Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №5 2014 год
Содержание:

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронные библиотеки

Менеджмент и маркетинг

Д10-13/3663

60. Агамирзоев, О. Ф. Концепция менеджмента и задачи современной азербайджанской библиотеки / О. Ф. Агамирзоев // Актуальные вопросы современной науки : материалы XX Междунар. науч.-практ. конф., 30 июля 2013 г. : сб. науч. тр. / под ред. проф. И. А. Рудаковой. – М., 2013. – С. 140–143.

Даны определения понятия менеджмента как процесса, направленного на достижение целей библиотеки посредством упорядочения преобразований исходных ресурсов в требуемые результаты. Выделен спектр фундаментальных и прикладных дисциплин, используемых в библиотечном менеджменте в качестве основы. Кратко охарактеризован процесс становле­ния библиотечного менеджмента в современных библиотеках Азербайджана.

У 3837

61. Александрова, А. А. Почему не работает Федеральный закон № 217-ФЗ, дающий право вузам и НИИ создавать малые предприятия для практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности? / А. А. Алек­сандрова // Вопр. экономики и права. – 2013. – № 4. – С. 157–162.

В основе любой прикладной разработки лежит мощный задел фундаментальных исследований. Закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ был призван ответить на давно назревший запрос университетов и научно-исследовательских институтов, но возникает ряд трудностей с его применением, подробно изложенных в данной работе.

Р 16

62. Астафьева, Е. С. Бюджетирование в высшем учебном заведении : основные характеристики и сложившиеся системы / Е. С. Астафьева // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 2. – С. 74–82. – Библиогр.: 2 назв.

Представлено бюджетирование как инструмент управления вузом. Выявлены основные характеристики, проявляющиеся в бюджетировании вузов, описаны системы бюджетирования, применяемые в сфере высшего образования. Предложенный аналитический материал может быть полезен при организации финансового менеджмента вузов, в частности, при построении или обновлении системы бюджетирования.

У 2495

63. Балашов, В. В. Научные исследования как основа получения новых знаний и воспроизводства кадрового потенциала вуза / В. В. Балашов,
С. Ю. Магакова // Вестн. ун-та. – 2013. – № 23. – С. 165–171. – Библиогр.:
3 назв.

Рассмотрены проблемы поиска потенциальных заказчиков научно-исследовательских работ (НИР). Даны практические рекомендации по подбору исполнителей НИР и совершенствованию системы управления научными исследованиями в вузе. Отражена практика проведения мониторинга научных исследований.

Ар13-17166

64. Бутенко, Е. А. Формирование маркетинговой стратегии учреждений высшего профессионального образования на основе факторов и мотивов потребительского поведения : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 /
Е. А. Бутенко. – Краснодар, 2013. – 23 с. : ил. – Библиогр.: 11 назв.

Изучены возможности повышения эффективности маркетинговой деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования (ВПО). Научно обоснованы методические положения повышения конкурентоспособности вуза и качества подготовки студентов на основе маркетинговых исследований факторов и мотивов потребительского поведения при выборе программы ВПО и вуза на региональном рынке образовательных научных продуктов.

Ар13-18187

65. Волкова, А. И. Методика диагностики и пути снижения рисков в деятельности малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. И. Волкова. – Ярославль, 2013. – 26 с. : ил. – Библиогр.: 17 назв.

Исследованы малые инновационные предприятия (МИП) научно-образовательной сферы и присущие им системные риски. Предметом исследования является методика выявления, диагностики и оценки основных групп рисков малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы и опирающиеся на неё управленческие решения, направленные на снижение основных групп рисков. Поставлена задача разработки совокупности теоретических и научно-методических подходов к выявлению, систематизации и диагностике рисков МИП научно-образовательной сферы, а также выработке рекомендаций, направленных на минимизацию рисков МИП в указанной сфере.

У 3889

66. Гудков, И. В. Внешние условия реализации инновационных моделей управления образовательной организацией высшего образования в условиях новой индустриализации российской экономики / И. В. Гудков // Экономика и предпринимательство. – 2014. – Т. 8, № 1, ч. 2. – С. 340–348. – Библиогр.: 8 назв.

