Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2015 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Аналитические материалы, статистика,
библиометрия

У 1816

116. Анализ веб-пространства академических сообществ методами вебометрики и теории графов / Ю. И. Шокин [и др.] // Информ. технологии. – 2014. – № 12 (220). – С. 31–40. – Библиогр.: 27 назв.

Исследуется веб-пространство двух академических сообществ: Сибирского отделения РАН и Общества Фраунгофера в Германии. Методами вебометрики и теории графов проводится анализ сайтов научных организаций и связей между ними. Строятся рейтинги сайтов, проводится сравнение численных и структурных характеристик академических сообществ в веб-пространстве.

У 1154

117. Бескаравайная, Е. В. Научные школы Института биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г. К. Скрябина / Е. В. Бескаравайная, Ю. А. Мохначева, Т. Н. Харыбина // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 12. – С. 24–28. – Библиогр.: 10 назв.

Изложены результаты комплексного исследования истории становления и текущего состояния научных школ Института биохимии и физиологии микроорганизмов имени Г. К. Скрябина Российской академии наук (ИБФМ РАН) в Пущинском научном центре РАН (ПНЦ РАН). Представлены данные о научной, патентной и методико-педагогической деятельности.   

У 1154

118. Библиометрический анализ результатов конкурсных исследовательских проектов / И. А. Либкинд [и др.] // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 12. – С. 1–11. – Библиогр.: 8 назв.

Излагаются итоги первого этапа исследования, посвящённого разработке и применению методов оценки результатов выполнения проектов, поддержанных научными фондами. В качестве исходных эмпирических данных послужил ограниченный массив проектов. Анализ осуществлён на основе традиционных библиометрических показателей и с использованием индикаторов, предложенных ранее авторами настоящей статьи. Выявлены зависимости формальных характеристик массивов публикаций от временных этапов выполнения проектов, определена тематическая структура массивов проектов и публикаций. Предложен подход "от проекта – к публикациям, от публикаций – к проектам, «связанным» посредством общих (совместных) публикаций, от связанных проектов – к другим публикациям по этим проектам и т.д." Подход позволяет выявлять сеть взаимосвязанных проектов и фондов. С использованием этого подхода обнаружены многочисленные факты поддержки одних и тех же публикаций в рамках различных связанных проектов одного и того же и/или других (отечественных и зарубежных) фондов, а также получено распределение во времени всего массива проектов (включая связанные). Предложенные в работе методы могут быть использованы при оценке результатов выполнения проектов, поддержанных как крупными отечественными научными фондами и грантовыми агентствами (РГНФ, РФФИ, Минобрнауки РФ), так и аналогичными зарубежными и международными организациями.  

У 1465

119. Буцык, С. В. О проблеме оценки уровня информатизации вузов (культуры и искусств) в 2012-13 гг. / С. В. Буцык // Информ. ресурсы России. – 2014. – № 6 (142). – С. 34–39. – Библиогр.: 7 назв.

Статья посвящена сравнению результатов специального исследования, проведённого Министерством культуры Российской Федерации в 2011 году, с данными новых источников, которые появились в период 2012 – 2013 гг., – мониторинга эффективности, вебометрического индекса. Автор выдвигает гипотезу, что для минимальной комплексной оценки уровня информатизации вуза необходимо использовать 8 параметров, попарно разбитых на 4 группы.

У 1154

120. Гулько, А. Ю. Комплексное применение наукометрических показателей для анализа научно-технических направлений / А. Ю. Гулько,
Н. В. Максимов // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 12. – С. 12–23. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается комплексный подход применения показателей анализа научной и технологической деятельности на всех этапах научно-технического и инновационного процесса. Комплексирование позволяет обойти ограничения показателей, взятых по отдельности, получить более достоверные и согласованные результаты. Предложен показатель, предназначенный для выявления технологических направлений, влияющих на динамику развития рассматриваемой предметной области, и определения силы этого влияния. Применение такого подхода продемонстрировано на примере направления "технологии в атомной энергетике".  

Р 2227

121. Демидов, Д. Д. Влияние расширения периода цитирования на значение импакт-фактора / Д. Д. Демидов // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 12. – С. 39–48. – Библиогр.: 12 назв.

На примере отечественных журналов по сельскому хозяйству проанализировано изменение импакт-фактора при расширении окна цитирования с двух до пяти лет. Приведены показания сравнительных рейтингов журналов.

У 3762

122. Ежов, А. Н. Противоречивость мониторинговых показателей эффективности вузов / А. Н. Ежов // Актуал. вопр. образования и науки. – 2014. – № 5–6 (45–46). – С. 89–91.

Анализируются группы мониторинговых показателей эффективности работы вузов с точки зрения соответствия этих показателей законодательству Российской Федерации. Для анализа взяты следующие показатели: формы владения и пользования зданиями и сооружениями, нормы ЕГЭ, трудоустройство выпускников вузов, международная деятельность вузов, доходность вузов, доходность по научной деятельности, число преподавателей с учёными степенями, число студентов, обучающихся в филиалах.

У 4063

123. Кириллова, О. В. Категории и критерии оценки российских журналов и программы их развития / О. В. Кириллова // Науч. периодика : проблемы и решения. – 2014. – № 5 (23). – С. 20–34. – Библиогр.: 5 назв.

