Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №12 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Аналитические материалы, статистика, библиометрия

У 2046

114. Арефьев, П. Г. Международная публикационная активность ведущих российских университетов в 2013 г. / П. Г. Арефьев // Унив. кн. – 2014. – Окт. – С. 44–50. – Библиогр.: 18 назв.

Прошёл год, как стартовал национальный проект по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов и вхождению к 2020 г. не менее пяти отечественных вузов в первую сотню ведущих университетов мира согласно мировому рейтингу (проект "5 –100"). За прошедший период выявлены базовые проблемы, с которыми столкнутся университеты-участники проекта. В работе обсуждается одна из ключевых, а именно – публикационная активность российских вузов. Библиометрические показатели как значимые параметры при оценке деятельности организации системы высшего образования влияют на позицию вуза в международных университетских рейтингах, что, в свою очередь, формирует общий маркетинговый имидж конкурентоспособности и значимости вуза на мировом рынке научных и образовательных услуг.

У 3855

115. Бурцева, К. Ю. Проблемы измерения и оценки показателей рейтингования университетов / К. Ю. Бурцева // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. – 2014. – № 1 (27). – С. 86–89. – Библиогр.: 11 назв.

Проведён анализ показателей, включённых в мировые рейтинги университетов. Выявлены проблемы измерения и оценки показателей рейтингования вузов. Отмечена роль библиометрических показателей как основного индикатора при составлении мировых академических рейтингов.

У 3890

116. Гриншкун, В. В. Рейтинговые исследования деятельности педагогических вузов и их базирование на информационных технологиях /
В. В. Гриншкун // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2014. – № 2 (28). – С. 8–13. – Библиогр.:
2 назв.

Описываются различные подходы к проведению рейтинговых исследований высших учебных заведений. Подчёркивается значимость использования информационных технологий для проведения таких исследований. Результаты исследований рассматриваются на примере показателей Московского городского педагогического университета.

У 2837

117. Дмитриева, Т. В. Рейтинговая оценка качества дидактической деятельности преподавателей вузов / Т. В. Дмитриева, Р. П. Шепелева // Высш. образование сегодня. – 2014. – № 9. – С. 50–54. – Библиогр.: 5 назв.

Освещается структура дидактических способностей преподавателя. Предлагается обобщённая двухуровневая многокомпонентная методика рейтинговой оценки, компонентами которой являются экспертные оценки студентов, коллег, руководителей образовательных программ, заведующего кафедрой, самооценка, a также учебные достижения студентов.

У 3653

118. Индикаторы тематических взаимосвязей науки и техники /
В. А. Минин [и др.] // Информатика и её применения. – 2014. – Т. 8, вып. 3. – С. 114–125. – Библиогр.: 22 назв.

Дано описание основных этапов вычисления индикаторов тематических взаимосвязей науки и технологий. Исходные данные для проведения расчётов представляют собой результаты обработки полных текстов описаний изобретений на естественном языке. Целью обработки является извлечение из полных текстов информации о научных публикациях, цитируемых в описаниях изобретений. Сопоставление тематики этой информации с индексами Международной патентной классификации (МПК) даёт возможность экспертам выявлять взаимосвязи результатов направлений научных исследований (НИИ) с развитием технологий и оценивать их с помощью количественных индикаторов. В статье исследуются те технологические стадии определения индикаторов тематических взаимосвязей, на которых осуществляется переход от обработки текста к численным расчётам. Представлены разработанные методы извлечения информации о научных публикациях из полных текстов изобретений и расчёта значений индикаторов. Их применение дало возможность определить индикаторы взаимосвязей ННИ с информационными технологиями, запатентованными в Российской Федерации за период с 2000 по 2012 гг. Для отечественной научно-технической сферы значения этих индикаторов вычислены впервые.

У 3758

119. Исследование систем и методов наукометрического анализа научных публикаций / А. В. Швец [и др.] // Искусств. интеллект и принятие решений. – 2014. – № 3. – С. 62–71. – Библиогр.: 15 назв.

Представлен обзор методов и систем наукометрического анализа научных публикаций. Описаны методы определения перспективных направлений исследований. Приведены результаты экспериментального исследования выявления направлений научных исследований различными методами в предметной области "регенеративная медицина". Сделаны выводы о перспективности описанных методов, их недостатках, а также направлениях дальнейших исследований.

У 4196

120. Кмытюк, Т. Л. Оценивание весовых коэффициентов в процессе определения интегрального показателя инновационной деятельности научно-педагогического персонала вуза / Т. Л. Кмытюк // Экономика и упр. : проблемы, решения. – 2014. – № 10 (34). – С. 133–141. – Библиогр.: 17 назв.

