Менеджмент и маркетинг
Ар13-18736
63. Аверьянова, О. В.
Повышение конкурентоспособности образовательных услуг на основе рыночных
инструментов : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / О. В.
Аверьянова. – СПб., 2013. – 22 с. : ил. – Библиогр.: 11 назв.
Разработка теоретико-концептуальных положений, методических
приёмов и практических рекомендаций, направленных на повышение
конкурентоспособности образовательных услуг на основе рыночных инструментов.
Исследование рыночных структур, способствующих росту конкурентоспособности
образовательных услуг. Информационной базой исследования послужили
официальные статистические данные, в частности, материалы Федеральной службы
государственной статистики, справочные материалы органов государственной
власти, материалы, содержащиеся в монографиях и изданиях периодической
печати, сборниках трудов научно-практических конференций и семинаров, сети
Интернет, а также собственные исследования и расчёты автора.
У 2913
64. Азарьева, В. В.
Совершенствование системы менеджмента качества научной организации / В. В.
Азарьева, С. А. Степанов // Качество. Инновации. Образование. – 2014. – № 4
(107). – С. 3–6. – Библиогр.: 5 назв.
Рассмотрены проблемы, связанные с научно-инновационной
деятельностью организации. Обоснована необходимость совершенствования систем
менеджмента качества (СМК) организаций, осуществляющих научно-инновационную
деятельность. Предложены этапы совершенствования СМК, включающие самооценку
на основе "модели совершенства", разработку целей и мероприятий по улучшению
деятельности, реструктуризацию процессов, при всестороннем учёте требований
и рекомендаций стандартов серии ИСО 9000.
65.Бабенко, В. В. Концепция
информационного пространства кафедры вуза на основе веб-портала / В. В.
Бабенко, Ю. В. Гольчевский // Открытое образование. – 2014. – № 2 (103). –
С. 46–50. – Библиогр.: 7 назв.
Предлагается концепция организации информационного
пространства выпускающей кафедры вуза на основе функционально насыщенного
веб-портала. Обсуждаются возможности повышения эффективности процесса
обучения, как на стадии формирования ресурсов, так и в оперативной фазе на
основе использования современных средств управления информационными
потоками.
У 2900
66. Бадеева, Е. А.
Проблемы и перспективы развития эффективной системы планирования видов
деятельности квалитативного университетского менеджмента / Е. А. Бадеева //
Экон. анализ : теория и практика. – 2014. – № 23 (374). – С. 39–48. –
Библиогр.: 8 назв.
Обосновывается необходимость совершенствования структуры и
содержания реализации программ функционирования национальной системы высшего
профессионального образования, создания необходимых условий для повышения
его качества на основе совершенствования системы планирования основных видов
деятельности вузов. Предложена модель сквозного планирования ключевых и
вспомогательных процессов в системе квалитативного университетского
менеджмента.
У 4086
67. Бархатов, В. И.
Траектория развития научной школы в классическом университете в условиях
реформирования российской науки
(2012-13 годы) / В. И. Бархатов, И. А. Белова // Новый ун-т. Сер. "Экономика
и право". – 2014. – № 2 (36). – С. 4–14. – Библиогр.: 100 назв.
Рассмотрена проблема становления научных школ в университетах.
Представлена тенденция развития университетской науки на примере научной
школы "Институциональные преобразования в российской экономике", действующей
на кафедре экономики отраслей и рынков Челябинского государственного
университета. Обозначены основные результаты, достигнутые членами школы.
Выявлены проблемы осуществления научной деятельности.
Ар13-16427
68. Беляев, Н. А.
Формирование маркетинговой стратегии коммерциализации промышленных
научно-технических разработок : автореф. дис. ...
канд. экон. наук : 08.00.05 / Н. А.
Беляев. – Ростов н/Дону, 2013. – 26 с. : ил. – Библиогр.: 17 назв.
Целью исследования является развитие теоретических и
методических положений, а также разработка практических рекомендаций по
формированию и реализации маркетинговой стратегии коммерциализации
промышленных научно-технических разработок. Его объект – интеллектуальные
продукты – результаты деятельности научно-исследовательских и
научно-технических организаций (научно-исследовательских институтов,
конструкторских бюро, учреждений высшего профессионального образования и
др.), выраженные в форме промышленных научно-технических разработок на рынке
нововведений. Изучены управленческие и организационно-экономические
отношения, возникающие в процессе формирования маркетинговых стратегий
коммерциализации отечественных промышленных научно-технических разработок.
