Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №1 2015 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

У 3409

72. Астафьева, Е. С.  Влияние факторов внешней среды вуза на характеристики процесса бюджетирования / Е. С. Астафьева // Унив. упр. : практика и анализ. – 2014. – № 3 (91). – С. 91–102. – Библиогр.: 11 назв.

Дан обзор факторов, влияющих на деятельность вуза. Акцент сделан на специфику организации, предоставляющей услуги высшего профессионального образования и осуществляющей научные исследования. Разработана методика выбора характеристик бюджетирования, оптимальных для сложившихся условий внешней среды.

Р 16

73. Беденко, Н. Н.  Рынок услуг высшего образования : состояние, проблемы, диспропорции / Н. Н. Беденко, М. Г. Сергеева // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 11. – С. 46–51. – Библиогр.: 13 назв.

Представлен анализ сложившегося рынка образовательных услуг в системе высшего образования. Обозначены проблемы региональных рынков услуг высшей школы. Выявлены диспропорции на рынке образовательных услуг.

У 3983

74. Бенин, В. Л.  Культурно-исторический код российского образования (к вопросу реализации принципов Болонской декларации) / В. Л. Бенин, А. Ю. Плешакова // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2014. –
№ 3. – С. 64–70. – Библиогр.: 12 назв.

В ряду социально-экономических и организационно-управленческих проблем внедрения принципов Болонской декларации в российское образование особое место занимают социально-педагогические проблемы, обусловленные историческими и культурно-нравственными расхождениями российского и европейского образования. В статье даётся обоснование культурно-исторического кода российского образования, связанного с ментальностью русского народа.

У 2361

75. Вахитов, Д. Р.  Роль Академии наук в советской и российской образовательных системах / Д. Р. Вахитов, Р. М. Нуртдинов // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2014. – Т. 17, № 17. – С. 244–247. – Библиогр.: 16 назв.

Работа посвящена анализу деятельности и достижениям Академии наук в Советском Союзе с точки зрения роли государства, источников финансирования, территориального размещения, организационной структуры. Рассмотрены проблемы Академии наук в современной России, а также представлен сравнительный анализ с аналогичными организациями Велико­британии и Болгарии.

У 1877

76. Винокуров, М. А.  Необходимость модернизации и комплексного реформирования высшего образования в России / М. А. Винокуров // Экономика и упр. – 2014. – № 9 (107). – С. 4–7.

Изложена авторская позиция по анализу и возможной реструктуризации модели высшего образования России и её реформирования. Предложены пути совершенствования образовательной системы, расширения объёмов государственного финансирования, повышения качества образования и интенсификации международной деятельности образовательных структур.

Д10-13/14515

77. Галанов, В. А.  Финансовый риск-менеджмент в сфере высшего профессионального образования : учеб. пособие / В. А. Галанов, Т. Н. Роденкова, Н. Н. Пронина. – М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2013. – 84 с. – Библиогр.: 12 назв. – ISBN 978-5-7307-0944-7.

Рассмотрены сущность, классификация, формы и методы управления рисками, оценка рисков, методические основы количественной оценки рисков в условиях перехода финансирования образовательной деятельности на нормативно-подушевое финансирование. Раскрыт механизм управления рисками как учредителя в лице Министерства образования и науки Российской Федерации, так и самих образовательных учреждений. Системно и комплексно излагаются методические положения по оценке рисков.

Д10-14/13835

78. Гисина, О. Г.  Предпринимательский потенциал вуза / О. Г. Гисина, Е. Н. Захарова ; Адыг. гос. ун-т. Новорос. фил. – Майкоп : Изд-во АГУ, 2014. – 143 с. : ил. – Библиогр.: 165 назв. – ISBN 978-5-91692-237-0.

Обоснована дуалистическая природа услуг высшего образования, объединяющих в себе ключевые параметры как общественного, так и индивидуального блага. Выявлено, что механизм управления конкурентоспособностью образовательного учреждения, имея общие основы функционирования с аналогичными механизмами предпринимательских структур, обладает своими особенностями, обусловленными природой образовательной услуги, её жизненным циклом, иерархией образовательных потребностей потребителя. Установлено, что реализация предпринимательского потенциала вуза обладает наибольшей эффективностью в рамках предпринимательской сетевой модели, обеспечивающей комплексное использование потенциала образующих данную сеть структур. Введено понятие предпринимательско-сетевого вуза. Предложена модель комплексной оценки конкурентоспособности высшего учебного заведения.

