Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №3 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

У 3397

69. Акопян, К. А. Исследование потребностей и принципов формирования и развития услуг сферы образования / К. А. Акопян, Ш. А. Агаян // Бизнес в законе. – 2012. – № 6. – С. 99–101. – Библиогр.: 5 назв.

Исследованы специфические факторы, оказывающие влияние на развития сферы образования. Составлена модель оценки качества образовательной услуги как полифункция от нескольких составляющих. Сформулированные положения воспроизводят основные потребности и принципы формирования и развития услуг сферы образования, способствуют расширению и углублению инновационного влияния образовательных учреждений региона на процессы его устойчивого развития; диверсификации предоставляемых образовательных услуг, привлечению потенциальных потребителей иннова-ционными формами, интеграции с ведущими научными, проектно-изыскательскими, производственными и непроизводственными предприятиями, организациями и учреждениями соответствующей направленности; разработке единой информационной базы данных и электронной библиотеки образовательных учреждений различных уровней; поиску новых источников ресурсов для развития приоритетных специальностей и т.д. 

У 3757

70. Белова, С. Н. Технология управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе / С. Н. Белова // Изв. МГТУ «МАМИ». – 2012. – № 1(13). – С. 345–352. – Библиогр.: 4 назв.

Управление развитием системы оценивания качества образовательного процесса (СОКОП) в вузе является сложным процессом, происходящим под влиянием многих субъективных и объективных факторов. Обоснована технология управления развитием системы оценивания качества, которая осуществляется в логике: концептуализации, моделирования, программирования, конструирования, реализации, рефлексии. Особый акцент сделан на рассмотрении оценки качества результатов образовательного процесса.

У 4265

71. Беспалова, О. И. Проблемы развития профессионального образования в России и за рубежом / О. И. Беспалова // Проф. образование в России и за рубежом. – 2012. – № 4 (8). – С. 6–9. – Библиогр.: 9 назв.

Даётся сравнительная оценка функционирования отечественных и американских университетов и их филиалов, поскольку в настоящее время в США, России и ряде других зарубежных стран развитие высшего образования связывается с филиалами. Однако если в США открытие филиалов в других странах рассматривается как тенденция инновационной деятельности, то в России сущность инновационных процессов в высшем образовании заключается не только в сокращении числа филиалов, но и в создании научных и научно-образовательных центров путём объединения университетов. При этом как американским, так и российским вузам приходится решать схожие проблемы.

У 3764

72. Брагин, Н. И. Финансовые инновации в системе образования /
Н. И. Брагин // Фин. аналитика : проблемы и решения. – 2013. – № 3 (141). – С. 19–23. – Библиогр.: 5 назв.

Высшая школа России на этапе реформирования испытывает серьезные трудности финансового обеспечения, обусловленные самой экономической сущностью бюджетного сектора экономики, в котором рыночные механизмы не обеспечивают рационального распределения ресурсов. Предложены методы финансовых инноваций в образовательной сфере, которые могут быть широко использованы в практике как для текущего, повседневного финансирования, так и для расчетов необходимых объемов инвестиций в реализацию образовательных услуг.

Р 16

73. Введенский, В. Н. Высшее профессиональное образование в условиях необратимой глобализации / В. Н. Введенский // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2013. – № 2. – С. 35–38. – Библиогр.: 7 назв.

На основе анализа таких важнейших компонентов глобализации высшего профессионального образования (ВПО), как присоединение России к Болонскому процессу и ВТО, сделан вывод о том, что характер реализации новых образовательных идей в глобализирующемся мире напрямую зависит от институциональных факторов и установок государства и общества.

У 3158

74. Виноградова, И. М. Методика оценки результативности системы управления качеством негосударственных вузов на основе международных стандартов ИСО / И. М. Виноградова // Вестн. Акад. – 2012. – № 4. –
С. 153–157.

Описана методика оценки результативности. Проанализированы предложенные маркетинговые мероприятия и приведены показатели оценки их эффективности. Приведены рекомендации по повышению эффективности маркетинговых мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности негосударственного вуза. При создании модели управления вузовской деятельностью использован процессный подход как наиболее эффективный для достижения поставленных целей.

У 2900

75. Гаджиев, Н. Г. Проблемы внедрения управленческого учета в высших учебных заведениях / Н. Г. Гаджиев, А. З. Ахмедов, Т. Н. Гаджиев // Экон. анализ: теория и практика. – 2013. – № 3 (306). – С. 9–14. – Библиогр.: 4 назв.