Выделены и охарактеризованы две группы внешних условий успешной реализации инновационных моделей управления организацией высшего образования. Рассмотрены основные направления государственной политики, касающиеся развития общего благоприятного фона для успешной реализации инновационной деятельности образовательных организаций. Сделан вывод, что восстановление инновационного характера российской экономики необходимо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития.

У 3889

67. Гудков, И. В. Внутренние условия реализации инновационных моделей управления образовательной организацией высшего образования в условиях новой индустриализации российской экономики / И. В. Гудков // Экономика и предпринимательство. – 2014. – Т. 8, № 1, ч. 2. – С. 383–390. – Библиогр.: 10 назв.

Дана характеристика внутренних условий реализации инновационных моделей управления организацией высшего образования. Исследованы структуры управления развитием некоторых образовательных организаций. Сделан вывод, что на сегодняшний день в России существуют все необходимые возможности для успешной реализации инновационных моделей управления организациями высшего образования.

Р 3100

68. Зернов, В. А. Возможен ли в России свой "Стэнфорд"? / В. А. Зернов // Высш. образование в России. – 2014. – № 2. – С. 16–22

Обсуждается ряд проблем, связанных с ролью и местом негосударственных вузов в российской системе высшего образования. Утверждается, что государственные вузы имеют в ней сегодня привилегированный статус, а положение негосударственного сектора определяется отсутствием конкурентной среды. Предлагаются некоторые меры, направленные на установление равенства вузов разных форм учредительства и тем самым – на реализацию мировых трендов в этой сфере.

Д10-13/4744

69. Илюхина, Л. А. Стандартизация деятельности вуза : процессный подход / Л. А. Илюхина. – Самара : Изд-во Сам. гос. экон. ун-та, 2013. – 262 с. : ил. – Библиогр. в тексте, с. 64-67. – ISBN 978-5-94622-412-3.

Представлены обобщения теоретических положений и разработка практических подходов стандартизации деятельности вуза на основе процессной модели управления в условиях внедрённой системы менеджмента качества. Предложены к внедрению в управленческую практику вуза структуры шаблона документированной процедуры и стандарта университета на основе процессного подхода. Приведены примеры формализации отдельных процессов управленческой деятельности руководства и учебной деятельности.

М/68587 № 2

70. Информационно-аналитическая система по функционированию сети аспирантур и докторантур в системе Минобрнауки России / И. А. Мосичева [и др.] // Информационные средства и технологии : тр. XXI Междунар. науч.-техн. конф., 19 – 21 нояб. 2013 г., Москва / Нац. исслед. ун-т "МЭИ". – М., 2013. – Т. 2. – С. 129–134. – Библиогр.: 2 назв.

Реализация процессов управления системой послевузовского профессионального образования и повышение качества управления в значительной мере зависят от развитого информационно-аналитического обеспечения, реализованного с использованием современных информационных технологий, проведения мониторинга функционирования системы аспирантур и докторантур. Наличие достоверной информации, интеграция её на уровнях управления и дальнейшее использование для анализа и решения оперативных и стратегических задач в значительной мере обеспечивают качество принятия управленческих решений. На основе существующего опыта информационно-аналитического обеспечения данных задач в 2010 – 2011 годах была разработана и внедрена отраслевая web-ориентированная информационно-аналитическая система (ИАС) по функционированию сети аспирантур и докторантур, обеспечивающая дистанционный доступ к собранным данным об их деятельности.

У 2837

71. Колокольцев, В. М. Мониторинг эффективности вуза через призму университетского менеджмента / В. М. Колокольцев, А. Ю. Глухова // Высш. образование сегодня. – 2014. – № 1. – С. 26–31. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматривается проблема объективности и обоснованности показателей эффективности высшего учебного заведения в мониторинге Министерства образования и науки Российской Федерации. Освещается многолетний опыт собственной системы мониторинга Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Анализируются спорные вопросы.

