Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №9 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Аналитические материалы, статистика,
библиометрия

Р 3100

110. Абламейко, С. В. Вузы стран-участниц СНГ в мировом вебометрическом рейтинге : анализ с учетом профиля их деятельности / С. В. Абламейко, М. А. Журавков, В. В. Самохвал // Высш. образование в России. – 2013. – № 8/9. – С. 25–31. – Библиогр.: 5 назв.

Рейтинги учреждений высшего образования стали не только одним из факторов совершенствования качества подготовки специалистов и выполняемых научных исследований, но и инструментом повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. На основе анализа результатов мирового рейтинга Webometrics, опубликованных в январе 2013 г., показаны позиции ряда белорусских вузов в рамках СНГ в группах по шести профилям: классические университеты, педагогические, медицинские, технические, аграрные, экономические вузы. Приведены перечни вузов, находящихся на первых десяти позициях по перечисленным профилям в СНГ, а также количественные показатели присутствия вузов в рейтинге Webometrics из различных регионов мира в числе занявших первые сто позиций в группах по профилям, с отдельным выделением стран-участниц СНГ. Даны рекомендации по улучшению позиций вузов в вебометрических рейтингах.

У4120

111. Бузник, В. М. Библиометрический анализ научных публикаций академика Ю. Д. Третьякова / В. М. Бузник, И. В. Зибарева // Наносистемы : физика, химия, математика. – 2013. – Т. 4, № 1. – С. 14–23. – Библиогр.:
10 назв.

Приведён наукометрический анализ публикаций по различным тематикам, развивавшимся в различное время академиком Ю. Д. Третьяковым.

У 2511

112. Василенко, О. Н. Современные подходы к организации библиотечной статистики : опыт Украины / О. Н. Василенко // Вестн. БАЕ. – 2013. – № 2. – С. 81–83. – Библиогр.: 7 назв.

Одним из инструментов информационной конкретизации и определения стратегии развития библиотеки на перспективу является сбалансированная система показателей (ССП). По сути, модель ССП – это формат представления деятельности библиотеки с помощью определённого набора показателей, характеризующих достижение стратегических и промежуточных целей. Основным преимуществом ССП является сочетание финансовых и нефинансовых показателей, обеспечение взаимосвязи между показателями и целями, которые библиотека ставит перед собой.

 

113. Галявиева, М. С. Информетрия как учебная дисциплина : становление и развитие / М. С. Галявиева // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2013. – № 22, ч. 1. – С. 19–32. – Библиогр.: 34 назв.

Проведён анализ становления и развития информетрии как учебной дисциплины. Определены предпосылки, установлены этапы и выявлены тенденции этого процесса. Рассмотрены проблемы формирования содержания учебного курса, организации процесса обучения и разработки учебно-методического обеспечения.

Н/20013 № 12

114. Горский, П. В. Рейтинговый метод комплексной аттестации преподавателей системы высшего профессионального образования / П. В. Горский // Наука. Инновации. Образование : альманах / Рос. НИИ экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. – М., 2012. – Вып. 12. – С. 105–114. – Библиогр.: 9 назв.

Существуют числовые и нечисловые (например, ранговые) подходы к оцениванию деятельности преподавателя. В данной статье внимание сосредоточено только на числовых методах, точнее – на одной числовой модели. Уточнены задачи и достоверность оценивания. Рассмотрены критерии оценивания, их шкалы и веса. Названы необходимые базы данных для реализации предлагаемых методов оценивания, оценка и оптимизация затрат. Показаны типичные ошибки рейтинговых оценок.

У 2837

115. Зернов, В. А. Критерии мониторинга как эффективный инструмент повышения конкурентоспособности отечественного образования /
В. А. Зернов // Высш. образование сегодня. – 2013. – № 7. – С. 4–9. – Библиогр.: 8 назв.

Проведён анализ позиций российских вузов в международных рейтингах. Освещена мировая практика в оценке вузов. Сформулированы критерии, по которым может оцениваться деятельность отечественных вузов. Выдвинуты предложения по повышению эффективности мониторинга вузов.

У 2511

116. Масловская, А. Ю. Библиотечная статистика в Беларуси : традиции и инновации / А. Ю. Масловская // Вестн. БАЕ. – 2013. – № 2. –
С. 79–81. – Библиогр.: 7 назв.

Проанализировано современное состояние библиотечной статистики в республике Беларусь. Обоснована необходимость внесения ряда изменений и дополнений в существующий стандарт. Назван ряд показателей, по которым должен осуществляться статистический учёт.

У 2361

117. Михайлов, О. В. О "делимости" индексов цитирования при оценке научной деятельности в национальном исследовательском университете / О. В. Михайлов // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2013. – Т.16, № 5. –
С. 282–283. – Библиогр.: 13 назв.

Предложен модифицированный подход к оценке научной деятельности исходя из суммарной цитируемости опубликованных исследователем работ, предполагающий наряду с простым подсчётом числа ссылок учёт числа соавторов в каждой из его процитированных (как им самим, так и другими авторами) публикаций. Отмечено, что такой подход позволяет дать более объективную оценку цитируемости работ отдельно взятого конкретного автора. Предложен также модифицированный индекс Хирша, учитывающий число соавторов в цитированных публикациях.

