Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

Д10-13/6949

44. Алексеев, Г. В. Инновационные технологии в высшем профессиональном образовании / Г. В. Алексеев // Инновации в современной науке : материалы II Междунар. осен. симп., 27 нояб. 2013 г. : сб. науч. тр. / Центр науч. мысли ; под науч. ред. Г. Ф. Гребенщикова. – М., 2013. – С. 17–20. – Библиогр.: 4 назв.

Современное состояние высшего профессионального образования требует немедленного внедрения в образовательный процесс инновационных приёмов его ведения. Особенно это необходимо для развития дистанционного обучения. Предложен вариант проведения виртуальных лабораторных работ, в частности для применения в дистанционном обучении, на базе разработанного программного обеспечения в пакете программ CS-4. Имеющийся опыт использования подтверждает его эффективность для формирования необходимых профессиональных компетенций как у студентов-заочников, так и у студентов дневной формы обучения.

Ж2-13/56412

45. Артеменко, В. Б. Веб-аналитика в электронном обучении : агент-ориентированный и сетевой подходы / В. Б. Артеменко // Информационные технологии XXI века : материалы междунар. науч. конф. 20 – 24 мая 2013 г., Хабаровск / Тихоок. гос. ун-т, Чанчунс. ун-т. – Хабаровск, 2013. –
С. 242–247. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается инструментарий выработки веб-аналитики в сфере дистанционного обучения с помощью агент-ориентированного и нейросетевого подходов. Предлагается гибридная агент-ориентированная модель со встроенными искусственными нейронными сетями. Модель направлена на поддержку компьютерных имитационных экспериментов оценивания тенденций производства и распространения знаний участниками (агентами) трех типов: авторами, тьюторами и студентами дистанционных курсов. Исследуется эффективность использования программного обеспечения для реализации этой модели на примере одного из вузов.

У 3902

46. Архитектурный подход к созданию и сопровождению образовательных ресурсов / А. И. Водяхо [и др.] // Изв. СПбГЭТУ "ЛЭТИ". – 2014. – № 3. – С. 23–28. – Библиогр.: 2 назв.

Обсуждаются возможные подходы к управлению образовательными ресурсами университетов, занимающихся подготовкой ИТ-специалистов. Вводится понятие архитектуры образовательного ресурca. Предлагается архитектурный фреймворк, ориентированный на управление образовательным контентом.

Ж2-13/56412

47. Белов, С. А. Из опыта применения блогов в учебном процессе вуза для формирования информационной компетентности студентов / С. А. Белов // Информационные технологии XXI века : материалы междунар. науч. конф. 20 – 24 мая 2013 г., Хабаровск / Тихоок. гос. ун-т, Чанчунс. ун-т. – Хабаровск, 2013. – С. 248–251. – Библиогр.: 6 назв.

Выдвинута проблема формирования информационной компетентности студентов – будущих педагогов профессионального обучения. В качестве дидактического средства решения проблемы предложено использование учебного блога, доказана эффективность его использования.

Р 2923

48. Вишнякова, Л. А. Два подхода к проблеме автоматизации контроля знаний / Л. А. Вишнякова, М. Ю. Шевелев, Ю. П. Шевелев // Информатика и образование. – 2014. – № 1 (250). – С. 74–77. – Библиогр.: 3 назв.

В современных системах автоматизированного обучения контроль знаний осуществляется по аналогии с человеком, это антропоморфный подход. Его главный признак состоит в том, что компьютер может выполнять две функции: контролировать усвоение знаний и сообщать правильные ответы. При неантропоморфном подходе в компьютерной памяти массивы эталонных ответов отсутствуют, поэтому компьютер способен контролировать, но сообщать правильные ответы не может. Неантропоморфный подход отличается многими положительными свойствами. В данной работе приведён вариант его реализации. При этом контроль реализуется на основе естественных ответов, представляемых упорядоченными последовательностями знаков какого-либо алфавита. Могут применяться любые выборочные системы.

