Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №9 2014 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

Ар13-18736

63. Аверьянова, О. В. Повышение конкурентоспособности образовательных услуг на основе рыночных инструментов : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / О. В. Аверьянова. – СПб., 2013. – 22 с. : ил. – Библиогр.: 11 назв.

Разработка теоретико-концептуальных положений, методических приёмов и практических рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности образовательных услуг на основе рыночных инструментов. Исследование рыночных структур, способствующих росту конкурентоспособности образовательных услуг. Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные, в частности, материалы Федеральной службы государственной статистики, справочные материалы органов государственной власти, материалы, содержащиеся в монографиях и изданиях периодической печати, сборниках трудов научно-практических конференций и семинаров, сети Интернет, а также собственные исследования и расчёты автора.

У 2913

64. Азарьева, В. В. Совершенствование системы менеджмента качества научной организации / В. В. Азарьева, С. А. Степанов // Качество. Инновации. Образование. – 2014. – № 4 (107). – С. 3–6. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрены проблемы, связанные с научно-инновационной деятельностью организации. Обоснована необходимость совершенствования систем менеджмента качества (СМК) организаций, осуществляющих научно-инновационную деятельность. Предложены этапы совершенствования СМК, включающие самооценку на основе "модели совершенства", разработку целей и мероприятий по улучшению деятельности, реструктуризацию процессов, при всестороннем учёте требований и рекомендаций стандартов серии ИСО 9000.

 

65.Бабенко, В. В. Концепция информационного пространства кафедры вуза на основе веб-портала / В. В. Бабенко, Ю. В. Гольчевский // Открытое образование. – 2014. – № 2 (103). – С. 46–50. – Библиогр.: 7 назв.

Предлагается концепция организации информационного пространства выпускающей кафедры вуза на основе функционально насыщенного веб-портала. Обсуждаются возможности повышения эффективности процесса обучения, как на стадии формирования ресурсов, так и в оперативной фазе на основе использования современных средств управления информационными потоками.

У 2900

66. Бадеева, Е. А. Проблемы и перспективы развития эффективной системы планирования видов деятельности квалитативного университетского менеджмента / Е. А. Бадеева // Экон. анализ : теория и практика. – 2014. – № 23 (374). – С. 39–48. – Библиогр.: 8 назв.

Обосновывается необходимость совершенствования структуры и содержания реализации программ функционирования национальной системы высшего профессионального образования, создания необходимых условий для повышения его качества на основе совершенствования системы планирования основных видов деятельности вузов. Предложена модель сквозного планирования ключевых и вспомогательных процессов в системе квалитативного университетского менеджмента.

У 4086

67. Бархатов, В. И. Траектория развития научной школы в классическом университете в условиях реформирования российской науки
(2012-13 годы) / В. И. Бархатов, И. А. Белова // Новый ун-т. Сер. "Экономика и право". – 2014. – № 2 (36). – С. 4–14. – Библиогр.: 100 назв.

Рассмотрена проблема становления научных школ в университетах. Представлена тенденция развития университетской науки на примере научной школы "Институциональные преобразования в российской экономике", действующей на кафедре экономики отраслей и рынков Челябинского государственного университета. Обозначены основные результаты, достигнутые членами школы. Выявлены проблемы осуществления научной деятельности.

Ар13-16427

68. Беляев, Н. А. Формирование маркетинговой стратегии коммерциализации промышленных научно-технических разработок : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Н. А. Беляев. – Ростов н/Дону, 2013. – 26 с. : ил. – Библиогр.: 17 назв.

Целью исследования является развитие теоретических и методических положений, а также разработка практических рекомендаций по формированию и реализации маркетинговой стратегии коммерциализации промышленных научно-технических разработок. Его объект – интеллектуальные продукты – результаты деятельности научно-исследовательских и научно-технических организаций (научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, учреждений высшего профессионального образования и др.), выраженные в форме промышленных научно-технических разработок на рынке нововведений. Изучены управленческие и организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования маркетинговых стратегий коммерциализации отечественных промышленных научно-технических разработок.

