Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №8 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Н/19708

58. Бельская, Н. Л. Автоматическая система управления мониторингом научно-исследовательской деятельности вуза / Н. Л. Бельская, П. А. Са­вельев // Науч.-техн. вестн. Поволжья. – 2013. – № 1: Направления: Физ.-мат. науки, хим. науки, техн. науки. – С. 109–112. – Библиогр.: 1 назв.

Представлена структурно-функциональная модель автоматизированной системы управления мониторингом научно-исследовательской деятельности ВУЗа. Дано формальное представление личного кабинета субъекта научно-исследовательской деятельности.

Н/14788 № ИБРАЭ № IBRAE-2012-08

59. Бирюков, В. А. Инновационные технологии контроля знаний обучающихся в высших учебных заведениях / В. А. Бирюков // О некоторых проблемах построения единой системы непрерывного образования в России : сб. ст. / РАН, Ин-т проблем безопасного развития атом. энергетики. – М., 2012. – С. 54–58. – Библиогр.: 1 назв. – (Препринт / ИБРАЭ № IBRAE-2012-08).

Рассматриваются особенности перехода вузов Российской Федерации от четырёхбалльной системы к балльно-рейтинговой системе оценки знаний обучающихся.

Н/18729

60. Брумштейн, Ю. М. Научная деятельность в региональных вузах : анализ вопросов информационной безопасности / Ю. М. Брумштейн, И. Ю. Петрова, Ю. Н. Попова // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. Сер. Актуальные проблемы упр., вычисл. техники и информатики в техн. системах. – 2012. – Вып. 14, № 10 (97). – С. 113–120. – Библиогр.: 11 назв.

Дана характеристика целей и информационных процессов, связанных с организацией научной деятельности (НД) в региональных вузах. Исследовано влияние конкуренции в сфере НД на информационную безопасность (ИБ). Проанализированы виды рисков ИБ для НД с позиций руководства вузов, отдельных подразделений, преподавателей, аспирантов, студентов в условиях широкого использования информационных технологий. Обоснована эффективность возможных мер по обеспечению ИБ НД.

У 3779

61. Брумштейн, Ю. М. Публикационная политика регионального вуза в контексте управления его научным имиджем / Ю. М. Брумштейн, А. Б. Кузьмина, Л. В. Яковлева // Прикасп. журн.: упр. и высокие технологии. – 2013. – № 2 (22). – С. 99–109. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрено содержание термина "публикационная политика" (ПП). Показана важность ПП для управления научным имиджем регионального вуза (РВ), проанализированы цели ПП РВ и ресурсные ограничения при её реализации. Выделено два направления ПП и принимаемых в их рамках решений: первое относится к деятельности руководства вуза, его административно-управленческих и иных структур, второе – непосредственно к авторам публикаций. Для обоих направлений авторы приводят перечни их компонент, затем каждая из них анализируется с позиций управления научным имиджем РВ. В работе подробно рассмотрены следующие вопросы: обеспечение эффективности деятельности редакционно-издательских комплексов РВ, использование сайтов РВ для поддержки публикационной активности авторов, возможности привлечения ведущих российских и зарубежных учёных к участию в работе редакционных советов научных журналов, методы расширения состава авторов, публикующихся в вузовских научных журналах, стимулирование авторов из РВ к публикациям в зарубежных изданиях, использование информационных технологий для обеспечения качества публикуемых материалов, продвижение опубликованных работ в научном информационном пространстве, поддержка отражения публикаций и ссылок на них в электронных системах учёта цитирований, возможности координации ПП вузов, применение информационных технологий в подготовке и выпуске научных журналов РВ, в том числе в электронной форме, обеспечение компетентности в сфере информационных технологий персонала редакционно-издательских комплексов и авторов. Сделан вывод, что у РВ имеются определённые возможности по улучшению их научного имиджа путём оптимизации ПП в условиях существующих нормативных и ресурсных ограничений.

