Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №1 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Н/19540

54. Алимов, А. Н. Проблемы коммерческого трансфера результатов интеллектуальной деятельности вуза / А. Н. Алимов, С. Н. Прядко // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. – 2013. – № 8 (151), вып. 26/1. – С. 61–71. – Библиогр.: 9 назв.

Представлен критический анализ основных проблем коммерческого и некоммерческого трансфера результатов интеллектуальной деятельности в вузах. Особое внимание уделено проблемам организации эффективной системы коммерческого трансфера результатов интеллектуальной деятельности вуза в виде малого инновационного предприятия.

У 3296

55. Борисова, С. Г. Управление лояльностью потребителей образовательной организации как маркетинговым активом / С. Г. Борисова // Маркетинг услуг. – 2013. – № 4 (36). – С. 278–295. – Библиогр.: 11 назв.

Рассмотрены особенности управления лояльностью потребителей как ключевым маркетинговым активом современной образовательной организации. На основе учёта специфики данного актива и исследования его состояния (на примере студентов управленческих специальностей НГПУ) автором предложен алгоритм управления потребительской лояльностью, а также основные показатели её измерения.

Н/19945 № 2 (84)

56. Васильев, В. Н. Планирование и оценивание ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО / В. Н. Васильев, Л. С. Лисицына // Науч.-техн. вестн. информ. технологий, механики и оптики. – 2013. – Вып. 2 (84). – С. 142–148. – Библиогр.: 3 назв.

Предложен подход планирования и оценивания результатов освоения компетенций ФГОС ВПО в контексте развития информационно-образовательной среды вуза, основанный на структурировании содержания дисциплины под формирование результатов освоения составляющих компетенций стандарта и принципе междисциплинарного обучения. Проанализирована связь результатов освоения компетенций ФГОС ВПО с видами и формами занятий студентов, а также с видами и формами их контроля в дисциплине. Рассмотрены методики разработки оценочных средств для текущего, рубежного и промежуточного контроля ожидаемых результатов освоения компетенций ФГОС ВПО. Приведены примеры использования разработанных методик.

У 3983

57. Витвицкая, Л. А. Риски развития взаимодействия субъектов университета / Л. А. Витвицкая // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 3. – С. 165–169. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрены образовательные риски развития взаимодействия субъектов университета в условиях студентоцентрированности образовательного процесса. Учёт образовательных рисков, их оценка и минимизация представляют прогноз развития образовательного процесса и влияют на качество образования.

У 4223

58. Духович, А. В. Имидж и бренд вуза как показатели экономической устойчивости / А. В. Духович // Вестн. магистратуры. – 2013. – № 10 (25). – С. 32–35. – Библиогр.: 5 назв.

Экономика высшего образования находится в условиях жёсткой конкуренции. Для формирования устойчивых позиций вуза на рынке, стержневой компетенции, целесообразно опираться на имидж и бренд. Нематериальные активы на рынке образования служат важным условием экономической устойчивости вуза в долгосрочной перспективе.

Ж2-13/55467

59. Евстигнеева, Т. В. Маркетинговые инструменты привлечения иностранных студентов в российские вузы / Т. В. Евстигнеева // Взаимодействие власти, бизнеса и образования в условиях вступления России в ВТО : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 21 июня 2013 г., Ульяновск / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск, 2013. – С. 97–101. – Библиогр.: 5 назв.

Перед российскими вузами и системой высшего образования Российской Федерации стоит, с одной стороны, задача не потерять российских студентов, уезжающих на обучение за рубеж, а с другой – увеличить свою долю и занять достойное место на международном рынке образовательных услуг. Предложены маркетинговые инструменты для решения задачи привлечения иностранных студентов. Проведён анализ международных потоков мобильных студентов.

У 3582

60. Ерошин, В. И. Концепция "человеческого капитала" – теоретическая база развития рынка образовательных услуг и обоснования инновационного развития страны / В. И. Ерошин, Т. В. Фадина // Вестн. экон. интеграции. – 2013. – № 9 (66). – С. 132–140. – Библиогр.: 20 назв.

