Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №5 2014 год
Содержание:

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронные библиотеки

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

У 4164

113. Андреева, Т. В. Экспертное оценивание качества научно-иссле­довательских работ и инновационных проектов студентов / Т. В. Андреева // XXI век : итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Сер. Техн. науки. Информ. технологии. – 2013. – 10 (14). – С. 76–82. – Библиогр.: 4 назв.

Представлена иерархическая система оценивания качества научно-исследовательских работ и инновационных проектов студентов на основе экспертных методов. Интегральная оценка качества построена на основе множества критериев, характеризующих такие системные показатели, как актуальность и обоснованность задач исследования, научная новизна, теоретический и прикладной уровень выполненной работы, инновационная составляющая, научная компетентность автора, качество представления результатов исследования. Предложена структура и разработан алгоритм функционирования информационной системы для автоматизации процедур экспертного оценивания.

М/48041

114. Архитектурные решения для систем вычисления индикаторов тематических взаимосвязей науки и техники / В. А. Минин [и др.] // Системы и средства информатики. – 2013. – Т. 23, № 2. – С. 260–283. – Библиогр.: 27 назв.

Дано описание архитектурных решений для вычисления индикаторов тематических взаимосвязей науки и технологий. Предлагаемые решения являются основой создания информационных систем, которые не имеют аналогов в российской научно-технической сфере. Их создание необходимо для мониторинга и оценивания программ научных исследований и принятия решений на всех этапах программной научно-технической деятельности. Описана архитектура системы в целом и концептуальные решения по отдельным функциональным подсистемам. Эти решения основаны на методологии определения индикаторов тематических взаимосвязей, которая разработана в ИПИ РАН. Предлагаемые архитектурные решения обладают рядом принципиальных отличий от имеющихся зарубежных аналогов. Во-первых, появляется возможность выбора системы классификации областей знаний. Во-вторых, обеспечивается формирование и применение терминологических портретов рубрик для выбранной классификационной системы.

Р 3100

115. Белоцерковский, А. В. К вопросу о рейтингах и рангах / А. В. Белоцерковский // Высш. образование в России. – 2014. – № 1. – С. 3–10. – Библиогр.: 3 назв.

Изучена проблема ранжирования вузов с учётом международного опыта и научной обоснованности используемых показателей. Высказаны соображения о возможностях и рисках при принятии конкретных решений на основании известных рейтингов.

У 3300

116. Варганова, Г. В. Количественная парадигма в научных исследованиях : преодолен ли "кризис числа"? / Г. В. Варганова // Библиосфера. – 2014. – № 1. – С. 3–8. – Библиогр.: 11 назв.

Рассматриваются проблемы, связанные с проведением научных исследований в рамках количественной парадигмы. Определяются основные методы количественных исследований, подчёркиваются их преимущества и недостатки применительно к предмету изучения. Акцентируются вопросы научно-исследовательской подготовки специалистов высшего образования.

У 3300

117. Гуреев, В. Н. Анализ тематики цитирования публикаций в применении к формированию подписки на журналы / В. Н. Гуреев, Н. А. Мазов,
Я. Л. Шрайберг // Библиосфера. – 2014. – № 1. – С. 59–65. – Библиогр.: 16 назв.

На примере собственных разработок получения ранжированных списков научных журналов на основе ссылок, ключевых слов и тематических рубрик показаны потенциальные возможности современного библиометрического инструментария, доступного каждому заинтересованному пользователю.

Р 16

118. Гюльалиев, М. Оценка потенциала высших учебных заведений Азербайджана в экспорте образовательных услуг / М. Гюльалиев, Э. Манафова // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 2. – С. 82–86.

Исследован потенциал государственных и частных вузов Азербайджана в экспорте образовательных услуг. Проанализирована динамика структурных коэффициентов, число иностранных студентов и другие статистические данные, связанные с экспортом образовательных услуг.

Р 3100

119. Донецкая, С. С. Анализ конкурентоспособности российских университетов в мировых рейтингах / С. С. Донецкая // Высш. образование в России. – 2014. – № 1. – С. 20–31. – Библиогр.: 19 назв.

