Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №10 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Информационно-коммуникационные технологии
и техника

У 3220

12. Адуенко, А. А.  Совместный выбор объектов и признаков в задачах многоклассовой классификации коллекции документов / А. А. Адуенко,
В. В. Стрижов // Инфокоммуникац. технологии. – 2014. – Т. 12, № 1. –
С. 47–54. – Библиогр.: 11 назв.

Работа посвящена задаче ранжирования поисковой выдачи. Для решения этой задачи предложен алгоритм многоклассовой классификации с совместным отбором объектов и признаков, а также его модификация для сравнения релевантности внутри одного класса. Отбор производится двумя способами: с помощью шаговой регрессии и с помощью генетических алгоритмов. Результаты, полученные разными методами, сравниваются. Алгоритм тестируется на синтетических данных и данных поисковой выдачи Яндекса.

У 1154

13. Арутюнов, В. В.  О международной научно-практической конференции "Современные проблемы и задачи обеспечения информационной безопасности" / В. В. Арутюнов // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 7. – С. 17–22.

Подведены итоги работы в апреле 2014 г. конференции в Московском финансово-юридическом университете (МФЮА), на которой было представлено более 40 докладов и функционировало три секции: технологии обеспечения информационной безопасности, программные и аппаратные средства защиты информации, перспективные направления обеспечения информационной безопасности. Приведён краткий обзор пленарных докладов, а также основных секционных докладов.

М/48041

14. Внедрение и использование в университете технологии виртуализации рабочих мест / М. А. Вышиванов [и др.] // Системы и средства информатики. – 2014. – Т. 24, № 1. – С. 193–212. – Библиогр.: 10 назв.

Рассмотрено решение задачи виртуализации компьютерных рабочих мест университета. Сделан анализ и обоснован выбор технологии нулевых клиентов с микросхемой Teradici и программного обеспечения (ПО) VMware View. Описана облачная инфраструктура университета, представлены результаты реализации проекта по внедрению технологии виртуализации рабочих мест на основе VMware View и нулевых клиентов (330 рабочих мест). Показаны преимущества применения этих решений, сделана оценка эффективности использования нулевых клиентов в университете. При использовании технологии нулевых клиентов стоимость владения рабочим местом за 5 лет снижается в 1,5 раза, при этом значительно уменьшается энергопотребление и уровень шума, повышается сохранность данных, скорость развёртывания новых рабочих мест и обновления ПО, увеличивается эффективность загрузки аудиторного фонда университета.

У 3220

15. Ворошилов, В. В.  Математические модели оптимальной систематизации фактографической информации / В. В. Ворошилов, С. А. Пиявский // Инфокоммуникац. технологии. – 2014. – Т. 12, № 1. – С. 77–85. – Библиогр.: 10 назв.

Показан новый подход к вопросу систематизации и использования фактографической информации в информационном пространстве. Данный подход предложен как альтернатива существующим разработкам в области представления и систематизации знаний, в частности информационно-поисковым системам. Описана технология накопления, обработки, систематизации и выдачи информации, а также математические модели оптимальной систематизации фактографической информации.

М/48041

16. Гершкович, М. М.  Задачи идентификации информационных объектов в распределенных массивах данных / М. М. Гершкович, Т. К. Бирюкова // Системы и средства информатики. – 2014. – Т. 24, № 1. – С. 224–243. – Библиогр.: 12 назв.

Предлагаются подходы к решению задачи идентификации информационных объектов (ИО) в автоматизированных информационных системах (АИС), предназначенных для сбора, хранения и обработки данных, имеющих большое количество узлов и получающих данные из различных источников. Массив данных в рассматриваемых информационных системах, как правило, представляет собой постоянно пополняемый журнал событий. Каждая запись о событии содержит характеристики участника события – ИО и обстоятельства события. Для решения аналитических задач, связанных с ИО, необходимо идентифицировать ИО, то есть определить множество ИО, представляющих собой с некоторой вероятностью одну и ту же сущность. В работе сформулирована постановка задач идентификации информационных объектов, часто встречающихся на практике при создании больших информационных систем: слияние ИО и кластеризация ИО, то есть составление совокупностей ИО, "похожих" по некоторому критерию. Отмечено, что с задачей идентификации тесно связана задача поиска связей между ИО, поскольку вероятность идентичности двух ИО повышается, если выявляется связь каждого из них, например, с некоторым третьим ИО. Указаны способы решения этих задач, отмечена специфика идентификации ИО в потоке событий, приведён метод корреляционного поиска для выявления связи между ИО. Приведены методы сравнения имён собственных с учётом возможных искажений в них – фонетических, транскрипционных, а также просто опечаток. Указана целесообразность использования при идентификации физических лиц данных фамильно-именной группы и в кириллице, и в латинице.

