Информационно-коммуникационные
технологии и техника
У 3236
17. Абрамян, Г. В.
Таксономия, классификация и методология анализа целей обучения информатике
и информационным технологиям в условиях глобализации образования / Г. В.
Абрамян, Г. Р. Катасонова // Фундам. исслед. – 2014. – № 8, ч. 7. – С.
1647–1652. – Библиогр.: 10 назв.
Проведён анализ существующих методологий определения целей
обучения информатике и информационным технологиям (ИТ) в высшем
профессиональном образовании с точки зрения традиционной российской
педагогики. Обоснована необходимость использования методики анализа целей
обучения информатике и ИТ на основе таксономии целей, включающей поэтапную
разработку областей-доменов и многоуровневых таксонов. Предпринята попытка
реализации сервис-решений в образовательном процессе в соответствии с
таксонометрической методикой определения целей обучения. С учётом практики
реализации современных образовательных стандартов в российских вузах были
выделены определённые таксонометрические группы (домены) целей обучения
информатике и ИТ. Выполнен обзор международных и российских профессиональных
и корпоративных рекомендаций, передового опыта и моделей (доменов) обучения
экономистов, бакалавров и гуманитариев информатике и ИТ в ведущих учебных
заведениях Европы и США, которые необходимо учитывать при формировании и
разработке целей обучения в российских вузах.
Д10-14/14454
18. Бабенко, Л. К.
Параллельные алгоритмы для решения задач защиты информации / Л. К. Бабенко,
Е. А. Ищукова, И. Д. Сидоров. – М. : Горячая линия – Телеком, 2014. – 304 с.
: ил. – Библиогр.: 36 назв. – ISBN 978-5-9912-0426-2.
Кратко представлены основные составляющие современных
криптографических систем: симметричные алгоритмы шифрования, асимметричные
алгоритмы шифрования, функции хэширования. Основной упор сделан на
рассмотрение практической возможности применения существующих способов
анализа современных криптосистем с целью оценки их криптографической
стойкости. В работе рассмотрен целый ряд параллельных алгоритмов, основанных
на различных методах анализа. В качестве примеров приведены способы
реализации разработанных алгоритмов с использованием двух наиболее
распространённых технологий: с использованием интерфейса передачи данных МРІ
для организации распределённых многопроцессорных вычислений и технологии
CUDA, основанной на использовании графических вычислений. Впервые описаны
подходы к разработке параллельных алгоритмов, ориентированных на программную
реализацию, и предназначенных для решения задач в области информационной
безопасности.
У 3386
19. Белоглазова, Л. Б.
Медиаобразование и медиапросвещение как атрибуты информационного общества /
Л. Б. Белоглазова, А. А. Бутенко //
Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2014. – № 3. – С. 95–99.
– Библиогр.: 9 назв.
Рассматривается проблема функционирования медиаобразования и
медиапросвещения в современном обществе. Главное внимание уделяется
воздействию данных социокультурных феноменов на сознание членов
информационного общества. Даются основные характеристики медиаобразования и
медиапросвещения. Делается вывод о том, что медиапросвещение формирует
антинаучное мышление и антинаучный стиль речи у пользователей экранных
информационных средств.
Д10-14/14681
20.
Головко, Н. В. Оценка
семантического потенциала текстов в аналитических системах / Н. В. Головко.
– 2-e изд., стер. – Ставрополь : ТЭСЭРА, 2014. – 203 с. : ил. –
Библиогр.: 260 назв. – ISBN 978-5-906061-42-3.
В исследовании представлен один из перспективных способов
практического использования данных о семантическом потенциале текста на
русском языке – специфическом интегральном показателе, отражающем меру его
смысловой неопределённости с точки зрения автоматизированного анализатора.
