Менеджмент и маркетинг
Н/19708
58. Бельская, Н. Л. Автоматическая система управления
мониторингом научно-исследовательской
деятельности вуза / Н. Л. Бельская,
П. А. Савельев
// Науч.-техн. вестн. Поволжья. – 2013. – № 1: Направления: Физ.-мат. науки,
хим. науки, техн. науки. – С. 109–112. – Библиогр.: 1 назв.
Представлена структурно-функциональная модель автоматизированной
системы управления мониторингом научно-исследовательской деятельности ВУЗа.
Дано формальное представление личного кабинета субъекта
научно-исследовательской деятельности.
Н/14788 № ИБРАЭ № IBRAE-2012-08
59. Бирюков, В. А. Инновационные технологии контроля
знаний обучающихся в высших учебных заведениях / В. А. Бирюков // О некоторых
проблемах построения единой системы непрерывного образования в России : сб.
ст. / РАН, Ин-т проблем безопасного развития атом. энергетики. – М., 2012. –
С. 54–58. – Библиогр.: 1 назв. – (Препринт / ИБРАЭ № IBRAE-2012-08).
Рассматриваются особенности перехода вузов Российской Федерации
от четырёхбалльной системы к балльно-рейтинговой системе оценки знаний
обучающихся.
Н/18729
60. Брумштейн, Ю. М. Научная деятельность в региональных
вузах : анализ вопросов информационной безопасности / Ю. М. Брумштейн, И. Ю. Петрова, Ю. Н. Попова // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. Сер.
Актуальные проблемы упр., вычисл. техники и информатики в техн. системах. –
2012. – Вып. 14, № 10 (97). – С. 113–120. – Библиогр.: 11 назв.
Дана характеристика целей и
информационных процессов, связанных с организацией научной деятельности (НД) в
региональных вузах. Исследовано влияние конкуренции в сфере НД на
информационную безопасность (ИБ). Проанализированы виды рисков ИБ для НД с
позиций руководства вузов, отдельных подразделений, преподавателей,
аспирантов, студентов в условиях широкого использования информационных
технологий. Обоснована эффективность возможных мер по обеспечению ИБ НД.
У 3779
61. Брумштейн, Ю. М.
Публикационная политика регионального вуза в контексте управления его научным
имиджем / Ю. М. Брумштейн, А. Б. Кузьмина, Л. В. Яковлева // Прикасп. журн.: упр. и высокие
технологии. – 2013. – № 2 (22). – С. 99–109. – Библиогр.: 5 назв.
Рассмотрено содержание термина
"публикационная политика" (ПП). Показана важность ПП для управления научным
имиджем регионального вуза (РВ), проанализированы цели ПП РВ и ресурсные
ограничения при её реализации. Выделено два направления ПП и принимаемых в их
рамках решений: первое относится к деятельности руководства вуза, его
административно-управленческих и иных структур, второе – непосредственно к
авторам публикаций. Для обоих направлений авторы приводят перечни их
компонент, затем каждая из них анализируется с позиций управления научным
имиджем РВ. В работе подробно рассмотрены следующие вопросы: обеспечение
эффективности деятельности редакционно-издательских комплексов РВ,
использование сайтов РВ для поддержки публикационной активности авторов,
возможности привлечения ведущих российских и зарубежных учёных к участию в
работе редакционных советов научных журналов, методы расширения состава
авторов, публикующихся в вузовских научных журналах, стимулирование авторов из
РВ к публикациям в зарубежных изданиях, использование информационных
технологий для обеспечения качества публикуемых материалов, продвижение
опубликованных работ в научном информационном пространстве, поддержка
отражения публикаций и ссылок на них в электронных системах учёта цитирований,
возможности координации ПП вузов, применение информационных технологий в
подготовке и выпуске научных журналов РВ, в том числе в электронной форме,
обеспечение компетентности в сфере информационных технологий персонала
редакционно-издательских комплексов и авторов. Сделан вывод, что у РВ имеются
определённые возможности по улучшению их научного имиджа путём оптимизации ПП
в условиях существующих нормативных и ресурсных ограничений.
М/68087 № 2
62. Васин, С. М. Управление высшим учебным заведением в
Российской Федерации : анализ, перспективы развития / С. М. Васин, И. Н.