М/68087 № 2

62. Васин, С. М. Управление высшим учебным заведением в Российской Федерации : анализ, перспективы развития / С. М. Васин, И. Н. Привалова // Научные исследования в современном мире : проблемы, перспективы, вызовы : материалы Второй междунар. молодеж. науч. конф. (форума) молодых ученых России и Германии в рамках Федер. целевой прогр. "Науч. и науч.-пед. кадры инновац. России" на 2009 – 2013 г., 13 – 17 июня, Уфа / Башк. гос. аграр. ун-т. – Уфа, 2012. – Ч. 2: Экономика. Управление. Отзывы студентов о практике на предприятиях Германии. – С. 82–91. – Библиогр.: 12 назв.

Проведено исследование организационно-правовых характеристик государственных и негосударственных вузов. Показана специфика управления государственными и негосударственными вузами в России. Рассмотрены схемы модернизации систем управления государственными и негосударственными вузами.

М/64901

63. Волменских, А. Л. Разработка конкурентной стратегии вуза с использованием инструментов стратегического менеджмента / А. Л. Волменских // Вестн. Поволж. гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. – 2012. –
№ 6 (26). – С. 102–105. – Библиогр.: 5 назв.

Представлены результаты исследования по разработке теоретических и методологических основ формирования конкурентных стратегий вузов, позволяющих последним эффективно взаимодействовать с внешней средой и добиться конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. Дана авторская трактовка понятий "конкурентная стратегия вуза", "стратегическое управление вузом" с учётом специфики функционирования вузов в конкурентной среде и особенностей рынка образовательных услуг. Разработана методика оценки уровня конкурентоспособности вуза на региональных рынках труда и образовательных услуг. Представлена методика формирования конкурентной стратегии вуза с использованием инструментов стратегического анализа и выбора, адаптированных к сфере высшего образования.

У 3855

64. Воронцова, Л. В. Апробация модели информационной системы инновационного управления образовательным процессом / Л. В. Воронцова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 360–362. – Библиогр.: 7 назв.

Представлены результаты апробации модели информационной системы инновационного управления образовательным процессом на примере Института экономики, управления и права (г. Казань) на основе трансакционного подхода, с учётом основ классической теории трансакционных издержек. Использованы классификации трансакционных издержек, наиболее удобные для применения во внутрикорпоративных иерархиях. Особый акцент в работе сделан на описании экономических эффектов внедрения информационной системы образовательного учреждения.

У 3855

65. Денисова, О. П. Некоторые аспекты повышения качества подготовки персонала вуза к аккредитации / О. П. Денисова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 363–366. – Библиогр.: 20 назв.

Раскрываются некоторые аспекты повышения качества подготовки персонала вуза к аккредитации. Показаны этапы и основные цели аккредитации, основные категории стандартов качества при аккредитации вуза. Выделены основные процессы образовательной деятельности вуза. При подготовке специалистов к аккредитации рекомендуется использовать многоуровневую систему, которая даёт возможность не только подготовить специалиста в теоретическом плане, но и закрепить полученные знания на практике.

У 3855

66. Дмитриев, Д. А. Применение автоматизированных информационно-аналитических систем в аналитической деятельности управления образовательным учреждением / Д. А. Дмитриев // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 367–370. – Библиогр.: 25 назв.

Рассматривается автоматизированная информационно-аналитическая система технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) "Landrail", применяемая в образовательных учреждениях для реализации управленческой и аналитической деятельности.

Д9-12/95903

67. Долятовский, В. А. Адаптивные маркетинговые стратегии вуза / В. А. Долятовский, И. И. Топилина // Математические методы в современных и классических моделях экономики и естествознания : материалы регион. науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава и молодых ученых, 9 дек. 2011 г., Ростов н/Д / Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2012. – С. 24–37. – Библиогр.: 4 назв.

Под адаптивным маркетингом принята система маркетинга вуза, которая меняет свои характеристики и правила функционирования в зависимости от изменений внешней и внутренней среды вуза. Рассматриваются разомкнутые и замкнутые адаптивные системы. Приведена классификация адаптивных систем по восьми признакам. Разработана детализированная модель бизнес-процесса адаптации вуза к внешней и внутренней среде. Модель апробирована в ТГПИ, РГЭУ (РИНХ), ИУБиП. Алгоритм диагностики представлен в виде ряда продукционных правил.