Ар13-19787

69. Валявский, А. Ю. Совершенствование способов инвестирования инновационной деятельности технического вуза на основе развития дистанционных технологий обучения : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. Ю. Валявский. – М., 2013. – 28 с. : ил. – Библиогр.: 29 назв.

Формирование методической и практической основы развития способов инвестирования в научную и инновационную деятельность вуза с учётом расширения привлечения частного капитала на основе формирования сбалансированной инновационно-образовательной системы.

 

70.Гаспариан, М. С. Разработка учебных планов на основе интегрированного информационно-образовательного пространства / М. С. Гаспариан // Открытое образование. – 2014. – № 2 (103). – С. 51–58. – Библиогр.: 6 назв.

Изучены вопросы разработки компетентностно-ориентированных учебных планов на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов. В этой связи сделана попытка сформулировать обобщённую модель информационно-образовательного пространства и разработать на её основе технологию формирования учебного плана.

У 3376

71. Голкина, Г. Е. Совершенствование образовательной среды в условиях использования активных методов обучения в вузе / Г. Е. Голкина // Нац. интересы : приоритеты и безопасность. – 2014. – № 28 (265). –
С. 47–55. – Библиогр.: 13 назв.

Одной из основных тенденций мирового образования является переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности, которая предусматривает индивидуализированный характер образования. В работе обоснована необходимость пересмотра старых методов и поиск новых подходов в обучении, способствующих самореализации и развитию человека. Сделан вывод, что наиболее подходящим для этого средством является обучение студентов на базе активных методов, учитывающих возможности каждого конкретного обучающегося.

У 2647

72. Горбунов, А. П. Управленческий вектор инновационного университета / А. П. Горбунов // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. – 2014. – № 2. –
С. 13–17. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматривается комплекс проблем формирования инновационного инструментария управления, адекватного специфике функционирования инновационного вуза. Анализируются особенности преподавания и обучения как элементов инновационной учебно-научной деятельности преподавателей и студентов инновационного университета.

У 3902

73. Дрещинский, В. А. Оценка стоимости организаций, создающих знания и инновации / В. А. Дрещинский // Изв. СПбГЭТУ "ЛЭТИ". – 2014. – № 5. – С. 81–86. – Библиогр.: 5 назв.

Проведён анализ методов оценки стоимости интеллектуальных активов и интеллектуального капитала организаций, создающих знания. Даны рекомендации по корректировке общепринятых методов оценки применительно к особенностям российской экономики. Особое внимание уделено модифицированным методам отдачи на активы и подсчёта очков.

У 3573

74. Емелин, Н. М. Модель роста инновационных компетенций студентов в процессе международной академической мобильности / Н. М. Емелин, Е. Д. Володина // Изв. Ин-та инж. физики. – 2014. – № 2 (32). –
С. 97–101. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматривается академическая мобильность как ключевая составляющая Болонского процесса. Приводится обобщённая функциональная модель международной академической мобильности и модель роста инновационных компетенций.

Ар13-19847

75. Ерёменко, Е. С. Организационно-экономический механизм повышения качества высшего образования в условиях реформирования высшей школы : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. С. Ерёменко. – СПб., 2013. – 23 с. : ил. – Библиогр.: 9 назв.

Разработаны и обоснованы научные положения, концептуально-теоре­тические и методические основы повышения качества высшего образования. Предложенная в работе система оценки качества и мероприятия по его повышению могут быть использованы как инструмент повышения качества результатов образовательного процесса в вузах Российской Федерации.

У 4138

76. Ивинский, Д. В. Предпринимательская деятельность вуза как элемент рыночной экономики / Д. В. Ивинский, И. Ф. Чепурова // Соц.-экон. явления и процессы. – 2014. – № 3. – С. 31–36. – Библиогр.: 7 назв.

Раскрыта сущность предпринимательской деятельности вуза. Представлена классификация видов предпринимательской деятельности российских вузов. Охарактеризована предпринимательская деятельность образовательного учреждения по форме и по содержанию её осуществления. Применительно к современным условиям хозяйствования определена специфика хоздоговорной деятельности вуза и особенности целесообразности её применения в жизнедеятельности региона осуществления. Дана сравнительная характеристика особенностей ведения предпринимательской деятельности государственными и частными вузами. Раскрыт перечень расходов за счёт прибыльной коммерческой деятельности вуза. Приведена классификация потребителей услуг высших учебных заведений. Особое внимание уделено необходимости постоянного мониторинга предпринимательской деятельности вуза.

