Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №8 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Р 3204

67. Аландаров, Р. А. Финансовое обеспечение фундаментальных научных исследований в Российской Федерации в условиях преобразований в научной и бюджетной сферах / Р. А. Аландаров // Финансы и кредит. – 2014. – № 19 (595). – С. 47–56. – Библиогр.: 10 назв.

Отмечается, что в условиях трансформации российской экономики от сырьевой модели к экономике знаний (инновационной экономике) возрастает роль фундаментальных научных исследований: сектора генерации знаний, обеспечивающих переход на качественно новый уровень технологического развития страны. Рассматриваются основные положения проводимых реформ непосредственно в научной сфере, а также изменения, привносимые в процесс финансового обеспечения фундаментальных научных исследований в результате реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов. Анализируются положительные и отрицательные стороны проводимых преобразований и формулируются предложения по дальнейшему развитию взаимодействия органов власти, субъектов научной деятельности в рамках бюджетной и научно-техни­ческой политики.

Д10-13/8551

68. Большаков, Н. М. Сетевая организация управления качеством образовательных услуг : теория, методология, практика / Н. М. Большаков,
В. В. Жиделева, И. И. Иваницкая ; С.-Петерб. гос. лесотехн. ун-т
им С. М. Кирова. – СПб. : СПбГЛТУ, 2013. – 238 с. : ил. – Библиогр.:
141 назв. – ISBN 978-5-9239-0598-4.

Изложена концепция сетевой организации менеджмента качества и результаты исследования социально-экономических отношений на региональном рынке образовательных услуг. Обобщено значение методологии синтеза в решении проблем конкурентного развития систем образования разных уровней. Раскрыты методологические особенности интеграции образовательных учреждений лесного профессионального образования, науки и бизнеса на примере Республики Коми. Обоснована необходимость формирования образовательных сетей в повышении качества и конкурентоспособности регионального образования. Сетевые отношения представлены как эффективный механизм обеспечения устойчивости и инновационного развития в условиях глобализации образования. Проанализирована практика становления и развития образовательного кластера в области лесного дела. Особое внимание уделено исследованию вопросов дуализма отношений в кооперации и конкуренции в образовательных кластерах.

У 3889

69. Верстина, Н. Г. Обеспечение результативности программы развития вуза на основе повышения качества научной деятельности / Н. Г. Верстина, Е. М. Акимова // Экономика и предпринимательство. – 2014. – Т. 8, № 5 (46), ч. 2. – С. 758–761. – Библиогр.: 5 назв.

Обосновывается использование Системы менеджмента качества (СМК) вуза при поиске резервов для повышения результативности проектов Программы развития. Отмечается, что требования к качеству научной деятельности должны идентифицироваться на стадии планирования и контролироваться на всех этапах актуализации проектов Программы развития вуза. Важным элементом качества "научных продуктов" проектов должны стать трансфер новых знаний во внутреннюю среду вуза – образовательную и воспитательную деятельность, и во внешнюю среду вуза – экономику и социальную сферу. Необходима оценка организации процессов трансфера новых знаний и идентификация последующего эффекта использования результатов трансфера.

Ар14-1805

70. Вишнякова, Е. А. Совершенствование организации оказания образовательных услуг в вузах на основе целевого приема : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. А. Вишнякова. – СПб., 2013. – 22 с. : ил. – Библиогр.: 10 назв.

Разработана модель организации и управления целевым приёмом и инструмент оценки результативности приёма в учреждения высшего профессионального образования (ВПО). Разработанный инструмент даёт возможность проводить сравнительный анализ не только качества абитуриентов, зачисленных в различные учреждения ВПО или на отдельные направления подготовки (специальности) в конкретном вузе, но и оценивать качество управленческих решений, принимаемых руководством вузов или отдельных направлений подготовки (специальностей) при организации целевого приёма.

Д10-13/7881

71. Водичев, Е. Г. Высшая школа в условиях системных трансформаций : сравнительно-исторический аспект / Е. Г. Водичев, Л. Ф. Лисс,
Ю. И. Узбекова ; отв. ред. С. А. Красильников. – Новосибирск : Гео, 2013. – 396 с. : ил. – ISBN 978-5-906284-29-7.

Монография посвящена сравнительно-историческому исследованию развития высшей школы в России в сопоставлении с США и ведущими европейскими странами. Значительное внимание уделено вопросам структуры и функций высшей школы как особого социального института. На основе широкого круга литературы и источников информации анализируются процессы институционализации высшего профессионального образования в различных странах мира на этапе двух цивилизационных переходов: становления индустриального общества и формирования общества знаний. Отражены перипетии современной научно-образовательной политики, связанные с разработкой концептов и созданием исследовательских университетов.

