Менеджмент и маркетинг
У 3409
72. Астафьева, Е. С.
Влияние факторов внешней среды вуза на характеристики процесса
бюджетирования / Е. С. Астафьева // Унив. упр. : практика и анализ. – 2014.
– № 3 (91). – С. 91–102. – Библиогр.: 11 назв.
Дан обзор факторов, влияющих на деятельность вуза. Акцент
сделан на специфику организации, предоставляющей услуги высшего
профессионального образования и осуществляющей научные исследования.
Разработана методика выбора характеристик бюджетирования, оптимальных для
сложившихся условий внешней среды.
Р 16
73. Беденко, Н. Н.
Рынок услуг высшего образования : состояние, проблемы, диспропорции / Н. Н.
Беденко, М. Г. Сергеева // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 11. –
С. 46–51. – Библиогр.: 13 назв.
Представлен анализ сложившегося рынка образовательных услуг в
системе высшего образования. Обозначены проблемы региональных рынков услуг
высшей школы. Выявлены диспропорции на рынке образовательных услуг.
У 3983
74. Бенин, В. Л.
Культурно-исторический код российского образования (к вопросу реализации
принципов Болонской декларации) / В. Л. Бенин, А. Ю. Плешакова // Интеллект.
Инновации. Инвестиции. – 2014. – № 3. – С. 64–70. – Библиогр.: 12 назв.
В ряду социально-экономических и организационно-управленческих
проблем внедрения принципов Болонской декларации в российское образование
особое место занимают социально-педагогические проблемы, обусловленные
историческими и культурно-нравственными расхождениями российского и
европейского образования. В статье даётся обоснование
культурно-исторического кода российского образования, связанного с
ментальностью русского народа.
У 2361
75. Вахитов, Д. Р.
Роль Академии наук в советской и российской образовательных системах / Д.
Р. Вахитов, Р. М. Нуртдинов // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2014. – Т. 17,
№ 17. – С. 244–247. – Библиогр.: 16 назв.
Работа посвящена анализу деятельности и достижениям Академии
наук в Советском Союзе с точки зрения роли государства, источников
финансирования, территориального размещения, организационной структуры.
Рассмотрены проблемы Академии наук в современной России, а также представлен
сравнительный анализ с аналогичными организациями Великобритании
и Болгарии.
У 1877
76. Винокуров, М. А.
Необходимость модернизации и комплексного реформирования высшего
образования в России / М. А. Винокуров // Экономика и упр. – 2014. – № 9
(107). – С. 4–7.
Изложена авторская позиция по анализу и возможной
реструктуризации модели высшего образования России и её реформирования.
Предложены пути совершенствования образовательной системы, расширения
объёмов государственного финансирования, повышения качества образования и
интенсификации международной деятельности образовательных структур.
Д10-13/14515
77. Галанов, В. А.
Финансовый риск-менеджмент в сфере высшего профессионального образования :
учеб. пособие / В. А. Галанов, Т. Н. Роденкова, Н. Н. Пронина. – М. : РЭУ
им. Г. В. Плеханова, 2013. – 84 с. – Библиогр.: 12 назв. – ISBN
978-5-7307-0944-7.
Рассмотрены сущность, классификация, формы и методы управления
рисками, оценка рисков, методические основы количественной оценки рисков в
условиях перехода финансирования образовательной деятельности на
нормативно-подушевое финансирование. Раскрыт механизм управления рисками как
учредителя в лице Министерства образования и науки
Российской Федерации, так и самих
образовательных учреждений. Системно и комплексно излагаются методические
положения по оценке рисков.
Д10-14/13835
78. Гисина, О. Г.
Предпринимательский потенциал вуза / О. Г. Гисина, Е. Н. Захарова ; Адыг.
гос. ун-т. Новорос. фил. – Майкоп : Изд-во АГУ, 2014. – 143 с. : ил. –
Библиогр.: 165 назв. – ISBN 978-5-91692-237-0.
Обоснована дуалистическая природа услуг высшего образования,
объединяющих в себе ключевые параметры как общественного, так и
индивидуального блага. Выявлено, что механизм управления
конкурентоспособностью образовательного учреждения, имея общие основы
функционирования с аналогичными механизмами предпринимательских структур,
обладает своими особенностями, обусловленными природой образовательной
услуги, её жизненным циклом, иерархией образовательных потребностей
потребителя. Установлено, что реализация предпринимательского потенциала
вуза обладает наибольшей эффективностью в рамках предпринимательской сетевой
модели, обеспечивающей комплексное использование потенциала образующих
данную сеть структур. Введено понятие предпринимательско-сетевого вуза.