Ар13-19787
69. Валявский, А. Ю.
Совершенствование способов инвестирования инновационной деятельности
технического вуза на основе развития дистанционных технологий обучения :
автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. Ю. Валявский. – М., 2013.
– 28 с. : ил. – Библиогр.: 29 назв.
Формирование методической и практической основы развития
способов инвестирования в научную и инновационную деятельность вуза с учётом
расширения привлечения частного капитала на основе формирования
сбалансированной инновационно-образовательной системы.
70.Гаспариан, М. С. Разработка учебных
планов на основе интегрированного информационно-образовательного
пространства / М. С. Гаспариан // Открытое образование. – 2014. – № 2 (103).
– С. 51–58. – Библиогр.: 6 назв.
Изучены вопросы разработки компетентностно-ориентированных
учебных планов на основе требований федеральных государственных
образовательных стандартов. В этой связи сделана попытка сформулировать
обобщённую модель информационно-образовательного пространства и разработать
на её основе технологию формирования учебного плана.
У 3376
71. Голкина, Г. Е.
Совершенствование образовательной среды в условиях использования активных
методов обучения в вузе / Г. Е. Голкина // Нац. интересы : приоритеты и
безопасность. – 2014. – № 28 (265). –
С. 47–55. – Библиогр.: 13 назв.
Одной из основных тенденций мирового образования является
переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития
личности, которая предусматривает индивидуализированный характер
образования. В работе обоснована необходимость пересмотра старых методов и
поиск новых подходов в обучении, способствующих самореализации и развитию
человека. Сделан вывод, что наиболее подходящим для этого средством является
обучение студентов на базе активных методов, учитывающих возможности каждого
конкретного обучающегося.
У 2647
72. Горбунов, А. П.
Управленческий вектор инновационного университета / А. П. Горбунов // Вестн.
Воронеж. гос. ун-та. – 2014. – № 2. –
С. 13–17. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматривается комплекс проблем формирования инновационного
инструментария управления, адекватного специфике функционирования
инновационного вуза. Анализируются особенности преподавания и обучения как
элементов инновационной учебно-научной деятельности преподавателей и
студентов инновационного университета.
У 3902
73. Дрещинский, В. А.
Оценка стоимости организаций, создающих
знания и инновации / В. А. Дрещинский // Изв. СПбГЭТУ "ЛЭТИ". – 2014.
– № 5. – С. 81–86. – Библиогр.: 5 назв.
Проведён анализ методов оценки стоимости интеллектуальных
активов и интеллектуального капитала организаций, создающих знания. Даны
рекомендации по корректировке общепринятых методов оценки применительно к
особенностям российской экономики. Особое внимание уделено модифицированным
методам отдачи на активы и подсчёта очков.
У 3573
74. Емелин, Н. М.
Модель роста инновационных компетенций студентов в процессе международной
академической мобильности / Н. М. Емелин, Е. Д. Володина // Изв. Ин-та инж.
физики. – 2014. – № 2 (32). –
С. 97–101. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматривается академическая мобильность как ключевая
составляющая Болонского процесса. Приводится обобщённая функциональная
модель международной академической мобильности и модель роста инновационных
компетенций.
Ар13-19847
75. Ерёменко, Е. С.
Организационно-экономический механизм повышения качества высшего образования
в условиях реформирования высшей школы : автореф. дис. ... канд. экон. наук
: 08.00.05 / Е. С. Ерёменко. – СПб., 2013. – 23 с. : ил. – Библиогр.:
9 назв.
Разработаны и обоснованы научные положения,
концептуально-теоретические и методические основы повышения качества
высшего образования. Предложенная в работе система оценки качества и
мероприятия по его повышению могут быть использованы как инструмент
повышения качества результатов образовательного процесса в вузах Российской
Федерации.
У 4138
76. Ивинский, Д. В.
Предпринимательская деятельность вуза как элемент рыночной экономики / Д. В.
Ивинский, И. Ф. Чепурова // Соц.-экон. явления и процессы. – 2014. – № 3. –
С. 31–36. – Библиогр.: 7 назв.
Раскрыта сущность предпринимательской деятельности вуза.
