Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №7 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Интернет-технологии

У 1154

63. Антопольский, А. Б. Классификации информационных ресурсов / А. Б. Антопольский // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2013. – № 4: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. с иностранным участием "Методика использования и ведения универс. классификаций науч. знания – УДК, ББК, ГРНТИ", нояб. 2012 г., Москва. – С. 25–27.

Сделан краткий обзор классификаций информационных ресурсов, которые применяются в России для решения задач в разных сферах науки, образования и т.д. Отмечено, что эти классификации в Интернете применяются только в тех случаях, когда каталоги на их основе созданы в "доинтернетный" период, за единственным исключением – портал "Российское образование" использует ГРНТИ наряду с другими классификациями. Поставлен вопрос: следует ли стремиться к созданию универсальной поисковой научно-образовательной информационной системы в Интернете или нынешняя ситуация множества разнородных систем является предпочтительной?

Д9-12/95873

64. Астапенко, Н. В. Формирование требований к Web-приложению "Система дистанционного обучения BMC STUDY" / Н. В. Астапенко, А. С. Глобов // Перспективные направления развития экономики региона в современных условиях : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 14 дек. 2012 г., Невинномысск / Невинномыс. гос. гуманитарно-техн. ин-т, Финансово-экон. фак. – Ставрополь; Невинномысск, 2012. – С. 70–76. – Библиогр.: 2 назв.

Представлены требования к web-приложению. Проектируемое web-приложение называется "Система дистанционного обучения BMC Study", заказчиком которого является ТОО "BenchMark Consulting". Система дистанционного обучения BMC Study построена по принципу "обучать и обучаться". Пользователь может выступать как в роли обучающегося, так и в роли автора курсов. Web-приложениям присущи три класса пользователей: "гость", "пользователь" (авторизованный) и "администратор". В проектируемом приложении класс "пользователь" представлен в виде двух подклассов: "обучающийся" и "автор".

М/67986 № 1

65. Безносов, Р. А. Анализ сценариев предоставления виртуальных машин "по запросу" в Synergy University Cloud для различных вариантов применения в исследовательских и учебных целях / Р. А. Безносов, М. С. Пронин // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах : материалы Междунар. науч.-метод. конф., 28 февр. – 1 марта 2013 г. / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т и др. – СПб., 2013. – Т. 1: Интеллектуально-компетентностные технологии и ресурсы образования и науки. – С. 103–106. – Библиогр.: 8 назв.

Описаны возможные варианты предоставления виртуальных машин пользователям облака, развёрнутого в результате деятельности команды проекта "Synergy University Cloud". Одна из основных задач проекта – развитие ИТ-инфраструктуры базы обучения Университета "Синергия" путём перевода процесса обучения на облачные технологии, что обеспечит возможность предоставления студентам и преподавателям доступа к требуемому в процессе обучения и студенческих НИР/НИОКР количеству виртуальных машин с соответствующими конфигурациями программного обеспечения. Рассматриваемые технологии доступа – Iaas, Paas, Saad. Рассмотрены вариант доступа к системе преподавателя и четыре варианта доступа к системе студента. Представлены сравнительные особенности применения различных вариантов представления виртуальных машин для студентов.

Д9-12/94401

66. Гугель, Ю. В. Федеральная университетская сеть RUNNET. Состояние и актуальные задачи / Ю. В. Гугель, Ю. Л. Ижванов // Новые информационные технологии в научных исследованиях. НИТ – 2012 : XVII Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых ученых и специалистов : материалы конф. / Ряз. гос. радиотехн. ун-т. – Рязань, 2012. – С. 3–10.

Приведено сравнение инфраструктурных параметров национальной исследовательской сети России и международных научно-образовательных сетей.

У 3893

67. Дягилев, В. В. Надежное обнаружение плагиата малым числом поисковых запросов / В. В. Дягилев, А. А. Цхай, С. В. Бутаков // Бизнес-информатика. – 2013. – №1 (23). – С. 50–57. – Библиогр.: 12 назв.

Представлены усовершенствованная архитектура системы обнаружения плагиата и эксперимент, показывающий эффективность предложенного подхода. В предложенном варианте поисковый Интернет-сервис выделен в отдельный модуль, размещаемый на стороне организации-контролёра. В отличие от традиционных архитектур предполагается, что контролёр не получает проверяемый документ целиком. Проведённый эксперимент демонстрирует преимущества предложенного подхода.

