Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2015 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Электронное обучение

Р 2959

54. Балашова, И. Ю. Построение и исследование предметной онтологии электронного обучения / И. Ю. Балашова // Прогр. продукты и системы. – 2014. – № 3 (107). – С. 26–32. – Библиогр.: 20 назв.

Рассмотрена проблема интеграции и анализа знаний в сфере электронного обучения, обусловленная неопределённостью терминологии, отсутствием однозначной интерпретации и обоснованной классификации знаний о предметной области. Предложено решение задачи построения единой модели знаний на основе предметной области. При изучении различных решений в области онтологического исследования электронного обучения показано, что данные онтологии характеризуются концептуальной локальностью и локальностью в использовании. Их фрагментарный характер не позволяет составить основу единой модели знаний. Тем самым показана необходимость разработки предметной онтологии, фиксирующей знания, общие для предметной области электронного обучения, что позволит ей обеспечивать логическую согласованность между отдельными онтологиями при объединении. В результате анализа выделены ключевые классы онтологии электронного обучения, составляющие общий словарь терминов для представления знаний о предметной области. Построена и обоснована таксономия классов онтологии, представляющая иерархию терминов по отношению к вложению. Состав классов исследован со ссылками на нормативные источники. Проведён анализ экземпляров классов. Выделены перспективные пути развития экземпляров ключевых классов. Установлено множество межклассовых отношений (объектных свойств), определяющих смысловую структуру рассматриваемой предметной области. Предложены пути практического применения построенной предметной онтологии. Сформулированы направления дальнейших исследований.

55.Баранов, А. В. Дистанционная поддержка обучения в лабораторном практикуме курса физики технического университета / А. В. Баранов, В. В. Давыдков // Открытое образование. – 2014. – № 5 (106). – С. 35–40. – Библиогр.: 15 назв.

LMS Moodle используется для дистанционной поддержки обучения в лабораторном практикуме курса физики технического университета. Контент электронного ресурса содержит две составляющие – информационную и контролирующую. Первая включает комплект пособий, необходимых для прохождения практикума студентами. Вторая предназначена для тестирования и самотестирования обучаемых. Преподаватель имеет возможность регулярно анализировать результаты обращения к контенту.

У 3386

56. Беляева, Е. В. Разработка электронного контролирующего программного средства в Microsoft Excel 2010 / Е. В. Беляева // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2014. – № 4. – С. 49–57. – Библиогр.:
2 назв.

Приведён вариант разработанного в Ms Excel 2010 модернизированного электронного кроссворда, являющегося контролирующим программным педагогическим средством. Данный кроссворд показан как пример возможности межпредметных связей с использованием информационно-коммуни­кационных технологий. 

Ар13-31985

57. Болбаков, Р. Г. Развитие и применение когнитивно-семантических методов и алгоритмов в мультимедийных образовательных портальных системах : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.01 / Р. Г. Болбаков. – М., 2013. – 26 с. : ил. – Библиогр.: 11 назв.

Представлена разработка перспективных когнитивно-семантических методов и алгоритмов в мультимедийных интенсифицированных, портальных системах, используемых в образовательных технологиях. Определена количественная оценка когнитивности портального ресурса на основе когнитивно-семантических методов "когнитив-энтропии" и "условной когнитив-энтропии", а также дополнительные регуляторы когнитивной семантики на основе теории Байеса. Разработана коллекция терминов и дефиниций, определяющих онтологию образовательного портала с целью проведения экспериментальных оценок качества когнитивно-семантического поиска. Предложены эффективные алгоритмы и программное обеспечение поиска когнитивных файлов в портально-сетевых комплексах. 

У 1816

58. Булакина, М. Б. Федеральный портал "Российское образование" как средство агрегации образовательных информационных ресурсов /
М. Б. Булакина // Информ. технологии. – 2014. – № 12 (220). – С. 41–47. – Библиогр.: 14 назв.

Освещены вопросы создания и развития федерального портала "Российское образование" как средства агрегации размещаемой в Интернете информации в области образования, в частности электронных образовательных ресурсов. На основе статистического анализа рассмотрена аудитория портала.

