Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №10 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Р 2622

61. Аленькова, С. А.  Подходы к оценке эффективности государственных вложений в развитие библиотечного дела / С. А. Аленькова // Библиотековедение. – 2014. – № 3. – С. 19–22. – Библиогр.: 10 назв.

Проанализированы пять приоритетных направлений государственной политики в сфере культуры. Показаны этапы разработки целевой программы. Даны определения понятий социального эффекта и социальной эффективности бюджетных инвестиций. Представлена формула расчёта экономической эффективности социальных инвестиций.

У 2495

62. Алпацкий, Д. Г.  Государственная образовательная политика : прогноз развития высшего технического образования / Д. Г. Алпацкий // Вестн. ун-та. – 2014. – № 7. – С. 5–10. – Библиогр.: 16 назв.

Рассматриваются изменения, произошедшие за последнее время, которые затрагивают сферу высшего образования, таких как демографическая ситуация, непрерывное образование, вступление в ВТО и ряд других факторов. В результате даётся прогноз развития высшего технического образования в России.

Д10-13/11490

63. Ананченкова, П. И.  Имидж как фактор конкурентоспособности высшего учебного заведения / П. И. Ананченкова. – М. : АТиСО, 2013. – 154 с. : ил. – Библиогр.: 229 назв. – ISBN 978-5-93441-392-8.

Раскрыты теоретические аспекты понятия конкурентоспособности высших учебных заведений в современных экономических условиях, практические инструменты обеспечения конкурентоспособности российских и зарубежных университетов, влияние имиджа на рыночную устойчивость учебных заведений. Сформулированы рекомендации по повышению устойчивости имиджа высших учебных заведений с целью обеспечения их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

М/65719

64. Брагина, З. В.  Пространство образовательной деятельности вуза : какова его роль? / З. В. Брагина // Экономика образования. – 2014. – № 1. – С. 48–54. – Библиогр.: 16 назв.

Актуализирована роль пространства образовательной деятельности вуза в модернизации экономики России. Определены условия и барьеры формирования инновационной образовательной среды как доминирующего актива обеспечения качества образования.

Н/19301

65. Виштак, О. В.  Использование технологии обратных вычислений при мониторинге качества дополнительного образования в вузе /
О. В. Виштак, И. А. Штырова // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. Сер. Упр., вычисл. техника и информатика. – 2014. – № 2. – С. 67–73. – Библиогр.:
4 назв.

Способность вуза обеспечивать высокое качество обучения по программам профессиональной переподготовки, повышения квалификации, довузовской подготовки является одним из факторов, определяющих его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. В связи с этим обоснована актуальность создания системы мониторинга качества дополнительного образования в вузе. Определена иерархическая система показателей качества. Показана актуальность использования технологии обратных вычислений при принятии управленческих решений на основе результатов мониторинга. Приведён алгоритм выполнения обратных вычислений. Рассмотрены различные случаи агрегирования показателя высшего уровня с учётом разных знаков прироста показателей качества низшего уровня. Проведён расчёт необходимого прироста показателей первой группы для увеличения на заданное значение интегрированного показателя качества дополнительного образования в вузе.

Д10-13/10950

66. Волкова, Т. И.  Математическое моделирование и информационные технологии в образовательном мониторинге / Т. И. Волкова, С. М. Усманов. – Уфа : Гилем, 2013. – 311 с. : ил. – Библиогр.: 109 назв. –
ISBN 978-5-88185-107-1.

Излагаются основные результаты теоретико-методологического анализа и опытно-экспериментальной работы по внедрению средств и методов математического моделирования и информационных технологий в систему образовательного мониторинга. На примере конкретных педагогических задач рассматриваются вопросы применения методов статистического анализа данных, математических моделей педагогического тестирования, методов теории нечётких множеств и нечёткой логики к оценке качества объектов образовательного мониторинга.

У 2837

67. Вуз в пространстве нового образовательного ландшафта : опыт Тверского государственного университета по формированию системы менеджмента качества образования / А. В. Белоцерковский [и др.] // Высш. образование сегодня. – 2014. – № 6. – С. 8–14. – Библиогр.: 10 назв.

