Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №7 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

73. Баканова, Н. Б. Информационные системы и процессы поддержки управленческой деятельности в организационных структурах [Электронный ресурс] / Н. Б. Баканова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса (Крым – 2014) : тр. 21-й Междунар. конф., 7 – 15 июня 2014 г., Судак / ГПНТБ России [и др.]. – М., 2014. – С. 1–6. – Библиогр.: 9 назв. – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2014/disk/082.pdf

Статья посвящена исследованиям, направленным на поиск информационных ресурсов, разработку методов и средств, обеспечивающих создание эффективной информационной поддержки управленческой деятельности.

У 3889

74. Воронов, А. А. Конкурентное позиционирование коммерческого вуза / А. А. Воронов, В. Н. Панкова, Е. М. Баланда // Экономика и предпринимательство. – 2014. – Т. 8, № 3 (44). – С. 163–169. – Библиогр.: 14 назв.

Рассмотрены особенности маркетингового конкурентного позиционирования вузов на региональном рынке образовательных услуг. Приведены сведения о ценовой конкуренции вузов г. Краснодара по наиболее популярным у обучающихся направлениям подготовки. Представлена авторская модель конкурентоспособности коммерческого вуза. Сделан вывод, что рынок образовательных услуг имеет характерные отраслевые отличия от других секторов рынка, проявляющихся в особенностях содержания, технологий и условий реализации образовательных услуг, профессиональных компетенций сотрудников учреждений сферы образования, составе заинтересованных сторон рынка образовательных услуг.

У 4265

75. Галиахметова, А. Т. Управление качеством образования в вузе на основе комплекса целевых программ / А. Т. Галиахметова, Ж. И. Айтуганова, Т. Б. Харисов // Проф. образование в России и за рубежом. – 2014. –
№ 1 (13). – С. 31–37. – Библиогр.: 8 назв.

Представлены результаты исследования деятельности высших образовательных организаций по решению задачи повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях развивающихся рыночных отношений. В настоящее время осуществляется переход от концепции "Повышение качества знаний (образования)" к концепции "Управление качеством образования", которая становится основой новой философии образования. Одним из важных средств повышения качества профессионального образования в вузах становятся целевые программы.

Р 2227

76. Гусева, Е. Н. Двадцать лет... Полёт нормальный! Творческий отчёт – с отступлениями и эмоциями – о работе 20-й Юбилейной конференции "Крым" / Е. Н. Гусева, И. В. Анхимюк // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 1. – С. 7–24.

Обзор отдельных мероприятий Международной конференции "Крым–2013".

Ар14-1639

77. Захариадис, Э. Ю. Развитие внутреннего рынка труда университета в условиях модернизации системы высшего образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Э. Ю. Захариадис. – Ростов н/Дону, 2013. – 30 с. : ил. – Библиогр.: 11 назв.

Выявлены сущностные основы и современные детерминанты развития внутренних рынков труда в университетах. Обоснованы стратегические решения по совершенствованию внутриорганизационной системы занятости университета в условиях модернизации системы высшего образования, опирающиеся на современные концепции управления человеческими ресурсами, заработной платой, мотивацией и стимулированием труда. Предложен инструментарий внутреннего маркетинга.

Р 2227

78. Земсков, А. И. Конференция ИАТУЛ в Кейптауне / А. И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 1. – С. 78–88.

Краткий обзор докладов, представленных на 34-й конференции Международной ассоциации научных библиотек и библиотек технических университетов.

Р 2227

79. Иванова, Е. В. Международная конференция "Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек" – "LIBCOM – 2013". (Обзор работы) / Е. В. Иванова // Науч. и техн.
б-ки. – 2014. – № 4. – С. 92–110.

Освещается тематическое содержание и ход работы Международной конференции "ЛИБКОМ – 2013", прошедшей в ноябре прошлого года в
г. Суздале.

У 2913

80. Кондрашова, О. И. Необходимость формирования среды взаимодействия вузов с абитуриентами с целью повышения эффективности образования / О. И. Кондрашова, О. А. Корнеева // Качество. Инновации. Образование. – 2014. – № 2 (105). – С. 8–12. – Библиогр.: 2 назв.

Описана основная модель образовательного процесса. Даны характеристики её входа и выхода как изменения знаний, способностей и мотивации к обучению абитуриента в выходные компетенции специалиста. Обоснована необходимость формирования среды взаимодействия вузов и абитуриентов как перспективного и достижимого способа отбора мотивированных к обучению в данном вузе студентов, повышающего эффективность образования.

Ар14-1002

81. Коровина, О. В. Разработка методов и алгоритмов оценки качества управления образовательным процессом высшего учебного заведения : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / О. В. Коровина. – Воронеж, 2013. – 16 с. : ил. – Библиогр.: 28 назв.

