Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №4 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

У 4266

59. Амирханова, Л. Р. Процессно-ориентированный подход в исследовании конкурентоспособности вуза / Л. Р. Амирханова, А. З. Харисова // Вестн. Уфим. гос. акад. экономики и сервиса. Наука. Образование. Экономика. Сер. Экономика. – 2013. – № 3 (5). – С. 58–62. – Библиогр.: 3 назв.

Раскрывается метод процессно-ориентированного подхода как инструментария оценки и исследования конкурентоспособности вуза в условиях уровневой подготовки с учётом фактора социально-экономической эффективности.

У 3409

60. Аржанова, И. В. Создание федеральных университетов : концепция и реальность / И. В. Аржанова, Е. А. Князев // Унив. упр. : практика и анализ. – 2013. – № 5 (87). – С. 7–14. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрено формирование сети федеральных университетов как одно из наиболее значительных системных нововведений. Проанализирована особая роль федеральных университетов и их вклад в социально-экономическое развитие страны. Авторы делают вывод, что потенциал проекта до конца не раскрыт.

У 2495

61. Балашов, В. В. Сущность, состояние и проблемы теории селективного управления в высшей школе / В. В. Балашов, И. Б. Лавровская // Вестн. ун-та. – 2013. – № 21. – С. 198–202. – Библиогр.: 3 назв.

Анализ практики и разработка теоретических основ селективного управления в высшей школе составляют важнейшие задачи, без решения которых невозможно в современных условиях обеспечить сохранение и развитие интеллектуального потенциала страны в целом и его основной составляющей – высшей школы. Возникает необходимость создания специального механизма реализации селективной политики применительно к такому объекту, каким является вуз. Рассмотрены природа, роль, место и основные принципы селективных механизмов управления.

Н/18731

62. Балданов, В. Д. Образовательное консультирование и профориентационная деятельность как формы регулирования спроса на рынке образовательных услуг / В. Д. Балданов // Вестн. Бурят. гос. ун-та. – 2013. – № 2 : Экономика и менеджмент. – С. 37–41. – Библиогр.: 8 назв.

Проведён обзор состояния образовательного консультирования и профессиональной ориентации в России. Выявлены ключевые недостатки существующей практики профессиональной ориентации, определены экономические основания для образовательного консультирования и профес­сиональной ориентации.

М/63767 № 7

63. Барановский, А. И. Интегрированные маркетинговые коммуникации вуза как основа конкурентоспособности образовательных услуг /
А. И. Барановский, О. Ю. Лейнвебер // Современные научные исследования : теория, методология, практика : сб. науч. тр. профессорско-преподават. состава по итогам отчетов каф. по НИР за 2012 г. / АНО ВПО "Омск. экон. ин-т". – Омск, 2013. – Вып. 7. – С. 3–9. – Библиогр.: 8 назв.

Развитие рынка образовательных услуг диктует необходимость организации и ведения маркетинговой и рекламной деятельности вуза. Для эффективного продвижения вуза необходимо использовать различные коммуникационные технологии, объединяя их в систему продуманных стратегически выстроенных действий, формируя интегрированные маркетинговые коммуникации. В работе в виде модели представлен процесс интегрированных маркетинговых коммуникаций, рассмотрены внешние и внутренние каналы и средства коммуникаций образовательного заведения.

У 2495

64. Белоног, С. С. Проблемы развития культуры организации в процессах реорганизации / С. С. Белоног // Вестн. ун-та. – 2013. – № 21. –
С. 202–205. – Библиогр.: 3 назв.

Изучены вопросы формирования и развития культуры организации в случае, когда организация претерпевает существенные структурные изменения (происходит реорганизация). Обозначены проблемы борьбы субкультур, наследования материнской культуры. Подробно описаны возможные варианты формирования и развития культуры организации при поглощении и слиянии.

Ар13-15851

65. Бондарев, Я. П. Разработка моделей и алгоритмов оценки и управления положением в рейтинге субъектов и объектов высшего образования : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / Я. П. Бондарев. – Воронеж, 2013. – 16 с. : ил. – Библиогр.: 13 назв.