У 3236

17. Григорьев, Я. Ю.  О подходах к стратегическому развитию информационных технологий в организации на примере высшего учебного заведения / Я. Ю. Григорьев, И. А. Трещев, А. Л. Григорьева // Фундам. исслед. – 2014. – № 8, ч. 2. – С. 290–295. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрены вопросы модернизации IT-инфраструктуры предприятия на примере высшего учебного заведения. Выделены ключевые задачи внедрения информационных технологий в вузе: обеспечение высокого уровня образовательной и научной деятельности с использованием лучших отечественных и зарубежных достижений в области информационных и телекоммуникационных технологий; осуществление поддержки процесса административного управления, позволяющей гибко адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним и внутренним условиям с целью повышения эффективности управления; обеспечение высокого уровня разработок и использования программного обеспечения в области учебной, научной, управленческой и прочих сфер деятельности, необходимых для полноценного функционирования учебного заведения; способствование интеграции университета в национальную и мировую систему образования.

У 3893

18. Жаров, В. К. Особенности функционирования информационно-об­разовательной среды современной высшей школы / В. К. Жаров, Ю. В. Та­ратухина // Бизнес-информатика. – 2014. – № 2 (28). – С. 44–50. – Библиогр.: 7 назв.

Работа посвящена основным особенностям функционирования информационно-образовательной среды современной высшей школы. В настоящее время образование становится всё более открытым и доступным, не замыкающимся в рамках стран и государств. При этом одной из главных становится проблема образовательной коммуникации разных культурных групп в электронных образовательных средах (ЭОС). Переход ряда образовательных процессов в онлайн-формат позволяет сделать образовательный процесс не только независимым от территориальных параметров, но и гибким с точки зрения графика обучения. Однако студенты, принадлежащие к разным культурным группам, не всегда воспринимают процесс обучения одинаково: они имеют различные модели мира, стратегии работы с информацией, типы образовательного дискурса и т.д. В статье обозначены некоторые формальные представления процесса обучения и его реализации в информационно-педагогических средах (ИПС). Образовательная коммуникация в ЭОС описывается как область взаимодействия микро-, макро- и культурной среды, a принцип структурирования учебного контента в ЭОС представляется в контексте взаимодействия культур. Предполагается, что контент в ИОС будет выводиться в соответствии с правилами, адаптированными под культурно-когнитивную специфику учащегося. В дальнейшем в качестве практического результата планируется предложить методику выстраивания индивидуальной образовательной траектории обучающегося в поликультурном образовательном пространстве. В качестве основных инструментов исследования современной образовательной среды использованы модальная классификация культурных сред, минимальные словари и моделирование деятельности учащегося.

Н/20280 № 1

19. Жерносек, И. А.  Система "Электронная очередь" для приемной комиссии вуза / И. А. Жерносек // Технологии развития курортно-рекреа­ционного комплекса СКФО : сб. науч. тр. 2-й ежегод. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов и молодых ученых СКФУ "Университетская наука – региону", 7 – 28 апр. 2014 г. / Сев.-Кавк. федер. ун-т, фил. в г. Пятигорске. – Пятигорск, 2014. – Т. 1. – С. 53–57. – Библиогр.: 4 назв.

Показан процесс подачи документов абитуриентами в вуз, выявлены его недостатки. Для оптимизации процесса разработана концепция информационной системы, которая решит эти задачи.

Д10-13/11562

20. Жидкова, Н. В.  Основы информационных технологий : учеб. пособие / Н. В. Жидкова, А. В. Троицкий. – Н. Новгород : Нижегор. гос. техн. ун-т, 2013. – 298 с. : ил. – Библиогр.: 33 назв. – ISBN 978-5-502-00362-9.

Представлены разделы, определяющие основы информационной культуры, современные технические средства, системное и прикладное программное обеспечение и инструментарий для создания программных продуктов. Приведены задания для самостоятельной работы на компьютере по всем темам пособия.

