Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №5 2014 год
Содержание:

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронные библиотеки

Электронное обучение

У 4131

38. Алешкина, О. В. Проблемы внедрения букридеров и нетбук-трансформеров в процессе обучения / О. В. Алешкина // Всерос. журн. науч. публ. – 2014. – № 1 (21). – С. 20–21. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрены преимущества внедрения электронных учебников в процесс обучения. Выделены две группы связанных с этим проблем: организационные моменты внедрения электронных продуктов в процесс обучения и создание качественного контента электронных ресурсов.

М/68400 № 11 (19)

39. Алискерова, С. Г. Проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс вуза / С. Г. Алискерова // Научная дискуссия : инновации в современном мире : сб. ст. по материалам XIX Междунар. заоч. науч.-практ. конф. / Междунар. центр науки и образования. – М., 2013. – № 11 (19). – С. 58–62. – Библиогр.: 4 назв.

Дан обзор современного состояния компьютеризации и информатизации в высших учебных заведениях. Речь идёт о создании в вузах единой информационной образовательной системы (ИОС), необходимым компонентом которой также является система дистанционного, или электронного обучения (e-learning). Отличительная особенность e-learning заключается

в том, что непосредственное общение обучающихся с преподавателем и его руководство учебным процессом замещается взаимодействием посредством компьютерной сети.

У 4164

40. Артюшина, Е. А. Реляционное хранилище данных для внутривузовской системы обеспечения качества подготовки специалистов /
Е. А. Артюшина, Е. Г. Бершадская // XXI век : итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Сер. Техн. науки. Информ. технологии. – 2013. – 10 (14). – С. 184–189. – Библиогр.: 5 назв.

Показан процесс построения реляционного хранилища данных на базе аналитической платформы Deductor с использованием технологии OLAP, входящего в состав системы поддержки принятия решения по результатам выборочного тестирования в вузе.

У 4116

41. Астахова, Л. В. Особенности организации защиты персональных данных в образовательной организации / Л. В. Астахова, А. О. Завадский // Вестн. УрФО. Безопасность в информ. сфере. – 2013. – № 3 (9). – С. 4–10. – Библиогр.: 16 назв.

Исследованы методы обеспечения информационной безопасности образовательных организаций. Основной проблемой, затронутой в работе, является защита персональных данных. Особенности защиты персональных данных в образовательных организациях обусловлены организационными, техническими, кадровыми и финансовыми аспектами деятельности последних. Выявлены основные проблемы реализации Федерального закона "О персональных данных".

Д10-13/6207

42. Горнева, Е. А. Системы электронного обучения : сущность и принципы использования в учебном процессе вуза / Е. А. Горнева // Перспективы развития информационных технологий : сб. материалов XIII Междунар. науч.-практ. конф., 24 июня 2013 г., Новосибирск / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск, 2013. – С. 129–134. – Библиогр.: 11 назв.

Освещена проблема использования систем электронного обучения в учебном процессе вуза. Рассмотрена их структура, обоснованы требования к ним как средству обучения, показано их влияние на качество профессиональной подготовки бакалавров.

Р 3646

43. Данкова, Н. С. Информационно-коммуникационные технологии как стандартная система в преподавании иностранных языков / Н. С. Данкова, Т. В. Дубровская // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и о-ве. – 2013. – № 4 (8). – С. 242–246. – Библиогр.: 10 назв.

Авторы рассматривают современный процесс образования с точки зрения применения в нём информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и утверждают, что использование ИКТ обусловлено сменой образовательной парадигмы, современными стандартами образования и предоставляет широкие возможности преподавателям и студентам. Однако на пути внедрения ИКТ существует целый ряд препятствий, в числе которых косность мышления преподавательского состава. Работа посвящена дальнейшему обсуждению вопросов применения ИКТ в российском образовании и решению связанных с этим проблем.

Ар13-17171

44. Зверева, Н. Н. Управление в системах электронного обучения на базе формального аппарата семиотики и теории систем : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / Н. Н. Зверева. – Уфа, 2013. – 16 с. : ил. – Библиогр.: 19 назв.