Рассматриваются аспекты реформирования высшего образования на институциональном уровне на этапе формирования европейского пространства высшего образования. На примере одного из отечественных вузов – Тверского государственного университета – показаны результаты, достигнутые вузом в освоении одного из ключевых элементов Болонского процесса – развития системы менеджмента качества образования.

У 2837

68. Григораш, О. В.  О современном заведующем кафедрой и новых подходах к его работе / О. В. Григораш // Высш. образование сегодня. – 2014. – № 6. – С. 22–27. – Библиогр.: 7 назв.

Раскрываются основные требования, предъявляемые к заведующим кафедрами современного вуза. Предлагаются новые подходы к работе кафедры, направленные на повышение эффективности учебного процесса.

У 2837

69. Деменчук, П. Ю.  Университет как транснациональная корпорация : социально-политические вызовы глобализации / П. Ю. Деменчук // Высш. образование сегодня. – 2014. – № 6. – С. 4–7. – Библиогр.: 5 назв.

Изучена проблема глобализации рынка образовательных услуг и порождаемые ей социально-политические изменения. Обоснован тезис о трансформации национального университета в транснациональный. Представлена оценка роли технологий дистанционного обучения в этом процессе. Раскрыт диалектический характер влияния глобализации высшего образования на общество и государство.

Д10-14/11858

70. Инновационные технологии в образовательной деятельности : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 5 фев. 2014 г. / Нижегор. гос. техн.
ун-т им. Р. Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2014. – 442 с. : ил. – Библиогр. в конце ст. – ISBN 978-5-502-00383-4.

В материалах Всероссийской научно-методической конференции 2014 года представлены статьи по повышению эффективности реализации программ высшего профессионального образования, ориентированных на инновационные образовательные технологии. Особое внимание уделяется

использованию профессорско-преподавательским составом вуза технологий электронных средств обучения, взаимодействию вузов и работодателей при реализации сетевых образовательных программ.

М/65719

71. Ищук, Т. Л.  Рычаги воздействия государства на подготовку конкретных специальностей, платных и бюджетных мест в вузах / Т. Л. Ищук // Экономика образования. – 2014. – № 1. – С. 20–23. – Библиогр.: 8 назв.

Раскрывается содержание нормативно-подушевого финансирования в российских вузах, механизм его внедрения. Освещается зарубежный опыт нормативного финансирования в системе высшего образования, а также подходы отдельных стран к отмене платного образования.

У 2837

72. Кадакин, В. В.  Новые направления деятельности вуза в условиях введения профессионального стандарта педагога / В. В. Кадакин // Высш. образование сегодня. – 2014. – № 6. – С. 47–51. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются перспективные направления деятельности Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева в условиях введения профессионального стандарта педагога. Освещается сетевое взаимодействие вуза с различными субъектами системы образования, создание базовых кафедр и реализация программ прикладного бакалавриата.

У 3893

73. Касымалиева, А. Т.  Автоматизированная информационная экспертная система проведения SWOT-анализа вуза / А. Т. Касымалиева // Бизнес-информатика. – 2014. – № 2 (28). – С. 72–77. – Библиогр.: 10 назв.

Рассматриваются основные элементы стратегического анализа на основе экспертных оценок. Анализ осуществляется на основе разработанной автоматизированной информационной системы SWOT-анализа, который даёт реальную оценку собственных ресурсов и возможностей университета применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой он работает. Цель исследования – создание методического подхода, направленного на постоянное повышение качества услуг, предоставляемых университетом, за счёт гибкого управления вузом на основе стратегий, построенных с учётом мнений экспертов. Предлагаемый подход дает возможность проводить оценку стратегий силами подразделений университета, a экспертное оценивание позволяет сделать выбор наилучшего варианта наиболее обоснованным.