В июле 2013 года пятнадцать российских университетов стали победителями конкурса на получение государственной поддержки для вхождения в мировые рейтинги. Каждый университет данной группы хорошо известен в России и обладает высокой репутацией среди российской академической и бизнес-общественности. В то же время каждый из них имеет разные стартовые позиции и неравнозначные возможности для успешного конкурирования в мировом образовательном пространстве. Данная работа посвящена анализу текущего положения российских университетов в международных рейтингах и поиску путей повышения их конкурентоспособности.

Р 3041

120. Еременко, Г. О. eLIBRARY.RU и РИНЦ в информационной инфраструктуре российской науки : беседа с гендиректором НЭБ Геннадием Еременко / Г. О. Еременко, К. П. Кокарев // Полис. Полит. исслед. – 2014. – № 1. – С. 146–154.

Беседа затрагивает ряд тем, связанных с эволюцией науки в условиях развивающейся информационной революции. Создание баз данных цитирования и хранилищ полных текстов, a также научных поисковиков постепенно изменяет лицо современных социальных наук.

Р 1382

121. Зибарева, И. В. Нанокатализ : библиометрический анализ / И. В. Зи­барева, А. А. Ведягин, В. И. Бухтияров // Кинетика и катализ. – 2014. –
Т. 55, № 1. – С. 3–13. – Библиогр.: 41 назв.

Проведён библиометрический анализ публикаций, отобранных по термину "nanocatalysis" из баз данных Chemical Abstracts Plus на платформе SciFinder и Web of Science на платформе Web of Knowledge. Полученные результаты подтверждают возникновение нового предметного домена "нанокатализ", относящегося как к нанонауке и нанотехнологии, так и к науке о катализе.

У 3300

122. Кожевникова, Л. А. Библиотековедческие научные школы : методы анализа и диагностики / Л. А. Кожевникова // Библиосфера. – 2014. – № 1. – С. 22–25. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются природа и специфика научных школ библиографоведения и библиотековедения, их место в сохранении высокого уровня библиотечной науки. Характеризуются методы исследования состояния когнитивных и социальных коммуникаций.

У 2913

123. Митрофанов, А. С. Оценка эффективности инновационной инфраструктуры вузов / А. С. Митрофанов, И. П. Митрофанова // Качество. Инновации. Образование. – 2014. – № 1 (104). – С. 11–17. – Библиогр.:
4 назв.

Приведены данные мониторинга инновационной деятельности вузов. Дана оценка влияния инновационной инфраструктуры вузов на экономическое развитие регионов.

Р 3336

124. Назаревич, С. А. Методика оценки новизны результатов интеллектуальной деятельности / С. А. Назаревич, Е. Г. Семенова // Вопр. радиоэлектроники. Сер. Общетехн. – 2014. – Вып. 1. – С. 121–138. – Библиогр.:
6 назв.

Представлена методика оценки новизны результатов инновационной, научной и инженерно-производственной деятельности на основании количественных и качественных характеристик для групп, формирующих структуру научно-технического прогресса.

Р 16

125. Резник, С. Д. Как представить свою диссертацию : повышение роли автореферата при оценке качества диссертации / С. Д. Резник,
О. А. Сазыкина // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 2. – С. 48–53. – Библиогр.: 12 назв.

Рассмотрены факторы, формирующие репутацию диссертационной работы соискателя учёной степени на основе изучения автореферата. Предложены рекомендации по структуре и содержанию автореферата, учитывающие нормативные положения.

Р 3100

126. Рубвальтер, Д. А. Вузы в пространстве индикаторов международных рейтингов / Д. А. Рубвальтер, Ю. С. Богачев, В. П. Шестак // Высш. образование в России. – 2014. – № 1. – С. 11–19. – Библиогр.: 17 назв.

