Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №1 2015 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Информационно-коммуникационные
технологии и техника

У 3236

17. Абрамян, Г. В.  Таксономия, классификация и методология анализа целей обучения информатике и информационным технологиям в условиях глобализации образования / Г. В. Абрамян, Г. Р. Катасонова // Фундам. исслед. – 2014. – № 8, ч. 7. – С. 1647–1652. – Библиогр.: 10 назв.

Проведён анализ существующих методологий определения целей обучения информатике и информационным технологиям (ИТ) в высшем профессиональном образовании с точки зрения традиционной российской педагогики. Обоснована необходимость использования методики анализа целей обучения информатике и ИТ на основе таксономии целей, включающей поэтапную разработку областей-доменов и многоуровневых таксонов. Предпринята попытка реализации сервис-решений в образовательном процессе в соответствии с таксонометрической методикой определения целей обучения. С учётом практики реализации современных образовательных стандартов в российских вузах были выделены определённые таксонометрические группы (домены) целей обучения информатике и ИТ. Выполнен обзор международных и российских профессиональных и корпоративных рекомендаций, передового опыта и моделей (доменов) обучения экономистов, бакалавров и гуманитариев информатике и ИТ в ведущих учебных заведениях Европы и США, которые необходимо учитывать при формировании и разработке целей обучения в российских вузах.

Д10-14/14454

18. Бабенко, Л. К.  Параллельные алгоритмы для решения задач защиты информации / Л. К. Бабенко, Е. А. Ищукова, И. Д. Сидоров. – М. : Горячая линия – Телеком, 2014. – 304 с. : ил. – Библиогр.: 36 назв. – ISBN 978-5-9912-0426-2.

Кратко представлены основные составляющие современных криптографических систем: симметричные алгоритмы шифрования, асимметричные алгоритмы шифрования, функции хэширования. Основной упор сделан на рассмотрение практической возможности применения существующих способов анализа современных криптосистем с целью оценки их криптографической стойкости. В работе рассмотрен целый ряд параллельных алгоритмов, основанных на различных методах анализа. В качестве примеров приведены способы реализации разработанных алгоритмов с использованием двух наиболее распространённых технологий: с использованием интерфейса передачи данных МРІ для организации распределённых многопроцессорных вычислений и технологии CUDA, основанной на использовании графических вычислений. Впервые описаны подходы к разработке параллельных алгоритмов, ориентированных на программную реализацию, и предназначенных для решения задач в области информационной безопасности.

У 3386

19. Белоглазова, Л. Б.  Медиаобразование и медиапросвещение как атрибуты информационного общества / Л. Б. Белоглазова, А. А. Бутенко // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2014. – № 3. – С. 95–99. – Библиогр.: 9 назв.

Рассматривается проблема функционирования медиаобразования и медиапросвещения в современном обществе. Главное внимание уделяется воздействию данных социокультурных феноменов на сознание членов информационного общества. Даются основные характеристики медиаобразования и медиапросвещения. Делается вывод о том, что медиапросвещение формирует антинаучное мышление и антинаучный стиль речи у пользователей экранных информационных средств.

Д10-14/14681

20. Головко, Н. В.  Оценка семантического потенциала текстов в аналитических системах / Н. В. Головко. – 2-e изд., стер. – Ставрополь : ТЭСЭРА, 2014. – 203 с. : ил. – Библиогр.: 260 назв. – ISBN 978-5-906061-42-3.

В исследовании представлен один из перспективных способов практического использования данных о семантическом потенциале текста на русском языке – специфическом интегральном показателе, отражающем меру его смысловой неопределённости с точки зрения автоматизированного анализатора. Оценивание данного показателя посредством формально-семан­тического анализа многозначной лексики применено в интересах разработки минимизированного алгоритма автоматической классификации русскоязычных текстов по признаку их функционально-стилевой отнесённости, что, в свою очередь, позволяет в перспективе обеспечить оптимизацию производительности и эффективности основных разновидностей автоматизированных систем обработки текстов – средств понимания естественного языка, поисковых роботов и каталогизаторов, a также систем машинного перевода.

Д10-14/12659

21. Гохберг, Г. С.  Информационные технологии : учебник / Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. – 9-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2014. – 234 с. : ил. – (Профессиональное образование. Информатика и вычислительная техника). – Библиогр.: с. 231. – ISBN 978-5-4468-0766-6.

Изложены основы современных информационных технологий с использованием методов искусственного интеллекта. Приведены принципы построения и примеры интеллектуальных информационных систем, а также процесс формирования баз знаний.