Изучены процессы управления обучением и контролем знаний в системах электронного обучения (СЭО). Целью исследования является повышение качества управления процессами электронного обучения за счёт совершенствования концепции управления, моделей представления знаний и разработки методов и алгоритмов оценки точности и достоверности контроля результатов обучения на базе формального аппарата семиотики и теории систем.

М/68629 № 4

45. Информационные системы и технологии.Ч. 4. / Центр науч. мысли ; науч. ред. И. А. Рудакова. – М. : Перо, 2013. – 88 с. – Библиогр. в конце глав. – ISBN 978-5-91940-835-2.

Коллективная монография содержит теоретические и практические материалы, посвящённые роли информационных технологий в образовательном процессе. Показано математическое моделирование процесса формирования пользователем ответов на тестовые задания в автоматизированных системах контроля и обучения. Изложена теория и практика создания интерактивных электронных учебных курсов на основе мультимедийных технологий. Изучены проблемы разработки автоматизированных информационно-управляющих систем и пути их разрешения.

Н/19460

46. Контекстно-зависимые мобильные сервисы для образовательных учреждений / Д. Ю. Райчук [и др.] // Науч.-техн. ведомости С.-Петерб. гос. политехн. ун-та. Информатика. Телекоммуникации. Упр. – 2013. – № 6 (186). – С. 109–116. – Библиогр.: 10 назв.

Представлена архитектура решения для предоставления контекстно-зависимых сервисов для образовательных учреждений, базирующаяся на технологии централизованного управления мобильными устройствами. Предложен ряд контекстно-зависимых сервисов, который может быть реализован на основе рассмотренной архитектуры.

М/68587 № 2

47. Куриленко, И. Е. Построение интеллектуальной образовательной среды / И. Е. Куриленко, Ян Пайнг Хейн // Информационные средства и технологии : тр. XXI Междунар. науч.-техн. конф., 19 – 21 нояб. 2013 г., Москва / Нац. исслед. ун-т "МЭИ". – М., 2013. – Т. 2. – С. 31–38. – Библиогр.: 7 назв.

Изучен вопрос построения интерактивной, распределённой, интеллектуальной образовательной среды (ИОС) на базе четырёх компонент – мультиагентной системы для координации взаимодействия учащихся и учителей, среды накопления и модификации знаний для организации процесса разработки и совершенствования электронных образовательных ресурсов, среды виртуальных лабораторий и интерактивного информационного портала.

Р 3100

48. Мазурицкий, М. И. Интерактивные сетевые научно-образо­вательные ресурсы для естественно-научного образования / М. И. Мазурицкий, А. В. Солдатов // Высш. образование в России. – 2014. – № 1. –
С. 80–87. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются основные функции и особенности системы электронного обучения Южного федерального университета, в которой используется удалённый доступ к научно-технологическому лабораторному оборудованию. Она предназначена для предоставления индивидуальных образо­вательных программ и проведения экспериментальной работы студентами, которые по ряду причин не могут посещать обычную лабораторию. Данная стратегия обучения является обратной той, что используется при традиционном подходе, когда изучаются сначала общие законы и теоретические положения, а затем переходят к приложениям. Здесь студентам предлагается начать с введения в научно-практические приложения и технологии, имеющие отношение к современному рынку труда, а впоследствии изучать общие законы и теоретические принципы для углублённого понимания предмета и достижения поставленных образовательных целей.

Д10-14/7784

49. Микрин, Е. А. Дистанционные образовательные технологии в системе подготовки инженеров : учеб. пособие / Е. А. Микрин, И. А. Нагаева ; Моск. гос. обл. ун-т. – М. : МГОУ, 2014. – 106 с. : ил. – Библиогр.: 64 назв. – ISBN 978-5-7017-2234-5.

Представлен обобщённый результат многолетнего исследования по электронному и дистанционному обучению в современной системе высшего образования. Пособие содержит актуальные для теории и практики преподавания образовательные инновации: модели обучения с применением дистанционных образовательных технологий, педагогическое проектирование учебных материалов, технология оптимизации поиска учебной информации и др.

