Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

Р 2923

48. Агибова, И. М. Информационно-образовательная среда вуза как средство формирования информационной культуры будущего педагога /
И. М. Агибова, С. А. Худовердова // Информатика и образование. – 2012. – № 9. –  С. 107–109. – Библиогр.: 10 назв.

Анализ исследований показал, что в условиях информатизации общества основой построения информационно-образовательных сред являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Традиционная образовательная среда в отличие от информационной не испытывала особых потребностей во внедрении информационно-коммуникационных технологий и средств, а информационная среда не может без них существовать. Более того, средства обучения на основе ИКТ являются необходимым условием существования этой среды, а их использование и реализуемые в ней образовательные технологии должны привести к существенному повышению качества образования. Рассматриваются вопросы влияния информационно-образовательной среды на формирование информационной культуры будущего педагога посредством разработанного электронного ресурса "Информационные и коммуникационные технологии в образовании".

У 3386

49. Алдияров, К. Т. Модель обучения информатике, интегрированная с обучением общетехническим дисциплинам на основе сочетания очной и дистанционной форм обучения / К. Т. Алдияров, Е. Ы. Бидайбеков // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 3. –  С. 15–23. – Библиогр.: 1 назв.

Рассмотрена модель обучения информатике и общетехническим дисциплинам и доказана эффективность данного процесса, который направлен на предоставление образовательных услуг при максимальном использовании возможностей технологий дистанционного образования.

Ар12-14573

50. Аль-Шаеби Рашид Али Ахмед. Автоматизированное управление процессом формирования индивидуализированых траекторий обучения студента в высшем учебном заведении : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / Аль-Шаеби Рашид Али Ахмед. – Волгоград, 2012. – 19 с.: ил. – Библиогр.: 15 назв.

Разработана инвариантная относительно специальности методика автоматизированного управления процессом формирования индивидуализированных траекторий подготовки при системе зачётных единиц. От известных модель отличается тем, что в её рамках впервые представлены: концептуальная модель учебного процесса в вузе при системе зачётных единиц; функциональные модели автоматизированного управления процессом формирования учебных планов при системе зачётных единиц, информационные модели объектов предметной области, обобщённые критерии их оценки и ограничения; модель системы поддержки принятия решения при формировании индивидуальной траектории обучения с учётом личных предпочтений студента.

Р 2923

51. Андреева, А. В. Проблемы формирования информационно-образо­вательной среды учебного заведения / А. В. Андреева, Н. А. Максимова // Информатика и образование. – 2012. – № 8. –  С. 90–91. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрена структура информационно-образовательной среды и способы её формирования. Приводится пример организации ресурсной среды на основе уже существующих информационных систем управления.

Р 2923

52. Везиров, Т. Г. Формирование информационной компетентности студентов магистратуры в процессе разработки электронных образовательных ресурсов / Т. Г. Везиров, Д. Б. Гаджимагомедова // Информатика и образование. – 2012. – № 6. –  С. 89–90. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрены роль и место электронных образовательных ресурсов (ЭОР) как средства формирования информационной компетентности студентов магистратуры. Выделены их основные преимущества. Представлен электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) как один из видов ЭОР и его значимость в профессиональной подготовке будущих магистров. 

Р 2923

53. Вознесенская, Н. В. E-learning консультирование / Н. В. Вознесенская, А. А. Зубрилин, О. Н. Шалина // Информатика и образование. – 2012. – № 9. –  С. 72–74. – Библиогр.: 3 назв.

Дается анализ возможностей e-learning консультирования. Описывается, каким образом электронное консультирование от типа "один – один" перешло к типу "многие – многие" как на структурном, так и технологическом уровнях. Рассматриваются перспективы интегрирования e-learning консультирования в информационно-образовательную среду.

Р 2923

54. Галкина, Л. С. Инструменты современных технологий компьютерного тестирования / Л. С. Галкина // Информатика и образование. – 2012. – № 8. –  С. 58–61. – Библиогр.: 15 назв.

Рассмотрены программные комплексы для проведения компьютерной диагностики успеваемости. Тестовые технологии позволяют организовать основные виды контроля знаний студентов: предварительный (входной), текущий, тематический и итоговый. Тестовая форма оценки знаний предоставляет возможность как минимум автоматизировать обратную связь, значительно сократить затраты времени педагога на проведение контролирующих мероприятий и первичного анализа результатов тестирования. Приведены сравнительные таблицы, отражающие возможности тестирующих пакетов и онлайн-сервисов для опроса. Сформулированы дополнительные требования к информационно-образовательным ресурсам такого рода.

Д9-11/92386

55. Герштейн, Ю. М. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности : учеб. пособие / Ю. М. Герштейн ; Моск. гос. ун-т путей сообщения, Каф. "Инновац. технолгии". – М., 2011. – 308 с. – Библиогр.: 29 назв.