Предложена модель комплексной оценки конкурентоспособности высшего учебного
заведения.
У 4023
79. Григораш, О. В.
О совершенствовании системы высшего образования / О. В. Григораш // Совет
ректоров. – 2014. – № 8. – С. 17–23. – Библиогр.: 8 назв.
Раскрываются причины снижения качества подготовки студентов.
Обосновываются предложения и предлагаются мероприятия, направленные на
совершенствование системы высшего образования.
У 2361
80. Гумаргалиев, И. Е.
Модель "тройной спирали" как стимул повышения инновационной активности
вузов / И. Е. Гумаргалиев // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2014. – Т. 17, №
13. – С. 383–392. – Библиогр.: 29 назв.
Анализируются возможности положительного изменения
инновационной активности подразделений высшей школы. Теоретическим
основанием для таких исследований является синтез теории "трёх спиралей" и
эволюционных экономических теорий Й. Шумпетера, Р. Нельсона и С. Уинтера.
Представлен опыт реализации инновационной активности на примере различных
подразделений Московского государственного университета имени М. В.
Ломоносова.
Д10-14/14185
81. Коновалова, А. С.
Методы корпоративного управления информационными технологиями в системе
стратегического управления / А. С. Коновалова ; Твер. гос. техн. ун-т. –
Тверь, 2014. – 99 с. : ил. – Библиогр.: 21 назв. – ISBN 978-5-7995-0723-7.
Работа посвящена вопросам применения корпоративного управления
информационными технологиями в контексте задач информационного обеспечения
стратегического менеджмента. Рассматриваются основные аспекты системы
информационного обеспечения стратегического управления в контексте
стратегической навигации компании. Исследуются основные принципы
корпоративного управления информационными технологиями (IT Governance) и
практические задачи их применения в рамках системы информационного
обеспечения стратегического менеджмента.
Р 3070
82. Корешкова, Л.
Что значит "клиентоориентированное учреждение"? / Л. Корешкова //
Библиотека. – 2014. – № 9. – С. 48–51.
О внедрении маркетинговых методов в работу библиотек на опыте
Областной детско-юношеской библиотеки г. Томска.
Д10-14/14299
83. Кремлева, Л. В.
Организация научно-образовательных центров высокотехнологичных производств
/ Л. В. Кремлева, В. И. Малыгин, С. В. Протасова ; под общ. ред. Л. В. Кремлевой ; Сев. (Аркт.) федер.
ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск : Сев. (Аркт.) федер. ун-т
им. М. В. Ломоносова, 2014. – 217 с. : ил. – Библиогр.: 78 назв. –
ISBN 978-5-7536-0425-5.
Освещены вопросы функционирования междисциплинарного
научно-технологического центра (НОТЦ) как элемента научно-образовательной
инфраструктуры вуза. Проведён анализ стратегических целей, структуры и
содержания задач, решаемых НОТЦ в ведущих университетах Российской
Федерации. Предложен механизм реализации научно-образовательных и
научно-исследовательских проектов на базе междисциплинарного НОТЦ.
Определены наиболее эффективные механизмы и организационные формы участия
университетских НОТЦ в программах инновационного развития крупных
предприятий, в том числе оборонного комплекса. Разработаны методики обучения
студентов и аспирантов современным технологиям проектной деятельности.
У 3409
84. Меликян, А. В.
Показатели мониторинга системы высшего образования в России и за рубежом /
А. В. Меликян // Унив. упр. : практика и анализ. – 2014. – № 3 (91). – С.
58–66. – Библиогр.: 21 назв.
Статья посвящена анализу показателей российского мониторинга
системы высшего образования. Рассмотрены правила проведения мониторинга и
основные характеристики системы высшего образования, оцениваемые
показателями мониторинга. Приведены показатели, используемые в зарубежных
системах мониторинга для описания аналогичных характеристик высшего
образования. Даны предложения по использованию дополнительных показателей
для более детального описания рассматриваемых в мониторинге характеристик
системы высшего образования.
Д10-13/13805
85. Менеджмент качества в
вузе : материалы курса повышения квалификации : учеб. пособие / Л. С.
Гринкруг [и др.] ; Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. – Биробиджан : ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2013. –
207 с. : ил. – ISBN 978-5-8170-0233-1.
Представлен практический опыт авторов по разработке и
внедрению систем менеджмента качества в вузах. Затронуты вопросы, связанные
с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту
качества серии ISO 9000 и особенностями их применения в образовании, с
основными целями, задачами и методами проведения самооценки деятельности
вузов. Также отражены вопросы стратегического планирования, использования
информационных технологий и управления человеческими ресурсами в вузах с
точки зрения менеджмента качества.
