Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №11 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

У 4263

36. Амелина, О. В. ЭОР НП (Электронные образовательные ресурсы нового поколения) как способ повышения эффективности процесса обучения на уроках истории, реализация деятельностного метода обучения /
О. В. Амелина // Проблемы соврем. науки и образования. – 2014. –
№ 2 (20). – С. 48–51. – Библиогр.: 4 назв.

В настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Использование ЭОР в учебном процессе – это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, повысить интерес учащихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, увеличить объём самостоятельной работы.

У 2808

37. Аминов, И. Б. Эффективность и перспективы применения информационных технологий в учебном процессе / И. Б. Аминов, Ф. Ш. Номозов // Актуал. проблемы соврем. науки. – 2014. – № 3 (77). – С. 235–242. – Библиогр.: 13 назв.

Повышение эффективности учебного процесса путём использования современных информационных и компьютерных технологий является одной из актуальных задач сегодняшних дней. Для осуществления этой задачи необходимо своевременно и эффективно использовать средства информационных технологий в организации системы образования и её управлении. Освещены место, эффективность и перспективные основы применения средств информационных технологий в учебном процессе.

Д10-13/13133

38. Башарин, С. А. Интернет-телевидение в учебном процессе и научной деятельности вуза / С. А. Башарин // Прошлое – настоящее – будущее Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения : материалы всерос. науч.-практ. конф. 29, 30 окт. 2013 г. / С.-Петерб. гос. ун-т кино и телевидения. – СПб., 2013. – С. 421–425.

Анализируется опыт использования интернет-телевидения для организации чтения лекций и проведения практических занятий по прикладным дисциплинам в дистанционном режиме на основе использования системы телеконференций TANDBERG. Рассматриваются возможности использования системы для организации научных исследований и проведения совместных научных работ.

Д10-13/13133

39. Бондаренко, Я. В. Дистанционное образование как вид медиакоммуникации / Я. В. Бондаренко // Прошлое – настоящее – будущее Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения : материалы всерос. науч.-практ. конф. 29, 30 окт. 2013 г. / С.-Петерб. гос. ун-т кино и телевидения. – СПб., 2013. – С. 425–428. – Библиогр.: 3 назв.

Освещена история создания дистанционного образования (ДО), принципы реализации, недостатки и преимущества. Отмечено, что ДО – альтернатива, призванная обеспечить доступность образования при сохранении его качества, но не замена традиционному образованию.

У 4265

40. Борисенко, И. Г. Организация учебного процесса в интерактивной электронной образовательной среде / И. Г. Борисенко // Проф. образование в России и за рубежом. – 2014. – № 2 (14). – С. 119–123. – Библиогр.: 10 назв.

Реформирование образования обусловлено переходом к информационному обществу с интеграцией в мировую систему образования, что связано с освоением и внедрением в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий. В статье акцентировано внимание на особой роли информационных технологий в обновлении образовательной системы, а также роли и месте преподавателя в информационном образовании, на его владении практическими навыками освоения педагогических инноваций. Доказано, что эффективность обучения в значительной степени повышается за счёт применения интерактивных образовательных ресурсов. Примером такой работы является создание и использование авторами электронных курсов, представляющих собой комплекс программно-технических и учебно-методических средств, обеспечивающих активную индивидуальную учебную деятельность студентов, что особенно необходимо при организации самостоятельной работы.

У 3236

41. Винник, В. К. Информационно-проектный метод как средство повышения речевой культуры будущих предпринимателей в процессе обучения (с использованием системы Moodle) / В. К. Винник, А. А. Шишикина // Фундам. исслед. – 2014. – № 8, ч. 6. – С. 1450–1454. – Библиогр.: 7 назв.

Процессы, происходящие в системе высшего образования, в основе которых лежит идея самоорганизации студентов университета, заставляют по-новому взглянуть на самостоятельную работу и её возможности для формирования профессиональных компетенций студентов. Также в настоящее время чрезвычайно важной и актуальной стала проблема развития культуры речи студентов вуза. В данной работе рассмотрен процесс организации самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы Moodle в рамках дисциплин, направленных на повышение речевой культуры, в частности "Русский язык и культура речи", "Культура устной и письменной речи", "Культура речи и деловое общение". Представлен разработанный авторами информационно-проектный метод обучения, предполагающий выполнение студентами постепенно усложняющихся профессионально значимых междисциплинарных проектных заданий. В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Приведены примеры и этапы выполнения разноуровневых проектных заданий, нацеленных на использование информации учебных курсов в профессиональной деятельности.

М/65755 № 6

42. Жилкина, Т. А. Исследование и разработка учебно-методических материалов для дистанционных методов обучения в режиме On-Line по графическим дисциплинам / Т. А. Жилкина, В. Я. Матусевич // Казан. наука. – 2014. – № 6. – С. 175–177. – Библиогр.: 7 назв.