68. Ильина, В. В. Библиотека, открытая людям (проведение интернет-трансляций в Библиотеке «Дом А. Ф. Лосева») [Электронный ресурс] / В. В. Ильина // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса (Крым – 2013) : тр. 20-й юбилейной междунар. конф., 8 – 16 июня 2013 г., Судак / ГПНТБ России и др. – М., 2013. – С. 1–3. – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/103.pdf

Представлены результаты реализации проекта по организации интернет-трансляций в библиотеке, основные цели, задачи, итоги, проблемы, возникшие при реализации проекта.

У 3236

69. Капитонов, О. А. Логико-лингвистическая модель семантической разметки веб-страниц / О. А. Капитонов, В. М. Тютюнник // Фундам. исслед. – 2013. – № 1, ч. 3. – С. 714–717. – Библиогр.: 11 назв.

Рассмотрены основные направления развития алгоритмов и методов поиска информации в Интернете, а также предложено направление развития семантической разметки веб-документа, которое позволит сделать веб-документ более удобным для обработки поисковыми системами. Для этого вводятся микpoфopматы, главная задача которых – сделать веб-страницы максимально удобными для семантического анализа методами Text Mining. Технология микроформатов позволяет с помощью тегов-контейнеров разметить веб-страницу, выделив элементы текста и обозначив их параметрами: предложение, слово, рисунок, таблица, формула, заголовок, абзац, коллокация, новый термин, часть речи, причинно-следственные связи и т.д. Приведён пример разметки части предложения, которая значительно повышает надёжность поиска профессиональной информации в Интернете.

70. Костюкевич, Ю. В. Интеграция академсети BASNET НАН Беларуси в инфраструктуру общеевропейской научно-образовательной сети GEANT [Электронный ресурс] / Ю. В. Костюкевич, С. В. Козлов // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса (Крым – 2013) : тр. 20-й юбилейной междунар. конф., 8 – 16 июня 2013 г., Судак / ГПНТБ России и др. – М., 2013. – С. 1–6. – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/039.pdf

Проводится анализ текущего состояние взаимодействия сетевой инфраструктуры компьютерной сети BASNET НАН Беларуси и общеевропейской научно-образовательной сети GEANT. Представлены схемные решения организации и резервирования международного канала связи: академсеть BASNET – GEANT. Рассматриваются вопросы подключения академсети BASNET к сервису eduroam для развития научно-исследо­вательского сотрудничества в рамках сети GEANT.

У 4060

71. Одинцов, Б. Е. О классификации знаний с позиций интеллектуализации информационных систем / Б. Е. Одинцов, А. Н. Романов // Вестн. финансового ун-та. – 2013. – № 1 (73). – С. 124–132. – Библиогр.: 25 назв.

Применяемые сегодня методы поиска информации в сети Интернет недостаточно эффективны, так как представляют собой не что иное, как отбор документов на основе частоты вхождения в запрос ключевых слов. В то же время в моделировании процессов машинного "понимания" запросов, представленных в естественно-языковой форме, до сих пор остаются в тени ассоциативные и интуитивные знания. Их применение в качестве дополнительных элементов инженерии знаний может существенно повлиять как на теорию искусственных интеллектуальных систем вообще, так и на положение дел в сетевом поиске, в частности. Данная работа является результатом исследования проблем, сопровождающих естественно-языковой интерфейс человека и сетевых систем поиска информации. В качестве методов исследования использовались анализ и синтез существующих подходов к смысловой обработке сетевых запросов в отечественных и зарубежных поисковых машинах, что дало возможность выявить актуальные направления исследований, позволяющие повысить уровень их эффективности. Предложена парадигма, позволяющая по-новому взглянуть на проблему представления знаний, используемых в искусственных интеллектуальных системах. Она требует пересмотра устоявшихся взглядов на природу и состав знаний, поскольку вводятся такие понятия, как эксплицитные, имплицитные, вербальные и невербальные знания, рассматриваемые в качестве видов ассоциативных и интуитивных знаний. Их обсуждение, структуризация и классификация – это первый и необходимый шаг, позволяющий упорядочить, а затем и продолжить дальнейшие исследования в данной научной области. Изложенный подход призван повысить уровень искусственных интеллектуальных систем, способных к имитации мыслительных усилий человека. При использовании в сетевом поиске смысловой информации его результаты приобретут новое качество.