Проведён анализ существующих методов и моделей оценки качества управления системами высшего профессионального образования (ВПО). Разработаны методы и алгоритмы мониторинга и оценки, метод и алгоритм определения частных показателей как безразмерных величин с использованием шкалы качеств, а также комплексного оценивания качества. Показаны процессы функционирования информационной технологии поддержки принятия решения в задачах оценки качества управления образовательным процессом. Представлена программная реализация разработанных методов и ритмов оценки, а также анализ результатов, полученных на реальном примере, доказана их эффективность.

Р 3659

82. Кулапов, М. Н. Научная школа в современных условиях как оплот фундаментальной науки и гарант безопасности профильной прикладной науки и государства / М. Н. Кулапов // Наука и практика. – 2014. – № 1 (13). – С. 84–88. – Библиогр.: 1 назв.

Обосновывается необходимость создания отечественной школы теории и технологии управления в области науки, учитывающей российские исторические, ментальные, культурные, природные и другие контексты.

У 3653

83. Маренко, В. А. Разработка модели управления процессом обучения с использованием когнитивных технологий / В. А. Маренко, О. Н. Лучко, О. С. Лупенцов // Информатика и её применения. – 2014. – Т. 8, вып. 1. –
С. 99–105. – Библиогр.: 7 назв.

Приведена когнитивная карта "Процесс обучения" в виде ориентированного графа. На дуги ориентированного графа нанесены согласованные экспертные оценки. Объекты на когнитивной карте делятся на целевой фактор и управляющие факторы. Целевым фактором является качество обучения. Управляющие факторы используются для корректировки образовательного процесса. Приведена информация, которая используется при построении модели управляющего фактора "когнитивная готовность студента". Формализация экспериментальных данных осуществлена с применением метода семантического дифференциала и аппарата нечётких множеств. Приведена когнитивная модель образовательного процесса в виде функционального ориентированного графа. Показаны результаты имитационного эксперимента "управление образовательным процессом". Доказано, что при увеличении управляющего фактора "уровень стабильности внешней среды" увеличивается и целевой фактор "качество обучения".

Ар13-19751

84. Перова, Л. Г. Комбинированное управление процессом формирования компетенций студентов технического вуза : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 / Л. Г. Перова. – Астрахань, 2013. – 16 с. : ил. – Библиогр.: 14 назв.

Рассмотрено понятие компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования, выполнен обзор и анализ методов оценки, мониторинга и управления компетенциями. Проанализированы особенности апробированных методов оценки деятельности подразделений вуза и их ключевых показателей для повышения результативности освоения основных образовательных программ студентами технического вуза с соблюдением объективности и требований вуза. Показаны достоинства и недостатки методов оценки и управления формированием компетенций. Сделан вывод о необходимости разработки соответствующей системы, включающей оценку, мониторинг и управление формированием компетенций. Сформулированы задачи, которые требуется решить для достижения повышения результативности освоения основных образовательных программ студентами.

У 4265

85. Писаренко, К. Э. Инновационно ориентированные программы обучения – инновационное развитие образовательной организации / К. Э. Писаренко // Проф. образование в России и за рубежом. – 2014. – № 1 (13). – С. 37–45. – Библиогр.: 8 назв.

Изучены вопросы комплексной оценки инновационного развития вузов и других видов образовательных учреждений с применением взаимосвязанных критериев, основанных на оригинальной концепции "Совершенный вуз, ориентированный на инновационную экономику", показателей, основанных на Модели совершенства EFQM, и показателей инновационно ориентированных образовательных программ на примере самооценки Уфимского государственного нефтяного технического университета.

Р 2227

86. Протопопова, Е. Н. Мониторинг качества патентно-информацион­ного обслуживания в Брянской области / Е. Н. Протопопова // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 4. – С. 43–47.

Брянская областная научная универсальная библиотека (БОНУБ) имени Ф. И. Тютчева на протяжении ряда лет ведёт мониторинг. Данный системный сбор и обработка информации по проблемам качества и доступности патентно-информационных услуг с целью оптимизации обслуживания пользователей и более полного удовлетворения их потребностей в патентной и другой научно-технической информации, необходим для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности. Описан процесс проведения мониторинговых исследований.