Д10-13/7602

50. Мостовой, Н. Ю. Опыт разработки виджетов Ibook для создания интерактивных учебников / Н. Ю. Мостовой, Д. Е. Конопелькин // Дни студенческой науки. Весна – 2013 г. : сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2013. – С. 62–70. – Библиогр.: 3 назв.

В рамках проекта разработаны виджеты комментирования, оценивания, виджеты Youtube и Twitter, которые предназначены для создания интерактивных учебников. В ходе работы использованы технологии интерактивного взаимодействия виджета с серверной частью. Выбранная технология позволяет постоянно актуализировать информацию для таких виджетов как комментирования, оценивания, виджета твиттера и Youtube. Преподаватели имеют возможность со страницы управления менять параметры виджетов, что позволяет поддерживать учебник в актуальном состоянии за счёт обновляемого контента (например видео-Youtube). Также введено разграничение привилегий между пользователем – слушателем и преподавателем – тьютором. Это выражается в создании модераторских и администраторских прав для виджетов, которые хранят информацию на сервере – например, виджет комментирования.

Д10-13/6207

51. Неретина, В. В. Автоматизированная система документооборота структурных подразделений учебных заведений / В. В. Неретина // Перспективы развития информационных технологий : сб. материалов XIII Междунар. науч.-практ. конф., 24 июня 2013 г., Новосибирск / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск, 2013. – С. 134–139. – Библиогр.: 5 назв.

Описаны функции и основные структурные элементы автоматизированной системы документооборота кафедр учебных заведений на примере Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). Разработанный программный комплекс обладает широкими возможностями для автоматизации документооборота кафедры. При этом документация кафедры за длительный период хранится в централизованном виде, что облегчает доступ к ней. Ввод части реквизитов документов из справочников, а также формирование одних видов документов на основании других уменьшает вероятность ошибок заполнения и обеспечивает целостность и правильность данных. Благодаря открытому программному коду система может быть функционально расширена любым программистом, специализирующимся в области 1С: Предприятие. Применение информационной системы в течение пяти лет на кафедрах авиационного приборостроения и информационно-измерительной техники УГАТУ показало её высокую эффективность при планировании образовательной и научной деятельности структурных подразделений вузов.

Р 3100

52. Овчинникова, К. Р. Проектирование электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования / К. Р. Овчинникова // Высш. образование в России. – 2014. – № 1. –
С. 103–108. – Библиогр.: 6 назв.

Обоснована необходимость проектирования электронных средств обучения в контексте модернизации непрерывного профессионального образования с позиции обеспечения определённой структуры, содержания и направленности учебно-познавательной деятельности студентов. Предложен вариант инструментальной поддержки дидактического проектирования электронного средства обучения.

Н/19945 № 1 (89)

53. От традиционного дистанционного обучения к массовым открытым онлайн-курсам / В. Н. Васильев [и др.] // Науч.-техн. вестн. информ. технологий, механики и оптики. – 2014. – Вып. 1 (89). – С. 199–205. – Библиогр.: 12 назв.

Поставлена проблема перехода вузов России от традиционного дистанционного обучения к массовому электронному обучению на основе открытых онлайн-курсов, обоснована её актуальность. Проведён анализ важнейших предпосылок для успешности перехода (востребованность образо­вательных интернет-ресурсов, используемых с мобильных устройств, наличие большого количества различных электронных ресурсов, успешно используемых вузами на практике в дистанционных образовательных технологиях, наличие опыта ведения электронных журналов успеваемости студентов для планирования и оценивания результатов обучения, существенный рост материальных затрат в мировом рынке онлайн-обучения). Определены ключевые задачи перехода и сформулированы основные принципы разработки электронных онлайн-курсов. Приведена методика разра­ботки результатоцентрированного электронного онлайн-курса. Методика содержит четыре этапа: планирование ожидаемых результатов обучения, структурирование электронного содержания курса и разработка сценария обучения, разработка плана испытаний и электронных оценочных средств для автоматического контроля запланированных результатов обучения, реализация курса с использованием игровых механик и технологий сетевого общения обучаемых. Определены требования к различным формам контроля запланированных в курсе результатов обучения. Выделены два вида электронных онлайн-курсов (наукоёмкие и технологические курсы). Приведены примеры их реализации в авторских онлайн-курсах, созданных и используемых на практике в 2013 году в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО). Поставлены актуальные задачи развития массового открытого образования в ведущих вузах России.