У 3386

22. Гриншкун, В. В.  Информационные технологии в проведении мониторинговых сравнений педагогических вузов / В. В. Гриншкун // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2014. – № 3. – С. 19–23. – Библиогр.: 2 назв.

Описываются различные подходы к использованию информационных технологий при проведении мониторинговых исследований высших учебных заведений. Результаты исследований рассматриваются на примере показателей педагогического университета.

У 1981

23. Грудцына, Л. Ю.  Роль информации в управлении гражданским обществом : философские и правовые аспекты / Л. Ю. Грудцына, А. В. Лагуткин // Журн. рос. права. – 2014. – № 10 (214). – С. 30–38. – Библиогр.:
20 назв.

Предпринята попытка определить место и роль информации в сложном правовом механизме формирования и развития институтов гражданского общества с учётом применения к данной проблеме кибернетического подхода. В системе гражданского общества, состоящей из множества взаимодействующих друг с другом элементов, меняющихся и дополняющих друг друга, восприятие, переработка и передача информации являются той самой основой, которая формирует на перспективу их поведение. Правильно подобранная информация – это конкретная управленческая модель, применимая к индивиду (или социальной группе) с учётом конкретных условий и обстоятельств. Право, как составляющая информации, также является в самом широком смысле управленческой моделью, в которой с помощью определённой информации корректируется поведенческая программа социума, гражданского общества в зависимости от обстоятельств. Сначала должны возникнуть и сформироваться отношения в обществе, а затем наступить фаза их регулирования законом. Двойственная социально-правовая природа феномена гражданского общества в России состоит в том, что, с одной стороны, оно вырастает не "снизу", а формируется "сверху", по воле государства, имеющего возможность управлять развитием гражданского общества с помощью информации, воспринимаемой его институтами, с другой стороны, гражданское общество представляет собой сложную открытую социальную систему, развитие которой качественно зависит от развития составляющих её элементов. Диалектическую возможность такого развития обеспечивает информация, которой обмениваются элементы системы и которая полностью не может контролироваться государством.

У 1154

24. Зацман, И. М.  Таблица интерфейсов информатики как информационно-компьютерной науки / И. М. Зацман // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 11. – С. 1–15. – Библиогр.: 53 назв.

Суть статьи – развитие подходов С. Горна и Ю. Шрейдера к интеграции информационной и компьютерной наук, чтобы сформировать информатику как концептуально единую информационно-компьютерную отрасль или группу отраслей науки. Цель интеграции состоит в том, чтобы информатика стала теоретическим фундаментом создания новых информационно-коммуникационных и конвергентных технологий, а также прогнозирования возможностей их будущих поколений. Для продуктивной реализации прогностической функции в статье строится таблица интерфейсов информатики как информационно-компьютерной науки. По определению диагональные ячейки этой таблицы предназначены для описания объектов предметной области информатики, остальные её ячейки – для интерфейсов между объектами. Таблица содержит ячейки для уже известных интерфейсов, например присущих человеко-машинному взаимодействию. В ней есть пустые или частично заполненные ячейки для теоретически возможных, но пока неизученных объектов и неописанных интерфейсов как информатики, так и других отраслей науки, применяющих информационно-коммуни­кационные и конвергентные технологии.

У 3053

25. Защита информационной системы обработки данных патентной информации / А. Ю. Исхаков [и др.] // Ползунов. вестн. – 2014. – № 2. –
С. 251–254. – Библиогр.: 5 назв.

Приводится описание методов защиты программного обеспечения, реализующего поиск и накопление информации из общедоступных патентных и справочно-информационных баз данных. Предлагается разграничение прав доступа как к данным, так и к выполняемым операциям. Особенность системы – рост уровня конфиденциальности при накоплении и сопоставлении информации.

Д10-13/13995

26. Землянский, А. А.  Информационные технологии в науке и образовании / А. А. Землянский, И. Е. Быстренина ; Рос. гос. аграр. ун-т. – М. : Изд-во РГАУ-МСХА, 2013. – 146 с. : ил. – Библиогр.: 10 назв. – ISBN 978-5-9675-0995-7.

Представлены основные положения информационных технологий, особенности их внедрения в науке и образовании. В первой главе рассмотрены теоретические основы информационных технологий. Вторая и третья главы посвящены прикладным аспектам использования информационных технологий в науке и образовании, соответственно. К каждой главе приводятся вопросы и задания для самопроверки. Кроме того, представлен итоговый тест по одноимённой дисциплине и глоссарий.