Привалова // Научные исследования в современном мире : проблемы, перспективы,
вызовы : материалы Второй междунар. молодеж. науч. конф. (форума) молодых
ученых России и Германии в рамках Федер. целевой прогр. "Науч. и науч.-пед.
кадры инновац. России" на 2009 – 2013 г., 13 – 17 июня, Уфа / Башк. гос. аграр. ун-т. – Уфа, 2012. – Ч. 2:
Экономика. Управление. Отзывы студентов о практике на предприятиях Германии. –
С. 82–91. – Библиогр.: 12 назв.
Проведено исследование
организационно-правовых характеристик государственных и негосударственных
вузов. Показана специфика управления государственными и негосударственными
вузами в России. Рассмотрены схемы модернизации систем управления
государственными и негосударственными вузами.
М/64901
63. Волменских, А. Л.
Разработка конкурентной стратегии вуза с использованием инструментов
стратегического менеджмента / А. Л. Волменских // Вестн. Поволж. гос. ун-та
сервиса. Сер. Экономика. – 2012. – № 6 (26). – С. 102–105. – Библиогр.: 5 назв.
Представлены результаты исследования
по разработке теоретических и методологических основ формирования конкурентных
стратегий вузов, позволяющих последним эффективно взаимодействовать с внешней
средой и добиться конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Дана
авторская трактовка понятий "конкурентная стратегия вуза", "стратегическое
управление вузом" с учётом специфики функционирования вузов в конкурентной
среде и особенностей рынка образовательных услуг. Разработана методика оценки
уровня конкурентоспособности вуза на региональных рынках труда и
образовательных услуг. Представлена методика формирования конкурентной
стратегии вуза с использованием инструментов стратегического анализа и выбора, адаптированных к сфере высшего
образования.
У 3855
64. Воронцова, Л. В. Апробация модели информационной
системы инновационного управления образовательным процессом / Л. В. Воронцова
// Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 360–362. –
Библиогр.: 7 назв.
Представлены результаты апробации
модели информационной системы инновационного управления образовательным
процессом на примере Института экономики, управления и права (г. Казань) на
основе трансакционного подхода, с учётом основ классической теории
трансакционных издержек. Использованы классификации трансакционных издержек,
наиболее удобные для применения во внутрикорпоративных иерархиях. Особый
акцент в работе сделан на описании экономических эффектов внедрения
информационной системы образовательного учреждения.
У 3855
65. Денисова, О. П. Некоторые
аспекты повышения качества подготовки персонала вуза к аккредитации / О. П.
Денисова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 363–366.
– Библиогр.: 20 назв.
Раскрываются некоторые аспекты
повышения качества подготовки персонала вуза к аккредитации. Показаны этапы и
основные цели аккредитации, основные категории стандартов качества при
аккредитации вуза. Выделены основные процессы образовательной деятельности
вуза. При подготовке специалистов к аккредитации рекомендуется использовать
многоуровневую систему, которая даёт возможность не только подготовить
специалиста в теоретическом плане, но и закрепить полученные знания на
практике.
У 3855
66. Дмитриев, Д. А. Применение автоматизированных
информационно-аналитических систем в аналитической деятельности управления
образовательным учреждением / Д. А. Дмитриев // Вектор науки Тольят. гос.
ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 367–370. – Библиогр.: 25 назв.
Рассматривается автоматизированная
информационно-аналитическая система технологии анализа результатов работы
образовательной системы (ТАРРОС) "Landrail", применяемая в образовательных
учреждениях для реализации управленческой и аналитической деятельности.
Д9-12/95903
67. Долятовский, В. А. Адаптивные маркетинговые стратегии
вуза / В. А. Долятовский, И. И. Топилина // Математические методы в
современных и классических моделях экономики и естествознания : материалы
регион. науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава и молодых ученых,
9 дек. 2011 г., Ростов н/Д / Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2012.
– С. 24–37. – Библиогр.: 4 назв.
Под адаптивным маркетингом принята
система маркетинга вуза, которая меняет свои характеристики и правила
функционирования в зависимости от изменений внешней и внутренней среды вуза.
Рассматриваются разомкнутые и замкнутые адаптивные системы. Приведена
классификация адаптивных систем по восьми признакам. Разработана
детализированная модель бизнес-процесса адаптации вуза к внешней и внутренней
среде. Модель апробирована в ТГПИ, РГЭУ (РИНХ), ИУБиП. Алгоритм диагностики
представлен в виде ряда продукционных правил.
