Менеджмент и маркетинг
У 2019
78. Вандрикова, О. В. Исследование
особенностей внутриорганизационной маркетинговой деятельности современных
вузов : (на примере организаций высшего образования Краснодарского края) /
О. В. Вандрикова, Т. В. Ходырева // Практ. маркетинг. – 2014. – № 12 (214). – С. 22–30.
Статья посвящена описанию результатов полевого исследования
действующего контингента студентов государственных и частных образовательных
организаций высшего образования Краснодарского края, целью которого явилась
оценка маркетингового и коммерческого потенциала предоставления
услуг дополнительного профессионального образования (ДПО) студентам и
слушателям в ходе основного образовательного процесса. Полученные данные
могут быть использованы во внутриорганизационной маркетинговой деятельности
образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального
образования.
У 3236
79. Глотова, Т. В. Вызовы
и возможности сетевых технологий для вузов / Т. В. Глотова, И. Г. Кревский,
М. В. Деев // Фундам. исслед. – 2014. – № 11, ч. 6. – С. 1229–1232. –
Библиогр.: 10 назв.
Быстрое развитие ресурсов Интернета разрушило монополию
университетов на предоставление образовательной информации. Развитие
электронного образования создаёт условия не только для повышения доступности
обучения, но и для глобализации образовательного пространства, передела
рынка образовательных услуг в пользу наиболее известных вузов. Появление
МООС (massive open online courses) значительно усиливает эти тенденции,
которые могут привести к вытеснению с образовательного рынка многих
существующих вузов, и, возможно, несут угрозу потери многими странами
суверенитета в области образования. В качестве возможного ответа для
российских вузов предлагается активное развитие электронного образования,
тесное взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики.
Конкурентным преимуществом образовательных программ небольших вузов, в том
числе реализуемых с использованием электронного обучения, становится
ориентация на нужды конкретных предприятий (отраслей), совместная разработка
образовательных программ и проектов с представителями бизнеса.
У 4163
80. Гугелев, А. В. Управление
качеством в системе высшего образования США / А. В. Гугелев // Информ.
безопасность регионов. – 2014. – № 3 (16). – С. 51–58. – Библиогр.: 9 назв.
Рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные
с управлением качеством в системе высшего профессионального образования США.
Целью явилось исследование положительного опыта США для его дальнейшего
применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы
высшего образования США, выявлены основные проблемы в области управления
качеством, проведён краткий сравнительный анализ американского образования с
отечественной системой. Авторы выдвигают ряд направлений для её дальнейшего
развития. На основе анализа сделан вывод о необходимости введения
комплексной системы наставничества и
поощрения талантливых студентов в адресном порядке, а также важности и
сложности коммерциализации вузов в российской системе.
Ар13-32028
81. Денисов, Д. Ю. Совершенствование
механизма формирования результатов научно-технической деятельности в высшем
учебном заведении : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Д. Ю.
Денисов. – М., 2013. – 26 с. : ил. – Библиогр.: 7 назв.
Предложен механизм формирования результатов научно-технической
деятельности высшего учебного заведения, включающий организацию процесса
указанного формирования, его планирование и регулирование на основе
контроля. Разработаны методы определения структуры и содержания результатов
научно-технической деятельности и методы, обеспечивающие процесс создания
результатов, включая планирование проведения научно-исследовательской работы
и контроль её выполнения на основе метода экспертных оценок. Создана типовая
модель управления научными исследованиями при формировании результатов
научно-технической деятельности в вузе на основе информационных технологий.
Представлена практика реализации методов определения структуры и содержания
планируемых показателей.
Р 3100
82. Ендовицкий, Д. А. Увеличение
объема документооборота как фактор снижения экономической эффективности вуза
/ Д. А. Ендовицкий, Ю. А. Бубнов, К. М. Гайдар //
Высш. образование в России. – 2014. – № 11. – С. 17–24. – Библиогр.:
5 назв.
Анализируется проблема постоянно увеличивающегося объёма
документооборота вуза, прежде всего внешнего, который выступает фактором
снижения экономической эффективности и качества функционирования
образовательной организации. На основе фактических данных выявляются
основные тенденции изменения количественных и качественных характеристик
документооборота, приводящие к отрицательным экономическим, организационным,
психологическим следствиям в деятельности вуза. Делается вывод о том, что их
преодоление должно быть связано с оптимизацией документационного обеспечения
работы вуза.