У 4164

54. Печерский, С. В. Эффективная конфигурация системы управления учебными курсами Moodle для её интеграции с системой рейтинговой оценки работы студентов ПензГТУ / С. В. Печерский // XXI век : итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Сер. Техн. науки. Информ. технологии. – 2013. – 10 (14). – С. 131–134. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены вопросы конфигурирования образовательного портала Пензенского государственного технологического университета, построенного на базе системы управления учебными курсами Moodle, позволяющего повысить эффективность рейтинговой оценки работы студентов.

У 4023

55. Пожарская, Л. А. Дистанционное образование : дефициты и перспективы / Л. А. Пожарская, О. А. Расторгуева // Совет ректоров. – 2013. – № 10. – С. 69–75. – Библиогр.: 15 назв.

Проанализированы дефициты дистанционной формы образования: качество образования, успешность студентов, учебное взаимодействие преподавателя и студентов, учебный материал. Показано, что в настоящее время восполнение этих дефицитов не реализовано. Это позволяет сделать вывод, что дистанционное образование должно рассматриваться не в качестве перспективного направления развития основной формы высшего образования, а как вспомогательная форма получения профессионального дополнительного образования, либо как способ профессионального образова­ния "для себя", как хобби. В качестве базового профессионального образо­вания дистанционное обучение, по мнению авторов, бесперспективно.

Д10-13/6155

56. Светозарова, Н. С. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий / Н. С. Светозарова // Управление инновациями : теория, методология, практика : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф., 30 дек. 2013 г., Новосибирск / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск, 2013. – С. 161–166. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются современные педагогические технологии, такие как проектная методика, использование интернет-ресурсов на уроках, способствующие практическому владению иностранным языком как средством межкультурной коммуникации. Освещаются вопросы организации и оптимизации учебного процесса с применением современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникативных.

Р 3100

57. Стародубцев, В. А. Технология сетевого курса повышения квалификации / В. А. Стародубцев, А. А. Киселева // Высш. образование в России. – 2014. – № 1. – С. 98–103. – Библиогр.: 14 назв.

Представлены модели процесса формального и неформального профессионального роста преподавателей вузов и организации сетевого курса повышения их квалификации с участием кураторов контента образовательного процесса. Показана необходимость создания механизмов признания (валидации) и сертификации неформально приобретённых компетенций научно-педагогических кадров высшей школы.

Р 3100

58. Стрекалова, Н. Б. Учебный процесс в открытых информационно-образовательных средах / Н. Б. Стрекалова // Высш. образование в России. – 2014. – № 1. – С. 93–97. – Библиогр.: 10 назв.

Проанализирована специфика учебного процесса, реализуемого в условиях открытой информационно-образовательной среды. Анализ проводится на основе представления открытой информационно-образовательной среды как педагогической системы особого вида.

У 4164

59. Усачёв, Ю. Е. Метод построения семантической структуры учебного пособия / Ю. Е. Усачёв // XXI век : итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. Сер. Техн. науки. Информ. технологии. – 2013. – 10 (14). –
С. 96–103. – Библиогр.: 12 назв.

Предложен метод построения семантической структуры учебного пособия, представленной в виде онтологии. Показана модель учебного пособия в виде множества понятий, на котором задано отношение "определение". Утверждается, что задача построения семантической структуры документа сводится к задаче построения верхней полурешётки. Приведён алгоритм построения полурешётки. Описанный метод построения таксономии может быть использован при разработке модели знаний некоторой дисциплины с целью использования её при разработке интеллектуальных электронных учебников, экспертных систем по оценке качества знаний студентов, систем рецензирования качества учебного пособия и его смыслового содержания.

См. также № 20, 33.

  
На главную