М/65719

74. Криворученко, В. К.  Диссертации – важнейший элемент инновационности России / В. К. Криворученко // Экономика образования. – 2014. – № 1. – С. 114–119.

Диссертация соединяет интересы творческого индивидуума и государства – человек прилагает усилия для достижения наивысшего результата в исследовании избранной проблемы, а государство заинтересованно использует его в общенародных интересах. Предпринята попытка оценить, насколько действенны инновационные механизмы, используемые государством в лице Министерства образования и науки России и общественной системы в виде Высшей аттестационной комиссии.

Д10-13/12829

75. Крымов, С. М.  Стратегии организации и планирования образовательных процессов в высшем учебном заведении / С. М. Крымов, С. В. Жуков. – Ростов н/Д : ДГТУ, 2013. – 127 с. : ил. – Библиогр.: 162 назв. –
ISBN 978-5-7890-0881-2.

Монография посвящена разработке и реализации стратегического подхода к организации и планированию образовательных процессов вуза, основанных, во-первых, на инновационной деятельности, включающей формирование инновационных образовательных программ, оказание научно-консультационных услуг, во-вторых, на активном взаимодействии с региональными предприятиями, ориентированном на сотрудничество в области подготовки специалистов и инновационной деятельности.

У 2914

76. Куликова, О. Ю.  Разработка событийно-новостного ряда библиотечной PR-кампании / О. Ю. Куликова // Справ. рук. учреждения культуры. – 2014. – № 7. – С. 62–69.

Представлен алгоритм создания событийно-новостного ряда библиотечной PR-кампании. В качестве примера взята акция библиотек Брянской области "Это наша с тобой биография", посвящённая 70-летию образования Брянской области и Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева.

М/69186 № 4

77. Курашова, С. А.  Стратегические инструменты инновационного управления в издательской деятельности / С. А. Курашова // Задачи системного анализа, управления и обработки информации : межвуз. сб. науч. тр. / Моск. технол. ин-т «ВТУ» ; под общ. ред. Е. В. Никульчева. – М., 2014. – Вып. 4. – С. 67–74. – Библиогр.: 6 назв.

Разработаны и адаптированы к современным условиям функционирования издательств инструменты стратегического менеджмента на инновационной основе, отвечающие задачам развития экономических систем в информационную эпоху. Доказана необходимость и целесообразность изучения потребительских предпочтений с целью реализации востребованной рынком продукции и снижения уровня риска.

Р 3100

78. Лукашенко, М. А.  О персональной эффективности менеджеров вуза : борьба с "поглотителями времени" / М. А. Лукашенко // Высш. образование в России. – 2014. – № 7. – С. 57–63. – Библиогр.: 8 назв.

Качество и эффективность деятельности вуза зависят не только от подразделений, осуществляющих образовательный процесс. Множество вузовских структур, непосредственно не связанных с оказанием образовательных услуг, должны функционировать с максимальной отдачей. Это диктует внимание к персональной эффективности менеджеров вуза и актуализирует рассмотрение способов оптимизации их деятельности. Рассмотрен ряд инструментов тайм-менеджмента, направленных на более рациональную организацию рабочего времени менеджеров и сотрудников вуза. Применение данных инструментов формирует в вузе корпоративную культуру организации времени и способствует оптимизации бизнес-процессов.

Ар14-360

79. Лунева, М. Н.  Повышение конкурентоспособности образовательных услуг в РФ (на примере высших учебных заведений торгово-экономического профиля) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 /
М. Н. Лунева. – М., 2013. – 18 с. : ил. – Библиогр.: 16 назв.

Разработаны организационно-методические основы повышения конкурентоспособности образовательных услуг высших учебных заведений торгово-экономического профиля на территории Российской Федерации на основе анализа действующей практики. Даны рекомендации по их совершенствованию.

Ар13-19330

80. Макаров, А. В.  Методы, алгоритмы и система управления процессом обучения на основе семантико-логического анализа учебной информации : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / А. В. Макаров. – Рязань, 2013. – 22 с. : ил. – Библиогр.: 11 назв.