Д10-14/12107

27. Информатизация и компьютеризация образовательного процесса / В. А. Касторнова [и др.] ; Сиб. федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т
им. В. П. Астафьева, Фил. Сиб. федер. ун-та в г. Железногорске [и др.]. – Красноярск : ЦНИ "Монография", 2014. – 234 с. : ил. – Библиогр.: 129 назв. – ISBN 978-5-905284-47-2.

Изучены различные аспекты использования информационно-коммуни­кационных технологий в развитии системы образования, а также вопросы их использования в образовательном учреждении. Отдельный раздел посвящён вопросам проектирования электронных образовательных ресурсов.

Д10-14/14690

28. Информационное общество : проблемы становления и закономерности развития / В. Н. Гончаров [и др.] ; Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2014. – 183 с. : ил. – Библиогр. в конце глав. – ISBN 978-5-00068-144-2.

Прослежен процесс становления глобального информационного общества, охватывающий всё новые страны и регионы мира. Проанализированы основные технологические, экономические и социально-культурные предпосылки и проблемы перехода к информационному обществу.

У 3053

29. Исследование систем формирования информационно-коммуни­кационной компетентности обучаемых / Е. В. Молнина [и др.] // Ползунов. вестн. – 2014. – № 2. – С. 153–156. – Библиогр.: 5 назв.

Освещён опыт подготовки бакалавров и магистров по направлению "Прикладная информатика". Исследована комплексная система формирования информационно-коммуникационных компетенций обучаемых кафедры Информационных систем ЮТИ ТПУ. Разработаны алгоритмы информационной системы и структура портала "Электронный ІТ-уни­верситет" как инструментов формирования компетенций по уровню подготовки.

У 1154

30. Логинов, Е. Л.  Образовательно-научно-производственная сеть для развития компетенций высококвалифицированных кадров / Е. Л. Логинов, А. Н. Райков // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. –
№ 11. – С. 22–25. – Библиогр.: 8 назв.

Затронуты проблемы формирования образовательно-научно-производ­ственной сети с распределённой информационно-вычислительной средой для интеграции различных проблемно-ориентированных информационных систем, сервисов и информационных ресурсов (баз данных, баз знаний и т.д.) как интеллектуальной основы мультидисциплинарной образовательной системы развития компетенций высококвалифицированных кадров.

У 3053

31. Масалова, К. В.  Защита информационных ресурсов и процессов в высших учебных заведениях / К. В. Масалова, Е. В. Шарлаев // Ползунов. вестн. – 2014. – № 2. – С. 235–237. – Библиогр.: 3 назв.

Обсуждаются проблемы защиты информационных систем персональных данных в высших учебных заведениях и построения эффективной системы защиты информационных систем персональных данных. Приводится алгоритм определения уровня защищённости информационных систем персональных данных в зависимости от реальных условий её функционирования. На примере реального объекта рассматривается один из путей решения данной проблемы – обращение к специалистам по защите информации, работающих на коммерческой основе.

Д10-14/13177

32. Мельников, В. П.  Защита информации : учебник / В. П. Мельников, А. И. Куприянов, А. Г. Схиртладзе. – М. : Академия, 2014. – 296 с. : ил. – (Высшее образование. Бакалавриат. Информационная безопасность). – Библиогр.: 56 назв. – ISBN 978-5-4468-0332-3.

Описаны основные концептуальные положения информационной безопасности деятельности общества, комплексной (организационной, технической и информационной) защиты информации в государственных структурах. Изложены методологические основы и научно-организационная концепция обеспечения защиты информации, построения, системы информационной безопасности. Приведены сведения о программно-аппаратных средствах, моделях управления политикой безопасности.

Д10-14/15465

33. Парфенов, Н. П.  Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие / Н. П. Парфенов,
А. В. Пономаренко ; С.-Петерб. ун-т МВД России. – СПб. : Изд-во
С.-Петерб. ун-та МВД России, 2014. – 159 с. : ил. – ISBN 978-5-91837-057-5.

Рассматриваются вопросы использования электронного документооборота, электронных таблиц и информационных систем в деятельности органов внутренних дел. Пособие предназначено для обучающихся в образовательных организациях МВД России.

Д10-14/15517

34. Развитие образовательной среды средствами информационных технологий / Ю. И. Петров [и др.] ; Сиб. федер. ун-т. – Красноярск, 2014. – 242 с. : ил. – Библиогр.: 143 назв. – ISBN 978-5-904896-98-0.