Ж2-13/56412

49. Волков, А. А. Информационно-аксиологический подход к повышению доступности и качества образования слоев населения, у которых по объективным причинам нет возможности проходить классическое обучение / А. А. Волков, С. А. Гастев // Информационные технологии XXI века : материалы междунар. науч. конф. 20 – 24 мая 2013 г., Хабаровск / Тихоок. гос. ун-т, Чанчунс. ун-т. – Хабаровск, 2013. – С. 309–313. – Библиогр.:
8 назв.

Если рассматривать дистанционное образование как средство повышения эффективности образования в целом, то применять его следует, прежде всего, для слоёв населения, у которых по объективным причинам нет возможности проходить классическое обучение. Так, на развитие дистанционного образования детей-инвалидов в 2012 году определено бюджетных ассигнований в размере – 2,5 млрд рублей, что на 60% больше, чем на развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании. Из этого следует необходимость повышать качество дистанционного обучения, тем более, что государство намерено вкладывать средства в это направление.

Ж2-13/56412

50. Грязнова, Е. В. Анализ преимуществ использования мультимедийных технологий в системе образования / Е. В. Грязнова // Информационные технологии XXI века : материалы междунар. науч. конф. 20 – 24 мая 2013 г., Хабаровск / Тихоок. гос. ун-т, Чанчунс. ун-т. – Хабаровск, 2013. –
С. 265–269. – Библиогр.: 5 назв.

В системе образования Российской Федерации проводятся работы по интеграции информационных технологий и научно-методического обеспечения учебного процесса с целью сформировать в России открытое образовательное пространство, доступное всем слоям населения. Использование мультимедийной техники играет здесь важную роль. Раскрыты возможности и преимущества её применения.

Р 2923

51. Зенкина, С. В. Развивающая информационно-образовательная среда дистанционного обучения как фактор социализации детей-инвалидов / С. В. Зенкина, О. А. Савельева, Е. М. Жимаева // Информатика и образование. – 2013. – № 10. – С. 73–76. – Библиогр.: 7 назв.

Освещён опыт Московской области в проектировании и создании развивающей информационно-образовательной среды дистанционного обучения для сопровождения детей-инвалидов. Предложена структура среды дистанционного обучения. Выявлена специфика содержания используемых цифровых образовательных ресурсов.

Р 2923

52. Ивашнёва, С. В. Автоматизированное экспертное оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников /
С. В. Ивашнёва // Информатика и образование. – 2013. – № 10. – С. 59–63. – Библиогр.: 8 назв.

Представлен проект компьютерной программы для экспертного оценивания уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Функциональные возможности программы подразумевают применение трёх моделей, две из которых основаны на квалификационном подходе. Третья модель, базирующаяся на компетентностном подходе, предусматривает возможность точной настройки с учётом специфики региона или конкретного учебного заведения.

Ж2-13/56412

53. Информационные и коммуникационные технологии электронного обучения для программы "МГУ – школе" / С. Т. Главацкий [и др.] // Информационные технологии XXI века : материалы междунар. науч. конф.
20 – 24 мая 2013 г., Хабаровск / Тихоок. гос. ун-т, Чанчунс. ун-т. – Хабаровск, 2013. – С. 270–274. – Библиогр.: 6 назв.

В рамках программно-аппаратного комплекса дистанционного обучения на факультете дополнительного образования МГУ имени М. В. Ломоносова разработана технологическая концепция, позволяющая полностью повторить схему проведения классического семинара, когда интерактивная доска используется одновременно и преподавателем, и слушателями.

У 3707

54. Киргинцев, М. В. Педагогический потенциал образовательных сред на базе современных инфокоммуникационных технологий / М. В. Кир­гинцев, Н. С. Киргинцева // ИнВестРегион. – 2013. – № 4 (34). – С. 88–92. – Библиогр.: 18 назв.

Раскрывается педагогический потенциал образовательных сред на базе современных инфокоммуникационных технологий. Особое внимание уделяется образовательным функциям дидактической информационной среды.

