Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2015 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

У 2019

78. Вандрикова, О. В. Исследование особенностей внутриорганизационной маркетинговой деятельности современных вузов : (на примере организаций высшего образования Краснодарского края) / О. В. Вандрикова,
Т. В. Ходырева // Практ. маркетинг. – 2014. – № 12 (214). – С. 22–30.

Статья посвящена описанию результатов полевого исследования действующего контингента студентов государственных и частных образовательных организаций высшего образования Краснодарского края, целью которого явилась оценка маркетингового и коммерческого потенциала предо­ставления услуг дополнительного профессионального образования (ДПО) студентам и слушателям в ходе основного образовательного процесса. Полученные данные могут быть использованы во внутриорганизационной маркетинговой деятельности образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования.  

У 3236

79. Глотова, Т. В. Вызовы и возможности сетевых технологий для вузов / Т. В. Глотова, И. Г. Кревский, М. В. Деев // Фундам. исслед. – 2014. – № 11, ч. 6. – С. 1229–1232. – Библиогр.: 10 назв.

Быстрое развитие ресурсов Интернета разрушило монополию университетов на предоставление образовательной информации. Развитие электронного образования создаёт условия не только для повышения доступности обучения, но и для глобализации образовательного пространства, передела рынка образовательных услуг в пользу наиболее известных вузов. Появление МООС (massive open online courses) значительно усиливает эти тенденции, которые могут привести к вытеснению с образовательного рынка многих существующих вузов, и, возможно, несут угрозу потери многими странами суверенитета в области образования. В качестве возможного ответа для российских вузов предлагается активное развитие электронного образования, тесное взаимодействие с предприятиями реального сектора экономики. Конкурентным преимуществом образовательных программ небольших вузов, в том числе реализуемых с использованием электронного обучения, становится ориентация на нужды конкретных предприятий (отраслей), совместная разработка образовательных программ и проектов с представителями бизнеса.

У 4163

80. Гугелев, А. В. Управление качеством в системе высшего образования США / А. В. Гугелев // Информ. безопасность регионов. – 2014. –
№ 3 (16). – С. 51–58. – Библиогр.: 9 назв.

Рассмотрены основные современные теории и проблемы, связанные с управлением качеством в системе высшего профессионального образования США. Целью явилось исследование положительного опыта США для его дальнейшего применения в отечественной практике. Дана оценка текущему состоянию системы высшего образования США, выявлены основные проблемы в области управления качеством, проведён краткий сравнительный анализ американского образования с отечественной системой. Авторы выдвигают ряд направлений для её дальнейшего развития. На основе анализа сделан вывод о необходимости введения комплексной системы наставничества и поощрения талантливых студентов в адресном порядке, а также важности и сложности коммерциализации вузов в российской системе.

Ар13-32028

81. Денисов, Д. Ю. Совершенствование механизма формирования результатов научно-технической деятельности в высшем учебном заведении : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Д. Ю. Денисов. – М., 2013. –
26 с. : ил. – Библиогр.: 7 назв.

Предложен механизм формирования результатов научно-технической деятельности высшего учебного заведения, включающий организацию процесса указанного формирования, его планирование и регулирование на основе контроля. Разработаны методы определения структуры и содержания результатов научно-технической деятельности и методы, обеспечивающие процесс создания результатов, включая планирование проведения научно-исследовательской работы и контроль её выполнения на основе метода экспертных оценок. Создана типовая модель управления научными исследованиями при формировании результатов научно-технической деятельности в вузе на основе информационных технологий. Представлена практика реализации методов определения структуры и содержания планируемых показателей.

Р 3100

82. Ендовицкий, Д. А. Увеличение объема документооборота как фактор снижения экономической эффективности вуза / Д. А. Ендовицкий,
Ю. А. Бубнов, К. М. Гайдар // Высш. образование в России. – 2014. – № 11. – С. 17–24. – Библиогр.: 5 назв.

Анализируется проблема постоянно увеличивающегося объёма документооборота вуза, прежде всего внешнего, который выступает фактором снижения экономической эффективности и качества функционирования образовательной организации. На основе фактических данных выявляются основные тенденции изменения количественных и качественных характеристик документооборота, приводящие к отрицательным экономическим, организационным, психологическим следствиям в деятельности вуза. Делается вывод о том, что их преодоление должно быть связано с оптимизацией документационного обеспечения работы вуза.

