Менеджмент и маркетинг
Д 9-12/91762
70. Акканина, Н. В. Повышение роли маркетинга в аграрном
вузе при подготовке кадров для инновационного развития сельского хозяйства /
Н. В. Акканина, Н. Г. Володина, А. В. Пошатаев // Высшее образование
для инновационной экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. :
тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М.,
2012. – С. 127–132.
Рассматриваются ключевые проблемы, решение которых определяет
качество маркетинговой образовательной услуги в вузе.
М/67490 № 2
71. Булычева, А. А. Оценка и анализ результатов труда
персонала библиотек (на примере сети библиотек Министерства культуры
Республики Мордовия) / А. А. Булычева // Наука и образование XXI века :
материалы VI-й Междунар. науч.-практ. конф., 26 окт. 2012 г. / НОУ ВПО
Соврем.техн. ин-т. – Рязань, 2012. – Т. 2. – С. 110–115. – Библиогр.: 4 назв.
Рассмотрены современные методологические особенности управления
персоналом и его влияние на эффективность деятельности библиотеки.
У 2835
72. Винокуров, М. А. Направления совершенствования
системы высшего образования в России / М. А. Винокуров // Изв. Иркут. гос.
экон. акад. (Байкал. гос. ун-т экономики и права). – 2012. – № 5 (85). – С.
5–9.
Рассматриваются образовательные процессы в западных странах и в
традиционной российской системе. Даются рекомендации по совершенствованию
системы высшего образования в России.
Р 3100
73. Григораш, О. В. Повышение эффективности управления
качеством образовательного процесса / О. В. Григораш // Высш. образование в
России. – 2013. – № 1. – С. 72–78. – Библиогр.: 2 назв.
Предложен алгоритм управления качеством образовательного
процесса вуза, включающий в себя оценку качества подготовки студентов и
качества деятельности профессорско-преподавательского состава.
Р 2227
74. Гусева, Е. Н. «Крым – 2012» : заметки необъективного
очевидца / Е. Н. Гусева // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 2. – С. 7–18.
Освещены мероприятия конференции "Крым – 2012", в которых автор
приняла участие; по каждому из них высказано личное мнение. Подчёркнута
продуктивная роль дискуссий для выработки консолидированных решений.
У 3089
75. Данилов, А. Н. Управление открытой образовательной
системой вуза на основе энтропийного подхода / А. Н. Данилов, В. Ю. Столбов //
Системы упр. и информ. технологии. – 2012. – № 4.1 (50). – С. 204–208. –
Библиогр.: 10 назв.
Рассмотрено применение энтропийного подхода к управлению
открытыми образовательными системами. Показано, что повышение степени
открытости системы образования требует новой организации учебного процесса и
самоорганизации всех структурных подразделений вуза.
Р 2227
76. Дригайло, С. В. Мониторинг информационных запросов
читателей отдела газетных фондов Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского
/ С. В. Дригайло // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 2. – С. 34–39. – Библиогр.:
6 назв.
Представлены итоги мониторинга информационных запросов
читателей, проведённого с целью улучшения обслуживания пользователей на
основании их предложений, пожеланий,
отзывов. Учёт тенденций изменений в читательской аудитории поможет эффективно
использовать средства, которые выделяются в настоящее время государством на
библиотечное дело.
У 3300
77. Дубинина, О. А. Влияние информационных технологий на
библиотеку и ее архитектуру / О. А. Дубинина // Библиосфера. – 2012. – № 4. –
С. 8–12. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматриваются вопросы проектирования нового типа зданий (медиатеки),
появившегося в результате трансформации традиционной библиотеки под влиянием
современных социальных, экономических и технологических условий. Выявляются и
определяются базовые принципы проектирования,
характерные требования к объёмно-пространственной композиции
зданий, сформировавшиеся под влиянием информационных технологий.
Д 9-12/91762
78. Еникеева, С. Д. Основные направления инновационного
развития системы оценки качества высшего образования в Российской Федерации /
С. Д. Еникеева // Высшее образование для инновационной экономики : Всерос.
науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им.
М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2012. – С. 65–70. – Библиогр.: 5 назв.
Современные системы оценки качества высшего образования
разделяют на два основных типа: европейская оценка системы качества высшего
образования, принятая в странах, где имеются соответствующие государственные
структуры, регулирующие развитие высшей школы, и американская система оценки
качества высшего образования, принятая в тех странах, где государственных
органов управления высшим образованием не существует. Рассматривается система
оценки качества высшего образования в Российской Федерации.
