Аналитические материалы,
статистика, библиометрия
Р 3100
103. Абламейко, С. В. Участие
университетов в мировых рейтингах как фактор повышения качества подготовки
специалистов / С. В. Абламейко, М. А. Гусаковский // Высш. образование в
России. – 2013. – № 5. –
С. 124–135. – Библиогр.: 19 назв.
Анализируются сущность и
практическое значение мировых рейтингов для совершенствования образовательной,
научной и управленческой деятельности учреждений высшего образования.
Представлен опыт участия Белорусского государственного университета в таких
международных рейтингах как QS WUR, Webometrics, SCImago Institutions Rankings
(SIR), University Ranking by Academic Performance (URAP).
У 3490
104. Анализ результатов апробации модельной методологии
многомерного ранжирования российских вузов / Л. В. Заварыкина [и др.] // Вестн.
междунар. орг. – 2013. – № 1. – С. 31–59.
Рассматриваются методологические
аспекты проведения ранжирования. Выделены группы университетов и их ключевые
характеристики, выявленные в результате ранжирования. Обсуждаются возможные
направления развития системы образования РФ на современном этапе.
Анализируются перспективы использования методологии и возможные пути её
совершенствования.
У 3409
105. Бабин, Е. Н. Индикаторы инновационности
образовательных услуг в сетевой среде университета / Е. Н. Бабин // Унив. упр.:
практика и анализ. – 2013. – № 1 (83). – С. 70–77. – Библиогр.: 15 назв.
Анализируются конкурентные
преимущества сетевой формы реализации образовательных программ. Изложены
современные особенности информатизации вузов. На основе принципов управления
знаниями сформулированы цели и задачи формирования сетевой информационной
среды университета. Предложены система качественных и количественных
индикаторов и методика диагностики инновационности образовательных услуг,
позволяющие анализировать эффективность инноваций в модели "ресурсы – процессы
– результаты".
Д9-13/97472
106. Богданова, В. Н.
Современные подходы к статистике электронных документов в вузовской библиотеке
/ В. Н. Богданова // Электронная библиотека и современное образование :
ресурсы, технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24 –
28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб. федер. ун-т; сост. В. П. Казанцева, Н. Г.
Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. – Красноярск, 2013. – С. 34–38.
Действующие в настоящее время формы
государственной библиотечной отчётности не дают полной картины современной
библиотечной деятельности. В настоящее время всё большее значение приобретает
совместная работа библиотек по упорядочению учёта электронных ресурсов, поиску
единых подходов к сбору статистических данных. Здесь большое значение имеют
положения, содержащиеся в международных документах, регулирующих отношения в
сфере информации. Раскрывается содержание стандарта ISO 2789 "Информация и
документация – Международная библиотечная статистика" (2006 г.), в котором
разъясняется, как учитывать, собирать и представлять статистические данные, в
том числе и в части электронных услуг и электронного обслуживания.
У 1154
107. Галявиева, М. С. О становлении понятия "информетрия"
(обзор) / М. С. Галявиева // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. –
2013. – № 6. – С. 1–10. – Библиогр.: 63 назв.
Рассмотрены история и современные подходы к определению содержания
понятия "информетрия", в том числе новое направление исследований –
альтернативные "метрии". Указаны факторы, оказавшие влияние на процесс
активного развития информетрии в последние годы.
У 3490
108. Заварыкина, Л. В.
Отношение, потребности и ожидания потребителей модельной методологии
многомерного ранжирования российских вузов / Л. В. Заварыкина, И. В. Лазутина,
О. В. Перфильева // Вестн. междунар. орг. – 2013. – № 1. – С. 60–79. –
Библиогр.: 6 назв.
Опрос экспертов – одна из
составляющих процесса апробации модельной методологии многомерного
ранжирования российских вузов, его результаты стали важным источником для
совершенствования системы комплексной оценки деятельности российских вузов.
Представлены основные результаты этого опроса.