Рассмотрена концепция и сущность категории "человеческий капитал". Показаны роль и место факторов "человеческий капитал" и "образование" в экономическом развитии страны. Выявлены особенности инвестиций в образование от "обычных" капиталовложений, изучены подходы оценки эффективности вложений в формирование человеческого капитала. Обоснованы направления влияния высшего образования на экономический рост и вывод о том, что функционирование рынка образовательных услуг усиливает роль высших учебных заведений в инновационном процессе.

Ж2-13/55467

61. Захарова, И. В. Маркетинговое управление системой образования в условиях интеграции России в ВТО / И. В. Захарова // Взаимодействие власти, бизнеса и образования в условиях вступления России в ВТО : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 21 июня 2013 г., Ульяновск / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск, 2013. – С. 105–111. – Библиогр.: 4 назв.

В образовании применяются маркетинговые инструменты, позволяющие помочь потребителю оценить выгоды от предлагаемых образовательных услуг, разрабатывать и продвигать новые услуги, формировать образовательные потребности целевого сегмента. Система образования Российской Федерации направляется по пути коммерциализации, что предполагает более широкое использование маркетингового инструментария. Маркетинг-менеджмент может рассматриваться как основа стратегического планирования в образовании. Использование маркетинг-менеджмента оптимизирует принятие управленческих решений, поскольку соотносит текущие задачи и возможности с перспективными целями и общей конъюнктурой экономической ситуации. Это в равной мере относится к отдельной образовательной организации, и ко всей территориальной системе образования. Выделены две группы методов маркетингового управления территориальной системой образования: методы классического маркетинга и методы некоммерческого маркетинга.

У 2361

62. Зинурова, Р. И. Менеджмент высшей школы : документационное обеспечение управления учебным процессом / Р. И. Зинурова, А. З. Хурамшина, И. Г. Хурамшин // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2013. – Т. 16,
№ 14. – С. 234–238. – Библиогр.: 13 назв.

Исследовано современное состояние документационного обеспечения управления учебным процессом в вузе. Определено понятие документационного обеспечения управления учебным процессом. Выявлено отсутствие единого подхода к оформлению документов, регулирующих учебный процесс, отсутствие системного подхода к документационному обеспечению управления учебным процессом в вузах г. Казани. Разработана иерархическая система документационного обеспечения управления учебным процессом в вузе.

Д10-13/4270

63. Инновационные процессы в высшей школе / А. А. Федоров [и др.] ; Рос. гос. торгово-экон. ун-т, Ом. ин-т (фил.) [и др.]. – Омск : Изд. Скорнякова Е.В., 2013. – 239 с. : ил. – Библиогр.: 112 назв. – ISBN 978-5-905833-24-3.

 Содержание монографии охватывает широкий спектр научно-мето­дических и дидактических аспектов современных инновационных процессов в системе высшего образования, раскрывает сущность инновационных процессов, методические основы и принципы их реализации в системе высшего профессионального образования. Раскрыты основные принципы построения инновационной педагогической деятельности в вузе, представлены методики внедрения в образовательный процесс личностно ориентированных и информационно-коммуникативных технологий обучения.

У 4385

64. Исмаилова, Н. Н. Оценка информации в библиотечно-информа­ционном деле / Н. Н. Исмаилова, А. И. Курбанов, П. Ф. Кязыми // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер. Экономика и упр. – 2013. – № 1 (12). –
С. 58–61. – Библиогр.: 13 назв.

Статья рассматривает вопросы ценообразования информации в условиях современного глобального информационного общества и участие библиотечно-информационных учреждений в этом процессе. Рассматриваются концептуальные позиции американских, английских и российских учёных-библиотековедов, а также реальная практика ценообразования информации в информационном рынке, её товарный характер, капитализация информации и участие библиотечно-информационных учреждений в формировании принципиально новых экономических отношений. (Ст. на англ. яз.)

