Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №4 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Д 9-12/91762

70. Акканина, Н. В. Повышение роли маркетинга в аграрном вузе при подготовке кадров для инновационного развития сельского хозяйства /
Н. В. Акканина, Н. Г. Володина, А. В. Пошатаев // Высшее образование для инновационной экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2012. – С. 127–132.

Рассматриваются ключевые проблемы, решение которых определяет качество маркетинговой образовательной услуги в вузе.

М/67490 № 2

71. Булычева, А. А. Оценка и анализ результатов труда персонала библиотек (на примере сети библиотек Министерства культуры Республики Мордовия) / А. А. Булычева // Наука и образование XXI века : материалы VI-й Междунар. науч.-практ. конф., 26 окт. 2012 г. / НОУ ВПО Соврем.техн. ин-т. – Рязань, 2012. – Т. 2. – С. 110–115. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены современные методологические особенности управления персоналом и его влияние на эффективность деятельности библиотеки.

У 2835

72. Винокуров, М. А. Направления совершенствования системы высшего образования в России / М. А. Винокуров // Изв. Иркут. гос. экон. акад. (Байкал. гос. ун-т экономики и права). – 2012. – № 5 (85). – С. 5–9.

Рассматриваются образовательные процессы в западных странах и в традиционной российской системе. Даются рекомендации по совершенствованию системы высшего образования в России.

Р 3100

73. Григораш, О. В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса / О. В. Григораш // Высш. образование в России. – 2013. – № 1. – С. 72–78. – Библиогр.: 2 назв.

Предложен алгоритм управления качеством образовательного процесса вуза, включающий в себя оценку качества подготовки студентов и качества деятельности профессорско-преподавательского состава.

Р 2227

74. Гусева, Е. Н. «Крым – 2012» : заметки необъективного очевидца / Е. Н. Гусева // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 2. – С. 7–18.

Освещены мероприятия конференции "Крым – 2012", в которых автор приняла участие; по каждому из них высказано личное мнение. Подчёркнута продуктивная роль дискуссий для выработки консолидированных решений.

У 3089

75. Данилов, А. Н. Управление открытой образовательной системой вуза на основе энтропийного подхода / А. Н. Данилов, В. Ю. Столбов // Системы упр. и информ. технологии. – 2012. – № 4.1 (50). – С. 204–208. – Библиогр.: 10 назв.

Рассмотрено применение энтропийного подхода к управлению открытыми образовательными системами. Показано, что повышение степени открытости системы образования требует новой организации учебного процесса и самоорганизации всех структурных подразделений вуза.

Р 2227

76. Дригайло, С. В. Мониторинг информационных запросов читателей отдела газетных фондов Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вер­надского / С. В. Дригайло // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 2. – С. 34–39. – Библиогр.: 6 назв.

Представлены итоги мониторинга информационных запросов читателей, проведённого с целью улучшения обслуживания пользователей на основании их предложений, пожеланий, отзывов. Учёт тенденций изменений в читательской аудитории поможет эффективно использовать средства, которые выделяются в настоящее время государством на библиотечное дело.

У 3300

77. Дубинина, О. А. Влияние информационных технологий на библиотеку и ее архитектуру / О. А. Дубинина // Библиосфера. – 2012. – № 4. –
С. 8–12. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматриваются вопросы проектирования нового типа зданий (медиатеки), появившегося в результате трансформации традиционной библиотеки под влиянием современных социальных, экономических и технологических условий. Выявляются и определяются базовые принципы проек­тирования, характерные требования к объёмно-пространственной компо­зиции зданий, сформировавшиеся под влиянием информационных технологий.

Д 9-12/91762

78. Еникеева, С. Д. Основные направления инновационного развития системы оценки качества высшего образования в Российской Федерации / С. Д. Еникеева // Высшее образование для инновационной экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2012. – С. 65–70. – Библиогр.: 5 назв.

Современные системы оценки качества высшего образования разделяют на два основных типа: европейская оценка системы качества высшего образования, принятая в странах, где имеются соответствующие государственные структуры, регулирующие развитие высшей школы, и американская система оценки качества высшего образования, принятая в тех странах, где государственных органов управления высшим образованием не существует. Рассматривается система оценки качества высшего образования в Российской Федерации.