В настоящее время вектор развития финансово-бюджетных отношений ориентирует вузы на повышение качества финансового менеджмента, основой которого является система управленческого учета. В качестве приоритетных задач, стоящих перед руководством вузов в области управленческого учета, выделены выбор метода расчета затрат, разработка номенклатуры центров ответственности и оценка эффективности их деятельности.

У 39

76. Галимов, А. М.Процессное управление проектами в инновационной деятельности вуза / А. М. Галимов // Стандарты и качество. – 2013. – № 1 (907). – С. 70–71. – Библиогр.: 4 назв.

Если инновационное развитие рассматривать как тип экономического развития, то создание и реализация инновационных проектов – это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности. В условиях вуза инновационный проект в общем виде можно определить как проект, содержанием которого является проведение прикладных научных исследований и (или) разработок с последующим их практическим использованием в производстве.

Р 2227

77. Гиббонс, С. Методы выявления изменяющихся потребностей пользователей библиотеки / С. Гиббонс // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 1. –
С. 78–84.

В настоящее время для библиотеки существенно важно подстраиваться под уникальные потребности своей вышестоящей организации, в данном случае – университета. Это означает, что вузовским библиотекам необходимо становиться всё более разнообразными; им не стоит полагаться на собственный университетский опыт при построении сервисов, необходимых в современных условиях. Технологические достижения и быстро изменяющаяся обстановка в высшем образовании должны учитываться при изучении потребностей пользователей. Представлены методики, использованные в библиотеке университета Рочестер, которые могут применяться и в других вузах.

Д 9-12/91929

78. Гомулина, Э. Ю. Совершенствование СМК БТИ АЛТГТУ путем улучшения процесса «Учебно-организационная деятельность» / Э. Ю. Гомулина, А. В. Фролов // Упр. качеством образования, продукции и окружающей среды : материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф., 6–7 июля 2012 г. / Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина, Бийский технол. ин-т. – Бийск, 2012. – С. 27–31.

В связи с подписанием Россией Болонской декларации в Бийском технологическом институте АлтГТУ возникла необходимость в пересмотре процесса системы менеджмента качества «Управление процессом учебно-организационной деятельности». При проведении актуализации процесса системы менеджмента качества и соответствующей документационной процедуры необходимо было учитывать требования образовательных стандартов третьего поколения. При описании актуализированных процессов использовались методологии IDFF0 и IDEF3, позволяющие более наглядно и полно описать порядок выполнения необходимых бизнес-процессов. Приведена схема декомпозиции процесса учебно-организационной деятельности. 

У 3376

79. Горюнова, Е. В. Некоторые возможности повышения качества образования в региональных вузах и результаты их экспертной оценки /
Е. В. Горюнова // Нац. интересы : приоритеты и безопасность. – 2013. – № 3 (192). – С. 46–52. – Библиогр.: 5 назв.

Показано, что глобальные изменения мировой экономики и всё возрастающее значение инновационной составляющей её развития предопределяют повышение роли высшего образования как важнейшего фактора, определяющего успешность продвижения страны на международном рынке новейших технологий и конкурентоспособность государства на мировой арене. Инновационное развитие отрасли стало одним из приоритетов государственной политики в сфере образования.

Р 3100

80. Грудзинский, А. О. Концепция конкурентоспособного университета : модель тетраэдра / А. О. Грудзинский, А. Б. Бедный // Высш. образование в России. – 2012. – № 12. – С. 29–36. – Библиогр.: 15 назв.

Предложена новая интерпретация функциональной модели современного университета в виде тетраэдра, в вершине которого располагается главный университетский «продукт» – инноватор. Модель тетраэдра наглядно демонстрирует уникальное конкурентное преимущество университета среди других организаций, участвующих в конкурентной борьбе на глобальном рынке знаний. Утверждается, что инновации со значительно большим успехом производятся в высокотехнологичных корпорациях, а университеты в первую очередь должны сосредоточиться на подготовке инноваторов. Как следствие, конкуренция между университетами должна лежать в плоскости борьбы за качество подготовки инноваторов.

У 39

81. Ердакова, В. П. Информационная система сопровождения внутреннего аудита в высшем образовательном учреждении / В. П. Ердакова,
Т. М. Тушкина, В. А. Судаков // Стандарты и качество. – 2013. – № 1 (907). – С. 70–71. – Библиогр.: 2 назв.