Р 3100
68. Жураковский, В. М. Опыт совершенствования управления
научно-образовательной деятельностью в ведущих вузах России / В. М.
Жураковский // Высш. образование в России. – 2013. – № 6. – С. 44–49.
Рассматривается опыт управления
научно-образовательной деятельностью в сети федеральных и национальных
исследовательских университетов в рамках приоритетного национального проекта
"Образование". Проведённый анализ показал, что управление реализацией программ
развития во всех ведущих вузах имеет программно-целевой характер, структурные
схемы органов управления программами имеют много общего.
Д9-12/95903
69. Зубчик, Ю. П. Модели
технологии управления учебным процессом вуза / Ю. П. Зубчик // Математические
методы в современных и классических моделях экономики и естествознания :
материалы регион. науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава и
молодых ученых, 9 дек. 2011 г., Ростов н/Д
/ Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2012. – С. 218–221. –
Библиогр.: 3 назв.
Рассмотрены информационные аспекты
организации учебного процесса. Показана модель подготовки специалиста в вузе,
учитывающая тенденции обучения и блок-схема информационно-технологической
модели управления учебным процессом.
Д9-13/97472
70. Коморовская, Т. В.
Стратегия выживания или развития? Взгляд в будущее / Т. В. Коморовская //
Электронная библиотека и современное образование : ресурсы, технологии,
управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24 – 28 сент. 2012 г.,
Красноярск / Сиб. федер. ун-т; сост. В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. –
Красноярск, 2013. – С. 88–94. – Библиогр.: 5 назв.
Характеризуется внешняя и внутренняя
среда библиотеки, влияющие на её развитие. Обозначены стратегические задачи в
деятельности библиотеки, требующие решения на пути инновационного развития.
У 3855
71. Коростелев, А. А.
Аналитическая деятельность : целевое содержание на основе ТАРРОС "Landrail" /
А. А. Коростелев // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С.
388–395. – Библиогр.: 45 назв.
Рассматриваются вопросы постановки целей и задач управленческими
и педагогическими кадрами образовательных учреждений в своей профессиональной
деятельности, а также методика оценки и самооценки уровня целевого содержания
аналитической деятельности.
Р 2622
72. Кузьмин, Е. И.
Закулисье глобального информационного общества : библиотеки и большая
политика / Е. И. Кузьмин // Библиотековедение. – 2013. – № 2. – С. 13–18.
Рассматриваются задачи, стоящие
перед библиотеками в условиях новой информационной среды. Доступность и
сохранение информации, информационная этика, продвижение медиа- и
информационной грамотности и чтения, развитие многоязычия в киберпространстве
являются отражением глобальных проблем, решая которые библиотеки содействуют
построению информационного общества.
Д9-13/97270
73. Левшина, В. В. Система качества вуза / В. В. Левшина.
– М.: Инфра-М, 2013. – 280 с. – (Научная мысль). – Библиогр.: 161 назв. –
ISBN 978-516-006574-8.
Освещаются теоретические и
организационно-методические подходы к формированию и развитию системы качества
вуза в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО серии 9000, стандартами и
директивами ENQA, федеральными государственными образовательными стандартами,
федеральными государственными требованиями, а также требованиями других
заинтересованных сторон. Использован многолетний научно-практический опыт
Сибирского государственного технологического университета.
Д9-12/96986
74. Липовая, О. А.
Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие / О. А.
Липовая. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-т им. А. П. Чехова, 2012. –
266 с. – Библиогр.: 266 назв. – ISBN 978-5-87976-804-6.
Рассматриваются корректные подходы к
оценке качества результатов обучения в рамках компетентностного подхода с
учётом федеральных государственных образовательных стандартов третьего
поколения. Содержатся сведения о способах и средствах оценивания результатов
обучения. Подробно рассматриваются особенности и возможности тестирования.
У 3409
75. Малышева, Л. А.
Стратегическое управление в вузах : технологии и инструменты / Л. А. Малышева
// Унив. упр.: практика и анализ. – 2013. – № 1 (83). – С. 78–87. – Библиогр.:
12 назв.
