Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №9 2013 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

У 3236

42. Бойко, С. В. Опыт разработки и внедрения в учебный процесс вуза электронных учебно-методических комплексов / С. В. Бойко, Б. В. Панов // Фундам. исслед. – 2013. – № 4, ч. 5. – С. 1211–1215. – Библиогр.: 7 назв.

В ряду компьютерных средств обучения особое значение имеют электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), позволяющие комплексно подходить к решению основных дидактических задач. Фактически ЭУМК являются мультимедиа-курсами, каждый из которых представляет собой комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой форме, содержащей все компоненты учебного процесса. Основой ЭУМК является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В неё могут входить: электронный учебник, электронный справочник, тренажёрный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажёры), задачник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система. Данная структура может быть скорректирована с учётом специфики гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин. В разработке ЭУМК участвует команда разработчиков, включая авторов учебного материала, методиста, дизайнера, программиста. В исключительном случае команда разработчиков может включать в себя лишь двух человек: автора-методиста и программиста-дизайнера. Не секрет, что одной из основных проблем, возникающих при разработке подобных продуктов, является проблема взаимодействия отдельных групп разработчиков: авторы учебных материалов в подавляющем своём большинстве не владеют навыками программирования или использования специализированных программных продуктов (например, авторских сред разработки), а программисты не являются специалистами в различных предметных областях изучаемой дисциплины. Предложенный подход к разработке ЭУМК с использованием программной оболочки позволяет в значительной степени "разделить" эти группы разработчиков, упорядочить и упростить процесс разработки готового продукта.

Р 3100

43. Воробьев, Г. А. Электронная образовательная среда инновационного университета / Г. А. Воробьев // Высш. образование в России. – 2013. – № 8/9. – С. 59–64.

Анализируются основные элементы электронной образовательной среды Пятигорского государственного лингвистического университета (LMS Moodle и др). Описываются направления деятельности института дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных технологий.

У 2528

44. Галкина, В. А. Использование искусственного интеллекта в образовательных автоматизированных информационных системах / В. А. Галкина, И. П. Хвостова, О. Л. Серветник // Наукоемкие технологии. – 2012. – Т. 13, № 7: журн. Череповец. воен. инж. ин-та радиоэлектроники. –
С. 48–51. – Библиогр.: 4 назв.

Проведён анализ требований, предъявляемых к интеллектуальной образовательной автоматизированной информационной системе с целью повышения эффективности учебного процесса.

Н/20185 № 2

45. Грачев, Н. Н. Методические основы обеспечения образовательного процесса с применением информационных технологий / Н. Н. Грачев // Инновационные информационные технологии : материалы междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. С. У. Увайсов; отв. ред. И. А. Иванов. – М., 2013. –
Т. 2. – С. 169–174. – Библиогр.: 1 назв.

Рассмотрены методические основы использования моделей обучения с применением информационных образовательных технологий. Приведён анализ принципов построения обучающих систем, ориентированных на дистанционные технологии обучения.

У 3236

46. Гусева, А. И. Результаты использования программных тренажеров в формате SCORM 2004 по дисциплине "Информатика" в национальном исследовательском университете / А. И. Гусева, А. В. Лебедева, Е. А. Шеина // Фундам. исслед. – 2013. – № 4, ч. 5. – С. 1059–1064. – Библиогр.: 6 назв.

Данное исследование направлено на решение важной научной задачи, заключающейся в разработке информационно-образовательных ресурсов в формате SCORM 2004. Созданные многошаговые решатели используются в системах электронного обучения НИЯУ МИФИ и предназначены для выработки практических навыков при решении типовых задач по курсу "Информатика". В качестве среды разработки был использован Adobe Flash Professional CS5 со встроенным языком программирования ActionScript 2.0. Обсуждаются результаты внедрения многошаговых решателей в учебный процесс НИЯУ МИФИ. Проводится анализ результатов тестирования студентов до и после внедрения многошаговых решателей по теме: "Арифметические и логические основы информатики". Анализ проводится при помощи кластерного анализа методом к-средних. Статистические данные свидетельствуют, что использование многошаговых решателей более эффективно, чем при использовании заданий.