Рассмотрены вопросы, связанные с использованием компьютерных технологий в области инновационного развития общества и педагогической деятельности. Описывается история развития и современное состояние компьютерных систем. Большое внимание уделено информационной безопасности, а также системам дистанционного обучения и применению мультимедийных и компьютерных средств в системах коммуникации и образования.

 

56. Голицына, И. Н. Мобильное обучение / И. Н. Голицына, Н. Л. Половникова // Упр. образованием. – 2012. – № 3. –  С. 115–120.

Рассмотрено несколько определений термина "мобильное обучение". Проведено анкетирование учащихся двух учебных заведений с целью их технической и психологической готовности к использованию мобильных телефонов в учебном процессе и проанализированы его результаты. Обозначены преимущества и недостатки мобильного обучения. Приведены фрагменты занятий с обучающимися.

У 3386

57. Григорьев, С. Г. Методы организации учебной деятельности на основе использования информационных ресурсов портала вуза / С. Г. Григорьев, А. П. Колошеин // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 3. –  С. 5–14. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрена система, обеспечивающая условия взаимодействия между обучающимися и средствами информационных и коммуникационных технологий, направленная на достижение учебных целей образования. Обозначены виды учебной деятельности.

У 3890

58. Григорьев, С. Г. Технология применения электронных образовательных ресурсов в вузе / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, А. П. Колошеин // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2012. – № 1 (23). –  С. 8–13.

Рассмотрены вопросы использования электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе вуза, анализируется место данных средств обучения и основные технологические направления их применения.

У 3890

59. Гриншкун, В. В. Видовой состав и направления использования электронных ресурсов для обучения информатике в вузе / В. В. Гриншкун // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2012. – № 1 (23). –  С. 14–20. – Библиогр.: 3 назв.

Обсуждаются особенности использования образовательных электронных ресурсов в рамках обучения информатике студентов вузов. Описывается классификация подобных средств обучения.

У 3386

60. Гриншкун, В. В. Особенности информатизации образовательного процесса в инновационном техническом вузе / В. В. Гриншкун, О. А. Сотникова // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 3. –  С. 24–30. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются актуальные проблемы информатизации обучения студентов в системе высшего технического образования.

Р 2923

61. Драгунов, А. В. Перспективы создания облачного сервиса для хранения данных образовательными учреждениями в контексте процессного подхода к управлению образованием / А. В. Драгунов, Р. Н. Иванов,
А. С. Назаров // Информатика и образование. – 2012. – № 9. –  С. 23–25. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрен ряд сервисов, которые могут применяться для хранения информации в облачной среде, а также основные проблемы, связанные с их использованием для управления на всех уровнях в системе образования.

 

62. Жигалов, Е. В. Архитектура MOODLE / Е. В. Жигалов // Дистанционное и виртуал. обучение. – 2012. – № 11. –  С. 62–69. – Библиогр.:
2 назв.

Речь идёт об архитектуре виртуальной среды обучения Moodle. Описан поэтапный процесс создания нового плагина для системы Moodle, на примере которого показана внутренняя архитектура системы. Рассмотрена структура курсов в Moodle и внутренняя система безопасности.

У 2361

63. Зайцева, О. Н. Сравнительный анализ информационно-компью­терной подготовки бакалавров технологических направлений в России и за рубежом / О. Н. Зайцева, А. Н. Нуриев // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2012. – Т.15, № 16. –  С. 297–299. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются вопросы информационно-компьютерной подготовки бакалавров технологических направлений в России и за pyбeжом.

Р 2923

64. Кареев, Н. М. M-learning – современный этап эволюции электронного обучения / Н. М. Кареев, Т. Н. Курочкина // Информатика и образование. – 2012. – № 6. –  С. 39–41. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются перспективы использования мобильных устройств в образовании. Отмечена главная особенность мобильного обучения – повсеместный доступ к информации в любое время. Описаны достоинства приложения "Аудиогид: Москва", разработанного для мобильных платформ фирмой "1C".

Р 2923

65. Карчевская, М. П. Формирование и контроль качества освоения компетенций базового курса информатики в техническом вузе / М. П. Карчевская, О. Л. Рамбургер // Информатика и образование. – 2012. – № 8. – 
С. 55–57. – Библиогр.: 1 назв.

Представлен опыт преподавания базового курса информатики и информационных технологий на кафедре информатики Уфимского государственного авиационного технического университета. Рассмотрены возможности системы дистанционного обучения Moodle.

У 3581

66. Кошелев, В. М. Опыт организации дистанционного обучения в сети аграрных вузов / В. М. Кошелев, Д. С. Алексанов // Информ. и телекоммуникац. технологии. – 2012. – № 16. –  С. 136–138. – Библиогр.: 2 назв.

