Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №11 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Ар14-31600

56. Абдурахмонов, У. М. Формирование и развитие рынка образовательных услуг (на примере вузов Республики Таджикистан) : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / У. М. Абдурахмонов. – Душанбе, 2012. –
23 с. – Библиогр.: 6 назв.

Исследован комплекс методологических и организационно-экономи­ческих отношений на рынке образовательных услуг, а также теория и практика маркетинга образовательных услуг вузов Республики Таджикистан. Проведена комплексная оценка его современного состояния и развития на основе системного анализа. Предложены новые подходы к формированию ценовой политики вузов. Разработана стратегия маркетинговой деятельности вуза на рынке образовательных услуг и предложены рекомендации по её реализации с учётом территориальных особенностей.

У 2495

57. Аксенова, Н. А. Управленческие аспекты научной деятельности таможенного вуза / Н. А. Аксенова // Вестн. ун-та. – 2014. – № 8. – С. 8–12. – Библиогр.: 3 назв.

Раскрыта структура научной деятельности таможенного вуза, сформулированы её цели. Представлена совокупность процессов, основными из которых являются: руководство научной деятельностью; организационно-научная, научно-исследовательская, информационно-научная, изобретательская и рационализаторская работа; работа по подготовке научно-педагогических и научных кадров; научно-исследовательская работа студентов. Также выделены вспомогательные процессы, в частности, редакционно-издательская деятельность, библиотечное обеспечение. Показан функциональный цикл управления процессами научной деятельности.

У 3889

58. Ашмарина, С. И. Модель системы управления рисками инновационной деятельности высших учебных заведений / С. И. Ашмарина,
И. А. Плаксина // Экономика и предпринимательство. – 2014. – Т. 8,
№ 7 (48). – С. 593–597. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрены особенности построения системы управления рисками инновационной деятельности вузов на основе стандартов риск-менеджмента ISO 31000:2009 и COSO ERM. Модель системы управления рисками вузов включает два ключевых компонента: процесс риск-менеджмента, интегрированный во все уровни высшего учебного заведения и ориентированный на достижение ключевых нефинансовых и финансовых целей инновационного развития вуза (представлен в виде трёхмерного куба), и структуру, призванную создавать благоприятные условия для реализации процесса управления рисками (представлена в виде сферы, окружающей куб).

У 3889

59. Богданов, Д. В. Использование интегрированной системы маркетинговой информации при принятии стратегических решений в инновационном вузе / Д. В. Богданов // Экономика и предпринимательство. – 2014. – Т. 8, № 7 (48). – С. 526–529. – Библиогр.: 7 назв.

Автор определяет взаимосвязь современной практики принятия эффективных управленческих решений с комплексным использованием информационных технологий и становлением корпоративной информационной системы территориально-распределённого многофилиального вуза одним из ключевых факторов принятия и реализации эффективных управленческих решений. Выявлена роль интегрированной системы маркетинговой информации в принятии стратегических решений в инновационном вузе. Проанализированы модели и инструменты, типичные для интегрированных систем маркетинговой информации. Выделены стратегические решения при управлении инновационным вузом, в рамках принятия которых могут быть использованы интегрированные системы маркетинговой информации.

Р 3070

60. Бондарь, И. Промоакции – инструмент продвижения услуг /
И. Бондарь, С. Черкашина // Библиотека. – 2014. – № 5. – С. 25–28.

Одним из эффективных способов продвижения библиотечных услуг является проведение промоакций. Это один из мощных рекламных инструментов, который позволяет заявить о себе. Представлен опыт проведения промоакций организационно-статистического отдела Государственной универсальной научной библиотеки.

У 2913

61. Брейдо, И. В. Перспективы и проблемы СМК в высшем профессиональном образовании Казахстана / И. В. Брейдо, Г. Е. Жунусова // Качество. Инновации. Образование. – 2014. – № 6 (109). – С. 3–5. – Библиогр.:
3 назв.

Выполнен анализ состояния системы менеджмента качества (СМК) высшего профессионального образования (ВПО) Казахстана за 10 лет. Определены основные причины недостаточно высокой эффективности системы. Предложены возможные направления совершенствования СМК ВПО.

Д10-14/13161

62. Бутакова, М. М. Система менеджмента качества в организации высшего образования : учеб. пособие / М. М. Бутакова, М. В. Титова ; Алт. гос. ун-т. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. – 71 с. : ил. – Библиогр.: с. 62. – ISBN 978-5-7904-1573-9.

 В пособии содержатся основные положения менеджмента качества и международного стандарта ISO 9001:2011. Рассмотрены теоретические и практические вопросы разработки системы менеджмента качества в Алтайском государственном университете.