 

47. Жук, О. Н. Формирование информационной культуры : проблема проектирования и внедрения дистанционного курса в системе повышения квалификации работников образования / О. Н. Жук // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2013. – № 22, ч. 1. – С. 139–151. – Библиогр.: 7 назв.

Исследуется возможность использования дистанционной формы обучения для формирования информационной культуры работников образования в системе повышения квалификации.

Д9-13/97232

48. Зимин, А. М. Использование лабораторий удаленного доступа для подготовки инженеров XXI века / А. М. Зимин // Современные информационные и коммуникационные технологии в высшем образовании : новые образовательные программы, педагогика с использованием e-learning и повышение качества образования : сб. докл. рос. участников междунар. науч.-практ. конф., 3 – 4 апр. 2013 г., Римск. ун-т "La Sapienza", Италия / Межотраслевой ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. кадров. – М., 2013. – С. 69–73. – Библиогр.: 3 назв.

В МГТУ им. Н.Э. Баумана на основе уникального оборудования созданы лаборатории удалённого доступа по ряду важнейших дисциплин (робототехника, нанотехнологии, физика плазмы, радиофизика и т.д.). Эти лаборатории могут совместно использоваться не только российскими университетами, но и университетами других стран. Статья посвящена использованию лабораторий удалённого доступа для подготовки инженеров современного и перспективного уровня. Рассмотрены методы и этапы подготовки и удалённого проведения учебно-научных экспериментов по индивидуальным сценариям через глобальную сеть.

Н/20181 № 2

49. Ковригин, А. В. Формирование единого информационного пространства как возможное направление информатизации образования / А. В. Ковригин, Ю. А. Булгакова // Информатика и информационные технологии в образовании : теория, приложения, дидактика : материалы Всерос. науч. шк.-конф. с междунар. участием, 26 – 29 сент. 2012 г. / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 2012. – Т. 2: Психология, педагогика, дидактика информатики и математики, информатика и информационные технологии в образовании. – С. 82–87. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются вопросы, связанные с информатизацией современного образования, построением и использованием единого информационного пространства в учебном заведении.

Р 2227

50. Королёв, Д. А. Электронные образовательные ресурсы нового поколения / Д. А. Королёв, А. А. Булатов, Р. В. Комков // Науч. и техн. б-ки. – 2013. – № 8. – С. 35–38. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрено решение проблемы создания сетевых электронных образовательных ресурсов нового поколения с интерактивным мультимедиа-контентом.

У 4123

51. Лазарев, Г. А. Автоматизированная информационная система управления учебным процессом на базе мультимедийных комплексов / Г. А. Лазарев, А. Г. Коротаевский // Приволж. науч. вестн. – 2013. –
№ 6 (22). – С. 125–134. – Библиогр.: 2 назв.

Подводится итог 4-летнего функционирования автоматизированной информационной системы управления учебным процессом (АИСУУП) на базе мультимедийных комплексов в Дальневосточном филиале Всероссийской академии внешней торговли. Показана упрощённая схема функционирования третьей очереди АИСУУП и структурная блок-схема одного из мультимедийных комплексов. Проведён анализ по автоматизированным проверочным заданиям в виде тестов.

Н/19301

52. Лаптев, В. В. Метод оценивания умений и навыков при обучении программированию / В. В. Лаптев // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 194–201. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается проблема оценивания умений и навыков в автоматизированной системе обучения. Предлагаются алгоритмы интерактивного обучения с учётом нормативного времени выполнения задания и без учёта времени. Навыки оцениваются как доля успешных действий обучаемого при выполнении задания. Построена формальная модель интерактивного обучения в виде марковского процесса с двумя состояниями. Критерий обученности вычисляется как энтропия системы.

 

53. Леонидова, Г. Ф. Опыт и перспективы применения средств компьютерного тестирования на кафедре технологии автоматизированной обработки информации / Г. Ф. Леонидова // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2013. – № 22, ч. 1. – С. 87–95. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается опыт применения программных средств, предназначенных для разработки компьютерных тестов, на кафедре технологии автоматизированной обработки информации Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Определяются преимущества и перспективы внедрения информационно-коммуникационных технологий для контроля знаний на основе элемента тестирования модульной объектно-ориентированной системы MOODLE.