Р 2923

55. Кузнецов, А. А. Основные направления подготовки руководителей системы образования к использованию электронных ресурсов в профессиональном самообразовании / А. А. Кузнецов, М. М. Ниматулаев // Информатика и образование. – 2013. – № 10. – С. 53–58. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются вопросы организации профессионального самообразования как части непрерывного профессиональнoro образования. Анализируются особенности его составляющих и этапов реализации, возможности применения средств веб-технологий в качестве образовательных ресурсов. Предлагается содержание подготовки студентов педвузов в области использования средств веб-технологий для последующего профессионального самообразования.

Д10-13/6826

56. Лузгин, С. Н. Учебный портал вуза : каким он должен быть /
С. Н. Лузгин // Актуальные проблемы информатизации науки и производства : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. "Татищев. чтения : актуал. проблемы науки и практики", 18 – 21 апр. 2013 г., Тольятти / Волж. ун-т им. В. Н. Татищева. – Тольятти, 2013. – С. 204–211. – Библиогр.: 3 назв.

Освещён опыт создания и использования учебного портала в Российском университете дружбы народов (РУДН). Сформулирован ряд требований к вузовскому учебному порталу.

Ж2-13/56412

57. Панченко, Т. В. Формирование профессиональной педагогической и информационной компетентности студентов в условиях проектной деятельности по созданию электронных образовательных ресурсов / Т. В. Панченко // Информационные технологии XXI века : материалы междунар. науч. конф. 20 – 24 мая 2013 г., Хабаровск / Тихоок. гос. ун-т, Чанчунс. ун-т. – Хабаровск, 2013. – С. 286–291. – Библиогр.: 10 назв.

Описаны теоретические и практические аспекты формирования профессиональной педагогической и информационной компетентности будущих учителей в условиях проектной деятельности. Рассмотрены направления работы и принципы организации проектной деятельности по проектированию и созданию электронных образовательных ресурсов и их применению в условиях образовательного процесса школы и высшего учебного заведения.

Р 2923

58. Покосовская, О. В. Информационно-образовательная среда как средство оптимизации управления образовательным процессом в условиях многофункционального образовательного комплекса / О. В. Покосовская // Информатика и образование. – 2014. – № 1 (250). – С. 90–94. – Библиогр.: 12 назв.

Раскрывается содержание основных этапов формирования образовательных комплексов. Подробно рассматривается процесс формирования информационно-управленческой сферы как составной части единой информационно-образовательной среды комплекса, формулируются критерии оптимального управления образовательным процессом в условиях образовательного комплекса.

Ж2-13/56380

59. Сиволап, Т. Е. Методологические аспекты использования инновационных технологий в образовательном процессе / Т. Е. Сиволап // Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке : VII С.-Петерб. конгр., 27 – 28 нояб. 2013 г., Санкт-Петербург : сб. тр. / Нац. минерально-сырьевой ун-т "Горный". – СПб., 2013. – С. 199–202. – Библиогр.: 7 назв.

Освещаются особенности применения дистанционной формы обучения, которая включает в себя компьютерные и интернет-технологии. Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, является коммуникацией, сотрудничеством в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

Д10-13/7731

60. Сидоренко, Н. С. Использование облачных технологий для организации обучающего информационного пространства / Н. С. Сидоренко // Труды Братского государственного университета. Сер. Проблемы управления социально-экономическим развитием регионов Сибири : докл. IV (IX) Всерос. науч.-практ. конф., 17 – 19 апр. 2013 г. / Братск. гос. ун-т. – Братск, 2013. – С. 117–122. – Библиогр.: 3 назв.

Оценена возможность применения современных облачных технологий в учебном процессе. Отмечено, что наиболее полно облачные технологии задействуются, когда работа с прикладными решениями организуется в модели сервиса. Выделены преимущества работы в модели сервиса.