Разработана количественная модель анализа и оценивания инновационной деятельности научно-педагогического персонала вуза. Для количественного оценивания инновационной деятельности построена многоуровневая иерархическая структура (модель). Проанализированы способы расчёта весовых коэффициентов как методами анализа иерархий, так и с помощью метода, который предложил Ю. Фишберн, а также при помощи инструментария нечётких множеств. Предлагается использовать комбинированный подход при исчислении весовых коэффициентов на разных уровнях иерархии.

Р 3635

121. Куприянов, А. В. Реструктуризация и общая депрессия : предварительные замечания о природе библиометрических кризисов в истории советской науки / А. В. Куприянов // Социология науки и технологий. – 2013. – Т. 4, № 4. – С. 80–98. – Библиогр.: 20 назв.

Определено понятие библиометрического кризиса и на примере периодических и продолжающихся изданий по биологии проведён сравнительный анализ библиометрических кризисов 1930 – 1931 и 1941 – 1942 годов. В основу анализа положены данные справочника "Периодическая печать СССР (1917 – 1949 гг.)" и оригинальные данные по динамике тиражей и объёмов ряда биологических журналов. Показано, что при сопоставимых масштабах кризисов природа их различна, что выражается в различиях в динамике наблюдаемых библиометрических показателей (кривых "зарождения" и "вымирания" журналов, объёмов и тиражей). Первый может быть интерпретирован как результат масштабной реорганизации системы научных и образовательных учреждений, второй – как результат общей депрессии. Кризис 1930 – 1931 годов оказал более значительное влияние на структуру корпуса периодических изданий, показатели преемственности для межкризисных периодов в этом случае приблизительно вдвое ниже, чем для кризиса 1941 – 1942 годов.

Н/17513

122. Лычагин, М. В. Концепция системно-инновационного библиометрического анализа и картографирования экономической литературы / М. В. Лычагин, Г. М. Мкртчян, В. И. Суслов // Вестн. НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. – 2014. – Т. 14, вып. 2. – С. 127–141. – Библиогр.: 23 назв.

Обозначены исторические предпосылки и этапы формирования концепции системно-инновационного библиометрического анализа и картографирования экономической литературы (СИБАКЭЛ). Показано, что корни современного системного и билиометрического анализа можно найти в древнеиндийском трактате "Артхашастра" и в ряде других старых произведений. Концепция СИБАКЭЛ создана и развивается объединёнными усилиями экономического факультета Новосибирского национального исследовательского государственного университета и Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Наибольшее значение для предлагаемого варианта библиометрического анализа имеют предметная классификация JEL и электронная библиография EconLit, которые созданы и постоянно обновляются Американской экономической ассоциацией (АЕА). Представлена краткая характеристика нового проекта на основе EconLit. Проект позволяет указать направления экономических исследований, которые возникли в 2006 – 2013 гг. на пересечениях 822 предметных микрообластей классификации JEL.

Р 3635

123. Маршакова-Шайкевич, И. В. Исследовательская активность России в области естественных наук на переломе веков (1993 – 2002) : библиометрический анализ / И. В. Маршакова-Шайкевич // Социология науки и технологий. – 2013. – Т. 4, № 4. – С. 60–79. – Библиогр.: 4 назв.

Представлен сравнительный анализ исследовательской активности России на фоне 25 ведущих стран мира в период 1993 – 1997 и 1998 – 2002 гг. Показана структура научного корпуса России и обсуждаются позиции России (ранги) в 17 областях естественнонаучного знания в мировом корпусе научных публикаций. На примерах отдельных дисциплин естественных наук представлена динамика их развития в период 1998 – 2002 гг. с использованием рассчитанных стандартных показателей воздействия этих дисциплин (Ig) на основе данных в базе Journal Citation Reports Science Edition. Обсуждается место России среди посткоммунистических стран Европы и республик бывшего СССР. Анализ цитирования публикаций российских авторов проводился с использованием показателей % цитированных работ, среднего числа ссылок на публикацию Citation impact, относительного показателя цитирования Rel.Cited. В заключении даётся сравнительный анализ исследовательской активности стран за десятилетний период. Материалом исследований послужила база данных ISI/Thomson Reuters National Science Indicators (NSIOD) 1981 – 2002 гг.

Р 3100

124. Подходы к оценке эффективности и способы стимулирования публикационной активности в крупном медицинском вузе / В. Н. Николенко [и др.] // Высш. образование в России. – 2014. – № 10. – С. 18–25. – Библиогр.: 11 назв.

