Информационно-коммуникационные
технологии
и техника
Р 609
27. Ануфриева, Н. Ю. Оценивание результативности работы
центра информационного обслуживания / Н. Ю. Ануфриева, Р. В. Мещеряков,
Г. А. Шевцова // Приборостроение. – 2012. – Т. 55, № 11. – С. 63–66. –
Библиогр.: 4 назв.
Представлена современная постановка задачи оценивания качества
работы центра информационного обслуживания, использующего систему электронного
документооборота, которая предназначена для поддержки лиц, принимающих
решения.
У 1155
28. Белоногов, Г. Г. Проблемы
автоматической смысловой обработки текстовой информации / Г. Г. Белоногов, Р.
С. Гиляревский, А. А. Хорошилов // НТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. –
2012. – № 11. – С. 31–38. – Библиогр.: 16 назв.
Рассматриваются основные проблемы
автоматической смысловой обработки текстовой информации. Утверждается, что
главным условием успеха при решении этих проблем являются правильные
представления о семантико-синтаксической структуре текстов и опора на
исторически сложившееся фразеологическое богатство
естественных языков.
Р 2764
29. Болл, Р. Научная
коммуникация будущего : от книжной информации до решения проблем / Р. Болл //
Междунар. форум по информ. – 2012. – Т. 37, № 4. – С. 6–9. – Библиогр.: 13
назв.
Пока ученые обсуждают научные проблемы
и общаются друг с другом, научная коммуникация составляет существенную часть
научной деятельности. Пятнадцать лет прошло с момента революции цифровой
информации, которая теперь доступна для научной коммуникации. Произошел
переход парадигмы от печатной и устной традиции к новой цифровой, электронной
научной коммуникации. В будущем традиционную печатную книжную информацию в
научной коммуникации заменят порталы решения проблем с помощью всех
электронных и цифровых средств.
У 3779
30. Брумштейн, Ю. М. ИКТ-компетентность
регионального вуза : системный анализ влияющих факторов и подходов к оценкам /
Ю. М. Брумштейн, А. Б. Кузьмина // Прикасп. журн.: упр. и высокие технологии.
– 2012. – № 3 (19). – С. 153–162. – Библиогр.: 7 назв.
Подчеркнута роль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
деятельности региональных вузов (РВ). Предложено определение для ИКТ
компетентности (ИКТК) РВ, отражающее специфику их деятельности. Исследованы
некоторые особенности информационного обеспечения и методов оценивания ИКТК РВ
с позиции различных групп лиц: абитуриентов, студентов, аспирантов,
докторантов, сотрудников вузов, работодателей, рекрутинговых фирм, центров
занятости, органов регионального управления. Проанализированы направления
влияния ИКТК на конкурентоспособность РВ. Рассмотрены методы перехода от
абсолютных показателей ИКТК к относительным, а также совместное применение
показателей этих двух типов. Предложено разделение факторов, влияющих на ИКТК
и соответствующих показателей на такие группы: основные объекты
интеллектуальной собственности в сфере ИКТ и их коммерциализация; фактические
научные достижения РВ в сфере ИКТ; научно-инновационные достижения; научная и
научно-инновационная активность РВ; учебная и учебно-методическая деятельность
РВ в сфере ИКТ; административно-управленческая деятельность, обеспечение
физической и информационной безопасности РВ; количества студентов, участвующих
в спортивных соревнованиях ИКТ-направления,
в конкурсах студенческих работ, a также получаемые при этом результаты;
информационная и информационно-рекламная деятельность РВ;
аппаратно-технические средства ИКТ; телекоммуникационные средства; программные
средства; ИКТК сотрудников, аспирантов, студентов; оценки ИКТК РВ с позиций
конечных работодателей, некоторых других типов внешних организаций. Для каждой
из групп подробно рассмотрен состав факторов и источники получения
соответствующей информации. Показано, что для интегральных показателей ИКТК РВ
пока нет унифицированных методов оценки.
Р 2923
31. Васина, О. С. Создание и использование
профессиональной педагогической медиатеки средствами пакета свободного
программного обеспечения Greenstone / О. С. Васина // Информатика и
образование. – 2012. – № 8. – С. 37–39.