Н/20292 № 2

21. Зайнуллина, Д. Г.  Исследование взаимосвязи между развитием информационно-компьютерных технологий и формированием научных интернет-сообществ / Д. Г. Зайнуллина // Теория и практика системного анализа : тр. III Всерос. науч. конф. молодых ученых с междунар. участием, 21 – 24 мая 2014 г. / Рыбин. гос. авиац. техн. ун-т им. П. А. Соловьева, Ин-т систем. анализа РАН. – Рыбинск, 2014. – Т. 2. – С. 20–30. – Библиогр.:
8 назв.

Исследована возможность построения структурной модели коммуникаций академического сообщества на основе данных социологического исследования взаимосвязи между использованием информационно-компью­терных технологий в профессиональной научной деятельности и станов­лением научных интернет-сообществ. С помощью метода латентно-струк­турного анализа статистических данных показана причинно-следственная связь использования учёными интернет-технологий и их участия в профессиональных онлайн-сообществах.

Д10-14/12195

22. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Конспект лекций : учеб. пособие / О. А. Авдеюк [и др.]. – Волгоград :
ВолгГТУ, 2014. – 81 с. – Библиогр.: 18 назв. – ISBN 978-5-9948-1457-4.

Рассматриваются вопросы, связанные с теорией информации, информационных технологий и систем, тенденциями их развития, формирования общего представления о роли и характере информационных технологий в различных областях человеческой деятельности, в том числе профессиональной.

Д10-12/12237

23. Кривошеева, Е. А.  Современные системы и методы защиты информации / Е. А. Кривошеева ; Сиб. ун-т потребит. кооперации, Забайк. ин-т предпринимательства. – Чита : ЗИП СибУПК, 2012. – 177 с. : ил. – Библиогр.: 29 назв. – ISBN 978-5-89807-164-6.

 Изложены теоретические основы информационной безопасности. Изучены нормативно-правовые аспекты защиты информации. Приведён обзор современных систем и методов защиты данных.

Н/20280 № 1

24. Крутько, Е. А.  Автоматизация системы информирования студентов и преподавателей / Е. А. Крутько, Р. А. Мамедов // Технологии развития курортно-рекреационного комплекса СКФО : сб. науч. тр. 2-й ежегод. науч.-практ. конф. преподавателей, студентов и молодых ученых СКФУ "Университетская наука – региону", 7 – 28 апр. 2014 г. / Сев.-Кавк. федер. ун-т, фил. в г. Пятигорске. – Пятигорск, 2014. – Т. 1. – С. 66–70. – Библиогр.: 1 назв.

Рассмотрены основные способы (каналы) информирования вуза о важной и значимой информации. Приведены данные опросов преподавательского состава и студентов относительно механизмов получения информации. Определены наиболее эффективные способы информирования в современных условиях.

У 1154

25. Лопатина, Н. В.  Современная информационная культура и информационные войны / Н. В. Лопатина // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 7. – С. 1–4. – Библиогр.: 7 назв.

Информационные войны рассматриваются как социально-информа­ционное явление современного мира. Определяется своеобразие информационных войн в "Мире 2.0". Основной акцент сделан на гуманитарный инструмент противодействия информационным войнам – информационную культуру. Дифференцируется информационная культура личности и информационная культура общества. Ставится вопрос о необходимости её формирования в теме высшего образования.

Н/20292 № 2

26. Малых, В. А.  Применение словосочетаний для автоматической классификации документов / В. А. Малых, М. А. Пашкин // Теория и практика системного анализа : тр. III Всерос. науч. конф. молодых ученых
с междунар. участием, 21 – 24 мая 2014 г. / Рыбин. гос. авиац. техн. ун-т
им. П. А. Соловьева, Ин-т систем. анализа РАН. – Рыбинск, 2014. – Т. 2. –
С. 164–171. – Библиогр.: 8 назв.

Одним из способов отобрать нужную информацию является автоматическая классификация. Данная работа представляет опыт построения автоматического классификатора новостной информации. Приведено описание применения классификации методом "наивного" Байеса и его адаптации для использования словосочетаний.

М/69186 № 4

27. Мартынов, П. Н.  Разработка информационной системы на основе открытых программных решений / П. Н. Мартынов // Задачи системного анализа, управления и обработки информации : межвуз. сб. науч. тр. / Моск. технол. ин-т «ВТУ» ; под общ. ред. Е. В. Никульчева. – М., 2014. – Вып. 4. – С. 103–109. – Библиогр.: 9 назв.