Представлена классификация видов предпринимательской деятельности российских
вузов. Охарактеризована предпринимательская деятельность образовательного
учреждения по форме и по содержанию её осуществления. Применительно к
современным условиям хозяйствования определена специфика хоздоговорной
деятельности вуза и особенности целесообразности её применения в
жизнедеятельности региона осуществления. Дана сравнительная характеристика
особенностей ведения предпринимательской деятельности государственными и
частными вузами. Раскрыт перечень расходов за счёт прибыльной коммерческой
деятельности вуза. Приведена классификация потребителей услуг высших учебных
заведений. Особое внимание уделено необходимости постоянного мониторинга
предпринимательской деятельности вуза.
У 4460
77. Кудряшова, Н. Н.
Необходимость совершенствования нормативно-законодательной базы учета
расходов на НИОКР в России / Н. Н. Кудряшова // Вестн. СПбГЭУ. Сер.
Экономика. – 2014. – № 1 (68). – С. 207–209. – Библиогр.: 5 назв.
Исследована нормативно-законодательная база, регулирующая учёт
расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
(НИОКР) в России. Дана критическая оценка существующей в законодательстве
терминологии в области учёта расходов на НИОКР, действующим условиям
признания расходов в зависимости от результата НИОКР: положительного,
отрицательного, незаконченных НИОКР, a также правилам отражения в
бухгалтерской отчётности таких расходов.
У 1465
78. Кунтикова, Е. С.
Проблемы автоматизации учета инновационной деятельности в образовательном
учреждении / Е. С. Кунтикова, С. В. Чискидов, Е. Н. Павличева // Информ.
ресурсы России. – 2014. – № 3 (139). –
С. 25–29. – Библиогр.: 5 назв.
Изучены подходы к инновационной деятельности и вопросы
формирования инновационной инфраструктуры в сфере образования, а также
проблемы автоматизации бизнес-процессов по сопровождению и учёту инноваций
на уровне образовательного учреждения.
У 3300
79. Лаврик, О. Л.
Будущее библиотек : как разобраться, что нас ждет / О. Л. Лаврик //
Библиосфера. – 2014. – № 2. – С. 99–104. – Библиогр.: 12 назв.
На базе положения теории социальных коммуникаций – количество
каналов увеличивается, но ни один из них не исчезает – рассматриваются
следующие вопросы: как стратегически развивать библиотеку; какой вектор
развития выбрать, учитывая разнообразие прогнозов, коммуникационных и
технологических возможностей, предложений издателей и ожиданий
читателей-пользователей. С позиций преемственности коммуникационных каналов,
то есть библиотек разных типов, соотношения их использования, а также
перераспределения функций между ними прогнозируется востребованность
традиционных и электронных библиотек, перспективность функций, направлений и
форм работы (или, если использовать терминологию маркетингового подхода –
перспективность её продуктов и услуг).
У 4460
80. Ли, И. С.
Проблемы формирования и развития инновационного потенциала вуза / И. С. Ли
// Вестн. СПбГЭУ. Сер. Экономика. – 2014. –
№ 1 (68). – С. 210–212. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются теоретико-методологические подходы к основным
проблемам формирования и развития инновационного потенциала в сфере высшего
образования и инновационной политики.
У 2647
81. Малахова, Н. Н.
Научно-исследовательское направление деятельности университета как субъекта
инновационной системы / Н. Н. Малахова // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. –
2014. – № 2. – С. 57–60. – Библиогр.: 12 назв.
Анализируется изменение целей, мотивов и направленности
научных исследований, проводимых университетом в процессе осуществления
инновационной деятельности, а также изменение соотношения фундаментальных и
прикладных исследований.
У 2647
82. Мельникова, И. Ю.
Формирование кадрового резерва в образовательном учреждении / И. Ю.
Мельникова // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 61–65. –
Библиогр.: 5 назв.
Изучены кадровые проблемы и обоснована необходимость
формирования кадрового резерва в образовательном учреждении. Определена
структура резерва кадров и предложена формула расчёта оптимальной
численности резерва.
83. Мешков, Н. А. Методологические
основы построения интеллектуальной системы управления инновационным
развитием российского образовательного комплекса в условиях информационного
общества /
Н. А. Мешков // Инновации в образовании. – 2014. – № 4. – С. 163–173. –
Библиогр.: 8 назв.