Р 2923

59. Герасимова, Е. К. Дидактический потенциал электронных учебных материалов на основе сетевых сервисов / Е. К. Герасимова // Информатика и образование. – 2014. – № 9 (258). – С. 23–26. – Библиогр.: 10 назв.

Предложена авторская типология электронных учебных материалов в зависимости от особенностей представления контента. Рассмотрены дидактические принципы, которым должны отвечать электронные учебные материалы, разрабатываемые на основе сетевых сервисов, а также функции и свойства таких материалов.

У 3386

60. Гриншкун, В. В. О подходах к классификации электронных средств обучения естественно-научным дисциплинам / В. В. Гриншкун // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2014. – № 4. – С. 5–9. – Библиогр.: 4 назв.

Описываются классификации приборов, подключаемых к компьютерам, виртуальных приборов и приборов с удалённым доступом при обучении естественнонаучным дисциплинам.  

Р 2923

61. Дадян, Э. Г. Применение инновационных технологий в системе профессионального образования / Э. Г. Дадян // Информатика и образование. – 2014. – № 9 (258). – С. 60–62. – Библиогр.: 7 назв.

Представлен опыт преподавания дисциплины «Проектирование бизнес-приложений в системе “1С:Предприятие”» в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации.   

У 3890

62. Заславский, А. А. Эффективные приемы использования инфографики как средства индивидуализации обучения / А. А. Заславский // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2014. – № 3 (29). – С. 94–98. – Библиогр.: 4 назв.

Индивидуализация образования является одной из проблем, которую необходимо решить в современной системе образования. Раскрыты особенности инфографики как понятия и как средства. Показано, как инфографика позволяет обеспечить индивидуальный подход, скорость и формат работы каждого студента с материалом.  

 

63.Интеллектуальная автоматизированная система обучения на основе информационных и интернет-технологий / А. В. Дементиенко [и др.] // Открытое образование. – 2014. – № 5 (106). – С. 80–92. – Библиогр.:
20 назв.

Предложена функциональная структура интеллектуальной автоматизированной системы обучения (АСО) на основе интернет-технологий и структура комплекса программных средств. Рассмотрены информационно-образовательные и учебно-методические ресурсы системы, реализованные в модульной объектно-ориентированной среде дистанционного обучения (СДО) Moodle. Описан опыт создания адаптивной системы тестирования знаний в интеллектуальной АСО и особенности разработки практических заданий с использованием СДО Moodle и технологии Adobe Flash.  

 

64.Камалеева, А. Р. Зарубежный и отечественный опыт использования дистанционного обучения в вузах физической культуры : (по результатам исследования официальных сайтов вузов) / А. Р. Камалеева, Р. Р. Хадиуллина // Открытое образование. – 2014. – № 5 (106). – С. 49–58. – Библиогр.: 1 назв.

Проанализирован зарубежный и отечественный опыт дистанционного обучения в вузах физической культуры для оптимального использования его с целью создания каждому студенту-спортсмену равных образовательных возможностей вне зависимости от формы его обучения.  

У 3236

65. Кононова, Т. М. Историческая детерминация поэтапного формирования и развития дистанционного образования / Т. М. Кононова, О. М. Горева, Л. Б. Осипова // Фундам. исслед. – 2014. – № 11, ч. 6. – С. 1403–1407. – Библиогр.: 12 назв.

Качественные изменения в экономике, социально-политической и духовной сферах общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, направили движение человечества к новой постиндустриальной фазе развития – информационному обществу. В последние десятилетия XX века в мире интенсивное развитие получила технология дистанционного обучения, использование которой предлагает решить одну из важнейших задач, стоящих перед образовательной сферой – обеспечение права человека на образование и получение информации. Его появление объясняется рядом факторов. С одной стороны, потребностью общества в творческой и профессиональной личности, с другой – территориальными, экономическими и культурными факторами. В статье представлен анализ процесса формирования и развития дистанционного обучения в мире, его содержательные характеристики, различные научные подходы и методы практической реализации.

У 3386

66. Лапчик, М. П. О развитии нормативно-правовых основ дистанционного образования в России / М. П. Лапчик // Вестн. РУДН. Сер. Информатизация образования. – 2014. – № 4. – С. 100–113. – Библиогр.: 16 назв.

