Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №4 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

У 3386

44. Автоматизация доставки научно-образовательных ресурсов и контроля их усвоения / М. И. Карякин [и др.] // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 4. – С. 97–104. – Библиогр.: 11 назв.

Представлена автоматизированная система контроля знаний, которая даёт возможность: "доверить" компьютеру определённую часть работы преподавателя, что позволяет ускорить и упростить процесс проверки индивидуальных заданий; в любой момент времени представить преподавателю полную информацию о степени выполнения заданий любым студентом группы и группой в целом; повысить степень самостоятельной работы студента за счёт относительно самостоятельного поиска и локализации ошибки при решении индивидуального задания и самостоятельного изучения рекомендуемого преподавателем материала; индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счёт разработки различных типов распределения заданий для отдельного студента.

У 4122

45. Аналитический обзор информационно-образовательных систем / В. М. Буторин [и др.] // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Упр., вычисл. техника, информатика. Мед. приборостроение. – 2012. – № 2, ч. 3. – С. 24–27. – Библиогр.: 1 назв.

Приводится краткий обзор и анализ информационных систем для построения информационно-образовательного мультимедийного интерактивного пространства. Информация может применяться при разработке систем электронного дистанционного обучения.

У 4122

46. Аникина, Е. И. Электронное обучение в вузе / Е. И. Аникина,
Н. Н. Бочанова, А. А. Черепанов // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Упр., вычисл. техника, информатика. Мед. приборостроение. – 2012. – № 2, ч. 3. –
С. 59–63. – Библиогр.: 3 назв.

Излагаются основные направления развития электронного обучения (e-learning) в высшем образовании, возможности и преимущества электронного образования по сравнению с традиционными формами обучения. Описаны основные возможности системы управления обучением MOODLE.

Ж 2-12/54092

47. Гринченкова, А. Д. Об одном подходе к формированию инновационных образовательных ресурсов / А. Д. Гринченкова // Сборник работ победителей отборочного тура Всероссийского смотра-конкурса научно-технического творчества студентов вузов "Эврика", май – июль 2012 г., Новочеркасск / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (Новочеркас. политехн. ин-т) . – Новочеркасск, 2012. – С. 47–49.

При реализации вариативных образовательных траекторий в корпоративной образовательной среде возникает необходимость выработки единых принципов формирования структуры и содержания учебно-методических материалов, используемых в учебном процессе в вузах-партнёрах. В качестве основного элемента унифицированной структуры предлагается использовать учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД), который является частью основной образовательной программы вуза для всех направлений или специальной подготовки, а на его базе – электронного УМКД (ЭУМКД). Приведена стартовая страница ЭУМКД "Функциональное и логическое программирование", который был разработан и внедрён в учебном процессе в Южно-Российском государственном техническом университете.

Д 9-12/92502

48. Дырдина, Е. В. Стандарты ИКТ-компетентности : обзор зарубежного и российского опыта / Е. В. Дырдина, В. В. Запорожко // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике : X Всерос. науч.-практ. конф. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2012. – С. 420–426.

Приводится изложение двух методических документов, играющих роль отраслевых стандартов, в которых наиболее адекватно отражается суть понятия "ИКТ-компетентность": "Стандарт ЮНЕСКО по информационной грамотности" и "Модель информационных навыков", разработанная Обществом колледжных, национальных и университетских библиотек SCONUL (Society of College, National and University Libraries, США).

Д 9-12/90702

49. Измалкова, С. А. Электронный университет 21 века : использование потенциала виртуальной среды в учебном процессе / С. А. Измалкова // Развитие интерактивных технологий в системе подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров : сб. науч. ст. / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т – Учеб.-науч.-произв. комплекс" [и др.]. – Орел, 2012. – С. 18–24. – Библиогр.: 1 назв.

Рассмотрены характеристики электронного университета 21 века, основанного на инновационной образовательной платформе. Отмечены его преимущества, а также ряд возможностей применения инновационной образовательной платформы на базе облачных вычислений.

