Менеджмент и маркетинг
Н/19540
54. Алимов, А. Н. Проблемы коммерческого трансфера
результатов интеллектуальной деятельности вуза / А. Н. Алимов, С. Н. Прядко //
Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика.
– 2013. – № 8 (151), вып. 26/1. – С. 61–71. – Библиогр.: 9 назв.
Представлен критический анализ основных проблем коммерческого и
некоммерческого трансфера результатов интеллектуальной деятельности в вузах.
Особое внимание уделено проблемам организации эффективной системы коммерческого
трансфера результатов интеллектуальной деятельности вуза в виде малого
инновационного предприятия.
У 3296
55. Борисова, С. Г. Управление лояльностью потребителей
образовательной организации как маркетинговым активом / С. Г. Борисова // Маркетинг
услуг. – 2013. – № 4 (36). – С. 278–295. – Библиогр.: 11 назв.
Рассмотрены особенности управления лояльностью потребителей как
ключевым маркетинговым активом современной образовательной организации. На
основе учёта специфики данного актива и исследования его состояния (на примере
студентов управленческих специальностей НГПУ) автором предложен алгоритм
управления потребительской лояльностью, а также основные показатели её
измерения.
Н/19945 № 2 (84)
56. Васильев, В. Н. Планирование и оценивание ожидаемых
результатов освоения компетенций ФГОС ВПО / В. Н. Васильев, Л. С. Лисицына //
Науч.-техн. вестн. информ. технологий, механики и оптики. – 2013. – Вып. 2
(84). – С. 142–148. – Библиогр.: 3 назв.
Предложен подход планирования и оценивания результатов освоения
компетенций ФГОС ВПО в контексте развития информационно-образовательной среды
вуза, основанный на структурировании содержания дисциплины под формирование
результатов освоения составляющих компетенций стандарта и принципе
междисциплинарного обучения. Проанализирована связь результатов освоения
компетенций ФГОС ВПО с видами и формами занятий студентов, а также с видами и
формами их контроля в дисциплине. Рассмотрены методики разработки оценочных
средств для текущего, рубежного и промежуточного контроля ожидаемых результатов
освоения компетенций ФГОС ВПО. Приведены примеры использования разработанных
методик.
У 3983
57. Витвицкая, Л. А. Риски развития взаимодействия субъектов
университета / Л. А. Витвицкая // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – №
3. – С. 165–169. – Библиогр.: 3 назв.
Рассмотрены образовательные риски развития взаимодействия субъектов
университета в условиях студентоцентрированности образовательного процесса. Учёт
образовательных рисков, их оценка и минимизация представляют прогноз развития
образовательного процесса и влияют на качество образования.
У 4223
58. Духович, А. В. Имидж и бренд вуза как показатели экономической
устойчивости / А. В. Духович // Вестн. магистратуры. – 2013. – № 10 (25). – С.
32–35. – Библиогр.: 5 назв.
Экономика высшего образования находится в условиях жёсткой конкуренции.
Для формирования устойчивых позиций вуза на рынке, стержневой компетенции,
целесообразно опираться на имидж и бренд. Нематериальные активы на рынке
образования служат важным условием экономической устойчивости вуза в
долгосрочной перспективе.
Ж2-13/55467
59. Евстигнеева, Т. В. Маркетинговые инструменты привлечения
иностранных студентов в российские вузы / Т. В. Евстигнеева // Взаимодействие
власти, бизнеса и образования в условиях вступления России в ВТО : материалы
III Междунар. науч.-практ. конф., 21 июня 2013 г., Ульяновск / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск, 2013. – С. 97–101. – Библиогр.: 5 назв.
Перед российскими вузами и системой высшего образования Российской
Федерации стоит, с одной стороны, задача не потерять российских студентов,
уезжающих на обучение за рубеж, а с другой – увеличить свою долю и занять
достойное место на международном рынке образовательных услуг. Предложены
маркетинговые инструменты для решения задачи привлечения иностранных студентов.
Проведён анализ международных потоков мобильных студентов.
У 3582
60. Ерошин, В. И. Концепция "человеческого
капитала" – теоретическая база развития рынка образовательных услуг и
обоснования инновационного развития страны / В. И. Ерошин, Т. В. Фадина //
Вестн. экон. интеграции. – 2013. – № 9 (66). – С. 132–140. – Библиогр.: 20
назв.
