Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Информационно-коммуникационные технологии
и техника

У 2835

20. Архипова, З. В. Современные информационно-коммуникационные системы как фактор повышения конкурентоспособности высших учебных заведений / З. В. Архипова // Изв. Иркут. гос. экон. акад. (Байкал. гос. ун-т экономики и права). – 2014. – № 1 (93). – С. 126–130. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются проблемы разработки единого информационного пространства высшего учебного заведения с использованием систем управления корпоративными информационными ресурсами с открытым исходным кодом. Поиск путей создания эффективных и в то же время малобюджетных информационных систем является актуальной задачей для вузов. Применение свободного программного обеспечения (программного обеспечения с открытым кодом) – одно из направлений решения данной задачи. На основании обзора использования систем электронного документооборота в высших учебных заведениях и специфики документооборота вуза предлагается строить управление документацией на базе систем управления корпоративным контентом Enterprise Content Management (ЕСМ). Представлены виды контента в вузе. Сформулированы требования к системе управления контентом. Предложено использовать ЕСМ-систему Alfresco с открытым исходным кодом, дана её краткая характеристика. Разработка системы управления контентом вуза на базе Alfresco позволит сократить издержки, повысить качество управления и, как следствие, конкурентоспособность учебного заведения.

У 3775

21. Елфимова, Г. С. Особенности визуального восприятия информации на экране компьютера слабовидящими людьми / Г. С. Елфимова // Медиатека и мир. – 2014. – № 1. – С. 33–38.

В России в сферу предоставления информационных ресурсов и услуг слепым и слабовидящим людям вовлечены 69 региональных специальных библиотек, в первую очередь Российская государственная библиотека для слепых (РГБС), располагающая самым обширным в стране фондом литературы в альтернативных форматах и осуществляющая ресурсную и методическую поддержку библиотек в регионах, три специализированных издательства и ряд публичных библиотек. Наработан большой пласт знаний о том, как сделать электронные информационные ресурсы более доступными незрячим пользователям. В данной работе рассматриваются проблемы практического воплощения и факторы, препятствующие этому.

У 1816

22. Зацман, И. М. Информационно-компьютерная наука : технологические предпосылки становления / И. М. Зацман // Информ. технологии. – 2014. – № 3 (211). – С. 3–12. – Библиогр.: 45 назв.

Рассматриваются концептуальные и программные документы 7-й Рамочной программы Евросоюза, в которых обосновывается необходимость разработки новой парадигмы создания информационных технологий будущих поколений. Анализируются идеи Горна и Шрейдера об интеграции информационной и компьютерной наук в интересах формирования единой области знаний "информационно-компьютерная наука". Приводится описание характерных черт этой области знаний, которая позиционируется как возможный вариант новой парадигмы. В интересах дальнейшего развития теоретических оснований информационно-компьютерной науки формулируется аксиома герметичности её сред: ментальной, социально-коммуникационной и цифровой электронной. Анализируются примеры из медицинской информатики и компьютерной лингвистики, которые иллюстрируют роль этой аксиомы в процессе создания информационных технологий.

Р 2923

23. Информационные и коммуникационные технологии в образовательном кластере Псковской области / Ю. А. Демьяненко [и др.] // Информатика и образование. – 2013. – № 9. – С. 3–9. – Библиогр.: 3 назв.

Оценивается роль и место информационных и коммуникационных технологий как одного из средств формирования регионального образовательного кластера. Отражён современный взгляд на кластерные концепции применительно к механизмам развития субъектов Российской Федерации.

Р 2622

24. Колесникова, Т. А. Коммуникационные модели деятельности библиотек высшей школы / Т. А. Колесникова // Библиотековедение. – 2014. – № 1. – С. 114–122. – Библиогр.: 24 назв.

Показана эволюция и тенденции развития коммуникационных моделей деятельности библиотек (КМДБ) вузов, дано определение КМДБ. Описаны линейная и нелинейные (интеракционная и интеграционная) КМБД высшей школы. Определены основные направления коммуникационной деятельности библиотек вузов в условиях информатизации. Уделено внимание массмедийной коммуникации вузовских библиотек.

Р 2923

25. Мотайленко, Л. В. Методика интеграции образования и профессионального сообщества на базе информационных технологий / Л. В. Мотайленко, Д. И. Полетаев // Информатика и образование. – 2013. – № 9. –
С. 51–54. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматривается методика интеграции образования и профессионального сообщества, полученная на базе внедрения в учебный процесс вуза информационной технологии построения компетентностных областей. Сформулированы основные принципы и возможности методики. Предложена математическая модель основной образовательной программы в части профессиональных компетенций.

