Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №5 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Автоматизированные библиотечно

Менеджмент и маркетинг

У 3983

50. Богданов, Д. В.  Организационные основы маркетинговой деятельности инновационного вуза / Д. В. Богданов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2012. – № 4. –  С. 66–70. – Библиогр.: 4 назв.

Переход вузов к инновационной модели развития предполагает разработку инновационных программ развития как основы стратегического планирования на долгосрочную перспективу. Инновации продукта в сфере высшего профессионального образования связаны с разработкой интегрированных образовательных программ на основе образовательных и профессиональных стандартов, с развитием научно-инновационной деятельности вуза.

У 2913

51. Гурьянова, С. Ю.  Качество образования в контексте модернизации высшей школы / С. Ю. Гурьянова // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – № 1 (92). –  С. 3–14. – Библиогр.: 9 назв.

Рассматривается актуальная проблема – повышение качества образования в условиях модернизации высшей школы. Обсуждается Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы. Предложено решение проблемы повышения качества высшего образования через создание и реализацию программ учебных дисциплин, отвечающих вызовам времени, и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий обучения. Основываясь на первых итогах преподавания нового курса "Теория менеджмента", автор делится опытом разработки и реализации программы по этой учебной дисциплине.

Р 2227

52. Гусева, Е. Н.  Инновация как стратегия, фактор и условие развития библиотек. (Попытка доклада в нестандартной форме) / Е. Н. Гусева // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 3. –  С. 10–14.

Рассмотрено и обосновано (в том числе и в авторском нестандартном формате) значение инноваций для устойчивого развития современных библиотек.

У 3409

53. Ефимов, В. С.  Форсайт высшей школы России : контуры перспективной государственной политики / В. С. Ефимов // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 5 (81). –  С. 6–42. – Библиогр.: 13 назв.

Представлены оценки будущего высшей школы России и государственной политики в перспективе до 2030 г., полученные по результатам Делфи-опроса экспертов. В опросе участвовали 730 экспертов из 39 крупных городов России, работающие в высшей школе (представлено 79 университетов), органах власти, бизнесе. Определены общие ориентиры государственной политики в области высшего образования, выделены перспективные меры, необходимые для усиления образовательной, исследовательской, инновационной деятельности, экономики и управления вузов. Сделан прогноз активности различных субъектов развития сферы профессионального образования, исследований, инноваций.

Р 2227

54. Здобнухина, О. А.  Оптимизация формирования и использования фонда технических журналов : опыт Самарской областной универсальной библиотеки / О. А. Здобнухина // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 3. – 
С. 48–56. – Библиогр.: 34 назв.

Итоги изучения способов и оптимизации распределения фонда технических журналов, проведённого на базе сектора периодики отдела читальных залов Самарской областной универсальной научной библиотеки.

Р 2622

55. Игумнова, Н. П.  Библиотечная политология : введение в специальность / Н. П. Игумнова // Библиотековедение. – 2013. – № 1. –  С. 25–32. – Библиогр.: 10 назв.

Рассматриваются основные положения библиотечной политологии, изучающей внутреннюю и внешнюю политику государства в области библиотечного дела, а также пути её формирования. Раскрывается объект и предмет библиотечной политологии, закономерности, тенденции, функции, организационные формы и механизмы сотрудничества библиотек стран ближнего и дальнего зарубежья.

У 2495

56. Институциональные аспекты управления коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности вуза / А. А. Сычев [и др.] // Вестн. ун-та. – 2012. – № 20. –  С. 227–234. – Библиогр.: 10 назв.

Освещаются основные проблемы, связанные с с учётом, защитой и использованием результатов интеллектуальной деятельности вузов. Рассматриваются основные направления совершенствования системы управления коммерциализацией научных разработок высших учебных заведений.

Р 2227

57. Капустина, С. В.  Изучение качества текущего комплектования фондов муниципальных библиотек Белгородской области : итоги исследования / С. В. Капустина // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 3. –  С. 43–47.

Представлены итоги областного исследования, в котором участвовали 647 муниципальных общедоступных библиотек Белгородской области. Выявлены проблемы организации текущего комплектования и определены пути их решения.