М/68587 № 2

72. Концепция построения модернизированной системы сбора и обработки плановой и отчетной экономической информации от подведомственных учреждений Минобрнауки России / А. Е. Зверев [и др.] // Информационные средства и технологии : тр. XXI Междунар. науч.-техн. конф.,
19 – 21 нояб. 2013 г., Москва / Нац. исслед. ун-т "МЭИ". – М., 2013. – Т. 2. – С. 121–128. – Библиогр.: 1 назв.

Описана разработка автоматизированной информационной системы (АИС) сбора, обработки и хранения плановой и отчётной экономической информации подведомственных учреждений Минобрнауки, используемой в целях расчёта финансового обеспечения государственного задания. Предложенная концепция построения АИС позволяет обеспечить функциональную полноту системы сбора отчётности, минимизировать информационные связи и потоки данных, добиться максимальной унификации всей системы документооборота, формировать консолидированные отчёты и предоставлять оперативный доступ к информации заинтересованным категориям пользователей в соответствии с их полномочиями.

Р 3100

73. Леденева, В. Ю. Интеллектуальная миграция : мировые и российские тенденции / В. Ю. Леденева // Высш. образование в России. – 2014. – № 2. – С. 106–113. – Библиогр.: 9 назв.

Затронута проблема миграционных процессов в специфическом сегменте – интеллектуальной миграции. Проанализированы потоки интеллектуальной миграции за последние 20 лет. Отдельное внимание уделено сложному сочетанию причин и мотивов миграции, a также уровню спроса на учёных и специалистов на международных рынках интеллектуального труда. Даны предложения и рекомендации по реализации политики регулирования интеллектуальной миграции.

Р 16

74. Лурье, Л. И. Гипотеза : ВАК может обогатить научное сообщество не только "рекомендациями", но и академическими свободами / Л. И. Лурье // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 2. – С. 41–48. – Библиогр.:
9 назв.

Проанализировано состояние дел в сфере защиты научных диссертаций. Особое внимание обращено на роль высшей аттестационной комиссии (ВАК) в этом процессе. Предложены возможные рекомендации для улучшения работы системы аттестации научных кадров.

Д10-13/6155

75. Мальцева, М. Р. Управление инновационными процессами в библиотеке / М. Р. Мальцева // Управление инновациями : теория, методология, практика : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф., 30 дек. 2013 г., Новосибирск / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск, 2013. – С. 168–172. – Библиогр.: 4 назв.

Инновационная активность библиотек на современном этапе характеризуется вялым протеканием инновационных процессов, их неустойчивой динамикой, слабой инициативностью. Библиотеки не занимают адекватного своей значимости места в интенсификации инновационных процессов в российской экономике, следовательно, эта тема требует особого внимания, как и применение в их работе информационных технологий.

Д10-13/3663

76. Мамедова, К. А. Маркетинговая концепция центральной научной библиотеки национальной Академии наук Азербайджана / К. А. Мамедова // Актуальные вопросы современной науки : материалы XX Междунар. науч.-практ. конф., 30 июля 2013 г. : сб. науч. тр. / под ред. проф. И. А. Рудаковой. – М., 2013. – С. 143–145.

Кратко освещены этапы внедрения маркетинга в деятельность центральной научной библиотеки национальной Академии наук Азербайджана (ЦНБ НАН). Сделан вывод, что основная концепция маркетинга в полной мере пока что не реализована, поскольку степень изученности и научной разработанности проблемы использования маркетинга в библиотеках Азербайджана невелика, особенно в области управления двусторонним взаимодействием библиотекарей и пользователей.

У 2913

77. Мешков, Н. А. Применение подхода самоорганизации при решении задачи прогнозирования в интеллектуальной системе управления инновационным развитием российского образовательного комплекса в условиях информационного общества / Н. А. Мешков // Качество. Инновации. Образование. – 2014. – № 1 (104). – С. 18–23. – Библиогр.: 9 назв.

Излагается методика системного моделирования инновационного развития российского образовательного комплекса (РОК). Обосновывается возможность и целесообразность применения подхода самоорганизации при решении задачи прогнозирования в интеллектуальной системе управления инновационным развитием РОК в условиях информационного общества. Формулируется самоорганизующаяся модель для прогнозирования в системе управления инновационным развитием РОК.

