Аналитические материалы,
статистика,
библиометрия
Р 3100
110. Абламейко, С. В. Вузы стран-участниц СНГ в мировом
вебометрическом рейтинге : анализ с учетом профиля их деятельности / С. В.
Абламейко, М. А. Журавков, В. В. Самохвал // Высш. образование в России. –
2013. – № 8/9. – С. 25–31. – Библиогр.: 5 назв.
Рейтинги учреждений высшего
образования стали не только одним из факторов совершенствования качества
подготовки специалистов и выполняемых научных исследований, но и инструментом
повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. На основе
анализа результатов мирового рейтинга Webometrics, опубликованных в январе
2013 г., показаны позиции ряда белорусских вузов в рамках СНГ в группах по
шести профилям: классические университеты, педагогические, медицинские,
технические, аграрные, экономические вузы. Приведены перечни вузов,
находящихся на первых десяти позициях по перечисленным профилям в СНГ, а также
количественные показатели присутствия вузов в рейтинге Webometrics из
различных регионов мира в числе занявших первые сто позиций в группах по
профилям, с отдельным выделением стран-участниц СНГ. Даны рекомендации по
улучшению позиций вузов в вебометрических рейтингах.
У4120
111. Бузник, В. М. Библиометрический анализ научных
публикаций академика Ю. Д. Третьякова / В. М. Бузник, И. В. Зибарева //
Наносистемы : физика, химия, математика. – 2013. – Т. 4, № 1. – С. 14–23. –
Библиогр.: 10 назв.
Приведён наукометрический анализ публикаций по различным
тематикам, развивавшимся в различное время академиком Ю. Д. Третьяковым.
У 2511
112. Василенко, О. Н. Современные подходы к организации
библиотечной статистики : опыт Украины /
О. Н. Василенко // Вестн. БАЕ. – 2013. – № 2. – С. 81–83. – Библиогр.:
7 назв.
Одним из инструментов информационной конкретизации и определения
стратегии развития библиотеки на перспективу является сбалансированная система
показателей (ССП). По сути, модель ССП – это формат представления деятельности
библиотеки с помощью определённого набора показателей, характеризующих
достижение стратегических и промежуточных целей. Основным преимуществом ССП
является сочетание финансовых и нефинансовых показателей, обеспечение
взаимосвязи между показателями и целями, которые библиотека ставит перед
собой.
113. Галявиева, М. С. Информетрия как учебная
дисциплина : становление и развитие / М. С. Галявиева // Вестн. Кемеров. гос.
ун-та культуры и искусств. – 2013. – № 22, ч. 1. – С. 19–32. – Библиогр.: 34
назв.
Проведён анализ становления и развития информетрии как учебной
дисциплины. Определены предпосылки, установлены этапы и выявлены тенденции
этого процесса. Рассмотрены проблемы формирования содержания учебного курса,
организации процесса обучения и разработки учебно-методического обеспечения.
Н/20013 № 12
114. Горский, П. В. Рейтинговый метод комплексной
аттестации преподавателей системы высшего профессионального образования / П.
В. Горский // Наука. Инновации. Образование : альманах / Рос. НИИ экономики,
политики и права в науч.-техн. сфере. – М., 2012. – Вып. 12. – С. 105–114. –
Библиогр.: 9 назв.
Существуют числовые и нечисловые (например, ранговые) подходы к
оцениванию деятельности преподавателя. В данной статье внимание сосредоточено
только на числовых методах, точнее – на одной числовой модели. Уточнены задачи
и достоверность оценивания. Рассмотрены критерии оценивания, их шкалы и веса.
Названы необходимые базы данных для реализации предлагаемых методов
оценивания, оценка и оптимизация затрат. Показаны типичные ошибки рейтинговых
оценок.
У 2837
115. Зернов, В. А. Критерии мониторинга как эффективный
инструмент повышения конкурентоспособности отечественного образования /
В. А. Зернов // Высш. образование сегодня. – 2013. – № 7. – С. 4–9. –
Библиогр.: 8 назв.
Проведён анализ позиций российских вузов в международных
рейтингах. Освещена мировая практика в оценке вузов. Сформулированы
критерии, по которым может оцениваться
деятельность отечественных вузов. Выдвинуты предложения по повышению
эффективности мониторинга вузов.
У 2511
116. Масловская, А. Ю. Библиотечная статистика в Беларуси
: традиции и инновации / А. Ю. Масловская // Вестн. БАЕ. – 2013. – № 2. –
С. 79–81. – Библиогр.: 7 назв.
Проанализировано современное состояние библиотечной статистики в
республике Беларусь. Обоснована необходимость внесения ряда изменений и
дополнений в существующий стандарт. Назван ряд показателей, по которым должен
осуществляться статистический учёт.
У 2361
117. Михайлов, О. В. О "делимости" индексов цитирования
при оценке научной деятельности в национальном исследовательском университете
/ О. В. Михайлов // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2013. – Т.16, № 5. –
С. 282–283. – Библиогр.: 13 назв.
Предложен модифицированный подход к оценке научной деятельности
исходя из суммарной цитируемости опубликованных исследователем работ,
предполагающий наряду с простым подсчётом числа ссылок учёт числа соавторов в
каждой из его процитированных (как им самим, так и другими авторами)
публикаций. Отмечено, что такой подход позволяет дать более объективную оценку
цитируемости работ отдельно взятого конкретного автора. Предложен также
модифицированный индекс Хирша, учитывающий число соавторов в цитированных
публикациях.