У 2913

58. Копылова, Д. М.  Апробация методики формирования инновационной модели структурно-ресурсного обеспечения вуза / Д. М. Копылова, А. И. Сироткин, А. А. Харин // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – № 1 (92). –  С. 15–20. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается вопрос оценки степени практической применимости и эффективности модели структурно-ресурсного обеспечения, лежащей в основе инновационной системы управления высшим учебным заведением. Приводится описание процедуры и результатов моделирования количественных показателей экономической деятельности вуза, ориентированного на инновационную деятельность в условиях рыночной экономики, выполненного на базе программной реализации формализованных методик построения ресурсного обеспечения и проектирования организационно-управленческой структуры вуза.

У 3992

59. Ларионов, С. А.  Образовательный процесс вуза и возможные подходы к его инновационному развитию / С. А. Ларионов // Инициативы XXI в. – 2012. – № 4. –  С. 82–85. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрены вопросы инновационного развития образовательного процесса вуза в условиях компетентностного подхода подготовки специалистов. В ней раскрывается ряд приоритетных концептуальных направлений в сфере управления качеством развития образовательного процесса, оптимизации учебно-методического обеспечения, воспитательного и научного сопровождения, его мониторинга.

У 2495

60. Леньков, Р. В.  Характеристика компонентов сферы высшего образования России : социолого-управленческий анализ / Р. В. Леньков // Вестн. ун-та. – 2012. – № 20. –  С. 122–129. – Библиогр.: 6 назв.

На основе социолого-управленческого анализа дана характеристика ряду компонентов сферы высшего образования России, среди них – социальным функциям образования; современным концепциям образования; организационной структуре и управлению образованием; инновационной инфраструктуре образовательной сферы; социальным группам, участвующим в процессе образования. Сформулированы положения нового подхода к научному обоснованию и развитию методологии социального управления в системе высшего образования.

У 3409

61. Маслова, Л. Д.  Стратегическое управление вузами : анализ требований заинтересованных сторон / Л. Д. Маслова, Е. Б. Гаффорова // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 5 (81). –  С. 53–60. – Библиогр.: 10 назв.

Проведён анализ требований заинтересованных сторон к высшим учебным заведениям: выделены основные заинтересованные стороны; определены потенциальные вклады в организационное богатство вуза и ожидания различных групп заинтересованных сторон; осуществлён выбор приоритетных требований заинтересованных сторон на основе оценки их значимости и возможностей вуза.

У 2990

62. Миронова, И. В.  Новый инструмент управления : менеджмент качества управленческой деятельности / И. В. Миронова // Библ. дело. – 2012. – № 24 (186). –  С. 8–10.

Описан опыт Государственной библиотеки Югры Ханты-Мансийского автономного округа, в мае 2012 г. ставшей обладательницей Сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008, международного Qualite Fustria-сертификата и знаков соответствия системы менеджмента качества.

У 3738

63. Пашкус, В. Ю.  Подходы к оценке конкурентоспособности вуза на основе стратегических и имиджевых составляющих / В. Ю. Пашкус,
Н. А. Пашкус // Стратег. менеджмент. – 2013. – № 1 (21). –  С. 54–68. – Библиогр.: 8 назв.

Представлен один из подходов к оценке конкурентоспособности вуза и силы его бренда. Предложенные методики позволяют выявлять конкурентные позиции конкретного вуза, разрабатывать для него перспективную конкурентную стратегию и производить сравнение вузов по их конкурентным позициям.

У 3300

64. Подкорытова, Н. И.  Система централизованного комплектования ЦБС СО РАН : итоги и перспективы / Н. И. Подкорытова, Л. В. Босина,
И. Г. Лакизо // Библиосфера. – 2012. – Спецвып. –  С. 54–57.

Дан анализ трансформации системы централизованного комплектования в новом информационном ландшафте. Рассматриваются изменения содержания понятия "библиотечный фонд", технологии отбора и приобретения ресурсов, интеграция внешних ресурсов в структуру фондов. Выделяются факторы влияния на управление создания ресурсной базы СО РАН, определяются подходы к дальнейшему развитию Централизованной библиотечной системы СО РАН.