У 3300

78. Мирошниченко, Е. В. Сценарное проектирование и реклама библиотечных досуговых мероприятий / Е. В. Мирошниченко, Е. А. Белецкая // Библиосфера. – 2014. – № 1. – С. 38–43. – Библиогр.: 13 назв.

Проанализированы некоторые организационные аспекты досуговой деятельности библиотек, касающиеся технологии разработки и реализации сценария библиотечного мероприятия, а также роли различных видов рекламы в его продвижении. Акцентируется внимание на специфике библиотечной досуговой драматургии и отдельных видах рекламной продукции.

Ар13-17509

79. Пересыпкина, В. В. Формирование и оценка человеческого капитала на основе инновационного развития вуза : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В. В. Пересыпкина. – Белгород, 2013. – 23 с. : ил. – Библиогр.: 10 назв.

Исследована совокупность социально-экономических и организационно-управленческих отношений участников процесса формирования человеческого капитала на основе инновационного развития вуза. Уточнено определение "человеческий капитал" с позиции его места в инновационном развитии и роли в системе современных социально-экономических отношений в качестве фактора производства, дающее возможность достижения гармонии с другими факторами производства. Предложена расширенная дополнительными признаками классификация инноваций в системе образования, позволяющая обеспечить более эффективное формирование человеческого капитала как фактора производства. Обоснована необходимость и возможность совершенствования качества подготовки человеческого капитала путём активных и интерактивных форм и методов обучения. Также предложена модель формирования человеческого капитала, раскрывающая конкурентоспособность вуза и дающая возможность выбрать стратегию, наиболее полно отвечающую современному вектору национального и мирового социально-экономического развития. Сформирована и апробирована комплексная система определения конкурентоспособности выпускников вузов, выявления слабых позиций в процессе формирования компетенций студентов. Посредством оценки человеческого капитала выявлена связь между конкурентоспособностью вуза и конкурентоспособностью его выпускников, дан методический подход к определению экономического эффекта от повышения качества человеческого капитала.

Д10-13/5657

80. Платонов, М. Ю. Управление инновационным процессом в высшем учебном заведении / М. Ю. Платонов. – СПб. : С.-Петерб. гос. ин-т психологии и соц. работы, 2013. – 239 с. : ил. – Библиогр.: 193 назв. – ISBN 978-5-98238-045-6.

Затронута одна из наиболее актуальных проблем для российской высшей школы в современных условиях – повышение инновационной активности и инновационного потенциала высших учебных заведений. Раскрыты теоретические и методические положения, касающиеся создания системы управления инновационным процессом в высшем учебном заведении и методики её качественной оценки (инновационного аудита). Проанализирован ряд аспектов теории инноваций, представлена авторская модель инновационного процесса. Основная часть монографии посвящена описанию методики управления инновационным процессом в высшем учебном заведении, рассмотрены конкретные модели и практики, направленные на повышение инновационной активности и инновационного потенциала вузов. Отдельное внимание уделено достаточно новому инструменту качественной оценки результативности инновационного процесса – инновационному аудиту.

Р 3282

81. Пономаренко, Ю. С. Интерактивные технологии как ключевой фактор в продвижении бренда вуза / Ю. С. Пономаренко, Е. А. Зубрилина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 1 (99). – С. 37–43. – Библиогр.: 5 назв.

Одной из главных особенностей рынка образовательных услуг сегодня является возрастающая конкуренция высших учебных заведений за привлечение потенциальных абитуриентов. Возникает необходимость формирования собственной системы идентификации образовательного учреждения, которая будет свидетельствовать об уникальности вуза. Эту и другие проблемы маркетинга образовательного учреждения призван решить брендинг, одним из наиболее эффективных инструментов которого является применение интерактивных технологий в продвижении бренда вуза.