Представлены установленные в ходе исследования и натурного эксперимента требования к содержанию, качеству дидактических и учебно-методических материалов, необходимых для преподавания графических дисциплин при дистанционных методах обучения в режиме on-line, а также требования к преподавателям, задействованным в дистанционном обучении.

У 4317

43. Захаров, А. В. Инфокоммуникации в образовательном пространстве высшей школы / А. В. Захаров // Упр. персоналом и интеллект. ресурсами в России. – 2014. – № 4. – С. 26–29. – Библиогр.: 12 назв.

В рамках Федеральной целевой программы развития образования в России во всех учебных заведениях страны реализуются стратегические проекты по внедрению новых моделей управления образования и организации учебного процесса. Данные преобразования проводятся в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникацион­ных технологий, которые призваны обеспечить не только индивидуальный подход к обучению на основе погружения образовательного процесса в технологии, но и позволит сократить затраты на переход к инновационному развитию вузов. Значительная роль самостоятельной работы студентов в рамках стандартов третьего поколения предопределяет актуальные вопросы как эффективной организации и контроля учебных достижений обучающихся, так и снижения трудоёмкости выполняемых преподавателем функций.

У 4023

44. Захарова, Н. И. Формирование познавательной активности студентов с помощью инновационных технологий обучения / Н. И. Захарова // Совет ректоров. – 2014. – № 2. – С. 23–29. – Библиогр.: 8 назв.

Выполнен анализ и произведена классификация группы общеинтеллектуальных умений, которые способствуют активизации образовательной деятельности учащихся вузов. Обоснована необходимость формирования практико-ориентированных умений и навыков при помощи новых информационных технологий. Рассмотрены инновационные методы обучения, которые предоставляют качественно новые возможности реализации образовательного процесса. Сделан вывод о главенствующей роли информационных технологий при решении педагогических задач, развитии дидактики и формировании инновационных методик образования в высшей школе.

Р 2227

45. Колтер, М. Массовые открытые онлайн-курсы / М. Колтер ; пер. А.И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 8. – С. 49–54.

Доклад, представленный на совместном заседании секции "Управление знаниями" и Секции вузовских и научных библиотек в ходе Всемирного конгресса ИФЛА (17 – 23 августа 2013 г., Сингапур). Кратко изложена история возникновения массовых открытых онлайновых курсов в контексте инструментов дистанционного и сетевого образования. Показано, как университет (в данном случае Стэнфордский) в целом и его библиотеки в частности, интегрируют эти методы в процесс образования.

У 2913

46. Конюшкин, Э. А. Развитие массовых открытых онлайн курсов, возможность применения в российском образовании / Э. А. Конюшкин // Качество. Инновации. Образование. – 2014. – № 6 (109). – С. 15–18. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается история возникновения и развития массовых открытых онлайн-курсов, определение МООС ("massive open online courses") и современные "EdTech-проекты", основные приоритетные программы развития электронного образования, международный опыт применения, проблемы и возможности применения в российском образовании.

У 4467

47. Космачев, В. М. Организация дистанционного чтения лекций на основе Microsoft Office Live Meeting / В. М. Космачев, А. В. Михеев // Актуал. проблемы экономики и упр. – 2014. – Вып. 1 (1). – С. 71–75. – Библиогр.: 7 назв.

Объектом исследования явилось дистанционное обучение. Предметом исследования выступали системы видеоконференций. В качестве базовой системы взят программный продукт фирмы Microsoft Office Live Meeting. Результаты разработки внедряются в учебный процесс кафедр Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

У 4265

48. Понамарева, Е. В. Дистанционное обучение педагогов, ответственных за профессиональную ориентацию обучающихся, в системе повышения квалификации / Е. В. Понамарева // Проф. образование в России и за рубежом. – 2014. – № 2 (14). – С. 128–133. – Библиогр.: 9 назв.

Речь идёт о повышении квалификации педагогов, ответственных за профессиональную ориентацию обучающихся, в очно-заочной форме с использованием системы дистанционного обучения "Прометей". Отмечаются достоинства и недостатки данного метода.

У 1816

49. Приоритетные направления развития электронной информационно-образовательной среды отраслевого университетского комплекса /
Т. Н. Пастущак [и др.] // Информ. технологии. – 2014. – № 9 (217). –
С. 40–45. – Библиогр.: 7 назв.

Освещён опыт вузов в построении электронной информационно-образовательной среды, использовании электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий. Приведено описание и методологическая взаимосвязь основных компонентов электронной информационно-образовательной среды отраслевого вуза. Представлено описание структуры и программного комплекса, служащего основой для различных образовательных систем. Рассмотрены уровни взаимодействия преподавателей и обучающихся в электронном обучении. Перечислены возможности и преимущества компонентов электронной информационно-образовательной среды. Показаны примеры использования и развития дистанционных образовательных технологий в учебном процессе, а также способы внедрения инновационных технологий в учебный процесс.