Д10-12/4380

65. Катанаев, И. И. Управление знаниями в условиях сетевого взаимодействия / И. И. Катанаев, С. А. Смирнов ; отв. ред. М. И. Гомбоева ; Забайк. гос. гуманитар.-пед. ун-т. – Новосибирск : Наука, 2012. – 135 с. – Библиогр.: с. 126-135. – ISBN 978-5-02-019047-4.

 Рассмотрены вопросы и проблемы управления знанием в условиях сетевого взаимодействия на основе внедрения информационно-коммуникационных технологий в отечественную систему образования. Проанализированы имеющиеся модели повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза как основы управления знанием в зарубежных и отечественной образовательных системах. Разработана модель повышения квалификации педагогов, основанная на информационно-коммуникационных технологиях.

У 3704

66. Киянова, Л. Д. Роль системы высшего профессионального образования в формировании национальной инновационной системы / Л. Д. Киянова, И. Л. Литвиненко // Экономика, статистика и информатика. – 2013. – № 5. – С. 51–55. – Библиогр.: 11 назв.

Выявлены особенности современной российской национальной инновационной системы (НИС). Проанализированы проблемы, препятствующие активному участию высших учебных заведений в повышении инновационного потенциала страны. Предложен механизм взаимодействия вузов, органов власти, бизнеса и общественных организаций в рамках учебно-научно-исследовательских комплексов, которые могут стать опорными точками инновационного роста регионов России.

Д10-13/1994

67. Коваженков, М. А. Оценка инновационного потенциала университета на основе когнитивных математических моделей / М. А. Коваженков, М. В. Коротеев, Е. Е. Сидорова // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2013) : тр. Междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. – 9 окт. 2013 г. / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т и др. – СПб., 2013. – С. 449–451. – Библиогр.: 3 назв.

Предложен системный подход к оценке инновационного потенциала, позволяющий учесть современные особенности функционирования различных сфер деятельности университета. Положенный в основу реализации системного подхода метод когнитивного моделирования, основанный на вероятностных графах (сетях Байеса) позволяет выставить итоговую оценку состоянию уровня инновационного потенциала университета, определить слабые стороны, устойчивость достигнутого состояния, а также перспективные направления его повышения. Данный подход может базироваться не только на качественных оценках экспертов, но и на количественных показателях эффективности деятельности университета.

Д10-13/1994

68. Левитин, В. А. Вопросы стратегии развития вуза как бизнес-системы / В. А. Левитин, И. Ю. Левитина // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2013) : тр. Междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. – 9 окт. 2013 г. / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т и др. – СПб., 2013. – С. 431–438. – Библиогр.: 6 назв.

Предложен экономический механизм формирования системы стратегического управления вузом как бизнес-системой, который позволит реализовать его потенциальные возможности, поднимет его рейтинговую оценку на рынке образовательных услуг.

Н/18645 № 17 (3)

69. Лукин, Г. И. Концепция создания инновационной среды для активизации развития научного потенциала вуза / Г. И. Лукин // Вестн. РАЕН. – 2013. – № 17 (3). – С. 78–81. – Библиогр.: 3 назв.

Обоснованы принципы создания инновационной среды для активизации научного потенциала высшего учебного заведения. Выявлены структурные компоненты инновационной среды вуза и предложены критерии оценки научного потенциала.

У 3210

70. Меркулова, Е. П. Информационная асимметрия на рынке образовательных услуг и профессиональная конкурентоспособность выпускников региональных вузов / Е. П. Меркулова // Вестн. Иркут. гос. техн. унт-та. – 2013. – № 9 (80). – С. 295–301. – Библиогр.: 4 назв.

Изучена информационная асимметрия на образовательном рынке, которая возникает между вузом и абитуриентом по поводу качественных параметров предлагаемых вузом образовательных продуктов. Показана раскоординированность конъюнктур двух взаимозависимых рынков – образовательного и рынка труда. Степень информационной асимметрии разделена на высокую, среднюю, низкую. Выделены типы рыночных структур на региональном образовательном рынке.