Р 16
83. Кадакин, В. В. Мордовский
государственный педагогический институт на региональном рынке
образовательных услуг / В. В. Кадакин, Г. Г. Зейналов // Alma mater : вестн.
высш. шк. – 2014. – № 12. – С. 45–52. – Библиогр.: 9 назв.
Обоснованы роль и значение сферы образовательных услуг на
современном этапе развития общественной жизни. Рассмотрено влияние развития
конкуренции на рынке образовательных услуг Мордовии и Поволжья. Представлены
элементы системы инновационной политики Мордовского педагогического
института по управлению конкурентоспособностью на рынке образовательных
услуг.
У 4023
84. Киселев, А. Д. Стандартизация
как катализатор совершенствования
информационных систем / А. Д. Киселев // Совет ректоров. – 2014. – № 10.
– С. 75–79. – Библиогр.: 7 назв.
Рассмотрены вопросы
повышения качества автоматизированных информационных систем управления
образовательной организацией на примере АИС "Infosuite. Управление
образовательным учреждением" на основе кооперации заказчиков, разработчиков
и специалистов по стандартизации.
У 3897
85. Королёва, И. С. О
событийном маркетинге и цифровых коммуникациях / И. С. Королёва // Соврем.
б-ка. – 2014. – № 9 (49). – С. 58–61.
Событийный маркетинг – практика продвижения интересов компании
с помощью какого-либо значимого события: реального или вымышленного, широко
известного или созданного специально для конкретной компании. Включает целый
комплекс специальных мероприятий и акций, способных не только запомниться,
но в ряде случаев стать новостью. Освещён опыт применения событийного
маркетинга в Централизованной библиотечной системе г. Пскова.
Р 16
86. Кочетков, М. В. Развитие
творчески-инновационной образовательной среды и грядущая парадигма
образования / М. В. Кочетков // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – №
12. – С. 23–30. – Библиогр.: 8 назв.
Обоснованы методологические особенности грядущей парадигмы
образования высшей школы в виде интегрирующей задачи развития
творчески-инновационной образовательной среды. Раскрыта преемственность
творчески-инновационной образовательной парадигмы с реализуемой в настоящее
время образовательной парадигмой.
У 1877
87. Кузнецова, В. П. Оптимизация
инновационной инфраструктуры университета / В. П. Кузнецова, Е. А. Тропинова
// Экономика и упр. – 2014. – № 10 (108). – С. 66–70. – Библиогр.: 9 назв.
Придание социально-экономическим отношениям большей
инновационности требует перестройки всех элементов цепочек генерирования,
передачи и использования новых знаний. Ведущую роль в этих процессах играют
университеты. В изменившихся условиях происходит отход от моделей развития
университетов на основе научно-исследовательской деятельности в пользу
моделей инновационного развития. Научно-исследовательская
и инновационная деятельность, несмотря на содержательную близость,
кардинально отличаются своими результатами. В этой связи авторами изучены
вопросы создания организационных структур управления инновационной
деятельностью современных университетов. Предложены пути реструктуризации
организационных структур, осуществляющих управление инновационной
деятельностью, в направлении обеспечения непрерывности и эффективности
процесса продуцирования и коммерциализации инноваций в вузе.
Р 51
88. Миндели, Л. Э. Влияние
грантового финансирования на эффективность научных исследований в высшей
школе / Л. Э. Миндели, А. Н. Либкинд, В.
А. Маркусова // Вестн. РАН. – 2014. – Т. 84, № 12. – С. 1080–1089. –
Библиогр.: 12 назв.
В последние годы значение
грантовой составляющей в системе финансирования научных исследований
неуклонно растёт, в частности, расширяется список государственных
организаций грантовой поддержки. В этих условиях обнаруживается, что оценка
эффективности конкурсной поддержки отдельных учёных и различных
научно-исследовательских и научно-образовательных
организаций представляет собой далеко не тривиальную задачу. Сегодня она
решается путём использования инструментария, которым располагает
наукометрия. В данной работе предлагается конкретный способ определения
качества научного продукта, полученного при грантовой поддержке, и сравнения
его с качеством результатов, добытых в отсутствие грантового обеспечения,
который основывается на анализе основных библиометрических показателей –
научной продуктивности и цитируемости.