М/67490 № 2

50. Клейносова, Н. П. Дистанционное обучение как современная форма организации процесса обучения в университете / Н. П. Клейносова,
Э. А. Кадырова // Наука и образование XXI века : материалы VI-й Междунар. науч.-практ. конф., 26 окт. 2012 г. / НОУ ВПО Соврем.техн. ин-т. – Рязань, 2012. – Т. 2. – С. 228–234. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются принципы и модели дистанционного обучения, способы его организации.

Д 9-12/92502

51. Колобов, А. Н. Направления развития образования с использованием информационных технологий / А. Н. Колобов // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике : X Всерос. науч.-практ. конф. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2012. – С. 437–443.

Неотъемлемой частью целостного образовательного процесса призваны стать компьютерные технологии. Практическая реализация компьютерных технологий связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Компьютерные учебные программы широко используются в обучении, чаще всего в виде программных средств учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования: обучающая программа, электронный учебник, контроль знаний. На базе сетевых технологий возник новый вид учебных материалов: Internet-учебник. Область его применения – обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Сетевые технологии – самая популярная и перспективная форма взаимодействия на настоящий момент.

У 2913

52. Конькин, А. В. Подход к интеграции информационно-образо­вательных сред дистанционного обучения / А. В. Конькин, Ю. Л. Леохин // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 11 (90). – С. 17–24. – Библиогр.: 7 назв.

Сформулированы характерные особенности и преимущества интегрированной информационной системы (ИС) перед обособленными или слабо связанными между собой системами дистанционного обучения (ДО), а также принципы её построения и эксплуатационные характеристики. Предложена оригинальная архитектура интегрированной ИС, учитывающая ограничения, связанные с большой территорией РФ и с её недостаточно развитой коммуникационной инфраструктурой. Разработан комплекс универсальных моделей и алгоритмов, позволяющий эффективно организовать и управлять распределёнными данными и "сквозными" процессами интегрированной ИС. Полученные результаты могут стать основой для создания эффективной межгосударственной целостной информационно-образовательной среды дистанционного обучения, обеспечивающей горизонтальную (разные профили) и вертикальную (от школ для вузов) интеграцию всех уровней образовательной системы, которая будет аналогична системе Интернет.

Н/16241

53. Кречетов, И. А. Моделирование и технология онтологического подхода при разработке образовательного контента / И. А. Кречетов,
В. В. Кручинин // Докл. Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники. – 2011. – № 2 (24), ч. 2. – С. 322–325. – Библиогр.: 5 назв.

Предложена технология разработки образовательного контента на основе применения онтологического подхода и баз знаний. Показаны основные преимущества использования онтологий в качестве модели представления знаний. Предложено инструментальное программное средство для работы с базой знаний, позволяющее генерировать различный как по содержанию, так и объёму образовательный контент.

У 2495

54. Круппа, А. В. Инновации в вузах. Интерактивные и онлайн технологии как метод повышения эффективности образовательного процесса /
А. В. Круппа // Вестн. ун-та. – 2012. – № 17. – С. 165–168. – Библиогр.:
7 назв.

Описаны интерактивные методы, применяемые в образовательном процессе. Исследован вопрос использования социальных сетей в рамках образовательного процесса. Даны рекомендации по формированию интерактивных методов обучения.

Д 9-12/92502

55. Крылов, И. Б. Алгоритм расчёта оценки текущего контроля в интеллектуальной обучающей системе на основе теории нечётких множеств / И. Б. Крылов // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике : X Всерос. науч.-практ. конф. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2012. – С. 70–74.

Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) являются разновидностью автоматизированных обучающих систем (АОС). Отличительной особенностью ИОС является наличие представленных в ЭВМ знаний (базы знаний), используемых для направленного формирования функциональной структуры деятельности у студентов, построения системы индивидуального опыта. Представлена разработанная авторами структура, включающая следующие основные блоки: теоретический, лабораторных работ, практических заданий, демонстрационный, контроля, управляющий, электронный журнал, входной комплексной диагностики. Блок контроля включает в себя задания текущего и итогового контроля. Информация об обучаемых, результатах обучения хранится в базе данных. Для работы управляющего блока и электронного журнала используется база знаний. Более подробно рассматривается алгоритм работы электронного журнала.