87. Рыбакова, Н. Б. Библиотечный маркетинг : модное увлечение или стратегия совершенствования информационной среды? [Электронный ресурс] / Н. Б. Рыбакова // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса (Крым – 2014) : тр. 21-й Междунар. конф., 7 – 15 июня 2014 г., Судак / ГПНТБ России [и др.]. – М., 2014. – С. 1–3. – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2014/disk/018.pdf

В современном мире всё большее значение приобретает роль библиотеки как информационной системы. Кардинально изменились представления о месте библиотеки в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, её главной задаче – обеспечении свободного и неограниченного доступа к информации. Освещены принципы библиотечного маркетинга, использования рекламы в библиотеке с целью совершенствования библиотечной среды, формирования информационно-библио­течного пространства на качественно новом уровне.

Р 2227

88. Свергунова, Н. М. Библиотеки : устойчивое развитие или тенденция к вымиранию? / Н. М. Свергунова // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 4. – С. 81–87. – Библиогр.: 14 назв.

Освещена дискуссия ведущих специалистов библиотечного дела о библиотечном образовании, роли библиотек в современном обществе, сущности библиотек и других проблемах отрасли.

У 2046

89. Сипиля, С. Инновации – основа политики ИФЛА / С. Сипиля ; пер. Е. Малявская, В. Никитин // Унив. кн. – 2014. – Май. – С. 14–19.

Международная Федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (International Federation of Library Associations and Institutions, IFLA) – неправительственная организация, основанная в 1927 году в Эдинбурге, членами которой являются библиотеки, национальные библиотечные организации и информационные службы более чем 140 стран мира. Основные цели ИФЛА включают развитие высококачественных стандартов предоставления и оказания библиотечных услуг, консолидацию библиотечного сообщества, а также представление интересов входящих в неё членов на международной арене. Эти задачи весьма актуальны сегодня, когда современные библиотеки сталкиваются с серьёзными вызовами со стороны информационных технологий и Интернета, изменяющихся потребностей читателей, колоссального роста объёма контента и стремительно меняющегося правового ландшафта. О том, как позиционирует себя мировое библиотечное сообщество сегодня, в чём состоит воздействие инновационных технологий на библиотечные сервисы, о стратегии развития ИФЛА и её инновационной и образовательной политике – беседа с Президентом ИФЛА Синиккой Сипиля.

Р 2227

90. Столяров, Ю. Н. Работа секции "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение" на 20-й Юбилейной конференции "Крым". Аналитический обзор / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 1. – С. 25–36. – Библиогр.: 4 назв.

Аналитический обзор докладов, представленных на заседании секции.

91. Сюнтюренко, О. В. Направления перспективного развития информационной деятельности ВИНИТИ [Электронный ресурс] / О. В. Сюнтюренко // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса (Крым – 2014) : тр. 21-й Междунар. конф., 7 – 15 июня 2014 г., Судак / ГПНТБ России [и др.]. – М., 2014. –
С. 1–6. – Библиогр.: 5 назв. – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2014/disk/001.pdf

Рассматриваются направления разработки и реализации новой научно-информационной политики развития ВИНИТИ РАН. Основная цель – показать перспективные подходы к более глубокой переработке информации, многомерному анализу накопленных данных, возможности создания актуальных видов информационной продукции и услуг, ориентированных на поддержку решений как в научно-технической и промышленной сферах, так и в экономике в целом.

92. Таланов, В. К. Проект "Библиотека без стен" : актуальность, опыт и перспективы [Электронный ресурс] / В. К. Таланов, М. В. Белоколенко // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса (Крым – 2014) : тр. 21-й Междунар. конф.,
7–15 июня 2014 г., Судак / ГПНТБ России [и др.]. – М., 2014. – С. 1–5. – http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2014/disk/079.pdf

Представлен взгляд на приоритетные задачи государственных публичных библиотек в свете возрастания требований к их посещаемости. Обращено внимание на необходимость повышения качества работы с компетентными читателями и развитие индивидуальных форм работы с ними. Вместе с тем акцент сделан на актуальность задачи вовлечения в чтение широких слоёв нечитающего и малочитающего населения и внедрение новых форм и методов работы, направленных на массовую аудиторию. Даётся подробное описание очередного этапа проекта "Библиотека без стен", связанного с налаживанием сотрудничества с коммерческими организациями в целях рекламы библиотек и поддержки чтения.

Ар14-827

93. Чумаков, А. С. Управление информационно-образовательными комплексами в сфере высшего образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. С. Чумаков. – СПб., 2013. – 22 с. : ил. – Библиогр.: 9 назв.

Изучены методические подходы к управлению информационно-образовательными комплексами в системе высшего образования с целью повышения качества подготовки обучающихся. Определены тенденции развития информационно-образовательных комплексов, выявлены проблемы управления ими. Разработана концепция и принципы управления, приведена классификация факторов, влияющих на его эффективность. Предложена модель управления дистанционными образовательными комплексами в системе высшего образования.

См. также № 45, 46, 62, 70, 71, 94, 97, 101, 112.

  
На главную