Предложена формальная информационная модель интегративного семантико-логического представления содержания обучения и результатов образовательной деятельности учащихся. Модель основана на объединении преимуществ семантических сетей и объектно-ориентированного подхода. На основе разработанной модели могут быть созданы методы и алгоритмы программной информационно-образовательной системы управления процессом обучения.

Ар13-18986

81. Маницкий, В. С.  Содержание деятельности и механизм развития организаций сектора интеллектуальных услуг (на материалах Краснодарского края) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В. С. Маницкий. – Майкоп, 2013. – 26 с. : ил. – Библиогр.: 7 назв.

Выдвинута концептуальная разработка функционального содержания деятельности и механизма развития организации сектора интеллектуальных услуг сервисной экономики современной России. Раскрыто содержание понятия "интеллектуальная услуга" и основные функции исследованных организаций. Определены требования к специальной инфраструктуре развития сектора интеллектуальных услуг. Предложен механизм развития организации сектора интеллектуальных услуг применительно к условиям ускорения постиндустриальных преобразований.

У 2019

82. Напалкова, А. А.  Методика исследования спроса на рынке услуг бизнес-образования / А. А. Напалкова, И. А. Овчинникова, К. В. Шевелева // Практ. маркетинг. – 2014. – № 8 (210). – С. 3–14. – Библиогр.: 10 назв.

Представлена методика исследования спроса на рынке услуг бизнес-образования. Приведены результаты опроса руководителей предприятий Приморского края по отношению к организации обучения и переподготовке сотрудников. Выявлены факторы, определяющие спрос на услуги бизнес-образования. Обоснована актуальность исследования спроса для принятия управленческих решений операторами рынка услуг бизнес-образования.

Р 3100

83. Никитенко, Е. В.  Тенденции развития высшего образования в России в условиях модернизации / Е. В. Никитенко // Высш. образование в России. – 2014. – № 7. – С. 44–49. – Библиогр.: 8 назв.

Статья посвящена выявлению и анализу тенденций развития высшего образования в России в условиях его модернизации. Показано, что стержнем высшего образования сегодня является его ориентация на потребности рынка. В связи с развитием процессов глобализации, необходимостью повышения конкурентоспособности национальной экономики преимущественно посредством инновационных продуктов перед высшей школой и образованием ставятся новые задачи по подготовке специалиста, способного к самостоятельному поиску знаний, к инновационной деятельности и созданию продуктов нового качества. Модернизация высшего образования в России требует последовательности, системности в преобразованиях, а также существенной поддержки со стороны государства.

У 3865

84. Новикова, Д. М.  Активизация научно-инновационной деятельности преподавателей вузов : проблемы мотивации и стимулирования /
Д. М. Новикова, И. Ю. Ильина // Актуал. проблемы социал.-экон. развития России. – 2014. – № 2. – С. 33–35. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрены направления повышения научно-инновационной активности преподавателей высшей школы. Сформулированы конкретные предложения по формированию системы мотивации и стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности преподавателей вузов в условиях модернизации высшего образования России.

У 3865

85. Новикова, Д. М.  Основные тенденции в инновационной деятельности вузов развитых стран / Д. М. Новикова // Актуал. проблемы социал.-экон. развития России. – 2014. – № 2. – С. 22–32. – Библиогр.: 6 назв.

Раскрываются основные направления научно-инновационной деятельности вузов в странах с рыночной экономикой. Дан сравнительный анализ уровня и структуры инновационной активности высшей школы в различных странах. Выделены стратегии инновационного развития сектора высшего образования на современном этапе экономического развития. Приведены рейтинги стран по числу публикаций и полученных цитирований в научных журналах, индексируемых в Web of Sciencе. 

Д10-13/11603

86. Образовательная среда субъектов Российской Федерации : состояние и инновационная стратегия развития / А. М. Старостенко [и др.] ; под общ. ред. К. В. Старостенко ; Гос. ун-т – учеб.-науч.-произв. комплекс. – Орел : Госуниверситет – УНПК, 2013. – 222 с. : ил. – Библиогр. в конце разд. – ISBN 978-5-93932-663-6.