У 3409

63. Волкова, Т. И. Исследовательская деятельность в вузе : детерминанты развития / Т. И. Волкова // Унив. упр. : практика и анализ. – 2014. – № 2 (90). – С. 92–100. – Библиогр.: 22 назв.

Выделены общие и специфические детерминанты развития исследовательской деятельности в сфере высшего образования как необходимого условия перехода вузов на качественно новую ступень развития. Отмечены издержки методологии реформирования вузов, основанной на использовании преимущественно формальных инструментов и методов. На базе предложенной системы сущностных характеристик творческого потенциала исследователя и его статуса обоснована необходимость диалектической сопряжённости воспроизводства творческого потенциала исследователя, его статуса, системы эффективного контракта. Выдвинуто положение о целесообразности разработки Концепции статуса научно-педагогического работника (исследователя).

У 3409

64. Гительман, Л. Д. Университетская власть в период преобразований : смена образовательной парадигмы / Л. Д. Гительман // Унив. упр. : практика и анализ. – 2014. – № 2 (90). – С. 26–40. – Библиогр.: 7 назв.

На примере управленческого образования рассматривается роль менеджмента в организации качественных изменений в учебном процессе, отвечающих вызовам времени. Приводятся основные положения совершенствования образовательной парадигмы профессиональной подготовки, суть которой в принципиально новой методологии обучения.

Д10-14/14056

65. Гнутова, А. А. Технология реализации издательской продукции : учеб. пособие / А. А. Гнутова, С. А. Нечитайло ; Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева ( нац. исслед. ун-т). – Самара : Изд-во СГАУ, 2014. –
62 с. : ил. – Библиогр.: 43 назв. – ISBN 978-5-7883-0972-9.

Показаны достоинства и недостатки различных форм и методов сбыта издательской продукции и особенности продвижения изданий различного вида. Уделено внимание особенностям маркетинга книготорговых предприятий в целом, затронуты вопросы сущности мерчандайзинга и эволюции подходов к данной маркетинговой технологии.

У 4257

66. Голанд, Е. Л. Инновационное развитие образования и образовательной среды / Е. Л. Голанд, Т. И. Савенкова // Инновац. развитие экономики. – 2014. – № 3 (20). – С. 145–151. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрены инновации в сфере образования и образовательной среды, формирование массового открытого образовательного пространства в Евросоюзе. Уделено внимание противоречиям, задачам и ожидаемым результатам от новой платформы дистанционного обучения МООС.

У 4467

67. Дмитриева, А. В. Предпосылки для проектирования и создания единой информационной системы управления кафедрой вуза / А. В. Дмитриева, А. Г. Степанов // Актуал. проблемы экономики и упр. – 2014. – Вып. 1 (1). – С. 66–71. – Библиогр.: 16 назв.

Приводится классификация информационных технологий, используемых в работе кафедры вуза. Анализируются существующие распространённые технологии и приводится перечень бизнес-процессов, которые на настоящий момент ещё не поддерживаются доступными программными средствами. Предлагается начать разработку унифицированного комплекса программных средств, позволяющего закрыть существующие бреши и, в итоге, сократить непроизводительные потери времени преподавателей и студентов.

У 2927

68. Дурнев, Р. А. Развитие подхода к оценке трудоемкости НИОКР : примеры применения методики / Р. А. Дурнев, И. В. Жданенко // Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. – 2014. – № 4. – С. 3–15. – Библиогр.: 1 назв.

Раскрыт порядок применения методики оценки трудоёмкости и стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на примере реальных НИОКР.

У 3103

69. Ермаков, Ю. В. Мультикультурная стратегия вуза как фактор повышения конкурентоспособности / Ю. В. Ермаков, Н. М. Старобинская,
М. С. Чеснокова // Регион. экономика : теория и практика. – 2014. –
№ 34 (361). – С. 49–57. – Библиогр.: 19 назв.

Речь идёт о применении стратегии мультикультурности как одного из факторов повышения конкурентоспособности для регионального вуза. Продемонстрировано, что развитие такого рода компетенций является важным шагом на пути к эффективной подготовке кадров в условиях Болонского процесса. Даны основные характеристики мультикультурного образования. Развитие данных характеристик и возможностей вуза основано на его уникальном ресурсном комплексе и, таким образом, способно дифференцировать образовательные услуги вуза, что обеспечит ему ключевое отличие от конкурентов и позволит занять уникальную рыночную нишу. Отмечено, что для российских вузов наиболее приемлемым является развитие мультикультурных характеристик по этническому признаку, что позволяет сформировать нишевую ориентацию вуза, при этом значительно возрастает его общественная и социальная роль. В качестве примера мультикультурного вуза с региональной ориентацией показана Государственная полярная академия Санкт-Петербурга, которая за счёт активного использования мультикультурных компетенций смогла занять своё место на рынке образовательных услуг и успешно развивать свой имидж в российских регионах с высокой культурной дивергенцией.