Р 3510
79. Жабин, А. П. Особенности управления инвестициями в
человеческий капитал высшего учебного заведения / А. П. Жабин, Е. С. Морозова
// Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. – 2012. – № 6 (92): Экономика. – С. 25–29.
– Библиогр.: 4 назв.
Рассматривается процесс управления инвестициями в человеческий
капитал вуза в условиях инновационного развития. Даётся определение
человеческого капитала вуза, выявлены методологические принципы и методы
управления инвестициями в человеческий капитал. Предлагается формула для
расчёта общей эффективности инвестиций в человеческий капитал всех категорий
персонала в масштабах вуза в целом.
Д 9-12/92502
80. Завалишин, Р. И. Разработка обобщенного критерия
оценки научной деятельности кафедры и его применение / Р. И. Завалишин //
Современные информационные технологии в науке, образовании и практике :
X Всерос. науч.-практ. конф. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2012. –
С. 323–326.
Одним из актуальных вопросов, связанных с улучшением
информационной поддержки принятия управленческих решений на уровне кафедры
является задача выработки обобщённого критерия оценки научно-исследовательской
деятельности сотрудников и студентов, а также научного потенциала кафедры.
Представлен краткий обзор основных подходов к оценке научной деятельности,
используемых в настоящее время.
М/60657
81. Зимина, О. В. Эффективное развитие системы
менеджмента качества – конкурентное преимущество вуза / О. В. Зимина // ВУЗ.
XXI век. – 2012. – № 3 (40). – С. 21–29. – Библиогр.: 4 назв.
Рассматривается процесс развития системы менеджмента качества (СМК)
в высшем учебном заведении, роль руководителей всех уровней в эффективном
функционировании СМК.
Д9-12/92452
82. Инновационные факторы развития высшего образования /
МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак.; под
ред. В. П. Колесова, П. Н. Ломанова. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 238 с. –
Библиогр. в конце отд. глав. – ISBN 978-5-317-04221-9.
Рассмотрены отдельные аспекты проблемы реформирования системы
высшего образования в России и за рубежом, некоторые аспекты проблем качества
подготовки специалистов в соответствии с требованиями быстро развивающегося
рынка труда в России. Представлены основные направления реформирования высшего
образования в США, Германии, Франции и Англии. Предложена модель управления
российским вузом на основе принципов корпоративного управления.
У 4122
83. Кужелева, С. А. Система информационной поддержки
принятия решений для управления конкурентоспособностью вуза на основе
ситуационного подхода / С. А. Кужелева // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Упр.,
вычисл. техника, информатика. Мед. приборостроение. – 2012. – № 2, ч. 3. – С.
194–198. – Библиогр.: 2 назв.
Представлена структурно-функциональная организация системы
информационной поддержки принятия решений для управления
конкурентоспособностью вуза на основе ситуационного подхода. Приводится
краткое описание основных элементов системы.
У 2913
84. Логунова, О. С. Принципы реализации инновационной
стратегии высшего учебного заведения / О. С. Логунова // Качество. Инновации.
Образование. – 2012. – № 11 (90). – С. 8–12. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматриваются цели, принципы и технологии функционирования
инноваций в высшей школе и их связь с образовательной и научной деятельностью
учебного заведения. Инновационная стратегия развития высшего учебного
заведения является важнейшим фактором успешной деятельности вуза в современных
условиях.
Р 2227
85. Лузанова, Н. А. Основные подходы в работе с
персоналом в системе менеджмента качества в Централизованной библиотечной
системе Сургута / Н. А. Лузанова // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 2. – С.
57–64. – Библиогр.: 5 назв.
Представлен опыт работы с персоналом (обучение и развитие,
мотивация, организация эффективного общения и учёт интересов, пожеланий
сотрудников с целью совершенствования кадровой политики) ЦБС Сургута –
лауреата Премии Правительства РФ за достижение значительных результатов в
области качества.
У 3897
86. Маркова, Е. М. ИФЛА – 2012 : постзаметки-2 / Е. М.
Маркова, О. Г. Стёпина // Соврем. б-ка. – 2012. – № 10 (30). – С. 18–25.
Анализируется современное состояние библиотечного дела в
Финляндии и России. Основываясь на опыте Финляндии, авторы выдвигают ряд
предложений по реорганизации и стратегии развития отечественных публичных
библиотек.
Д 9-12/93463
87. Морозова, Н. А. Маркетинг высшего образования как
инструмент стратегического развития вуза / Н. А. Морозова, А. И. Ковалев //
VIII-я Международная научная конференция "Актуальные вопросы современной
экономической науки", 25 февр. 2012 г., г. Липецк : сб. докл. / Науч.