У 3131

71. Мирошников, В. В. Модели и алгоритм формирования образовательного комплекса из нескольких университетов / В. В. Мирошников // Вестн. Брян. гос. техн. ун-та. – 2013. – № 3 (39). – С. 125–133. – Библиогр.: 6 назв.

Описан системный методический подход к формированию образовательного комплекса из нескольких высших учебных заведений, базирующийся на применении основных положений теории организационного управления научными и образовательными проектами. Предложены структурные, функциональные, математические модели и алгоритм создания образовательного комплекса.

Н/18645 № 17 (3)

72. Пастухов , А. Л. Закономерности управления образованием в условиях экономической модернизации регионов / А. Л. Пастухов // Вестн. РАЕН. – 2013. – № 17 (3). – С. 82–85. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматриваются закономерности управления образованием, связанные с социально-экономическим и технико-технологическим развитием общества, формированием глобальной экономики знаний и экономической модернизацией регионов России.

Р 3100

73. Петухова, Т. П. Модульное построение образовательных программ с учетом потребностей рынка труда / Т. П. Петухова // Высш. образование в России. – 2013. – № 11. – С. 85–90. – Библиогр.: 9 назв.

Излагаются технологические аспекты построения модульных образовательных программ на основе существующих ФГОС ВПО и СПО с учётом требований профессиональных стандартов и потребностей региональных рынков труда. Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках государственных заданий вузам на 2012 и 2013 гг.

Н/14610 № 3

74. Пителинский, К. В. Прогнозирование динамики ценообразования в вузах с помощью фрактального анализа и нейронных сетей / К. В. Пителинский // Межотраслевая информ. служба. – 2013. – № 3 (164). – С. 54–62. – Библиогр.: 8 назв.

Разработан метод прогнозирования динамики ценообразования стоимости обучения в вузах с помощью фрактального моделирования временных рядов. Созданный метод основан на сопоставлении данных на коротком временном интервале с генерируемыми мультифракталами для прогнозирования динамики изменения цен. Исследована схема построения нейронной сети для прогнозирования ценовых рядов. Предложена аналитическая модель нейронной сети прогнозирования ценовых трендов в образовательной сфере для совершенствования системы бюджетного планирования как на уровне отдельных учебных заведений, так и на уровне государства в целом.

Р 3100

75. Серякова, С. Б. Реформа высшего образования глазами преподавателей : результаты исследования / С. Б. Серякова, Л. Ф. Красинская // Высш. образование в России. – 2013. – № 11. – С. 22–30. – Библиогр.:
9 назв.

Представлены результаты исследования отношения преподавателей к реформе высшего образования, проанализированы их мнения по поводу введения уровневой системы подготовки студентов, реализации компетентностно-ориентированных образовательных стандартов, реструктуризации неэффективных вузов, появления университетов-лидеров и др. Особое внимание уделено проблеме результативности реформы, факторам, негативно влияющим на модернизацию высшей школы.

М/68534 № 9 (22)

76. Сироткин, Г. В. Элементы новой системы управления качеством образования, оценки качества образования и эффективности любого типа вуза / Г. В. Сироткин // Техн. науки – от теории к практике : сб. ст. по материалам XXVI междунар. науч.-практ. конф. / НП «СибАК». – Новосибирск, 2013. – № 9 (22). – С. 43–50. – Библиогр.: 9 назв.

Дан анализ работ по исследуемой теме. Приведён анализ обстоятельств, влияющих на качество образования и эффективность вузов, раскрыто понятие качества образования вуза. Определён перечень показателей и критериев оценки качества образования и эффективности для любого типа вузов, который мотивирует вузы на повышение своего рейтинга.

Р 16

77. Смирнов, В. А. Методика оценки интеграции вуза в региональные процессы / В. А. Смирнов // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2013. – № 11. – С. 13–18. – Библиогр.: 8 назв.

Представлена методика, позволяющая осуществить первоначальную оценку интегрированности вуза в региональные процессы. Выделены три базовых процесса, в которые могут быть вовлечены региональные университеты. В основу методики положены четыре индикатора, позволяющие сформулировать гипотезу об участии вуза в региональных процессах. Также представлен анализ методик оценки взаимодействия вуза и региона.

