Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

У 2495

39. Ахметова, С. Г. Создание информационной образовательной среды вуза : опыт и проблемы / С. Г. Ахметова // Вестн. ун-та. – 2013. – № 15. –
С. 350–353. – Библиогр.: 2 назв.

Статья посвящена актуальной теме использования новых образовательных технологий в учебном процессе вуза. Основное внимание уделено предложениям по разработке учебных дисциплин в информационной образовательной cреде. Представлен опыт создания учебного портала в техническом университете.

Д10-13/2748

40. Беликова, О. Н. Информационная система дистанционного обучения в вузе / О. Н. Беликова // Инновационные образовательные технологии и методы их реализации : материалы науч.-метод. конф., 25 – 26 марта 2013 г. / Кур. ин-т кооп. (фил.) БУКЭП. – Курск, 2013. – С. 6–13. – Библиогр.: 10 назв.

Отмечены этапы истории дистанционного обучения. Дистанционное обучение предполагает несколько различных технологий. Базовой является технология, построенная на использовании Интернет-технологий. Представлены формы дистанционного обучения. Приведён список некоторых российских компаний-провайдеров услуг информационных систем дистанционного обучения (СДО): система "Прометей", система Moodle, первая российская СДО с открытым кодом TrainingWareClass, Claroline LMS. Дана их краткая характеристика.

Д10-13/2748

41. Брежнева, В. М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий в образовании / В. М. Брежнева // Инновационные образовательные технологии и методы их реализации : материалы науч.-метод. конф., 25 – 26 марта 2013 г. / Кур. ин-т кооп. (фил.) БУКЭП. – Курск, 2013. – С. 167–172. – Библиогр.: 4 назв.

Модульно-рейтинговая система обучения (МРСО) – одна из разновидностей развивающих технологий. Единицей и основой планирования изучения каждой учебной дисциплины является модуль – логически завершённый, информационно и методически обеспеченный блок учебной программы. Учебный процесс организуется в форме последовательного продвижения по модулям. Весь курс предмета разбит на общие и частные модули. В общем модуле определяется порядок изучения частных модулей, указываются вопросы для самоконтроля и контроля. Рейтинг студента выражается в баллах. Рассмотрены основные принципы формирования рейтинговой оценки в Сибирском государственном техническом университете.

Д10-13/4475

42. Горбачёв, Н. Н. Информационные технологии сетевых сообществ – современное направление интеграции вузов / Н. Н. Горбачёв, С. Н. Мальченко // Актуальные вопросы модернизации : экономика, образование, управление и право : материалы 2-ой междунар. науч.-практ. конф., 28 марта 2013 г. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Нижегор. фил. – Н. Новгород, 2013. – С. 185–193. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются вопросы функционирования сетевых учебно-мето­дических сообществ, современные методы управления образовательным контентом. Приведена схема взаимодействия элементов информационно-образовательной среды сообщества. Среди методов управления образовательным контентом выделены проектный метод и метод, основанный на распределении ресурсов. В качестве примера показано сетевое сообщество "Белорусско-российский центр e-learning" и проект "Глобальная электронная система обучения" (ГЭСО).

Р 3677

43. Дистанционное сопровождение студентов при реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ / И. Н. Медведева [и др.] // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Естеств. и физ.-мат. науки. – 2013. – Вып. 2. – С. 153–167. – Библиогр.: 10 назв.

Сформулированы критерии разработки модели справочно-информа­ционной системы вузовского уровня, способствующей реализации всеми участниками учебно-воспитательного процесса основной образовательной программы. Разработана система дистанционного сопровождения студентов. В качестве программной оболочки для системы дистанционного обучения была выбрана платформа Moodle.

Д10-12/2357

44. Исхаков, З. Ф. Элементы автоматизации деятельности кафедры /
З. Ф. Исхаков, М. Ю. Лехмус // Образование в высшей школе : современные тенденции, проблемы и перспективы инновационного развития :
сб. науч. ст. Междунар. науч.-метод. интернет-конф., 21 дек. 2012 г. / Уфим. гос. ун-т экономики и сервиса. – Уфа, 2012. – С. 115–117.

