Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №3 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

У 2048

52. Андреев, А. А. Методические и практические основы конструирования информационных образовательных проектов на примере электронных лекций и электронных семинаров / А. А. Андреев, И. В. Трайнёв // Информ. о-во. – 2012. – № 5. – С. 25–37. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются методические и практические вопросы разработки и использования информационных образовательных проектов в образовательной среде, являющейся одной из составляющих информационного общества. Приводятся данные обзоров мнений педагогов и обучающихся, выполненные как на основе изучения зарубежной и отечественной литературы, так и благодаря собственным исследованиям. Представленные результаты могут быть полезны при организации дистанционного обучения и других видов электронного обучения.

Р 3485

53. Арсентьев, Д. А. Методологические основы разработки мультимедийных курсов для дистанционного обучения / Д. А. Арсентьев, А. С. Карпов // Вестн. МГУП. – 2012. – № 8. – С. 169–172.

Рассматривается актуальная проблема наполнения электронных образовательных ресурсов мультимедийным контентом. Для лучшего понимания ситуации приводятся примеры. Рассматриваются современные технологии и инструменты по созданию мультимедийных элементов электронного ресурса.

Ж 2-11/53851

54. Афанасьев, К. Е. Методические аспекты электронных образовательных ресурсов нового поколения / К. Е. Афанасьев, А. М. Гудов, Ю. С. Попов // Единая образоват. информ. среда : направления и перспективы развития : материалы X Междунар. науч.-практ. конф.-выст., 28 –29 сент. 2011 г., Томск / Том. гос. ун-т, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Нац. исслед. Том. гос. ун-т. – Томск, 2011. – С. 48–50.

В Кемеровском государственном университете сформирована программа обеспечения образовательных программ электронными ресурсами нового поколения. Рассматриваются методические и частично программно-технические требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР). В основу концепции «ЭОР нового поколения» для вузовской профессиональной образовательной программы положен принцип модульности.

У 4265

55. Богдашина, О. Реализация дистанционного проекта постдипломного образования в вузе / О. Богдашина, Е. А. Черенева, С. Н. Шилов // Проф. образование в России и за рубежом. – 2012. – № 4 (8). – С. 100–103. – Библиогр.: 3 назв.

Дистанционное компьютерное обучение является одной из форм реализации права человека на образование и получение информации. Это совокупность информационных технологий (гипертекстовые электронные публикации и библиотечные каталоги, гипермедиасправочники и энциклопедии, обучающие и тестирующие программы, системы электронной почты и телеконференции и т. д.), обеспечивающих доставку обучаемым изучаемого материала, интерактивное взаимодействие с преподавателями, предоставление учащимся возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков в процессе обучения. Однако исследования, сравнивающие классическую и дистанционную формы обучения, показывают, что последняя может быть более эффективной только при условии правильного и внимательного использования соответствующего учебного материала и методик, образующих систему. Представлен опыт реализации международного дистанционного проекта постдипломного образования в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева «Расстройства аутистическoro спектра». 

Н/18733 № 10 (65)

56. Боровиков, И. Ф. Применение компьютерных технологий в инженерно-графической подготовке студентов / И. Ф. Боровиков, Л. А. Потапова // Альм. соврем. науки и образования. – 2012. – № 10 (65). – С. 41–43. – Библиогр.: 2 назв.

Освещается опыт Юргинского технологического института (филиала Национального исследовательского Томского политехнического университета) по использованию компьютерных технологий в инженерно-графической подготовке студентов вузов. На основе практического опыта авторы делают вывод о том, что использование компьютеров в учебном процессе повышает у студентов интерес к получению знаний, способствует формированию необходимых профессиональных компетенций. Рассматриваются особенности применения информационных технологий в инженерной графике и даются рекомендации. По мнению авторов, умелое применение информационно-компьютерных технологий позволит существенно улучшить качество подготовки специалистов.

У 3992

57. Давыдов, Д. А. Влияние современного информационного пространства на качество профессионального образования / Д. А. Давыдов,
А. С. Коповой, Е. В. Кравченко // Инициативы XXI в. – 2012. – № 3. –
С. 59–62. – Библиогр.: 9 назв.