Речь идёт о развитии профессиональных контактов с родственными кафедрами других вузов и региональными информационно-консульта­ционными службами на основе полученного опыта применения режима дистанционного обучения в сети аграрных вузов в рамках проекта ТЕМПУС.

Р 2923

67. Крупа, Т. В. Многофункциональная инновационная среда для разработки мультимедийных тестовых и тренажерных систем / Т. В. Крупа,
Т. А. Чернецкая // Информатика и образование. – 2012. – № 6. –  С. 27–30. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются вопросы организации эффективного контроля результатов учебной деятельности посредством индивидуальных тестовых заданий. Представлена новая разработка фирмы «1С» — многофункциональная инновационная среда для создания мультимедийных интерактивных тренажеров и тестов – конструктор тестов и тренажеров  – на платформе Adobe Flash. Данный программный продукт призван обеспечить возможность разработки интерактивных мультимедийных тестовых и тренажерных систем силами учителей и учащихся средних школ без привлечения ИТ-профессионалов (программистов, дизайнеров). 

 

68. Меламуд, М. Р. Коммуникация в сетевом обучении / М. Р. Меламуд, Ю. Д. Романова // Дистанционное и виртуал. обучение. – 2012. – № 11. –  С. 18–25. – Библиогр.: 16 назв.

Рассматриваются различные технологии коммуникации при дистанционном обучении, а также взаимосвязь типа коммуникации и методики обучения. Авторы подробно останавливаются на технологии вебинара как особого типа веб-конференций. Описана её привлекательность для вузов.

 

69. Мошкина, Е. В. Модель организации учебного процесса студентов-заочников, основанная на использовании электронной системы управления обучением Moodle / Е. В. Мошкина, О. Г. Смолянинова // Дистанционное и виртуал. обучение. – 2012. – № 11. –  С. 37–45. – Библиогр.: 3 назв.

Авторами разработана модель организации учебного процесса студентов-заочников, основанная на использовании электронной системы управления обучением Moodle. В модели представлена структура и организация учебной деятельности студентов, описаны её этапы. При организации заочного обучения в объектно-ориентированной учебной среде используется модульная технология и смешанная модель обучения, основанная на интерактивном взаимодействии участников образовательного процесса.

У 3890

70. Павлова, А. Е. Особенности применения дистанционного обучения с учётом теории поколений / А. Е. Павлова // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2012. – № 1 (23). –  С. 64–68. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматриваются достоинства и недостатки дистанционного обучения. На основе анализа особенностей поколения сегодняшних студентов делается вывод о целесообразности такого обучения, даются рекомендации по его применению.

Р 2923

71. Пекшева, А. Г. Использование средств ИКТ для интерактивной когнитивной визуализации учебного материала / А. Г. Пекшева // Информатика и образование. – 2012. – № 10. –  С. 7–10. – Библиогр.: 5 назв.

Среди технологий, использующих средства ИКТ, интерактивные технологии являются наиболее перспективными за счёт того, что они предоставляют возможность организовать активное и открытое обсуждение учебного материала, видоизменить его и дополнить в процессе обсуждения в режиме реального времени. Рассмотрены подходы к термину "интерактивность", дано описание различных видов интерактивности, представлены средства ИКТ для создания интерактивных элементов электронных учебных пособий, описана технология когнитивной визуализации. Также рассмотрена мультимедийная инсталляция как одна из разновидностей применения технологии интерактивной когнитивной визуализации учебного материала.   

Р 3645

72. Пупыкина, А. А. Графовая структура связанных модулей при проектировании модели пользовательского интерфейса обучающей среды /
А. А. Пупыкина // Вестн. РГГУ. Сер. "Информатика. Защита информ. Математика". – 2012. – № 14 (94). –  С. 223–230.

На основе требований, предъявляемых к методам проектирования пользовательского интерфейса обучающей среды, предложена модель обучающей среды, представленная в виде системы связанных модулей, образующих графовую структуру. Для проектирования средств адаптации пользовательского интерфейса предложено использовать когнитивные карты состояний.

Р 2923

73. Пытель, Е. Н. Организация самостоятельной деятельности студентов в информационно-образовательной среде вуза / Е. Н. Пытель // Информатика и образование. – 2012. – № 10. –  С. 11–14. – Библиогр.: 4 назв.

Под самостоятельной деятельностью студентов (СДС) понимается совокупность целенаправленных, внутренне мотивированных действий субъекта на основе осознания им цели обучения, направленных на достижение результатов обучения, предполагающих активность обучающегося при постоянном снижении внешнего и усилении внутреннего контроля за процессом и результатом обучения. Анализируется проблема организации СДС в информационно-образовательной среде (ИОС) вуза, ее компоненты и принципы организации. Описываются составляющие ИОС вуза и их информационные сервисы для организации самостоятельной деятельности студентов.