Оценивание данного показателя посредством формально-семантического
анализа многозначной лексики применено в интересах разработки
минимизированного алгоритма автоматической классификации русскоязычных
текстов по признаку их функционально-стилевой отнесённости, что, в свою
очередь, позволяет в перспективе обеспечить оптимизацию производительности и
эффективности основных разновидностей автоматизированных систем обработки
текстов – средств понимания естественного языка, поисковых роботов и
каталогизаторов, a также систем машинного перевода.
Д10-14/12659
21. Гохберг, Г. С.
Информационные технологии : учебник / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А.
А. Короткин. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2014. – 234 с. :
ил. – (Профессиональное образование. Информатика и вычислительная техника).
– Библиогр.: с. 231. – ISBN 978-5-4468-0766-6.
Изложены основы современных информационных технологий с
использованием методов искусственного интеллекта. Приведены принципы
построения и примеры интеллектуальных информационных систем, а также процесс
формирования баз знаний.
У 3386
22. Гриншкун, В. В.
Информационные технологии в проведении мониторинговых сравнений
педагогических вузов / В. В. Гриншкун // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация
образования. – 2014. – № 3. – С. 19–23. – Библиогр.: 2 назв.
Описываются различные подходы к использованию информационных
технологий при проведении мониторинговых исследований высших учебных
заведений. Результаты исследований рассматриваются на примере показателей
педагогического университета.
У 1981
23. Грудцына, Л. Ю.
Роль информации в управлении гражданским обществом : философские и правовые
аспекты / Л. Ю. Грудцына, А. В. Лагуткин // Журн. рос. права. – 2014. – № 10
(214). – С. 30–38. – Библиогр.: 20 назв.
Предпринята попытка определить место и роль информации в
сложном правовом механизме формирования и развития институтов гражданского
общества с учётом применения к данной проблеме кибернетического подхода. В
системе гражданского общества, состоящей из множества взаимодействующих друг
с другом элементов, меняющихся и дополняющих друг друга, восприятие,
переработка и передача информации являются той самой основой, которая
формирует на перспективу их поведение. Правильно подобранная информация –
это конкретная управленческая модель, применимая к индивиду (или социальной
группе) с учётом конкретных условий и обстоятельств. Право, как составляющая
информации, также является в самом широком смысле управленческой моделью, в
которой с помощью определённой информации корректируется поведенческая
программа социума, гражданского общества в зависимости от обстоятельств.
Сначала должны возникнуть и сформироваться отношения в обществе, а затем
наступить фаза их регулирования законом. Двойственная социально-правовая
природа феномена гражданского общества в России состоит в том, что, с одной
стороны, оно вырастает не "снизу", а формируется "сверху", по воле
государства, имеющего возможность управлять развитием гражданского общества
с помощью информации, воспринимаемой его институтами, с другой стороны,
гражданское общество представляет собой сложную открытую социальную систему,
развитие которой качественно зависит от развития составляющих её элементов.
Диалектическую возможность такого развития обеспечивает информация, которой
обмениваются элементы системы и которая полностью не может контролироваться
государством.
У 1154
24. Зацман, И. М.
Таблица интерфейсов информатики как информационно-компьютерной науки / И.
М. Зацман // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 11. –
С. 1–15. – Библиогр.: 53 назв.
Суть статьи – развитие подходов С. Горна и Ю. Шрейдера к
интеграции информационной и компьютерной наук, чтобы сформировать
информатику как концептуально единую информационно-компьютерную отрасль или
группу отраслей науки. Цель интеграции состоит в том, чтобы информатика
стала теоретическим фундаментом создания новых
информационно-коммуникационных и конвергентных технологий, а также
прогнозирования возможностей их будущих поколений. Для продуктивной
реализации прогностической функции в статье строится таблица интерфейсов
информатики как информационно-компьютерной науки. По определению
диагональные ячейки этой таблицы предназначены для описания объектов
предметной области информатики, остальные её ячейки – для интерфейсов между
объектами. Таблица содержит ячейки для уже известных интерфейсов, например
присущих человеко-машинному взаимодействию. В ней есть пустые или частично
заполненные ячейки для теоретически возможных, но пока неизученных объектов
и неописанных интерфейсов как информатики, так и других отраслей науки,
применяющих информационно-коммуникационные и
конвергентные технологии.