Разработан комплекс моделей и алгоритмических процедур оценки и управления повышением в рейтинге субъектов и объектов высшего образования. Рассмотрена возможность применения проблемно-ориентированных средств поддержки принятия административных решений при выборе условий повышения эффективности их деятельности. В работе использованы методы теории управления в социальных и экономических системах,

теории множеств, теории вероятностей и математической статистики, системного анализа, исследования операций, моделирования и оптимизации сложных систем.

У 3409

66. Гительман, Л. Д. Университетская власть в период преобразований : организация управляемого процесса развития / Л. Д. Гительман // Унив. упр. : практика и анализ. – 2013. – № 5 (87). – С. 15–29. – Библиогр.:
16 назв.

Представлены результаты исследования актуальных управленческих проблем университетской власти, роль и компетенции которой в период реформации качественно меняются. Предложены рекомендации по организации стратегического менеджмента и первоочередным структурным решениям, укрепляющим власть.

Р 3062

67. Головцова, И. Функции управления инновационной деятельностью вуза в сфере управления качеством / И. Головцова, А. Ястребов // РИСК. – 2013. – № 4. – С. 273–277. – Библиогр.: 5 назв.

Анализируются основные задачи, стоящие перед российской системой образования в процессе интеграции в единое европейское образовательное пространство. Управление качеством можно отнести к разряду инновационных стратегий развития системы образования. В связи с этим предлагается отнести инновационное управление к основной функции в области управления качеством образовательных услуг.

Ар13-15785

68. Ершова, Т. В. Управление научно-инновационной деятельностью в системе менеджмента качества вуза : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Т. В. Ершова. – СПб., 2013. – 23 с. : ил. – Библиогр.: 8 назв.

Цель данной работы – формирование общего подхода и методического обеспечения управления научно-инновационной деятельностью (НИД) в системе менеджмента качества вуза. Проведён анализ предпосылок и тенденций развития систем управления в вузах, определено место подсистемы управления НИД в системе менеджмента качества вуза, обоснован выбор подхода к управлению научно-инновационной деятельностью. Объектом исследования являются государственные высшие учебные заведения как сложные социально-экономические системы в части научно-иннова­ционной деятельности как приоритетного направления развития систем

менеджмента качества и вузов в целом. Предметом исследования является подсистема управления научно-инновационной деятельности в системе менеджмента качества вуза.

Р 3140

69. Жданов, С. А. Стратегия развития высшей школы в России и достижение международных стандартов образования : экономические аспекты проблемы / С. А. Жданов // Страховое дело. – 2013. – № 10. – С. 49–52. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрены проблемы экономического характера, препятствующие развитию российских вузов. Определены роль и возможный вклад государства в их решение, а также приоритеты на ближайшее время.

Ж2-14/56182

70. Затонский, А. В. Информационная поддержка принятия решений при управлении филиалом вуза : науч.-практ. пособие / А. В. Затонский,
С. А. Варламова, Е. В. Измайлова. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2014. – 333 с. : ил. – (Наука и практика). – Библиогр.: 285 назв. – ISBN 978-5-369-01201-7.

Изложены теоретические основы и подходы к практической реализации модулей информационной системы управления филиалом вуза, отличающиеся от общепринятых использованием средств и методов теории автоматического управления в приложении к образовательному учреждению.

Ар13-12794

71. Ильин, А. Б. Коммерциализация интеллектуального продукта высшей школы как фактор развития инновационного потенциала региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. Б. Ильин. – М., 2013. – 27 с. : ил. – Библиогр.: 22 назв.

Разработаны методологические принципы формирования интеллектуального продукта как высшей цели функционирования университетов, его институционально-экономического оформления и использования на макро-, мезо- и микроуровнях развития экономики. Систематизированы и дополнены существующие подходы к понятиям "интеллектуальный продукт", "инновационный потенциал" и "коммерциализация", которые рассматриваются через призму настоящих и будущих результатов научных исследований в системе высшего образования. Выделены и обоснованы последствия недостаточного уровня интеллектуализации деятельности, определяя­ющие экстенсивный характер развития экономических процессов. Развито понятие "процесс коммерциализации интеллектуального продукта высшей школы". Предложен авторский подход к определению оценки эффективности коммерциализации, выделены факторы ценообразования на интеллектуальные продукты разных видов, производимые организациями высшей школы. В соответствии с данным подходом региональные органы исполнительной власти получают возможность реально оценивать состояние процессов коммерциализации в целях разработки региональных программ развития инновационного потенциала с максимальным использованием результатов научных исследований высших учебных заведений региона.