У 4023

79. Григораш, О. В.  О совершенствовании системы высшего образования / О. В. Григораш // Совет ректоров. – 2014. – № 8. – С. 17–23. – Библиогр.: 8 назв.

Раскрываются причины снижения качества подготовки студентов. Обосновываются предложения и предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование системы высшего образования.

У 2361

80. Гумаргалиев, И. Е.  Модель "тройной спирали" как стимул повышения инновационной активности вузов / И. Е. Гумаргалиев // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2014. – Т. 17, № 13. – С. 383–392. – Библиогр.: 29 назв.

Анализируются возможности положительного изменения инновационной активности подразделений высшей школы. Теоретическим основанием для таких исследований является синтез теории "трёх спиралей" и эволюционных экономических теорий Й. Шумпетера, Р. Нельсона и С. Уинтера. Представлен опыт реализации инновационной активности на примере различных подразделений Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Д10-14/14185

81. Коновалова, А. С.  Методы корпоративного управления информационными технологиями в системе стратегического управления / А. С. Коновалова ; Твер. гос. техн. ун-т. – Тверь, 2014. – 99 с. : ил. – Библиогр.:
21 назв. – ISBN 978-5-7995-0723-7.

Работа посвящена вопросам применения корпоративного управления информационными технологиями в контексте задач информационного обеспечения стратегического менеджмента. Рассматриваются основные аспекты системы информационного обеспечения стратегического управления в контексте стратегической навигации компании. Исследуются основные принципы корпоративного управления информационными технологиями (IT Governance) и практические задачи их применения в рамках системы информационного обеспечения стратегического менеджмента.

Р 3070

82. Корешкова, Л.  Что значит "клиентоориентированное учреждение"? / Л. Корешкова // Библиотека. – 2014. – № 9. – С. 48–51.

О внедрении маркетинговых методов в работу библиотек на опыте Областной детско-юношеской библиотеки г. Томска.

Д10-14/14299

83. Кремлева, Л. В.  Организация научно-образовательных центров высокотехнологичных производств / Л. В. Кремлева, В. И. Малыгин,
С. В. Протасова ; под общ. ред. Л. В. Кремлевой ; Сев. (Аркт.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. – Архангельск : Сев. (Аркт.) федер. ун-т
им. М. В. Ломоносова, 2014. – 217 с. : ил. – Библиогр.: 78 назв. – ISBN 978-5-7536-0425-5.

Освещены вопросы функционирования междисциплинарного научно-технологического центра (НОТЦ) как элемента научно-образовательной инфраструктуры вуза. Проведён анализ стратегических целей, структуры и содержания задач, решаемых НОТЦ в ведущих университетах Российской Федерации. Предложен механизм реализации научно-образовательных и научно-исследовательских проектов на базе междисциплинарного НОТЦ. Определены наиболее эффективные механизмы и организационные формы участия университетских НОТЦ в программах инновационного развития крупных предприятий, в том числе оборонного комплекса. Разработаны методики обучения студентов и аспирантов современным технологиям проектной деятельности.

У 3409

84. Меликян, А. В.  Показатели мониторинга системы высшего образования в России и за рубежом / А. В. Меликян // Унив. упр. : практика и анализ. – 2014. – № 3 (91). – С. 58–66. – Библиогр.: 21 назв.

Статья посвящена анализу показателей российского мониторинга системы высшего образования. Рассмотрены правила проведения мониторинга и основные характеристики системы высшего образования, оцениваемые показателями мониторинга. Приведены показатели, используемые в зарубежных системах мониторинга для описания аналогичных характеристик высшего образования. Даны предложения по использованию дополнительных показателей для более детального описания рассматриваемых в мониторинге характеристик системы высшего образования.

Д10-13/13805

85. Менеджмент качества в вузе : материалы курса повышения квалификации : учеб. пособие / Л. С. Гринкруг [и др.] ; Приамур. гос. ун-т
им. Шолом-Алейхема. – Биробиджан : ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2013. – 207 с. : ил. – ISBN 978-5-8170-0233-1.

Представлен практический опыт авторов по разработке и внедрению систем менеджмента качества в вузах. Затронуты вопросы, связанные с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000 и особенностями их применения в образовании, с основными целями, задачами и методами проведения самооценки деятельности вузов. Также отражены вопросы стратегического планирования, использования информационных технологий и управления человеческими ресурсами в вузах с точки зрения менеджмента качества.

