Аналитические материалы, статистика,
библиометрия У 1816
116. Анализ веб-пространства
академических сообществ методами
вебометрики и теории графов / Ю. И. Шокин [и др.] // Информ. технологии.
– 2014. – № 12 (220). – С. 31–40. – Библиогр.: 27 назв.
Исследуется веб-пространство двух академических сообществ:
Сибирского отделения РАН и Общества Фраунгофера в Германии. Методами
вебометрики и теории графов проводится анализ сайтов научных организаций и
связей между ними. Строятся рейтинги сайтов, проводится сравнение численных
и структурных характеристик академических сообществ в веб-пространстве.
У 1154
117. Бескаравайная, Е. В. Научные
школы Института биохимии и физиологии микроорганизмов им. Г. К. Скрябина /
Е. В. Бескаравайная, Ю. А. Мохначева, Т. Н. Харыбина // НТИ. Сер. 1, Орг. и
методика информ. работы. – 2014. – № 12. – С. 24–28. – Библиогр.: 10 назв.
Изложены результаты комплексного исследования истории
становления и текущего состояния научных школ Института биохимии и
физиологии микроорганизмов имени Г. К. Скрябина Российской академии наук
(ИБФМ РАН) в Пущинском научном центре РАН (ПНЦ РАН). Представлены данные о
научной, патентной и методико-педагогической деятельности.
У 1154
118. Библиометрический анализ
результатов конкурсных исследовательских проектов / И. А. Либкинд [и
др.] // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2014. – № 12. – С.
1–11. – Библиогр.: 8 назв.
Излагаются итоги первого этапа исследования, посвящённого
разработке и применению методов оценки результатов выполнения проектов,
поддержанных научными фондами. В качестве исходных эмпирических данных
послужил ограниченный массив проектов. Анализ осуществлён на основе
традиционных библиометрических показателей и с использованием индикаторов,
предложенных ранее авторами настоящей статьи. Выявлены зависимости
формальных характеристик массивов публикаций от временных этапов выполнения
проектов, определена тематическая структура массивов проектов и публикаций.
Предложен подход "от проекта – к публикациям, от публикаций – к проектам,
«связанным» посредством общих (совместных) публикаций, от связанных проектов
– к другим публикациям по этим проектам и т.д." Подход позволяет выявлять
сеть взаимосвязанных проектов и фондов. С использованием этого подхода
обнаружены многочисленные факты поддержки одних и тех же публикаций в рамках
различных связанных проектов одного и того же и/или других (отечественных и
зарубежных) фондов, а также получено распределение во времени всего массива
проектов (включая связанные). Предложенные в работе методы могут быть
использованы при оценке результатов выполнения проектов, поддержанных как
крупными отечественными научными фондами и грантовыми агентствами (РГНФ,
РФФИ, Минобрнауки РФ), так и аналогичными зарубежными и международными
организациями.
У 1465
119. Буцык, С. В. О
проблеме оценки уровня информатизации вузов (культуры и искусств) в 2012-13
гг. / С. В. Буцык // Информ. ресурсы России. – 2014. – № 6 (142). – С.
34–39. – Библиогр.: 7 назв.
Статья посвящена сравнению результатов специального
исследования, проведённого Министерством культуры Российской Федерации в
2011 году, с данными новых источников, которые появились в период 2012 –
2013 гг., – мониторинга эффективности, вебометрического индекса. Автор
выдвигает гипотезу, что для минимальной комплексной оценки уровня
информатизации вуза необходимо использовать 8 параметров, попарно разбитых
на 4 группы.
У 1154
120. Гулько, А. Ю. Комплексное
применение наукометрических показателей для анализа научно-технических
направлений / А. Ю. Гулько, Н. В. Максимов // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. –
2014. – № 12. – С. 12–23. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматривается комплексный подход применения показателей
анализа научной и технологической деятельности на всех этапах
научно-технического и инновационного процесса. Комплексирование позволяет
обойти ограничения показателей, взятых по отдельности, получить более
достоверные и согласованные результаты. Предложен показатель,
предназначенный для выявления технологических направлений, влияющих на
динамику развития рассматриваемой предметной области, и определения силы
этого влияния. Применение такого подхода продемонстрировано на примере
направления "технологии в атомной энергетике".
