Аналитические материалы,
статистика, библиометрия
У 2046
114. Арефьев, П. Г.
Международная публикационная активность ведущих российских университетов в
2013 г. / П. Г. Арефьев // Унив. кн. – 2014. – Окт. – С. 44–50. – Библиогр.:
18 назв.
Прошёл год, как стартовал национальный проект по повышению
конкурентоспособности ведущих российских университетов и вхождению к 2020 г.
не менее пяти отечественных вузов в первую сотню ведущих университетов мира
согласно мировому рейтингу (проект "5 –100"). За прошедший период выявлены
базовые проблемы, с которыми столкнутся университеты-участники проекта. В
работе обсуждается одна из ключевых, а именно – публикационная активность
российских вузов. Библиометрические показатели как значимые параметры при
оценке деятельности организации системы высшего образования влияют на
позицию вуза в международных университетских рейтингах, что, в свою очередь,
формирует общий маркетинговый имидж конкурентоспособности и значимости вуза
на мировом рынке научных и образовательных услуг.
У 3855
115. Бурцева, К. Ю.
Проблемы измерения и оценки показателей рейтингования университетов / К. Ю.
Бурцева // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2014. – № 1 (27). – С. 86–89.
– Библиогр.: 11 назв.
Проведён анализ показателей, включённых в мировые рейтинги
университетов. Выявлены проблемы измерения и оценки показателей
рейтингования вузов. Отмечена роль библиометрических показателей как
основного индикатора при составлении мировых академических рейтингов.
У 3890
116. Гриншкун, В. В.
Рейтинговые исследования деятельности педагогических вузов и их базирование
на информационных технологиях / В. В. Гриншкун // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и
информатизация образования". – 2014. – № 2 (28). – С. 8–13. – Библиогр.:
2 назв.
Описываются различные подходы к проведению рейтинговых
исследований высших учебных заведений. Подчёркивается значимость
использования информационных технологий для проведения таких исследований.
Результаты исследований рассматриваются на примере показателей Московского
городского педагогического университета.
У 2837
117. Дмитриева, Т. В.
Рейтинговая оценка качества дидактической деятельности преподавателей вузов
/ Т. В. Дмитриева, Р. П. Шепелева // Высш. образование сегодня. – 2014. – №
9. – С. 50–54. – Библиогр.: 5 назв.
Освещается структура дидактических способностей преподавателя.
Предлагается обобщённая двухуровневая многокомпонентная методика рейтинговой
оценки, компонентами которой являются экспертные оценки студентов, коллег,
руководителей образовательных программ, заведующего кафедрой, самооценка, a
также учебные достижения студентов.
У 3653
118. Индикаторы тематических
взаимосвязей науки и техники / В. А. Минин [и др.] // Информатика
и её применения. – 2014. – Т. 8, вып. 3. – С. 114–125. – Библиогр.:
22 назв.
Дано описание основных этапов вычисления индикаторов
тематических взаимосвязей науки и технологий. Исходные данные для проведения
расчётов представляют собой результаты обработки полных текстов описаний
изобретений на естественном языке. Целью обработки является извлечение из
полных текстов информации о научных публикациях, цитируемых в описаниях
изобретений. Сопоставление тематики этой информации с индексами
Международной патентной классификации (МПК) даёт возможность экспертам
выявлять взаимосвязи результатов направлений научных исследований (НИИ) с
развитием технологий и оценивать их с помощью количественных индикаторов. В
статье исследуются те технологические стадии определения индикаторов
тематических взаимосвязей, на которых осуществляется переход от обработки
текста к численным расчётам. Представлены разработанные методы извлечения
информации о научных публикациях из полных текстов изобретений и расчёта
значений индикаторов. Их применение дало возможность определить индикаторы
взаимосвязей ННИ с информационными технологиями, запатентованными в
Российской Федерации за период с 2000 по 2012 гг. Для отечественной
научно-технической сферы значения этих индикаторов вычислены впервые.
У 3758
119. Исследование систем и
методов наукометрического анализа научных публикаций / А. В. Швец [и др.] //
Искусств. интеллект и принятие решений. – 2014. – № 3. – С. 62–71. –
Библиогр.: 15 назв.
Представлен обзор методов и систем наукометрического анализа
научных публикаций. Описаны методы определения перспективных направлений
исследований. Приведены результаты экспериментального исследования выявления
направлений научных исследований различными методами в предметной области
"регенеративная медицина". Сделаны выводы о перспективности описанных
методов, их недостатках, а также направлениях дальнейших исследований.
У 4196
120. Кмытюк, Т. Л.
Оценивание весовых коэффициентов в процессе определения интегрального
показателя инновационной деятельности научно-педагогического персонала вуза
/ Т. Л. Кмытюк // Экономика и упр. : проблемы, решения. – 2014. – № 10 (34).