Р 2923

61. Смолянинова, О. Г. Электронный портфолио как средство поддержки интерактивного взаимодействия в информационно-образователь­ной среде / О. Г. Смолянинова, О. А. Иманова // Информатика и образование. – 2014. – № 1 (250). – С. 12–17. – Библиогр.: 7 назв.

Представлены возможности электронного портфолио для поддержки интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде учебного заведения. Показаны механизмы эффективного использования учебно-методических электронных ресурсов, разработанных в системе Moodle, и е-портфолио – в виртуальной среде Mahara. Приведена схема взаимодействия различных субъектов образовательного пространства Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета (ИППС СФУ) посредством технологии е-портфолио с перспективой на рынок труда. Описаны технологии управления учебной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде ИППС СФУ через электронные курсы, представленные в виртуальной среде "Кабинет магистров", и научно-образо­вательные ресурсы сайта ИППС СФУ.

У 4282

62. Сморкалов, А. Ю. Система переноса лекций в виртуальный мир vAcademia с использованием возможностей Microsoft Kinect и потоковых процессоров / А. Ю. Сморкалов, И. А. Садовин // Прогр. системы и вычисл. методы. – 2013. – № 4 (5). – С. 354–362. – Библиогр.: 5 назв.

Предлагаются методы и архитектура системы переноса "живых" лекций в виртуальный мир vAcademia. Система записывает голос лектора и использует Microsoft Kinect для захвата жестов преподавателя, преобразуя эти данные в анимацию аватара лектора. На основе использования возможностей потоковых процессоров содержимое экрана проектора, который использует преподаватель, переносится непосредственно в виртуальный мир и отображается в совместном графическом рабочем пространстве, а также происходит дополнительный анализ изображения с видеокамеры Kinect для более точного определения положения тела преподавателя. Использование потоковых процессов позволило эффективно реализовать передачу содержимого экрана проектора на совместное рабочее пространство в виртуальном мире, а также осуществлять распознавание цветных маркеров на теле преподавателя практически без потери производительности. Применение Kinect для захвата лекций (совместно с получением изображения с проектора или интерактивной доски и отображением его на виртуальной доске) могло бы позволить учителям использовать виртуальные миры как мощное средство обучения, находясь в привычной для себя среде.

Ж2-13/56412

63. Сорокин, Р. С. Организация тестирования при дистанционной форме образования / Р. С. Сорокин // Информационные технологии
XXI века : материалы междунар. науч. конф. 20 – 24 мая 2013 г., Хабаровск / Тихоок. гос. ун-т, Чанчунс. ун-т. – Хабаровск, 2013. – С. 492–499. – Библиогр.: 11 назв.

Рассматриваются технологии контроля знаний и методы идентификации и аутентификации пользователей при дистанционном образовании в вузах России. Основным недостатком этой области является проблема намеренного искажения итогового результата теста по дисциплине путём подмены личности. В качестве решения предлагается многофакторная система проверки пользователей перед контрольными мероприятиями, а также аудит личности на всем протяжении контрольного мероприятия.

Р 16

64. Стародубцев, В. А. От адаптированной коммуникационной среды к персональной образовательной сфере / В. А. Стародубцев, А. А. Киселёва // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 3. – С. 91–94. – Библиогр.:
11 назв.

С позиции повышения эффективности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании показана необходимость перехода от существующей в настоящее время коммуникационной среды, персонализированной сервисами браузеров, поисковых и других сервисов Интернета к суверенизированной образовательной среде и её конвертации в персональную образовательную сферу преподавателя (студента).

Р 2923

65. Стрекалова, Н. Б. Особенности открытых информационно-образо­вательных сред как педагогических систем / Н. Б. Стрекалова // Информатика и образование. – 2014. – № 1 (250). – С. 48–50. – Библиогр.:
7 назв.

Современные информационно-образовательные среды рассматриваются с позиций социально-педагогического подхода, приводятся особенности их функционирования, обусловленные переходом данных сред во всё более открытое состояние.

