Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2015 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет-технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Открытый доступ

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Информационно-коммуникационные технологии
и техника

У 3890

29. Белоглазова, Л. Б. Особенности электронных текстов как средства коммуникации в условиях информационного общества / Л. Б. Белоглазова,
А. А. Белоглазов // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2014. – № 3 (29). – С. 75–80. – Библиогр.: 10 назв.

Излагаются характеристики коммуникационной сферы информационного общества и её значение в образовании, рассматриваются электронные тексты и выделяются их особенности. Обсуждается проблема использования электронных текстов в медиаобразовании и применения игровых форм обучения. Делается вывод о противоречивом характере медиаобразования посредством электронных текстов, так как, несмотря на несомненное удобство подобной формы педагогической коммуникации, в ней отсутствует подлинное общение, диалог между педагогом и учеником.   

У 3890

30. Белоглазова, Л. Б. Развитие научного стиля речи студентов в условиях информатизации образования / Л. Б. Белоглазова, А. А. Белоглазов // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2014. – № 3 (29). – С. 24–29. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматривается проблема формирования научного стиля речи студентов. Главное внимание уделяется такой тенденции образования, как информатизация. Даётся характеристика основных проявлений информатизации образования в нашей стране, в частности, анализируется воздействие Интернета и интернет-ресурсов на образовательную систему и образовательный процесс. Делается вывод о том, что в современных условиях действенному обучению студентов научному стилю речи способствует использование информационных технологий и опора на электронные ресурсы.  

Р 3590

31. Бухарин, В. В. Управление доступом к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной сети при обеспечении информационной безопасности / В. В. Бухарин, В. В. Дворядкин, С. Ю. Карайчев // Информ. системы и технологии. – 2014. – № 4 (84). – С. 126–134. – Библиогр.: 9 назв.

Рассмотрен метод управления доступом к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной сети при обеспечении информационной безопасности. Метод относится к области обеспечения информационной безопасности и может быть использован при эксплуатации сетей связи для предотвращения несанкционированного доступа пользователей к сетевым информационным ресурсам и сервисам посредством распределённого контроля устанавливаемых сетевых соединений.

У 3890

32. Димов, Е. Д. Теория защиты информации в содержании обучения прикладной информатике студентов вузов / Е. Д. Димов // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер. "Информатика и информатизация образования". – 2014. – № 3 (29). – С. 30–43. – Библиогр.: 21 назв.

Излагаются особенности подготовки студентов вузов по прикладной информатике. Обсуждается их будущая профессиональная деятельность. Отмечается, что теория защиты информации является научным направлением прикладной информатики. Рассматриваются области возможной деятельности выпускников направлений подготовки по прикладной информатике, связанной с информационной безопасностью и защитой информации.

Р 2959

33. Мальковский, М. Г. Восстановление эллипсиса как задача автоматической обработки текстов / М. Г. Мальковский, В. С. Миняйлов,
А. С. Старостин // Прогр. продукты и системы. – 2014. – № 3 (107). –
С. 32–36. – Библиогр.: 7 назв.

Любому естественному языку присуще явление омонимии, когда одни и те же языковые знаки, помещённые в различные контексты, могут интерпретироваться по-разному. Это явление является главной причиной, обусловливающей сложность решения задач автоматического синтаксического анализа, актуальность и практическая значимость которых на сегодняшний день несомненна. Помимо омонимии, в естественных языках можно наблюдать ещё одно явление, в рамках которого потенциальная неоднозначность языка проявляется не менее ярко. Речь идёт об эллипсисе. Эти два явления имеют общую природу, однако омонимия изучается компьютерной лингвистикой на протяжении десятилетий, a эллипсис лишь вскользь упоминается в отдельных работах. Даже простейшие случаи эллипсиса являются в настоящее время труднопреодолимым препятствием для алгоритмов синтаксического анализа. В настоящей работе предложен подход к решению задачи автоматического синтаксического анализа, характерной особенностью которого является то, что корректная обработка эллиптических конструкций оказывается естественным элементом общей схемы синтаксического анализа, включающей три параллельно функционирующих механизма: предсказаний, слияний и оценочного механизма.

Р 2923

34. Раджабова, Н. Ш. Метод проектов в преподавании информационных технологий в вузе / Н. Ш. Раджабова // Информатика и образование. – 2014. – № 9 (258). – С. 63–64. – Библиогр.: 4 назв.