У 3300

65. Редькина, Н. С.  Формирование технологической стратегии научной библиотеки в условиях меняющейся внешней среды / Н. С. Редькина // Библиосфера. – 2012. – Спецвып. –  С. 13–17. – Библиогр.: 29 назв.

Представлен материал по теории и практике формирования технологических стратегий. Рассматриваются основные виды технологических стратегий, цели и этапы их реализации в библиотеках. Приводятся примеры стратегических планов технологического развития библиотек.

У 3409

66. Резник, С. Д.  Диссертационный менеджмент в России : процессы подготовки и аттестации научных кадров как объект управления /
С. Д. Резник // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 5 (81). –  С. 69–77. – Библиогр.: 21 назв.

Рассматриваются актуальность проблемы профессионального управления процессами подготовки и аттестации научных кадров, сущность и значение диссертационного менеджмента, изменения его условий и нормативной базы, состояние изученности проблемы, методическое обеспечение процессов подготовки и аттестации научных кадров как объекта управления, проблемы и пути повышения эффективности диссертационного менеджмента.

Ар12-20300

67. Роденкова, Т. Н.  Теория и методология финансирования инновационного развития высшей школы : автореф.  дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.10 / Т. Н. Роденкова. – М., 2012. – 47 с.: ил. – Библиогр.: 31 назв.

Разработаны теория и методология финансирования инновационного развития отечественной высшей школы, позволяющие обосновать принципы, модели и инструменты финансового обеспечения субъектов инновационной инфраструктуры высшей школы. Предложены рекомендации по повышению эффективности финансирования вузовских исследований и инноваций. 

У 3560

68. Романенкова, О. Н.  Маркетинговое исследование российского рынка высшего профессионального образования / О. Н. Романенкова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2012. – № 8 (262), вып. 36: Экономика. – 
С. 143–146.

Рассматриваются проблемные зоны в сфере высшего профессионального образования. Показаны прогнозные тенденции по численности населения Российской Федерации в целом и в сегменте "абитуриент (17 лет)". Представлены данные по численности государственных/коммерческих вузов и расходов домашних хозяйств на образование в перспективе до 2016 г. Даны выводы по государственному регулированию развития образовательных услуг и рекомендации в сфере продвижения российских вузов.

У 2046

69. Румянцева, М.  Вузовские издательства : выйти из тени / М. Румянцева // Унив. кн. – 2013. – Апр. –  С. 90–93.

В связи с обретением современными вузами всё большей самостоятельности, большое значение приобретает поиск новых источников финансирования, которыми становятся востребованные бизнесом научные разработки, коммерческое обучение, дистанционные программы, развитие попечительских фондов (эндаументов), оптимизация затрат на поддержание и развитие инфраструктуры. Издательство и типография вуза, или, как их нередко называют, издательско-полиграфический комплекс (ИПК), могут не только выполнять свою традиционную функцию обеспечения учебного процесса учебно-методическими материалами, но и стать источником привлечения дополнительных доходов, возможностью для существенного снижения издержек и важным маркетинговым инструментом коммуникации вуза с целевыми аудиториями – абитуриентами, студентами, профессорско-преподавательским составом и потенциальными работодателями.

У 3739

70. Семченко, А. А.  Управление качеством в системе высшего образования в Финляндии / А. А. Семченко, С. А. Булгаков // Менеджмент качества. – 2013. – № 1 (21). –  С. 48–55. – Библиогр.: 10 назв.

Описываются особенности управления качеством высшего образования в Финляндии. Анализируется деятельность двух основных национальных органов контроля качества образования: Академии Финляндии и Финского аттестационного совета по высшему образованию (FINHEEC).

Н/19460

71. Скворцова, И. В.  Методические подходы к исследованию и оценке инновационного потенциала вуза / И. В. Скворцова, О. В. Федорец // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та . – 2012. – № 5 (156): Экон. науки. –  С. 194–200. – Библиогр.: 5 назв.