Р 3100

68. Жураковский, В. М. Опыт совершенствования управления научно-образовательной деятельностью в ведущих вузах России / В. М. Жураковский // Высш. образование в России. – 2013. – № 6. – С. 44–49.

Рассматривается опыт управления научно-образовательной деятельностью в сети федеральных и национальных исследовательских университетов в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Проведённый анализ показал, что управление реализацией программ развития во всех ведущих вузах имеет программно-целевой характер, структурные схемы органов управления программами имеют много общего.

Д9-12/95903

69. Зубчик, Ю. П. Модели технологии управления учебным процессом вуза / Ю. П. Зубчик // Математические методы в современных и классических моделях экономики и естествознания : материалы регион. науч.-практ. конф. профессорско-преподават. состава и молодых ученых, 9 дек. 2011 г., Ростов н/Д / Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Д, 2012. – С. 218–221. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрены информационные аспекты организации учебного процесса. Показана модель подготовки специалиста в вузе, учитывающая тенденции обучения и блок-схема информационно-технологической модели управления учебным процессом.

Д9-13/97472

70. Коморовская, Т. В. Стратегия выживания или развития? Взгляд в будущее / Т. В. Коморовская // Электронная библиотека и современное образование : ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24 – 28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб. федер. ун-т; сост. В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. – Красноярск, 2013. – С. 88–94. – Библиогр.: 5 назв.

Характеризуется внешняя и внутренняя среда библиотеки, влияющие на её развитие. Обозначены стратегические задачи в деятельности библиотеки, требующие решения на пути инновационного развития.

У 3855

71. Коростелев, А. А. Аналитическая деятельность : целевое содержание на основе ТАРРОС "Landrail" / А. А. Коростелев // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 388–395. – Библиогр.: 45 назв.

Рассматриваются вопросы постановки целей и задач управленческими и педагогическими кадрами образовательных учреждений в своей профессиональной деятельности, а также методика оценки и самооценки уровня целевого содержания аналитической деятельности.

Р 2622

72. Кузьмин, Е. И. Закулисье глобального информационного общества : библиотеки и большая политика / Е. И. Кузьмин // Библиотековедение. – 2013. – № 2. – С. 13–18.

Рассматриваются задачи, стоящие перед библиотеками в условиях новой информационной среды. Доступность и сохранение информации, информационная этика, продвижение  медиа- и информационной грамотности и чтения, развитие многоязычия в киберпространстве являются отражением глобальных проблем, решая которые библиотеки содействуют построению информационного общества.

Д9-13/97270

73. Левшина, В. В. Система качества вуза / В. В. Левшина. – М.: Инфра-М, 2013. – 280 с. – (Научная мысль). – Библиогр.: 161 назв. –  ISBN 978-516-006574-8.

Освещаются теоретические и организационно-методические подходы к формированию и развитию системы качества вуза в соответствии со стандартами ГОСТ Р ИСО серии 9000, стандартами и директивами ENQA, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, а также требованиями других заинтересованных сторон. Использован многолетний научно-практический опыт Сибирского государственного технологического университета.

Д9-12/96986

74. Липовая, О. А. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие / О. А. Липовая. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-т им. А. П. Чехова, 2012. – 266 с. – Библиогр.: 266 назв. –  ISBN 978-5-87976-804-6.

Рассматриваются корректные подходы к оценке качества результатов обучения в рамках компетентностного подхода с учётом федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Содержатся сведения о способах и средствах оценивания результатов обучения. Подробно рассматриваются особенности и возможности тестирования.

У 3409

75. Малышева, Л. А. Стратегическое управление в вузах : технологии и инструменты / Л. А. Малышева // Унив. упр.: практика и анализ. – 2013. – № 1 (83). – С. 78–87. – Библиогр.: 12 назв.

Доказывается актуальность использования технологий стратегического управления в вузе. Предлагаются шаблоны документов, позволяющие ранжировать факторы и планировать проекты, которые обеспечат реализацию стратегии.