Р 3510

79. Жабин, А. П. Особенности управления инвестициями в человеческий капитал высшего учебного заведения / А. П. Жабин, Е. С. Морозова // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. – 2012. – № 6 (92): Экономика. – С. 25–29. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается процесс управления инвестициями в человеческий капитал вуза в условиях инновационного развития. Даётся определение человеческого капитала вуза, выявлены методологические принципы и методы управления инвестициями в человеческий капитал. Предлагается формула для расчёта общей эффективности инвестиций в человеческий капитал всех категорий персонала в масштабах вуза в целом.

Д 9-12/92502

80. Завалишин, Р. И. Разработка обобщенного критерия оценки научной деятельности кафедры и его применение / Р. И. Завалишин // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике :
X Всерос. науч.-практ. конф. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2012. –
С. 323–326.

Одним из актуальных вопросов, связанных с улучшением информационной поддержки принятия управленческих решений на уровне кафедры является задача выработки обобщённого критерия оценки научно-исследовательской деятельности сотрудников и студентов, а также научного потенциала кафедры. Представлен краткий обзор основных подходов к оценке научной деятельности, используемых в настоящее время.

М/60657

81. Зимина, О. В. Эффективное развитие системы менеджмента качества – конкурентное преимущество вуза / О. В. Зимина // ВУЗ. XXI век. – 2012. – № 3 (40). – С. 21–29. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается процесс развития системы менеджмента качества (СМК) в высшем учебном заведении, роль руководителей всех уровней в эффективном функционировании СМК.

Д9-12/92452

82. Инновационные факторы развития высшего образования / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак.; под ред. В. П. Колесова, П. Н. Ломанова. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 238 с. – Библиогр. в конце отд. глав. – ISBN 978-5-317-04221-9.

Рассмотрены отдельные аспекты проблемы реформирования системы высшего образования в России и за рубежом, некоторые аспекты проблем качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями быстро развивающегося рынка труда в России. Представлены основные направления реформирования высшего образования в США, Германии, Франции и Англии. Предложена модель управления российским вузом на основе принципов корпоративного управления.

У 4122

83. Кужелева, С. А. Система информационной поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью вуза на основе ситуационного подхода / С. А. Кужелева // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Упр., вычисл. техника, информатика. Мед. приборостроение. – 2012. – № 2, ч. 3. – С. 194–198. – Библиогр.: 2 назв.

Представлена структурно-функциональная организация системы информационной поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью вуза на основе ситуационного подхода. Приводится краткое описание основных элементов системы.

У 2913

84. Логунова, О. С. Принципы реализации инновационной стратегии высшего учебного заведения / О. С. Логунова // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 11 (90). – С. 8–12. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются цели, принципы и технологии функционирования инноваций в высшей школе и их связь с образовательной и научной деятельностью учебного заведения. Инновационная стратегия развития высшего учебного заведения является важнейшим фактором успешной деятельности вуза в современных условиях.

Р 2227

85. Лузанова, Н. А. Основные подходы в работе с персоналом в системе менеджмента качества в Централизованной библиотечной системе Сургута / Н. А. Лузанова // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 2. – С. 57–64. – Библиогр.: 5 назв.

Представлен опыт работы с персоналом (обучение и развитие, мотивация, организация эффективного общения и учёт интересов, пожеланий сотрудников с целью совершенствования кадровой политики) ЦБС Сургута – лауреата Премии Правительства РФ за достижение значительных результатов в области качества.

У 3897

86. Маркова, Е. М. ИФЛА – 2012 : постзаметки-2 / Е. М. Маркова,
О. Г. Стёпина // Соврем. б-ка. – 2012. – № 10 (30). – С. 18–25.

Анализируется современное состояние библиотечного дела в Финляндии и России. Основываясь на опыте Финляндии, авторы выдвигают ряд предложений по реорганизации и стратегии развития отечественных публичных библиотек.