Д9-13/97472
109. Ковязина, Е. В. Оценка
работы библиотеки с помощью Web-метрик / Е. В. Ковязина // Электронная
библиотека и современное образование : ресурсы, технологии, управление :
материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24 – 28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб.
федер. ун-т; сост. В. П. Казанцева, Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г.
Кривоносовой. – Красноярск,
2013. – С. 76–82. – Библиогр.: 1 назв.
Представлен опыт использования
web-метрик в практике работы библиотек корпоративной сети. Определены
некоторые правила анализа log-файлов для оценки популярности электронных
ресурсов. Обозначены рекомендации для статистической оценки собственных
информационных ресурсов и лицензионных онлайновых баз данных внешних
поставщиков.
Р 16
110. Комаров, В. В. Россия
должна создать новый международный рейтинг вузов / В. В. Комаров // Alma mater
: вестн. высш. шк. – 2013. –
№ 7. – С. 19–23. – Библиогр.: 8 назв.
Анализируются задачи и цели, стоящие
перед российскими вузами по оптимизации научно-образовательной деятельности и
повышению международных рейтинговых оценок. Предложены рекомендации по
совершенствованию учебного и научного процесса для выведения российских вузов
на более высокие позиции в мировых рейтингах с учётом того, что в их оценочных
показателях существенное место занимает конкретная научная деятельность вузов.
Р 2227
111. Копанева, Е. А. Вебометрические показатели научной
периодики Украины / Е. А. Копанева // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 5. – С.
75–82. – Библиогр.: 16 назв.
Изложены нормативно-правовые и
информационно-технологические аспекты формирования и использования электронной
библиотеки научной периодики Украины. Для оценки степени интегрированности
журналов в систему научных коммуникаций предложено применять взаимодополняющие
показатели: цитируемость журнальных статей и их востребованность.
Р 2622
112. Макеева, О. В. Определение статистических
взаимосвязей и степени включенности библиотек в социально-экономическую среду
региона / О. В. Макеева // Библиотековедение. – 2013. – № 2. – С. 19–27. –
Библиогр.: 27 назв.
Изложены результаты исследования влияния факторов внешней среды
на деятельность библиотек на основании изучения макропоказателей
социально-экономической среды регионов Сибирского и Дальневосточного
федеральных округов.
У 3490
113. Методология многомерного ранжирования : возможности
комплексной оценки деятельности вузов / И. В. Аржанова [и др.] // Вестн.
междунар. орг. – 2013. – № 1. – С. 8–30. – Библиогр.: 3 назв.
Представлен проект модельной
методологии многомерного ранжирования российских вузов, разработанной и
апробированной в рамках проекта "Разработка и апробация модельной методологии
рейтингования образовательных учреждений профессионального образования",
реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства
образования и науки РФ в 2011 – 2013 гг. Апробация разработанного подхода
состоялась в 2012г., участниками эксперимента стали более 100 российских
вузов.
У 3409
114. Пахомов, С. И.
Управление количественным и качественным составом сети диссертационных советов
на основе рейтинговых систем / С. И. Пахомов, В. А. Гуртов, И. В. Пенние
// Унив. упр.: практика и анализ. – 2013. – № 1 (83). – С. 51–59. –
Библиогр.: 5 назв.
Предложена методика управления
количественным и качественным составом сети диссертационных советов на основе
комплексной оценки деятельности диссертационного совета по трем аспектам:
научная деятельность организации, при которой создан и функционирует
диссертационный совет; количественный и качественный состав диссертационного
совета; количественный и качественный состав соискателей учёной степени
кандидата/доктора наук, проходивших защиту в данном диссертационном
совете.
Р 3100
115. Прохоров, С. Г.
Международные рейтинги и "дорожная карта" : вопросы и перспективы / С. Г.
Прохоров, А. А. Свирина // Высш. образование в России. – 2013. – № 5. – С.
58–62. – Библиогр.: 12 назв.