Наличие общей профессиональной медиатеки позволяет: создавать
коллекции электронных документов; сохранять материалы различных форматов в
одной медиаколлекции; осуществлять полнотекстовый поиск среди медиаматериалов,
a также поиск и просмотр документов по заданным полям; публиковать информацию
в Интернете или в локальной сети учреждения; создавать коллекции медиаресурсов
и записывать их на компакт-диски. Рассмотрен опыт создания такой медиатеки.
Основной целью работы явилось упорядочение медиаматериалов различных форматов,
имеющихся в Информационно-диагностическом (методическом) центре, и
предоставление доступа к этим материалам педагогам города.
У 2361
32. Гисматуллина, Э. Ф. Формирование
информационно-коммуникативной
компетентности как условие эффективности профессиональной деятельности
специалиста по автоматизации / Э. Ф. Гисматуллина // Вестн. Казан. технол.
ун-та. – 2012. – Т.15, № 16. – С. 294–296. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматривается проблема формирования информационно-компьютерной
готовности студентов технических специальностей к профессиональной
деятельности, её современное состояние и актуальность в условиях становления
информационного общества. Предлагается способ решения проблемы путём
использования в учебном процессе программного обеспечения и формирования
базовой готовности на занятиях.
Р 2923
33. Еремин, С. В. Специфика задачи управления
гетерогенными IP-сетями в образовательных облачных
средах / С. В. Еремин, В. В. Куклин // Информатика и образование. – 2012. – №
9. – С. 69–71. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматривается использование ІР-сетей в облачной инфраструктуре
системы образования и, в частности, применение ІР-сетей в рамках региональной
образовательной информационной сети Псковской области. Уделяется внимание
проблематике управления ІР-сетями. Рассматривается проблематика
централизованного управления ІР-сетями как сложными системами и основные
направления исследования в рамках задачи оптимизации и автоматизации
управления гетерогенными ІР-сетями.
Р 2923
34. Иванов, Р. Н. Подходы к разработке на базе СПО
облачного сервиса хранения реляционных данных для учреждений образования / Р.
Н. Иванов // Информатика и образование. – 2012. – № 9. – С. 65–68. – Библиогр.:
2 назв.
Образовательные учреждения являются активными потребителями
телекоммуникационных услуг и используют широкий спектр различного программного
обеспечения. Большая часть ПО приобретается учреждениями образования по
специальным академическим программам, предусматривающим существенные скидки.
Тем не менее получаемые в результате лицензии и порядок использования ПО не
отличаются от классической схемы использования коммерческого ПО.
Рассматривается сравнительно новая модель продаж приложения в качестве
сервиса. Описываются подходы к созданию на базе свободного программного
обеспечения (СПО), построенного на основе реляционных СУБД облачного сервиса
хранения данных образовательных учреждений – пользователей SaaS-приложений.
Р 2227
35. Корниенко, В. А. Эффективность использования
персональных инновационных коммуникативных каналов общения в профессиональной
деятельности / В. А. Корниенко // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 12. –
С. 33–38. – Библиогр.: 24 назв.
Рассмотрены современные коммуникативные каналы, с помощью
которых осуществляется общение в научной среде. Проанализированы результаты
исследований, проведённых в Национальной библиотеке Украины им. В. И.
Вернадского.
У 3581
36. Лунева, С. Ю. Семантические
модели как средство управления процессом обучения прикладным математическим
дисциплинам / С. Ю. Лунева // Информ. и телекоммуникац. технологии. –
2012. – № 16. – С. 58–71. – Библиогр.: 7 назв.
Рассматриваются вопросы описания предметных областей с помощью
семантических моделей на базе фреймов для создания интеллектуальных обучающих
тренажеров по дисциплинам прикладной математики.
Р 2923
37. Рабинович, П. Д. Модель информационно-образовательной
среды современного образовательного учреждения / П. Д. Рабинович //
Информатика и образование. – 2012. – № 10. – С. 104–113. – Библиогр.: 21
назв.