Д 9-12/93463

87. Морозова, Н. А. Маркетинг высшего образования как инструмент стратегического развития вуза / Н. А. Морозова, А. И. Ковалев // VIII-я Международная научная конференция "Актуальные вопросы современной экономической науки", 25 февр. 2012 г., г. Липецк : сб. докл. / Науч. партнерство "Аргумент" [и др.]; отв. ред. А. В. Горбенко. – Липецк, 2012. –
С. 86–92. – Библиогр.: 15 назв.

Рассматриваются различные подходы к определению сущности маркетинга в сфере образования, особенности маркетинга высшего образования. На основе анализа проблем и тенденций развития высшего образования выделены цели и задачи маркетинга высшего образования в условиях модернизации.

Ж 2-12/54092

88. Никифоров, О. Ю. Информационная система мониторинга, прогнозирования и стимулирования к инновационно-ориентированной деятельности научных и научно-педагогических кадров вуза / О. Ю. Никифоров, П. О. Тимошенко, А. А. Синицын // Сборник работ победителей отборочного тура Всероссийского смотра-конкурса научно-технического творчества студентов вузов "Эврика", май – июль 2012 г., Новочеркасск / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (Новочеркас. политехн. ин-т) . – Новочеркасск, 2012. – С. 5–7. – Библиогр.: 3 назв.

Проект направлен на создание универсального программного средства для контроля и критериальной экспертизы результатов деятельности научных и научно-педагогических кадров вуза. Система позволяет накапливать и обрабатывать данные о направлениях деятельности вуза, результатах работы, количественных и качественных характеристиках кадрового состава и на основе этой информации строить различные показатели деятельности как отдельного сотрудника, так и организации в целом. В рамках проекта разработана модель информационной системы, методика применения, программный комплекс и программа внедрения в учебно-производственный процесс на примере Вологодского государственного технического университета.

Р 2227

89. Олейник, О. Н. Формирование системы управления знаниями в условиях библиотечно-информационного центра / О. Н. Олейник // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 2. – С. 44–52. – Библиогр.: 11 назв.

Рассмотрены связи между данными, информацией, знанием и управлением знаниями; представление об управлением знаниями в библиотечном деле. Проанализированы этапы создания системы управления знаниями в библиотечно-информационном центре.

У 3361

90. Олейникова, И. Н. Компетентностная модель – ключевой фактор реформирования экономических отношений в системе высшего профессионального образования / И. Н. Олейникова // Вестн. Таганрог. ин-та упр. и экономики. – 2012. – № 2 (16). – С. 56–63. – Библиогр.: 12 назв.

Рассмотрены особенности экономических отношений в сфере образования как подсистемы общественного сектора экономики. Исследована специфика реализации компетентностной модели высшего профессионального образования в контексте реализации принципов Болонского процесca. На основе анализа результатов реализации принципов Болонского процесса в российском образовании выявлена организационно-экономическая составляющая реформы системы образования, создающая предпосылки для формирования конкурентных отношений на рынке образовательных услуг.

У 2495

91. Основы управления качеством образования / Н. А. Екимова [и др.] // Вестн. ун-та. – 2012. – № 17. – С. 159–165. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрены основы управления качеством образования в условиях открытых образовательных систем. Проанализирована идеология и методология открытого образования. Сформулированы критерии таких объектов качества как образовательная среда и образовательный результат.

Д 9-12/91762

92. Пахомова, Н. В. Университет как драйвер инновационного развития : опыт Германии / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер // Высшее образование для инновационной экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2012. – С. 290–297. – Библиогр.: 2 назв.

Показано, как инновационный рывок был осуществлён в университетах Восточной Германии и какой урок может быть извлечён из этого опыта для России.

Д 9-12/90600

93. Пивоваров, И. В. Стратегическое управление вузом : зарубежный опыт и российская практика / И. В. Пивоваров // Социально-экономические системы : проблемы теории и практики управления : тр. междунар. науч.-практ. конф., 16–18 июня 2011 г. / Северо-Кавк. акад. гос. службы [и др.]. – Ростов н/Д, 2012. – С. 139–144.

Среди особенностей стратегического управления в вузах отмечено наличие двух основных моделей – европейская и американская. Наглядным примером европейского метода стратегического управления является Лондонская школа экономики, примером американской модели – лучшие университеты США: Гарвард, Стэнфорд, Беркли, Массачусетский технологический институт, Йель, Корнелл, Принстон. Среди российских вузов интересным представляется опыт стратегического управления Государственного университета – Высшей школы экономики и ряда других вузов. Отмечаются проблемы реализации стратегического управления в российских вузах.