Д10-13/5254

82. Проектный менеджмент в образовании : учеб.-метод. комплекс по сетевой образоват. программе подготовки магистров по направлению "080200-Менеджмент" / Л. А. Громова [и др.] ; Рос гос. пед. ин-т
им. А. И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 247 с. – (Программа стратегического развития Герценовского университета
2012–2016). – ISBN 978-5-8064-1854-9.

Учебно-методический комплекс включает аналитическое обоснование востребованности магистерской образовательной программы на рынке образовательных услуг, пояснительную записку к магистерской образовательной программе, отражающую её общие положения, методические рекомендации для преподавателя и студентов по овладению компетенциями, предусмотренными магистерской образовательной программой, а также примерные учебные программы дисциплин и контрольно-измерительные материалы для оценки компетенций.

У 2837

83. Соловьёв, В. П. Система управления, ориентированная на достижение качества образования выпускников вузов / В. П. Соловьёв // Высш. образование сегодня. – 2014. – № 2. – С. 11–18. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается основополагающая задача вузов – подготовка выпускников вузов с требуемым уровнем качества, которая будет успешно выполняться при использовании современной системы управления, основанной на принципах менеджмента качества. Освещается применение этих принципов в образовательном учреждении и пути достижения качества образования.

У 2495

84. Сычев, А. В. Система факторов развития научного потенциала негосударственного вуза / А. В. Сычев // Вестн. ун-та. – 2013. – № 23. –
С. 214–219. – Библиогр.: 6 назв.

Проведён анализ системы факторов развития научного потенциала негосударственного вуза. Автор обосновывает собственную классификацию указанных факторов, даёт краткую характеристику каждому из них. Наиболее подробно исследован фактор государственной научно-технической политики.

Р 3100

85. Тхагапсоев, Х. Г. Региональный вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования / Х. Г. Тхагапсоев // Высш. образование в России. – 2014. – № 2. – С. 38–42. – Библиогр.: 4 назв.

Изучены проблемы развития регионального вуза в современной России. Отмечена недооценка роли вузов этого типа в решении проблем социально-экономического и культурно-технологического роста общества. Предложено ввести в практику статус "головной университет (вуз) региона", имея в виду последующее создание на этой основе региональных научно-образовательных кластеров.

Н/19460

86. Цветкова, С. А. Проблемы развития высшего образования в российской национальной инновационной системе / С. А. Цветкова // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. Экон. науки. – 2013. –
№ 6-1 (185). – С. 292–299. – Библиогр.: 11 назв.

Дан качественный и количественный анализ проблем российской системы высшего образования в обеспечении инновационного развития национальной экономики. Предложена методика исследования. Произведена оценка российских показателей в международном контексте. Изложены перспективы развития российской системы высшего образования в национальной инновационной системе.

У 2019

87. Чернова, К. В. Рекламная активность вуза на региональном рынке высшего образования (на примере экономического факультета Амурского государственного университета) / К. В. Чернова, Е. И. Красникова // Практ. маркетинг. – 2014. – № 2 (204). – С. 28–32.

Описан опыт разработки и проведения рекламной компании государственного вуза на примере экономического факультета Амурского государственного университета. Авторы оценивают эффективность выбора медианосителей и эффективность рекламной кампании в целом на основе результатов маркетингового исследования.

Ар13-17197

88. Яшина, И. Н. Разработка модели эффективного управления филиалом высшего учебного заведения на основе рационализации процессов менеджмента : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / И. Н. Яшина. – Пенза, 2013. – 23 с. : ил. – Библиогр.: 16 назв.

Исследована специфика построения процессов менеджмента в системе управления и их связь с ключевыми результатами функционирования филиала высшего учебного заведения. В процессе исследования решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты управления филиалом высшего учебного заведения; определены специфические особенности деятельности филиалов и направления их развития; разработана специализированная методика оценки степени рациональности процессов управления; проанализирован фактический уровень рациональности управленческих процессов в практике функционирования филиалов вузов; построены алгоритмы совершенствования процессов управления; разработана модель эффективного управления филиалом; осуществлён прогноз эффективности деятельности филиалов.

См. также № 1, 2, 44, 89, 93, 95, 118, 123, 126, 127, 128.

  
На главную