Рассмотрена концепция и сущность категории "человеческий
капитал". Показаны роль и место факторов "человеческий капитал"
и "образование" в экономическом развитии страны. Выявлены особенности
инвестиций в образование от "обычных" капиталовложений, изучены
подходы оценки эффективности вложений в формирование человеческого капитала.
Обоснованы направления влияния высшего образования на экономический рост и
вывод о том, что функционирование рынка образовательных услуг усиливает роль
высших учебных заведений в инновационном процессе.
Ж2-13/55467
61. Захарова, И. В. Маркетинговое управление системой образования
в условиях интеграции России в ВТО / И. В. Захарова // Взаимодействие власти,
бизнеса и образования в условиях вступления России в ВТО : материалы III
Междунар. науч.-практ. конф., 21 июня 2013 г., Ульяновск / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск, 2013. – С. 105–111. – Библиогр.: 4 назв.
В образовании применяются маркетинговые инструменты, позволяющие
помочь потребителю оценить выгоды от предлагаемых образовательных услуг,
разрабатывать и продвигать новые услуги, формировать образовательные
потребности целевого сегмента. Система образования Российской Федерации
направляется по пути коммерциализации, что предполагает более широкое
использование маркетингового инструментария. Маркетинг-менеджмент может
рассматриваться как основа стратегического планирования в образовании.
Использование маркетинг-менеджмента оптимизирует принятие управленческих
решений, поскольку соотносит текущие задачи и возможности с перспективными
целями и общей конъюнктурой экономической ситуации. Это в равной мере относится
к отдельной образовательной организации, и ко всей территориальной системе образования.
Выделены две группы методов маркетингового управления территориальной системой
образования: методы классического маркетинга и методы некоммерческого
маркетинга.
У 2361
62. Зинурова, Р. И. Менеджмент высшей школы :
документационное обеспечение управления учебным процессом / Р. И. Зинурова, А.
З. Хурамшина, И. Г. Хурамшин // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2013. – Т. 16, № 14. – С. 234–238. – Библиогр.: 13 назв.
Исследовано современное состояние документационного обеспечения
управления учебным процессом в вузе. Определено понятие документационного
обеспечения управления учебным процессом. Выявлено отсутствие единого подхода к
оформлению документов, регулирующих учебный процесс, отсутствие системного
подхода к документационному обеспечению управления учебным процессом в вузах г.
Казани. Разработана иерархическая система документационного обеспечения
управления учебным процессом в вузе.
Д10-13/4270
63. Инновационные процессы в высшей школе / А. А. Федоров [и др.] ;
Рос. гос. торгово-экон. ун-т, Ом. ин-т (фил.) [и др.]. – Омск : Изд. Скорнякова
Е.В., 2013. – 239 с. : ил. – Библиогр.: 112 назв. – ISBN 978-5-905833-24-3.
Содержание монографии охватывает широкий спектр научно-методических и дидактических аспектов современных инновационных
процессов в системе высшего образования, раскрывает сущность инновационных
процессов, методические основы и принципы их реализации в системе высшего
профессионального образования. Раскрыты основные принципы построения инновационной
педагогической деятельности в вузе, представлены методики внедрения в
образовательный процесс личностно ориентированных и
информационно-коммуникативных технологий обучения.
У 4385
64. Исмаилова, Н. Н. Оценка информации в библиотечно-информационном деле / Н. Н. Исмаилова, А. И. Курбанов, П. Ф. Кязыми
// Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. Экономика и упр. – 2013. – № 1 (12). –
С. 58–61. – Библиогр.: 13 назв.
Статья рассматривает вопросы ценообразования информации в условиях
современного глобального информационного общества и участие библиотечно-информационных
учреждений в этом процессе. Рассматриваются концептуальные позиции американских,
английских и российских учёных-библиотековедов, а также реальная практика ценообразования
информации в информационном рынке, её товарный характер, капитализация информации
и участие библиотечно-информационных учреждений в формировании принципиально
новых экономических отношений. (Ст. на англ. яз.)
Д10-12/4380
65. Катанаев, И. И. Управление знаниями в условиях сетевого
взаимодействия / И. И. Катанаев, С. А. Смирнов ; отв. ред. М. И. Гомбоева ; Забайк.