Р 3100

56. Лаптев, В. В. Профессиональная подготовка в условиях электронной сетевой среды / В. В. Лаптев, Т. Н. Носкова // Высш. образование в России. – 2013. – № 2. – С. 79–83. – Библиогр.: 5 назв.

В формировании современных профессиональных компетенций особая роль принадлежит организации внеаудиторной самостоятельной работы посредством технологий электронной сетевой среды. Реализация в этой среде перспективных моделей образовательной деятельности создаёт предпосылки для формирования персонифицированного образовательного пути субъекта, что соответствует требованиям Болонского процесса. Рассмотрены новые форматы протекания информационных процессов, открывающие возможности инновационного развития студента через стимулирование его самореализации в условиях электронной среды.

У 3860

57. Лифанов, А. Е. Проектирование процесса обучения на основе дистанционных технологий с использованием свободно распространяемых LMS / А. Е. Лифанов // Дизайн и технологии. – 2012. – № 31 (73). – С. 119–125. – Библиогр.: 11 назв.

Приведено описание проектирования дистанционного процесса обучения с высокой степенью автоматизации, управляемости и гибкости на основе современных свободно распространяемых LMS (Learning Management Systems) – систем управления обучением.

У 3723

58. Мамонтов, С. А. Состояние и тенденции развития системы доступа к электронным учебным ресурсам в ОмЭИ / С. А. Мамонтов // Инновац. образование и экономика. – 2012. – № 11 (22). – С. 25–30. – Библиогр.:
2 назв.

На основе анализа сложившегося состояния системы доступа к электронным учебным ресурсам Омского экономического института предложены пути её совершенствования.

Д 9-12/92502

59. Насейкина, Л. Ф. Применение методов статистической обработки данных для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов-программистов / Л. Ф. Насейкина, И. Ю. Жарикова // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике : X Всерос. науч.-практ. конф. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2012. –
С. 81–90.

Рассматриваются различные точки зрения на определение понятия "компетенция". С целью формирования компетентности в области сетевых информационных технологий авторами разработана и представляется автоматизированная система, используемая при изучении дисциплины "Сети и телекоммуникации". Она состоит из четырёх структурных элементов (блоков), каждый из которых направлен на формирование того или иного компонента профессиональных компетенций в области сетевых и информационных технологий: формирование профессиональных компетенций, оценка сформированности профессиональных компетенций, формирование групп студентов (кластеры), формирование выходных отчётов. Для наглядного представления структуры предлагаемой автоматизированной системы и взаимосвязи её компонентов использовано средство структурного моделирования BPWIN с использованием методологии диаграмм потоков данных DFD (Data Flow Diagram).

Д 9-12/90702

60. Никитин, С. А. Формирование системы видеоконференций как перспектива развития единой информационно-образовательной среды вуза / С. А. Никитин // Развитие интерактивных технологий в системе подготовки и повышения квалификации научных, инженерно-технических и управленческих кадров : сб. науч. ст. / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т – Учеб.-науч.-произв. комплекс" [и др.]. – Орел, 2012. – С. 106–112. – Библиогр.: 1 назв.

Представлены упрощённые схемы оборудования залов для передачи и приёма трансляций видео- и Интернет-конференций. Сформулированы требования к оборудованию центрального зала видеоконференций. Выделены определяющие компоненты разработки информационно-образова­тельной автоматизированной среды и наиболее важные задачи и направления, которые можно решить при создании и дальнейшем использовании единой информационной образовательной среды.

У 4122

61. Разработка концепции информационной системы построения информационно-образовательного мультимедийного интерактивного пространства / В. И. Шнырков [и др.] // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Упр., вычисл. техника, информатика. Мед. приборостроение. – 2012. – № 2,
ч. 3. – С. 16–19. – Библиогр.: 2 назв.

Излагается концепция информационной системы построения информационно-образовательного мультимедийного интерактивного пространства. Описанная концепция может применяться при разработке систем электронного дистанционного обучения.

