Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Н/14610 № 1

102. Антопольский, А. Б. Теоретические основы веб-мониторинга научных и образовательных организаций / А. Б. Антопольский // Межотраслевая информ. служба. – 2014. – № 1 (166). – С. 18–23. – Библиогр.: 18 назв.

Рассмотрена проблема вебометрических методов оценки научных и образовательных институций как дополнения или альтернативы применяемым в системах управления наукой библиометрическим методам. Развитие научных коммуникаций в электронном виде, прежде всего в Интернете, а также распространение режима открытого доступа способствует распространению и признанию вебометрики. Описан мировой вебометрический рейтинг университетов и российский вебометрический индекс научных и образовательных организаций. Перечислены преимущества веб-мони­торинга, по сравнению с мировыми индексами цитируемости.

У 2835

103. Борисова, А. А. Механизм регулирования научно-исследо­вательской активности студентов на уровне факультета / А. А. Борисова // Изв. Иркут. гос. экон. акад. (Байкал. гос. ун-т экономики и права). – 2014. – № 1 (93). – С. 74–79. – Библиогр.: 4 назв.

Вузы по-разному выстраивают систему стимулирования научно-исследовательской активности студентов. Введение целевых показателей эффективности работы вуза, учитывающих в том числе и научно-исследовательскую работу, активизирует поиск новых способов вовлечения в неё студентов. В работе анализируются основные причины негативной динамики научно-исследовательской активности студентов. Представлен механизм введения регуляторов в организацию научной работы на внутрифакультетском уровне, основанный на принципах горизонтальной кооперации студентов и состязательности среди преподавателей. На основе практического опыта подтверждена возможность использования данного механизма в деятельности вуза в целях достижения приемлемых значений целевых показателей эффективности работы образовательного учреждения.

Р 2764

104. Вуд, М. Журналы, хранилища, рецензирование не коллегами и будущее коммуникации в научной среде / М. Вуд // Междунар. форум по информ. – 2014. – Т. 39, № 1. – С. 30–41. – Библиогр.: 22 назв.

Рецензируемые журналы являются основной частью системы, посредством которой научное знание развивается и передаётся. Часто указываются проблемы и предлагаются альтернативные возможности, но журнальная система все ещё сохраняется. Данная работа фокусируется на проблемах, связанных с надёжностью предметно-ориентированных журналов и рецензированием. В противоположность тому, что часто предполагается, существуют альтернативы современной системы, некоторые из которых становятся жизнеспособными только в связи с ростом Всемирной паутины. Рынок научных идей должен стать открытым в процессе отделения издательской деятельности от службы рецензирования: первая в идеале будет доступной через открытый доступ системой хранилищ на основе сети, охватывающей все дисциплины, тогда как последняя станет открытой, чтобы поощрять рецензии, осуществляемые не коллегами с различных точек зрения, рецензии пользователей, рецензии статистического характера, рецензии с учётом перспективы различных дисциплин и т.д. Возможность многочисленных рецензий относительно одного и того же артефакта должна поощрять соперничество между обеспечивающими рецензирование организациями и сделать систему в большей степени отвечающей требованиям различных групп аудитории. Эти возможности предлагают потенциал для создания более продуктивной научной системы.

У 3401

105. Глухова, А. В. К вопросу о критериях эффективности российских вузов / А. В. Глухова // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2014. – Т. 10,
№ 1. – С. 117–121. – Библиогр.: 7 назв.

Анализируются проблемы современной высшей школы России, критерии оценки эффективности деятельности вузов и отношение к ним отечественных и зарубежных учёных.

Р 2923

106. Губкин, В. А. Система оценки вузов по запросам и ожиданиям абитуриентов / В. А. Губкин // Информатика и образование. – 2013. – № 10. – С. 69–72. – Библиогр.: 11 назв.

Рассмотрены последние изменения в системе высшего образования как фактор дезориентации абитуриентов на рынке образовательных услуг. Обоснована необходимость создания системы оценки вузов в соответствии с запросами и ожиданиями абитуриентов, предложены требования к данной системе. Проанализированы конкретные реализации системы оценки вузов посредством создания информационной системы. Выявлены недостатки реализации и предложены пути их устранения.