У 1155

72. Оптимизация прогноза вероятности посещения контекстной рекламы в поисковой системе "Яндекс" / К. Е. Бауман [и др.] // НТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. – 2013. – № 4. – С. 1–8. – Библиогр.: 6 назв.

Обсуждается проблема построения оценки вероятности клика пользователя no рекламному объявлению, показанному на странице поисковой выдачи. Методы, предложенные в работе, повысили качество прогноза (в терминах как метрики правдоподобия, так и основных показателей системы). Также были рассмотрены случаи показов рекламных объявлений, когда история их показов достаточно мала (т.е. таких объявлений, которые можно считать новыми). Предложенный в работе вид формулы прогноза учитывает дисперсионность и большие риски показа нового рекламного объявления.

73. Сергунина, Л. М. Опыт создания сайта с целью сохранения и популяризации литературного наследия М. А. Светлова [Электронный ресурс] / Л. М. Сергунина // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса (Крым – 2013) : тр. 20-й юбилейной междунар. конф., 8 – 16 июня 2013 г., Судак / ГПНТБ России и др. – М., 2013. – С. 1–5. – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/055.pdf

Представлен опыт создания информационного электронного ресурса – сайта «Михаил Светлов – русский поэт и драматург» с публикациями на его платформе материалов о поэте в свободном доступе для пользователей. В процессе реализации проекта был сформирован электронный архив оцифрованных документов о М. А. Светлове, пригодных для долговременного использования в on-line среде через сайт и в работе библиотеки. Опыт проб и ошибок, поиска решений по выбору способов, технических и технологических средств создания, сохранения и использования цифрового культурного наследия, накопленный в результате опытной апробации, проведенной в условиях Центральной городской молодежной библиотеки им. М. А. Светлова, в случае необходимости может рассматриваться в качестве практических рекомендаций для библиотек.

74. Стрелкова, И. Б. Вебинары в системе дополнительного профессионального образования взрослых : опыт Беларуси и его инновационные компоненты [Электронный ресурс] / И. Б. Стрелкова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса (Крым – 2013) : тр. 20-й юбилейной междунар. конф., 8 – 16 июня 2013 г., Судак / ГПНТБ России и др. – М., 2013. – С. 1–4. – Библиогр.: 5 назв. – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2013/disk/043.pdf

Представлен опыт Беларуси по организации и проведению вебинаров в целях развития кадрового потенциала библиотек и учреждений образования в рамках системы дополнительного профессионального образования взрослых. Сделан акцент на необходимость поиска бесплатных веб-сервисов для проведения вебинаров наряду с использованием возможностей сотрудничества с Академией МУБиНТ. Дана характеристика содержания и креативного подхода к реализации разработанной РИИТ БНТУ программы повышения квалификации «Технология организации и проведения вебинаров» для профессорско-преподавательского, инженерно-педа­гогического и вспомогательного состава вузов и ССУЗов, руководителей и специалистов библиотек республики. Представлены возможности сотрудничества различных библиотек, учреждений дополнительного образования взрослых Беларуси и России, Белорусской библиотечной ассоциации по организации on-line-обучения в условиях вебинаров.

У 3376

75. Терентьев, А. М. Корпоративный вариант реализации антивирусных пакетов Doctor Web в научных учреждениях : предпосылки / А. М. Терентьев // Нац. интересы : приоритеты и безопасность. – 2013. – № 17 (206). – С. 41–48. – Библиогр.: 7 назв.

Освещены вопросы корпоративного использования популярных отечественных антивирусных пакетов "Доктор Веб". Исследованы процессы установки, настройки и эксплуатации упомянутых средств. Показана неэффективность пакетов, рассчитанных на единичного пользователя, в корпоративных условиях. Определены недостатки стандартного корпоративного средства Doctor Web Enterprise Suite.

См. также № 17, 20, 32, 33, 34, 37, 42, 62, 83, 154, 156.

  
На главную