Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Д10-14/7766

70. Аксенова, Н. А. Аспекты взаимовлияния научной деятельности вуза на образовательную / Н. А. Аксенова // Современные тенденции в экономике и управлении : новый взгляд : сб. материалов XXIV Междунар. науч.-практ. конф., 17 февр. 2014 г., Новосибирск / под общ. ред.
С. С. Чернова. – Новосибирск, 2014. – С. 238–242. – Библиогр.: 2 назв.

Для построения рациональной системы управления научной деятельностью и оценки её влияния на образовательную деятельность вуза требуется создание методики оценки влияния. Данная методика оценки строится на основе критериев и показателей, характеризующих степень воздействия научно-исследовательской деятельности вуза на образовательный процесс, возможность достижимости требуемого результата и эффективность способа его получения. Методика позволяет дать оценку правильности и рациональности использования имеющихся ресурсов. Выделены основополагающие индикаторы воздействия.

М/68902 № 2

71. Аралов, А. В. Стратегический маркетинг в деятельности негосударственного вуза / А. В. Аралов // Современные фундаментальные и прикладные исследования : материалы междунар. науч.-практ. конф. "Проблемы и перспективы развития соврем. проф. образования", 6 дек. 2013 г., Ессентуки / АНО «УЦ "Магистр"». – Кисловодск, 2013. – № 2 : Спец. вып. – С. 9–19. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрены основные категории, задействованные в понятии стратегического маркетинга. Автором предпринята попытка создать алгоритм построения маркетинговой стратегии негосударственного вуза на примере Ессентукского института управления, бизнеса и права.

У 2880

72. Базжина, В. А. Кадровый резерв как вид инвестиций в человеческий капитал вуза / В. А. Базжина, В. В. Лобатюк, А. Н. Литвинов // Проблемы соврем. экономики. – 2013. – № 4 (48). – С. 373–377. – Библиогр.:
11 назв.

Дано определение человеческого капитала вуза. Раскрыта структура труда научно-педагогических работников. Предложена система разработки молодежного кадрового резерва научно-педагогических работников как вида инвестиций в человеческий капитал вуза. Описаны результаты социологического исследования, проведённого в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Сделан оценочный прогноз увеличения публикационной активности вуза в целом за счёт реализации программы "Кадровый резерв".

У 2511

73. Балабекова, Г. К. Инновационные технологии в научной практике библиотек Казахстана / Г. К. Балабекова // Вестн. БАЕ. – 2014. – № 1. –
С. 45–47.

Научно-исследовательская работа (НИР) библиотек Республики Казахстан является одним из основополагающих элементов их успешной деятельности. Результаты исследований позволяют применить новые подходы и методики в решении библиотечно-библиографических проблем, а также разобраться в закономерностях функционирования этих учреждений и спрогнозировать их дальнейшее развитие. К числу главных направлений НИР библиотек Казахстана относятся следующие: история библиотечного дела, изучение чтения, книги и книжной культуры в казахстанском обществе; организация и управление библиотечными процессами; участие библиотек в реализации государственных программ.

У 2511

74. Валиев, Д. А. Научно-исследовательская работа библиотек Республики Таджикистан / Д. А. Валиев // Вестн. БАЕ. – 2014. – № 1. – С. 51–52. – Библиогр.: 3 назв.

Освещён процесс научно-исследовательской деятельности библиотек Таджикистана. Выделены основные задачи: планирование и развитие сети библиотек в различных регионах республики, техническое переоснащение и укрепление материально-технической базы библиотек, подготовка специалистов, укрепление научной базы, улучшение комплектования библиотечных фондов.

У 2511

75. Давлетярова, Н. А. Развитие научно-исследовательской деятельности библиотек Кыргызстана : история, современность, перспектива /
Н. А. Давлетярова // Вестн. БАЕ. – 2014. – № 1. – С. 48–50.