Н/20185 № 2

54. Мамедова, Э. Я. Применение систем мультимедиа в открытом образовании / Э. Я. Мамедова // Инновационные информационные технологии : материалы междунар. науч.-практ. конф. / гл. ред. С. У. Увайсов;
отв. ред. И. А. Иванов. – М., 2013. – Т. 2. – С. 319–322. – Библиогр.: 3 назв.

Описывается применение системы мультимедиа в открытом образовании, основные её характеристики. Рассматриваются вопросы повышения эффективности открытой образовательной деятельности при помощи мультимедиа, многие виды мультимедийной информации, позволяющие в полной мере использовать её в обучении.

Д9-13/97232

55. Маркелова, Т. В. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов как средство реализации методологии Болонского процесса в образовательном пространстве вуза / Т. В. Маркелова, В. С. Шляга // Современные информационные и коммуникационные технологии в высшем образо­вании : новые образовательные программы, педагогика с использованием e-learning и повышение качества образования : сб. докл. рос. участников междунар. науч.-практ. конф., 3 – 4 апр. 2013 г., Римск. ун-т "La Sapienza", Италия / Межотраслевой ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. кадров. – М., 2013. – С. 149–152.

Рассмотрены возможности использования современных информационных технологий при внедрении в университете балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов на опыте Московского государственного университета печати имени Ивана Фёдорова. Внедрение в образовательный процесс адаптированной к условиям университета балльно-рейтинговой системы контроля и оценки знаний студентов реализует идею информатизации как основы интеграции самоподготовки и самоконтроля студента с контролем качества знаний методом онлайн-технологий, "надстроенных" над информационной базой содержательного контента каждой основной образовательной программы.

Д9-13/97232

56. Месхи, Б. Ч. Использование портала дистанционного обучения "СКИФ" в системе непрерывного образования : опыт ДГТУ / Б. Ч. Месхи, Н. Н. Шумская, О. А. Захарова // Современные информационные и коммуникационные технологии в высшем образовании : новые образовательные программы, педагогика с использованием e-learning и повышение качества образования : сб. докл. рос. участников междунар. науч.-практ. конф., 3 – 4 апр. 2013 г., Римск. ун-т "La Sapienza", Италия / Межотраслевой ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. кадров. – М., 2013. – С. 153–156.

В Донском государственном техническом университете создана система поддержки всех форм обучения "СКИФ", реализованная на основе открытого программного обеспечения Moodle. Представлена функциональная схема портала. Виртуальная образовательная среда "СКИФ" отличается многообразием форм представления учебного контента, начиная от традиционного электронного обучения, до современных средств доставки контента с использованием интернет-технологий и мобильной связи.

Н/19301

57. Мирзабекова, О. В. Программные средства дистанционного обучения теоретической механике : требования и возможные пути реализации / О. В. Мирзабекова, А. В. Хохлов // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 202–207. – Библиогр.: 7 назв.

Дистанционная форма обучения с успехом внедряется в процесс подготовки инженерных кадров. Однако программные дидактические средства, применяемые при дистанционном обучении теоретической механике, не позволяют сформировать у студентов обобщённые методы решения задач. Для решения данной проблемы авторами сформулированы специальные психолого-педагогические требования к разработке программных средств дистанционного обучения и возможные варианты реализации подобных программ, основанные на использовании генератора случайных чисел и возможности ввода ответа в символьном виде (в виде формул).

У 3854

58. Организация обмена электронными документами для повышения качества образовательного процесса / С. Н. Горбач [и др.] // Тр. МФТИ. – 2013. – Т. 5, № 2 (18). – С. 183–191. – Библиогр.: 12 назв.

Предлагается способ организации обмена электронными документами в высшем учебном заведении и рассматривается создание электронной системы свободного обмена информацией. В ходе работы были проанализированы возможные способы решения данной задачи, заданы критерии оценки результата, разработана архитектура системы и оценены результаты внедрения.