Р 2764

107. Далтон, М. Деление при распространении публикаций. Факторы, влияющие на решение ученых и практиков области библиотековедения и информатики относительно выбора журнала / М. Далтон // Междунар. форум по информ. – 2014. – Т. 39, № 1. – С. 14–29. – Библиогр.: 35 назв.

С растущим объёмом научных результатов и продолжающимся появлением новых издательских каналов научное издательство становится переполненным. Анализируются факторы, влияющие на авторов области библиотековедения и информатики (LIS – Library and Information Studies) при выборе журнала для представления своих работ, и особенно значение опций открытого доступа (OA – Open Access) и библиометрических показателей в процессе принятия такого решения. Для сбора и ранжирования предпочтений и отношений специалистов области LIS использовалась анкета в режиме онлайн со шкалой Ликерта. Как часть анализа изучались две отдельные подгруппы с применением логически выведенных статистических тестов для выяснения, действительно ли деление исследования – практика, о которой так часто говорится в литературе по LIS, также повторяется при выборе журнала. Делается вывод, что выбор журнала для исследования в области LIS является сложным решением как для университетских учёных, так и для библиотекарей. Пока существует некоторая общность между двумя группами, многие переменные свидетельствуют о делении в практике и в предпочтениях в соответствии с существующим исследованием.

У 3549

108. Девисилов, В. А. Рейтинги российских научных журналов, специализирующихся на проблемах безопасности, защиты окружающей среды и экологии / В. А. Девисилов // Безопасность в техносфере. – 2014. – № 1. – С. 77–82. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрены методики расчёта индекса цитирования Science Index и импакт-факторов российских журналов с тематической ориентацией на проблемы безопасности, защиты окружающей среды и экологии. Выполнен анализ рейтинга основных российских журналов по указанной тематике. Обозначены основные проблемы российской научной периодики.

Р 2120

109. Евдокимов, В. И. Исследование публикационной активности в области медицинской техники в 2003 – 2012 гг. / В. И. Евдокимов, Т. Г. Горячкина, Б. И. Леонов // Мед. техника. – 2014. – № 1 (283). – С. 1–6. – Библиогр.: 11 назв.

 Представлены краткие сведения основных наукометрических индексов (цитирования, импакт-фактора, престижа журнала по версии SCImago Journal Ranking (SJR), потенциала цитирования (Source-Normalized Impact per Paper, SNIP), индекса Хирша). Показан алгоритм поиска статей в базе данных (БД) Scopus. За 10 лет анализируемого периода (2003 – 2012 гг.) в мире была издана 76 851 публикация в сфере медицинской техники, что составило около 16 % статей по медицине. Ежегодно БД Scopus пополняется на (7700 ± 300) публикаций в сфере медицинской техники. Отмечена недостаточная интеграция российских учёных в международное научное сообщество. Например, в Scopus были проиндексированы только 546 российских научных статей по медицинской технике (27-е место в мире). Раскрыты пути повышения публикационной активности российских учёных.

Р 23

110. Климова, Т. В. Регулирование публикационной активности – фактор, стимулирующий системное развитие научной деятельности /
Т. В. Климова, С. В. Заславская // Газовая пром-сть. – 2014. – № 704 : Спецвып. – С. 116–120. – Библиогр.: 4 назв.

Важным фактором поддержки и развития научной деятельности является организационное сопровождение науки, выраженное в процессе планомерного регулирования публикационной деятельности сотрудников. Такой процесс подразумевает стандартизацию и унификацию процедур, сопутствующих публикационной деятельности, превентивную формализацию отношений, касающихся распределения и передачи имущественных и неимущественных прав на продукты интеллектуальной деятельности между автором и работодателем, и проявляется в виде отработанной системы экспертирования и последующего мониторинга использования произведений, создаваемых авторами. Оценка эффективности научной деятельности учитывается при отнесении научной организации к тому или иному кластеру, определяющему перспективы развития организаций, включённых в его состав, и готовности государства оказывать необходимую им поддержку при разработке соответствующей научной проблематики. В ООО "Газпром ВНИИГАЗ", научно-исследовательском институте с 65-летией историей, более 10 лет назад сформировалась и развивается комплексная система сопровождения публикаций перед их выходом в печать, включая экспертирование компетентным сообществом. Результаты подобного сопровождения отражаются в динамике наукометрических показателей.