Дан краткий обзор научно-исследовательской деятельности библиотек Кыргызстана с 60-х годов прошлого века по настоящее время. Отмечена роль Международной научной конференции «Иссык-Куль... "Библиотека и демократизация общества"», которая, начиная с 1999 г., проводится ежегодно. Поставлена основная задача – определить проблематику научных исследований в области библиотечного дела в соответствии с единой стратегией развития науки, позволяющих создать научно обоснованные инновационные методы организации библиотечной деятельности в республике.

Д10-14/7847

76. Деев, А. В. Формирование имиджа национального исследовательского университета как компонент маркетинговой деятельности на мировом рынке образовательных услуг / А. В. Деев // Стратегия устойчивого развития регионов России : сб. материалов XIX Всерос. науч.-практ. конф., 21 февр. 2014 г., Новосибирск / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск, 2014. – С. 119–124. – Библиогр.: 7 назв.

Исследованы факторы, тормозящие увеличение контингента иностранных студентов российских университетов, ключевой из которых – имидж университета. Предложено создать комплекс маркетинговых мероприятий по формированию положительного имиджа регионального университета как фактора его конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг.

Ж2-13/56380

77. Кротова, С. Ю. Информационные системы управления и оптимизации работы высших учебных заведений / С. Ю. Кротова // Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке : VII С.-Петерб. конгр., 27 – 28 нояб. 2013 г., Санкт-Петербург : сб. тр. / Нац. минерально-сырьевой ун-т "Горный". – СПб., 2013. – С. 123–126. – Библиогр.: 3 назв.

Представлен обзор информационных систем и программных продуктов, которые используются для организации и сопровождения работы высших учебных заведений. Проанализирована структура программных продуктов, рассмотрены основные функции систем, определены задачи, которые могут быть выполнены средствами данных систем.

У 2990

78. Личутин, А. В. Культура и образование : стратегии в динамике. Вызов для библиотечного сообщества / А. В. Личутин // Библ. дело. – 2014. – № 3 (213). – С. 40–44. – Продолж. см. в № 4 за 2014 г.

Дано определение термина "библионика". Автор рассматривает библионику как конструктор понятий, из которых собираются стратегии библиотек.

Д10-14/7766

79. Михайлов, В. Н. Возможные риски и стратегии развития российской системы высшего образования в контексте вступления в ВТО /
В. Н. Михайлов // Современные тенденции в экономике и управлении : новый взгляд : сб. материалов XXIV Междунар. науч.-практ. конф., 17 февр. 2014 г., Новосибирск / под общ. ред. С. С. Чернова. – Новосибирск, 2014. – С. 17–22. – Библиогр.: 6 назв.

Проведён анализ рисков российской системы высшего образования в контексте вступления в ВТО. Показаны стратегии развития высшего образования, способствующие как эффективному стабильному развитию, так и увеличению объёма экспорта образовательных услуг.

Ар13-19482

80. Мойсеюк, В. Г. Формирование организационно-экономических инноваций в системе управления конкурентоспособностью вуза : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В. Г. Мойсеюк. – СПб., 2013. – 20 с.: ил. – Библиогр.: 8 назв.

Изучены процессы и механизмы совершенствования управления инновационной деятельностью вуза в условиях реформирования высшей школы. Предложен алгоритм применения инструментария бенчмаркинга для формирования стратегии конкурентоспособности вуза. Установлено, что бенчмаркинг как инструмент стратегического управления конкурентоспособностью вуза может привести к направлению деятельности вуза, ориентированной на такие ценности, как способность к обучению, повышение профессионального потенциала профессорско-преподавательского состава, что должно быть обусловлено непрерывностью инновационной деятельности в рамках внедрения системы бенчмаркинга в работу вуза.

Д10-13/7731

81. Патрусова, А. М. Применение принципов менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования / А. М. Патрусова, О. К. Слинкова // Труды Братского государственного университета. Сер. Проблемы управления социально-экономическим
развитием регионов Сибири : докл. IV (IX) Всерос. науч.-практ. конф.,
17–19 апр. 2013 г. / Братск. гос. ун-т. – Братск, 2013. – С. 277–284. – Библиогр.: 3 назв.