У 2913

94. Писаренко, К. Э. Метод управления требованиями к качеству образовательных услуг на разных уровнях системы менеджмента / К. Э. Писаренко, Р. Г. Шарафиев, В. Ж. Квитко // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 12 (91). – С. 12–17. – Библиогр.: 9 назв.

Представлены оригинальные методы и модели менеджмента, разработанные авторами и отличающиеся от прочих направленностью на улучшение качества образовательных услуг за счёт совершенствования не только систем менеджмента в целом, но и их отдельных уровней.

У 3361

95. Подопригора, М. Г. К вопросу об эффективности и конкурентоспособности российских вузов / М. Г. Подопригора // Вестн. Таганрог. ин-та упр. и экономики. – 2012. – № 2 (16). – С. 64–70. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрена проблема поиска инструментарных средств повышения эффективности функционирования системы конкурент-менеджмента российских высших учебных заведений. Предложена алгоритмизированная модель формирования и апробации механизма стратегического управления конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг.

Д 9-12/91762

96. Покладок, Е. Б. Механизмы внешней и внутренней оценки качества высшего образования во Франции / Е. Б. Покладок // Высшее образование для инновационной экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2012. – С. 304–310.

Основной инстанцией в сфере оценки качества высшей школы во Франции с 2007 г. является независимый административный орган AERES – Агентство по оценке науки и высшего образования. Излагаются принципы и методы его работы. Систему управления качеством в высшей школе Франции можно характеризовать как достаточно централизованную и одновременно очень гибкую в плане сочетания внешней и внутренней оценки. Внешняя оценка исходит из отчёта самооценки и анализа выполнения миссий вузов. Методология AERES по оценке и самооценке качества высшего образования призывает подходить к оцениванию в стратегическом ключе. Принципы работы – прозрачность, компетентность, независимость. AERES учитывает европейские директивные линии по обеспечению качества, однако европейские документы значительно перерабатываются с учётом национальных особенностей высшей школы.

Р 3100

97. Роль системы менеджмента качества в развитии человеческого капитала вуза / Ю. П. Федулов [и др.] // Высш. образование в России. – 2013. – № 1. – С. 59–67. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрен опыт разработки и внедрения системы менеджмента качества в Кубанском государственном аграрном университете (ГАУ). Представлен апробированный подход к оценке результативности и совершенствованию системы менеджмента качества (СМК), характеризующий динамику развития университета.

Д 9-12/91762

98. Рудакова, О. С. О подходах к оценке научного потенциала вуза /
О. С. Рудакова, А. О. Блинов // Высшее образование для инновационной экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2012. – С. 210–217. – Библиогр.: 4 назв.

Проблема повышения научного потенциала российских образовательных учреждений рассматривается как одна из важнейших проблем российской образовательной системы. Научный потенциал образовательного учреждения выступает, с одной стороны, движущей силой качества образовательных услуг, оказываемых вузом, а с другой – маркетинговым фактором как на рынке образовательных услуг, так и в рамках территориального маркетинга, обуславливая имидж образовательного учреждения в пределах и за пределами определённого региона. Определены факторы-индикаторы методики научного потенциала вузов.

У 1562

99. Седых, В. В. Интеллектуальная собственность вуза как стратегический ресурс развития внебюджетной деятельности / В. В. Седых // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2012. – № 4 (52). –
С. 110–116. – Библиогр.: 19 назв.

Рассмотрена проблематика получения знаний и информации обществом в стадии его постиндустриального развития. Обосновано значение развития внебюджетной деятельности российских высших учебных заведений как фактора качества и доступности образования. Затронуты вопросы значимости бюджетного финансирования системы высшего профессионального образования в России, реформы этой области конца 1990-х – начала 2000-х годов. Обозначены тенденции в системе высшей школы по накоплению, защите и продвижению интеллектуальной деятельности как собственности вузов. Объекты интеллектуальной собственности представлены экономическими ресурсами в виде нематериальных активов для субъектов хозяйствования отраслей национальной экономики России.