У 3053
25. Защита информационной
системы обработки данных патентной информации / А. Ю. Исхаков [и др.]
// Ползунов. вестн. – 2014. – № 2. – С. 251–254. – Библиогр.: 5 назв.
Приводится описание методов защиты программного обеспечения,
реализующего поиск и накопление информации из общедоступных патентных и
справочно-информационных баз данных. Предлагается разграничение прав доступа
как к данным, так и к выполняемым операциям. Особенность системы – рост
уровня конфиденциальности при накоплении и сопоставлении информации.
Д10-13/13995
26. Землянский, А. А.
Информационные технологии в науке и образовании / А. А. Землянский, И. Е.
Быстренина ; Рос. гос. аграр. ун-т. – М. : Изд-во РГАУ-МСХА, 2013. – 146 с.
: ил. – Библиогр.: 10 назв. – ISBN 978-5-9675-0995-7.
Представлены основные положения информационных технологий,
особенности их внедрения в науке и образовании. В первой главе рассмотрены
теоретические основы информационных технологий. Вторая и третья главы
посвящены прикладным аспектам использования информационных технологий в
науке и образовании, соответственно. К каждой главе приводятся вопросы и
задания для самопроверки. Кроме того, представлен итоговый тест по
одноимённой дисциплине и глоссарий.
Д10-14/12107
27.
Информатизация и компьютеризация
образовательного процесса / В. А. Касторнова [и др.] ; Сиб. федер.
ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, Фил. Сиб. федер. ун-та в г. Железногорске [и
др.]. – Красноярск : ЦНИ "Монография",
2014. – 234 с. : ил. – Библиогр.: 129 назв. – ISBN 978-5-905284-47-2.
Изучены различные аспекты использования информационно-коммуникационных
технологий в развитии системы образования, а также вопросы их использования
в образовательном учреждении. Отдельный раздел посвящён вопросам
проектирования электронных образовательных ресурсов.
Д10-14/14690
28. Информационное общество
: проблемы становления и закономерности развития / В. Н. Гончаров [и
др.] ; Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск : Изд-во ЦРНС,
2014. – 183 с. : ил. – Библиогр. в конце глав. – ISBN 978-5-00068-144-2.
Прослежен процесс становления глобального информационного
общества, охватывающий всё новые страны и регионы мира. Проанализированы
основные технологические, экономические и социально-культурные предпосылки и
проблемы перехода к информационному обществу.
У 3053
29. Исследование систем
формирования информационно-коммуникационной
компетентности обучаемых / Е. В. Молнина [и др.] // Ползунов. вестн. – 2014.
– № 2. – С. 153–156. – Библиогр.: 5 назв.
Освещён опыт подготовки бакалавров и магистров по направлению
"Прикладная информатика". Исследована комплексная система формирования
информационно-коммуникационных компетенций обучаемых кафедры Информационных
систем ЮТИ ТПУ. Разработаны алгоритмы информационной системы и структура
портала "Электронный ІТ-университет" как
инструментов формирования компетенций по уровню подготовки.
У 1154
30. Логинов, Е. Л.
Образовательно-научно-производственная сеть для развития компетенций
высококвалифицированных кадров / Е. Л. Логинов, А. Н. Райков // НТИ. Сер. 1,
Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 11. – С. 22–25. – Библиогр.: 8 назв.
Затронуты проблемы формирования образовательно-научно-производственной
сети с распределённой информационно-вычислительной средой для интеграции
различных проблемно-ориентированных информационных систем, сервисов и
информационных ресурсов (баз данных, баз знаний и т.д.) как интеллектуальной
основы мультидисциплинарной образовательной системы развития компетенций
высококвалифицированных кадров.