Построение системы менеджмента качества (СМК) в вузе предполагает активное внедрение процессной составляющей. Однако достаточно сложно осуществить переход от существующей линейно-функциональной системы управления к процессно-ориентированной. На конкретном примере показаны особенности применения процессного подхода при построении СМК.

У 3902

82. Перспективы создания тиражируемого решения в области вузовских систем качества на базе развитой системы электронного документооборота с элементами системы управления бизнес-процессами / Ю. С. Татаринов [и др.] // Изв. СПбГЭТУ "ЛЭТИ". – 2014. – № 3. – С. 33–38. – Библиогр.: 7 назв.

Изучены подходы к построению тиражируемой системы менеджмента качества вуза. Дано сравнение пригодных для решения такой задачи классов систем. Приведено обоснование выбора в качестве базы системы электронного документооборота с элементами системы управления бизнес-процессами.

Ж2-13/56380

83. Подолянец, Л. А. Финансовые аспекты международной интеграции образования / Л. А. Подолянец // Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке : VII С.-Петерб. конгр., 27 – 28 нояб. 2013 г.,
Санкт-Петербург : сб. тр. / Нац. минерально-сырьевой ун-т "Горный". – СПб., 2013. – С. 226–229. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрены западные методы финансирования образования. Автором выделены существенные проблемы в финансировании российского образования, связанного с международным рынком образовательных услуг.

У 2880

84. Ряховский, Д. И. Реализация программ дополнительного профессионального образования в свете нового закона "Об образовании в Российской Федерации" / Д. И. Ряховский // Проблемы соврем. экономики. – 2013. – № 4 (48). – С. 367–372. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрены проблемы реализации программ дополнительного профессионального образования, затронуты вопросы документационного обеспечения учебного процесса, а также его оформления при реализации программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

М/68840 № 1

85. Совершенствование качества образования : материалы X (XXVI) Всерос. науч.-метод. конф., 4 – 6 марта 2013 г. : в 4 ч. Ч. 1. / Брат. гос. техн. ун-т, Межрегион. обществ. орг. "Акад. проблем качества". Ассоц. по сертификации "Рус. Регистр" и др. – Братск : Изд-во БрГУ, 2013 – 262 с. : ил. – Библиогр. в конце отд. ст. – ISBN 978-5-8166-0376-8.

Сборник содержит материалы научно-методических исследований и практической реализации образовательной деятельности и организации воспитательной работы со студентами в сфере профессионального образования в новых социокультурных условиях. Материалы представлены по двум секциям: "Система менеджмента качества образовательного учреждения: разработка и развитие" и "Реализация образовательной деятельности в условиях уровневой системы профессионального образования". Особое внимание уделено инновационным подходам в современном образовании.

У 2511

86. Солоиденко, Г. И. Научно-исследовательская работа украинских библиотек : направления, приоритеты, эффективность / Г. И. Солоиденко // Вестн. БАЕ. – 2014. – № 1. – С. 52–57. – Библиогр.: 12 назв.

Освещён опыт научно-исследовательской работы (НИР) библиотек Украины. Отмечено, что за последние два десятилетия в содержании и организации библиотечной науки в Украине произошёл ряд серьёзных позитивных изменений: сегодня она характеризуется многоаспектностью проблем и разнообразием тематики, имеет свои существенные особенности. Ведущие библиотеки выполняют программные и комплексные исследования, активно ищут наиболее оптимальные модели организационного, структурного и технологического развития библиотек различных типов и видов. 

У 2511

87. Тараненко, Т. С. Формирование положительного имиджа библиотеки : PR-технологии и реклама / Т. С. Тараненко // Вестн. БАЕ. – 2014. – № 1. – С. 78–81. – Библиогр.: 5 назв.