Рассматриваются основные подходы к изучению эволюции развития современного информационного пространства, возможные перспективы и риски влияния информационного пространства на образование. Также раскрывается возможность реализации потенциала информационных технологий в образовании, направленных на создание единой информационной среды вуза, при внедрении которой руководители, ответственные лица и исполнители будут получать информацию о ходе протекания и результатах отдельных процессов на всех стадиях текущей деятельности. Значительная часть этой информации имеет отношение к менеджменту качества.

У 3236

58. Дудышева, Е. В. Дистанционное выполнение командных студенческих проектов разработки программных систем / Е. В. Дудышева, И. Н. Ско-пин // Фундам. исслед. – 2012. – № 11, ч. 3. – С. 555–559. – Библиогр.:
5 назв.

Приводится описание и анализ командной проектной деятельности студентов, специализирующихся в области информатики. Рассматриваются два опыта организации проектирования программных систем с применением элементов дистанционного обучения студенческими командами в исследовательском и педагогическом вузах. Обсуждаются тематика проектных задач, структуры команд разработчиков, динамика их изменений. Описываются организационные и коммуникационные условия проектной деятельности, а также возможность применения профессиональных методологий проектирования программных систем при обучении студентов. Отдельно анализируется роль методов и форм обучения разработчиков студенческих команд в соответствии с принципами обучения в сотрудничестве. В заключении выдвинуты предположения эффективной организации выполнения командных студенческих проектов в рамках дистанционной технологии формирования готовности к учебно-профессиональному проектированию программных систем.

Ж 2-11/53851

59. Заседатель, В. С. Автоматизированная система создания электронных образовательных ресурсов ТГУ / В. С. Заседатель, А. Н. Терентьев // Единая образоват. информ. среда : направления и перспективы развития : материалы X Междунар. науч.-практ. конф.-выст., 28 – 29 сент. 2011 г., Томск / Том. гос. ун-т, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Нац. исслед. Том. гос. ун-т. – Томск, 2011. – С. 52–54. – Библиогр.: 4 назв.

Система дистанционного обучения (СДО) «Электронный университет» – комплексная автоматизированная система дистанционного обучения для организации и сопровождения учебного процесса в Томском государственном университете. В состав системы входят информационные модули и модули сопровождения учебного процесса. Для преподавателей и методистов из личного кабинета СДО может быть открыт доступ к автоматизированной системе создания электронных образовательных ресурсов. Данная система имеет визуальный интерфейс и предоставляет возможность создания электронных образовательных ресурсов с автоматическим занесением в базу ресурсов, но без использования программирования.

Ж 2-11/53851

60. Конкин, Б. Б. Интерактивная контрольно-обучающая программа «Частица в потенциальном ящике» / Б. Б. Конкин, В. П. Сафронов, В. Я. Сту-паков // Единая образоват. информ. среда : направления и перспективы развития : материалы X Междунар. науч.-практ. конф.-выст., 28–29 сент. 2011 г., Томск / Том. гос. ун-т, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Нац. исслед. Том. гос. ун-т. – Томск, 2011. – С. 58–61. – Библиогр.: 3 назв.

Представлен один из элементов интерактивной среды – контрольно-обучающая программа «Частицы в потенциальном ящике», содержащая тренажёр, качественные вопросы и контрольные испытания. Сложность и объём заданий могут варьироваться в зависимости от уровня подготовки пользователя. Главным элементом тренажёра является компьютерная модель, дающая возможность студентам глубже понять и усвоить суть реальных физических процессов. Задания подразделяются на три категории – исследовательские, качественные и контрольные.

Р 3485

61. Лазарева, О. Ю. Системы электронного обучения / О. Ю. Лазарева // Вестн. МГУП. – 2012. – № 9. – С. 99–106. – Библиогр.: 5 назв.

Выделены различные по степени сложности системы электронного обучения. Приведены примеры стандартов, применяемых в настоящее время, в частности стандарт SCORM как получивший самое широкое признание.

У 3517

62. Милованов, А. Мои видеоуниверситеты / А. Милованов // ComputerBild. – 2013. – № 1 (180). – С. 42–45.

В настоящее время в Интернете существует множество образовательных видеоресурсов. Какие из них заслуживают внимания? Исходя из того, что хороший образовательный видеоресурс должен иметь внятную контентную политику, т. е. администрация которых либо заключила соглашение об опубликовании видео с вузами, либо специально снимает лекции и уроки, а также большую подборку материалов, логичную и удобную структуру, автор представил обзор десяти таких порталов.