Д10-14/15084

86. Меркулова, Е. П.  Информационная асимметрия на рынке образовательных услуг : монография / Е. П. Меркулова ; Иркут. гос. ун-т. – Иркутск : ИГУ, 2014. – 123 с. : ил. – Библиогр.: 120 назв. – ISBN 978-5-9624-1044-9.

Предпринята попытка использовать теорию информационной асимметрии для исследования специфических условий рынка образовательных услуг с целью определения способов снижения информационной асимметрии. Известно, что ошибочные установки при выборе вуза и направления обучения приводят к тому, что выпускники региональных вузов отличаются низкой профессиональной конкурентоспособностью. Очевидным выходом в этом случае является согласование конъюнктур образовательного рынка и рынка труда за счёт снижения степени информационной асимметрии между заинтересованными субъектами: абитуриентом вуза, собственно вузом, а также потенциальным работодателем.

У 3236

87. Николаева, А. Д.  Стратегический подход к управлению образованием / А. Д. Николаева // Фундам. исслед. – 2014. – № 8, ч. 7. –
С. 1667–1671. – Библиогр.: 11 назв.

Приведены специфические особенности стратегического управления образовательными системами в современных условиях, осмысление которых позволит выработать жизнеспособные решения. На основе анализа определена последовательность эволюционного ряда в развитии системы управления. На этом обосновывается новый подход к управлению образованием – "управление по задачам" как особая форма стратегического подхода и наиболее адекватный генезису системы управления региональным образованием. Приводится аргументация данного тезиса, адекватного современным условиям развития системы управления. Автор обосновывает её рядом обстоятельств, которые на сегодня объективны. Таким образом, уровень постановки и решения задач может рассматриваться как параметрическая характеристика исследования эволюции управления образованием, раскрывающая суть стратегии управления в тот или иной период эволюции.

Д10-13/15283

88. Новые технологии в науке, образовании, производстве : междунар. сб. науч. тр. / Ряз. ин-т бизнеса и упр. – Рязань : Ряз. ин-т бизнеса и управления, 2013. – 450 с. : ил. – Библиогр. в конце отд. ст. – ISBN 978-5-904353-17-9.

Сборник состоит из двух разделов. В первом содержатся материалы, среди авторов которых учёные, деятели науки и образования, работающие в различных направлениях экономики и управления, техники и педагогики, права и политики и др. Во втором разделе представлены материалы участников международной научно-практической конференции "Современное государство в условиях модернизации и глобализации: социальные, правовые, экономические и управленческие аспекты". Статьи отражают современный уровень научно-исследовательской работы и представляют собой поиск новых методик и решений в различных областях.

У 3393

89. Петросянц, Д. В.  Актуальные проблемы современного российского высшего образования / Д. В. Петросянц, А. С. Светцова // Регион. проблемы преобразования экономики. – 2014. – № 4 (42). – С. 23–32. – Библиогр.: 14 назв.

Анализируются наиболее острые и актуальные проблемы развития отечественной высшей школы. Рассматриваются возможности и ограничения, федеральные и региональные тренды реформирования, рефлексия со стороны научно-образовательного сообщества на текущие преобразования. Авторов интересует комплексный подход к решению задач, стоящих перед современным российским образованием: стратификация отечественных вузов, выделение из них группы элитных университетов, повышенное внимание к обеспечению кадровым потенциалом высшей школы, придание большего динамизма работе с рынком труда, пагубные тенденции гипертрофированной погони за высокими наукометрическими показателями среди преподавателей вузов в ущерб эффективной работе.

Р 51

90. Развитие материально-технической базы науки как фактор повышения результативности научных исследований / С. М. Алдошин [и др.] // Вестн. РАН. – 2014. – Т. 84, № 10. – С. 874–881. – Библиогр.: 5 назв.

Продуктивность научной и научно-технической деятельности как креативного ядра инновационной системы страны характеризуется многими количественными и качественными параметрами, среди которых уровень развития материально-технической базы – один из главных. Однако, по мнению авторов статьи, в настоящее время именно неконкурентоспособность рабочего места в сфере НИОКР, обусловленная низким уровнем затрат в расчёте на одного исследователя, составляет трудноразрешимую проблему российской науки.