Д10-13/5548

72. Информационная инфраструктура инновационного вуза. Опыт СГАУ / А. В. Баскаков [и др.] ; Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (Нац. исслед. ун-т.). – Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2013. – 124 с. : ил. – Библиогр.: 15 назв. – ISBN 978-5-906605-05-4.

Рассмотрены вопросы создания и результаты внедрения: интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) управления современным инновационным университетом, системы электронного документооборота, организации защиты персональных данных в ИАИС, системы мониторинга деятельности подразделений университета, телекоммуникационной инфраструктуры и грид-среды университета, суперкомпьютерных и облачных технологий, электронной библиотеки.

У 2798

73. Кехян, М. Г. Основные тенденции развития рынка образовательных услуг в России в условиях глобализации / М. Г. Кехян // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. – 2013. – № 5 (49). – С. 70–73.

 Перспективы развития современного образования рассмотрены в контексте международной интеграции, в условиях которой знания и образование являются главными показателями, определяющими благосостояние населения, характеризующими экономический потенциал страны, её положение в мировом разделении труда и международной торговле. По мнению автора, основой российской экспортной образовательной политики может быть возможность использования четырёх основных форм экспорта образовательной услуги, к которым относятся: трансграничное образование, потребление образовательной услуги за рубежом, коммерческое присутствие, перемещение физических лиц.

Н/18733

74. Кондрашова, О. И. Зарубежный опыт инновационного развития вузов / О. И. Кондрашова, И. Ф. Колонтаевская // Альм. соврем. науки и образования . – 2013. – № 11 (78). – С. 91–93. – Библиогр.: 4 назв.

Раскрыта единая концептуальная основа инновационного развития вузов за рубежом. Рассмотрены организационные, социально-экономические, политические, правовые, национально-ментальные и иные факторы эффективности инновационного развития зарубежных университетов. Проанализированы возможности социального партнёрства зарубежных вузов с государственными структурами, общественными организациями, политикой, бизнесом. Обоснована необходимость адаптации и использования зарубежного опыта инновационного развития вузов в российских условиях.

Ар12-31180

75. Левитин, С. А. Формирование стратегии управления деловыми услугами в учреждениях высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / С. А. Левитин. – СПб., 2012. – 22 с. :
ил. – Библиогр.: 9 назв.

Проведена структуризация интеллектуальных товаров, являющаяся основой для анализа возможностей использования деловых услуг на основе алгоритма, предложенного автором. Разработана двухконтурная имитационная модель управления системой оказания деловых услуг, использование которой оптимизирует согласование интересов клиента, руководства и сотрудников вуза, а также метод оценки эффективности проектов по организации оказания деловых услуг и их использования, определяющий наиболее целесообразные направления для включения в план стратегического развития.   Определены организационно-методические аспекты реализации стратегии управления деловыми услугами в вузе. Предложена концепция активного сервис-менеджмента, которая должна быть поддержана повышением качества внутренних бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг. Проработаны методы отбора услуг для передачи на аутсорсинг, оценки эффективности такой передачи, критерии отбора аутсорсера, этапы передачи и средства контроля качества оказываемых услуг.

У 3723

76. Лейнвебер, О. Ю. Разработка интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза на основе корпоративных проектов / О. Ю. Лейнвебер // Инновац. образование и экономика. – 2013. – № 13 (24). – С. 15–20.

В условиях роста конкуренции на рынке образования большое значение приобретает эффективное управление вузом, основанное на маркетинговом подходе. Возникает необходимость теоретической и практической проработки моделей и механизмов комплексного подхода к разработке маркетинговых коммуникаций вуза, поиск наиболее эффективных способов их интеграции с учётом различных факторов – целей коммуникации, характера и потребностей аудитории, возможностей учебного заведения, влияния внешних условий. Показаны модели интеграции, а также выбор средств маркетинговых коммуникаций.

У 3409

77. Ломоносов, А. В. Совершенствование методов расчета численности профессорско-преподавательского состава вузов / А. В. Ломоносов,
О. Э. Ломоносова // Унив. упр. : практика и анализ. – 2013. – № 5 (87). –
С. 43–51. – Библиогр.: 10 назв.