Н/20536

78. Тарасова, Е. Е. Развитие маркетинговой деятельности высших учебных заведений с использованием интернет-технологий / Е. Е. Тарасова // Вестн. Белгор. ун-та кооперации, экономики и права. – 2013. – № 3 (47). – С. 56–64. – Библиогр.: 8 назв.

Рассмотрен опыт организации маркетинговой деятельности и функционирование маркетинговых структур в зарубежных вузах, а также опыт отечественных и зарубежных вузов в организации функционирования официального сайта. Даны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности высших учебных заведений с использованием интернет-технологий. Предложены направления совершенствования деятельности маркетинговых структур в вузах с целью повышения эффективности коммуникационной деятельности, совершенствования управления качеством образовательных услуг.

У 3704

79. Тихомирова, Н. В. Интернет-брендинг как элемент рыночной устойчивости современного университета / Н. В. Тихомирова, Л. Л. Сковородина // Экономика, статистика и информатика. – 2013. – № 5. – С. 12–14. – Библиогр.: 7 назв.

Необходимость разработки электронной информационной модели для формирования виртуального имиджа университета связана в первую очередь с динамическими тенденциями развития современного общества. Брендинг как элемент рыночной устойчивости университета даёт ему превосходство над конкурентами и тем самым повышает его конкурентоспособность. Подчёркивается, что главным фактором, обеспечивающим конкурентоспособность в современном мире, является максимальное инфор­мирование целевой аудитории.

У 3983

80. Федорец, О. В. Инновационная политика вуза как фактор повышения конкурентоспособности высшей школы / О. В. Федорец // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 3. – С. 133–142. – Библиогр.: 32 назв.

Проведён анализ инновационной политики вуза как основы повышения эффективности научно-исследовательской деятельности и усиления конкурентоспособности высшей школы в современных условиях, ориентации экономики Российской Федерации на инновационный путь развития. Описаны основные направления государственной политики в области поддержки и развития инновационной инфраструктуры высшей школы. Освещены проблемы реализации инновационного развития российских вузов. Обоснована актуальность разработки внутривузовской инновационной политики и рассмотрена укрупнённая система показателей её эффективности. Показан ряд мероприятий, позволяющих осуществить практическую реализацию инновационной политики вуза, а также потенциальных положительных результатов, которых вуз может достичь благодаря эффективной инновационной политике.

У 2837

81. Фирсова, С. П. Инновационная функция современного технического университета / С. П. Фирсова // Высш. образование сегодня. – 2013. –
№ 10. – С. 18–22. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются особенности инновационной деятельности технического университета в современном образовательном контексте. Особое внимание уделяется инфраструктуре университета. Анализируются её инвариантные и вариативные структурные блоки. Освещаются результаты исследований нескольких технических и технологических вузов России, ключевые элементы инфраструктуры технического университета.

Ж2-13/55467

82. Храмова, И. В. Бенчмаркинг как инструмент формирования образовательных программ / И. В. Храмова // Взаимодействие власти, бизнеса и образования в условиях вступления России в ВТО : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 21 июня 2013 г., Ульяновск / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск, 2013. – С. 262–266. – Библиогр.: 4 назв.

Бенчмаркинг – это процесс выявления, изучения и адаптации лучшей практики и опыта других организаций для улучшения деятельности собственной организации. Рассматривается возможность применения бенчмаркинга в качестве инструмента для формирования образовательной программы на примере раздела "3. Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения ООП ВПО", направления 221400.62 "Управление качеством".

Д10-13/1994

83. Шматков, В. В. Управление инновациями в техническом университете : следование системной парадигме / В. В. Шматков // Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2013) : тр. Междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. – 9 окт. 2013 г. / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т и др. – СПб., 2013. – С. 438–441. – Библиогр.: 6 назв.

Описана парадигма, представляющая собой основу для создания системы управления современным техническим университетом, которая может быть положена в основу модернизации российской высшей школы.

См. также № 84, 109, 111, 113, 117.

  
На главную