У 3053
31. Масалова, К. В.
Защита информационных ресурсов и процессов в высших учебных заведениях / К.
В. Масалова, Е. В. Шарлаев // Ползунов. вестн. – 2014. – № 2. – С. 235–237.
– Библиогр.: 3 назв.
Обсуждаются проблемы защиты информационных систем персональных
данных в высших учебных заведениях и построения эффективной системы защиты
информационных систем персональных данных. Приводится алгоритм определения
уровня защищённости информационных систем персональных данных в зависимости
от реальных условий её функционирования. На примере реального объекта
рассматривается один из путей решения данной проблемы – обращение к
специалистам по защите информации, работающих на коммерческой основе.
Д10-14/13177
32. Мельников, В. П.
Защита информации : учебник / В. П. Мельников,
А. И. Куприянов, А. Г. Схиртладзе. – М. : Академия, 2014. – 296 с. : ил.
– (Высшее образование. Бакалавриат. Информационная безопасность). –
Библиогр.: 56 назв. – ISBN 978-5-4468-0332-3.
Описаны основные концептуальные положения информационной
безопасности деятельности общества, комплексной (организационной,
технической и информационной) защиты информации в государственных
структурах. Изложены методологические основы и научно-организационная
концепция обеспечения защиты информации, построения, системы информационной
безопасности. Приведены сведения о программно-аппаратных средствах, моделях
управления политикой безопасности.
Д10-14/15465
33. Парфенов, Н. П.
Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности :
учеб. пособие / Н. П. Парфенов, А. В. Пономаренко ; С.-Петерб. ун-т МВД России. – СПб. : Изд-во
С.-Петерб. ун-та МВД России,
2014. – 159 с. : ил. – ISBN 978-5-91837-057-5.
Рассматриваются вопросы использования электронного
документооборота, электронных таблиц и информационных систем в деятельности
органов внутренних дел. Пособие предназначено для обучающихся в
образовательных организациях МВД России.
Д10-14/15517
34. Развитие образовательной
среды средствами информационных технологий / Ю. И. Петров [и др.] ;
Сиб. федер. ун-т. – Красноярск, 2014. – 242 с. : ил. – Библиогр.: 143 назв.
– ISBN 978-5-904896-98-0.
Показаны различные аспекты использования
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Отдельный раздел посвящён вопросам методического сопровождения
информационно-образовательной среды.
У 4122
35. Разработка
математической модели передачи контента на основе системного анализа
построения информационно-образовательного мультимедийного интерактивного
пространства вуза / В. В. Серебровский [и др.] // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та.
Сер. Упр., вычисл. техника, информатика. Мед. приборостроение. – 2014. – №
2. – С. 90–97. – Библиогр.: 7 назв.
Рассматривается математическая модель передачи контента на
основе системного анализа построения информационно-образовательного
мультимедийного интерактивного пространства вуза при создании и реализации
электронного обучения.
Д10-14/14104
36. Серегин, Н. Н.
Мировые информационные ресурсы : учеб. пособие / Н. Н. Серегин. – Барнаул :
Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. – 185 с. – Библиогр.: 15 назв. – ISBN
978-5-7904-1608-8.
Пособие состоит из семи тематических разделов: "Мировые
информационные ресурсы: определение, виды и роль в обществе",
"Информационное общество: основные концепции", "Информационные войны:
история и современность", "Мировые информационные агентства", "Сеть Интернет
– неотъемлемая часть современного информационного пространства.
Информационно-поисковые системы", "Правовые аспекты использования
информационных ресурсов. Информационная безопасность", "Мировые
информационные ресурсы в музейной деятельности". Каждый раздел открывается
авторским вступлением, в котором отражены основные положения темы,
научно-методологические проблемы и пути их решения. Приводятся извлечения из
публикаций и источников, детализирующие и разъясняющие отдельные
обозначенные положения. Предлагается перечень практических заданий, список
литературы и источников по обозначенной тематике, а также глоссарий.