Р 3100

100. Селиверстова, О. И. Модернизация системы образования в свете присоединения России к ВТО / О. И. Селиверстова // Высш. образование в России. – 2013. – № 2. – С. 9–16. – Библиогр.: 5 назв.

Оценивается влияние присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) на сферу образовательных услуг. Проведён анализ специфических обязательств, принятых Российской Федерацией в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами в контексте реформирования законодательства об образовании. В частности, рассмотрены нормы Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", регулирующие отношения по оказанию образовательных услуг, в связи с международными обязательствами России.

Р 3100

101. Сенашенко, В. С. Образование и процессы глобализации /
В. С. Сенашенко // Высш. образование в России. – 2013. – № 1. – С. 48–53. – Библиогр.: 10 назв.

Проведён анализ некоторых возможных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) для системы высшего образования. В частности, в этом контексте рассмотрены проблемы и трудности формирования образовательных программ в структуре системы высшего образования. Рассмотрены механизмы минимизации этих трудностей.

Д 9-12/91762

102. Смирнов, С. Н. Проблемы инновационного развития высшего образования / С. Н. Смирнов // Высшее образование для инновационной экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2012. – С. 101–106. – Библиогр.: 2 назв.

Подготовка конкурентоспособных специалистов на современном этапе требует внедрения инновационной модели управления высшими учебными заведениями. Внедрение инновационных подходов к управлению требует соответствующих подходов и к реализации возможных инноваций. Таким подходом должно быть применение методов проектного менеджмента, который позволяет планомерно реализовывать определённое направление. Особого внимания в процессе внедрения инновационной модели управления в вузах требует использование новейших технологий управления качеством образовательных услуг. Одной из наиболее распространённых и эффективных современных концепций управления качеством является концепция общего менеджмента качества (TQM).

У 2495

103. Сундукова, Г. М. Об управлении интеллектуальным капиталом вуза / Г. М. Сундукова // Вестн. ун-та. – 2012. – № 17. – С. 168–173. – Библиогр.: 2 назв.

Сегодня интеллектуальный капитал становится ключевым фактором создания стоимости компании. Рассмотрены особенности данного явления, его влияние на деятельность вуза. Сделан вывод о том, что формирование интеллектуального капитала вуза основано на процессном подходе, а обеспечение роста интеллектуального капитала требует стратегического подхода.

М/66650

104. Сысоева, Ю. Ю. Выбор стратегии управления вузом в условиях динамичной внешней среды / Ю. Ю. Сысоева // Вестн. НГИЭИ. Сер. Экон. науки. – 2012. – Вып. 1 (8). – С. 141–150. – Библиогр.: 6 назв.

В современных условиях функционирования организаций важным этапом стратегического менеджмента является не только разработка рациональной стратегии, но и обеспечение его экономически эффективной реализации. Качественно новый подход может быть основан на использовании адаптационного механизма реализации стратегии.

Д 9-12/92460

105. Хорев, П. Б. Управление работой кафедры с помощью прикладного решения "1C: Университет" / П. Б. Хорев // Современные проблемы информационной безопасности и программной инженерии : сб. избр. ст. науч.-метод. семинара № 1 (4) Каф. информ. безопасности и прогр. инженерии, 28 – 30 июня 2012 г. / Рос. гос. соц. ун-т. – М., 2012. – С. 55–59. – Библиогр.: 5 назв.

Прикладное решение "1C: Университет" предназначено для автоматизации основных административных задач, связанных с управлением образовательным учреждением. Приводятся основные характеристики этого прикладного решения.

У 3761

106. Шрайберг, Я. Л. В поиске компромиссов / Я. Л. Шрайберг // Кн. индустрия. – 2013. – № 1 (103). – С. 51–53.

Представлена беседа с генеральным директором Государственной публичной научно-технической библиотеки, председателем Оргкомитета Международной конференции "Крым" Яковом Леонидовичем Шрайбергом. Речь идёт об итогах 2012 года и планах проведения крупнейших библиотечных форумов – "Крым" и "ЛИБКОМ", о сервисе "Google Play Книги в России" и будущем российских библиотек.

См. также № 23, 54, 56, 107.

  
На главную