Одной из наиболее популярных моделей обеспечения качества образования является разработка систем менеджмента качества (СМК), соответствующих требованиям стандартов. Освещается опыт Бийского технологического института – филиала Алтайского государственного технического университета, в котором СМК успешно функционирует в течение пяти лет.

Д 9-12/91929

82. Ефимова, И. Н. Рейтинговые позиции национального исследовательского университета как эффективный инструмент управления качеством образования / И. Н. Ефимова // Упр. качеством образования, продукции и окружающей среды : материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф., 6 – 7 июля 2012 г. / Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина, Бийский технол. ин-т. – Бийск, 2012. – С. 35–38. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается анализ конкурентных и рейтинговых позиций Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и их влияние на управление качеством образования в ВУЗе. Бренд и качество образования становятся одними из основных показателей при выборе ВУЗа абитуриентами.

У 2495

83. Иванов, П. Е. Методика оценки эффективности управления инновационной деятельностью научно-исследовательских организаций /
П. Е. Иванов, А. С. Хрипунова // Вестн. ун-та. – 2012. – № 16. – С. 140–150. – Библиогр.: 4 назв.

Инновационная деятельность представляет собой систему мероприятий по реализации научного, научно-технического, производственно-технологического и интеллектуального потенциалов для создания нового (улучшенного) продукта, новой услуги или новой технологии, то есть инновационной продукции в целом. В системе разработки новой техники и новых технологий одно из ключевых мест принадлежит отраслевым научно-исследовательским организациям (НИО), так как они способны непосредственно влиять на инновационную деятельность и внедрение ее результатов в производство. Внедрение результатов инновационной дeятельности сопровождается созданием качественно новой продукции, отличительной особенностью которой является отсутствие достаточных статистических сведений о характеристиках самой продукции и условиях ее применения, что требует привлечения опытных экспертов-профессионалов для оценки качества. В этой связи для оценки инновационного потенциала НИО необходим тщательный анализ, диагностика внутренней среды организации, которую возможно осуществить при проведении оценки эффективности собственно процесса управления инновационной деятельностью и ее результатов. Предлагается подход, основанный на использовании комплексного показателя эффективности инновационной деятельности, характеризующего, с одной стороны, качество экономической деятельности с точки зрения финансовых расходов, а с другой – качество разрабатываемой новой продукции (системы) как результата управления инновационной деятельностью НИО.

Р 3100

84. Каганов, В. Ш. Особенности деятельности вузов на рынках корпоративного обучения / В. Ш. Каганов // Высш. образование в России. – 2012. – № 12. – С. 96–101. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются вопросы эффективного участия вузов на рынках корпоративного обучения, выявляются конкурентные преимущества вузов и характеризуются особенности  и направления конкурентоспособного присутствия вузов на рынках корпоративного обучения. Для успешного функционирования на рынках корпоративного обучения вузам необходимо предпринять ряд методологических и структурно-организационных мер, вытекающих из сочетания специфики вузовской деятельности и отношений корпоративного обучения.

Р 3100

85. Колесников, А. К. Моделирование удовлетворенности потребителей образовательными услугами высшей школы / А. К. Колесников, И. П. Ле-бедева // Высш. образование в России. – 2012. – № 12. – С. 37–45. – Библиогр.: 2 назв.

Ставится проблема моделирования удовлетворённости потребителей образовательными услугами на основе латентных факторов, детерминирующих взаимосвязи субъективных и объективных характеристик качества услуги. Выделяются три стадии формирования удовлетворённости потребителей, раскрывающие динамику их взаимодействия с поставщиками образовательной услуги. Для описания сущности этого взаимодействия вводятся понятия простой и составной образовательной услуги. Приводятся результаты экспериментального исследования уровня удовлетворённости образовательной услугой в целом и дифференцированно по отдельным свойствам у студентов различных вузов. Выявлены типичные ситуации удовлетворённости с учётом разных форм и этапов обучения, профилей подготовки. Анализируется структура латентных факторов удовлетворённости, полученных в результате эксплораторного факторного анализа для разных категорий потребителей, рассматриваются модели причинно-следственных отношений между ними. Интерпретация этих факторов осуществляется с позиции потребителей и поставщиков услуги в связи с определением актуальных направлений повышения её качества.