Рассмотрены методы расчёта численности профессорско-преподавательского состава. Предложено использовать разработанную авторами функцию трудоёмкости учебной работы, позволяющую объединить преимущества каждого метода и открывающую новые возможности для повышения эффективности управления учебным процессом, а также затратами на оплату труда профессорско-преподавательского состава.

У 3983

78. Лукина, В. С. Внутренняя оценка качества обучения в вузе /
В. С. Лукина, Е. В. Сибилева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2013. – № 4. – С. 130–134. – Библиогр.: 10 назв.

Система качества в вузе основывается на принципах процессного подхода, включающего выделение, классификацию и идентификацию рабочих процессов, влияющих на качество, a также определение их последовательности и взаимодействия. Представлены результаты исследования, проведённого на базе Арктического государственного института искусств и культуры. Ha основе результатов предлагаются меры по совершенствованию системы качества в вузе.

У 2495

79. Маркова, Т. С. Интернационализация мирового рынка образовательных услуг / Т. С. Маркова, О. Р. Цаболова // Вестн. ун-та. – 2013. –
№ 22. – С. 187–190. – Библиогр.: 3 назв.

Работа посвящена проблемам интернационализации высшего образования. Выявлены тенденции в международном сотрудничестве на рынке образовательных услуг и причины перехода на англо-саксонскую систему и образовательный стандарт: бакалавр – магистр – доктор. Уделено внимание формированию системы транснационального образования, унификации и универсализации оценки качества образовательных систем. Указаны причины интернационализации, её внешние проявления, этапы. Затронуты вопросы мобильности студентов и преподавателей.

У 3893

80. Марон, А. И. Сценарный подход к планированию распределения персонала НИИ с учетом рисков / А. И. Марон // Бизнес-информатика. – 2013. – № 4 (26). – С. 58–61. – Библиогр.: 4 назв.

Предложена соответствующая сегодняшним реалиям постановка задачи оптимального распределения сотрудников научно-исследовательских институтов (НИИ) по видам работ и заказчикам. Разработан метод решения на основе теории принятия решений в условиях неопределённости.

У 2900

81. Мушкетова, Н. С. Особенности и факторы конкуренции на рынке образовательных услуг вузов / Н. С. Мушкетова, С. В. Федорова // Экон. анализ : теория и практика. – 2014. – № 5 (356). – С. 50–54. – Библиогр.:
10 назв.

Исследуется конкуренция на российском рынке образовательных
услуг. Выявляются неценовые методы конкурентной борьбы, в том числе недобросовестные, факторы, влияющие на развитие конкуренции между вузами.

У 3376

82. Мушкетова, Н. С. Стратегия продвижения России на мировом рынке образовательных услуг вузов / Н. С. Мушкетова // Нац. интересы : приоритеты и безопасность. – 2014. – № 5 (242). – С. 9–14. – Библиогр.: 18 назв.

Отмечена роль государства в процессе адаптации российских вузов к мировому образовательному рынку. Показано, что разработка государственной стратегии продвижения России на мировой рынок образовательных услуг вузов позволит создать рекомендательные регламенты, которые помогут национальным вузам повысить конкурентоспособность как на мировом, так и внутреннем рынках. Предложена стратегия продвижения, определены её цель, задачи, целевые аудитории и тактические мероприятия.

У 3409

83. Никитина, Н. Ш. Формирование управленческих компетенций кадрового резерва вуза : опыт НГТУ / Н. Ш. Никитина, О. В. Казанская,
Г. И. Расторгуев // Унив. упр. : практика и анализ. – 2013. – № 5 (87). –
С. 52–59. – Библиогр.: 10 назв.

Выявлены ключевые компетенции кадрового резерва (КР) вуза. Разработан комплект учебно-методических документов (учебный, учебно-тема­тический план и программа), проведён отбор в группу КР Новосибирскoro государственного технического университета (НГТУ). Проанализированы результаты обучения, выявлены слабые и сильные стороны существующей в НГТУ системы подготовки КР. Предложены рекомендации по совершенствованию процесса формирования кадрового резерва.

Ар13-14559

84. Осипова, Ю. А. Управление конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 /
Ю. А. Осипова. – СПб., 2013. – 19 с. : ил. – Библиогр.: 7 назв.