У 2495

70. Жданов, С. А. Управление брендом как основной фактор повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения / С. А. Жданов // Вестн. ун-та. – 2014. – № 8. – С. 43–46. – Библиогр.: 2 назв.

Статья посвящена разработке мероприятий по управлению брендом высшего учебного заведения. В качестве стратегии, обеспечивающей вузу долгосрочные конкурентные преимущества на российском рынке образовательных услуг, предложена стратегия дифференциации (по М. Портеру), связанная с формированием бренда вуза и его текущей оценкой. Определена система показателей капитала и текущего имиджа бренда вуза.

У 4467

71. Зюбан, А. В. Информационно-коммуникационные технологии – компонент стратегического развития вуза / А. В. Зюбан, А. В. Смирнова // Актуал. проблемы экономики и упр. – 2014. – Вып. 2 (2). – С. 79–82. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются вопросы, связанные с основными направлениями реализации программ стратегического развития университетов, внедрением информационно-телекоммуникационных технологий в образовательный процесс и другие сферы деятельности вузов, поддержкой инновационной деятельности вузов на различных уровнях (федеральном, региональном и городском). Представлены процессы формирования ИТ-структур в процессе информатизации вузов, внедрение современных мультимедийных технологий. Происходит переход от автоматизации отдельных процессов к созданию комплексной ИТ-инфраструктуры вуза. Отмечается необходимость разработки инновационных образовательных программ подготовки магистров и программ дополнительного профессионального образования для повышения квалификации специалистов.

У 4467

72. Иващенко, Л. И. Характеристики НИОКР в единой системе показателей инновационной активности / Л. И. Иващенко, А. М. Колесников // Актуал. проблемы экономики и упр. – 2014. – Вып. 2 (2). – С. 58–60. – Библиогр.: 3 назв.

Изучен комплекс вопросов внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) и их влияние на инновационную деятельность. Проанализированы виды затрат и задачи НИОКР.

Р 3100

73. Караваева, Е. В. Рекомендуемый алгоритм проектирования программ высшего образования / Е. В. Караваева // Высш. образование в России. – 2014. – № 8/9. – С. 5–15. – Библиогр.: 5 назв.

Предлагается адаптированный к российским условиям алгоритм создания образовательных программ, основанный на методологии общеевропейского образования TUNING ("Тюнинг"). Анализируются новые возможности разработки образовательных программ в модульном формате в условиях введения "рамочных" федеральных государственных образовательных стандартов – ФГОС 3+ и в перспективе – ФГОС-4. Даются практические рекомендации по реализации компетентностного подхода при проектировании и реализации образовательных программ.

Р 16

74. Карпов, А. О. Современный университет : среда, партнерство, инновации / А. О. Карпов // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 8. –
С. 8–12.

Представлен анализ структурно-функциональных свойств инновационной среды современного университета. Рассмотрено понятие генеративной учебной среды. Показана сетевая модель организации образовательных партнёрств, описана структура учебно-научной инновационной среды.

У 3300

75. Кокорина, С. В. Формирование культуры межнационального взаимодействия : возможности общедоступных библиотек / С. В. Кокорина // Библиосфера. – 2014. – № 3. – С. 15–19. – Библиогр.: 20 назв.

Показаны возможности общедоступных библиотек как субъектов формирования культуры межнационального взаимодействия. Обозначены актуальные проблемы общедоступных библиотек в условиях культурного многообразия.

У 3889

76. Ладыга, А. И. Теоретические аспекты организации и управления внутриорганизационным маркетингом образовательного учреждения высшего образования / А. И. Ладыга, О. В. Фендрикова // Экономика и предпринимательство. – 2014. – Т. 8, № 7 (48). – С. 660–666. – Библиогр.:
18 назв.

Исследованы особенности реализации образовательной функции высшего уровня в условиях необходимости баланса между социальной и коммерческой направленностью высшего образования. Сделан вывод, что современное высшее образование в своём развитии должно сбалансированно реализовывать как социальную функцию, так и коммерческую, выраженную в предоставлении качественных платных образовательных услуг, формирующих профессиональную компетенцию и "человеческий капитал" специалистов-выпускников. Определено, что мировая практика финансирования высшего образования указывает на актуальность предоставления его платной формы, в рамках которой обеспечивается понимание целесообразности личного финансирования расходов на высшее образование, высокая вовлечённость студента в образовательный процесс, а также его активное участие в контроле качества образовательных услуг и продуктов.