Ж 2-11/53851

86. Корнеева, Т. Б. Система поддержки управления научной деятельностью университета / Т. Б. Корнеева // Единая образоват. информ. среда : направления и перспективы развития : материалы X Междунар. науч.-практ. конф.-выст., 28 – 29 сент. 2011 г., Томск / Том. гос. ун-т, Ассоц. образоват. и науч. учреждений «Сиб. открытый ун-т», Нац. исслед. Том. гос. ун-т. – Томск, 2011. – С. 91–93.

Автоматизированная информационная система управления научно-исследовательской деятельностью (УНИД) Томского государственного университета выполняет функции поддержки процессов планирования, сопровождения, контроля и анализа эффективной научной и научно-исследовательской деятельности университета, управления её кадровыми и финансовыми ресурсами, сбора и учёта результатов научной деятельности и обеспечивает решение задач управления научной деятельностью университета.

Р 3100

87. Косых, А. В. ОмГТУ – инновационная среда для технической элиты / А. В. Косых // Высш. образование в России. – 2012. – № 12. – С. 52–62.

Рассматриваются основные направления научной и образовательной деятельности университета, достижения вуза за последние несколько лет. Характеризуется инновационная структура, являющаяся основой современного технического образования. Представлена политика развития вуза как инновационного центра Омского региона. 

Р 3100

88. Кочеткова, Т. О. Высшее образование в России и Германии : болонские реформы продолжаются / Т. О. Кочеткова, М. В. Носков, В. А. Шер-шнева // Высш. образование в России. – 2012. – № 12. – С. 125–131. – Библиогр.: 11 назв.

Проведён сравнительный анализ хода болонских реформ в России и Германии. Показано, что в рамках Болонского процесса российская высшая школа, укрупняя направления подготовки бакалавров, гибко разрабатывая новые магистерские программы с учётом потребностей инновационной экономики, наполняя обучение компетентностным содержанием, развивая сильные стороны отечественного высшего образования, имеет возможности значительно укрепить позиции в европейском образовательном пространстве.

Р 3656

89. Куликова, Ю. П. Анализ инновационных практик внедрения научно-исследовательских университетов в систему национального образования / Ю. П. Куликова // Теорет. и приклад. вопр. экономики и сферы услуг. – 2012. – № 11. – С. 47–69. – Библиогр.: 12 назв.

Проводится анализ инновационной деятельности высшей школы на основе интеграции образования и науки, которая оказывает значительное социальное и экономическое влияние на национальную инновационную систему. В ходе исследования делается вывод о том, что высокий уровень развития высшего образования в Российской Федерации, во многом сохранившийся в период перехода к рыночной экономике после распада СССР, делает возможным использование потенциала высшей школы для достижения задачи модернизации экономики страны. Приводится аналитическая оценка деятельности ведущих научно-исследовательских университетов России, практик ведения инновационной деятельности, сложившихся с 2010 no 2012 годы и перспективы развития данных учреждений в системе инновационного развития системы национального образования.

У 3650

90. Куликова, Ю. П. Совершенствование механизма государственного регулирования инновационной деятельности в высших учебных заведениях / Ю. П. Куликова // Вопр. новой экономики. – 2012. – № 4 (24). – С. 42–44. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрены аспекты инновационного развития современного высшего образовательного учреждения. Предложены направления совершенствования механизма государственного регулирования инновационной деятельности в высших учебных заведениях.

У 3236

91. Левина, Е. Ю. Контроль образовательной деятельности на основе методов менеджмента качества / Е. Ю. Левина // Фундам. исслед. – 2012. – № 11, ч. 3. – С. 567–571. – Библиогр.: 5 назв.

Автоматизированное тестирование применяется при текущем или итоговом контроле знаний студентов достаточно часто. Данные контроля знаний студентов были оценены с точки зрения статистических зависимостей. Анализ показал тип распределения, приближенный к биномиальному. Следовательно, существует возможность использования в компьютерном тестировании студентов схемы последовательного плана выборочного контроля качества. Размер частной выборки по числу вопросов теста заранее не устанавливается. При этом ориентировочная оценка считается известной уже после малого количества вопросов, с каждым новым вопросом (испытанием) оценка уточняется. Решение о прекращении тестирования принимается исходя из заданных минимальных рисков преподавателя и студента. Применение данной схемы в автоматизированном тестировании обеспечило оценки достоверности наряду с существенным сокращением трудоемкости текущего контроля знаний.