Д9-13/97472

76. Мамонтова, Е. Г. Управление библиотечными процессами и ресурсами на основе технологий ИРБИС-64 / Е. Г. Мамонтова, Е. В. Терскова // Электронная библиотека и современное образование : ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24 – 28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб. федер. ун-т; сост. В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. – Красноярск, 2013. – С. 95–103.

Освещается опыт управления библиотечными процессами и ресурсами Научной библиотеки Сибирского государственного технологического университета. Усовершенствовать управление Библиотекой удалось, используя АБИС ИРБИС. В докладе затронуты лишь некоторые элементы управления библиотечными процессами: управление информационными ресурсами, в том числе управление подпиской; библиотечная отчётность. Показана эффективность этих инноваций.

У 3855

77. Привалова, И. Н. Сопоставление концепций деятельности высшего учебного заведения с существующими моделями управления вузом / И. Н. Привалова // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 293–299. – Библиогр.: 11 назв.

Рассматриваются концепции деятельности средневекового высшего учебного заведения, вуза нового времени (модель Гумбольдта), концепция деятельности высшего учебного заведения в рыночных условиях и американская модель вуза. Сформулированы требования, которым должен отвечать современный вуз. Существенно возросшие возможности вариативности развития вузов, переход от административного управления к децентрализованным гибким управленческим структурам предъявляют новые требования ко всей системе организации управления вузом.

У 3855

78. Роганов, Е. С. Методы системной динамики как инструмент формирования управленческой компетентности / Е. С. Роганов // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 426–432. – Библиогр.: 24 назв.

Рассматривается использование методов системного мышления и инструментов имитационного моделирования для повышения эффективности принимаемых решений и формирования управленческой компетентности студентов менеджмента. В качестве языка и инструмента моделирования используется система компьютерного имитационного моделирования STELLA.

Н/17870

79. Сидоров, Н. М. Модель менеджмента качества образовательных услуг факультета университета / Н. М. Сидоров // Изв. Петерб. ун-та путей сообщ. – 2012. – Вып. 4 (33). – С. 214–222. – Библиогр.: 4 назв.

Представлена концептуальная модель организации системы самоконтроля качества работы факультета технического вуза. Система менеджмента качества профессионального образования должна включать все звенья подготовки специалиста на основе обратной связи между университетом и потребителями услуг. Корректировка качества предоставляемых образовательных услуг должна носить постоянный системный характер на принципах опережающего управления.

Д9-13/97472

80. Слукина, Е. В. Научно-исследовательская работа как средство мониторинга и оценки качества работы вузовской библиотеки / Е. В. Слукина // Электронная библиотека и современное образование : ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24 – 28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб. федер. ун-т; сост. В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. – Красноярск, 2013. – С. 121–131.

О внедрении системы менеджмента качества (СМК) в Научной библиотеке Сибирского государственного технологического университета. В систему менеджмента качества встроена оценка деятельности библиотеки, которая реализуется посредством мониторинга и измерения. Для этого ведётся научно-исследовательская работа, которая включает комплекс мероприятий по исследованию основных процессов и удовлетворённости пользователей как базы принятия управленческих решений, основанных на фактах. Предметом исследований являются как бизнес-процессы в целом, так и входящие в них процессы или отдельные подпроцессы, а также их результаты как конечный или промежуточный продукт.

У 3855

81. Сыротюк, С. Д. Технология трансформации университета в самообучающуюся организацию / С. Д. Сыротюк // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 432–437. – Библиогр.: 23 назв.

Рассмотрены этапы трансформации университета в самообучающуюся организацию. Изучены внутренние процессы модели системы менеджмента качества, которые являются главными направлениями вовлечения всего профессорско-преподавательского персонала во внутриуниверситетское обучение и служат механизмами трансформации университета в самообучающуюся организацию.

Д9-12/98058

82. Управление вузом в системе качества : учеб. пособие / О. В. Аверина [и др.]; Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. – Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. – 60 с. – Библиогр.: 20 назв. – ISBN 978-5-8170-0203-4.