гос. гуманитар.-пед. ун-т. – Новосибирск : Наука, 2012. – 135 с. – Библиогр.:
с. 126-135. – ISBN 978-5-02-019047-4.
Рассмотрены вопросы и проблемы управления знанием в условиях сетевого
взаимодействия на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий в
отечественную систему образования. Проанализированы имеющиеся модели повышения
квалификации профессорско-преподавательского состава вуза как основы управления
знанием в зарубежных и отечественной образовательных системах. Разработана модель
повышения квалификации педагогов, основанная на информационно-коммуникационных
технологиях.
У 3704
66. Киянова, Л. Д. Роль системы высшего профессионального
образования в формировании национальной инновационной системы / Л. Д. Киянова,
И. Л. Литвиненко // Экономика, статистика и информатика. – 2013. – № 5. – С.
51–55. – Библиогр.: 11 назв.
Выявлены особенности современной российской национальной инновационной
системы (НИС). Проанализированы проблемы, препятствующие активному участию
высших учебных заведений в повышении инновационного потенциала страны. Предложен
механизм взаимодействия вузов, органов власти, бизнеса и общественных организаций
в рамках учебно-научно-исследовательских комплексов, которые могут стать
опорными точками инновационного роста регионов России.
Д10-13/1994
67. Коваженков, М. А. Оценка инновационного потенциала
университета на основе когнитивных математических моделей / М. А. Коваженков,
М. В. Коротеев, Е. Е. Сидорова // Инновационная экономика и промышленная
политика региона (ЭКОПРОМ-2013) : тр. Междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. –
9 окт. 2013 г. / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т и др. – СПб., 2013. – С.
449–451. – Библиогр.: 3 назв.
Предложен системный подход к оценке инновационного потенциала,
позволяющий учесть современные особенности функционирования различных сфер
деятельности университета. Положенный в основу реализации системного подхода метод
когнитивного моделирования, основанный на вероятностных графах (сетях Байеса)
позволяет выставить итоговую оценку состоянию уровня инновационного потенциала
университета, определить слабые стороны, устойчивость достигнутого состояния, а
также перспективные направления его повышения. Данный подход может базироваться
не только на качественных оценках экспертов, но и на количественных показателях
эффективности деятельности университета.
Д10-13/1994
68. Левитин, В. А. Вопросы стратегии развития вуза как бизнес-системы
/ В. А. Левитин, И. Ю. Левитина // Инновационная экономика и промышленная
политика региона (ЭКОПРОМ-2013) : тр. Междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. –
9 окт. 2013 г. / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т и др. – СПб., 2013. – С.
431–438. – Библиогр.: 6 назв.
Предложен экономический механизм формирования системы стратегического
управления вузом как бизнес-системой, который позволит реализовать его
потенциальные возможности, поднимет его рейтинговую оценку на рынке образовательных
услуг.
Н/18645 № 17 (3)
69. Лукин, Г. И. Концепция создания инновационной среды для
активизации развития научного потенциала вуза / Г. И. Лукин // Вестн. РАЕН. –
2013. – № 17 (3). – С. 78–81. – Библиогр.: 3 назв.
Обоснованы принципы создания инновационной среды для активизации
научного потенциала высшего учебного заведения. Выявлены структурные компоненты
инновационной среды вуза и предложены критерии оценки научного потенциала.
У 3210
70. Меркулова, Е. П. Информационная асимметрия на рынке
образовательных услуг и профессиональная конкурентоспособность выпускников
региональных вузов / Е. П. Меркулова // Вестн. Иркут. гос. техн. унт-та. –
2013. – № 9 (80). – С. 295–301. – Библиогр.: 4 назв.
Изучена информационная асимметрия на образовательном рынке, которая
возникает между вузом и абитуриентом по поводу качественных параметров
предлагаемых вузом образовательных продуктов. Показана раскоординированность
конъюнктур двух взаимозависимых рынков – образовательного и рынка труда.
Степень информационной асимметрии разделена на высокую, среднюю, низкую.
Выделены типы рыночных структур на региональном образовательном рынке.
У 3131
71. Мирошников, В. В. Модели и алгоритм формирования образовательного
комплекса из нескольких университетов / В. В. Мирошников // Вестн. Брян. гос.