У 4023

92. Левитин, М. М. Прощание с библиотекой : университетская библиотека уходит в историю / М. М. Левитин // Совет ректоров. – 2012. – № 9. – С. 22–25. – Библиогр.: 8 назв.

Развитие технологий меняет наши представления о мире, вынуждает изменяться многие традиционные социальные институты. Основное внимание сконцентрировано на изменениях, которые влечет широкое распространение информационных технологий для университетских библиотек. Подчеркивается, что те функции, которые ранее принадлежали библиотекам, остаются в прошлом. С ними достоянием истории становятся университетские библиотеки. Путей их сохранения автор не видит.

У 4258

93. Лещенко, Е. М. Математические модели управления обучением с учетом распределения времени усвоения знаний / Е. М. Лещенко // Регион : системы, экономика, упр. – 2012. – № 1 (16). – С. 131–136. – Библиогр.: 7 назв.

Представлены модели, позволяющие решить ряд важных педагогических задач управления обучением, таких как оптимальное распределение времени между учебными дисциплинами, определение затрат времени на изучение отдельных тем, разделов, курсов, построение оптимальной последовательности изучения дисциплины на основе поэтапного усвоения знаний и др.

У 3376

94. Ломовцева, О. А. Институционально-инновационные изменения системы национального высшего образования : возможности и вызовы современности / О. А. Ломовцева, М. В. Владыка // Нац. интересы : приоритеты и безопасность. – 2013. – № 2 (191). – С. 2–9. – Библиогр.: 20 назв.

Рассмотрены проблемы российского высшего образования в условиях глобализации и интернационализации высшей школы и предоставляемых ею образовательных услуг. Прослежены возможности и вызовы, создаваемые этими тенденциями. Дан анализ негативных тенденций, выявлены основные внешние и внутренние проблемы сектора. Доказано, что институциональные преобразования и структурная модернизация повысят конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность высшего образования.

У 4265

95. Лощилова, М. А. Особенности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе профильного обучения в Великобритании / М. А. Лощилова // Проф. образование в России и за рубежом. – 2012. – № 4 (8). – С. 17–19. – Библиогр.: 7 назв.

Великобритания одна из первых провозгласила принцип обучения, основывающийся на дифференцированной подготовке сообразно склонностям, интересам и успеваемости обучающихся. Эффективность реализации данного принципа подтверждается тем, что уровень занятости среди выпускников составляет 50,9% от их общего числа, что является одним из самых высоких показателей в Европе. Описаны основные формы взаимодействия образовательного учреждения и социальных партнёров, обеспечивающие преемственность и интеграцию уровней профильного и профессионального образования в Великобритании.

У 2495

96. Мартынюк, В. Н. Управление сетевым социальным проектированием и сетевым партнерством в системе дополнительного образования учащихся / В. Н. Мартынюк // Вестн. ун-та. – 2012. – № 16. – С. 225–228. – Библиогр.: 3 назв.

Менеджмент сетевого проектирования в дополнительном образовании учащихся рассматривается как управляемая система информационно-праксиологических сред учреждений дополнительного образования (УДО) и других социальных институтов, отличающаяся своей уникальностью в предоставлении образовательных услуг, обеспечивающих возможность их выбора. Выделены основные характеристики сетевого управления. Определена логика построения структурно-функциональной модели сетевого проектирования.

У 2837

97. Минаев, В. А. Чтобы не было погасших звезд : итоги мониторинга вузов / В. А. Минаев , Г. А. Шабанов // Высш. образование сегодня. – 2012. – № 12. – С. 4–7. – Библиогр.: 2 назв.

Как известно, российские вузы имеют низкие показатели в международных рейтингах, а современная система образования России не выполняет той роли движущего фактора развития экономики, которая отводится ей государством. Значительные вопросы и противоречия возникли после проведённого мониторинга деятельности отечественных вузов. Может ли считаться эффективным вуз, который получает от государства огромные финансовые вливания, традиционно имеет большие площади, но давно не имеет современных научных достижений? И наоборот, вуз, который динамично развивается в течение пяти лет, но по формальным признакам может быть отнесен к неэффективным? А как быть с эффективным высшим учебным заведением, к которому присоединили неэффективный вуз, и его показатели сразу стали хуже? Еще одна проблема, требующая решения, – это выработка объективно проверяемых критериев. Эти и другие проблемы затрагиваются авторами.  