Анализируется двадцатилетний период развития дистанционных образовательных технологий в России в обстановке последовательного формирования нормативно-правового обеспечения, начиная с целей и задач создания первой Концепции единой системы дистанционного образования (1995 г.). Обсуждаются вопросы развития теоретической базы и организационно-практических основ внедрения дистанционного обучения на основе информационных технологий на фоне последовательно принимаемых Министерством образования и науки Российской Федерации документов. Затрагиваются вопросы идентификации личности обучаемых, введения специфичных для электронного обучения и дистанционных образовательных технологий видов работ, выполняемых педагогическими работниками. Формулируются современные актуальные задачи по внедрению электронных технологий обучения в образовательных организациях.  

 

67.Назаров, А. И. Опыт использования платформы электронного обучения Blackboard в бакалавриате / А. И. Назаров, О. В. Сергеева // Открытое образование. – 2014. – № 5 (106). – С. 59–67. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрена методика организации и сопровождения процесса обучения физике средствами дистанционных образовательных технологий. В качестве примера представлено описание и результаты практического использования сетевого образовательного модуля "Механика и молекулярная физика", реализованного на платформе электронного обучения Blackboard. Проанализированы итоги обучения. Представлены возможности платформы Blackboard в обеспечении самостоятельной работы студентов.  

У 3236

68. Неклюдова, Л. В. О вопросе внедрения интерактивных технологий в вузе / Л. В. Неклюдова // Фундам. исслед. – 2014. – № 11, ч. 8. –
С. 1813–1817. – Библиогр.: 10 назв.

Исследованы истоки развития интерактивных технологий обучения. Дано определение интерактивных методов обучения, диалогового обучения, самоактуализации, а также сравнение традиционных методов обучения с интерактивными. Приведены рекомендации некоторых методов, способствующих развитию диалогового режима между преподавателем и студентом. Характеризуются требования диалоговых технологий. Одной из форм проявления таких начал является проблемная лекция. На ней процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Представлена классификация современных лекционных форм и рекомендации по проведению семинара в виде "мастерской". Описан алгоритм проведения "мастерской". В этом алгоритме несколько этапов: индукция, само- и социоконструкция, социализация, разрыв, рефлексия. Предложены подходы по повышению квалификации и переподготовке педагогов высшей школы, способствующие формированию современного педагогического мышления.  

У 3707

69. Оринчук, В. А. Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе / В. А. Оринчук, В. Е. Туватова // ИнВестРегион. – 2014. – № 3 (37). – С. 58–62. – Библиогр.: 5 назв.

Изучены вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе высшей школы. Проведён анализ современных мето­дов и приёмов инновационного образования в вузах, в том числе использо­вание интерактивного обучения, проектная деятельность, проведение тренинговых занятий, моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе, применение телекоммуникационных технологий. Осо­бое внимание уделено использованию здоровьесберегающих технологий. Обоснованы перспективы использования инноваций в высшей школе.  

 

70.Осадчая, Е. П. Опыт внедрения автоматизированных учебно-мето­дических комплексов в учебный процесс вуза / Е. П. Осадчая,
В. В. Осадчий // Открытое образование. – 2014. – № 5 (106). – С. 68–73. – Библиогр.: 12 назв.

Представлены результаты педагогического эксперимента по внедрению ряда автоматизированных учебно-методических комплексов в учебный процесс Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, проведённого в 2012 – 2014 гг. Разработан­ные и апробированные комплексы по дисциплинам "Операционные сис­темы", "Основы научных исследований", "Технологии информационного менеджмента", "Тестирование программного обеспечения" состоят из элек­тронного учебника, курса дистанционного обучения и блока "Электронный журнал". Анализ результатов педагогического эксперимента показал, что использование автоматизированных учебно-методических комплексов в учебном процессе вуза позитивно влияет на повышение уровня успеваемо­сти студентов.  

 

71.Очков, В. Ф. Активность на форумах – важная часть учёбы и последующей инженерной деятельности студента / В. Ф. Очков, С. Герк // Открытое образование. – 2014. – № 5 (106). – С. 93–101. – Библиогр.:
7 назв.