Проводится сравнительный анализ
методологии составления международных рейтингов вузов и комплекса мер по
развитию системы высшего образования в России. Выявлено, что предложенная
Минобрнауки "дорожная карта" не позволяет прогнозировать улучшение положения
отечественных вузов в международных рейтингах. Сформулированы отдельные
направления повышения узнаваемости российских вузов в международном
образовательном сообществе.
Д9-13/97472
116. Слукина, Е. В. Проблемы адаптации библиотечной
статистики к деятельности в электронной среде : опыт научной библиотеки СибГТУ
/
Е. В. Слукина // Электронная библиотека и современное образование : ресурсы,
технологии, управление : материалы Всерос. науч.-практ. конф.,
24–28 сент. 2012 г., Красноярск / Сиб. федер. ун-т; сост. В. П. Казанцева,
Н. Г. Шевченко; под ред. Е. Г. Кривоносовой. – Красноярск, 2013. –
С. 132–139. – Библиогр.: 7 назв.
Интенсивное развитие электронных
ресурсов библиотеки породило комплекс проблем и в первую очередь это проблема,
связанная с их учётом и статистикой использования. Очерчен круг наиболее
значимых проблем библиотечной статистики в современной практической
деятельности библиотеки, которые вызваны несовершенством действующего ГОСТа,
отсутствием других нормативных актов. В научной библиотеке СибГТУ
разрабатываются внутренние локальные решения и документы по ведению статистики
электронных ресурсов. Показаны результаты работы на настоящий момент.
Выработаны статистические показатели работы библиотеки и методики их
получения.
Р 2764
117. Телволл, М. Оценка влиятельности журналов :
вебометрическая перспектива / М. Телволл // Междунар. форум по информ. – 2013.
– Т. 38, № 2. – С. 12–20. – Библиогр.: 75 назв.
Затронуты практические проблемы с
созданием метрик для журналов, основанных на сетевых данных. Выдвинуты две
альтернативы: ссылки, полученные из оцифрованных книг, и загружаемые подсчёты
для журналов в рамках особых платформ доставки.
У 3409
118. Федотов, А. В. Анализ
эффективности механизмов стимулирования публикационной активности российских
ученых / А. В. Федотов,
Н. О. Васецкая // Унив. упр.: практика и анализ. – 2013. – № 1 (83). – С.
60–69. – Библиогр.: 16 назв.
Анализируется корреляция показателей
публикационной активности исследователей и объёмов финансирования, выделяемых
на научные исследования и разработки. Определяется влияние материального
стимулирования научной деятельности сотрудников вузов и научных организаций на
их публикационную активность. Рассматриваются механизмы финансирования научных
исследований как факторы, влияющие на публикационную активность российских
учёных.
Ар11-30827
119. Фролова, М. В.
Международные сопоставления систем высшего и послевузовского профессионального
образования : методика статистического исследования (на примере России и
Великобритании) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.12 / М. В.
Фролова. – Самара, 2011. – 23 с.: ил. – Библиогр.: 8 назв.
Теоретически обоснована, разработана
и апробирована комплексная методика международных сопоставлений систем высшего
и послевузовского профессионального образования. Дана статистическая оценка
взаимовлияния контингента обучающихся в вузах и их последующего
трудоустройства на основе корреляционно-регрессионного анализа. Дана оценка
эффективности высшего и послевузовского образования в России в соответствии с
параметрами, характеризующими высшее и послевузовское профессиональное
образование в Великобритании.
Н/14610 № 2
120. Цукерблат, Д. М.
Деятельность научной библиотеки СО РАН по патентно-информационному обеспечению
разработчиков новых технологий / Д. М. Цукерблат // Межотраслевая информ.
служба. – 2013. – № 2 (163). – С. 68–72.
Рассмотрена деятельность научной
библиотеки по патентно-информационному обеспечению разработчиков новых
технологий. Проанализирована последовательность обращения к патентным
ресурсам, охарактеризованы базы данных патентной информации, приведён анализ
их использования.
См. также № 18, 28, 29, 34.
|