– С. 133–141. – Библиогр.: 17 назв.
Разработана количественная модель анализа и оценивания
инновационной деятельности научно-педагогического персонала вуза. Для
количественного оценивания инновационной деятельности построена
многоуровневая иерархическая структура (модель). Проанализированы способы
расчёта весовых коэффициентов как методами анализа иерархий, так и с помощью
метода, который предложил Ю. Фишберн, а также при помощи инструментария
нечётких множеств. Предлагается использовать комбинированный подход при
исчислении весовых коэффициентов на разных уровнях иерархии.
Р 3635
121. Куприянов, А. В.
Реструктуризация и общая депрессия : предварительные замечания о природе
библиометрических кризисов в истории советской науки / А. В. Куприянов //
Социология науки и технологий. – 2013. – Т. 4, № 4. – С. 80–98. – Библиогр.:
20 назв.
Определено понятие библиометрического кризиса и на примере
периодических и продолжающихся изданий по биологии проведён сравнительный
анализ библиометрических кризисов 1930 – 1931 и 1941 – 1942 годов. В основу
анализа положены данные справочника "Периодическая печать СССР (1917 – 1949
гг.)" и оригинальные данные по динамике тиражей и объёмов ряда биологических
журналов. Показано, что при сопоставимых масштабах кризисов природа их
различна, что выражается в различиях в динамике наблюдаемых
библиометрических показателей (кривых "зарождения" и "вымирания" журналов,
объёмов и тиражей). Первый может быть интерпретирован как результат
масштабной реорганизации системы научных и образовательных учреждений,
второй – как результат общей депрессии. Кризис 1930 – 1931 годов оказал
более значительное влияние на структуру корпуса периодических изданий,
показатели преемственности для межкризисных периодов в этом случае
приблизительно вдвое ниже, чем для кризиса 1941 – 1942 годов.
Н/17513
122. Лычагин, М. В.
Концепция системно-инновационного библиометрического анализа и
картографирования экономической литературы / М. В. Лычагин, Г. М. Мкртчян,
В. И. Суслов // Вестн. НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. – 2014. – Т. 14, вып. 2.
– С. 127–141. – Библиогр.: 23 назв.
Обозначены исторические предпосылки и этапы формирования
концепции системно-инновационного библиометрического анализа и
картографирования экономической литературы (СИБАКЭЛ). Показано, что корни
современного системного и билиометрического анализа можно найти в
древнеиндийском трактате "Артхашастра" и в ряде других старых произведений.
Концепция СИБАКЭЛ создана и развивается объединёнными усилиями
экономического факультета Новосибирского национального исследовательского
государственного университета и Института экономики и организации
промышленного производства СО РАН. Наибольшее значение для предлагаемого
варианта библиометрического анализа имеют предметная классификация JEL и
электронная библиография EconLit, которые созданы и постоянно обновляются
Американской экономической ассоциацией (АЕА). Представлена краткая
характеристика нового проекта на основе EconLit. Проект позволяет указать
направления экономических исследований, которые возникли в 2006 – 2013 гг.
на пересечениях 822 предметных микрообластей классификации JEL.
Р 3635
123. Маршакова-Шайкевич, И.
В. Исследовательская активность России в области естественных наук на
переломе веков (1993 – 2002) : библиометрический анализ / И. В.
Маршакова-Шайкевич // Социология науки и технологий. – 2013. – Т. 4, № 4. –
С. 60–79. – Библиогр.: 4 назв.
Представлен сравнительный анализ исследовательской активности
России на фоне 25 ведущих стран мира в период 1993 – 1997 и 1998 – 2002 гг.
Показана структура научного корпуса России и обсуждаются позиции России
(ранги) в 17 областях естественнонаучного знания в мировом корпусе научных
публикаций. На примерах отдельных дисциплин естественных наук представлена
динамика их развития в период 1998 – 2002 гг. с использованием рассчитанных
стандартных показателей воздействия этих дисциплин (Ig) на основе данных в
базе Journal Citation Reports Science Edition. Обсуждается место России
среди посткоммунистических стран Европы и республик бывшего СССР. Анализ
цитирования публикаций российских авторов проводился с использованием
показателей % цитированных работ, среднего числа ссылок на публикацию
Citation impact, относительного показателя цитирования Rel.Cited. В
заключении даётся сравнительный анализ исследовательской активности стран за
десятилетний период. Материалом исследований послужила база данных
ISI/Thomson Reuters National Science Indicators (NSIOD) 1981 – 2002 гг.
Р 3100
124. Подходы к оценке
эффективности и способы стимулирования публикационной активности в крупном
медицинском вузе / В. Н. Николенко [и др.] // Высш. образование в России. –
2014. – № 10. – С. 18–25. – Библиогр.: 11 назв.