Развивается разработанная концепция "Техносфера
образовательного учреждения". Техносфера представляется как совокупность
образовательного контента, нормативного и методического обеспечения, ресурсов
и технологий, кадрового обеспечения, а также коммуникаций и общественных
отношений. Выделяется множество основных категорий пользователей Техносферы,
приводится система требований для ее последующей разработки и внедрения:
педагогические, функциональные, к эргономике и технической эстетике, к
надежности и техническому обслуживанию, к защите информации, к сохранности
информации, к численности и квалификации персонала, к документированию.
Описывается иерархическая архитектура Техносферы. Основное внимание
сосредоточено на информационно-образовательной среде как одном из ключевых
компонентов Техносферы. Информационно-образовательная среда рассматривается
как система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для
реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных
технологий. Приводится и описывается иерархическая архитектура
информационно-образовательной среды. Формулируются наследуемые
от Техносферы, но имеющие свои особенности основные категории пользователей,
система предъявляемых требований, группы функциональных возможностей.
Уделяется внимание образовательному контенту в традиционной и электронной
формах, а также системе коммуникаций образовательного учреждения, возможности
интеграции в муниципальное (региональное) федеральное
информационно-образовательное пространство. Отмечается, что приведенные в
настоящей работе универсальные модель и структура требований к
информационно-образовательной среде позволяют создавать уникальные
(адаптированные) решения для конкретных образовательных учреждений в целях
формирования условий и обеспечения возможностей для реализации их
образовательных программ.
У 3386
38. Сергеева, Н. А. Стратегия
тестирования информационных систем управления вузом на основе документов с
теговой разметкой / Н. А. Сергеева // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация
образования. – 2012. – № 3. – С. 31–37. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматривается организация процесса
автоматизированного тестирования информационных систем управления вузом. В
основе технической части процесса лежит работа с документами, имеющими теговую
разметку. Предложенная методика рассмотрена на примере тестирования
автоматизированной информационной системы "Абитуриент" в Московском
государственном университете им. М.В. Ломоносова.
Р 3565
39. Трубин, Г. А. Информационные
технологии как средство социальной мобильности в системе ДПО (социологический
аспект) / Г. А. Трубин // Вопр. соврем. науки и практики. Ун-т им. В. И.
Вернадского. – 2011. – № 1 (37). – С. 300–305. – Библиогр.: 5 назв.
Проанализирована роль информационных
технологий в развитии процесса социальной мобильности дополнительного
профессионального образования (ДПО). Представлена попытка исследования
мобильности специалиста в современных условиях.
Р 2923
40. Чернобай, Е. В. Проектирование
учебного процесса в современной информационно-образовательной среде :
требования нового ФГОС / Е. В. Чернобай // Информатика и образование. – 2012. – № 8. – С.
29–33. – Библиогр.: 4 назв.
Из Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования следует, что
информационно-образовательная среда образовательного учреждения (ИОС) должна
включать в себя совокупность технологических средств: компьютеры, базы данных,
коммуникационные каналы, программные продукты и др. Эта совокупность средств
может успешно функционировать при условии культурных и организационных форм
информационного взаимодействия, наличия определенной компетентности участников
образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных
задач с применением информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ), а также при наличии служб поддержки применения ИКТ. Описаны
методические подходы к проектированию учебного процесса. Выдвинут ряд
необходимых требований к образовательным учреждениям.
Р 2622
41. Шибаева, Е. А. Интеллектуальный брифинг "Книга в
пространстве мультимедийной культуры" / Е. А. Шибаева, М. Д. Старых //
Библиотековедение. – 2012. – № 5. – С. 18–21.
Мероприятие, состоявшееся в рамках 25-й ММКВЯ (Московской
международной книжной выставки-ярмарки), прошло на площадке КНИГАБАЙТ с
участием экспертов от издателей, библиотек и писателей, представивших свои
взгляды на развитие мультимедийности в книжной сфере и возможности библиотек в
использовании новейших информационных технологий.
См. также № 11, 15, 21, 23, 24, 49, 51, 53, 54, 58, 59, 65,
68, 71, 73, 77, 81, 89, 96, 106, 122.
|