Доказывается актуальность
использования технологий стратегического управления в вузе. Предлагаются
шаблоны документов, позволяющие ранжировать факторы и планировать проекты,
которые обеспечат реализацию стратегии.
Д9-13/97472
76. Мамонтова, Е. Г.
Управление библиотечными процессами и ресурсами на основе технологий ИРБИС-64
/ Е. Г. Мамонтова, Е. В. Терскова // Электронная библиотека и современное
образование : ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ.
конф., 24 – 28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб. федер. ун-т; сост. В. П.
Казанцева, Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. – Красноярск, 2013. –
С. 95–103.
Освещается опыт управления
библиотечными процессами и ресурсами Научной библиотеки Сибирского
государственного технологического университета. Усовершенствовать управление
Библиотекой удалось, используя АБИС ИРБИС. В докладе затронуты лишь некоторые
элементы управления библиотечными процессами: управление информационными
ресурсами, в том числе управление подпиской; библиотечная отчётность. Показана
эффективность этих инноваций.
У 3855
77. Привалова, И. Н.
Сопоставление концепций деятельности высшего учебного заведения с
существующими моделями управления вузом / И. Н. Привалова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22).
– С. 293–299. – Библиогр.: 11 назв.
Рассматриваются концепции
деятельности средневекового высшего учебного заведения, вуза нового времени
(модель Гумбольдта), концепция деятельности высшего учебного заведения в
рыночных условиях и американская модель вуза. Сформулированы требования,
которым должен отвечать современный вуз. Существенно возросшие возможности
вариативности развития вузов, переход от административного управления к
децентрализованным гибким управленческим структурам предъявляют новые
требования ко всей системе организации управления вузом.
У 3855
78. Роганов, Е. С. Методы системной динамики как
инструмент формирования управленческой компетентности / Е. С. Роганов //
Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 426–432. – Библиогр.:
24 назв.
Рассматривается использование методов системного мышления и
инструментов имитационного моделирования для повышения эффективности
принимаемых решений и формирования управленческой компетентности студентов
менеджмента. В качестве языка и инструмента моделирования используется система
компьютерного имитационного моделирования STELLA.
Н/17870
79. Сидоров, Н. М. Модель
менеджмента качества образовательных услуг факультета университета / Н. М.
Сидоров // Изв. Петерб. ун-та путей сообщ. – 2012. – Вып. 4 (33). – С.
214–222. – Библиогр.: 4 назв.
Представлена концептуальная модель
организации системы самоконтроля качества работы факультета технического вуза.
Система менеджмента качества профессионального образования должна включать все
звенья подготовки специалиста на основе обратной связи между университетом и
потребителями услуг. Корректировка качества предоставляемых образовательных
услуг должна носить постоянный системный характер на принципах опережающего
управления.
Д9-13/97472
80. Слукина, Е. В.
Научно-исследовательская работа как средство мониторинга и оценки качества
работы вузовской библиотеки / Е. В. Слукина // Электронная библиотека и
современное образование : ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос.
науч.-практ. конф., 24 – 28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб. федер. ун-т;
сост. В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. –
Красноярск, 2013. – С. 121–131.
О внедрении системы менеджмента
качества (СМК) в Научной библиотеке Сибирского государственного
технологического университета. В систему менеджмента качества встроена оценка
деятельности библиотеки, которая реализуется посредством мониторинга и
измерения. Для этого ведётся научно-исследовательская работа, которая включает
комплекс мероприятий по исследованию основных процессов и удовлетворённости
пользователей как базы принятия управленческих решений, основанных на фактах.
Предметом исследований являются как бизнес-процессы в целом, так и входящие в
них процессы или отдельные подпроцессы, а также их результаты как конечный или
промежуточный продукт.
У 3855
81. Сыротюк, С. Д. Технология
трансформации университета в самообучающуюся организацию / С. Д. Сыротюк //
Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 432–437. – Библиогр.:
23 назв.
Рассмотрены этапы трансформации
университета в самообучающуюся организацию. Изучены внутренние процессы модели
системы менеджмента качества, которые являются главными направлениями
вовлечения всего профессорско-преподавательского персонала во
внутриуниверситетское обучение и служат механизмами трансформации университета
в самообучающуюся организацию.