Обсуждаются перспективы модернизации и инновационного развития
российского образования на основе реализации возможностей, предоставляемых
информационным обществом. Формулируется задача создания
информационно-аналитического интернет-портала российского образовательного
комплекса (РОК) как ключевого системообразующего элемента инновационной
инфраструктуры информационно-коммуникационного образовательного
пространства. Излагается методология построения интеллектуальной системы
управления инновационным развитием РОК на базе интернет-портала РОК.
У 3730
84. Миннибаева, Г. Е.
Зарубежный опыт позиционирования учреждений высшего образования / Г. Е.
Миннибаева // Междунар. науч. журн. – 2014. – № 3. – С. 118–123. –
Библиогр.: 23 назв.
Освещён опыт формирования информационно-имиджевой политики и
успешного позиционирования зарубежных вузов на рынке образовательных услуг.
У 2913
85. Писаренко, К. Э.
Управление требованиями работодателей к качеству образовательных услуг / К.
Э. Писаренко, Э. В. Писаренко // Качество. Инновации. Образование. – 2014. –
№ 4 (107). – С. 25–31. – Библиогр.: 16 назв.
Дано описание модели системы менеджмента качества на основе
международных стандартов ISO 9001:2008 и серии ISO 10000, а также
особенностей её применения на предприятиях в системе непрерывного
образования "Общеобразовательные учреждения – учреждения среднего
профессионального образования – вузы – предприятия-работодатели".
Представлен метод "Управления требованиями предприятий-работодателей к
качеству образовательных услуг", основанный на указанной модели и
позволяющий обеспечить качество жизненного цикла требований работодателей.
У 2647
86. Подвигина, Е. А.
Инновационная мобильность как фактор конкурентоспособности вуза / Е. А.
Подвигина // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. – 2014. – № 2. – С. 76–79. –
Библиогр.: 10 назв.
Раскрываются основные подходы к определению понятия
"конкурентоспособность вуза", анализируется связь конкурентоспособности вуза
и его инновационной мобильности. Выявляются математические закономерности
влияния инновационной мобильности и конкурентоспособности на развитие вуза.
У 3704
87. Развитие образования на
основе внедрения информационных технологий обучения / В. П. Божко [и др.] //
Экономика, статистика и информатика. – 2014. – № 1. – С. 3–6. – Библиогр.:
6 назв.
На основе кибернетической модели образовательного процесса
рассмотрена задача его развития с учётом внедрения информационных технологий
обучения. Предложен подход к созданию методического аппарата и
инструментария решения данной задачи.
У 3300
88. Редькина, Н. С.
Итоги межрегионального конкурса научных и методических проектов "Эффективная
научная библиотека : идеи, подходы, решения" / Н. С. Редькина //
Библиосфера. – 2014. – № 2. – С. 95–98.
Освещены итоги конкурса научных и методических проектов,
повышающих эффективность работы научных библиотек, развивающих их
инновационную деятельность, формирующих благоприятное общественное мнение об
инновационном потенциале, стимулирующих активность библиотечных
специалистов.
Ар13-19772
89. Рябова, С. В.
Мониторинг качества образования как базовый элемент системы управления вузом
: автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / С. В. Рябова. – Саратов,
2013. – 24 с. : ил. – Библиогр.: 13 назв.
Исследованы организационно-экономические и управленческие
отношения, cклaдывaющиecя между субъектами образовательной деятельности по
поводу формирования сбалансированной системы показателей качества
образования и их мониторинга как базового элемента системы управления вузом.
Разработана методика наиболее эффективного распределения финансовых и иных
ресурсов, направляемых на повышение качества образования в системе
управления вуза.
У 3480
90. Стрельникова, Т. Д.
Инновационные технологии обучения в системе высшего профессионального
образования в РФ / Т. Д. Стрельникова // Микроэкономика. – 2014. – № 3. – С.
66–70. – Библиогр.: 9 назв.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась ситуация,
при которой уровень развития науки и производства заметно опережает уровень
подготовки специалистов в вузе, то есть российская высшая школа не
обеспечивает в полной мере подготовку необходимых стране специалистов и в
течение последнего десятилетия слабо откликается на вызовы времени,
оставаясь практически неизменной. Это обусловливает проведение кардинальной
перестройки существующих форм и методов подготовки кадров в вузах страны. В
статье представлен обзор интерактивных методов обучения и образовательных
технологий, а также рассмотрены возможности и практическое использование
данных методов в системе высшего профессионального образования Российской
Федерации.
Ар13-19987
91. Титова, Г. С.