Д10-14/14693

91. Роденкова, Т. Н.  Методические рекомендации по составлению бюджетов структурных подразделений научно-исследовательской инфраструктуры вуза и оценке себестоимости исследовательских проектов вузов :учеб.пособие/ Т.Н.Роденкова, А.А.Кондратьева, А.А.Климова;Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. – М. : ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г. В. Плеханова", 2014. – 154 с. : ил. – Библиогр.: 46 назв. – ISBN 978-5-7307-0931-7.

Представлена разработка нового методического инструментария по оценке себестоимости исследовательских проектов и построению эффективной организационно-финансовой модели управления деятельностью научных подразделений вузов.

Д10-14/12581

92. Ткаченко, В. В.  Качество высшего образования северных филиалов вузов : социологический аспект / В. В. Ткаченко. – Тюмень : ТюмГНГУ, 2014. – 147 с. : ил. – Библиогр.: 227 назв. – ISBN 978-5-9961-0929-6.

Монография посвящена анализу современного состояния, проблем и особенностей развития высшего профессионального образования в северном городе. На основе теоретико-методологического анализа проблематики исследования и комплексной диагностики качества образовательной среды представлена модель взаимодействия головного вуза и филиала с учётом качественных показателей с социокультурной средой, разработан механизм повышения качества высшего образования в северном городе.

У 3409

93. Томилин, О. Б.  Организационная культура как новый управленческий ресурс стратегического менеджмента / О. Б. Томилин, М. И. Барнашова, О. О. Томилин // Унив. упр. : практика и анализ. – 2014. – № 3 (91). –
С. 19–38. – Библиогр.: 76 назв.

Рассмотрен системный феномен – организационная культура как новый управленческий ресурс стратегического менеджмента. Проведён сравнительный анализ типологий организационной культуры. Исследованы возможности реализации нового управленческого ресурса стратегического менеджмента в высшем образовании.

Д10-14/13241

94. Тягунова, Ю. В.  Теория и технология проектирования образовательно-научного процесса в университете / Ю. В. Тягунова ; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. "Безопасность жизнедеятельности". – Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2014. – 195 с. : ил. – Библиогр.: 352 назв. – ISBN 978-5-696-04575-7.

Изучены теоретические основы педагогического проектирования образовательно-научного процесса в университете, опирающиеся на ресурсный подход. Предложена авторская технология направленного на развитие человеческого ресурса субъектов образования проектирования образовательно-научного процесса, полезная теоретикам и практикам высшего образования.

У 3983

95. Фролов, О. В.  Вуз как живая система / О. В. Фролов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2014. – № 3. – С. 44–50. – Библиогр.: 18 назв.

По мнению автора, реформирование существующей системы высшего профессионального образования на рыночных принципах осуществляется без учета её свойств как живой системы. Современные изменения в системе управления вузами глубоко связаны с кризисными явлениями в этой сфере. Кризис порождает необходимость пересмотра традиционных принципов управления, которые в настоящее время не являются достаточными для обеспечения развития вуза как самоорганизующейся системы. Новая парадигма управления рассматривает вуз как субъект рынка и как открытую самоорганизующуюся систему, обладающую эмерджентными свойствами, для управления которой необходимо знание и правильное применение принципов синергетики с целью продуктивного использования адаптационного потенциала. Реализация адаптационного потенциала управления вузом как одним из элементов образовательной системы определяется полнотой раскрытия субъектами образовательного процесса заложенных в них задатков, творческих управленческих способностей, удовлетворённостью управленческих интересов и потребностей, нацеленностью на развитие образовательного учреждения в рыночных условиях.

У 2361

96. Хисматуллина, З. Н.  Повышение эффективности и качества образования как необходимое условие сохранения и развития интеллектуального потенциала нации / З. Н. Хисматуллина // Вестн. Казан. технол. ун-та. – 2014. – Т. 17, № 17. – С. 341–347. – Библиогр.: 10 назв.

Дано представление о проблемах качества и эффективности образования, являющихся характерной особенностью развития образования в настоящее время во всём мире и оттого требующих повышенного внимания правительств большинства стран к проблемам этой стратегической области, обеспечивающей национальную безопасность. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Международные мониторинговые исследования в образовании выступают важнейшим фактором развития мирового образовательного пространства, в том числе, исследования по важнейшим фактором развития мирового образовательного пространства, по оценке эффективности и качества обучения. Страны объединяют усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования.

См. также № 101, 103, 104, 105, 117.

  
На главную