Р 16

77. Майоров, А. Н. Анализ возможностей использования общественных инструментов оценки эффективности и качества образования в управлении образованием. Модель комплексной реализации / А. Н. Майоров // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 9. – С. 27–40.

Представлен детальный анализ Закона "Об образовании в Российской Федерации". Определены задачи государственно-общественного управления образованием. Особое внимание уделено перспективам практической реализации указанного закона в управлении системой отечественного высшего профессионального образования.

Р 2227

78. Мелентьева, Е. Ю. Изучение удовлетворенности пользователей качеством библиотечного обслуживания : опыт работы Научной библиотеки Витебского государственного университета им. П. М. Машерова /
Е. Ю. Мелентьева // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 8. – С. 28–32.

Освещён опыт Научной библиотеки Витебского государственного университета имени П. М. Машерова по организации и проведению анкетирования студентов в рамках системы менеджмента качества.

М/65755 № 6

79. Прядко, И. П. Реформа российской высшей школы : взгляд из строительного вуза / И. П. Прядко, М. А. Иванова // Казан. наука. – 2014. – № 6. – С. 185–187. – Библиогр.: 8 назв.

Дана оценка реформ российской высшей школы, проводимых с целью её вовлечения в Болонскую систему образования. Анализ образовательных инициатив представлен с точки зрения потребностей подготовки специалистов в сфере строительства. В работе упоминаются как выводы представителей российского строительного образования, так и данные экспресс-опроса, проведённого авторами. Среди факторов, вызывающих настороженность со стороны российского экспертного сообщества, назван низкий уровень знания о целях реформы.

У 3409

80. Резник, С. Д. Репутация как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности российского вуза / С. Д. Резник, Т. А. Юдина // Унив. упр. : практика и анализ. – 2014. – № 2 (90). – С. 81–91. – Библиогр.:
19 назв.

Повышение самостоятельности высших учебных заведений ведет и к росту их ответственности за эффективность своей деятельности. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления ими, поскольку традиционные методы менеджмента в рыночных условиях развития российской высшей школы оказались в ряде случаев несостоятельными. В связи с этим возникает необходимость изучения процесса формирования репутации вуза как одного из конкурентных преимуществ на рынке высшего образования.

У 4023

81. Рыблова, А. Н. Как управлять учебным процессом в системе уровневого образования / А. Н. Рыблова // Совет ректоров. – 2014. – № 3. –
С. 32–39. – Библиогр.: 6 назв.

Проанализированы современные подходы к решению проблемы разноуровневого управления в системе уровневого образования. Выдвинута авторская концепция, предложена система и технология разноуровневого управления, проверенная практикой.

Н/19942

82. Селезнева, А. В. Менеджмент качества высшего образования /
А. В. Селезнева // Вестн. Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. Машиностроение, материаловедение. – 2014. – Т. 16, № 1. – С. 115–119. – Библиогр.: 2 назв.

Представлены новые акценты в менеджменте качества высшего образования. Предложена и обоснована новая концепция оценки качества преподавательских кадров университета, основанная на проектной организации и принципах качественного менеджмента.

Ар14-4468

83. Сюзев, К. С. Управление конкурентоспособностью территориальных образовательных систем высшей школы на основе интегрального подхода : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / К. С. Сюзев. – Пенза, 2014. – 26 с. : ил. – Библиогр.: 9 назв.

Исследованы организационно-экономические отношения и процессы интегрального управления локальной и интегральной конкурентоспособностью, формируемые на региональном уровне территориальной образовательной системы высшей школы. Предложены четыре стратегии управления конкурентоспособностью, каждой из которых соответствует целевой уровень внутренней интеграции. Разработаны практические рекомендации по внедрению данного подхода к управлению конкурентоспособностью в деятельность руководителей региональных вузов и муниципальных органов управления образованием, позволяющие алгоритмизировать процесс принятия управленческих решений.

Р 3610

84. Токарев, К. Е. Моделирование стратегий управления оказанием образовательных услуг в аграрном вузе / К. Е. Токарев, М. П. Процюк // Соврем. экономика : проблемы и решения. – 2014. – № 5 (53). – С. 130–138. – Библиогр.: 5 назв.