Д10-13/7562

72. Гисматуллина, Э. К. Внеучебная деятельность вуза как фактор формирования социального капитала / Э. К. Гисматуллина, Л. В. Горяинова ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ). – М. : МЭСИ, 2013. – 193 с. : ил. – Библиогр.: 173 назв. – ISBN 978-5-7764-0841-0.

Монография посвящена решению актуальной проблемы формирования и повышения уровня социального капитала студентов в процессе внеучебной деятельности университета на основе интеграции учебной и социальной сред обучения. Дано научное обоснование и разработка модели организации внеучебной деятельности в вузе, что особенно значимо в условиях экономики, основанной на знаниях, характеризующейся превращением знания в основной ресурс экономического развития и увеличением доли интеллектуального труда в структуре занятости, что актуализирует потребность в развитии социального партнёрства, основанного на доверии.

Р 2227

73. Гончаров, М. В. Проблемы модернизации библиотечно-информа­ционных подразделений российских вузов / М. В. Гончаров, Е. Н. Песчанникова // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 5. – С. 11–15.

Рассмотрены изменения в процессах библиотечно-информационного обслуживания высшего образования в России на современном этапе, а также рекомендации, сформулированные на Всемирном Конгрессе ИФЛА (август 2013 г., Сингапур) и различных международных конференциях. Сделан вывод: библиотечно-информационным подразделениям российских вузов необходимо существенно модернизировать технологию работы с электронными ресурсами, решить широкий спектр новых задач, что требует значительного повышения квалификации персонала, его переобучения и реструктуризации некоторых технологических процессов.

Д10-13/9841

74. Губарьков, С. В. Теория и методология инновационного управления в вузах России / С. В. Губарьков ; Дальневост. федер. ун-т. – Владивосток : ДВФУ, 2013. – 152 с. – Библиогр.: 222 назв. – ISBN 978-5-7444-3042-9.

Представлены теоретические и методологические аспекты инновационного управления в вузах России. В частности, отражены теоретические аспекты инновационного управления в экономике, представлены некоторые особенности управления инновационной деятельностью вузов и университетских комплексов, выявлены модернизационные "волны" отечественной системы образования, предложена методология управления инновационным развитием высшей школы России, разработаны методические подходы к управлению кадровым потенциалом и организационно-экономическими механизмами деятельности университетских комплексов.

Р 2227

75. Гусева, Е. Н. Организация инновационного процесса в библиотеке : примерная схема / Е. Н. Гусева // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 3. –
С. 43–47. – Библиогр.: 4 назв.

Представлена организационная поэтапная схема разработки и внедрения инноваций в деятельность библиотеки. Особое внимание уделено проблемам управления и документационного обеспечения этого процесса.

Р 2227

76. Гусева, Е. Н. ТСЭ-подход к инновационной деятельности в библиотеке / Е. Н. Гусева // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 2. – С. 52–57. – Библиогр.: 10 назв.

Кратко изложены возникновение и суть теории социальных эстафет (ТСЭ). Библиотека рассмотрена как социальная эстафета, а ТСЭ-подход – как организационный механизм, позволяющий объяснить суть и процесс её инновационной деятельности.

Д10-14/6927

77. Гуськова, М. В. Основы эвалюации в управлении качеством образования / М. В. Гуськова. – М. : Инфра-М, 2014. – 203 с. : ил. – (Научная мысль). – Библиогр.: 276 назв. – ISBN 978-5-16-009807-4.

Эвалюация (Evaluation) – это систематическое исследование и оценка какого-либо предмета с намерением выявить и дальше развивать его «полезность» и «добротность», то есть качественность. Под «предметом» понимаются условия, процессы, продукты и их действия в связи со школой, обучением, воспитанием и развитием. Термин "эвалюация" подразумевает возможность многообразия сфер его приложения: эвалюация для оценки и анализа образовательного процесса и его коррекции; для совершенствования политики и финансовой деятельности образовательных структур на различных уровнях управления; эвалюация как разновидность внутренней экспертизы и коллективной самооценки; эвалюация программ и проектов развития образования; эвалюация в целях совершенствования управления качеством образования. Актуальность исследований по эвалюации в образовании усиливается современной парадигмой теории управления развитием социально-экономических систем, опирающейся на стратегические приоритеты, информационно-коммуникативные ресурсы, мониторинг и бенчмаркинг.