Проанализированы некоторые подходы к оценке инновационного потенциала вуза. Отмечается, что они в основном построены на результатах научно-исследовательской деятельности и не имеют единообразия в оценках критериев. Предложен системный подход к оценке инновационного потенциала высшей школы, который позволяет учесть особенности функционирования различных сфер деятельности вуза с учётом имеющегося ресурсного обеспечения под воздействием условий внешней среды.

У 3992

72. Тихомирова, Е. И.  Модель открытой образовательной среды в информационной системе университета предпринимательского типа /
Е. И. Тихомирова, С. И. Чаплыгин // Инициативы XXI в. – 2012. – № 4. – 
С. 86–89. – Библиогр.: 1 назв.

Обосновывается необходимость формирования открытой образовательной среды, являющейся важной компонентой в инновационном развитии университета предпринимательского типа. Рассмотренный подход к организации методического обеспечения учебного процесса позволяет осуществлять обучение студентов по индивидуальным образовательным траекториям, а также повысить эффективность их работы на этапе самостоятельной подготовки.

У 4023

73. Тихонов, О. Н.  Что дальше? : Слово о "неэффективных" вузах /
О. Н. Тихонов // Совет ректоров. – 2012. – № 11. –  С. 10–13.

Минобрнауки пообещало к концу февраля представить в Правительство рекомендации по реорганизации вузов, которые будут признаны окончательно неэффективными. Однако общественный резонанс мониторинга оказался чрезмерно громким и вызвал шквал критики в адрес самого министерства. Рассмотрены итоги мониторинга.

У 2913

74. Трапицына, Г. Н.  Управление затратами на обеспечение качества образовательных услуг вуза : вопросы взаимосвязи эффективности и качества образования / Г. Н. Трапицына // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – № 2 (93). –  С. 18–22. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются вопросы, связанные с экономикой качества образования. Анализируются тенденции развития организационно-экономических механизмов управления вузами на современном этапе. Определяются
возможности по повышению эффективности деятельности вузов на основе внедрения в практику их работы концепции управления затратами
на качество.

Р 2227

75. Ушакова, О. Б.  От руководства чтением к клиентоорганизованности : смена парадигмы. (Опыт технической библиотеки предприятия) /
О. Б. Ушакова // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 3. –  С. 14–21. – Библиогр.: 11 назв.

Раскрыты некоторые аспекты внедрения клиентоориентированного подхода в технической библиотеке предприятия. Подчёркнута важность использования принципов систем управления взаимоотношениями с клиентами в библиотечной практике. Освещён практический опыт изменения традиционной формы библиотечной работы с учётом пожеланий пользователей.

Ж 2-12/54156

76. Фофанов, И. С.  Современные требования и проблемы реализации системы управления вузом / И. С. Фофанов // Информационные технологии в науке, бизнесе, образовании : сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, 12 – 13 дек. 2012 г. / Финансовый ун-т при Правительстве РФ. – М., 2012. –  С. 37–39. – Библиогр.: 3 назв.

Реализация задачи повышения эффективности управления вузом может быть обеспечена автоматизацией учебного процесса и документооборота, позволяющей организовать грамотный менеджмент на всех уровнях организационной структуры вуза. Для решения поставленных задач требуется создание автоматизированной системы управления (АСУ) вузом. Определены особые требования к формируемой АСУ вузом.

Р 3100

77. Шестак, О. И.  Маркетинговый подход к управлению качеством образования в современном вузе / О. И. Шестак // Высш. образование в России. – 2013. – № 3. –  С. 108–113. – Библиогр.: 4 назв.

Предлагается видение системной модели управления качеством образования в вузе, основанной на использовании маркетингового подхода.

Р 16

78. Эрштейн, Л. Б.  Разработка методики научного руководства как скрытый фактор успеха подготовки научных исследований / Л. Б. Эрштейн // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2013. – № 3. –  С. 76–80. – Библиогр.:
8 назв.

Обоснована необходимость разработки методики научного руководства. Представлена модель данной методики. Показано, что она должна сочетать стили, стратегии, этическую составляющую, способы взаимодействия субъектов научного руководства, которые позволяют реализовать функции научного руководства посредством общих и специальных методических приемов.

См. также № 46, 109, 115, 119, 122.

  
На главную