Р 51

118. Михайлов, О. В. Российский индекс научного цитирования : взгляд заинтересованного пользователя / О. В. Михайлов // Вестн. РАН. – 2013. – Т.83, № 6. – С. 557–561. – Библиогр.: 7 назв.

Дана оценка российской системы по регистрации научной цитируемости, действующей с 2005 г. Высказаны предложения по её усовершенствованию.

У 2511

119. Нешитой, В. В. Статистические методы анализа использования библиотечного фонда / В. В. Нешитой, Б. В. Петренко // Вестн. БАЕ. – 2013. – № 2. – С. 84–86. – Библиогр.: 4 назв.

Для анализа степени использования библиотечного фонда и выявления неиспользуемой части предлагается применять статистические методы, в частности метод статистического моделирования. Одной из главных задач данного метода является установление законов распределения отдельных видов документов, упорядоченных по уменьшению количества обращений к ним читателей. Приведены примеры применения данного метода и анализ полученного результата.

У 1154

120. Плющ, М. А. Об использовании Интернета для сбора информации по истории книги и библиотек: на примере сведений о реестре А. И. Богданова / М. А. Плющ // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2013. – № 7. – С. 32–35. – Библиогр.: 13 назв.

Излагаются и интерпретируются опубликованные в электронных и печатных источниках сведения о составленном А. И. Богдановым реестре рукописей из библиотеки Д. М. Голицына, конфискованной московской конторой Канцелярии конфискации. Отмечается причина составления реестра – задание, полученное А. И. Богдановым от И. Д. Шумахера. Рассматриваются качества реестра, отмечается его связь с московской описью рукописей и книг светского содержания, находившихся в библиотеке Д. М. Голицына. Оценивается значение Интернета в сборе информации, включая библиографические описания печатных работ, электронные статьи, оцифрованные дореволюционные издания, указания на архивные документы.

У 2048

121. Романовский, М. Ю. О научной активности организаций естественно-научного профиля в России и за рубежом / М. Ю. Романовский // Информ. о-во. – 2013. – № 1/2. – С. 112–119. – Библиогр.: 2 назв.

Предпринята попытка количественного анализа публикаций различных исследовательских организаций одной и той же страны с целью сравнения их научной эффективности. Предлагаемый метод оценки публикационной активности позволяет ответить на ряд злободневных не только для России вопросов: вся ли наука делается в университетах, кто является лицом российской науки?

Р 3100

122. Сероштан, М. В. Какая система ранжирования российских университетов нам нужна? / М. В. Сероштан, Б. М. Владимирский // Высш. образование в России. – 2013. – № 8/9. – С. 32–39. – Библиогр.: 11 назв.

Исходя из новых тенденций по выстраиванию рейтингов университетов проведён анализ требований, которым должна соответствовать система ранжирования российских вузов. Рассмотрено, как эти требования соотносятся с повышением конкурентоспособности российских университетов в международной системе предоставления образовательных услуг при сохранении идентичности отечественного высшего образования.

У 2361

123. Шамов, А. Г. О системе стимулирования авторов по результатам их научной деятельности в Казанском национальном исследовательском технологическом университете / А. Г. Шамов, О. В. Михайлов, И. Ш. Абдуллин // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2013. – Т.16, № 7. – С. 279–282. – Библиогр.: 6 назв.

Предложена и обоснована система материального поощрения сотрудников национального исследовательского университета по результатам их научной деятельности, ключевым параметром в которой является уровень авторитетности научных журналов, в которых опубликованы их работы (определяемый по величине их импакт-факторов) и цитирования их работ (определяемого по величине индекса Хирша).

У 1154

124. Штовба, С. Д. Индекс цитирования, учитывающий скрытую диффузию научных знаний / С. Д. Штовба, Е. В. Штовба // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2013. – № 7. – С. 28–31. – Библиогр.: 14 назв.

Предложен новый наукометрический показатель, который оценивает диффузию знаний и имеет две составляющие: первая эквивалентна обычному индексу цитирования, т. е. описывает видимую диффузию научных знаний; вторая – отражает скрытую диффузию научных знаний и выражается через количество неявных цитирований. Практическая ценность предложенного показателя заключается в том, что он позволяет легко идентифицировать скрытых инициаторов научного мэйнстрима. Отличительная особенность таких учёных – большое значение предложенного индекса цитирования и малое значение обычного индекса цитирования.

Н/20013 № 12

125. Юревич, М. А. Зарубежная практика оценки профессиональной деятельности преподавателей системы высшего профессионального образования / М. А. Юревич // Наука. Инновации. Образование : альманах / Рос. НИИ экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. – М., 2012. –
Вып. 12. – С. 115–128. – Библиогр.: 18 назв.

Рассматриваются основные источники и методики оценки преподавателей в США и Европе, особенности основных подходов к оценке деятельности преподавателей, основные типы методик оценки квалификации преподавателей.

  
На главную