Д10-14/16254
37. Симонова, И. Н.
Роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональной
подготовке инженеров-экологов технического вуза / И. Н. Симонова ; Пенз.
гос. ун-т архитектуры и стр-ва. – Пенза : ПГУАС, 2014. – 131 с. : ил. –
Библиогр.: 94 назв. – ISBN 978-5-9282-1097-7.
Изложены основные сведения о роли информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной подготовке инженеров-экологов и формировании
новой информационно-экологической образовательной среды технического вуза,
существование которой возможно при наличии и активном использовании
информационно-коммуникационных технологий, экологической информации и
студентов, способных всем этим оперировать в совершенстве. Отмечено, что
только при наличии всех компонентов будет достигнут основной образовательный
результат – интеллектуально-развитый, высококвалифицированный, компетентный
специалист в области охраны окружающей среды. Уделено внимание интерактивным
методам, структуре и содержанию модели формирования общекультурных и
профессиональных компетенций будущих инженеров-экологов технического вуза.
Д10-13/13317
38. Современные
информационно-телекоммуникационные технологии в управлении
социально-экономическими системами / А. П. Суходолов [и др.] ; Байкал. гос.
ун-т экономики и права. – Иркутск : Изд-во
БГУЭП, 2013. – 194 с. : ил. – Библиогр.:
110 назв. – ISBN 978-5-7253-2699-4.
Рассматривается состояние и ближайшие перспективы развития
ииформационно-телекоммуникационных технологий в социально-экономических
системах. Ha примере вуза демонстрируется позитивное влияние современных
компьютерных технологий на стиль управления и мобилизацию коллектива для
решения стратегических задач. При этом применяются как общие модели и
технологии Data Mining, так и частные, такие как рейтинговые системы,
лингвистические модели, системы менеджмента качества. Затронуты задачи
надёжности функционирования распределённых сервис-ориентированных систем.
Представлены кибернетические модели конкурентных отношений в экономике.
Также рассмотрено математическое и программное обеспечение моделирования
процессов массового обслуживания в социально-экономических системах.
Д10-14/14414
39. Управление
информационными рисками мультисерверных систем при воздействии
DDoS-атак / А. Е. Дешина [и др.] ; под ред. Д. А. Новикова. – Воронеж :
Науч. кн., 2014. – 159 с. : ил. – Библиогр.: 118 назв. – ISBN
978-5-98222-855-0.
Предлагается методика управления общим риском атакуемых
мультисерверных систем на основе параметров рисков их элементов, намечен
подход к параметрическому синтезу.
Разработанное методическое обеспечение ориентировано на широкий спектр
мультисерверных систем. Ономожет
использоваться в качестве базы для дальнейших исследований сетевых структур,
подвергающихся разнообразным деструктивным воздействиям.
Д10-14/12828
40.
Фатхи, В. А. Структурный подход
к проектированию информационных систем : учеб. пособие / В. А. Фатхи, А. А.
Молчанов, В. В. Галушка. – Ростов н/Д : Изд. центр ДГТУ, 2014. – 158
с. : ил. – Библиогр.: 9 назв. – ISBN 978-5-7890-0937-6.
Учебное пособие содержит теоретические и практические сведения
о структурном подходе к проектированию информационных систем.
Рассматриваются методологии: функционального моделирования IDEF0,
моделирования потоков данных DFD, описания процессов IDEF3 и построения
моделей "Сущность – связь". Пособие включает также задания и упражнения на
построение моделей программных систем в case-средствах AllFusion – Process
Modeler и ERwin Data Modeler, ранее известных как BPwin и ERwin
соответственно.
Д10-15/13927
41. Хорев, П. Б.