У 2403

26. Оптимизация и безопасность информационных систем и процессов / С. В. Скрыль [и др.] // Приборы и системы. Упр., контроль, диагностика. – 2014. – № 4. – С. 23–27. – Библиогр.: 14 назв.

Приводится набор функциональных показателей для оценки эффективности информационных процессов в интегрированных системах безопасности на основе дифференцированного подхода к решению проблемы обеспечения защищённости информации от угроз её искажения и блоки­рования. В качестве такого рода показателей представляются: полнота информации, своевременность её обработки, целостность и доступность, а также уровни угроз рассматриваемого типа. В качестве характеристики полноты и целостности информации используется объём обработанной информации и объём неискажённой вычислительной среды, а в качестве характеристик своевременности обработки информации и её доступности – время реализации информационных процедур и время доступа к информации соответственно. Объём обработанной информации предлагается определять в рамках метрики Холстеда, а объём неискажённой вычислительной среды – путём измерения её адресного пространства. Временные характеристики процедур обработки информации и обеспечения её доступности рассматриваются как измеряемые характеристики. В качестве характеристик уровня угроз искажения и блокирования информации используются статистические данные по числу атак типа "ложный объект вычислительной сети" и "отказ в обслуживании". Приводится унифицированный вероятностный формат представления показателей полноты информации, своевременности её обработки, целостности и доступности. Обосновывается надёжностный характер показателей уровня угроз искажения и блокирования информации в интегрированных системах безопасности как угроз нарушения работоспособности систем данного класса.

У 4195

27. Особенности архитектуры распределенных систем хранения данных устройств радиочастотной идентификации / О. И. Шишин [и др.] // Спецтехника и связь. – 2014. – № 1. – С. 26–28. – Библиогр.: 13 назв.

Рассматривается новый вид распределённых систем хранения данных под названием D-RFID. Модель таких систем состоит из нескольких радиочастотных меток и считывателей, где все составляющие системы могут независимо перемещаться с течением времени. Главным преимуществом D-RFID, по сравнению с "традиционными" системами с центральным сервером, является возможность хранить информацию об объектах, расположенных рядом с ними. Диапазон реальных и теоретических применений D-RFID очень широк: от применения на складах до интернет-коммуникаций.

У 3573

28. Погребан, С. В. К вопросу об оценке качества сканированных изображений / С. В. Погребан, Е. А. Тростин, И. А. Игнатенко // Изв. Ин-та инж. физики. – 2014. – № 1 (31). – С. 34–39. – Библиогр.: 4 назв.

Изучены компоненты системы сканирования, их роль в формировании сканированного изображения. Подробно изложены подходы к оценке качества сканированных изображений.

Ж2-13/56448

29. Поличка, А. Е. Инновационный потенциал подготовки кадров информатизации региональной системы образования в условиях функционирования информационно-коммуникационной предметной среды / А. Е. Поличка // Информационные технологии и высокопроизводительные вычисления : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25 – 27 июня 2013 г., Хабаровск / Вычисл. центр ДВО РАН, Тихоок. гос. ун-т. – Хабаровск, 2013. –
С. 273–276. – Библиогр.: 7 назв.

Инновационный потенциал комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы образования связывается с описанием методических систем данной инфраструктуры. Это позволяет определять навигацию в информационно-коммуникационной предметной среде для обеспечения реализации характеристик инновационности использования средств информационных и коммуникационных технологий.

Р 2923

30. Суворова, Т. Н. Проектирование электронных образовательных ресурсов : исходные позиции / Т. Н. Суворова // Информатика и образование. – 2013. – № 9. – С. 91–95. – Библиогр.: 14 назв.

Анализируется сложившееся положение в области информатизации образования. Рассматриваются причины низкого уровня эффективности внедрения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование. Предлагаются пути решения данной проблемы на уровне формирования исходных позиций при разработке электронных образовательных ресурсов. В качестве таких оснований выступают цели образования, системно-деятельностный подход в образовании и дидактические функции, возможности и свойства электронных образовательных ресурсов.

Р 2923

31. Хмылко, О. Н. Особенности обучения информационно-коммуни­кационным технологиям работников образования / О. Н. Хмылко // Информатика и образование. – 2013. – № 9. – С. 42–44.

Обобщается опыт повышения квалификации преподавателей вузов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Даются методические рекомендации по формированию их ИКТ-компетентности. Предложенная методика подходит как для гуманитарных дисциплин, так и для дисциплин естественнонаучного цикла.

См. также № 14, 39, 46, 95, 99.

  
На главную