Показаны различные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Отдельный раздел посвящён вопросам методического сопровождения информационно-образовательной среды.

У 4122

35. Разработка математической модели передачи контента на основе системного анализа построения информационно-образовательного мультимедийного интерактивного пространства вуза / В. В. Серебровский [и др.] // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. Сер. Упр., вычисл. техника, информатика. Мед. приборостроение. – 2014. – № 2. – С. 90–97. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается математическая модель передачи контента на основе системного анализа построения информационно-образовательного мультимедийного интерактивного пространства вуза при создании и реализации электронного обучения.

Д10-14/14104

36. Серегин, Н. Н.  Мировые информационные ресурсы : учеб. пособие / Н. Н. Серегин. – Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. – 185 с. – Библиогр.: 15 назв. – ISBN 978-5-7904-1608-8.

Пособие состоит из семи тематических разделов: "Мировые информационные ресурсы: определение, виды и роль в обществе", "Информационное общество: основные концепции", "Информационные войны: история и современность", "Мировые информационные агентства", "Сеть Интернет – неотъемлемая часть современного информационного пространства. Информационно-поисковые системы", "Правовые аспекты использования информационных ресурсов. Информационная безопасность", "Мировые информационные ресурсы в музейной деятельности". Каждый раздел открывается авторским вступлением, в котором отражены основные положения темы, научно-методологические проблемы и пути их решения. Приводятся извлечения из публикаций и источников, детализирующие и разъясняющие отдельные обозначенные положения. Предлагается перечень практических заданий, список литературы и источников по обозначенной тематике, а также глоссарий.

Д10-14/16254

37. Симонова, И. Н.  Роль информационно-коммуникационных технологий в профессиональной подготовке инженеров-экологов технического вуза / И. Н. Симонова ; Пенз. гос. ун-т архитектуры и стр-ва. – Пенза : ПГУАС, 2014. – 131 с. : ил. – Библиогр.: 94 назв. – ISBN 978-5-9282-1097-7.

Изложены основные сведения о роли информационно-коммуни­кационных технологий в профессиональной подготовке инженеров-экологов и формировании новой информационно-экологической образовательной среды технического вуза, существование которой возможно при наличии и активном использовании информационно-коммуникационных технологий, экологической информации и студентов, способных всем этим оперировать в совершенстве. Отмечено, что только при наличии всех компонентов будет достигнут основной образовательный результат – интеллектуально-развитый, высококвалифицированный, компетентный специалист в области охраны окружающей среды. Уделено внимание интерактивным методам, структуре и содержанию модели формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих инженеров-экологов технического вуза.

Д10-13/13317

38. Современные информационно-телекоммуникационные технологии в управлении социально-экономическими системами / А. П. Суходолов [и др.] ; Байкал. гос. ун-т экономики и права. – Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. – 194 с. : ил. – Библиогр.: 110 назв. – ISBN 978-5-7253-2699-4.

Рассматривается состояние и ближайшие перспективы развития ииформационно-телекоммуникационных технологий в социально-экономи­ческих системах. Ha примере вуза демонстрируется позитивное влияние современных компьютерных технологий на стиль управления и мобилизацию коллектива для решения стратегических задач. При этом применяются как общие модели и технологии Data Mining, так и частные, такие как рейтинговые системы, лингвистические модели, системы менеджмента качества. Затронуты задачи надёжности функционирования распределённых сервис-ориентированных систем. Представлены кибернетические модели конкурентных отношений в экономике. Также рассмотрено математическое и программное обеспечение моделирования процессов массового обслуживания в социально-экономических системах.

Д10-14/14414

39. Управление информационными рисками мультисерверных систем при воздействии DDoS-атак / А. Е. Дешина [и др.] ; под ред. Д. А. Новикова. – Воронеж : Науч. кн., 2014. – 159 с. : ил. – Библиогр.: 118 назв. – ISBN 978-5-98222-855-0.

Предлагается методика управления общим риском атакуемых мультисерверных систем на основе параметров рисков их элементов, намечен подход к параметрическому синтезу. Разработанное методическое обеспечение ориентировано на широкий спектр мультисерверных систем. Ономожет использоваться в качестве базы для дальнейших исследований сетевых структур, подвергающихся разнообразным деструктивным воздействиям.