Р 2923

74. Рабинович, П. Д. Интерактивные образовательные технологии : современное состояние и вопросы выбора / П. Д. Рабинович // Информатика и образование. – 2012. – № 7. –  С. 49–58.

Демонстрируется актуальность внедрения интерактивных технологий в условиях активной модернизации общего образования. Представляется обзор современных интерактивных технологий, подходы к формированию необходимых аппаратно-программных комплексов. Приводятся рекомендации по организации процедур закупки оборудования и программного обеспечения, а также по соблюдению требований санитарных норм и правил при использовании интерактивного и мультимедийного оборудования.

Р 2923

75. Резниченко, З. А. Образование без границ. Практика внедрения проектных решений / З. А. Резниченко, Е. И. Пономарева, М. В. Сахно // Информатика и образование. – 2012. – № 7. –  С. 59–61.

Проанализирован опыт деятельности компании – системного интегратора по эффективному использованию современных информационных технологий в образовании. Рассматриваются технологические возможности организации нового образовательного пространства: инклюзивная школа – индивидуальная траектория обучения – всестороннее развитие личности.

Р 2923

76. Урсова, О. В. Интерактивные формы дистанционного повышения квалификации педагогов / О. В. Урсова // Информатика и образование. – 2012. – № 9. –  С. 26–31. – Библиогр.: 5 назв.

Представлен опыт эффективного применения дистанционных образовательных технологий в сочетании с интерактивными формами работы в системе повышения квалификации педагогов Псковской области. Разработаны требования к дистанционным курсам и условия их эффективности.

Р 2923

77. Шевчук, М. В. Возможности технологии облачных вычислений при организации учебных виртуальных рабочих мест / М. В. Шевчук,
В. Г. Шевченко // Информатика и образование. – 2012. – № 10. –  С. 73–75. – Библиогр.: 2 назв.

Освещаются вопросы использования в образовательных учреждениях традиционного программного обеспечения и программного обеспечения, основанного на технологии облачных вычислений. Рассматриваются основные преимущества применения в образовательной среде программного обеспечения на основе облачных технологий над традиционными программными средствами. Особое внимание уделено вопросам организации учебного виртуального рабочего места на основе облачной операционной системы Glide OS с целью повышения самостоятельности обучающихся при организации рабочего места за пределами учебной аудитории. Кроме того, в статье содержится обзор возможностей данной облачной операционной системы и интегрированных приложений, а также предлагается примерный перечень разработанных заданий и упражнений для знакомства с функциональными возможностями облачной операционной среды и встроенных программных средств.

У 3890

78. Шихалева, Л. А. Влияние электронных образовательных ресурсов на эффективность обучения информатике / Л. А. Шихалева // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2012. – № 1 (23). –  С. 122–125. – Библиогр.: 3 назв.

Освещены методические аспекты применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения информатике.

Р 3390

79. Ядровская, М. В. Моделирование как метод обучения информационным технологиям / М. В. Ядровская // Вестн. Донского гос. техн. ун-та. – 2012. – № 4 (65). –  С. 121–128. – Библиогр.: 14 назв.

Рассмотрено моделирование как мощное средство познания, которое находит применение, как правило, в качестве эффективных приемов и средств обучения. В результате проведенного анализа определены особенности использования и преимущества применения метода моделирования в качестве метода обучения информационным технологиям. Выявлено, что применение метода моделирования в обучении информатике в техническом вузе позволяет формировать информационные компетенции, включающие столь важные для современного специалиста методологические знания моделирования.

Р 2923

80. Якушева, Н. М. Некоторые особенности разработки и реализации дидактических принципов создания средств электронного обучения /
Н. М. Якушева // Информатика и образование. – 2012. – № 6. –  С. 101–103. – Библиогр.: 1 назв.

Речь идет о разработке дидактических принципов создания сайта средств электронного обучения (СЭО) и их реализации. Реализация таких принципов означает исследование и формирование на их основе СЭО – интегрированных учебных платформ, электронных книг, лабораторных работ, программ контроля знаний и т. д. Данное понятие может включать разные аспекты и феномены на уровне процессов и стратегий, a также на уровне менеджмента. Сформулированы основные идеи введения электронного обучения.

У 3775

81. Якушина, Е. В. Медиаобразование : как научиться грамотно работать с информацией / Е. В. Якушина // Медиатека и мир. – 2012. – № 4. – 
С. 33–37.

Информатизация образовательного процесса – это комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Затронута тема медиаобразовательных навыков и  умений работы с информацией.

См. также № 18, 25, 31, 36, 37, 40.

  
На главную