Разработана концепция современных информационных технологий со свободным лицензированием с точки зрения их применения при информатизации государственных учреждений. Предложена архитектура информационных систем (ИС) для отдельных учреждений, а также программная архитектура более крупного формирования – дата-центра, аккумулирующего и обрабатывающего информацию от группы сателлитных учреждений. Инновационность предлагаемой ИС заключается в повышении экономического эффекта от внедрения системы за счёт снижения издержек на её внедрение и эксплуатацию.

М/55388 № 15

28. Мирошниченко, И. И.  Использование онтологического описания предметной области при моделировании информационно-образовательной среды учебного подразделения вуза / И. И. Мирошниченко // Информ. системы, экономика, упр. трудом и пр-вом. – 2013. – Вып. 15. – С. 85–92. – Библиогр.: 3 назв.

Представлена разработка специализированного программного средства, реализующего информационно-образовательную среду (ИОС) учебного подразделения вуза. На стадии проектирования системы для построения модели предметной области использован онтологический анализ. Онтологическая модель ИОС предназначена для адаптации процесса обучения к индивидуальным характеристикам обучаемых, она освобождает вовлечённых в учебный процесс преподавателей, студентов и администрацию от ряда трудоёмких и рутинных операций по представлению учебной информации и контролю знаний, что способствует разработке объективных методов контроля знаний и облегчению накопления учебно-методического опыта.

У 3893

29. Черняк, Е. Л.  Использование мер релевантности строка-текст для автоматизации рубрикации научных статей / Е. Л. Черняк, Б. Г. Миркин // Бизнес-информатика. – 2014. – № 2 (28). – С. 51–62. – Библиогр.: 29 назв.

Проведено экспериментальное сравнение различных мер релевантности строка-текст для автоматизации рубрикации научных статей. В эксперименте участвуют три меры: косинусная мера релевантности, основанная на традиционном кодировании текстов с использованием tf-idf весов термов, популярная характеристика вероятности порождения термов ВМ25 и предложенная авторами характеристика условной вероятности символа в фрагментах, выделенных с использованием аннотированного суффиксного дерева, СУВСС. Для эксперимента использованы аннотации статей, опубликованных в журналах ACM, и таксономия ACM CCS 2012. В результате применения каждой из этих трёх мер получаются автоматические рубрикации статей – списки таксономических тем, упорядоченных по убыванию оценки релевантности данной статье. Оценка качества полученных результатов осуществляется с помощью сравнения автоматической рубрикации с авторской: чем выше в соответствующем списке авторская тема, тем точнее получившаяся рубрикация. Точность рубрикации оценивается с помощью популярных мер MAP и nDCG, а также меры, характеризующей количество вхождений авторских тем в топ списка, предложенной в данной работе. Проведённые эксперименты показывают, что использование СУВСС существенно повышает точность рубрикации по сравнению с другими двумя мерами релевантности.

У 1948

30. Чиркин, Е. С.  Проблемы реализации поискового индекса для систем антиплагиата / Е. С. Чиркин // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. – 2014. – Т. 19, вып. 2. – С. 674–676. – Библиогр.: 2 назв.

Описаны некоторые проблемы построения и хранения поискового индекса для систем автоматизированной проверки документов на наличие заимствований. Приведён ряд эффективных решений.

Н/20292 № 2

31. Швец, А. В.  Метод автоматического выявления псевдонаучных публикаций / А. В. Швец // Теория и практика системного анализа :
тр. III Всерос. науч. конф. молодых ученых с междунар. участием,
21 – 24 мая 2014 г. / Рыбин. гос. авиац. техн. ун-т им. П. А. Соловьева, Ин-т систем. анализа РАН. – Рыбинск, 2014. – Т. 2. – С. 186–193. – Библиогр.:
14 назв.

Предложен метод выявления псевдонаучных публикаций, основанный на интеллектуальном анализе текста. На первом шаге выполняется разбиение текста на равные по объёму фрагменты, состоящие из нескольких абзацев. На втором шаге при помощи лингвистического анализа текста происходит выделение признаков и последующая классификация фрагментов текста методом опорных векторов. Показано, что разработанный метод с высокой точностью и полнотой разделяет научные и псевдонаучные публикации на разные классы.

См. также № 5, 11, 65, 66, 89, 101, 107.

  
На главную