техн. ун-та. – 2013. – № 3 (39). – С. 125–133. – Библиогр.: 6 назв.
Описан системный методический подход к формированию образовательного
комплекса из нескольких высших учебных заведений, базирующийся на применении
основных положений теории организационного управления научными и образовательными
проектами. Предложены структурные, функциональные, математические модели и
алгоритм создания образовательного комплекса.
Н/18645 № 17 (3)
72. Пастухов , А. Л. Закономерности управления образованием
в условиях экономической модернизации регионов / А. Л. Пастухов // Вестн. РАЕН.
– 2013. – № 17 (3). – С. 82–85. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматриваются закономерности управления образованием, связанные с
социально-экономическим и технико-технологическим развитием общества,
формированием глобальной экономики знаний и экономической модернизацией
регионов России.
Р 3100
73. Петухова, Т. П. Модульное построение образовательных
программ с учетом потребностей рынка труда / Т. П. Петухова // Высш.
образование в России. – 2013. – № 11. – С. 85–90. – Библиогр.: 9 назв.
Излагаются технологические аспекты построения модульных образовательных
программ на основе существующих ФГОС ВПО и СПО с учётом требований профессиональных
стандартов и потребностей региональных рынков труда. Исследование выполнено при
поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках
государственных заданий вузам на 2012 и 2013 гг.
Н/14610 № 3
74. Пителинский, К. В. Прогнозирование динамики ценообразования
в вузах с помощью фрактального анализа и нейронных сетей / К. В. Пителинский // Межотраслевая информ. служба. – 2013. –
№ 3 (164). – С. 54–62. – Библиогр.: 8 назв.
Разработан метод прогнозирования динамики ценообразования стоимости
обучения в вузах с помощью фрактального моделирования временных рядов.
Созданный метод основан на сопоставлении данных на коротком временном интервале
с генерируемыми мультифракталами для прогнозирования динамики изменения цен.
Исследована схема построения нейронной сети для прогнозирования ценовых рядов.
Предложена аналитическая модель нейронной сети прогнозирования ценовых трендов
в образовательной сфере для совершенствования системы бюджетного планирования
как на уровне отдельных учебных заведений, так и на уровне государства в целом.
Р 3100
75. Серякова, С. Б. Реформа высшего образования глазами
преподавателей : результаты исследования / С. Б. Серякова, Л. Ф. Красинская //
Высш. образование в России. – 2013. – № 11. – С. 22–30. – Библиогр.: 9 назв.
Представлены результаты исследования отношения преподавателей к
реформе высшего образования, проанализированы их мнения по поводу введения
уровневой системы подготовки студентов, реализации компетентностно-ориентированных
образовательных стандартов, реструктуризации неэффективных вузов, появления
университетов-лидеров и др. Особое внимание уделено проблеме результативности
реформы, факторам, негативно влияющим на модернизацию высшей школы.
М/68534 № 9 (22)
76. Сироткин, Г. В. Элементы новой системы управления
качеством образования, оценки качества образования и эффективности любого типа
вуза / Г. В. Сироткин // Техн. науки – от теории к практике : сб. ст. по материалам
XXVI междунар. науч.-практ. конф. / НП «СибАК». – Новосибирск, 2013. – № 9
(22). – С. 43–50. – Библиогр.: 9 назв.
Дан анализ работ по исследуемой теме. Приведён анализ обстоятельств,
влияющих на качество образования и эффективность вузов, раскрыто понятие
качества образования вуза. Определён перечень показателей и критериев оценки
качества образования и эффективности для любого типа вузов, который мотивирует
вузы на повышение своего рейтинга.
Р 16
77. Смирнов, В. А. Методика оценки интеграции вуза в региональные
процессы / В. А. Смирнов // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2013. – № 11. – С.
13–18. – Библиогр.: 8 назв.
Представлена методика, позволяющая осуществить первоначальную
оценку интегрированности вуза в региональные процессы. Выделены три базовых
процесса, в которые могут быть вовлечены региональные университеты. В основу
методики положены четыре индикатора, позволяющие сформулировать гипотезу об
участии вуза в региональных процессах. Также представлен анализ методик оценки
взаимодействия вуза и региона.