Исследован опыт использования метода проектов в преподавании информационных технологий в вузе. Рассмотрены вопросы организации учебного процесса, предложены подходы к решению проблем выполнения проектов студентами.

У 2524

35. Рогозов, Ю. И. Концепция построения методологических информационных систем / Ю. И. Рогозов, А. С. Свиридов // Информатизация и связь. – 2014. – № 2. – С. 11–14. – Библиогр.: 10 назв.

Предложен способ создания систем на основе методологического подхода. Информационная система может быть представлена в виде методологической, описывающей структуру и содержание работ всех субъектов, участвующих в разработке. Формой методологического представления работ предложено использовать понятие механизма. Механизмы в системе имеют взаимопроникновения и взаимосвязи, они образуют структуру, которая является формой методологического знания о создании системы. Заполнение такой формы содержанием позволяет получить прикладную информационную систему, соответствующую требованиям пользователя. Применение методологического похода позволит упростить разработки и адаптации информационной системы.

У 3236

36. Сизов, А. А. Информационные технологии при построении учебного процесса в высшей школе / А. А. Сизов // Фундам. исслед. – 2014. –
№ 11, ч. 9. – С. 2070–2073. – Библиогр.: 15 назв.

Усиление роли информационных технологий, а также всё большее проникновение их в различные сферы жизни предопределило их активное использование в рамках образовательного процесса. Объектом новых информационных технологий обучения студента является деятельность, взаимодействие в системе "студент – техника – знания". При этом информационные технологии могут как привести к позитивным изменениям в развитии интеллектуальных способностей студента, так и спровоцировать негативные последствия. Существенным компонентом процессов информатизации является разработка и использование педагогических программных средств, базирующихся на различных информационных технологиях. В последнее время одним из актуальных становится направление, базирующееся на использовании в педагогических программных средствах компьютерных сетей. Применение компьютерных технологий в процессе обучения различным учебным дисциплинам требует от преподавателя знаний как в области подготовки сценария учебного курса с учётом возможностей инструментальных средств разработки программ, так и знаний в области методики преподавания конкретной дисциплины. Это обеспечивает широкие возможности применения компьютерных коммуникаций и сетей в практической деятельности современных вузов России.  

У 3897

37. Степанов, В. К. Назначение библиотек в эпоху цифровых коммуникаций / В. К. Степанов // Соврем. б-ка. – 2014. – № 8 (48). – С. 8–13.

Обозначены потребности граждан современного цифрового общества, которые могут быть удовлетворены библиотеками, и, в соответствии с ними, ряд функций библиотек. Главная функция состоит в обеспечении читателям доступа к платной части информационных ресурсов. Вторая функция состоит в повышении информационной грамотности общества. Показаны пути их реализации, отмечены возникающие при этом проблемы. Данная статья – вторая из цикла публикаций. С первой можно ознакомиться в журнале "Современная библиотека" № 7 за 2014 г.

У 2524

38. Тонконогов, Д. В. Разработка системы автоматизированного анализа неструктурированных текстов на основе семантического временного разбиения / Д. В. Тонконогов, И. Л. Артемьева // Информатизация и связь. – 2014. – № 2. – С. 107–110. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрен подход к созданию интеллектуальной программной системы, предназначенной для анализа неструктурированных текстов на английском и русском языках на основе временного разбиения. Во время исследования были выявлены проблемы, связанные с недостаточной развитостью области компьютерной лингвистики, такие как отсутствие стандарта описания лингвистической модели. Произведён анализ корпуса в предметной области Computerscience для последующего обобщения в лингвистической онтологии.

У 2524

39. Черников, Б. В. Оценка реализации системы лексикологического синтеза документов / Б. В. Черников // Информатизация и связь. – 2014. – № 2. – С. 32–39. – Библиогр.: 3 назв.

Излагаются вопросы предварительной оценки реализации системы текстовых документов, создаваемых с использованием лексикологического синтеза. Приводятся данные по трудоёмкости создания документов традиционным способом (в офисных программах) и на основе применения автоматизированной технологии лексикологического синтеза. Даётся оценка стоимости работ на этапе создания системы автоматизированного синтеза документов.

См. также № 2, 6, 8, 14, 41, 56, 60, 65, 74, 84, 90.

  
На главную