У 3894

59. Плешаков, В. А. Исследование возможностей использования Интернета студентами-первокурсниками / В. А. Плешаков, А. О. Кочнев // Вестн. Череповец. гос. ун-та. – 2013. – № 2 (47), т. 1. – С. 120–122. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрен теоретический и практический аспект использования Интернета студентами. На основе анализа данных, полученных в результате анкетирования студентов-первокурсников Череповецкого государственного университета, сделаны предположения и выводы о современной специфике использования Интернета студентами ЧГУ.

У 4055

60. Рыбанов, А. А. Аналитическая платформа Deductor как средство анализа результатов активности пользователей системы дистанционного обучения Moodle / А. А. Рыбанов, Е. О. Сержантова, Л. А. Макушкина // Молодой учёный. – 2013. – № 5 (52). – С. 173–176. – Библиогр.: 7 назв.

Предлагается реализация процесса взаимодействия аналитической платформы Deductor и системы дистанционного обучения Moodle, направленного на анализ результатов активности пользователей-студентов. Приводится структура хранилища данных и общая схема взаимодействия Deductor и Moodle.

У 3707

61. Самсонов, В. С. Инновационный подход к созданию корпоративных образовательных ресурсов регионального вуза / В. С. Самсонов,
В. Л. Хацкевич // ИнВестРегион. – 2013. – № 2 (32). – С. 61–66. – Библиогр.: 8 назв.

Рассмотрены основные факторы создания корпоративных образовательных ресурсов регионального вуза. Сформулированы требования к корпоративному порталу. На базе опыта внедрения корпоративных ресурсов в Воронежском филиале Финансового университета предложены мероприятия и рекомендации региональному вузу по созданию и внедрению в учебный процесс электронных образовательных ресурсов.

У 2048

62. Солодкин, Д. Л. Информационная система для анализа качества выпускных квалификационных работ / Д. Л. Солодкин // Информ. о-во. – 2013. – № 1/2. – С. 80–82. – Библиогр.: 8 назв.

Необходимое условие высокого качества высшего профессионального образования – самостоятельность выпускных квалификационных работ студентов вузов. В настоящее время в России от половины до двух третей таких работ имеют явные признаки плагиата. В работе предлагается создать на базе существующих технологий "Контекстум", "Антиплагиат" и Exactus Expert информационную систему, обеспечивающую свободный доступ заинтересованных экспертов к текстам выпускных квалификационных работ, а также автоматическую проверку этих текстов по ряду формальных показателей.

У 2808

63. Усмонов, М. С. Создание интерактивных электронных учебных курсов на основе информационных технологий и методика их использования / М. С. Усмонов // Актуал. проблемы соврем. науки. – 2013. – № 3 (71). – С. 103–106. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается использование и применение мультимедийных средств информационных технологий в учебном процессе, а также его влияние на повышение эффективности обучения. На основе приведённой модели можно увидеть повышение качества образования с применением в учебном процессе интерактивных электронных учебных курсов на основе мультимедийных информационных технологий по сравнению с традиционными методами обучения.

Н/20181 № 2

64. Чирков, С. В. К вопросу об электронной дидактической системе / С. В. Чирков // Информатика и информационные технологии в образовании : теория, приложения, дидактика : материалы Всерос. науч. шк.-конф. с междунар. участием, 26 – 29 сент. 2012 г. / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 2012. – Т. 2: Психология, педагогика, дидактика информатики и математики, информатика и информационные технологии в образовании. –
С. 117–122. – Библиогр.: 4 назв.

Предлагается использовать электронную дидактическую систему (ЭДС) в качестве средства повышения эффективности подготовки студентов в области информатики. Разработанная авторами ЭДС представляет собой веб-приложение, созданное на базе технологий ASP.NET, ADO.NET с использованием JavaScript framework ExUS, функционирующее в локальной сети или сети Интернет под управлением веб-сервера IIS и имеющее клиент-серверную архитектуру. Рассматривается её структура и интерфейс.

См. также № 10, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 31, 34, 40, 104.

  
На главную