Даётся оценка инновационного развития России на основе изучения международных рейтингов. Рассматривается пространство индикаторов, образованное используемыми в международных рейтингах парциальными индикаторами инновационного развития, например такими, как возможности страны генерировать, использовать и распространять знания; потенциал экономики знаний; образовательные и кадровые ресурсы и т.п. Подобное многомерное пространство помогает определить приоритеты дея­тельности государственных институтов развития экономики, образования, науки, бизнеса. Предлагается модельное двухмерное изображение "пространства индикаторов" в виде лепестковой диаграммы, объединяющей семейство направленных графов, каждый из которых (он же индикатор) представляет собой определённую область деятельности; парциальные индексы или оценки деятельности представляются как вершины, или узлы графа, а связи между ними – как дуги или рёбра графа. Все графы сходятся к единому центру, в котором интегральный индекс инновационного развития максимален и равен 100%. Эта модель получила название "конвергентная модель индикативного планирования". Модель позволяет выбрать приоритеты для концентрации и максимально эффективного использования ресурсов вуза, что необходимо для его активного участия в инновационном развитии России.

Р 3685

127. Симоненко, Е. С. Оценка инновационного потенциала вуза на основе разработки комплексной системы показателей и индикаторов /
Е. С. Симоненко // Инновац. экономика : перспективы развития и совершенствования. – 2013. – № 3. – С. 135–140. – Библиогр.: 3 назв.

Работа посвящена вопросам оценки инновационного потенциала высшего учебного заведения. Приведена авторская трактовка понятия "инновационный потенциал вуза". Автором предложена совокупность показателей и индикаторов оценки инновационного потенциала вуза, позволяющая оценить его инновационное состояние не только комплексно, но и по отдельным направлениям.

М/66650

128. Сысоева, Ю. Ю. Рейтинг эффективности работы вузов как показатель их конкурентоспособности / Ю. Ю. Сысоева // Вестн. НГИЭИ.
Сер. Экон. науки. – 2013. – Вып. 11 (30). – С. 98–102. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются показатели эффективности работы вуза, в первую очередь отражающие степень конкурентоспособности вуза как среди образовательных организаций государственного, так и негосударственного секторов.

Н/19131 № 6 (30)

129. Третьякова, О. В. Возможности и перспективы использования индексов цитирования в оценке результатов деятельности научного учреждения / О. В. Третьякова, Е. А. Кабакова // Экон. и соц. перемены : факты, тенденции, прогноз. – 2013. – № 6 (30). – С. 189–200. – Библиогр.: 20 назв.

Представлены общие подходы к наукометрическому анализу деятельности научного учреждения. Предпринята попытка дать оценочную характеристику публикационной активности институтов, входящих в состав Секции экономики Отделения общественных наук РАН, а также научно-образовательных организаций Вологодской области. В качестве механизма оценки научной работы использованы статистические данные Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Ранжирование организаций проведено по нескольким критериям: общему числу публикаций в РИНЦ, числу цитирований и значению индекса Хирша. Результаты исследования свидетельствуют о том, что сегодня для принятия эффективных управленческих решений в сфере науки необходимо создание системы объективной оценки результатов научной деятельности. Частью такой системы видится Российский индекс научного цитирования. В совокупности с квалифицированной экспертной оценкой, позволяющей учитывать специфику научной деятельности, наукометрические индикаторы, представленные в том числе и в РИНЦ, в перспективе могут использоваться для объективной и полновесной оценки научного потенциала регионов и страны в целом.

Р 3100

130. Шиповалова, Л. В. Индекс цитирования и объективность экспертов (попытка философствования на злобу дня) / Л. В. Шиповалова // Высш. образование в России. – 2014. – № 2. – С. 119–125. – Библиогр.: 14 назв.

Рассматривается актуальная проблема, связанная с использованием индекса цитирования (ИЦ) в качестве способа оценки эффективности научных исследований. Высказываются сомнения, во-первых, в возможности использовать его в целях повышения эффективности науки, во-вторых, в его объективности, в-третьих, в возможности в равной мере применять ИЦ к различным областям науки. Утверждается, что применение ИЦ как инструмента оценки эффективности науки возможно только в том случае и в той мере, в какой научное сообщество признаёт ИЦ в качестве значимого элемента "самосознания науки". Выдвигаются альтернативные основания признания значимости научных исследований, среди которых научная экспертиза и обсуждение. Вывод состоит в том, что настаивание на учёте указанных альтернатив способствует признанию автономии научной деятельности, значения новизны и оригинальности научных идей и в конечном счёте служит развитию науки.

См. также № 5, 10, 86.

  
На главную