Деятельность любого подразделения учебного заведения сопровождается сбором и обработкой большого объёма информации. В любом заведении должна быть единая корпоративная информационная система на выделенном сервере и построенная с использованием мощной СУБД типа Oracle. Представлены взаимосвязанные и хорошо дополняющие друг друга элементы малой автоматизации, реализация которых в пределах кафедры облегчит многие этапы работы со служебной информацией и повысит качество управления подразделением и учебным процессом.

У 2495

45. Колосова, О. А. Информационное обеспечение специальных дисциплин при дистанционном обучении управленцев / О. А. Колосова // Вестн. ун-та. – 2013. – № 15. – С. 370–375. – Библиогр.: 2 назв.

Важнейшей основой подготовки управленческих и производственных кадров является построение учебного процесса как сочетания базового естественнонаучного образования со специальными знаниями, дополненного самостоятельной учебной и научно-исследовательской работой студентов. При дистанционном обучении вопросы обеспечения качества знаний особенно важны, так как необходимо убедиться, что сокращённое по сравнению с очной формой обучения время контактов студента с преподавателем не сказывается отрицательно на уровне подготовки. Сейчас деятельностный подход стал традиционным и лежит в основе модернизации современного образования. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. Элементом дистанционного образования является дистанционная образовательная технология, которая имеет свои плюсы и минусы. Вовлечение в активное участие в учебном процессе технологии дистанционного обучения требует перемен в техническом оснащении, которое обеспечивало бы постоянную двустороннюю связь с каждым студентом, приобретения преподавателями навыков работы в новом режиме, а также переработки учебно-технологических материалов и пересмотра методики использования инновационной технологии.

У 2913

46. Конев, К. А. Практика применения компетентностного подхода в электронном обучении с использованием Moodle / К. А. Конев // Качество. Инновации. Образование. – 2013. – № 9 (100). – С. 37–43. – Библиогр.:
12 назв.

Оценены результаты построения электронного курса в вузе на основе компетентностного подхода в СДО Moodle. Автором на примере направления 230700, в частности, для дисциплин "Теория систем и системный анализ" и "Программная инженерия", показаны методы развёртывания компетенций из ФГОС-З до уровня ресурсов электронного курса: вопросов, тем лекций, заданий к практикумам и лабораторным работам. Рассмотрены подходы по согласованию методик реализации компетенций по ФГОС-3 в учебном процессе и функций специалистов в промышленности.

Н/20513 № 1

47. Ланцев, Е. А. Верификация агентных имитационных моделей методами Process Mining / Е. А. Ланцев, М. Г. Доррер // САИТ-2013 "Системный анализ и информационные технологии" : тр. Пятой междунар. конф., 19 – 25 сент. 2013 г., Красноярск / Ин-т систем. анализа РАН, Ин-т вычисл. моделирования СО РАН. – Красноярск, 2013. – Т. 1. – С. 226–231. – Библиогр.: 8 назв.

Рассмотрены понятия валидации и верификации имитационных моделей. Показано, как восстановление структуры процесса методами интеллектуального анализа процессов (process mining) на основе журнала событий имитационной модели может использоваться для верификации имитационных моделей (в частности, агентных моделей AnyLogic). В качестве экспериментальных данных использовалась модель обучения дискретной математике, построенная на основании полученного журнала событий информационной системы дистанционного обучения Moodle. Кратко отражена сущность используемого процесса обучения.

У 2495

48. Маркелова, Ю. И. Подготовка студентов к дистанционному обучению в магистратуре / Ю. И. Маркелова // Вестн. ун-та. – 2013. – № 15. – С. 225–231. – Библиогр.: 9 назв.

Обоснована необходимость включения в систему задач подготовки студентов магистратуры по направлению "Менеджмент" к педагогической деятельности и задачи, связанной с формированием у студентов готовности к реализации технологии дистанционного обучения. Определена сущность, компонентный состав и структура готовности студентов к реализации технологии дистанционного обучения. Представлена структурная модель готовности и уровни сформированности её компонентов.

У 3236

49. Медведев, Р. Е. Моделирование индивидуальной трассы изучения материала на основе базы знаний системы дистанционного обучения /
Р. Е. Медведев // Фундам. исслед. – 2013. – № 10, ч. 5. – С. 1001–1004. – Библиогр.: 7 назв.