Д10-14/15084
86. Меркулова, Е. П.
Информационная асимметрия на рынке образовательных услуг : монография / Е.
П. Меркулова ; Иркут. гос. ун-т. – Иркутск : ИГУ, 2014. – 123 с. : ил. –
Библиогр.: 120 назв. – ISBN 978-5-9624-1044-9.
Предпринята попытка использовать теорию информационной
асимметрии для исследования специфических условий рынка образовательных
услуг с целью определения способов снижения информационной асимметрии.
Известно, что ошибочные установки при выборе вуза и направления обучения
приводят к тому, что выпускники региональных вузов отличаются низкой
профессиональной конкурентоспособностью. Очевидным выходом в этом случае
является согласование конъюнктур образовательного рынка и рынка труда за
счёт снижения степени информационной асимметрии между заинтересованными
субъектами: абитуриентом вуза, собственно вузом, а также потенциальным
работодателем.
У 3236
87. Николаева, А. Д.
Стратегический подход к управлению образованием / А. Д. Николаева //
Фундам. исслед. – 2014. – № 8, ч. 7. – С. 1667–1671. – Библиогр.: 11 назв.
Приведены специфические особенности стратегического управления
образовательными системами в современных условиях, осмысление которых
позволит выработать жизнеспособные решения. На основе анализа определена
последовательность эволюционного ряда в развитии системы управления. На этом
обосновывается новый подход к управлению образованием – "управление по
задачам" как особая форма стратегического подхода и наиболее адекватный
генезису системы управления региональным образованием. Приводится
аргументация данного тезиса, адекватного современным условиям развития
системы управления. Автор обосновывает её рядом обстоятельств, которые на
сегодня объективны. Таким образом, уровень постановки и решения задач может
рассматриваться как параметрическая
характеристика исследования эволюции управления образованием, раскрывающая
суть стратегии управления в тот или иной период эволюции.
Д10-13/15283
88. Новые технологии в
науке, образовании, производстве : междунар. сб. науч. тр. / Ряз. ин-т
бизнеса и упр. – Рязань : Ряз. ин-т бизнеса и управления, 2013. – 450 с. :
ил. – Библиогр. в конце отд. ст. – ISBN 978-5-904353-17-9.
Сборник состоит из двух разделов. В первом содержатся
материалы, среди авторов которых учёные, деятели науки и образования,
работающие в различных направлениях экономики и управления, техники и
педагогики, права и политики и др. Во втором разделе представлены материалы
участников международной научно-практической конференции "Современное
государство в условиях модернизации и глобализации: социальные, правовые,
экономические и управленческие аспекты". Статьи отражают современный уровень
научно-исследовательской работы и представляют собой поиск новых методик и
решений в различных областях.
У 3393
89. Петросянц, Д. В.
Актуальные проблемы современного российского высшего образования / Д. В.
Петросянц, А. С. Светцова // Регион. проблемы преобразования экономики. –
2014. – № 4 (42). – С. 23–32. – Библиогр.: 14 назв.
Анализируются наиболее острые и актуальные проблемы развития
отечественной высшей школы. Рассматриваются возможности и ограничения,
федеральные и региональные тренды реформирования, рефлексия со стороны
научно-образовательного сообщества на текущие преобразования. Авторов
интересует комплексный подход к решению задач, стоящих перед современным
российским образованием: стратификация отечественных вузов, выделение из них
группы элитных университетов, повышенное внимание к обеспечению кадровым
потенциалом высшей школы, придание большего динамизма работе с рынком труда,
пагубные тенденции гипертрофированной погони за высокими наукометрическими
показателями среди преподавателей вузов в ущерб эффективной работе.
Р 51
90. Развитие
материально-технической базы науки как фактор повышения
результативности научных исследований / С. М. Алдошин [и др.] // Вестн. РАН.
– 2014. – Т. 84, № 10. – С. 874–881. – Библиогр.: 5 назв.
Продуктивность научной и научно-технической деятельности как
креативного ядра инновационной системы страны характеризуется многими
количественными и качественными параметрами, среди которых уровень развития
материально-технической базы – один из главных. Однако, по мнению авторов
статьи, в настоящее время именно неконкурентоспособность рабочего места в
сфере НИОКР, обусловленная низким уровнем затрат в расчёте на одного
исследователя, составляет трудноразрешимую проблему российской науки.