Р 2227
89. Николаенко, Н. Н. Управленческий
персонал как фактор повышения эффективности инновационной деятельности
библиотек / Н. Н. Николаенко // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 11. – С.
29–38. – Библиогр.: 9 назв.
Рассмотрена роль управленческого персонала как определяющего
фактора активизации инновационной деятельности библиотек. Освещена
деятельность управленческого персонала Научной библиотеки Украинской
инженерно-педагогической академии по внедрению организационных,
технико-технологических и управленческих инноваций.
У 2013
90. Полубояров, В. В. Информационная
система планирования и отчетности о проведении научно-технических
мероприятий как элемент стратегического управления образовательной
организацией / В. В. Полубояров // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3,
Экономика. Экология. – 2014. – № 3 (26). – С. 6–15. – Библиогр.: 12 назв.
Исследована проблематика внедрения типовых
информационно-аналитических систем в деятельность вуза. Обоснована
возможность использования управляемого онтологией подхода для проектирования
подобной системы. Выявлена необходимость построения индивидуального
композитного решения для каждой образовательной организации. Анализируется
проблема учёта сведений о научно-технических мероприятиях, проводимых в
вузе, как составляющей системы стратегического управления образовательной
организацией. Построена оригинальная модель бизнес-процессов "Управление
научно-исследовательской работой" в нотации IDEF0, на основе которой
разработана онтология предметной области "Учёт научно-технических
мероприятий". Предложен инструмент учёта указанных сведений в виде модуля
конфигурации на платформе "1С:Предприятие" и
способ публикации указанных сведений с использованием компонента системы
"1С-Битрикс Управление сайтом" на портале университета. Описаны
управленческо-организационные и технологические достоинства
полученной системы.
Р 3100
91. Прохоров, С. Г. Мониторинг
эффективности вузов и перспективы малых городов РФ / С. Г. Прохоров, А. А.
Свирина // Высш. образование в России. – 2014. – № 11. – С. 121–125.
Проведён анализ показателей мониторинга эффективности
деятельности вузов и филиалов, обозначены сопряжённые с его проведением
проблемы филиалов в малых городах России. Показано, что на современном этапе
без учреждений высшего образования малые города не имеют перспектив
развития.
Ар13-31835
92. Рязанова, А. А. Методы
маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов :
автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. А. Рязанова. – М., 2013.
– 24 с. : ил. – Библиогр.: 16 назв.
Представлена разработка комплексной методики маркетингового
анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов. Выявлена
специфика образовательных услуг и факторы, влияющие на управление их
конкурентоспособностью в контексте маркетингового подхода. Систематизированы
и дополнены существующие подходы к маркетинговому анализу
конкурентоспособности образовательных услуг как основы для стратегического и
оперативного планирования в вузе. Проведён анализ возможности применения
критериев диагностики состояния образовательных услуг в качестве показателей
их конкурентоспособности. Показан комплекс оценочных инструментов
конкурентоспособности за счёт учёта предпочтений реальных и потенциальных их
потребителей. Разработан механизм апробации предлагаемых методик.
Р 2622
93. Свергунова, Н. М. Декларирование
гуманистических принципов деятельности библиотеки вуза в федеральных и
локальных нормативных актах / Н. М. Свергунова // Библиотековедение. – 2014.
– № 5. – С. 24–28. – Библиогр.: 14 назв.
Освещены актуальные вопросы деятельности библиотек высших
учебных заведений в условиях перехода к информационному обществу и реформы
системы образования. Раскрыты особенности отражения гуманистической
направленности деятельности библиотек в нормативных актах в области
образования и библиотечного дела. Акцентировано внимание специалистов
библиотечного дела на необходимости определения миссии библиотеки,
основанной на принципах гуманизма.
Р 16
94. Сергеева, С. В. Развитие
потенциала научно-педагогических кадров в техническом вузе как
многоуровневом образовательном комплексе / С. В. Сергеева, О. А.
Воскрекасенко, Е. В. Козлова // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – №
12. – С. 56–60. – Библиогр.: 10 назв.
Предложен вариант решения проблемы развития потенциала
научно-педагогических кадров технического вуза как многоуровневого
образовательного комплекса на основе идей корпоративного образования и
сетевого подхода. Представлена разработанная авторами программа "Повышение
профессиональной компетентности педагогов технического вуза как
многоуровневого образовательного комплекса", выступающая средством
качественного кадрового обеспечения образовательного процесса в техническом
вузе.