У 4460

77. Кудряшова, Н. Н. Необходимость совершенствования нормативно-законодательной базы учета расходов на НИОКР в России / Н. Н. Кудряшова // Вестн. СПбГЭУ. Сер. Экономика. – 2014. – № 1 (68). – С. 207–209. – Библиогр.: 5 назв.

Исследована нормативно-законодательная база, регулирующая учёт расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в России. Дана критическая оценка существующей в законодательстве терминологии в области учёта расходов на НИОКР, действующим условиям признания расходов в зависимости от результата НИОКР: положительного, отрицательного, незаконченных НИОКР, a также правилам отражения в бухгалтерской отчётности таких расходов.

У 1465

78. Кунтикова, Е. С. Проблемы автоматизации учета инновационной деятельности в образовательном учреждении / Е. С. Кунтикова, С. В. Чискидов, Е. Н. Павличева // Информ. ресурсы России. – 2014. – № 3 (139). –
С. 25–29. – Библиогр.: 5 назв.

Изучены подходы к инновационной деятельности и вопросы формирования инновационной инфраструктуры в сфере образования, а также проблемы автоматизации бизнес-процессов по сопровождению и учёту инноваций на уровне образовательного учреждения.

У 3300

79. Лаврик, О. Л. Будущее библиотек : как разобраться, что нас ждет / О. Л. Лаврик // Библиосфера. – 2014. – № 2. – С. 99–104. – Библиогр.: 12 назв.

На базе положения теории социальных коммуникаций – количество каналов увеличивается, но ни один из них не исчезает – рассматриваются следующие вопросы: как стратегически развивать библиотеку; какой вектор развития выбрать, учитывая разнообразие прогнозов, коммуникационных и технологических возможностей, предложений издателей и ожиданий читателей-пользователей. С позиций преемственности коммуникационных каналов, то есть библиотек разных типов, соотношения их использования, а также перераспределения функций между ними прогнозируется востребованность традиционных и электронных библиотек, перспективность функций, направлений и форм работы (или, если использовать терминологию маркетингового подхода – перспективность её продуктов и услуг).

У 4460

80. Ли, И. С. Проблемы формирования и развития инновационного потенциала вуза / И. С. Ли // Вестн. СПбГЭУ. Сер. Экономика. – 2014. –
№ 1 (68). – С. 210–212. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются теоретико-методологические подходы к основным проблемам формирования и развития инновационного потенциала в сфере высшего образования и инновационной политики.

У 2647

81. Малахова, Н. Н. Научно-исследовательское направление деятельности университета как субъекта инновационной системы / Н. Н. Малахова // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 57–60. – Библиогр.: 12 назв.

Анализируется изменение целей, мотивов и направленности научных исследований, проводимых университетом в процессе осуществления инновационной деятельности, а также изменение соотношения фундаментальных и прикладных исследований.

У 2647

82. Мельникова, И. Ю. Формирование кадрового резерва в образовательном учреждении / И. Ю. Мельникова // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 61–65. – Библиогр.: 5 назв.

Изучены кадровые проблемы и обоснована необходимость формирования кадрового резерва в образовательном учреждении. Определена структура резерва кадров и предложена формула расчёта оптимальной численности резерва.

 

83. Мешков, Н. А. Методологические основы построения интеллектуальной системы управления инновационным развитием российского образовательного комплекса в условиях информационного общества /
Н. А. Мешков // Инновации в образовании. – 2014. – № 4. – С. 163–173. – Библиогр.: 8 назв.

Обсуждаются перспективы модернизации и инновационного развития российского образования на основе реализации возможностей, предоставляемых информационным обществом. Формулируется задача создания информационно-аналитического интернет-портала российского образовательного комплекса (РОК) как ключевого системообразующего элемента инновационной инфраструктуры информационно-коммуникационного образовательного пространства. Излагается методология построения интеллектуальной системы управления инновационным развитием РОК на базе интернет-портала РОК.