У 3650

98. Миняйло, А. М. Инновационный менеджмент – необходимое условие организационно-экономического развития вуза / А. М. Миняйло,
В. К. Крылов, Д. Э. Каратеев // Вопр. новой экономики. – 2012. – № 4 (24). – С. 39–41.

Инновационный процесс в высшем образовании – это комплексная деятельность по созданию, освоению, внедрению необходимых инноваций или осовремененных новшеств (теорий, методик, it-технологий и т.п.) для подготовки качественно новых выпускников вуза. Направленность, темпы внедрения и результативность инновационных процессов зависят от социально-экономической среды, в которой вуз функционирует и развивается, оптимизации имеющихся в его распоряжении ресурсов, а также от качества управления самим вузом. Представлены научные аспекты инновационного менеджмента вуза. В управлении инновационными процессами вуза выделена совокупность управленческих действий, раскрыта совокупность инновационных методов менеджмента вуза.

Р 3100

99. Назарова, О. В. Мотивационная сфера преподавателя вуза с позиции менеджмента организаций / О. В. Назарова // Высш. образование в России. – 2012. – № 12. – С. 101–106. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрены подходы к развитию мотивации преподавателей и студентов вузов в процессе их совместной деятельности. Проанализированы принципы разработки когерентных и эффективных систем вознаграждения сотрудников образовательных организаций.

Р 622

100. Оболяева, Н. М. Устранение информационной асимметрии как инструмент повышения качества образования / Н. М. Оболяева // Геодезия и аэрофотосъемка (Изв. высш. учеб. заведений). – 2012. – № 6. – С. 123–124. – Библиогр.: 8 назв.

Информационная асимметрия – это такая ситуация, когда один из участников сделки или иного взаимодействия располагает большей по объему или более качественной информацией, чем другой. Рассматриваются особенности информационной асимметрии, которая возможна в сфере образования. Показано, что современное образование опирается на информационные и телекоммуникационные технологии, на методы информационного управления. Выделены две причины асимметрии применительно к образованию по информированности и по информационной ситуации. Раскрыты и показаны различия двух видов качества в вузе: внутреннего (нормативного) и внешнего (рыночного). Внешнее качество определяется мерой конкурентоспособности специалистов на рынке труда и их сравнительной активностью в профессиональной деятельности и карьерном росте.

У 3898

101. Петросян, С. М. Оценка современного состояния рынка услуг в сфере культуры / С. М. Петросян // Междунар. журн. прикладных и фундам. исслед. – 2012. – № 8. – С. 61–66. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматривается современное состояние рынка услуг в сфере культуры. Приводится описание черт, характерных для учреждений культуры, а также раскрывается сущность функционирования и развития услуг культуры. Предлагаются механизмы реализации стратегии развития отрасли куль-туры.

Н/18733 № 10 (65)

102. Питерова, А. Ю. Особенности коммуникационной деятельности вуза / А. Ю. Питерова // Альм. соврем. науки и образования. – 2012. – № 10 (65). – С. 153–158. – Библиогр.: 4 назв.

Раскрывается сущность и направления коммуникаций в организации. Особое внимание автор акцентирует на основных организационных подразделениях, осуществляющих коммуникационную деятельность, а также целевых аудиториях вуза и способах взаимодействия с ними. Подробно рассматриваются проблемные ситуации, а также основные ошибки подразделений в процессе освещения деятельности вуза.

Ар12-18774

103. Присяч, Е. Ю. Совершенствование организации интеграционной деятельности научно-образовательного комплекса на региональном уровне (на примере Северо-Западного региона) : автореф.  дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. Ю. Присяч. – Гатчина, 2012. – 27 с. – Библиогр.: 9 назв.

Целью исследования является обоснование системы организационно-экономических мер, направленных на совершенствование процедуры создания и регулирования интеграционных процессов в сфере образования в региональной экономике. Исследуемый объект – система организации интеграционных образовательных объединений в процессе развития рынка услуг и реформирования высшей школы на уровне региона. Для апробации методики в качестве информационной базы были использованы данные официальной статистики, проведены расчёты и проанализированы полученные результаты. 