Представлено практическое исследование принципов образовательной и социокультурной политики Российской Федерации, коалиции общественных сил, заинтересованных в развитии региональной образовательной среды, системы финансово-экономических, правовых и профессионально-деятельностных отношений, а также методологии внедрения в образовательный процесс высшей школы новых форм и методов обучения молодежи. Проанализированы предпосылки и источники духовно-нравственного потенциала населения в условиях становления рациональных социально-культурных норм, универсальных знаний, профессионального опыта в контексте изменения взаимоотношений между различными социальными институтами и организациями, совершенствования деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в преодолении дисбаланса между образованием и рынком труда. Применяя сопоставительный, системно-комплексный анализ, метод диагностики и опосредованное изучение инфраструктуры образования Орловской области в полилоге между властью, учебными заведениями и хозяйствующими субъектами, авторы разработали конструктивную модель развития региональной образовательной среды, консолидирующей локальный социум.

Д10-14/11787

87. Павлова, Н. А.  Система высшего образования в США в 80-90-е гг. XX в. / Н. А. Павлова ; Пенз. гос. ун-т (ПГУ). – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 164 с. : ил. – Библиогр. в подстроч. примеч. – ISBN 978-5-94170-742-3.

Представлен системный анализ основных направлений и процессов реформирования системы высшего образования в США в последние десятилетия XX в. Исследованы теоретические и правовые основы образовательных реформ, система управления высшей школой и финансирования высшего образования в США. Проанализированы изменения структуры организации высшей школы, содержания образовательного процесса, методов и форм обучения. Рассмотрена проблема обеспечения доступности высшего образования для всех американцев при сохранении высокого качества образовательных услуг, защиты прав расовых, национальных, религиозных меньшинств и других дискриминируемых групп в системе североамериканского высшего образования.

Д10-13/11854

88. Петряков, П. А.  Концепции и стратегии образовательного менеджмента вуза в контексте мирового опыта / П. А. Петряков ; Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, Петрозавод. гос. ун-т. – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2013. – 399 с. : ил. – Библиогр.: 254 назв. – ISBN 978-5-8021-1929-7.

Рассмотрены различные концепции образовательного менеджмента как педагогического и управленческого феномена в отечественной и зарубежной педагогике. Представлены особенности образовательного менеджмента в системе управления вузом как обучающей и обучающейся организацией. Раскрыты концептуальные основы выбора стратегий развития современного университета.

М/69186 № 4

89. Плужник, Е. В.  Инновационное управление информационным обеспечением образовательной деятельности технологического института / Е. В. Плужник // Задачи системного анализа, управления и обработки информации : межвуз. сб. науч. тр. / Моск. технол. ин-т «ВТУ» ; под общ. ред. Е. В. Никульчева. – М., 2014. – Вып. 4. – С. 125–130. – Библиогр.: 8 назв.

Изложен опыт построения системы эффективного управления внедрением инновационного информационного обеспечения образовательной деятельностью технологического института. Приведены инструменты и принципы стратегического управления, a также продемонстрированы результаты их использования.

У 3707

90. Полубояров, В. В.  Система учета и публикаций сведений об образовательных программах как инструмент информирования о реализуемой стратегии управления образовательной организацией / В. В. Полубояров // ИнВестРегион. – 2014. – № 2 (36). – С. 1–5. – Библиогр.: 6 назв.

Анализируется проблема публикации на сайте образовательной организации сведений о реализуемых образовательных программах с точки зрения необходимости выполнения постановления Правительства РФ № 582 от 10.07.2013 г., а также информирования заинтересованных лиц при реализации выбранной стратегии управления. Предложен механизм учёта сведений об образовательной программе в виде модуля конфигурации на платформе "1С:Предприятие" и способ публикации указанных сведений с использованием компонента системы "1С-Битрикс Управление сайтом" на портале университета.