Рассматриваются новые методы в инженерном образовании, опирающиеся на использование тематических интернет-форумов, позволяющих охватывать широкий круг решаемых задач. Анализируются основные типы форумов, пути их развития и возможные способы их использования в процессе образования и при научных исследованиях. Приводятся примеры решения задач и работы с данным типом интернет-ресурсов в ходе учебной деятельности в Национальном исследовательском университете "МЭИ".   

 

72.Салахова, А. Ш. Организация и методика проведения дистанционных лабораторных работ по общепрофессиональным техническим дисциплинам / А. Ш. Салахова, В. А. Козлов // Открытое образование. – 2014. –
№ 5 (106). – С. 74–79. – Библиогр.: 6 назв.

Речь идёт о применении дистанционных технологий в инженерном образовании при проведении лабораторных экспериментов. Показана роль дистанционного учебного эксперимента в современном инженерном образовании. Приведено описание системы дистанционного управления реальными экспериментами, а также методика проведения дистанционных лабораторных работ. Проведён анализ эффективности проведения лабора­торных работ в дистанционной форме.

У 3890

73. Салихов, С. В. Применение моделей в дистанционном обучении программно-аппаратным комплексам / С. В. Салихов, В. В. Гриншкун // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2014. – № 3 (29). – С. 81–86. – Библиогр.: 3 назв.

Описываются особенности подготовки кадров к работе с программно-аппаратными комплексами, функционирующими на базе компьютерной техники. Методология обучения строится на использовании моделей и дистанционных технологий.   

 

74.Сергеев, С. Ф. Обучающая коммуникация и интерфейс в компьютерных образовательных системах и средах / С. Ф. Сергеев, А. С. Сергеева // Открытое образование. – 2014. – № 5 (106). – С. 41–48. – Библиогр.: 32 назв.

Статья посвящена теоретическому исследованию учебной коммуникации и актуальным вопросам создания пользовательского интерфейса компьютерных обучающих систем. Изучена история вопроса, методологические, теоретические, психологические и технологические аспекты пробле­мы обучающей коммуникации и интерфейса, особенности её решения в классической, неклассической и постнеклассической инженерной психологии и эргономике. Предложена обобщённая модель ориентирующей кооперации для объяснения процесса обучения операционально-замкнутых систем, к которым относятся самоорганизующиеся системы человеческого сознания.   

 

75.Сидоренко, Т. В. Открытые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности языкового образования в российском вузе /
Т. В. Сидоренко // Открытое образование. – 2014. – № 5 (106). – С. 13–19. – Библиогр.: 11 назв.

Критерии конкурентоспособности российского высшего образования свидетельствуют о том, что владение иностранным языком становится эффективным средством развития высшей школы. Возникает повышенный спрос на новые методы и средства обучения иностранному языку в вузах. Автор анализирует ресурсы открытых образовательных платформ MOOCs и возможность их интеграции в существующую систему языкового образования как готового образовательного продукта. По результатам исследования выведено заключение о необходимости существенной адаптации данного ресурса под условия действующей системы вузовского образования.

Р 2923

76. Стрекалова, Н. Б. Самостоятельная работа студентов в современных информационно-образовательных средах / Н. Б. Стрекалова // Информатика и образование. – 2014. – № 9 (258). – С. 45–48. – Библиогр.: 14 назв.

Обсуждается специфика и особенности выполнения самостоятельной работы студентов в открытых информационно-образовательных средах. Делается вывод о необходимости представления самостоятельной работы студентов как информационно-исследовательской деятельности, направленной на построение нового знания. Приводятся результаты опросов студентов по данной проблематике.  

Р 2923

77. Ходякова, Н. В. Критерии оценки качества электронного обучения / Н. В. Ходякова // Информатика и образование. – 2014. – № 9 (258). –
С. 13–16. – Библиогр.: 12 назв.

Исследуются различные подходы к оценке электронного обучения: экономический, стандартизованный, государственный, конвенциональный. Аргументируется необходимость применения в оценке качества электронного обучения целостного подхода, реализующего и прагматические, и гуманитарные критерии. Предлагается соответствующий набор критериев оценки электронного обучения, основанный на закономерностях развивающего взаимодействия личности с образовательной средой.

См. также № 27, 29, 30, 34, 36, 79, 119.

  
На главную