Разработаны и обоснованы теоретические положения и методические рекомендации, направленные на развитие системы управления, обеспечивающей повышение конкурентоспособности российских вузов на национальном и мировом рынке.

У 2495

85. Сауренко, Н. Е. Императивность проектного подхода как методологии организации образовательного процесса в высшей школе / Н. Е. Сауренко // Вестн. ун-та. – 2013. – № 22. – С. 198–204. – Библиогр.: 6 назв.

Обсуждается необходимость внедрения проектного подхода в высшей школе как методологии организации образовательного процесса. В качестве целевого параметра рассматривается рост качества образования и конкурентоспособности вуза как основных характерных особенностей развития высшей школы в современных условиях.

У 2798

86. Соколова, О. Ю. Проблемы интеграции России в мировой рынок образовательных услуг в условиях вступления в ВТО / О. Ю. Соколова,
Т. М. Дюльманова, Н. С. Силантьева // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. – 2013. – № 5 (49). – С. 50–54.

Исследуется влияние процессов глобализации на формирование образовательной политики страны, проблемы и трудности формирования образовательных программ в структуре системы образования, дополнительные стимулы для проведения внутренних реформ, направленных на укрепление отечественной системы образования, связанных с совершенствованием информационных и коммуникационных технологий, созданием виртуальных университетов, развитием транснационального образования, расширением направлений развития и функционирования национальной системы образования в новых условиях.

У 2495

87. Сычев, А. В. К вопросу о сущности и структуре научного потенциала негосударственного вуза / А. В. Сычев, Д. Ю. Знаменский // Вестн. ун-та. – 2013. – № 22. – С. 204–208. – Библиогр.: 11 назв.

Проведён анализ научного потенциала негосударственного вуза, его структуры и особенностей. Исследованы подходы к изучению научного потенциала вузов, выявлены достоинства и недостатки ресурсного подхода. Предложено авторское видение структуры научного потенциала, применимое как к государственным, так и к негосударственным вузам, а также определение данного понятия.

Р 2899

88. Тодосийчук, А. Наука как объект государственного регулирования / А. Тодосийчук // Проблемы теории и практики упр. – 2014. – № 1. –
С. 8–17. – Библиогр.: 7 назв.

Проанализированы основные организационно-экономические инновации, направленные на реформирование науки. Намечены пути совершенствования механизма управления научно-технологическим развитием и повышения эффективности осуществляемых реформ.

У 2798

89. Фролова, Е. А. Методические аспекты оценки качества образовательного процесса в вузе на основе метода анкетирования / Е. А. Фролова // Вестн. Сарат. гос. соц.-экон. ун-та. – 2013. – № 5 (49). – С. 103–108.

В связи с интеграцией России в Европейское образовательное пространство одной из актуальных проблем является повышение качества профессионального образования, где важнейшим принципом становится ориентация на потребителя. Оценка степени удовлетворённости потребителей необходима для совершенствования действий в образовательных процессах вуза и внесения изменений в управление вузом, образовательные программы и технологии обучения. Информация о существующих потребностях и ожиданиях потребителей может быть получена с помощью их анкетирования. Анкетирование как один из механизмов мониторинга системы менеджмента качества (СМК) представляет собой достаточно сложный процесс, требующий проработки с методической и технической стороны. Результаты опросов позволяют руководству кафедры, факультета и вуза критически подойти к различным аспектам совершенствования учебно-методического аспекта и организации процесса подготовки выпускников. При оценке деятельности преподавателей рассматриваются итоги анкетирования, анализируются причины низкой удовлетворённости студентов, вырабатывается система мер по улучшению педагогической деятельности отдельных преподавателей.

Р 2899

90. Юдина, Т. Репутация высшего учебного заведения и ее потребители / Т. Юдина // Проблемы теории и практики упр. – 2014. – № 1. –
С. 107–113. – Библиогр.: 6 назв.

Приводится классификация групп потребителей репутации вуза. Обосновывается необходимость изучения выявленных групп потребителей с целью разработки вузом стратегии позиционирования образовательных услуг, повышения конкурентных позиций на рынке высшего образования.

См. также   № 40, 52, 91, 92, 93, 117.

  
На главную