальной мобильности в системе ДПО (социологический аспект) / Г. А. Трубин // Вопр. соврем. науки и практики. Ун-т им. В. И. Вернадского. – 2011. –
№ 1 (37). –  С. 300–305. – Библиогр.: 5 назв.

Проанализирована роль информационных технологий в развитии процесса социальной мобильности дополнительного профессионального образования (ДПО). Представлена попытка исследования мобильности специалиста в современных условиях.

Р 2923

40. Чернобай, Е. В. Проектирование учебного процесса в современной информационно-образовательной среде : требования нового ФГОС /
Е. В. Чернобай // Информатика и образование. – 2012. – № 8. –  С. 29–33. – Библиогр.: 4 назв.

Из Федерального государственного образовательного стандарта общего образования следует, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения (ИОС) должна включать в себя совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др. Эта совокупность средств может успешно функционировать при условии культурных и организационных форм информационного взаимодействия, наличия определенной компетентности участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуника­ционных технологий (ИКТ), а также при наличии служб поддержки применения ИКТ. Описаны методические подходы к проектированию учебного процесса. Выдвинут ряд необходимых требований к образовательным учреждениям. 

Р 2622

41. Шибаева, Е. А. Интеллектуальный брифинг "Книга в пространстве мультимедийной культуры" / Е. А. Шибаева, М. Д. Старых // Библиотековедение. – 2012. – № 5. –  С. 18–21.

Мероприятие, состоявшееся в рамках 25-й ММКВЯ (Московской международной книжной выставки-ярмарки), прошло на площадке КНИГАБАЙТ с участием экспертов от издателей, библиотек и писателей, представивших свои взгляды на развитие мультимедийности в книжной сфере и возможности библиотек в использовании новейших информационных технологий.

См. также № 11, 15, 21, 23, 24, 49, 51, 53, 54, 58, 59, 65, 68, 71, 73, 77, 81, 89, 96, 106, 122.

  
На главную