Н/20536
78. Тарасова, Е. Е. Развитие маркетинговой деятельности
высших учебных заведений с использованием интернет-технологий / Е. Е. Тарасова
// Вестн. Белгор. ун-та кооперации, экономики и права. – 2013. – № 3 (47). – С.
56–64. – Библиогр.: 8 назв.
Рассмотрен опыт организации маркетинговой деятельности и функционирование
маркетинговых структур в зарубежных вузах, а также опыт отечественных и
зарубежных вузов в организации функционирования официального сайта. Даны рекомендации
по совершенствованию маркетинговой деятельности высших учебных заведений с
использованием интернет-технологий. Предложены направления совершенствования
деятельности маркетинговых структур в вузах с целью повышения эффективности коммуникационной
деятельности, совершенствования управления качеством образовательных услуг.
У 3704
79. Тихомирова, Н. В. Интернет-брендинг как элемент рыночной
устойчивости современного университета / Н. В. Тихомирова, Л. Л. Сковородина //
Экономика, статистика и информатика. – 2013. – № 5. – С. 12–14. – Библиогр.: 7
назв.
Необходимость разработки электронной информационной модели для
формирования виртуального имиджа университета связана в первую очередь с
динамическими тенденциями развития современного общества. Брендинг как элемент
рыночной устойчивости университета даёт ему превосходство над конкурентами и
тем самым повышает его конкурентоспособность. Подчёркивается, что главным
фактором, обеспечивающим конкурентоспособность в современном мире, является
максимальное информирование целевой аудитории.
У 3983
80. Федорец, О. В. Инновационная политика вуза как фактор
повышения конкурентоспособности высшей школы / О. В. Федорец // Интеллект.
Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 3. – С. 133–142. – Библиогр.: 32 назв.
Проведён анализ инновационной политики вуза как основы повышения
эффективности научно-исследовательской деятельности и усиления конкурентоспособности
высшей школы в современных условиях, ориентации экономики Российской Федерации
на инновационный путь развития. Описаны основные направления государственной
политики в области поддержки и развития инновационной инфраструктуры высшей
школы. Освещены проблемы реализации инновационного развития российских вузов.
Обоснована актуальность разработки внутривузовской инновационной политики и
рассмотрена укрупнённая система показателей её эффективности. Показан ряд
мероприятий, позволяющих осуществить практическую реализацию инновационной
политики вуза, а также потенциальных положительных результатов, которых вуз
может достичь благодаря эффективной инновационной политике.
У 2837
81. Фирсова, С. П. Инновационная функция современного
технического университета / С. П. Фирсова // Высш. образование сегодня. – 2013.
– № 10. – С. 18–22. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматриваются особенности инновационной деятельности технического
университета в современном образовательном контексте. Особое внимание уделяется
инфраструктуре университета. Анализируются её инвариантные и вариативные
структурные блоки. Освещаются результаты исследований нескольких технических и
технологических вузов России, ключевые элементы инфраструктуры технического
университета.
Ж2-13/55467
82. Храмова, И. В. Бенчмаркинг как инструмент формирования
образовательных программ / И. В. Храмова // Взаимодействие власти, бизнеса и
образования в условиях вступления России в ВТО : материалы III Междунар.
науч.-практ. конф., 21 июня 2013 г., Ульяновск / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск,
2013. – С. 262–266. – Библиогр.: 4 назв.
Бенчмаркинг – это процесс выявления, изучения и адаптации лучшей
практики и опыта других организаций для улучшения деятельности собственной
организации. Рассматривается возможность применения бенчмаркинга в качестве
инструмента для формирования образовательной программы на примере раздела
"3. Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат
образования по завершении освоения ООП ВПО", направления 221400.62
"Управление качеством".
Д10-13/1994
83. Шматков, В. В. Управление инновациями в техническом
университете : следование системной парадигме / В. В. Шматков // Инновационная
экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2013) : тр. Междунар.
науч.-практ. конф., 30 сент. – 9 окт. 2013 г. / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т и др. – СПб., 2013. – С. 438–441. – Библиогр.: 6 назв.
Описана парадигма, представляющая собой основу для создания системы
управления современным техническим университетом, которая может быть положена в
основу модернизации российской высшей школы.
См. также № 84, 109, 111, 113, 117.
|