Описываются категории и критерии оценки и отбора журналов, использовавшихся при проведении конкурса по государственной поддержке программ развития и продвижения журналов в международные информационные системы, и в первую очередь в глобальные индексы цитирования Web of Science и Scopus. Конкурс проводился в рамках проекта по теме "Разработка и внедрение инструментов демонстрации и популяризации научно-исследовательских и научно-технических работ и достижений в образовании и науке, стимулирующих формирование положительной оценки в освещении актуальных процессов в области научных исследований, интеллектуальных технологий", включённой в федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы". Применявшиеся в процессе экспертизы и отбора программ развития критерии в большей части основаны на требованиях, предъявляемых к журналам международными информационными системами. Для проведения отбора была разработана специальная информационная система, которую также достаточно подробно описывают авторы данной статьи.   

У 4063

124. Манцерова, И. В. Отечественная университетская периодика в развивающемся диалоге научных школ / И. В. Манцерова // Науч. периодика : проблемы и решения. – 2014. – № 5 (23). – С. 40–45. – Библиогр.:
16 назв.

Автор статьи, опираясь на представленный список журналов – ветеранов отечественной научной периодики, поднимает вопрос о необходимости сохранения преемственности историко-культурного наследия отечественной науки, запечатлённого на страницах журналов. Использование наукометрических подходов позволяет расширить представления о научной школе, способствует идентификации научных школ. В целях популяризации старейших отечественных научных журналов, сохранивших основное название и не прервавших издательскую историю, связь научных поколений и преемственности научных традиций, автор предлагает создать специальную рубрику в журнале "Научная периодика: проблемы и решения".  

У 1465

125. Мохначева, Ю. В. Нанонаука и нанотехнологии в Московской области : библиометрический анализ документально-информационного потока по базе данных "Web of Science" (Thomson Reuters) / Ю. В. Мохначева, И. А. Митрошин // Информ. ресурсы России. – 2014. – № 6 (142). –
С. 17–23. – Библиогр.: 13 назв.

Представлены результаты библиометрического анализа публикационной активности учёных исследовательских учреждений Московской области в сфере нанотехнологий.

У 1465

126. Поляк, Ю. Е. Российский и международный опыт вебометрических исследований / Ю. Е. Поляк // Информ. ресурсы России. – 2014. –
№ 6 (142). – С. 2–9. – Библиогр.: 10 назв.

Понятие "вебометрика" появилось менее 20 лет назад. В работе приведены определения вебометрики, дан обзор вебометрических рейтингов (Испания, Россия), вебометрических исследований (Россия, СНГ). Изучены вопросы качества рейтингов и вебометрических инструментов.

У 3236

127. Синицын, А. А. Концепция и структура информационно-аналитической системы анализа публикационной активности сотрудников научно-образовательной организации / А. А. Синицын, О. Ю. Никифоров, М. А. Андреев // Фундам. исслед. – 2014. – № 11, ч. 6. – С. 1276–1280. – Библиогр.: 7 назв.

Описываются результаты изучения проблемы оценки состояния и развития научных исследований с применением новых методов для анализа библиографической и наукометрической информации в разрезе видов результатов интеллектуальной деятельности, а также создания универсальной комплексной информационной системы для реализации таких методов. Информационная система контроля данных кадрового состава предприятия и формирования критериальных показателей эффективности его деятельности позволит формализовать и обобщить результаты деятельности сотрудников любой организации, вычислить агрегированные показатели и на основе этих данных сформировать критерии эффективности. Такой системный подход позволит обрабатывать данные для расчёта общеорганизационных и специализированных, количественных и качественных, объективных и субъективных, интегральных и простых критериев. Внедрение такой системы позволит не только накапливать и обрабатывать данные о направлениях деятельности научно-образовательных учреждений, результатах работы, количественных и качественных характеристиках кадрового состава, но и строить различные показатели эффективности деятельности как отдельного рядового сотрудника, так и организации в целом.

У 3236

128. Синицын, А. А. Особенности применения информационно-аналитической системы для оценки направления поддержки по созданию результатов интеллектуальной деятельности научно-образовательной организации / А. А. Синицын, О. Ю. Никифоров, М. А. Андреев // Фундам. исслед. – 2014. – № 11, ч. 6. – С. 1271–1275. – Библиогр.: 6 назв.

В связи с увеличением государственного финансирования науки, ростом количества научных исследований, проводимых при поддержке различных фондов, остро стоит проблема анализа и комплексной оценки их результатов, выбора наиболее перспективных тем исследований. Поэтому проблема оперативного и объективного отражения состояния науки, а также понятных оценок эффективности затрат на исследования, весьма актуальна. Во всём мире эти вопросы являются предметом научного анализа, а создание научно обоснованных методик и программного обеспечения, посвящённого определению точек роста, географии и трендам развития, рассматривается как важнейшая задача при управлении наукой. В статье описываются результаты изучения проблемы оценки состояния и развития научных исследований с применением новых методов для анализа библиографической и наукометрической информации в разрезе видов результатов интеллектуальной деятельности, а также создания универсальной комплексной информационной системы для реализации таких методов.

У 3992

129. Сравнительный анализ показателей работы преподавателей вуза, используемый в разных странах / Ж. Б. Мусатова [и др.] // Инициативы XXI в. – 2014. – № 3. – С. 46–50. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются системы оценки результатов работы преподавателей вуза, используемые в университетах США и Европы. Анализируется значимость различных областей деятельности и показателей работы.

Р 2622

130. Столяров, Ю. Н. Рейтинг специалистов информационно-библио­течного профиля / Ю. Н. Столяров // Библиотековедение. – 2014. – № 5. – С. 110–115. – Библиогр.: 11 назв.

Раскрывается суть новой системы оценки научной эффективности специалистов информационно-библиотечного профиля – рейтинг научного цитирования и индекс Хирша. Эти показатели конкретизируются на основе официальных сведений применительно к наиболее успешным в научном плане исследователям данного профиля.

См. также № 21, 88.

  
На главную