Д9-12/98058
82. Управление вузом в
системе качества : учеб. пособие / О. В. Аверина [и др.]; Приамур. гос. ун-т
им. Шолом-Алейхема. – Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. – 60 с. –
Библиогр.: 20 назв. – ISBN 978-5-8170-0203-4.
Раскрываются основные аспекты
управления вузом в системе качества: структура управления, техника и
технология управления, функции и методология управления. Дан аналитический
обзор организационных структур систем качества различных вузов и основные
принципы построения структуры системы управления вузом в системе качества.
Д9-13/96984
83. Управление высшим учебным заведением : учебник / А.
Ю. Архипов [и др.] ; под общ. ред. С. Д. Резника и В. М. Филиппова. – 3-е
изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2013. – 415 с. – (Менеджмент в высшей
школе). – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 978-5-16-006238-9.
Рассматривается система и технология управления деятельностью
высшим учебным заведением.
М/67637 № 5
84. Федин, Ф. Ф. Методика
оценки инновационной деятельности вуза / Ф. Ф. Федин, Е. Н. Павличева, Ф. О.
Федин // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного
образования и информатизации : рец. сб. науч. тр. / Моск. гор. пед. ун-т, Ин-т
математики и информатики. – М., 2013. – Т. 5. – С. 260–263. – Библиогр.: 5
назв.
Предложена комплексная оценка
инновационной деятельности ИТ-вуза, состоящая из шести шагов. Рассматривается
содержание каждого шага предложенной методики.
Д9-13/97472
85. Цветочкина, И. А.
Формирование положительного имиджа научной библиотеки Сибирского федерального
университета / И. А. Цветочкина // Электронная библиотека и современное
образование : ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ.
конф., 24 – 28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб. федер. ун-т; сост. В. П.
Казанцева, Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. – Красноярск, 2013. –
С. 153–159. – Библиогр.: 5 назв.
Представлена информация по формированию и продвижению
библиотечного имиджа. Дана характеристика внешнего и внутреннего имиджа
библиотеки, определены основные направления рекламной деятельности библиотеки.
Н/14788 № ИБРАЭ № IBRAE-2012-08
86. Шаламков, С. А.
Использование Learning Management System в организации самостоятельной работы
студентов / С. А. Шаламков // О некоторых проблемах построения единой системы
непрерывного образования в России : сб. ст. / РАН, Ин-т проблем безопасного
развития атом. энергетики. – М., 2012. – С. 59–64. – Библиогр.: 2 назв. –
(Препринт / ИБРАЭ
№ IBRAE-2012-08).
В ходе наметившихся тенденций в
сфере высшего образования необходимо более грамотно организовывать учебный
процесс с использованием достижений в секторе информационно-коммуникационных
технологий. Одним из таких методов является использование системы управления
обучением (Learning Management System) для организации самостоятельной работы
студентов и за её контролем. Представлены системы управления обучением,
которые могут быть использованы для всех форм обучения. Функционирование
данных систем основано на формировании личных кабинетов преподавателей и
студентов. Показаны структуры личного кабинета преподавателя и личного
кабинета пользователя системы управления обучением, а также организация
единого информационного пространства в системе управления обучением.
М/64901
87. Шлегель, О. А.
Эффективность, организация услуг образовательного учреждения / О. А. Шлегель,
О. И. Васильчук, А. С. Лукоянова // Вестн. Поволж. гос. ун-та сервиса. Сер.
Экономика. – 2012. – № 6 (26). –
С. 94–97. – Библиогр.: 5 назв.
Определяется вид услуг
образовательного учреждения. Моделируется и оценивается эффективность,
взаимосвязь между индексами стоимости и объёмом внедрения образовательной
услуги.
У 3855
88. Ярыгин, О. Н. Системное
мышление как необходимый компонент управленческой компетентности / О. Н.
Ярыгин, С. С. Рудаков, Е. С. Роганов // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. –
2012. – № 4 (22). – С. 448–453. – Библиогр.: 25 назв.
В работе обосновывается
необходимость изучения и применения системной динамики в управленческой
деятельности и при подготовке современного компетентного менеджера. На
основании системного моделирования самой управленческой компетентности
выявляется роль ментальных моделей как компонента управленческой
компетентности. Выделяются ментальные модели, оказывающиеся "ложными
эвристиками", и показано, что эффективным средством их преодоления является
системная динамика.
См. также № 38, 110.
|