партнерство "Аргумент" [и др.]; отв. ред. А. В. Горбенко. – Липецк, 2012. –
С. 86–92. – Библиогр.: 15 назв.
Рассматриваются различные подходы к определению сущности
маркетинга в сфере образования, особенности маркетинга высшего образования. На
основе анализа проблем и тенденций развития высшего образования выделены цели
и задачи маркетинга высшего образования в условиях модернизации.
Ж 2-12/54092
88. Никифоров, О. Ю. Информационная система мониторинга,
прогнозирования и стимулирования к инновационно-ориентированной деятельности
научных и научно-педагогических кадров вуза / О. Ю. Никифоров, П. О.
Тимошенко, А. А. Синицын // Сборник работ победителей отборочного тура
Всероссийского смотра-конкурса научно-технического творчества студентов вузов
"Эврика", май – июль 2012 г., Новочеркасск / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (Новочеркас.
политехн. ин-т) . – Новочеркасск, 2012. – С. 5–7. – Библиогр.: 3 назв.
Проект направлен на создание универсального программного
средства для контроля и критериальной экспертизы результатов деятельности
научных и научно-педагогических кадров вуза. Система позволяет накапливать и
обрабатывать данные о направлениях деятельности вуза, результатах работы,
количественных и качественных характеристиках кадрового состава и на основе
этой информации строить различные показатели деятельности как отдельного
сотрудника, так и организации в целом. В рамках проекта разработана модель
информационной системы, методика применения, программный комплекс и программа
внедрения в учебно-производственный процесс на примере Вологодского
государственного технического университета.
Р 2227
89. Олейник, О. Н. Формирование системы управления
знаниями в условиях библиотечно-информационного центра / О. Н. Олейник // Науч.
и техн. б-ки. – 2013. – № 2. – С. 44–52. – Библиогр.: 11 назв.
Рассмотрены связи между данными, информацией, знанием и
управлением знаниями; представление об управлением знаниями в библиотечном
деле. Проанализированы этапы создания системы управления знаниями в
библиотечно-информационном центре.
У 3361
90. Олейникова, И. Н. Компетентностная модель – ключевой
фактор реформирования экономических отношений в системе высшего
профессионального образования / И. Н. Олейникова // Вестн. Таганрог. ин-та упр.
и экономики. – 2012. – № 2 (16). – С. 56–63. – Библиогр.: 12 назв.
Рассмотрены особенности экономических отношений в сфере
образования как подсистемы общественного сектора экономики. Исследована
специфика реализации компетентностной модели высшего профессионального
образования в контексте реализации принципов Болонского процесca. На основе
анализа результатов реализации принципов Болонского процесса в российском
образовании выявлена организационно-экономическая составляющая реформы системы
образования, создающая предпосылки для формирования конкурентных отношений на
рынке образовательных услуг.
У 2495
91. Основы управления качеством образования / Н. А.
Екимова [и др.] // Вестн. ун-та. – 2012. – № 17. – С. 159–165. – Библиогр.: 3
назв.
Рассмотрены основы управления качеством образования в условиях
открытых образовательных систем. Проанализирована идеология и методология
открытого образования. Сформулированы критерии таких объектов качества как
образовательная среда и образовательный результат.
Д 9-12/91762
92. Пахомова, Н. В. Университет как драйвер
инновационного развития : опыт Германии / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер //
Высшее образование для инновационной экономики : Всерос. науч.-практ. конф.,
22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова,
Экон. фак. – М., 2012. – С. 290–297. – Библиогр.: 2 назв.
Показано, как инновационный рывок был осуществлён в
университетах Восточной Германии и какой урок может быть извлечён из этого
опыта для России.
Д 9-12/90600
93. Пивоваров, И. В. Стратегическое управление вузом :
зарубежный опыт и российская практика / И. В. Пивоваров //
Социально-экономические системы : проблемы теории и практики управления : тр.
междунар. науч.-практ. конф., 16–18 июня 2011 г. / Северо-Кавк. акад. гос.
службы [и др.]. – Ростов н/Д, 2012. – С. 139–144.
Среди особенностей стратегического управления в вузах отмечено
наличие двух основных моделей – европейская и американская. Наглядным примером
европейского метода стратегического управления является Лондонская школа
экономики, примером американской модели – лучшие университеты США: Гарвард,
Стэнфорд, Беркли, Массачусетский технологический институт, Йель, Корнелл,
Принстон. Среди российских вузов интересным представляется опыт
стратегического управления Государственного университета – Высшей школы
экономики и ряда других вузов. Отмечаются проблемы реализации стратегического
управления в российских вузах.