У 3409

111. Московкин, В. М. Организационно-экономический механизм сти­мулирования университетской публикационной активности на федеральном уровне / В. М. Московкин, И. С. Константинов, А. П. Пересыпкин // Унив. упр. : практика и анализ. – 2013. – № 6 (88). – С. 34–40. – Библиогр.:
26 назв.

На основе матриц абсолютной и удельной университетской публикационной активности и цитируемости, с использованием систем денежного вознаграждения за публикации, разработан организационно-экономический механизм стимулирования университетской публикационной активности на федеральном уровне. На его основе предлагается создавать программы повышения глобальной университетской конкурентоспособности на федеральном и университетском уровнях.

Р 2764

112. Николаисен, Й. Ядерные журналы по библиотековедению и информатике : измерение уровня специализации во времени / Й. Николаисен, Т. Ф. Франнсен // Междунар. форум по информ. – 2014. – Т. 39, № 1. –
С. 9–13. – Библиогр.: 18 назв.

Специализация в науке является процессом, происходящим во времени. Представлен библиометрический метод измерения степени специализации во времени. Он основан на библиографическом сочетании и подсчитывает долю повторных ссылок, полученных в последующие годы. Метод применяется к выборке ядерных журналов пo библиотековедению и информатике за 1990 – 2012 гг. Библиографические списки каждого журнала сравниваются по годам, и доля повторных ссылок подсчитывается делением числа повторных ссылок на общее число ссылок каждого года. Результаты показывают, что новая мера адекватно определяет изучаемый феномен (т.е. специализацию). Однако уровни повторных ссылок и развития со временем могут также частично объясняться старением феномена. Исследование среднего возраста ссылок и уровня специализации подтверждают положительную корреляцию. Кроме того, низкое значение г в квадрате (R2 = 0,2811) предполагает только частичное объяснение различий в уровнях повторного цитирования. Новый метод, по-видимому, предлагает надёжный способ измерения научной специализации как процесса. Однако требуются дальнейшие исследования для подтверждения результатов.

У 4063

113. Печников, А. А. Размышления о вебометрическом рейтинге /
А. А. Печников // Науч. периодика : проблемы и решения. – 2014. –
№ 1 (19). – С. 17–21.

Затронута проблема вебометрических рейтингов научных учреждений. Речь идёт о том, значения каких показателей (индикаторов) можно измерить для конкретного сайта. Освещён опыт вебометрического ранжирования испанской исследовательской группы Cybermetrics Lab, хорошо известной в России.

Н/19820 № 3

114. Скрипниченко, С. Ю. О комплексном показателе оценки эффективности научно-педагогической деятельности учёных – членов диссертационных советов / С. Ю. Скрипниченко, А. И. Плешаков // Научный вестник ГосНИИ ГА : сб. науч. тр. / Федер. агентство воздуш. трансп., Гос. науч.-исслед. ин-т гражд. авиации. – М., 2013. – № 3. – С. 147–151. – Библиогр.: 3 назв.

Обсуждается вопрос совершенствования комплексного показателя эффективности научно-педагогической деятельности учёных – членов диссертационных советов. Предлагается модифицированная структура этого показателя. Даются примеры результатов оценок эффективности научно-педагогической деятельности при исходной и модифицированной структуре комплексного показателя.

У 3884

115. Терехов, А. И. Количественное изменение параметров научного сотрудничества : анализ публикаций по теме углеродных наноструктур /
А. И. Терехов // Нанотехнологии : наука и пр-во. – 2014. – № 1 (28). –
С. 11–18. – Библиогр.: 4 назв.