У 3730

84. Миннибаева, Г. Е. Зарубежный опыт позиционирования учреждений высшего образования / Г. Е. Миннибаева // Междунар. науч. журн. – 2014. – № 3. – С. 118–123. – Библиогр.: 23 назв.

Освещён опыт формирования информационно-имиджевой политики и успешного позиционирования зарубежных вузов на рынке образовательных услуг.

У 2913

85. Писаренко, К. Э. Управление требованиями работодателей к качеству образовательных услуг / К. Э. Писаренко, Э. В. Писаренко // Качество. Инновации. Образование. – 2014. – № 4 (107). – С. 25–31. – Библиогр.: 16 назв.

Дано описание модели системы менеджмента качества на основе международных стандартов ISO 9001:2008 и серии ISO 10000, а также особенностей её применения на предприятиях в системе непрерывного образования "Общеобразовательные учреждения – учреждения среднего профессионального образования – вузы – предприятия-работодатели". Представлен метод "Управления требованиями предприятий-работодателей к качеству образовательных услуг", основанный на указанной модели и позволяющий обеспечить качество жизненного цикла требований работодателей.

У 2647

86. Подвигина, Е. А. Инновационная мобильность как фактор конкурентоспособности вуза / Е. А. Подвигина // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 76–79. – Библиогр.: 10 назв.

Раскрываются основные подходы к определению понятия "конкурентоспособность вуза", анализируется связь конкурентоспособности вуза и его инновационной мобильности. Выявляются математические закономерности влияния инновационной мобильности и конкурентоспособности на развитие вуза.

У 3704

87. Развитие образования на основе внедрения информационных технологий обучения / В. П. Божко [и др.] // Экономика, статистика и информатика. – 2014. – № 1. – С. 3–6. – Библиогр.: 6 назв.

На основе кибернетической модели образовательного процесса рассмотрена задача его развития с учётом внедрения информационных технологий обучения. Предложен подход к созданию методического аппарата и инструментария решения данной задачи.

У 3300

88. Редькина, Н. С. Итоги межрегионального конкурса научных и методических проектов "Эффективная научная библиотека : идеи, подходы, решения" / Н. С. Редькина // Библиосфера. – 2014. – № 2. – С. 95–98.

Освещены итоги конкурса научных и методических проектов, повышающих эффективность работы научных библиотек, развивающих их инновационную деятельность, формирующих благоприятное общественное мнение об инновационном потенциале, стимулирующих активность библиотечных специалистов.

Ар13-19772

89. Рябова, С. В. Мониторинг качества образования как базовый элемент системы управления вузом : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / С. В. Рябова. – Саратов, 2013. – 24 с. : ил. – Библиогр.: 13 назв.

Исследованы организационно-экономические и управленческие отношения, cклaдывaющиecя между субъектами образовательной деятельности по поводу формирования сбалансированной системы показателей качества образования и их мониторинга как базового элемента системы управления вузом. Разработана методика наиболее эффективного распределения финансовых и иных ресурсов, направляемых на повышение качества образования в системе управления вуза.

У 3480

90. Стрельникова, Т. Д. Инновационные технологии обучения в системе высшего профессионального образования в РФ / Т. Д. Стрельникова // Микроэкономика. – 2014. – № 3. – С. 66–70. – Библиогр.: 9 назв.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация, при которой уровень развития науки и производства заметно опережает уровень подготовки специалистов в вузе, то есть российская высшая школа не обеспечивает в полной мере подготовку необходимых стране специалистов и в течение последнего десятилетия слабо откликается на вызовы времени, оставаясь практически неизменной. Это обусловливает проведение кардинальной перестройки существующих форм и методов подготовки кадров в вузах страны. В статье представлен обзор интерактивных методов обучения и образовательных технологий, а также рассмотрены возможности и практическое использование данных методов в системе высшего профессионального образования Российской Федерации.