Представлен процесс моделирования индивидуальной трассы изучения единиц учебно-методического материала и решения контрольных задач. Выделены элементы ситуации, при которых процесс обучения будет наиболее эффективным, формализованы основные понятия. Приведены формулы для работы с базой знаний системы дистанционного обучения, необходимые для моделирования индивидуальной трассы обучения. Результатом исследовательской работы является математический формализм, позволяющий адекватно смоделировать индивидуальную трассу обучения, учитывающую не только реальные знания ученика на конкретный момент времени, но и психологический тип личности обучаемого. Применение полученной модели в системе дистанционного обучения повысит эффективность процесса обучения путём его адаптации под нужды конкретного обучаемого и автоматизации работы преподавателя по формированию последовательности изучения единиц учебного материала.

У 4293

50. Мотайленко, Л. В. Информационные технологии как средство создания информационной системы на базе модели развития профессиональных компетенций в вузе / Л. В. Мотайленко // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Экон. и техн. науки . – 2013. – Вып. 2. – С. 275–280. – Библиогр.: 2 назв.

Предлагается рассмотреть информационные технологии в образовании как средства создания информационной системы с включённым в неё модулем, полученным на базе модели развития профессиональных компетенций в вузе. Модель позволяет создать предпосылки к проведению сравнительного анализа компетентностных областей преподавателей, студентов, образовательных учреждений, a также работодателей.

У 4293

51. Обратнева, О. А. Электронный учебный курс как часть электронного учебно-методического комплекса по иностранному языку для студентов ЗФО / О. А. Обратнева // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Экон. и техн. науки . – 2013. – Вып. 2. – С. 246–249. – Библиогр.: 4 назв.

Опыт проектирования и использования в учебном процессе электронного учебного курса "Немецкий язык" как компонента электронного учебно-методического комплекса по иностранному языку для студентов заочной формы обучения (ЗФО).

У 4293

52. Полетаев, Д. И. Реализация первого этапа разработки автоматизированной информационной системы учёта распределения компетенций /
Д. И. Полетаев, О. А. Полетаева // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер. Экон. и техн. науки . – 2013. – Вып. 2. – С. 219–223.

Для оценки освоения компетенций в вузе создаётся автоматизированная информационная система (АИС) учёта распределения компетенций. АИС должна быть реализована как распределённая система с доступом через Интернет. Для уточнения требований к системе на первом этапе решено создать прототип, являющийся настольным приложением. Рассмотрена реализация данного приложения.

М/68523 № 2

53. Сергеев, А. С. Методы организации визуального представления образовательного контента на планшетных компьютерах / А. С. Сергеев,
А. А. Булатов // Наука, образование, общество : тенденции и перспективы : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 31 авг. 2013 г. / Мин-во образования и науки РФ. – М., 2013. – Ч. 2. – С. 62–68. – Библиогр.: 6 назв.

В статье для представления образовательного контента рассматриваются планшетные компьютерные устройства, работающие под управлением операционных систем Google Android 3.0 и выше, и Microsoft Windows версии 7 и выше.

Н/20513 № 1

54. Углев, В. А. Системный подход к формированию структуры и логики работы мультиагентной автоматизированной обучающей системы /
В. А. Углев // САИТ-2013 "Системный анализ и информационные технологии" : тр. Пятой междунар. конф., 19 – 25 сент. 2013 г., Красноярск / Ин-т систем. анализа РАН, Ин-т вычисл. моделирования СО РАН. – Красноярск, 2013. – Т. 1. – С. 299–303. – Библиогр.: 11 назв.

Принятие решений о характере обратной связи в автоматизированных обучающих системах (АОС) – задача сложная и неоднозначная. Традиционная архитектура АОС не позволяет эффективно решить задачу выработки и сопровождения индивидуальной учебной траектории. Представлен проект АОС, рассчитанной на личностно-ориентированный подход, в основе которой лежит мультиагентная архитектура и инструменты когнитивной визуализации. Затронуты вопросы принятия решений в ситуации конфликта интересов взаимодействующих агентов с применением когнитивных карт диагностики знаний, независимо от типа передаваемых знаний, и метода его диагностики.

См. также № 28, 35, 63, 74.

  
На главную