Метод, модели и средства информационной поддержки принятия решений в системе
управления переориентаций обучаемых в высшей школе : автореф. дис. ... канд.
техн. наук : 05.13.10 /
Г. С. Титова. – Курск, 2013. – 20 с. : ил. – Библиогр.: 17 назв.
Проведён анализ состояния вопроса управления учебным процессом
применительно к переориентации обучающихся, в результате обоснована
необходимость повышения оперативности управления, учитывающей высокую
динамику изменения рынка труда. Разработана структурно-системная и
системно-динамическая модели информационного взаимодействия рынка труда и
вуза. Предложен метод обработки данных о внешней и внутренней среде вуза.
Синтезирована структура информационной базы системы поддержки принятия
решений и приведены результаты её экспериментальной проверки.
92.Туева, Л. М. Библиотека в контексте
социальных коммуникаций / Л. М. Туева // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры
и искусств. – 2014. – № 27. – С. 211–216. – Библиогр.: 4 назв.
В данной работе библиотека рассматривается в ракурсе
социальных коммуникаций. Доказывается, что реализация прикладных функций
обеспечивает библиотеке устойчивость в современном обществе. Библиотека
представлена коммуникационным субъектом, осуществляющим коммуникационную
деятельность в формах диалога, управления и подражания.
93.Черемисина, Е. Н.
Информационно-образовательная среда для обучения информационным технологиям
на базе Института системного анализа и управления Университета "Дубна" / Е.
Н. Черемисина, В. В. Белага, Ю. И. Самойленко // Открытое образование. –
2014. – № 2 (103). –
С. 59–65. – Библиогр.: 5 назв.
Предложена концепция информационно-образовательной среды (ИОС)
для обучения информационным технологиям, позволяющая выстроить
индивидуальные траектории обучения с учётом быстрых изменений потребностей
рынка труда. В состав ИОС включены информационно-аналитические сервисы,
позволяющие в режиме реального времени получить список наиболее
востребованных позиций и связанных с ними информационных технологий и
компетенций. Показана стратегия создания ИОС на базе Института системного
анализа и управления Университета "Дубна".
У 4460
94. Шагиева, М. А.
Идентификация процессов и видов деятельности в системе управления качеством
образовательного комплекса / М. А. Шагиева // Вестн. СПбГЭУ. Сер. Экономика.
– 2014. – № 1 (68). – С. 129–134. – Библиогр.: 5 назв.
Представлены методы и практические рекомендации по
идентификации процессов и видов деятельности системы управления повышением
качества образовательных услуг в условиях объединения вузов.
Ар14-29
95. Шайтанова, Н. А.
Образование через всю жизнь как стратегия профессионализации
библиотечно-информационных специалистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук
: 05.25.03 / Н. А. Шайтанова. – Казань, 2013. – 23 с. : ил. – Библиогр.:
11 назв.
Исследованы условия и механизмы профессионализации
библиотечно-информационных специалистов в системе непрерывного
профессионального образования. Разработана и обоснована модель непрерывного
профессионального образования библиотечно-информационных специалистов в
вузе.
Р 3646
96. Шестопал, Ю. Т.
Адаптация управления вузом к внедрению процессного подхода / Ю. Т. Шестопал
// Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и о-ве. – 2014. – № 1
(9). – С. 233–239. – Библиогр.: 4 назв.
Показаны актуальные проблемы адаптации существующей системы
управления вузом к требованиям процессного подхода. Процессный подход
является обязательным условием внедрения системы менеджмента качества.
Предложена процессно-ориентированная схема управления вузом. Рассмотрены
вопросы согласования процессов в предложенной схеме управления, а также
критические точки возможностей и угроз вузу.
Р 3646
97. Шестопал, Ю. Т.
Проблемы качества вузов на корпоративном уровне / Ю. Т. Шестопал // Модели,
системы, сети в экономике, технике, природе и о-ве. – 2014. – № 1 (9). – С.
240–248. – Библиогр.: 5 назв.
Обсуждаются актуальные проблемы качества вузов. Решением ряда
проблем признаётся переход управления вузами на процессный подход.
Уточняются понятия процессов вуза и процессов менеджмента качества. Показано
их назначение, области применения и различия. Представлены модели общего
менеджмента качества вуза и менеджмента качества. Определены типовые
процессы кафедры, необходимые для управления качеством её деятельности.
См. также № 15, 20, 23, 31, 60, 129.
|