Информационно-коммуникационные технологии
и техника
У 2835
20. Архипова, З. В. Современные
информационно-коммуникационные системы как фактор повышения
конкурентоспособности высших учебных заведений / З. В. Архипова // Изв.
Иркут. гос. экон. акад. (Байкал. гос. ун-т экономики и права). – 2014. – № 1
(93). – С. 126–130. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются проблемы разработки единого информационного
пространства высшего учебного заведения с использованием систем управления
корпоративными информационными ресурсами с открытым исходным кодом. Поиск
путей создания эффективных и в то же время малобюджетных информационных
систем является актуальной задачей для вузов. Применение свободного
программного обеспечения (программного обеспечения с открытым кодом) – одно
из направлений решения данной задачи. На основании обзора использования
систем электронного документооборота в высших учебных заведениях и специфики
документооборота вуза предлагается строить управление документацией на базе
систем управления корпоративным контентом Enterprise Content Management
(ЕСМ). Представлены виды контента в вузе. Сформулированы требования к
системе управления контентом. Предложено использовать ЕСМ-систему Alfresco с
открытым исходным кодом, дана её краткая характеристика. Разработка системы
управления контентом вуза на базе Alfresco позволит сократить издержки,
повысить качество управления и, как следствие, конкурентоспособность
учебного заведения.
У 3775
21. Елфимова, Г. С. Особенности визуального восприятия
информации на экране компьютера слабовидящими людьми / Г. С. Елфимова //
Медиатека и мир. – 2014. – № 1. – С. 33–38.
В России в сферу предоставления информационных ресурсов и
услуг слепым и слабовидящим людям вовлечены 69 региональных специальных
библиотек, в первую очередь Российская государственная библиотека для слепых
(РГБС), располагающая самым обширным в стране фондом литературы в
альтернативных форматах и осуществляющая ресурсную и методическую поддержку
библиотек в регионах, три специализированных издательства и ряд публичных
библиотек. Наработан большой пласт знаний о том, как сделать электронные
информационные ресурсы более доступными незрячим пользователям. В данной
работе рассматриваются проблемы практического воплощения и факторы,
препятствующие этому.
У 1816
22. Зацман, И. М. Информационно-компьютерная наука :
технологические предпосылки становления / И. М. Зацман // Информ.
технологии. – 2014. – № 3 (211). – С. 3–12. – Библиогр.: 45 назв.
Рассматриваются концептуальные и программные документы 7-й
Рамочной программы Евросоюза, в которых обосновывается необходимость
разработки новой парадигмы создания информационных технологий будущих
поколений. Анализируются идеи Горна и Шрейдера об интеграции информационной
и компьютерной наук в интересах формирования единой области знаний
"информационно-компьютерная наука". Приводится описание характерных черт
этой области знаний, которая позиционируется как возможный вариант новой
парадигмы. В интересах дальнейшего развития теоретических оснований
информационно-компьютерной науки формулируется аксиома герметичности её
сред: ментальной, социально-коммуникационной и цифровой электронной.
Анализируются примеры из медицинской информатики и компьютерной лингвистики,
которые иллюстрируют роль этой аксиомы в процессе создания информационных
технологий.
Р 2923
23. Информационные и коммуникационные технологии в
образовательном кластере Псковской области / Ю. А. Демьяненко [и др.] //
Информатика и образование. – 2013. – № 9. – С. 3–9. – Библиогр.: 3 назв.
Оценивается роль и место информационных и коммуникационных
технологий как одного из средств формирования регионального образовательного
кластера. Отражён современный взгляд на кластерные концепции применительно к
механизмам развития субъектов Российской Федерации.
Р 2622
24. Колесникова, Т. А. Коммуникационные модели
деятельности библиотек высшей школы / Т. А. Колесникова //
Библиотековедение. – 2014. – № 1. – С. 114–122. – Библиогр.: 24 назв.
Показана эволюция и тенденции развития коммуникационных
моделей деятельности библиотек (КМДБ) вузов, дано определение КМДБ. Описаны
линейная и нелинейные (интеракционная и интеграционная) КМБД высшей школы.
Определены основные направления коммуникационной деятельности библиотек
вузов в условиях информатизации. Уделено внимание массмедийной коммуникации
вузовских библиотек.
Р 2923
25. Мотайленко, Л. В. Методика интеграции образования и
профессионального сообщества на базе информационных технологий / Л. В.
Мотайленко, Д. И. Полетаев // Информатика и образование. – 2013. – № 9. –
С. 51–54. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматривается методика интеграции образования и
профессионального сообщества, полученная на базе внедрения в учебный процесс
вуза информационной технологии построения компетентностных областей.
Сформулированы основные принципы и возможности методики. Предложена
математическая модель основной образовательной программы в части
профессиональных компетенций.