Одной из приоритетных задач современной библиотеки можно назвать формирование системы эффективной коммуникации и повышение рейтинга библиотеки как информационного учреждения. Раскрыта роль так называемых Public Relations (PR), то есть общественного взаимодействия, в этом процессе. Предложен план проведения библиотечной PR-кампании.

У 2511

88. Тахиров, К. М. Основные этапы развития научно-исследо­ва­тель­ской деятельности азербайджанских библиотек / К. М. Тахиров, С. А. Ахмедли // Вестн. БАЕ. – 2014. – № 1. – С. 40–44. – Библиогр.: 12 назв.

Отражена научно-исследовательская работа некоторых библиотек Азербайджана: Азербайджанской национальной библиотеки (АНБ), Научной библиотеки Бакинского государственного университета, Библиотеки Азербайджанской дипломатической академии и Республиканской научно-педагогической библиотеки. В программах исследований, как правило, на первый план выдвигаются проблемные вопросы: отношение различных групп к массовой библиотеке, качество информационно-библиотечных услуг и информационно-библиотечного обслуживания, читательский спрос в массовых библиотеках, регулярность и интенсивность чтения, рекомендательные библиографические пособия, библиотека как источник получения литературы, библиотека как современный информационный центр. Проведённые научные исследования позволяют выявить принципы модернизации библиотечного обслуживания и пути повышения его эффективности.

Р 2622

89. Хан, А. Государственные библиотеки Великобритании во времена жесткой экономии / А. Хан ; пер. Е.А. Шибаева // Библиотековедение. – 2014. – № 1. – С. 86–91. – Библиогр.: 6 назв.

В период переосмысления роли библиотек им необходимо доказывать конкурентоспособность и находить альтернативные пути сохранения и повышения своего авторитета. В работе речь идёт о том, как британским библиотекам удаётся сохранять культурные традиции, одновременно оставаясь нужными и современными, как профессиональное библиотечное сообщество отстаивает свои интересы и приспосабливается к меняющимся требованиям времени.

Ар13-19211

90. Шеин, Е. А. Развитие маркетинговой деятельности высших учебных заведений на основе использования интернет-технологий : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. А. Шеин. – Белгород, 2013. – 24 с.: ил. – Библиогр.: 10 назв.

Дано обоснование отдельных теоретических положений и разработка конкретных практических рекомендаций по развитию маркетинговой деятельности высших учебных заведений на основе использования интернет-технологий. Решение поставленных задач осуществлялось на основе структурно-функционального, сравнительного и логического анализа, ситуационного подхода, а также различных методик графической интерпретации информации, маркетинговых исследований. Информационную базу исследования составили официальная информация Федеральной службы государственной статистики (Росстата), статьи в периодических специализированных изданиях, материалы, размещённые в Интернете, результаты выборочного обследования, проведённого автором, данные аналитических систем Интернета, в том числе Google Analytics.

Ж2-13/56380

91. Шестакова, Н. Н. Новые модели интеграции науки и образования в российских вузах / Н. Н. Шестакова // Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке : VII С.-Петерб. конгр., 27 – 28 нояб. 2013 г., Санкт-Петербург : сб. тр. / Нац. минерально-сырьевой ун-т "Горный". – СПб., 2013. – С. 170–175. – Библиогр.: 17 назв.

Статья посвящена исследованию новых моделей интеграции науки и образования в российских вузах, к числу которых относятся государственные университеты, обладающие особым статусом, национальные исследовательские университеты, федеральные университеты и некоторые другие формы (модели) интеграции. Рассмотрены основные характеристики и современный уровень развития.

У 2511

92. Юхновец, Т. С. Информационные потребности студентов : к разработке эффективных стратегий библиотек Беларуси / Т. С. Юхновец // Вестн. БАЕ. – 2014. – № 1. – С. 67–72. – Библиогр.: 7 назв.

На основе социологического опроса в Белорусском государственном университете проведён анализ информационных потребностей студентов. Даны рекомендации по формированию фонда вузовской библиотеки.

См. также № 16, 20, 29, 58.

  
На главную