У 4282

50. Сморкалов, А. Ю. Средства программирования поведения ботов в виртуальной реальности / А. Ю. Сморкалов, А. Н. Кирсанов // Прогр. системы и вычисл. методы. – 2014. – № 2 (7). – С. 149–159. – Библиогр.: 8 назв.

Виртуальные миры неуклонно расширяют сферу своего применения в образовании. Тренажёры, симуляции, ролевые и серьёзные игры являются наиболее удачными для обучения в виртуальных средах. Важной частью вышеперечисленных подходов к обучению являются педагогические агенты (боты), которые участвуют в процессе обучения и помогают студенту выполнить учебное задание. В виртуальном мире vAcademia поддерживается реализация активных форм обучения с помощью языка vJS, однако использование и программирование ботов до настоящего времени было недоступно. В статье рассматривается система управления ботами, которая позволяет каждому пользователю vAcademia размещать и настраивать ботов, а также задавать их поведение с помощью расширенного языка vJS. Программирование поведения ботов реализовано на основе использования объектно-ориентированного подхода, автосинхронизируемых функций, возможности задания последовательности выполнения асинхронных действий, а также организации взаимодействия с пользователем на основе озвученных текстовых диалогов с выбором варианта ответа. Взаимодействие с запрограммированными ботами может быть записано в виде ЗD-записи для последующего просмотра, что имеет большое значение в образовательной сфере.

У 3889

51. Соболев, В. Ю. Включение интерактивных методов обучения в основные образовательные программы подготовки бакалавров / В. Ю. Соболев, О. В. Киселева // Экономика и предпринимательство. – 2014. – Т. 8,
№ 7 (48). – С. 653–656. – Библиогр.: 4 назв.

Предложены возможные подходы по применению интерактивных методов основных образовательных программ в образовательный процесс, выделены преимущества и недостатки каждого. Также интерактивные методы можно применить при оценке сформированных компетенций у выпускника. Полученные результаты позволят составить компетентностную модель на каждого студента посредством составления оценочного портфолио, сведения которого будут важны для потенциальных работодателей при приёме выпускников на работу.

Р 2227

52. Стрелкова, И. Б. Программы дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов библиотек / И. Б. Стрелкова // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 7. – С. 19–25. – Библиогр.: 7 назв.

Показаны организационно-педагогичecкиe условия формирования и эффективной реализации программ дополнительного профессионального образования для руководителей и специалистов библиотек с учётом новой реальности библиотечно-информационной деятельности и социального заказа библиотечного сообщества на образовательные услуги в Республике Беларусь.

У 4467

53. Усикова, И. В. Социальный конструкционизм как философская концепция системы управления обучением Moodle / И. В. Усикова, Т. Ф. Ку­тузова, Н. А. Кутузов // Актуал. проблемы экономики и упр. – 2014. –
Вып. 2 (2). – С. 125–129. – Библиогр.: 8 назв.

Работа посвящена философской концепции, которую автор и разработчик Moodle считает идеологической и философской основой. Разработчик указанной системы дистанционного обучения сформулировал используемую философию как "социальный конструкционизм". Приведены принципы этой концепции. Доказана значимость и перспективность развития дистанционного образования в России.

У 4023

54. Шабалин, Ю. Е. Средства обучения информационно-образова­тельной среды / Ю. Е. Шабалин // Совет ректоров. – 2014. – № 3. –
С. 62–73. – Библиогр.: 17 назв.

Рассмотрена миссия средств обучения в информационно-образова­тельной среде (ИОС) образовательной организации. Подчёркнуто, что средства обучения обретают системность благодаря включённости в ИОС, и обеспечивают связь среды с учебным процессом. Отмечено, что именно ИОС благоприятствует развитию средств обучения, активизации их применения в современном учебном процессе. Выделены основания классификации средств обучения. Предложена принципиально новая их классификация, выстроенная на основе миссии средств обучения и способах фиксирования, хранения и транслирования учебного материала.

У 4023

55. Шабалин, Ю. Е. Учебный процесс в информационно-образова­тельной среде образовательного учреждения : аспект средств обучения /
Ю. Е. Шабалин // Совет ректоров. – 2014. – № 1. – С. 53–63. – Библиогр.:
10 назв.

Рассматривается проблема организации учебного процесса в условиях информационно-образовательной среды (ИОС) образовательного учреждения. Осуществляется попытка разделить понятия "информационно-обра­зовательное пространство" и "информационно-образовательная среда". По мнению автора, применение этих понятий определяется исходной точкой исследователя: рассмотрение образовательного учреждения извне требует оперирования понятием "пространство", рассмотрение изнутри, с точки зрения участников процесса, – понятием "среда". Описываются дидактические особенности учебного процесса в условиях ИОС с точки зрения средств обучения (СО). Последние показаны как единая система – часть ИОС образовательного учреждения, реализующая миссию фиксирования, хранения и транслирования учебного материала. Даны новые определения понятия "средства обучения" и показана их классификация на основании способов фиксирования, хранения и транслирования учебного материала.

См. также № 5, 66.

  
На главную