Программно-аппаратная защита информации : учеб. пособие / П. Б. Хорев. –
2-е изд., испр. и доп. – М. : Форум, 2015. – 351 с. :
ил. – (Высшее образование). – Библиогр.:
38 назв. – ISBN 978-5-00091-004-7.
Показаны методы и средства идентификации и аутентификации
субъектов компьютерных систем (КС), разграничения их доступа к объектам КС,
аудита их действий в компьютерной системе. Анализируются средства защиты
информации, входящие в состав операционных систем Microsoft Windows, клона
Unix и серверов IBM AS/400. Также исследуются программные средства
криптографической защиты информации, входящие в состав операционных систем
Microsoft Windows и клона Unix, и аппаратные шифраторы. В заключение
представлены программные и программно-аппаратные средства защиты
информационных ресурсов компьютерных систем и сетей от вредоносных программ
и несанкционированного копирования.
Д10-14/16056
42. Челухин, В. А.
Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных
систем : учеб. пособие / В. А. Челухин ; Комсом.-на Амуре гос. техн. ун-т. –
Комсомольск-на-Амуре : КнАГТУ, 2014. – 207 с. : ил. – Библиогр.: с. 205-207.
– ISBN 978-5-7765-1137-0.
Изучены основные вопросы комплексного обеспечения
информационной безопасности. Подробно разобраны методы и средства защиты
информации от несанкционированного вмешательства. Комплексно рассмотрены все
аспекты обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем –
правово-юридические, организационные, аппаратные и программные. Изучены
принципы защиты от вирусов и защиты информации от несанкционированных
действий по использованию конфиденциальной информации.
У 1154
43. Шемберко, Л. В.
Лингвистический навигатор по социальным и гуманитарным наукам : назначение,
структура и принципы применения /
Л. В. Шемберко, М. Б. Шнайдерман, А. И. Слива // НТИ. Сер. 1, Орг. и
методика информ. работы. – 2014. – № 11. – С. 26–37. – Библиогр.: 20 назв.
Обозначены цели, функции и основные этапы создания системы
навигации по лингвистическим средствам, используемым при содержательной
обработке документов и запросов в Автоматизированной информационной системе
по общественным наукам. Описана структура лингвистического навигатора,
разработанного в Институте научной информации по общественным наукам
(ИНИОН). Раскрыты особенности поиска дескрипторов и синонимов, кодов и
наименований рубрик классификационной системы (Рубрикатора), элементов
фасетов и предметных рубрик.
У 1154
44. Шрайберг, Я. Л.
Особенности разработки и реализации крупной информационной системы
национального масштаба в сфере образования и науки / Я. Л. Шрайберг, В. А.
Цветкова, Б. И. Маршак // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. –
2014. – № 11. – С. 16–21. – Библиогр.: 5 назв.
Показаны особенности проектирования большой информационной
системы, предусматривающей расширение информационного пространства
образовательной и научной среды. Описан опыт и организационные аспекты её
проектирования, включая взаимодействие с поставщиками контента.
Д10-14/15672
45. Юрков, Д. В.
Информационные технологии в образовании : учебник / Д. В. Юрков, Г. В.
Мартынов, В. С. Коноплева. – Архангельск : Правда
Севера, 2014. – 303 с. : ил. – Библиогр.: 49 назв. – ISBN 978-5-85879-969-6.
Освещается широкий круг вопросов по организации и
использованию информационных технологий в образовании. Раскрываются
информационные процессы в управленческой деятельности учебного заведения,
структура информационных технологий управления и обучения в образовательных
учреждениях, техническое обеспечение и сетевая организация обработки
информации в учебных заведениях. Большое внимание уделено информационной
базе, включая базы данных, автоматизированные банки и хранилища данных, их
использование в образовательных учреждениях. Рассмотрены современные
средства информационной безопасности образовательного учреждения, защита от
компьютерных вирусов.
См. также № 9, 10, 14, 57, 66, 81, 116.
|