Показаны возможности совершенствования алгоритма выработки стратегий управления в сфере образовательных услуг, базирующегося на модифицированной S,W,O,T-модели, учитывающей результаты обработки групповых экспертных оценок по алгоритму Кемени и степень влияния эндогенных и экзогенных групп факторов на изменения сегментов "S-T" и "O-W", что позволяет не только диагностировать актуальное состояние сферы, но и выявить скрытый потенциал внутренних сил и возможностей для стратегического планирования развития аграрного вуза в области совершенствования управления оказываемыми образовательными услугами.

У 1767

85. Филиппова, Л. В. Современные тенденции развития аналитических аспектов в стратегическом управлении вуза / Л. В. Филиппова // Аудит и финансовый анализ. – 2014. – № 4. – С. 241–245. – Библиогр.: 8 назв.

В условиях перевода высшей школы на нормативно-подушевое финансирование, внедрения рыночных механизмов и усиления конкуренции между среднестатистическими вузами необходимо всестороннее исследование факторов деятельности вуза, позволяющее определить его ресурсный потенциал, выявить тенденцию, альтернативы и стратегию дальнейшего развития вуза. Автором изучены факторы макро- и микросреды, определена степень и характер их влияния на деятельность среднестатистического вуза. Дана характеристика рынка образовательных услуг и его отличительные особенности от рынка товаров. Выделены конкретные категории диспропорций параметров деятельности вуза, выявлены величины этого несоответствия по отклонению текущего значения показателей от желаемого. Определены пути повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности вуза посредством проведения ряда методов стратегического анализа.

У 3300

86. Цукерблат, Д. М. Экономическая категория "библиотечная услуга" в понятийном аппарате библиотековедения / Д. М. Цукерблат // Библиосфера. – 2014. – № 3. – С. 83–89. – Библиогр.: 15 назв.

Рассмотрены принципиальные вопросы установления экономической категории "библиотечная услуга" в профессиональном библиотечном понятийном аппарате. Проанализированы материалы дискуссий о влиянии социальных и культурных факторов на развитие экономики и роли библиотек в удовлетворении информационных потребностей науки, образования и бизнеса. Определены первостепенные задачи взаимодействия субъектов в процессе предоставления библиотечных услуг: содействие формированию знаний у потребителей и развитие личности.

Р 3100

87. Шкребко, А. Н. Системный подход к внутреннему контролю качества образования / А. Н. Шкребко, И. В. Иванова // Высш. образование в России. – 2014. – № 8/9. – С. 98–106. – Библиогр.: 4 назв.

Одним из условий развития современного образования является постоянное совершенствование качества образовательной деятельности. Описан опыт системного подхода к решению данной проблемы в Ярославской государственной медицинской академии (ЯГМА). Система внутреннего контроля качества образования является одной из составляющих системы менеджмента качества и обеспечивается деятельностью Службы качества ЯГMA. Внутренний контроль качества образования осуществляется по нескольким направлениям: контроль качества управления образовательной деятельностью, контроль требований и удовлетворённости внутренних и внешних потребителей образовательных услуг, контроль качества образовательных программ, подготовки, организации и реализации образовательной деятельности, научных исследований, внеучебной деятельности студентов, контроль ресурсного обеспечения основных процессов.

У 3889

88. Штейн, Е. И. Особенности маркетинга сферы образовательных услуг / Е. И. Штейн // Экономика и предпринимательство. – 2014. – Т. 8, № 7 (48). – С. 667–669. – Библиогр.: 5 назв.

Структура любого рынка меняется с течением времени. В условиях всё большей глобализации и её влияния на рынки как товаров, так и услуг игроки должны своевременно адаптироваться к макро- и микроэкономическим изменениям. Рынок образовательных услуг не является исключением. Вузам приходится всё чаще задумываться не только о качестве их научно-образовательной деятельности, но и об обеспечении своей конкурентоспособности. Адаптация маркетинга услуг под специфику сферы образования и его последующее использование в управлении вузом поможет сформулировать долгосрочную стратегию развития для вуза и позволит сделать его конкурентоспособным на мировом рынке образования.

Ар14-4412

89. Штырова, И. А. Мониторинг качества вузовского дополнительного образования на основе интегрированных показателей : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / И. А. Штырова. – Астрахань, 2014. – 16 с. : ил. – Библиогр.: 21 назв.

Разработана система показателей качества вузовского дополнительного образования, отличающаяся использованием агрегативных групп показателей, что позволяет оценить направления деятельности подразделения вуза, осуществляющего подготовку по дополнительным образовательным программам. Предложена теоретико-множественная модель, описывающая слабоформализованные объекты мониторинга с использованием теории нечётких множеств. Разработана методика проведения мониторинга качества вузовского дополнительного образования с применением механизма обратных вычислений.

См. также № 3, 6, 8, 90, 93.

  
На главную