У 2495

63. Нагаева, И. А. Основные этапы проектирования системы дистанционного обучения / И. А. Нагаева // Вестн. ун-та. – 2012. – № 16. – С. 232–239. – Библиогр.: 6 назв.

Представлен подробный план проектирования системы дистанционного обучения (СДО), включающий в себя: детальный анализ деятельности вуза, разработку вариантов концепции СДО в применяемом проекте, планирование ресурсов, разработку учебных материалов и электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), проверку подготовленной системы ДО в тестовом режиме, анализ результатов проверки работы внедрённой системы.

У 1465

64. Павличева, Е. Н. Социальные сети педагогов как один из элементов инновационных сетей системы образования / Е. Н. Павличева, Ю. А. Твер-дохлеб // Информ. ресурсы России. – 2012. – № 6 (130). – С. 32–34. – Библиогр.: 4 назв.

На данный момент существует множество информационных ресурсов в сети Интернет, направленных на увеличение образовательных возможностей участников педагогического процесса и повышение качества образования независимо от места жительства и учебы. В настоящий момент речь уже не об информационных порталах или об отдельных коллекциях образовательных ресурсов, a о педагогических социальных сетях. Согласно одному из традиционных подходов социальная сеть рассматривается как система, направленная на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью.  В настоящий момент в сети Интернет существует большое множество педагогических социальных сетей, в том числе, например, такие как: ЕОИС, Открытый класс, Сеть творческих учителей, Педсовет, СоцОбраз, edu.ru, ИнтерГу.ги, e-teaching.ru и т.д. Рассмотрены профессиональные возможности, предоставляемые такими сетями. Сделан вывод, что педагогические социальные сети являются одним из элементов инфраструктуры инновационных сетей системы образования.  

Р 3485

65. Плигузов, А. А. Облачные технологии в системе университета /
А. А. Плигузов // Вестн. МГУП. – 2012. – № 9. – С. 135–140. – Библиогр.:
7 назв.

Выделен ряд преимуществ использования систем облачного вычисления (Cloud Computing) в университетах. Показано, что при интеграции облачных сервисов в ИТ-структуру образовательного учреждения намного упростится техническое обслуживание и модернизация всей информационной системы организации.

Ж 2-11/53851

66. Саранская, Т. В. Эффективность применения принципа модульности в построении и реализации дистанционных программ повышения квалификации / Т. В. Саранская // Единая образоват. информ. среда : направления и перспективы развития : материалы X Междунар. науч.-практ. конф.-выст., 28 – 29 сент. 2011 г., Томск / Том. гос. ун-т, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Нац. исслед. Том. гос. ун-т. – Томск, 2011. – С. 38–40.

Каждая тема учебного курса разработана в форме отдельного модуля, включающего в себя три основных элемента: web-лекцию преподавателя, теоретический материал для самостоятельного изучения и практическое задание. Объём каждого учебного модуля 8 часов. Внедрение модульного принципа в организацию работы курсов повышения квалификации даёт возможность формировать для каждого слушателя индивидуальный учебный план, наиболее полно отвечающий его образовательным потребностям.

Р 16

67. Солянкина, Н. Л. Рейтинговая система оценивания индивидуального прогресса слушателей курсов повышения квалификации в условиях дистанционного обучения / Н. Л. Солянкина // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2013. – № 2. – С. 43–46. – Библиогр.: 9 назв.

Рассмотрена проблема поиска средств оценки качества повышения квалификации. Представлен опыт применения рейтинговой системы оценивания на курсах повышения квалификации в условиях дистанционного обучения. Описаны примеры методических материалов, применяемых в рамках рейтинговой системы оценивания. Обозначено значение рейтинговой системы оценивания для руководителя курса повышения квалификации и участников дистанционного обучения.

Р 3485

68. Шатских, Т. В. Интерактивные мультимедийные приложения как современное средство формирования компетенций в образовательной среде / Т. В. Шатских // Вестн. МГУП. – 2012. – № 9. – С. 203–205. – Библиогр.: 7 назв.

Современный учебный процесс требует существенного расширения арсенала средств обучения. В качестве одного из современных способов предоставления информации можно выделить интерактивные мультимедийные приложения. Рассмотрены основные особенности, характерные для данных приложений.

См. также № 20, 21, 24.

  
На главную