Р 2227
121. Демидов, Д. Д. Влияние
расширения периода цитирования на значение
импакт-фактора / Д. Д. Демидов // Науч. и техн. б-ки. – 2014. – № 12.
– С. 39–48. – Библиогр.: 12 назв.
На примере отечественных
журналов по сельскому хозяйству проанализировано изменение импакт-фактора
при расширении окна цитирования с двух до пяти лет. Приведены показания
сравнительных рейтингов журналов.
У 3762
122. Ежов, А. Н. Противоречивость
мониторинговых показателей эффективности вузов / А. Н. Ежов // Актуал. вопр.
образования и науки. – 2014. – № 5–6 (45–46). – С. 89–91.
Анализируются группы мониторинговых показателей эффективности
работы вузов с точки зрения соответствия этих показателей законодательству
Российской Федерации. Для анализа взяты следующие показатели: формы владения
и пользования зданиями и сооружениями, нормы ЕГЭ, трудоустройство
выпускников вузов, международная деятельность вузов, доходность вузов,
доходность по научной деятельности, число преподавателей с учёными
степенями, число студентов, обучающихся в филиалах.
У 4063
123. Кириллова, О. В. Категории
и критерии оценки российских журналов и программы их развития / О. В.
Кириллова // Науч. периодика : проблемы и решения. – 2014. – № 5 (23). – С.
20–34. – Библиогр.: 5 назв.
Описываются категории и критерии оценки и отбора журналов,
использовавшихся при проведении конкурса по государственной поддержке
программ развития и продвижения журналов в международные информационные
системы, и в первую очередь в глобальные индексы цитирования Web of Science
и Scopus. Конкурс проводился в рамках проекта по теме "Разработка и
внедрение инструментов демонстрации и популяризации научно-исследовательских
и научно-технических работ и достижений в образовании и науке, стимулирующих
формирование положительной оценки в освещении актуальных процессов в области
научных исследований, интеллектуальных технологий", включённой в федеральную
целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы".
Применявшиеся в процессе экспертизы и отбора программ развития критерии в
большей части основаны на требованиях, предъявляемых к журналам
международными информационными системами. Для проведения отбора была
разработана специальная информационная система, которую также достаточно
подробно описывают авторы данной статьи.
У 4063
124. Манцерова, И. В. Отечественная
университетская периодика в развивающемся диалоге научных школ / И. В.
Манцерова // Науч. периодика : проблемы и решения. – 2014. – № 5 (23). – С.
40–45. – Библиогр.: 16 назв.
Автор статьи, опираясь на представленный список журналов –
ветеранов отечественной научной периодики, поднимает вопрос о необходимости
сохранения преемственности историко-культурного наследия отечественной
науки, запечатлённого на страницах журналов. Использование наукометрических
подходов позволяет расширить представления о научной школе, способствует
идентификации научных школ. В целях популяризации старейших отечественных
научных журналов, сохранивших основное название и не прервавших издательскую
историю, связь научных поколений и преемственности научных традиций, автор
предлагает создать специальную рубрику в журнале "Научная периодика:
проблемы и решения".
У 1465
125. Мохначева, Ю. В. Нанонаука
и нанотехнологии в Московской области : библиометрический анализ
документально-информационного потока по базе данных "Web of Science"
(Thomson Reuters) / Ю. В. Мохначева, И. А. Митрошин // Информ. ресурсы
России. – 2014. – № 6 (142). – С. 17–23. – Библиогр.: 13 назв.
Представлены результаты библиометрического анализа
публикационной активности учёных исследовательских учреждений Московской
области в сфере нанотехнологий.
У 1465
126. Поляк, Ю. Е. Российский
и международный опыт вебометрических исследований / Ю. Е. Поляк // Информ.