У 2495
95. Соболев, Н. А. От
"трансляции знания" к "менеджменту знания" / Н. А. Соболев // Вестн. ун-та.
– 2014. – № 12. – С. 228–233. – Библиогр.: 27 назв.
Исследования практики трансляции научного и
научно-технического знания в западной мысли имеют практически вековую
историю. За это время сам предмет претерпел значительные изменения, из-за
чего постановка проблем исследования перешла от "Как передаётся знание?" к
"Как сделать процесс трансляции более эффективным?" В работе представлен
краткий обзор основных этапов развития подходов к трансляции знания.
У 2495
96.
Сычев, А. В. К вопросу о принципах
и методики оценки эффективности
использования научного потенциала негосударственного вуза / А. В. Сычев
// Вестн. ун-та. – 2014. – № 12. – С. 234–237. – Библиогр.: 4 назв.
Статья посвящена проблемам разработки методики оценки
эффективности использования научного потенциала негосударственного вуза.
Автор даёт характеристику показателям мониторинга деятельности вузов
Министерства образования и науки Российской Федерации и формулирует
собственную позицию по данному вопросу.
Р 16
97. Федотова, О. В. Организация
и управление профессиональной ориентационной деятельностью в Московском
филиале Высшей школы народных искусств / О. В. Федотова // Alma mater :
вестн. высш. шк. – 2014. – № 12. – С. 52–55. – Библиогр.: 6 назв.
Представлена усовершенствованная модель организации, развития
и управления профессиональной ориентационной деятельности, включая её важные
составляющие, в Московском филиале Высшей школы народных искусств
(институт). Выделены наиболее важные позиции предложенной стратегии.
У 1877
98. Харламов, А. В. Модернизация
российской системы образования и проблема формирования человеческого
капитала / А. В. Харламов // Экономика и упр. – 2014. – № 10 (108). – С.
63–66. – Библиогр.: 7 назв.
В современных условиях развития российской системы образования
наблюдается дисбаланс в её соответствии требованиям рынка труда. Уровень
развития системы образования оказывает непосредственное влияние на
социально-экономическое состояние страны. К характерным для современного
периода развития российской системы образования проблемам авторы относят
недостаточную мотивацию учащихся к постоянному повышению уровня знаний, рост
мигрантов, рост численности выпускников с одновременным уменьшением
количества работающих по специальности и другие факторы. В результате на
основе проведённого анализа положительных и отрицательных тенденций развития
современной системы образования автором делаются выводы о соответствии
сложившейся системы образования задачам экономического развития и
совершенствования человеческого капитала. На этой основе предлагаются
направления модернизации системы российского образования.
Р 3100
99. Чепьюк, О. Р. Студенческий
центр инновационного предпринимательства в университете / О. Р. Чепьюк, М.
Ю. Гинзбург // Высш. образование в России. – 2014. – № 11. – С. 117–121. –
Библиогр.: 3 назв.
Рассмотрены форматы взаимодействия студенческого бизнес-инкубатора
как центра молодёжного инновационного предпринимательства с подразделениями
и внешней средой университета. Проанализированы проблемы и предложены
решения, опирающиеся на опыт студенческого бизнес-инкубатора Нижегородского
государственного университета имени Н. И. Лобачевского.
Р 3100
100. Шестак, В. П. Вузы
и инновационная экономика / В. П. Шестак // Высш. образование в России. –
2014. – № 11. – С. 57–65. – Библиогр.:
15 назв.
Затрагиваются вопросы организации научной деятельности в вузах
федерального подчинения, расположенных в регионах Российской Федерации.
Обсуждается роль вузов в социально-экономическом развитии регионов в
процессе их перехода к инновационной экономике. Научная деятельность
вузов рассматривается в рамках модели Тройной спирали. Предлагается
классификация научных приоритетов, учитывающая как интересы региональной
экономики, так и условия функционирования научно-педагогических работников
вузов в части публикационной активности, формирования фонда заработной платы
и организации научно-исследовательской работы
студентов. Предлагается рассматривать вузы в качестве инновационных хабов
региональных технологических платформ.
См. также № 7, 69, 101, 104.
|