У 2913
94. Писаренко, К. Э. Метод управления требованиями к
качеству образовательных услуг на разных уровнях системы менеджмента / К. Э.
Писаренко, Р. Г. Шарафиев, В. Ж. Квитко //
Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 12 (91). – С. 12–17. –
Библиогр.: 9 назв.
Представлены оригинальные методы и модели менеджмента,
разработанные авторами и отличающиеся от прочих направленностью на улучшение
качества образовательных услуг за счёт совершенствования не только систем
менеджмента в целом, но и их отдельных уровней.
У 3361
95. Подопригора, М. Г. К вопросу об эффективности и
конкурентоспособности российских вузов / М. Г. Подопригора // Вестн. Таганрог.
ин-та упр. и экономики. – 2012. – № 2 (16). – С. 64–70. – Библиогр.: 7 назв.
Рассмотрена проблема поиска инструментарных средств повышения
эффективности функционирования системы конкурент-менеджмента российских высших
учебных заведений. Предложена алгоритмизированная модель формирования и
апробации механизма стратегического управления конкурентоспособностью вуза на
рынке образовательных услуг.
Д 9-12/91762
96. Покладок, Е. Б. Механизмы внешней и внутренней оценки
качества высшего образования во Франции / Е. Б. Покладок // Высшее образование
для инновационной экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. :
тез. выступлений / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М.,
2012. – С. 304–310.
Основной инстанцией в сфере оценки качества высшей школы во
Франции с 2007 г. является независимый административный орган AERES –
Агентство по оценке науки и высшего образования. Излагаются принципы и методы
его работы. Систему управления качеством в высшей школе Франции можно
характеризовать как достаточно централизованную и одновременно очень гибкую в
плане сочетания внешней и внутренней оценки. Внешняя оценка исходит из отчёта
самооценки и анализа выполнения миссий вузов. Методология AERES по оценке и
самооценке качества высшего образования призывает подходить к оцениванию в
стратегическом ключе. Принципы работы – прозрачность, компетентность,
независимость. AERES учитывает европейские директивные линии по обеспечению
качества, однако европейские документы значительно перерабатываются с учётом
национальных особенностей высшей школы.
Р 3100
97. Роль системы менеджмента качества в развитии
человеческого капитала вуза / Ю. П. Федулов [и др.] // Высш. образование в
России. – 2013. – № 1. – С. 59–67. – Библиогр.: 3 назв.
Рассмотрен опыт разработки и внедрения системы менеджмента
качества в Кубанском государственном аграрном университете (ГАУ). Представлен
апробированный подход к оценке результативности и совершенствованию системы
менеджмента качества (СМК), характеризующий динамику развития университета.
Д 9-12/91762
98. Рудакова, О. С. О подходах к оценке научного
потенциала вуза / О. С. Рудакова, А. О. Блинов // Высшее образование для инновационной
экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений
/ Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова,
Экон. фак. – М., 2012. – С. 210–217. – Библиогр.: 4 назв.
Проблема повышения научного потенциала российских
образовательных учреждений рассматривается как одна из важнейших проблем
российской образовательной системы. Научный потенциал образовательного
учреждения выступает, с одной стороны, движущей силой качества образовательных
услуг, оказываемых вузом, а с другой – маркетинговым фактором как на рынке
образовательных услуг, так и в рамках территориального маркетинга,
обуславливая имидж образовательного учреждения в пределах и за пределами
определённого региона. Определены факторы-индикаторы методики научного
потенциала вузов.
У 1562
99. Седых, В. В. Интеллектуальная собственность вуза как
стратегический ресурс развития внебюджетной деятельности / В. В. Седых //
Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. – 2012. – № 4 (52). –
С. 110–116. – Библиогр.: 19 назв.
Рассмотрена проблематика получения знаний и информации обществом
в стадии его постиндустриального развития. Обосновано значение развития
внебюджетной деятельности российских высших учебных заведений как фактора
качества и доступности образования. Затронуты вопросы значимости бюджетного
финансирования системы высшего профессионального образования в России, реформы
этой области конца 1990-х – начала 2000-х годов. Обозначены тенденции в
системе высшей школы по накоплению, защите и продвижению интеллектуальной
деятельности как собственности вузов. Объекты интеллектуальной собственности
представлены экономическими ресурсами в виде нематериальных активов для
субъектов хозяйствования отраслей национальной экономики России.