У 4392

66. Темникова, Е. А. Автоматизированная система мониторинга учебного процесса и онтология предметной области для учебного центра /
Е. А. Темникова, В. С. Асламова // Вопр. естествознания. – 2014. – № 1 (2). – С. 42–48. – Библиогр.: 4 назв.

Описана разработанная авторами онтология предметной области, в которой отражена информация о структуре учебного центра "Профиль", занимающегося подготовкой специалистов в сфере промышленной безопасности. Представлена онтология предметной области, разработанная с помощью редактора Protege 4.2. Приведены примеры описания онтологии на языке RDF, концептуальной карты и SPARQL-запросов. Дана характеристика автоматизированной системы мониторинга учебного процесса "Профиль", которая позволяет формировать списки и таблицы с данными, редактировать, удалять и хранить их, автоматически рассчитывать коэффициент эффективности учебного процесса, выводить в печать все требуемые формы отчётов, что значительно снижает трудоёмкость обработки данных.

Ж2-13/56380

67. Федоров, О. В. Перспективы применения методов интеллектуального анализа данных при моделировании образовательного процесса в вузе / О. В. Федоров, В. С. Абруков, Л. Г. Ефремов // Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке : VII С.-Петерб. конгр., 27 – 28 нояб. 2013 г., Санкт-Петербург : сб. тр. / Нац. минерально-сырьевой ун-т "Горный". – СПб., 2013. – С. 135–139. – Библиогр.: 4 назв.

Исследованы перспективы применения методов интеллектуального анализа данных (Data Mining) при моделировании образовательного процесса в вузе. С помощью искусственных нейронных сетей получены вычислительные модели связей баллов, полученных на ЕГЭ, и успеваемостью студентов на первом курсе, а также связей между оценками, полученными студентами на экзаменационных сессиях разных семестров.

 

68. Черных, С. И. Правовое регулирование электронного образовательного пространства : реальность и иллюзии / С. И. Черных, В. И. Паршиков // Проф. образование в соврем. мире. – 2014. – № 1 (12). – С. 5–12. – Библиогр.: 13 назв.

Авторы считают, что электронное образовательное пространство нельзя рассматривать как простой инвариант образовательного пространства. Резкое расширение субъектов, взаимодействующих в "поле" электронного пространства, определяет новые задачи его правового регулирования. Анализ имеющейся сегодня в России правовой базы, в том числе новых ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Ф3 № 11 от 28 февраля 2012 г., не только показывает их своевременность, но и позволяет зафиксировать недостаточность их правового формата для существования правового регулирования как полноценного. Это определяет своеобразную декларативность норм и их частичную диффузию в сторону этической направленности. Последняя не является нормативной и не может являться таковой, поэтому множественные абстракции, возникающие в формировании образовательно-правового пространства, не могут разрешаться на основе этических принципов. Особенно это актуально для образовательно-правового пространства России, переживающей в своем развитии сложный трансформационный период.

У 3236

69. Шишелова, Т. И. Опыт внедрения интерактивных методов обучения в Иркутском государственном техническом университете / Т. И. Шишелова, Н. П. Коновалов, В. В. Шульга // Фундам. исслед. – 2014. – № 3,
ч. 1. – С. 197–200. – Библиогр.: 5 назв.

 Внедрение образовательных стандартов третьего поколения требует новых форм организации учебного процесса. Одним из требований к условиям реализации основных образовательных программ подготовки специалистов на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной работой. Проведены исследования интерактивных форм обучения. Основное внимание уделено методу проекта. Изучены организационно-педагогические условия использования в лекционном курсе метода проекта и разработаны его этапы. Описан опыт внедрения и интерактивного проектного метода, имеющего профессиональную направленность. Сделан вывод о необходимости применения современных интерактивных форм обучения с младших курсов, когда начинает закладываться научный потенциал и формируются необходимые компетенции, что определяет подготовку квалифицированного конкурентоспособного специалиста.

См. также № 30, 32, 33, 34, 35, 77.

  
На главную