Выполнен библиометрический анализ сотрудничества российских учёных в одном из важнейших направлений нанотехнологии, связанном с изучением углеродных наноструктур. В центре внимания вопросы развития соавторских связей, их роли и влияния на показатели воздействия российских публикаций. Исходная информация для анализа извлечена из базы данных Science Citation Index Expanded (БД SCIE). Полученные результаты представляют исследовательский интерес и могут быть полезны при принятии решений.

Р 51

116. Фёдоров, П. П. Взаимосвязь показателей цитирования российских учёных / П. П. Фёдоров, А. И. Попов // Вестн. РАН. – 2014. – Т. 84, № 3. – С. 222–232. – Библиогр.: 40 назв.

В данной работе цитирование рассмотрено как показатель преемственности научных исследований, как средство привлечения внимания и завоевания уважения в научном сообществе, как инструмент конкурентной борьбы между отдельными учёными и научными школами и, наконец, как основание библиометрического анализа. Преимущественное внимание авторы уделяют ситуации с цитированием работ российских учёных и поиску корреляции между индексом Хирша и рядом других основных библиометрических показателей. Изложены результаты исследования конкретного материала, отражающего научную продуктивность и цитируемость 60 российских и зарубежных учёных. Предложена простая формула, связывающая индекс Хирша с общим количеством цитирований работ одного автора.

Ж2-13/56412

117. Шахгельдян, К. И. Анализ рейтинга Webometrics / К. И. Шахгельдян, И. А. Трофимчук // Информационные технологии XXI века : материалы междунар. науч. конф. 20 – 24 мая 2013 г., Хабаровск / Тихоок. гос. ун-т, Чанчунс. ун-т. – Хабаровск, 2013. – С. 343–348. – Библиогр.: 12 назв.

Рассматривается рейтинг научной активности университетов в веб-пространстве Webometrics. Анализируются его результаты и обсуждаются рекомендации по улучшению позиции университета в этом рейтинге.

У 2046

118. Шрайберг, Я. Л. Карта российской науки / Я. Л. Шрайберг // Унив. кн. – 2014. – Март. – С. 46–47.

В рамках конференции "ЛИБКОМ – 2013" широкой общественности был впервые представлен новый проект Министерства образования и науки РФ "Карта российской науки", основными задачами которого являются агрегация и аналитическая обработка ключевых показателей результативности научно-исследовательской деятельности российских учёных и научных организаций. К участию в проекте привлечено около 5 тысяч организаций и более 0,5 млн учёных. ГПНТБ России является одним из операторов этой системы. Подробнее о проекте рассказывает Генеральный директор ГПНТБ Я. Л. Шрайберг.

Р 3105

119. Эзрох, Ю. Об оценке экономической активности преподавателей / Ю. Эзрох // Общество и экономика. – 2013. – № 11-12. – С. 54–66.

Показаны особенности стимулирования академической активности профессорско-преподавательского состава вузов как фактора повышения уровня высшего экономического образования в России. Проанализирована эффективность использования журнального перечня ВАК в области экономических наук как инструмента периодической количественной оценки академической активности.

Р 2764

120. Яффе, К. В правильном ли направлении развивается современная наука? / К. Яффе // Междунар. форум по информ. – 2014. – Т. 39, № 1. –
С. 3–8. – Библиогр.: 16 назв.

Современный политически корректный консенсус состоит в том, что растущий обмен научной интуицией, знанием, практиками и навыками на глобальном уровне приносит всем важные выгоды. Однако поддающиеся измерению наукометрические изменения за последнее десятилетие предполагают, что многие области знания развиваются в обратном направлении. Несмотря на рост числа журналов и опубликованных научных статей, увеличение числа ссылок, получаемых опубликованными статьями, и увеличение числа участвующих стран, важная часть научной деятельности приобретает более национальный характер. Кроме того, международное сотрудничество снижается в ряде предметных областей и в ряде географических регионов. Например, страны Азии становятся более изолированными в научном плане, а учёные, работающие в области гуманитарных наук во всех регионах мира, имеют национальную направленность и ещё больше становятся таковыми. Точные последствия этой динамики трудно предсказать, но она будет влиять на учёных. Большее количество данных об этих направлениях должно дать лучшее понимание постоянно совершенствующихся мировых научных моделей.

См. также № 52.

  
На главную