Р 3100
100. Селиверстова, О. И. Модернизация системы образования
в свете присоединения России к ВТО / О. И. Селиверстова // Высш. образование в
России. – 2013. – № 2. – С. 9–16. – Библиогр.: 5 назв.
Оценивается влияние присоединения России к Всемирной торговой
организации (ВТО) на сферу образовательных услуг. Проведён анализ
специфических обязательств, принятых Российской Федерацией в соответствии с
Генеральным соглашением по торговле услугами в контексте реформирования
законодательства об образовании. В частности, рассмотрены нормы Федерального
закона "Об образовании в Российской Федерации", регулирующие отношения по
оказанию образовательных услуг, в связи с международными обязательствами
России.
Р 3100
101. Сенашенко, В. С. Образование и процессы глобализации
/ В. С. Сенашенко // Высш.
образование в России. – 2013. – № 1. – С. 48–53. – Библиогр.: 10 назв.
Проведён анализ некоторых возможных последствий вступления
России во Всемирную торговую организацию (ВТО) для системы высшего
образования. В частности, в этом контексте рассмотрены проблемы и трудности
формирования образовательных программ в структуре системы высшего образования.
Рассмотрены механизмы минимизации этих трудностей.
Д 9-12/91762
102. Смирнов, С. Н. Проблемы инновационного развития
высшего образования / С. Н. Смирнов // Высшее образование для инновационной
экономики : Всерос. науч.-практ. конф., 22 нояб. 2012 г. : тез. выступлений /
Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2012. – С. 101–106. –
Библиогр.: 2 назв.
Подготовка конкурентоспособных специалистов на современном этапе
требует внедрения инновационной модели управления высшими учебными
заведениями. Внедрение инновационных подходов к управлению требует
соответствующих подходов и к реализации возможных инноваций. Таким подходом
должно быть применение методов проектного менеджмента, который позволяет
планомерно реализовывать определённое направление. Особого внимания в процессе
внедрения инновационной модели управления в вузах требует использование
новейших технологий управления качеством образовательных услуг. Одной из
наиболее распространённых и эффективных современных концепций управления
качеством является концепция общего менеджмента качества (TQM).
У 2495
103. Сундукова, Г. М. Об управлении интеллектуальным
капиталом вуза / Г. М. Сундукова // Вестн. ун-та. – 2012. – № 17. – С.
168–173. – Библиогр.: 2 назв.
Сегодня интеллектуальный капитал становится ключевым фактором
создания стоимости компании. Рассмотрены особенности данного явления, его
влияние на деятельность вуза. Сделан вывод о том, что формирование
интеллектуального капитала вуза основано
на процессном подходе, а обеспечение роста интеллектуального капитала требует
стратегического подхода.
М/66650
104. Сысоева, Ю. Ю. Выбор стратегии управления вузом в
условиях динамичной внешней среды / Ю. Ю. Сысоева // Вестн. НГИЭИ. Сер. Экон.
науки. – 2012. – Вып. 1 (8). – С. 141–150. – Библиогр.: 6 назв.
В современных условиях функционирования организаций важным
этапом стратегического менеджмента является не только разработка рациональной
стратегии, но и обеспечение его экономически эффективной реализации.
Качественно новый подход может быть основан на использовании адаптационного
механизма реализации стратегии.
Д 9-12/92460
105. Хорев, П. Б. Управление работой кафедры с помощью
прикладного решения "1C: Университет" / П. Б. Хорев // Современные проблемы
информационной безопасности и программной инженерии : сб. избр. ст.
науч.-метод. семинара № 1 (4) Каф. информ. безопасности и прогр.
инженерии, 28 – 30 июня 2012 г. / Рос. гос.
соц. ун-т. – М., 2012. – С. 55–59. – Библиогр.: 5 назв.
Прикладное решение "1C: Университет" предназначено для
автоматизации основных административных задач, связанных с управлением
образовательным учреждением. Приводятся основные характеристики этого
прикладного решения.
У 3761
106. Шрайберг, Я. Л. В поиске компромиссов / Я. Л.
Шрайберг // Кн. индустрия. – 2013. – № 1 (103). – С. 51–53.
Представлена беседа с генеральным директором Государственной
публичной научно-технической библиотеки, председателем Оргкомитета
Международной конференции "Крым" Яковом Леонидовичем Шрайбергом. Речь идёт об
итогах 2012 года и планах проведения крупнейших библиотечных форумов – "Крым"
и "ЛИБКОМ", о сервисе "Google Play Книги в России" и будущем российских
библиотек.
См. также № 23, 54, 56, 107.
|