Д10-14/12828

40. Фатхи, В. А.  Структурный подход к проектированию информационных систем : учеб. пособие / В. А. Фатхи, А. А. Молчанов, В. В. Галушка. – Ростов н/Д : Изд. центр ДГТУ, 2014. – 158 с. : ил. – Библиогр.: 9 назв. – ISBN 978-5-7890-0937-6.

Учебное пособие содержит теоретические и практические сведения о структурном подходе к проектированию информационных систем. Рассматриваются методологии: функционального моделирования IDEF0, моделирования потоков данных DFD, описания процессов IDEF3 и построения моделей "Сущность – связь". Пособие включает также задания и упражнения на построение моделей программных систем в case-средствах AllFusion – Process Modeler и ERwin Data Modeler, ранее известных как BPwin и ERwin соответственно.

Д10-15/13927

41. Хорев, П. Б.  Программно-аппаратная защита информации : учеб. пособие / П. Б. Хорев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Форум, 2015. – 351 с. : ил. – (Высшее образование). – Библиогр.: 38 назв. – ISBN 978-5-00091-004-7.

Показаны методы и средства идентификации и аутентификации субъектов компьютерных систем (КС), разграничения их доступа к объектам КС, аудита их действий в компьютерной системе. Анализируются средства защиты информации, входящие в состав операционных систем Microsoft Windows, клона Unix и серверов IBM AS/400. Также исследуются программные средства криптографической защиты информации, входящие в состав операционных систем Microsoft Windows и клона Unix, и аппаратные шифраторы. В заключение представлены программные и программно-аппаратные средства защиты информационных ресурсов компьютерных систем и сетей от вредоносных программ и несанкционированного копирования.

Д10-14/16056

42. Челухин, В. А.  Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем : учеб. пособие / В. А. Челухин ; Комсом.-на Амуре гос. техн. ун-т. – Комсомольск-на-Амуре : КнАГТУ, 2014. – 207 с. : ил. – Библиогр.: с. 205-207. – ISBN 978-5-7765-1137-0.

Изучены основные вопросы комплексного обеспечения информационной безопасности. Подробно разобраны методы и средства защиты информации от несанкционированного вмешательства. Комплексно рассмотрены все аспекты обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем – правово-юридические, организационные, аппаратные и программные. Изучены принципы защиты от вирусов и защиты информации от несанкционированных действий по использованию конфиденциальной информации.

У 1154

43. Шемберко, Л. В.  Лингвистический навигатор по социальным и гуманитарным наукам : назначение, структура и принципы применения /
Л. В. Шемберко, М. Б. Шнайдерман, А. И. Слива // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 11. – С. 26–37. – Библиогр.: 20 назв.

Обозначены цели, функции и основные этапы создания системы навигации по лингвистическим средствам, используемым при содержательной обработке документов и запросов в Автоматизированной информационной системе по общественным наукам. Описана структура лингвистического навигатора, разработанного в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН). Раскрыты особенности поиска дескрипторов и синонимов, кодов и наименований рубрик классификационной системы (Рубрикатора), элементов фасетов и предметных рубрик.

У 1154

44. Шрайберг, Я. Л.  Особенности разработки и реализации крупной информационной системы национального масштаба в сфере образования и науки / Я. Л. Шрайберг, В. А. Цветкова, Б. И. Маршак // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 11. – С. 16–21. – Библиогр.: 5 назв.

Показаны особенности проектирования большой информационной системы, предусматривающей расширение информационного пространства образовательной и научной среды. Описан опыт и организационные аспекты её проектирования, включая взаимодействие с поставщиками контента.

Д10-14/15672

45. Юрков, Д. В.  Информационные технологии в образовании : учебник / Д. В. Юрков, Г. В. Мартынов, В. С. Коноплева. – Архангельск : Правда Севера, 2014. – 303 с. : ил. – Библиогр.: 49 назв. – ISBN 978-5-85879-969-6.

Освещается широкий круг вопросов по организации и использованию информационных технологий в образовании. Раскрываются информационные процессы в управленческой деятельности учебного заведения, структура информационных технологий управления и обучения в образовательных учреждениях, техническое обеспечение и сетевая организация обработки информации в учебных заведениях. Большое внимание уделено информационной базе, включая базы данных, автоматизированные банки и хранилища данных, их использование в образовательных учреждениях. Рассмотрены современные средства информационной безопасности образовательного учреждения, защита от компьютерных вирусов.

См. также № 9, 10, 14, 57, 66, 81, 116.

  
На главную