У 4048

104. Самородова, Е. М. Анализ удовлетворенности и требований студенческой аудитории к уровню и качеству услуг, реализуемых вузом, как элемент СМК ОрелГИЭТ / Е. М. Самородова, И. Г. Паршутина // Вестн. ОрелГИЭТ. – 2012. – № 3 (21). – С. 113–119. – Библиогр.: 5 назв.

Основой обеспечения конкурентного преимущества организации на рынке является совершенствование его системы менеджмента и продукции. Наличие CMK означает способность обеспечить выполнение требований потребителей, требований со стороны государства и требований, предъявляемых организацией к собственной деятельности. Анализ требований и удовлетворенности потребителей относятся к основным процессам CMK. В статье на основе анализа фактологической информации делаются выводы об удовлетворённости внутренних потребителей услуг ОрёлГИЭТ, об их основных требованиях.

У 4023

105. Светлакова, Н. А. Модернизация библиотек : кадровый аспект проблемы / Н. А. Светлакова // Совет ректоров. – 2012. – № 9. – С. 16–21. – Библиогр.: 9 назв.

В XXI веке происходит изменение функций и методов работы библиотек. Это требует переквалификации кадров библиотекарей. В России положение усугубляется тем, что в последние годы в библиотеках появилось много сотрудников с непрофильным образованием. Им необходима переквалификация. Однако система дополнительного библиотечного образования не справляется с этой задачей. Она сама нуждается в серьёзных переменах. Анализируются основные направления этих изменений. Выдвигаются основные причины кризиса системы дополнительного библиотечного образования, сформулированы требования, которым она должна отвечать.

Р 16

106. Скляревская, В. А. Как повысить эффективность деятельности вузов? / В. А. Скляревская // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2013. – № 2. – С. 24–29. – Библиогр.: 5 назв.

Проанализированы критерии оценки эффективности государственных вузов, классифицированы причины низкого качества высшего образования и намечены пути их устранения.

Р 2622

107. Смирнова, А. Ю. Событийный менеджмент в современной библиотеке / А. Ю. Смирнова // Библиотековедение. – 2012. – № 6. – С. 20–25. – Библиогр.: 12 назв.

Современная библиотека, социокультурный смысл деятельности которой концентрируется на коммуникативном взаимодействии, начинает генерировать не только новые способы (например, оцифровка информационных ресурсов), но и интерактивные формы передачи социокультурного опыта, заключенного в письменных источниках библиотечного книжного фонда. Основное внимание сконцентрировано на практике применения зарубежными и отечественными библиотеками методов и инструментов событийного менеджмента в условиях глобальной информатизации и культурной глокализации.

У 2837

108. Соболева, Э. Ю. Развитие экспертных организаций в сфере образования / Э. Ю. Соболева // Высш. образование сегодня. – 2012. – № 12. – С. 8–13. – Библиогр.: 9 назв.

Международные обязательства России, обусловленные вступлением страны во Всемирную торговую организацию, предполагают проведение экспертиз качества образования, образовательного аудита, сформированные за рубежом в течение ряда десятилетий. В этом контексте рассмотрены этапы развития экспертной деятельности в сфере качества образования за рубежом, сделан анализ работы агентств по его аудиту качества в странах Европы.

Д 9-12/93343

109. Соколов, Е. А. Электронный документооборот вуза / Е. А. Соколов, С. Н. Середа // Перспективы развития информ. технологий : IX Междунар. науч.-практ. конф., 25 окт. 2012 г., Новосибирск : сб. материалов / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск, 2012. – С. 39–44. – Библиогр.: 16 назв.

Оперативность доступа, защищённость и актуальность информации о деятельности предприятия, необходимой для принятия решений со стороны руководства, являются необходимыми требованиями, предъявляемыми к системам электронного документооборота. Рассматриваются вопросы внедрения систем электронного документооборота в учебных заведениях. Дан анализ предметной области предложения готовых программных продуктов. Приведен вариант решения задачи организации электронного документооборота как информационного сервиса в автоматизированной информационной системе ВУЗа.

У 3397

110. Степанов, Ю. В. Проблемы взаимодействия государственных и предпринимательских структур в сфере образования / Ю. В. Степанов // Бизнес в законе. – 2012. – № 6. – С. 156–157. – Библиогр.: 2 назв.