У 2403
26. Оптимизация и безопасность информационных систем и
процессов / С. В. Скрыль [и др.] // Приборы и системы. Упр., контроль,
диагностика. – 2014. – № 4. – С. 23–27. – Библиогр.: 14 назв.
Приводится набор функциональных показателей для оценки
эффективности информационных процессов в интегрированных системах
безопасности на основе дифференцированного подхода к решению проблемы
обеспечения защищённости информации от угроз её искажения и блокирования.
В качестве такого рода показателей представляются: полнота информации,
своевременность её обработки, целостность и доступность, а также уровни
угроз рассматриваемого типа. В качестве характеристики полноты и целостности
информации используется объём обработанной информации и объём неискажённой
вычислительной среды, а в качестве характеристик своевременности обработки
информации и её доступности – время реализации информационных процедур и
время доступа к информации соответственно. Объём обработанной информации
предлагается определять в рамках метрики Холстеда, а объём неискажённой
вычислительной среды – путём измерения её адресного пространства. Временные
характеристики процедур обработки информации и обеспечения её доступности
рассматриваются как измеряемые характеристики. В качестве характеристик
уровня угроз искажения и блокирования информации используются статистические
данные по числу атак типа "ложный объект вычислительной сети" и "отказ в
обслуживании". Приводится унифицированный вероятностный формат представления
показателей полноты информации, своевременности её обработки, целостности и
доступности. Обосновывается надёжностный характер показателей уровня угроз
искажения и блокирования информации в интегрированных системах безопасности
как угроз нарушения работоспособности систем данного класса.
У 4195
27. Особенности архитектуры распределенных систем
хранения данных устройств радиочастотной идентификации / О. И. Шишин [и др.]
// Спецтехника и связь. – 2014. – № 1. – С. 26–28. – Библиогр.: 13 назв.
Рассматривается новый вид распределённых систем хранения
данных под названием D-RFID. Модель таких систем состоит из нескольких
радиочастотных меток и считывателей, где все составляющие системы могут
независимо перемещаться с течением времени. Главным преимуществом D-RFID, по
сравнению с "традиционными" системами с центральным сервером, является
возможность хранить информацию об объектах, расположенных рядом с ними.
Диапазон реальных и теоретических применений D-RFID очень широк: от
применения на складах до интернет-коммуникаций.
У 3573
28. Погребан, С. В. К вопросу об оценке качества
сканированных изображений / С. В. Погребан, Е. А. Тростин, И. А. Игнатенко
// Изв. Ин-та инж. физики. – 2014. – № 1 (31). – С. 34–39. – Библиогр.: 4
назв.
Изучены компоненты системы сканирования, их роль в
формировании сканированного изображения. Подробно изложены подходы к оценке
качества сканированных изображений.
Ж2-13/56448
29. Поличка, А. Е. Инновационный потенциал подготовки
кадров информатизации региональной системы образования в условиях
функционирования информационно-коммуникационной предметной среды / А. Е.
Поличка // Информационные технологии и высокопроизводительные вычисления :
материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25 – 27 июня 2013 г., Хабаровск /
Вычисл. центр ДВО РАН, Тихоок. гос. ун-т. – Хабаровск, 2013. –
С. 273–276. – Библиогр.: 7 назв.
Инновационный потенциал комплексной, многопрофильной и
многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы
образования связывается с описанием методических систем данной
инфраструктуры. Это позволяет определять навигацию в
информационно-коммуникационной предметной среде для обеспечения реализации
характеристик инновационности использования средств информационных и
коммуникационных технологий.
Р 2923
30. Суворова, Т. Н. Проектирование электронных
образовательных ресурсов : исходные позиции / Т. Н. Суворова // Информатика
и образование. – 2013. – № 9. – С. 91–95. – Библиогр.: 14 назв.
Анализируется сложившееся положение в области информатизации
образования. Рассматриваются причины низкого уровня эффективности внедрения
средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образование.
Предлагаются пути решения данной проблемы на уровне формирования исходных
позиций при разработке электронных образовательных ресурсов. В качестве
таких оснований выступают цели образования, системно-деятельностный подход в
образовании и дидактические функции, возможности и свойства электронных
образовательных ресурсов.
Р 2923
31. Хмылко, О. Н. Особенности обучения
информационно-коммуникационным технологиям
работников образования / О. Н. Хмылко // Информатика и образование. – 2013.
– № 9. – С. 42–44.
Обобщается опыт повышения квалификации преподавателей вузов в
области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Даются методические
рекомендации по формированию их ИКТ-компетентности. Предложенная методика
подходит как для гуманитарных дисциплин, так и для дисциплин
естественнонаучного цикла.
См. также № 14, 39, 46, 95, 99.
|