Р 2227

78. Дрешер, Ю. Н. Роль руководства в вовлечении персонала в процесс внедрения СМК / Ю. Н. Дрешер // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 3. –
С. 24–30. – Библиогр.: 5 назв.

Освещён опыт внедрения Системы менеджмента качества (СМК) в деятельность Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра Татарстана. Раскрыта роль руководства в вовлечении персонала в этот процесс, рассмотрено обучение персонала.

У 1154

79. Захаров, А. В. Методы веб-маркетинга и поисковой оптимизации для получения библиотеками доходов от использования их сайтов в рамках системы "читатель – библиотека" / А. В. Захаров // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 6. – С. 16–21. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены методы веб-маркетинга и поисковой оптимизации для получения библиотеками доходов от использования их сайтов в рамках системы "читатель – библиотека". Проведён анализ потенциальных доходов крупнейших сайтов библиотек (находящихся в ТОП-10 поисковой выдачи по посещаемости), показаны методы, влияющие на повышение ключевых показателей сайтов, отвечающих за место в поисковой выдаче.

Д10-13/8827

80. Исследование конъюнктуры и уровня удовлетворенности потребителей рынка образовательных услуг / Е. В. Манакова [и др.] ; Моск. гос. акад. делового администрирования. – М. : Изд. центр МГАДА, 2013. –
149 с. : ил. – Библиогр.: 105 назв. – ISBN 978-5-94102-086-7.

Монография представляет собой результат работы научно-исследовательского коллектива в рамках гранта Департамента образования города Москвы на тему "Исследование конъюнктуры и уровня удовлетворённости потребителей (CSM) рынков труда и образовательных услуг", посвящённого изучению уровня удовлетворённости потребителей рынка образовательных услуг высшего профессионального образования Московского региона качеством получаемого образования.

Ар14-1931

81. Ковалева, М. О. Совершенствование экономико-математических моделей поддержки принятия решений при управлении библиотечным обслуживанием вуза : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.13 / М. О. Ковалева. – Ростов н/Дону, 2013. – 26 с. : ил. – Библиогр.: 15 назв.

Разработана концепция и реализующий её информационно-анали­тический и модельный инструментарий поддержки принятия решений в научно-образовательных процессах вуза. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они на основе обобщения теоретических положений современных учёных и научных результатов, полученных автором, позволяют систематизировать и развивать теоретико-методологическую базу управления библиотечным обслуживанием вуза посредством экономико-математического моделирования. Практическая значимость заключается в возможности применения основных результатов научного исследования, в частности, экономико-математических моделей и алгоритмов, для поддержки принятия решений по управлению библиотечным обслуживанием вуза. Разработанные экономико-математические модели доведены до уровня программного продукта и могут быть использованы при управлении библиотечным обслуживанием вуза.

У 1154

82. Лопатина, Н. В. Библиотечная профессия в информационном обществе : разрушение или развитие / Н. В. Лопатина // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 5. – С. 18–23. – Библиогр.: 12 назв.

Представлены основные проблемы и направления развития библиотечной профессии в информационном обществе. Исследованы кадровые причины дисфункции библиотеки как социального института. Библиотекарь в информационном обществе рассматривается как информационный специалист, а его новые компетенции обосновываются трансформацией социальных отношений "библиотека – читатель".

У 2914

83. Мурашко, О. Ю. Социокультурное проектирование в библиотеке : теория и практика / О. Ю. Мурашко // Справ. рук. учреждения культуры. – 2014. – № 6. – С. 28–36.

Выделены задачи социокультурного проектирования. Определён алгоритм методологических процессов проектной деятельности, составлена схема стратегического управления проектированием. В качестве примера приведён детально разработанный проект.

Ж2-12/56502

84. Мясоедова, Т. Г. Современные аспекты финансирования целевой контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием / Т. Г. Мясоедова, И. В. Федоров, Н. И. Малышева ; Рос. хим.-технол. ун-т им. Д. И. Менделеева, Моск. автомобил.-дорож. гос. техн.
ун-т, Ин-т проблем развития ВПО. – М. : МАДИ : РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2012. – 225 с. : ил. – Библиогр.: 109 назв.

На основе анализа и обобщения опыта целевой подготовки специалистов в российских и зарубежных вузах определены подходы к модернизации организации и содержания целевой подготовки в технических вузах Российской Федерации. Рассмотрены модели и механизмы финансирования, научно-методическое обеспечение целевой подготовки специалистов с высшим образованием с учётом потребностей российской компании.