Раскрываются проблемы и перспективы взаимодействия государственных и частных структур в образовании, среди которых выделены основные проблемы, препятствующие эффективному развитию частно-государственного партнерства в образовательной сфере. Эффективность развития этой формы партнерского Сотрудничества во многом расширяет возможности учебных заведений в подготовке специалистов более высокого уровня, а для бизнес-структур открывает возможности кадрового обновления производства в соответствии с потребностями инновационного развития экономики, в связи с чем показано, что развитие частно-государственного партнерства имеет в России большие перспективы.

Д 9-12/91929

111. Тушкина, Т. М. Об информационном сопровождении процесса внутреннего аудита системы менеджмента качества вуза / Т. М. Тушкина, В. П. Ердакова, В. А. Судаков // Упр. качеством образования, продукции и окружающей среды : материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф., 6 – 7 июля 2012 г. / Алт. гос. акад. образования им. В. М. Шукшина, Бийский технол. ин-т. – Бийск, 2012. – С. 153–155.

Авторами разработано программное обеспечение для сопровождения внутреннего аудита системы менеджмента качества (СМК). Функционирование автоматизированной информационной системы «Внутренний аудит» осуществляется в несколько этапов в течение одного цикла проверки – от её планирования до анализа устранения несоответствий требованиям СМК.

У 39

112. Федулов, Ю. П. Внутренние аудиты и результативность СМК : опыт Кубанского государственного аграрного университета / Ю. П. Федулов, И. Т. Заика, В. М. Смоленцев // Стандарты и качество. – 2013. – № 1 (907). – С. 76–80. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрены проблемы развития СМК (системы менеджмента качества). Особое внимание уделено возможности получить от СМК максимальную пользу как для развития вуза в целом, так и для деятельности по измерению и анализу в частности, поскольку внедрённые методы измерения результативности СМК задают ей общий формат и направленность на улучшения на основе системного подхода, превентивных мер, использования цикла PDCA (Plan – Do – Check – Act: планирование, осуществление, проверка, действие, цикл Шухарта – Деминга) и учёта рисков.

Р 16

113. Фролов, А. В. Реформа инновационной системы в США : от STEM к STEAM-образованию / А. В. Фролов // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2013. – № 1. – С. 101–105. – Библиогр.: 8 назв.

Синонимом образовательной реформы в США и стремления улучшить конкурентоспособность американской экономики стало STEM-образование. Акроним STEM означает первые буквы дисциплин: наука, технологии, инженерное дело и математика (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Но наряду с наукой и высокими технологиями, важнейшей сферой инновационной экономики становятся креативные индустрии (creative industries) или отрасли и креативная экономика в целом, основанные на творчестве и интеллектуальном капитале. Очевидный акцент на креативное направление инновационной экономики США сегодня проявляется, в частности, в том, что в STEM-образование активно включаются творческие, художественные дисциплины, объединенные общим термином Arts. Дисциплинами-лидерами в Arts пока являются промышленный дизайн, архитектура и индустриальная эстетика. В итоге идет процесс активного движения от STEM к STEAM-образованию. Представлен прогноз развития STEAM-образования как нового направления в науке, связанного с внедрением перспективных инновационных образовательных технологий и методов.  

У 2634

114. Щелкунов, М. Д. Государство и университет : модернизация по-российски / М. Д. Щелкунов // Вестн. ТИСБИ. – 2012. – № 4. – С. 14–24. – Библиогр.: 10 назв.

Университеты, получившие право на государственную поддержку, трансформируются в инструменты обслуживания текущих государственных интересов ценой отказа от традиционных ценностей, которые они ранее воспроизводили. Рассматриваются особенности университетского менеджмента, судьбы академической свободы, характер «управленческой революции» в университете.

У 3992

115. Яркова, И. В. Измерение качества образования как важнейшее условие повышения уровня маркетинговых знаний и умений / И. В. Яркова // Инициативы XXI в. – 2012. – № 3. – С. 49–53. – Библиогр.: 2 назв.

Раскрываются особенности оценивания индивидуальных образовательных достижений руководителей школ в системе дополнительного профессионального образования. Такой мониторинг в рамках учебного курса «Образовательный маркетинг» обеспечивает формирование личностной позиции обучающегося no отношению к своей профессиональной деятельности, ведёт к обновлению управленческой компетентности маркетинговой составляющей, а также служит основой для управления индивидуальными образовательными траекториями, совершенствования учебно-методических и контрольно-измерительных материалов.

См. также № 27, 57, 63, 116, 118, 139.

  
На главную