Н/16241

62. Романенко, В. В. Виртуальный ассистент для студента дистанционной формы обучения / В. В. Романенко // Докл. Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники. – 2011. – № 2 (24), ч. 2. – С. 326–330. – Библиогр.: 6 назв.

Предлагается создание виртуальной среды общения для студентов дистанционной формы обучения как средства для обеспечения обратной связи с преподавателем, в частности, создание виртуального ассистента, помогающего в усвоении учебного материала. Определена структура и функции интеллектуальной программной системы, играющей роль такого ассистента. Рассмотрены программные решения для создания виртуального ассистента, в том числе компоненты для синтеза речи и анимации лицевой мимики.

У 2361

63. Старшинова, Т. А. Применение средств электронного обучения для формирования информационной компетентности / Т. А. Старшинова, С. В. Маклецов // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2012. – Т.15, № 17. –
С. 330–333. – Библиогр.: 10 назв.

Рассматривается проблема информационной подготовки студентов в рамках требований Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Современные информационные образовательные технологии и основанное на них электронное обучение позволяют повысить эффективность формирования информационной компетентности студентов в условиях сильно ограниченного времени, отводимого на изучение дисциплин компьютерного цикла.

У 4122

64. Структура информационной системы построения информационно-образовательного мультимедийного интерактивного пространства /
В. И. Шнырков [и др.] // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Упр., вычисл. техника, информатика. Мед. приборостроение. – 2012. – № 2, ч. 3. – С. 46–49. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается структура информационной системы построения информационно-образовательного мультимедийного интерактивного пространства вуза. Описанная структура может применяться при разработке систем электронного дистанционного обучения.

М/64901

65. Суховеева, Т. Н. О некоторых аспектах информатизации высшего образования в регионе / Т. Н. Суховеева // Вестн. Поволж. гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. – 2012. – № 5 (25). – С. 77–83. – Библиогр.: 7 назв.

Прослеживается процесс информатизации в Республике Башкортостан. Раскрываются основные моменты информатизации образования. Приведена структура единой образовательной информационной среды учреждения высшего профессионального образования в регионе.

М/48041

66. Сухомлин, В. А. Анализ международных образовательных стандартов в области информационных технологий / В. А. Сухомлин // Системы и средства информатики. – 2012. – Вып. 22, № 2. – С. 278–307. – Библиогр.: 20 назв.

Проведён анализ современного состояния международных стандартов программ подготовки бакалавров и магистров в области информационных технологий (или компьютинга — computing), a также поиск возможностей для использования наработок мирового сообщества в методическом обеспечении отечественной высшей школы.

М/48041

67. Федосеев, А. А. Электронные образовательные ресурсы : эффективность применения / А. А. Федосеев // Системы и средства информатики. – 2012. – Вып. 22, № 2. – С. 263–277. – Библиогр.: 8 назв.

На основе анализа процессов научения, учения и обучения выделено информационное содержание учебного процесса и построена его информационная модель. Определено место в учебном процессе желательного приложения усилий по созданию электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Определены желательные свойства ресурсов для обеспечения их положительного влияния на эффективность учебного процесса.

У 3386

68. Хадиуллина, Р. Р. Использование элементов дистанционного обучения в вузах физической культуры / Р. Р. Хадиуллина, А. С. Чинкин // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2012. – № 4. – С. 34–39

Рассмотрены возможности системы дистанционного обучения (ДО) Moodle применительно к студентам-спортсменам, подолгу находящимся на сборах. ДО позволяет обеспечить высокий уровень доступности образования при сохранении его качества.

Д 9-12/92502

69. Шрейдер, М. Ю. Эффективность управления учебным процессом в системе дистанционного образования / М. Ю. Шрейдер, Ю. С. Зданевич // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике : X Всерос. науч.-практ. конф. / Оренбург. гос. ун-т. – Оренбург, 2012. – С. 267–269.

Отмечены основные функции управления учебным процессом. Дана сравнительная характеристика реализации функций управления учебным процессом в классической и дистанционной формах обучения.

См. также № 11, 14, 24, 25, 26, 28, 32, 35, 37, 39.

  
На главную