Д10-14/8973

85. Неретина, Е. А. Управление взаимоотношениями с потребителями образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования / Е. А. Неретина, Т. Г. Соловьев. – М. : РИОР : ИНФРА-М, 2014. – 155 с. :
ил. – (Научная мысль). – Библиогр.: 166 назв. – ISBN 978-5-369-01359-5.

Раскрыто содержание клиенто-ориентированного методологического подхода к управлению российскими вузами. На основе положений CRM-концепции представлены результаты исследования реальной практики управления взаимоотношениями ряда вузов Приволжского федерального округа с потребителями образовательных услуг. Осуществлена оценка удовлетворённости и лояльности потребителей образовательных услуг к вузам, спроектирована система управления взаимоотношениями вуза с потребителями образовательных услуг.

Д10-13/6815

86. Патрусова, А. М. Теоретические основы управления качеством высшего образования / А. М. Патрусова ; Брат. гос. ун-т. – Братск : Изд-во БрГУ, 2013. – 85 с. : ил. – Библиогр.: 113 назв. – ISBN 978-5-8166-0388-1.

Показаны теоретические основы управления качеством высшего образования с использованием методологии комплексного подхода, а также выявлены наиболее важные проблемы формирования системы управления качеством высшего образования в вузе.

Д10-14/8448

87. Поддержка управления учебным процессом на основе информационных технологий многомерного анализа данных / Г. Г. Куликов [и др.] ; Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа : УГАТУ, 2013. – 160 с. : ил. – Библиогр.: 108 назв. – ISBN 978-5-4221-0519-9.

Описана концепция структурирования единого информационного пространства, а также модель хранилища данных, созданного на его основе. Предложен метод получения и обработки информации для решения задач организационного управления учебным процессом. Рассмотрены программно-технические решения для поддержки управления на уровне крупной выпускающей кафедры.

Д10-14/8638

88. Подлесных, В. И. Реформирование высшего образования на основе замещения технологического уклада (новые подходы и методы) /
В. И. Подлесных. – М. : Инфра-М, 2014. – 188 с. : ил. – (Научная мысль). – (Образование). – Библиогр.: 106 назв. – ISBN 978-5-16-009731-2.

Представлены научно-методические основы нового социально-интеграционного подхода к реформированию высшего профессионального образования (ВПО). В качестве идеологии модернизации ВПО принята концепция необходимости замещения технологического уклада в образовательном процессе на основе структурных изменений, происходящих в мировой экономике. В качестве методов, обеспечивающих достижение основной идеи реформирования высшего образования, предлагаются методы определения гармонического соотношения и взаимодействия механизмов и процессов организации, самоорганизации и управления как основы формирования компетенций, компетентности и интеллектуального развития студентов.

У 3103

89. Рычихина, Н. С. Образовательный кластер как стратегия развития сферы образования / Н. С. Рычихина // Регион. экономика : теория и практика. – 2014. – № 19 (346). – С. 39–46. – Библиогр.: 13 назв.

Рассмотрены подходы к пониманию сущности образовательного кластера. Изучены предпосылки его формирования в Ивановской области, спланированы структура и механизм взаимодействия субъектов внутри кластера. Выделены социально-экономические и научно-образовательные преимущества от его создания в регионе.

Д10-14/11209

90. Тарасова, Е. Е. Исследование маркетинговой деятельности высших учебных заведений на основе использования интернет-технологий /
Е. Е. Тарасова, Е. А. Шеин ; Белгор. ун-т кооп., экономики и права. – Белгород, 2014. – 204 с. – Библиогр.: 174 назв. – ISBN 978-5-8231-0319-0.

Исследованы сущность и определены направления развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений. Обоснована необходимость использования интернет-технологий, определено место официального сайта как основного инструмента маркетинговой деятельности вуза и изучены методические подходы к его оценке. Представлены результаты исследования организации маркетинговой деятельности отечественных и зарубежных вузов с использованием интернет-технологий, анализа маркетинговой деятельности и официальных сайтов высших учебных заведений. Предложены направления реализации программы развития данной деятельности на основе использования интернет-технологий, разработана и апробирована методика комплексной оценки качества функционирования сайта вуза и обоснованы основные направления его совершенствования.

См. также № 4, 91, 94, 105, 107, 110, 111, 118.

  
На главную