Р 16

83. Кадакин, В. В. Мордовский государственный педагогический институт на региональном рынке образовательных услуг / В. В. Кадакин, Г. Г. Зейналов // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 12. – С. 45–52. – Библиогр.: 9 назв.

Обоснованы роль и значение сферы образовательных услуг на современном этапе развития общественной жизни. Рассмотрено влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг Мордовии и Поволжья. Представлены элементы системы инновационной политики Мордовского педагогического института по управлению конкурентоспособностью на рынке образовательных услуг.

У 4023

84. Киселев, А. Д. Стандартизация как катализатор совершенствования информационных систем / А. Д. Киселев // Совет ректоров. – 2014. – № 10. – С. 75–79. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрены вопросы повышения качества автоматизированных информационных систем управления образовательной организацией на примере АИС "Infosuite. Управление образовательным учреждением" на основе кооперации заказчиков, разработчиков и специалистов по стандартизации.

У 3897

85. Королёва, И. С. О событийном маркетинге и цифровых коммуникациях / И. С. Королёва // Соврем. б-ка. – 2014. – № 9 (49). – С. 58–61.

Событийный маркетинг – практика продвижения интересов компании с помощью какого-либо значимого события: реального или вымышленного, широко известного или созданного специально для конкретной компании. Включает целый комплекс специальных мероприятий и акций, способных не только запомниться, но в ряде случаев стать новостью. Освещён опыт применения событийного маркетинга в Централизованной библиотечной системе г. Пскова.

Р 16

86. Кочетков, М. В. Развитие творчески-инновационной образовательной среды и грядущая парадигма образования / М. В. Кочетков // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 12. – С. 23–30. – Библиогр.: 8 назв.

Обоснованы методологические особенности грядущей парадигмы образования высшей школы в виде интегрирующей задачи развития творчески-инновационной образовательной среды. Раскрыта преемственность творчески-инновационной образовательной парадигмы с реализуемой в настоящее время образовательной парадигмой.

У 1877

87. Кузнецова, В. П. Оптимизация инновационной инфраструктуры университета / В. П. Кузнецова, Е. А. Тропинова // Экономика и упр. – 2014. – № 10 (108). – С. 66–70. – Библиогр.: 9 назв.

Придание социально-экономическим отношениям большей инновационности требует перестройки всех элементов цепочек генерирования, передачи и использования новых знаний. Ведущую роль в этих процессах играют университеты. В изменившихся условиях происходит отход от моделей развития университетов на основе научно-исследовательской деятельности в пользу моделей инновационного развития. Научно-исследо­ва­тельская и инновационная деятельность, несмотря на содержательную близость, кардинально отличаются своими результатами. В этой связи авторами изучены вопросы создания организационных структур управления инновационной деятельностью современных университетов. Предложены пути реструктуризации организационных структур, осуществляющих управление инновационной деятельностью, в направлении обеспечения непрерывности и эффективности процесса продуцирования и коммерциализации инноваций в вузе.  

Р 51

88. Миндели, Л. Э. Влияние грантового финансирования на эффективность научных исследований в высшей школе / Л. Э. Миндели, А. Н. Либкинд, В. А. Маркусова // Вестн. РАН. – 2014. – Т. 84, № 12. – С. 1080–1089. – Библиогр.: 12 назв.

В последние годы значение грантовой составляющей в системе финансирования научных исследований неуклонно растёт, в частности, расширяется список государственных организаций грантовой поддержки. В этих условиях обнаруживается, что оценка эффективности конкурсной поддержки отдельных учёных и различных научно-исследовательских и научно-обра­зовательных организаций представляет собой далеко не тривиальную задачу. Сегодня она решается путём использования инструментария, которым располагает наукометрия. В данной работе предлагается конкретный способ определения качества научного продукта, полученного при грантовой поддержке, и сравнения его с качеством результатов, добытых в отсутствие грантового обеспечения, который основывается на анализе основных библиометрических показателей – научной продуктивности и цитируемости.