Раскрываются основные аспекты управления вузом в системе качества: структура управления, техника и технология управления, функции и методология управления. Дан аналитический обзор организационных структур систем качества различных вузов и основные принципы построения структуры системы управления вузом в системе качества.

Д9-13/96984

83. Управление высшим учебным заведением : учебник / А. Ю. Архипов [и др.] ; под общ. ред. С. Д. Резника и В. М. Филиппова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2013. – 415 с. – (Менеджмент в высшей школе). – Библиогр. в подстроч. примеч. –  ISBN 978-5-16-006238-9.

Рассматривается система и технология управления деятельностью высшим учебным заведением.

М/67637 № 5

84. Федин, Ф. Ф. Методика оценки инновационной деятельности вуза / Ф. Ф. Федин, Е. Н. Павличева, Ф. О. Федин // Бюллетень лаборатории математического, естественнонаучного образования и информатизации : рец. сб. науч. тр. / Моск. гор. пед. ун-т, Ин-т математики и информатики. – М., 2013. – Т. 5. – С. 260–263. – Библиогр.: 5 назв.

Предложена комплексная оценка инновационной деятельности ИТ-вуза, состоящая из шести шагов. Рассматривается содержание каждого шага предложенной методики.

Д9-13/97472

85. Цветочкина, И. А. Формирование положительного имиджа научной библиотеки Сибирского федерального университета / И. А. Цветочкина // Электронная библиотека и современное образование : ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24 – 28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб. федер. ун-т; сост. В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. – Красноярск, 2013. – С. 153–159. – Библиогр.: 5 назв.

Представлена информация по формированию и продвижению библиотечного имиджа. Дана характеристика внешнего и внутреннего имиджа библиотеки, определены основные направления рекламной деятельности библиотеки.

Н/14788 № ИБРАЭ № IBRAE-2012-08

86. Шаламков, С. А. Использование Learning Management System в организации самостоятельной работы студентов / С. А. Шаламков // О некоторых проблемах построения единой системы непрерывного образования в России : сб. ст. / РАН, Ин-т проблем безопасного развития атом. энергетики. – М., 2012. – С. 59–64. – Библиогр.: 2 назв. – (Препринт / ИБРАЭ
№ IBRAE-2012-08).

В ходе наметившихся тенденций в сфере высшего образования необходимо более грамотно организовывать учебный процесс с использованием достижений в секторе информационно-коммуникационных технологий. Одним из таких методов является использование системы управления обучением (Learning Management System) для организации самостоятельной работы студентов и за её контролем. Представлены системы управления обучением, которые могут быть использованы для всех форм обучения. Функционирование данных систем основано на формировании личных кабинетов преподавателей и студентов. Показаны структуры личного кабинета преподавателя и личного кабинета пользователя системы управления обучением, а также организация единого информационного пространства в системе управления обучением.

М/64901

87. Шлегель, О. А. Эффективность, организация услуг образовательного учреждения / О. А. Шлегель, О. И. Васильчук, А. С. Лукоянова // Вестн. Поволж. гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. – 2012. – № 6 (26). –
С. 94–97. – Библиогр.: 5 назв.

Определяется вид услуг образовательного учреждения. Моделируется и оценивается эффективность, взаимосвязь между индексами стоимости и объёмом внедрения образовательной услуги.

У 3855

88. Ярыгин, О. Н. Системное мышление как необходимый компонент управленческой компетентности / О. Н. Ярыгин, С. С. Рудаков, Е. С. Роганов // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2012. – № 4 (22). – С. 448–453. – Библиогр.: 25 назв.

В работе обосновывается необходимость изучения и применения системной динамики в управленческой деятельности и при подготовке современного компетентного менеджера. На основании системного моделирования самой управленческой компетентности выявляется роль ментальных моделей как компонента управленческой компетентности. Выделяются ментальные модели, оказывающиеся "ложными эвристиками", и показано, что эффективным средством их преодоления является системная динамика.

См. также № 38, 110.

  
На главную