Д10-14/14693
91. Роденкова, Т. Н.
Методические рекомендации по составлению бюджетов структурных подразделений
научно-исследовательской инфраструктуры
вуза и оценке себестоимости исследовательских проектов вузов :учеб.пособие/ Т.Н.Роденкова, А.А.Кондратьева, А.А.Климова;Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М. : ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г. В.
Плеханова", 2014. – 154 с. : ил. – Библиогр.: 46 назв. – ISBN
978-5-7307-0931-7.
Представлена разработка нового методического инструментария по
оценке себестоимости исследовательских проектов и построению эффективной
организационно-финансовой модели управления деятельностью научных
подразделений вузов.
Д10-14/12581
92. Ткаченко, В. В.
Качество высшего образования северных филиалов вузов : социологический
аспект / В. В. Ткаченко. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2014. – 147 с. : ил. –
Библиогр.: 227 назв. – ISBN 978-5-9961-0929-6.
Монография посвящена анализу современного состояния, проблем и
особенностей развития высшего профессионального образования в северном
городе. На основе теоретико-методологического анализа проблематики
исследования и комплексной диагностики качества образовательной среды
представлена модель взаимодействия головного вуза и филиала с учётом
качественных показателей с социокультурной средой, разработан механизм
повышения качества высшего образования в северном городе.
У 3409
93. Томилин, О. Б.
Организационная культура как новый управленческий ресурс стратегического
менеджмента / О. Б. Томилин, М. И. Барнашова, О. О. Томилин // Унив. упр. :
практика и анализ. – 2014. – № 3 (91). – С. 19–38. – Библиогр.: 76 назв.
Рассмотрен системный феномен – организационная культура как
новый управленческий ресурс стратегического менеджмента. Проведён
сравнительный анализ типологий организационной культуры. Исследованы
возможности реализации нового управленческого ресурса стратегического
менеджмента в высшем образовании.
Д10-14/13241
94. Тягунова, Ю. В.
Теория и технология проектирования образовательно-научного процесса в
университете / Ю. В. Тягунова ; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. "Безопасность
жизнедеятельности". – Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 195 с. : ил. –
Библиогр.: 352 назв. – ISBN 978-5-696-04575-7.
Изучены теоретические основы педагогического проектирования
образовательно-научного процесса в университете, опирающиеся на ресурсный
подход. Предложена авторская технология направленного на развитие
человеческого ресурса субъектов образования проектирования
образовательно-научного процесса, полезная теоретикам и практикам высшего
образования.
У 3983
95. Фролов, О. В.
Вуз как живая система / О. В. Фролов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. –
2014. – № 3. – С. 44–50. – Библиогр.: 18 назв.
По мнению автора, реформирование существующей системы высшего
профессионального образования на рыночных принципах осуществляется без учета
её свойств как живой системы. Современные изменения в системе управления
вузами глубоко связаны с кризисными явлениями в этой сфере. Кризис порождает
необходимость пересмотра традиционных принципов управления, которые в
настоящее время не являются достаточными для обеспечения развития вуза как
самоорганизующейся системы. Новая парадигма управления рассматривает вуз как
субъект рынка и как открытую самоорганизующуюся систему, обладающую
эмерджентными свойствами, для управления которой необходимо знание и
правильное применение принципов синергетики с целью продуктивного
использования адаптационного потенциала. Реализация адаптационного
потенциала управления вузом как одним из элементов образовательной системы
определяется полнотой раскрытия субъектами образовательного процесса
заложенных в них задатков, творческих управленческих способностей,
удовлетворённостью управленческих интересов и потребностей, нацеленностью на
развитие образовательного учреждения в рыночных условиях.
У 2361
96. Хисматуллина, З. Н.
Повышение эффективности и качества образования как необходимое условие
сохранения и развития интеллектуального потенциала нации / З. Н.
Хисматуллина // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2014. – Т. 17, № 17. – С.
341–347. – Библиогр.: 10 назв.
Дано представление о проблемах качества и эффективности
образования, являющихся характерной особенностью развития образования в
настоящее время во всём мире и оттого требующих повышенного внимания
правительств большинства стран к проблемам этой стратегической области,
обеспечивающей национальную безопасность. О конкурентоспособности страны
начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего
поколения. Международные мониторинговые исследования в образовании выступают
важнейшим фактором развития мирового образовательного пространства, в том
числе, исследования по важнейшим фактором развития мирового образовательного
пространства, по оценке эффективности и качества обучения. Страны объединяют
усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных
исследований качества образования.
См. также № 101, 103, 104, 105, 117.
|