Р 2227

89. Николаенко, Н. Н. Управленческий персонал как фактор повышения эффективности инновационной деятельности библиотек / Н. Н. Николаенко // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 11. – С. 29–38. – Библиогр.: 9 назв.

Рассмотрена роль управленческого персонала как определяющего фактора активизации инновационной деятельности библиотек. Освещена деятельность управленческого персонала Научной библиотеки Украинской инженерно-педагогической академии по внедрению организационных, технико-технологических и управленческих инноваций.  

У 2013

90. Полубояров, В. В. Информационная система планирования и отчетности о проведении научно-технических мероприятий как элемент стратегического управления образовательной организацией / В. В. Полубояров // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3, Экономика. Экология. – 2014. –
№ 3 (26). – С. 6–15. – Библиогр.: 12 назв.

Исследована проблематика внедрения типовых информационно-аналитических систем в деятельность вуза. Обоснована возможность использования управляемого онтологией подхода для проектирования подобной системы. Выявлена необходимость построения индивидуального композитного решения для каждой образовательной организации. Анали­зи­руется проблема учёта сведений о научно-технических мероприятиях, проводимых в вузе, как составляющей системы стратегического управления образовательной организацией. Построена оригинальная модель бизнес-процессов "Управление научно-исследовательской работой" в нотации IDEF0, на основе которой разработана онтология предметной области "Учёт научно-технических мероприятий". Предложен инструмент учёта указанных сведений в виде модуля конфигурации на платформе "1С:Пред­приятие" и способ публикации указанных сведений с использованием компонента системы "1С-Битрикс Управление сайтом" на портале университета. Описаны управленческо-организационные и технологические достоин­ства полученной системы.  

Р 3100

91. Прохоров, С. Г. Мониторинг эффективности вузов и перспективы малых городов РФ / С. Г. Прохоров, А. А. Свирина // Высш. образование в России. – 2014. – № 11. – С. 121–125.

Проведён анализ показателей мониторинга эффективности деятельности вузов и филиалов, обозначены сопряжённые с его проведением проблемы филиалов в малых городах России. Показано, что на современном этапе без учреждений высшего образования малые города не имеют перспектив развития.

Ар13-31835

92. Рязанова, А. А. Методы маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А. А. Рязанова. – М., 2013. – 24 с. : ил. – Библиогр.: 16 назв.

Представлена разработка комплексной методики маркетингового анализа конкурентоспособности образовательных услуг вузов. Выявлена специфика образовательных услуг и факторы, влияющие на управление их конкурентоспособностью в контексте маркетингового подхода. Систематизированы и дополнены существующие подходы к маркетинговому анализу конкурентоспособности образовательных услуг как основы для стратегического и оперативного планирования в вузе. Проведён анализ возможности применения критериев диагностики состояния образовательных услуг в качестве показателей их конкурентоспособности. Показан комплекс оценочных инструментов конкурентоспособности за счёт учёта предпочтений реальных и потенциальных их потребителей. Разработан механизм апробации предлагаемых методик.

Р 2622

93. Свергунова, Н. М. Декларирование гуманистических принципов деятельности библиотеки вуза в федеральных и локальных нормативных актах / Н. М. Свергунова // Библиотековедение. – 2014. – № 5. – С. 24–28. – Библиогр.: 14 назв.

Освещены актуальные вопросы деятельности библиотек высших учебных заведений в условиях перехода к информационному обществу и реформы системы образования. Раскрыты особенности отражения гуманистической направленности деятельности библиотек в нормативных актах в области образования и библиотечного дела. Акцентировано внимание специалистов библиотечного дела на необходимости определения миссии библиотеки, основанной на принципах гуманизма.

Р 16

94. Сергеева, С. В. Развитие потенциала научно-педагогических кадров в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе / С. В. Сергеева, О. А. Воскрекасенко, Е. В. Козлова // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. – № 12. – С. 56–60. – Библиогр.: 10 назв.

Предложен вариант решения проблемы развития потенциала научно-педагогических кадров технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса на основе идей корпоративного образования и сетевого подхода. Представлена разработанная авторами программа "Повышение профессиональной компетентности педагогов технического вуза как многоуровневого образовательного комплекса", выступающая средством качественного кадрового обеспечения образовательного процесса в техническом вузе.