ресурсы России. – 2014. – № 6 (142). – С. 2–9. – Библиогр.: 10 назв.
Понятие "вебометрика" появилось менее 20 лет назад. В работе
приведены определения вебометрики, дан обзор вебометрических рейтингов
(Испания, Россия), вебометрических исследований (Россия, СНГ). Изучены
вопросы качества рейтингов и вебометрических инструментов.
У 3236
127. Синицын, А. А. Концепция
и структура информационно-аналитической системы анализа публикационной
активности сотрудников научно-образовательной организации / А. А. Синицын,
О. Ю. Никифоров, М. А. Андреев // Фундам. исслед. – 2014. – № 11, ч. 6. – С.
1276–1280. – Библиогр.: 7 назв.
Описываются результаты изучения проблемы оценки состояния и
развития научных исследований с применением новых методов для анализа
библиографической и наукометрической информации в разрезе видов результатов
интеллектуальной деятельности, а также создания универсальной комплексной
информационной системы для реализации таких методов. Информационная система
контроля данных кадрового состава предприятия и формирования критериальных
показателей эффективности его деятельности позволит формализовать и обобщить
результаты деятельности сотрудников любой организации, вычислить
агрегированные показатели и на основе этих данных сформировать критерии
эффективности. Такой системный подход позволит обрабатывать данные для
расчёта общеорганизационных и специализированных, количественных и
качественных, объективных и субъективных, интегральных и простых критериев.
Внедрение такой системы позволит не только накапливать и обрабатывать данные
о направлениях деятельности научно-образовательных учреждений, результатах
работы, количественных и качественных характеристиках кадрового состава, но
и строить различные показатели эффективности деятельности как отдельного
рядового сотрудника, так и организации в целом.
У 3236
128. Синицын, А. А. Особенности
применения информационно-аналитической системы для оценки направления
поддержки по созданию результатов интеллектуальной деятельности
научно-образовательной организации / А. А. Синицын, О. Ю. Никифоров, М. А.
Андреев // Фундам. исслед. – 2014. – № 11, ч. 6. – С. 1271–1275. –
Библиогр.: 6 назв.
В связи с увеличением государственного финансирования науки,
ростом количества научных исследований, проводимых при поддержке различных
фондов, остро стоит проблема анализа и комплексной оценки их результатов,
выбора наиболее перспективных тем исследований. Поэтому проблема
оперативного и объективного отражения состояния науки, а также понятных
оценок эффективности затрат на исследования, весьма актуальна. Во всём мире
эти вопросы являются предметом научного анализа, а создание научно
обоснованных методик и программного обеспечения, посвящённого определению
точек роста, географии и трендам развития, рассматривается как важнейшая
задача при управлении наукой. В статье описываются результаты изучения
проблемы оценки состояния и развития научных исследований с применением
новых методов для анализа библиографической и наукометрической информации в
разрезе видов результатов интеллектуальной деятельности, а также создания
универсальной комплексной информационной системы для реализации таких
методов.
У 3992
129. Сравнительный анализ
показателей работы преподавателей вуза, используемый в разных странах
/ Ж. Б. Мусатова [и др.] // Инициативы XXI в. – 2014. – № 3. – С. 46–50. –
Библиогр.: 6 назв.
Рассматриваются системы оценки результатов работы
преподавателей вуза, используемые в университетах США и Европы.
Анализируется значимость различных областей деятельности и показателей
работы.
Р 2622
130. Столяров, Ю. Н. Рейтинг
специалистов информационно-библиотечного профиля
/ Ю. Н. Столяров // Библиотековедение. – 2014. – № 5. – С. 110–115. –
Библиогр.: 11 назв.
Раскрывается суть новой системы оценки научной эффективности
специалистов информационно-библиотечного профиля – рейтинг научного
цитирования и индекс Хирша. Эти показатели конкретизируются на основе
официальных сведений применительно к наиболее успешным в научном плане
исследователям данного профиля.
См. также № 21, 88.
|