Затронута актуальная проблема, связанная с методологией оценки
публикационной активности, и способы стимулирования публикационной
активности в крупном медицинском вузе. Исследовано развитие нормативной базы
в связи со структурной модернизацией госсектора науки. Рассматривается
комплексный подход к оценке эффективности, основанный на экспертной оценке
значимости научных исследований и библиометрическом анализе. Представлена
структура и функциональное назначение показателей публикационной активности.
Приводится перечень критериев результативности деятельности медицинского
вуза в рамках "дорожной карты". Определены методические подходы к повышению
публикационной активности и её стимулированию на уровне автора и
организации. Выявлены ключевые факторы успеха в проведении
организационно-административных
мероприятий по повышению публикационной активности и рейтинга вуза. Намечены
перспективы использования новых информационно-коммуникационных технологий и
аналитических инструментов для компьютерной поддержки научных исследований и
научных коммуникаций.
У 1155
125. Прогнозирование научной
области (на материале ведущего тематического журнала) / К. И.
Белоусов [и др.] // НТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. – 2014. – № 10.
– С. 13–25. – Библиогр.: 28 назв.
Описывается исследовательская программа моделирования, оценки
и прогнозирования состояния информационного пространства, сложившегося в
отдельной предметной области, которая формируется ведущим научным журналом.
В качестве предметной области рассмотрена когнитивная лингвистика, а
материалом исследования послужили публикации российского научного журнала
"Вопросы когнитивной лингвистики", целиком посвящённого разработке
лингвокогнитивной проблематики.
У 3977
126. Рыкова, И. Н.
Оценка научно-технического потенциала развития экономики на основе измерения
публикационной активности по приоритетным направлениям науки и техники / И.
Н. Рыкова // Экон. системы. – 2014. – № 2. – С. 22–26.
Проводится оценка публикационной активности по приоритетным
направлениям развития научно-технологического комплекса России.
Использование библиометрических показателей даёт возможность статистической
оценки научного уровня массивов публикаций, сформированных по определённым
признакам.
У 2858
127. Сберегаев, Н. А.
Информационная база определения российского индекса педагогического
цитирования / Н. А. Сберегаев // Изв. КГТУ. – 2014. – № 34. – С. 262–266. –
Библиогр.: 2 назв.
Изложены результаты исследования по определению информационной
базы российского индекса педагогического цитирования (РИПЦ). Обоснована
необходимость использования в качестве основного источника информации для
показателей: РИПЦ конкретного российского педагога, импакт-фактора
педагогического коллектива (ИФ ПК), информации в Интернете об учебных
изданиях, авторы которых ссылаются на разработки преподавателя российского
вуза.
Н/20013 № 15
128. Соколов, Д. В.
Публикационная активность как наукометрический индикатор : российский и
международный опыт / Д. В. Соколов // Наука. Инновации. Образование :
альманах / Рос. НИИ экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. – М.,
2014. – Вып. 15. – С. 131–147. – Библиогр.: 6 назв.
Раскрывается значение публикационной активности для
наукометрических исследований. Рассматривается роль публикационной
активности как наукометрического индикатора в России и за рубежом, а также
сопоставляется значение публикационной активности для развития науки в
российском и международном контекстах. Публикационная активность исследуется
на основе статистических и аналитических материалов, присутствующих в базах
данных "Web of Science" и "Scopus"; российские учёные и российские научные
издания индексируются в обеих системах наряду с зарубежными авторами и
изданиями, что даёт возможность сопоставить публикационную активность в двух
различных контекстах – общенациональном и международном.
Н/20013 № 15
129. Юревич, М. А.
Предложения по повышению релевантности библиометрической оценки научной
деятельности / М. А. Юревич // Наука. Инновации. Образование : альманах /
Рос. НИИ экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. – М., 2014. – Вып.
15. – С. 119–130. – Библиогр.: 17 назв.
Показана необходимость комплексного подхода к оценке научной
продуктивности учёных. Выявлены преимущества и негативные следствия
использования показателей публикационной активности. Представлен обзор и
предложения по оптимизации библиометрических показателей в Российской
Федерации. Приведены таблицы библиометрических показателей в государственных
программах и методиках, сравнительной статистики количества и доли в мировом
объеме статей, индексируемых в базе WoS и сопоставление ключевых
характеристик реферативных баз данных Web of Science и Scopus.
У 3890
130. Яковлев, В. Б.
Применение кластерного анализа в региональной статистике российского
образования / В. Б. Яковлев // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер.
"Информатика и информатизация образования". – 2014. – № 2 (28). – С. 65–70.
– Библиогр.: 2 назв.
Предложена методика
применения кластерного анализа в региональной статистике российского
образования для оценки обеспеченности высшими образовательными учреждениями
Центрального федерального округа Российской Федерации с помощью
статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.
См. также № 105.
|