Затронута актуальная проблема, связанная с методологией оценки публикационной активности, и способы стимулирования публикационной активности в крупном медицинском вузе. Исследовано развитие нормативной базы в связи со структурной модернизацией госсектора науки. Рассматривается комплексный подход к оценке эффективности, основанный на экспертной оценке значимости научных исследований и библиометрическом анализе. Представлена структура и функциональное назначение показателей публикационной активности. Приводится перечень критериев результативности деятельности медицинского вуза в рамках "дорожной карты". Определены методические подходы к повышению публикационной активности и её стимулированию на уровне автора и организации. Выявлены ключевые факторы успеха в проведении организационно-админи­стра­тивных мероприятий по повышению публикационной активности и рейтинга вуза. Намечены перспективы использования новых информационно-коммуникационных технологий и аналитических инструментов для компьютерной поддержки научных исследований и научных коммуникаций.

У 1155

125. Прогнозирование научной области (на материале ведущего тематического журнала) / К. И. Белоусов [и др.] // НТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. – 2014. – № 10. – С. 13–25. – Библиогр.: 28 назв.

Описывается исследовательская программа моделирования, оценки и прогнозирования состояния информационного пространства, сложившегося в отдельной предметной области, которая формируется ведущим научным журналом. В качестве предметной области рассмотрена когнитивная лингвистика, а материалом исследования послужили публикации российского научного журнала "Вопросы когнитивной лингвистики", целиком посвящённого разработке лингвокогнитивной проблематики.

У 3977

126. Рыкова, И. Н. Оценка научно-технического потенциала развития экономики на основе измерения публикационной активности по приоритетным направлениям науки и техники / И. Н. Рыкова // Экон. системы. – 2014. – № 2. – С. 22–26.

Проводится оценка публикационной активности по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России. Использование библиометрических показателей даёт возможность статистической оценки научного уровня массивов публикаций, сформированных по определённым признакам.

У 2858

127. Сберегаев, Н. А. Информационная база определения российского индекса педагогического цитирования / Н. А. Сберегаев // Изв. КГТУ. – 2014. – № 34. – С. 262–266. – Библиогр.: 2 назв.

Изложены результаты исследования по определению информационной базы российского индекса педагогического цитирования (РИПЦ). Обоснована необходимость использования в качестве основного источника информации для показателей: РИПЦ конкретного российского педагога, импакт-фактора педагогического коллектива (ИФ ПК), информации в Интернете об учебных изданиях, авторы которых ссылаются на разработки преподавателя российского вуза.

Н/20013 № 15

128. Соколов, Д. В. Публикационная активность как наукометрический индикатор : российский и международный опыт / Д. В. Соколов // Наука. Инновации. Образование : альманах / Рос. НИИ экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. – М., 2014. – Вып. 15. – С. 131–147. – Библиогр.: 6 назв.

Раскрывается значение публикационной активности для наукометрических исследований. Рассматривается роль публикационной активности как наукометрического индикатора в России и за рубежом, а также сопоставляется значение публикационной активности для развития науки в российском и международном контекстах. Публикационная активность исследуется на основе статистических и аналитических материалов, присутствующих в базах данных "Web of Science" и "Scopus"; российские учёные и российские научные издания индексируются в обеих системах наряду с зарубежными авторами и изданиями, что даёт возможность сопоставить публикационную активность в двух различных контекстах – общенациональном и международном.

Н/20013 № 15

129. Юревич, М. А. Предложения по повышению релевантности библиометрической оценки научной деятельности / М. А. Юревич // Наука. Инновации. Образование : альманах / Рос. НИИ экономики, политики и права в науч.-техн. сфере. – М., 2014. – Вып. 15. – С. 119–130. – Библиогр.: 17 назв.

Показана необходимость комплексного подхода к оценке научной продуктивности учёных. Выявлены преимущества и негативные следствия использования показателей публикационной активности. Представлен обзор и предложения по оптимизации библиометрических показателей в Российской Федерации. Приведены таблицы библиометрических показателей в государственных программах и методиках, сравнительной статистики количества и доли в мировом объеме статей, индексируемых в базе WoS и сопоставление ключевых характеристик реферативных баз данных Web of Science и Scopus.

У 3890

130. Яковлев, В. Б. Применение кластерного анализа в региональной статистике российского образования / В. Б. Яковлев // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2014. – № 2 (28). – С. 65–70. – Библиогр.: 2 назв.

Предложена методика применения кластерного анализа в региональной статистике российского образования для оценки обеспеченности высшими образовательными учреждениями Центрального федерального округа Российской Федерации с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 22.

См. также № 105.

  
На главную