М/65719

91. Роденкова, Т. Н.  Анализ инвестиционной привлекательности образовательных программ высшей школы / Т. Н. Роденкова, А. А. Климова // Экономика образования. – 2014. – № 1. – С. 13–20. – Библиогр.: 6 назв.

В ближайшие два-три года в условиях, когда расходы государственного бюджета и реальные доходы населения России отстают от роста стоимости высшего образования, вопросы финансового обеспечения отечественной высшей шкалы станут более актуальными. В этой связи исследование целесообразности вложений в высшее профессиональное образование и анализ уровня инвестиционной привлекательности образовательных программ приобретают особое значение для принятия эффективных управленческих решений в целях минимизации финансовых рисков и повышения экономической устойчивости вузов.

У 2495

92. Сибиряев, А. С.  Приоритетные направления инновационной политики в наукоградах / А. С. Сибиряев // Вестн. ун-та. – 2014. – № 7. –
С. 237–241. – Библиогр.: 9 назв.

Представлены возможные направления развития инновационной политики в наукоградах. Сделан вывод о необходимости руководствоваться не только приоритетностью их отраслевой принадлежности, а их восприимчивостью к инновациям, отражаемой в системе критериев инновационной активности.

Р 3367

93. Ситникова, И.  Развитие малых инновационных предприятий в академических институтах в условиях формирования технологических платформ / И. Ситникова, М. Романова, А. Шматко // ИС. Пром. собственность. – 2014. – № 8. – С. 35–42. – Библиогр.: 5 назв.

Раскрыты механизмы и условия создания малых инновационных предприятий в академических институтах в рамках модели Национальной инновационной системы (НИС). В качестве ключевого элемента НИС рассматриваются инновационные кластеры – интегрированные группы субъектов НИС. Инновационные кластеры (построенные как по отраслевому, так и по региональному типу) должны стать базовой формой организации инновационной деятельности в промышленности Российской Федерации наряду с отраслевой и территориально-производственной.

Д10-14/11644

94. Современные подходы к организации учебного процесса : сб. науч. тр. по материалам регион. науч.-практ. интернет-конф., 20 февр. 2014 г. ; http://lfostu.ucoz.ru / "Гос. ун-т – учеб.-науч.-произв. комплекс" Ливен. фил. – Ливны : "Госуниверситет-УНПК" Ливен. фил., 2014. – 302 с. : ил. – Библиогр. в конце отд. ст. – ISBN 978-5-93932-717-6.

Региональная научно-практическая интернет-конференция посвящена обзору современных подходов к организации процесса обучения, их практическому применению при подготовке специалистов. Представлены три секции: «Ведущие современные подходы в системе Российского образования», «Апробация современных подходов к организации образовательного процесса при подготовке специалистов», «Интеграция образовательной среды в социокультурное пространство в условиях реализации Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации"».

Ар13-18605

95. Тлюстен, Т. Г.  Особенности продвижения услуг высшего образования как доверительных благ на региональном рынке : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Т. Г. Тлюстен. – Майкоп, 2013. – 26 с. : ил. – Библиогр.: 11 назв.

Потенциальные потребители образовательных услуг зачастую не владеют достаточной и достоверной информацией об их реальном качестве, что позволяет отнести данные услуги к так называемым "доверительным благам". В работе представлено теоретическое обоснование и практическая разработка инструментов управления продвижением услуг высшего учебного заведения. Предложена методология комплексной интегральной рейтинговой оценки региональных вузов как инструмента снижения информационной асимметрии на рынке образовательных услуг.

У 2019

96. Шевченко, Д. А.  Интернет-маркетинг вуза : новые принципы клиентоориентированного маркетинга / Д. А. Шевченко // Практ. маркетинг. – 2014. – № 8 (210). – С. 15–21. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрены особенности управления маркетингом вуза в Интернете. Предложена конкретная структура контента главной страницы сайта вуза. Сформулированы основные принципы построения клиентоориентированного контента.

См. также № 17, 39, 60, 97, 118.

  
На главную