У 2495

95. Соболев, Н. А. От "трансляции знания" к "менеджменту знания" / Н. А. Соболев // Вестн. ун-та. – 2014. – № 12. – С. 228–233. – Библиогр.:
27 назв.

Исследования практики трансляции научного и научно-технического знания в западной мысли имеют практически вековую историю. За это время сам предмет претерпел значительные изменения, из-за чего постановка проблем исследования перешла от "Как передаётся знание?" к "Как сделать процесс трансляции более эффективным?" В работе представлен краткий обзор основных этапов развития подходов к трансляции знания.

У 2495

96. Сычев, А. В. К вопросу о принципах и методики оценки эффективности использования научного потенциала негосударственного вуза / А. В. Сы­чев // Вестн. ун-та. – 2014. – № 12. – С. 234–237. – Библиогр.: 4 назв.

Статья посвящена проблемам разработки методики оценки эффективности использования научного потенциала негосударственного вуза. Автор даёт характеристику показателям мониторинга деятельности вузов Министерства образования и науки Российской Федерации и формулирует собственную позицию по данному вопросу.

Р 16

97. Федотова, О. В. Организация и управление профессиональной ориентационной деятельностью в Московском филиале Высшей школы народных искусств / О. В. Федотова // Alma mater : вестн. высш. шк. – 2014. –
№ 12. – С. 52–55. – Библиогр.: 6 назв.

Представлена усовершенствованная модель организации, развития и управления профессиональной ориентационной деятельности, включая её важные составляющие, в Московском филиале Высшей школы народных искусств (институт). Выделены наиболее важные позиции предложенной стратегии.

У 1877

98. Харламов, А. В. Модернизация российской системы образования и проблема формирования человеческого капитала / А. В. Харламов // Экономика и упр. – 2014. – № 10 (108). – С. 63–66. – Библиогр.: 7 назв.

В современных условиях развития российской системы образования наблюдается дисбаланс в её соответствии требованиям рынка труда. Уровень развития системы образования оказывает непосредственное влияние на социально-экономическое состояние страны. К характерным для современного периода развития российской системы образования проблемам авторы относят недостаточную мотивацию учащихся к постоянному повышению уровня знаний, рост мигрантов, рост численности выпускников с одновременным уменьшением количества работающих по специальности и другие факторы. В результате на основе проведённого анализа положительных и отрицательных тенденций развития современной системы образования автором делаются выводы о соответствии сложившейся системы образования задачам экономического развития и совершенствования человеческого капитала. На этой основе предлагаются направления модернизации системы российского образования.   

Р 3100

99. Чепьюк, О. Р. Студенческий центр инновационного предпринимательства в университете / О. Р. Чепьюк, М. Ю. Гинзбург // Высш. образование в России. – 2014. – № 11. – С. 117–121. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрены форматы взаимодействия студенческого бизнес-инкуба­тора как центра молодёжного инновационного предпринимательства с подразделениями и внешней средой университета. Проанализированы проблемы и предложены решения, опирающиеся на опыт студенческого бизнес-инкубатора Нижегородского государственного университета имени
Н. И. Лобачевского.

Р 3100

100. Шестак, В. П. Вузы и инновационная экономика / В. П. Шестак // Высш. образование в России. – 2014. – № 11. – С. 57–65. – Библиогр.:
15 назв.

Затрагиваются вопросы организации научной деятельности в вузах федерального подчинения, расположенных в регионах Российской Федерации. Обсуждается роль вузов в социально-экономическом развитии регионов в процессе их перехода к инновационной экономике. Научная деятель­ность вузов рассматривается в рамках модели Тройной спирали. Предлагается классификация научных приоритетов, учитывающая как интересы региональной экономики, так и условия функционирования научно-педагогических работников вузов в части публикационной активности, формирования фонда заработной платы и организации научно-исследова­тельской работы студентов. Предлагается рассматривать вузы в качестве инновационных хабов региональных технологических платформ.

См. также № 7, 69, 101, 104.

  
На главную