Ар13-19987

91. Титова, Г. С. Метод, модели и средства информационной поддержки принятия решений в системе управления переориентаций обучаемых в высшей школе : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 /
Г. С. Титова. – Курск, 2013. – 20 с. : ил. – Библиогр.: 17 назв.

Проведён анализ состояния вопроса управления учебным процессом применительно к переориентации обучающихся, в результате обоснована необходимость повышения оперативности управления, учитывающей высокую динамику изменения рынка труда. Разработана структурно-системная и системно-динамическая модели информационного взаимодействия рынка труда и вуза. Предложен метод обработки данных о внешней и внутренней среде вуза. Синтезирована структура информационной базы системы поддержки принятия решений и приведены результаты её экспериментальной проверки.

 

92.Туева, Л. М. Библиотека в контексте социальных коммуникаций / Л. М. Туева // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. – 2014. – № 27. – С. 211–216. – Библиогр.: 4 назв.

В данной работе библиотека рассматривается в ракурсе социальных коммуникаций. Доказывается, что реализация прикладных функций обеспечивает библиотеке устойчивость в современном обществе. Библиотека представлена коммуникационным субъектом, осуществляющим коммуникационную деятельность в формах диалога, управления и подражания.

 

93.Черемисина, Е. Н. Информационно-образовательная среда для обучения информационным технологиям на базе Института системного анализа и управления Университета "Дубна" / Е. Н. Черемисина, В. В. Белага, Ю. И. Самойленко // Открытое образование. – 2014. – № 2 (103). –
С. 59–65. – Библиогр.: 5 назв.

Предложена концепция информационно-образовательной среды (ИОС) для обучения информационным технологиям, позволяющая выстроить индивидуальные траектории обучения с учётом быстрых изменений потребностей рынка труда. В состав ИОС включены информационно-анали­тические сервисы, позволяющие в режиме реального времени получить список наиболее востребованных позиций и связанных с ними информационных технологий и компетенций. Показана стратегия создания ИОС на базе Института системного анализа и управления Университета "Дубна".

У 4460

94. Шагиева, М. А. Идентификация процессов и видов деятельности в системе управления качеством образовательного комплекса / М. А. Шагиева // Вестн. СПбГЭУ. Сер. Экономика. – 2014. – № 1 (68). – С. 129–134. – Библиогр.: 5 назв.

Представлены методы и практические рекомендации по идентификации процессов и видов деятельности системы управления повышением качества образовательных услуг в условиях объединения вузов.

Ар14-29

95. Шайтанова, Н. А. Образование через всю жизнь как стратегия профессионализации библиотечно-информационных специалистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 / Н. А. Шайтанова. – Казань, 2013. – 23 с. : ил. – Библиогр.: 11 назв.

Исследованы условия и механизмы профессионализации библиотечно-информационных специалистов в системе непрерывного профессионального образования. Разработана и обоснована модель непрерывного профессионального образования библиотечно-информационных специалистов в вузе.

Р 3646

96. Шестопал, Ю. Т. Адаптация управления вузом к внедрению процессного подхода / Ю. Т. Шестопал // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и о-ве. – 2014. – № 1 (9). – С. 233–239. – Библиогр.: 4 назв.

Показаны актуальные проблемы адаптации существующей системы управления вузом к требованиям процессного подхода. Процессный подход является обязательным условием внедрения системы менеджмента качества. Предложена процессно-ориентированная схема управления вузом. Рассмотрены вопросы согласования процессов в предложенной схеме управления, а также критические точки возможностей и угроз вузу.

Р 3646

97. Шестопал, Ю. Т. Проблемы качества вузов на корпоративном уровне / Ю. Т. Шестопал // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и о-ве. – 2014. – № 1 (9). – С. 240–248. – Библиогр.: 5 назв.

Обсуждаются актуальные проблемы качества вузов. Решением ряда проблем признаётся переход управления вузами на процессный подход. Уточняются понятия процессов вуза и процессов менеджмента качества. Показано их назначение, области применения и различия. Представлены модели общего менеджмента качества вуза и менеджмента качества. Определены типовые процессы кафедры, необходимые для управления качеством её деятельности.

См. также № 15, 20, 23, 31, 60, 129.

  
На главную