Р 51
118. Михайлов, О. В. Российский индекс научного
цитирования : взгляд заинтересованного пользователя / О. В. Михайлов // Вестн.
РАН. – 2013. – Т.83, № 6. – С. 557–561. – Библиогр.: 7 назв.
Дана оценка российской системы по регистрации научной
цитируемости, действующей с 2005 г. Высказаны предложения по её
усовершенствованию.
У 2511
119. Нешитой, В. В. Статистические методы анализа
использования библиотечного фонда / В. В. Нешитой, Б. В. Петренко // Вестн.
БАЕ. – 2013. – № 2. – С. 84–86. – Библиогр.: 4 назв.
Для анализа степени использования библиотечного фонда и
выявления неиспользуемой части предлагается применять статистические методы, в
частности метод статистического моделирования. Одной из главных задач данного
метода является установление законов распределения отдельных видов документов,
упорядоченных по уменьшению количества обращений к ним читателей. Приведены
примеры применения данного метода и анализ полученного результата.
У 1154
120. Плющ, М. А. Об использовании Интернета для сбора
информации по истории книги и библиотек: на примере сведений о реестре А. И.
Богданова / М. А. Плющ // НТИ. Сер. 1, Орг.
и методика информ. работы. – 2013. – № 7. – С. 32–35. – Библиогр.: 13
назв.
Излагаются и интерпретируются опубликованные в электронных и
печатных источниках сведения о составленном А. И. Богдановым реестре рукописей
из библиотеки Д. М. Голицына, конфискованной московской конторой
Канцелярии конфискации. Отмечается причина составления реестра –
задание, полученное А. И. Богдановым от И. Д. Шумахера. Рассматриваются
качества реестра, отмечается его связь с московской описью рукописей и книг
светского содержания, находившихся в библиотеке Д. М. Голицына. Оценивается
значение Интернета в сборе информации, включая библиографические описания
печатных работ, электронные статьи, оцифрованные дореволюционные издания,
указания на архивные документы.
У 2048
121. Романовский, М. Ю. О научной активности организаций
естественно-научного профиля в России и за рубежом / М. Ю. Романовский //
Информ. о-во. – 2013. – № 1/2. – С. 112–119. – Библиогр.: 2 назв.
Предпринята попытка количественного анализа публикаций различных
исследовательских организаций одной и той же страны с целью сравнения их
научной эффективности. Предлагаемый метод оценки публикационной активности
позволяет ответить на ряд злободневных не только для России вопросов: вся ли
наука делается в университетах, кто является лицом российской науки?
Р 3100
122. Сероштан, М. В. Какая система ранжирования
российских университетов нам нужна? / М. В. Сероштан, Б. М. Владимирский //
Высш. образование в России. – 2013. – № 8/9. – С. 32–39. – Библиогр.: 11 назв.
Исходя из новых тенденций по выстраиванию рейтингов
университетов проведён анализ требований, которым должна соответствовать
система ранжирования российских вузов. Рассмотрено, как эти требования
соотносятся с повышением конкурентоспособности российских университетов в
международной системе предоставления образовательных услуг при сохранении
идентичности отечественного высшего образования.
У 2361
123. Шамов, А. Г. О системе стимулирования авторов по
результатам их научной деятельности в Казанском национальном исследовательском
технологическом университете / А. Г. Шамов, О. В. Михайлов, И. Ш. Абдуллин //
Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2013. – Т.16, № 7. – С. 279–282. – Библиогр.: 6
назв.
Предложена и обоснована система материального поощрения
сотрудников национального исследовательского университета по результатам их
научной деятельности, ключевым параметром в которой является уровень
авторитетности научных журналов, в которых опубликованы их работы
(определяемый по величине их импакт-факторов) и цитирования их работ
(определяемого по величине индекса Хирша).
У 1154
124. Штовба, С. Д. Индекс цитирования, учитывающий
скрытую диффузию научных знаний / С. Д. Штовба, Е. В. Штовба // НТИ. Сер. 1,
Орг. и методика информ. работы. – 2013. – № 7. – С. 28–31. – Библиогр.: 14
назв.
Предложен новый наукометрический показатель, который оценивает
диффузию знаний и имеет две составляющие: первая эквивалентна обычному индексу
цитирования, т. е. описывает видимую диффузию научных знаний; вторая –
отражает скрытую диффузию научных знаний и выражается через количество неявных
цитирований. Практическая ценность предложенного показателя заключается в том,
что он позволяет легко идентифицировать скрытых инициаторов научного
мэйнстрима. Отличительная особенность таких учёных – большое значение
предложенного индекса цитирования и малое значение обычного индекса
цитирования.
Н/20013 № 12
125. Юревич, М. А. Зарубежная практика оценки
профессиональной деятельности преподавателей системы высшего профессионального
образования / М. А. Юревич // Наука. Инновации. Образование : альманах / Рос.
НИИ экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. – М., 2012. –
Вып. 12. – С. 115–128. – Библиогр.: 18 назв.
Рассматриваются основные источники и методики оценки
преподавателей в США и Европе, особенности основных подходов к оценке
деятельности преподавателей, основные типы методик оценки квалификации
преподавателей.
|